Базилика Сан-Лоренцо – является одной из старейших церквей Флоренции. Названа она в честь Святого Ловрентия.
Расположен храм на площади с одноименным названием, которая находиться в центре города.
История создания
Первое культовое сооружение на месте базилики Сан-Лоренцо было освящено еще в 393 году , некоторое время церковь была кафедральным собором Флоренции. Первая масштабная реконструкция датируется 1059 годом , следующая фаза пришлась на 1421 год, когда для расширения трансепта было приятно решение о сносе ряда близстоящих домов.
В это же время богатый банкир Джованни ди Биччи Медичи заказал Филиппо Брунеллески строительство Старой Ризницы (Sagrestia Vecchia), которая должна была примыкать к церкви.
Чуть позже Брунеллески стал архитектором всего комплекса, впрочем, он по-прежнему основное внимание уделял Старой Ризнице, которую и завершил в 1428 году (в 1429 именно там состоялись пышные проводы умершего Джованни ди Медичи).
Работы по перестройке церкви практически прекратились, и лишь с 1441 года, уже под кураторством Козимо де Медичи, были возобновлены. Новым архитектором церкви стал Микелоццо, заменивший состарившегося и занятого другими проектами Брунеллески.
К 1461 году церковь была в основном завершена
Умерший в 1464 году Козимо де Медичи был похоронен в подземной крипте Сан-Лоренцо, под центральным алтарем. С тех пор базилика стала местом погребения членов этой влиятельнейшей флорентийской семьи.
Фасад церкви остался незаконченным: папа Лев X Медичи в 1518 поручил Микеланджело разработать проект фасада. Микеланджело создал деревянную модель в классическом стиле , однако работы так и не были начаты, из-за технических и финансовых проблем.
Папа заказал Микеланджело строительство Новой Ризницы (Sagrestia Nuova), для захоронения умерших в молодом возрасте представителей дома Медичи: Лоренцо ди Пьеро де Медичи, герцога Урбинского и Джулиано де Медичи, герцога Немура.
Последние доработки комплекса относятся к середине 18 века . Маленькая колокольня построена Фердинандо Руджери в 1740 году, а в 1742 году Винченцо Меуччи украсил купол фресками с изображениями флорентийских святых .
Внешний облик
Церковь выполнена в форме латинского креста в трех нефах, с часовнями вдоль оснований креста и со стороны трансепта.
Нефы отделены колоннами коринфского ордера. Колонны, в стиле Брунеллески, с пирамидальными ложами капителей (пульвино). Боковые стены украшены пилястрами, визуально включающими полукруглые арки часовен.
Внутренняя часть церкви замечательно освещена благодаря группе дуговых окон второго яруса.
Произведения искусства
Многочисленные произведения искусства украшают церковь Сан-Лоренцо, среди которых произведения великого Донателло.
Среди прочих произведений следует отметить:
- Большой цикл фресок, изображающий мученичество святого Лаврентия работы Бронзино (левый неф);
- Алтарная картина «Благовещение Мартелли» Филиппо Липпи (около 1450; капелла левого трансепта);
- Алтарная картина «Рождество со святыми Юлианом и Франциском» Раффаэлино дель Гарбо (левый трансепт);
- Шедевр маньеризма, «Обручение Богоматери» Россо Фьорентино (капелла правого нефа, 1523).
Старая Ризница
«Старая Ризница» (проход через левый трансепт) – шедевр 15 века, построенный Филиппо Брунеллески в 1421 – 1428 годах в качестве мавзолея богатейшей семьи Медичи.«Старая Ризница» стала первой законченной частью нового Сан-Лоренцо.
Капелла, посвященная святому Иоанну Богослову , представляет собой центрическое квадратное помещение, покрытое полусферическим зонтичным куполом.
Украшения «Старой Ризницы» (медальоны, барельефы, люнеты, бронзовые двери) выполнены Донателло, а саркофаг Пьеро и Джованни де Медичи - работа Верроккьо .
Впечатляет фреска купола в апсиде, выполненная Джулиано дАрриго в виде звездного неба, расположение Солнца и созвездий на нем соответствует космологической ситуации во Флоренции 4 июля 1442 года.
Новая Ризница
«Новая Ризница», находящаяся справа от фасада церкви (проход через правый трансепт), построена по проекту Микеланджело между 1521 и 1534 годом. Она составляет часть «погребального» проекта семьи Медичи, которая в это время из знатной семьи превращалась в семью монархическую – представитель семьи Медичи стал папой Львом X, некоторые члены семьи получили герцогские титулы.
Микеланджело исходил из общего плана, аналогичного проекту Старой Ризницы Брунеллески, однако помещение у него было разделено на более сложные формы, с триумфальными арками, открывающимися на апсиды.
В двух боковых стенах – монументальные гробницы Джулиано де Медичи, герцога Немура и его племянника Лоренцо ди Пьеро де Медичи, герцога Урбинского .
Для каждой гробницы Микеланджело изваял по три аллегорические скульптуры: скульптуры самих герцогов на троне и аллегории времени – «День», «Ночь», «Сумерки» и «Заря».
Статуи герцогов как бы смотрят в центр часовни, где находятся скульптурные изображения Мадонны с Младенцем на руках , также работы Микеланджело, с обеих сторон Богоматери – статуи святых Космы и Дамиана работы учеников Микеланджело.
Капелла Принцев
На противоположной фасаду стороне церкви располагается грандиозная восьмиугольная «Капелла Принцев» (Cappella dei Principi), с ее большим куполом, который является вторым во Флоренции после купола Дуомо.
Диаметр сооружения составляет 28 метров. Строительство капеллы велось с 1604 года, под руководством Маттео Ниджетти и Бернардо Буонталенти.
В интерьере капеллы – прекрасные инкрустации из темного мрамора и полудрагоценных камней.
В центре, согласно намерениям семьи Медичи, должна была находиться частица Гроба Господня, однако все попытки приобрести эту реликвию оказались тщетны.
Капелла Медичи
Главная ценность базилики - капелла Медичи, в которой находятся саркофаги представителей семейства Медичи - великих Герцогов Тосканы: Козимо III, Франческо I, Козимо I, Фердинанда I, Козимо II и Фердинанда II.
Восьмиугольное помещение усыпальницы, облицованное мрамором, оформлено в стиле барокко. Два саркофага украшены статуями усопших, выполненными скульптором Такка.
Внутренний двор
Проект главного клуатра (внутреннего дворика) был разработан Брунеллески, но реализован уже после смерти мастера между 1457 и 1460 его учеником Антонио Манетти. Дворик представляет собой двойную крытую галерею, с аркадами в нижнем ярусе и архитравами в верхнем ярусе, с левой стороны фасада базилики.
В правом углу комплекса с трансептом базилики соседствует здание Библиотеки Медичи Лауренциана, спроектированное Микеланджело. В здании особенного внимания заслуживает уникальная по форме монументальная лестница Микеланджело.
Библиотека Лауренциана
Помещение библиотеки Лауренциана выстроено в 1524 году с южной стороны Базилики Сан-Лоренцо по проекту Микеланджело.
Если вдруг, находясь во Флоренции, вам захочется посетить место упокоения последнего из рода Медичи, посетите церковь Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo ). И пусть это суровое здание расположено не в самом престижном месте города, и, по сути, является недостроенным, оно, несомненно, заслуживает вашего внимания. Ведь в прошлом базилика Сан-Лоренцо была небольшой фамильной церквушкой великой семьи Медичи. А с архитектурной точки зрения это одна из первых церквей, принадлежащих .
Давайте вернемся немного назад и попытаемся узнать историю появления этого неоднозначного строения. Итак, в далеком 393 году н.э. миланский архиепископ Амброджио приказал заложить церковь, посвященную святому Лаврентию и первому архиепископу Флоренции святому Зиновию. Мощи последнего хранились в стенах церкви с 4 по 7 века. Именно в это время базилика Святого Лаврентия считалась Кафедральным собором. Сегодня главный кафедральный собор Флоренции – это .
В 11 веке произошло первая глобальная перестройка здания, во время которой ренессансный стиль сменился романским. В начале 15 века несколько влиятельных флорентийских горожан объединились с целью финансирования расширения церкви Сан-Лоренцо. Самым значительным было пожертвование, сделанное Джованни Медичи, желавшим таким способом войти в более высокие слои общества и укрепить свой статус.
Главным архитектором для работы над базиликой был (Filippo Brunelleschi) . Первое, к чему приступил известный итальянский архитектор – это пристройка боковой капеллы, которая впоследствии получила название Старой сакристии.
Так как в ней планировалось устроить усыпальницу для Медичи, то Джованни никогда не жалел средств на финансирование строительства.
Возведение Старой капеллы продолжалось с 1421 по 1428 годы. Ее интерьер возрождал собой систему купола, накрывающего квадратное помещение. Внутреннее пространство отличалось простотой и четкостью.
После окончания работ над ризницей, Брунеллески приступил к общим работам над церковью. Однако закончить их он не успел. В1429 году уходит из жизни Джованни Медичи. А с его смертью иссякает и финансовый поток. В дальнейшем работы по реконструкции Сан-Лоренцо продолжились с подачи Козимо Медичи Старого, который пригласил на должность архитектора Бартоломео Микелоццо . Позднее Козимо Старший стал первым захороненным в подземной крипте, а базилика Сан-Лоренцо стала местом захоронения всех представителей известной флорентийской семьи.
В 1520 году римский папа Лев Медичи нанимает архитектора для постройки Новой Ризницы (Сакристии). В ней один из великих Медичи планировал захоронить тех из семьи, кто покинул мир в молодом возрасте (Джулиано Медичи, Лоренцо ди Пьетра). Этот проект относится к одним из важнейших в творческой жизни мастера. Например, если ранее сами гробницы и надгробные памятники было принято размещать в центре помещение, то Микеланджело не побоялся совершить архитектурный переворот, разместив усыпальницы и статуи по периметру вдоль стен.
Интересно, что работы по реконструкции фасада так и не были завершены. Согласно историческим документам, это произошло из-за разногласий между Микеланджело и римским папой Львом Х Медичи. Микеланджело настаивал на облицовке фасада каррарским мрамором, а папа предпочитал украшать фасад камнем из Пьетрасанты.
Собственно сам спор возник из-за того, что фасад должен был отразить мастерство итальянских художников и одновременно свидетельствовать о могуществе рода Медичи. А для этого свой выбор камня Лев Х считал более приемлемым. Упорство сторон и привело к незаконченному фасаду. После смерти папы, финансирование уменьшилось, и проект сам собой сошел на «нет».
Для того, чтобы великий художник не отвернулся окончательно от семьи, кардинал Джулио Медичи решил отвлечь его от фасада и поручил создание новой часовни в базилике Сан-Лоренцо. Работы над новой постройкой были начаты в 1519 году. И до сих пор, созданные им надгробные скульптуры, привлекают к себе туристов со всего мира. Кроме туристов в часовне нередко можно увидеть студентов из художественных академий. Здесь они обучаются мастерству на примере мировых шедевров.
Что посмотреть
Несмотря на внешнюю неприглядность базилики, турист, попадающий внутрь Сан-Лоренцо, вряд ли пожалеет об этом. Ведь ему представится возможность увидеть мировые произведения искусства. Например, стоит отметить бронзовые кафедры работы великого , появившиеся во второй половине 15 века. Внутренний же интерьер завораживает. Ряд колонн различного диаметра, лишенных каких-либо украшений, считается работой архитектора Васаллето. Невозможно обойти вниманием великолепный напольный рисунок, напоминающий ковер с рисунками на церковную тематику.
Старая Сакристия
Внутреннее убранство Старой Сакристии наполнено прекрасными медальонами, люнетами и барельефами авторства Донателло. Там же расположена гробница Джованни и Пьетро Медичи. Внутренняя поверхность купола украшена уникальной фреской. На ней изображено небо с дневным и ночным светилами, а также известные в то время звезды.
Новая Сакристия
В стенах Новой Сакристии хранятся саркофаги двух герцогов Медичи. Гробницы украшены различными аллегорическими скульптурами, выполненными Микеланджело. В центре находится композиция «Мадонна и младенец».
Капелла принцев (Cappella Dei Principi)
Восьмиугольное помещение Капеллы принцевимеет купол второй по величине во Флоренции. Купол украшен фресками, на которых можно увидеть изображения городских гербов Тосканского Герцогства. Роспись склепа, в котором захоронены Медичи, была выполнена в 1826 году Пьетро Бенвенути.
Лаврентьевская библиотека (Biblioteca Laurenziana)
Авторству Буонаротти принадлежит и Лаврентьевская библиотека. Ее строительством мастер занимался с 1524 по 1534 года, по распоряжению папы Климента VII Медичи.
Им же была спроектирована удивительная лестница, в виде течения расплавленной лавы, и внутреннее убранство читального зала. В библиотеке хранится множество книг и исторических рукописей. Первоначальное собрание принадлежало Козимо Старому, а позже было расширенно остальными членами большой семьи Медичи. Библиотеке принадлежат и некоторые бесценные вещи. Например, Библия, датированная 8-м веком н.э. или самая древняя римская энциклопедия (Naturalis Historia).
Несмотря на то, что церковь Святого Лаврентия не самое величественное архитектурное сооружение, к нему ежегодно стремятся потоки туристов со всего мира. И, несомненно, фамильный приход Медичи заслуживает вашего внимания.
↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Сокровища или уникальные артефакты Кафедрального Собора Сан-Лоренцо в Генуе Генуя удивительный город с богатейшей историей, которая отразилась и на её Соборах, об одном из них - Кафедральном Соборе Сан-Лоренцо хотелось бы рассказать. Место для строительства Собора выбрано совсем не случайно, именно на этом месте принял мученическую смерть Святой Лаврентий, путешествующий с папой Сикстом в Испанию. Сначала, в память о нём на этом месте была построена часовня. Но уже в начале 12 века началось строительство Собора, которое продолжалось почти триста лет.На карте
Собор построен в стиле французской готики французскими мастерами из светлого и темного мрамора, имеет три портала и три нефа. Но, заглянем внутрь.
Внутри Собор очень богато украшен красивыми витражами, готическими колоннами, великолепными расписными сводами потолка.
С правой стороны от входа в собор можно видеть бомбу времен второй мировой войны, которая во время бомбежки упала на крышу Собора и не взорвалась, теперь она демонстрируется как проявление Божьей воли, хранящей это Собор.
Практически напротив этого снаряда можно видеть капеллу Святого Иоанна Крестителя, богато украшенную скульптурами итальянских мастеров 15-16 вв. В ней хранятся частички мощей Иоанна Крестителя.
Но и это еще не все, самое главное храниться в специальной сокровищнице - Тезоро, в которую мы отправимся и я покажу её главные сокровища и артефакты. Этот музей был построен в 1956 г., автор проекта - итальянский архитектор Франко Альбини, данный музей был признан одним из самых удачных в мире проектов по современной передаче исторических знаний.На входе в сокровищницу встречает серебряная статуя Святого Лаврентия с золотой пальмовой ветвью, в специально окошечко на груди можно видеть частички мощей этого святого.
Еще одна святыня - это блюдо, которым во время Тайной Вечери пользовался сам Христос, или тот самый "Священный Грааль". Так ли это на самом деле, вряд ли кто ответит сегодня, но генуэзцы уверены в том. что эта зеленая шестигранная чаша и есть тот самый "Грааль". Она была привезена из Кесарии Палестинской во времена крестового похода. Позже император Наполеон вывез её во Францию, после чего Святая Чаша была повреждена, что ничуть не умаляет ее ценности.
Еще одна святыня - это крест Заккария, выполненный венецианскими мастерами, украшенный драгоценными камнями, но самое главное, что в нем содержится частичка древа креста, на котором был распят Иисус Христос, которую можно видеть в специальном окошечке.
Еще одна святыня, которой хранится в Соборе Сан-Лоренцо, пожалуй, одна из главных святынь, это блюдо из сердолика. По преданию, именно на этом блюде отрубленная голова Святого Иоанна Крестителя была преподнесена иудейской царице Саломее. Блюдо до сих пор хранит следы крови. Французскими мастерами позже это блюдо было украшено позолоченными краями и изображением святого в центре блюда. Поверить в это просто невозможно.
В этом реликварии находится прядь волос Пресвятой Богородицы, её тоже можно разглядеть в крошечное окошечко.
В этом реликварии находится шип с венца Иисуса Христа и его тоже можно видеть, это просто не укладывается в голове
Интересно, что сокровищница устроена таким образом, что проходя мимо таких святынь мы проходим мимо мощей Святой Анны и мимо мощей Апостола Иакова, которые заключены в такое "облачение" (их можно отлично рассмотреть даже на фото) и каждый проходящий мимо получает своеобразное благословение от этих святых. Чувства - непередаваемые!
Еще можно долго рассказывать об этих уникальных святынях и показывать их, это серебряная фигура Девы Марии
Богато украшенные праздничные ковчеги
Неподалеку от площади Феррари расположен собор, который является главным церковным сооружением Генуи и одновременно кафедрой епископа Генуи.
История строительства
Строительство кафедрального собора Сан Лоренцо в Генуе началось в 1100 году. Историками не доказано, но долгое время среди местных жителей ходили слухи, будто будущий собор был заложен на месте стоявшего здесь ранее древнеримского храма , построенного еще в V-VI веке до нашей эры.
А тот, в свою очередь, был выстроен на месте старинного римского кладбища. Так это или нет – историками сей факт доказан не был, хотя во время раскопок, проводившихся в районе расположения нынешнего собора, специалистами были найдены полуразрушенные дохристианские саркофаги .
Посвящена церковь была святому великомученику Лаврентию , который останавливался в этих краях, путешествуя с папой Сикстом II из Испании. На месте мученической гибели Лаврентия была возведена капелла, а позднее – часовня Двенадцати апостолов.
На ранних этапах строительства было произведено освящение собора папой Римским Геласием II – случилось это в 1118 году.
Строился храм на протяжении трех веков, поэтому неудивительно смешение различных архитектурных стилей в проекте церковного сооружения – стиля Ренессанса, готики и романского. Причем начинали работу мастера из Франции, которые строили здание в готическом стиле.
В самом конце XIII века после случившегося пожара здание церкви было частично перестроено. Заменена внутренняя колоннада, пристроены боковые галереи, а стены внутри храма были расписаны фресками на религиозную тематику.
Сам вид собора несколько асимметричен: во время строительства планировалось возвести две колокольни, но вместо одной из колоколен позже было предложено сделать лоджию, что и было претворено в жизнь в 1477 году.
Колокольня (7 колоколов) имеет высоту 60 метров – и на сегодняшний день это самая высокая колокольня в Лигурии (автор проекта – Пьетро Карлоне).
Окончание строительных работ относится к XVII веку. Спустя век были произведены первые реставрационные работы – восстановлению подвергся купол собора.
Одну «достопримечательность» храм получил совершенно случайно. Произошло это во время операций, проводимых британскими войсками в 1941 году (операция «Грог»).
Описание достопримечательности
Довольно внушительных размеров собор имеет весьма необычный внешний вид – белая полоска на фасаде перемежается с серой. Эти полосы олицетворяют собой напоминание о политическом и военном могуществе Генуи на Средиземном море.
Фасад церкви представляет собой три портала , созданные французскими мастерами в готическом стиле. Центральный портал украшен скульптурными изображениями Христа и Святого Лоренцо, принявшего мученическую смерть на железной решетке (из-за этого портал получил название «Ворота Святого Лаврентия»).
К фасаду подведена широкая лестница, украшенная по бокам скульптурами львов , выполненных уже в романском стиле мастером Бенедетто Анталами и его учениками. В 1840 году по бокам лестницы встали еще два каменных льва (автор – Карло Рубатто).
Внутренняя архитектура собора – это три нефа, разделенные между собой колоннами . Часть колонн пострадала при землетрясении XIII века, поэтому они были заменены на более прочные; позднее, в XV веке, над центральным нефом был выстроен купол. Роспись на куполе принадлежит кисти Галеаццо Алесси.
Стены церкви украшены фресками и картинами на религиозную тематику. На своде над центральным нефом выполнена фреска, изображающего Святого Лаврентия (автор – Ладзаро Тавароне), а наиболее ценными фресками считаются «Прославление Пресвятой Богородицы» и «Страшный суд», датируемые XI-XIII веками.
В левом нефе расположена капелла Иоанна Крестителя , украшенная скульптурами итальянских мастеров (XV-XVI век), в правом – капелла Святого Себастьяна.
В капелле Иоанна Крестителя (в специальной часовне, украшенной копией картины «Тайная вечеря») находится рака с частичками его мощей.
Цветные витражи с изображениями святых придают этому месту дополнительное очарование.
Сокровищница
Есть в Соборе Сан-Лоренцо и свой музей – Сокровищница, попасть в которую можно, спустившись по лестнице на подземный уровень (вход находится слева, рядом с капеллой Иоанна Крестителя).
В Сокровищнице хранится множество уникальных артефактов . Например, коллекция серебряных изделий и украшений, самые ранние из которых датируются IX веком до нашей эры.
Начало этому собранию положили артефакты, которые были привезены купцами из дальних поездок или крестоносцами из походов. Изначально все сокровища находились в трех шкафах храма , и все прихожане могли видеть эти вещи во время службы.
В таких стесненных условиях реликвии находились вплоть до окончания Второй мировой войны. Позже было предложено использовать подземные помещения . После частичной реконструкции все артефакты были перенесены вниз.
В ценных реликвариях подземного музея (богато украшенные ковчеги из серебра и золота) хранятся святые мощи – частички мощей Святого Лаврентия, Иоанна Крестителя, руки праведной Анны и Иакова Заведеева, реликварий с волосами Пресвятой Богородицы.
Мощи Святого Лаврентия находятся в серебряной статуе, встречающей посетителей прямо у входа в музей (мощи можно разглядеть через специальное окошко в груди святого).
Помимо святых мощей в сокровищнице представлены церковные одежды , украшенные вышивкой золотой и серебряной нитью, которые церковники использовали для торжественных случаев.
Внимание посетителей привлекают крест Заккария , переданный в музей известным генуэзским семейством; частичка Креста — на нем был распят Христос; блюдо, на котором царице Саломее преподнесли голову Иоанна Крестителя.
Самым ценным экспонатом местные жители считают Чашу, привезенную Гульельмо Эмбрияко из Крестовых походов на Кесарию в 1098 году, – по преданию именно из нее пил Иисус Христос во время Тайной вечери, что эта Чаша и есть искомый многими религиозными фанатиками Святой Грааль.
По другой версии – из этой чаши на лили воду на руки Иисусу , а после его распятия в нее была собрана кровь Христа – то есть Святой Грааль не что иное, как «королевская кровь» (sang real).
Хотя позже и было доказано, что чаша из темно-зеленого стекла выполнена в 9-10 веках и никак не может быть Святым Граалем, посетители свято верят — это та самая Чаша, которой касались руки Христа.
Нет другого такого собора, который бы настолько сильно контрастировал бы со своим городом. И действительно, под ногами — грязные портовые улочки и переулки старой Генуи, а поднимешь глаза — строгая громадина колокольни. Удачно вышло, что кампанилу построили только одну (а не две, как планировали), что придаёт дополнительную какую-то строгость. Но больше всего, конечно же, запоминаются его «зебровые», чёрно-белые полоски.
Итак, генуэзский собор Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо).
Собор Сан-Лоренцо
Его начали строить в 1100 году выписанные французы, но строительство затянулось на три века. Так что сменялись не только мастера и школы, но и архитектурные стили. Такой неповторимый облик собор получил благодаря смешению романики, готики и Ренессанса.
Генуэзцы очень любят свой собор, а потому рассказывают различные истории, граничащие с выдумками. Например, они считают, что Сан-Лоренцо был основан древнеримского храма постройки VI-V веков до нашей эры. А то в свою очередь — на месте римского кладбища. И якобы археологии во время последних раскопок обнаружили какие-то полуразрушенные дохристианские саркофаги.
По первоначальному плану французские мастера начинали строить храм с двумя колокольнями, равными, но более низкими.
Однако в 1477 году было предложено оставить только правую кампанилу, а левую заменить на лоджию. С последней мог бы выступать епископ перед народом. Так и было сделано. Колокольня получилась в 60 метров высотой и на неё повесили семь колоколов. Автор проекта — Пьетро Карлоне. Это самая высокая колокольня во всей Лигурии.
В 1840 году парадную лестницу к фасаду собора украсили львами руки Карло Рубатто.
История одного снаряда
В ходе Второй Мировой войны Италия выступала на стороне фашисткой Германии, и Генуя была атакована британским флотом в 1941 году (операция «Грог»).
В результате ошибки наводчика военного корабля «Малайя» один снарядов угодил в Сан-Лоренцо, хотя изначально никто и не собирался бомбить признанный памятник архитектуры.
Однако снаряд не взорвался, и собор уцелел. Это любимая история генуэзцев про их собор. И они даже знают почему так получилось. Считается, что в сокровищнице собора хранится сам Святой Грааль. И именно он не позволил разрушить свой «ковчег».
Сан-Лоренцо и его Сокровищница
Сокровищница Сан-Лоренцо полна различными артефактами и реликвиями. Их свозили сюда генуэзские купцы со всей Византии и Ближнего Востока, а потом и возвращавшиеся из Палестинских земель крестоносцы.
Поначалу все предметы хранились в трёх шкафах, и каждый мог подойти к ним и рассмотреть. Однако после Второй Мировой войны было решено перенести их в подземные помещения, которые специально для этого переоборудовали.
Итак, это мощи Иоанна Крестителя и Святого Лаврентия, кисти Анны и Иакова Заведеева, локон Богородицы, частица Креста и блюдо, на котором Саломее преподнесли голову Иоанна Крестителя.
Мощи Святого Лаврентия «запрятаны» в серебряной статуе у входа в Сокровищницу. Их можно разглядеть через специальное отверстие и её груди.
Но самой главной реликвией является, конечно же, Святой Грааль.
Сан-Лоренцо и Святой Грааль
Что такое Святой Грааль? По самой распространённой версии это Чаша, так или иначе связанная с Христом. Во-первых, он мог пить из неё во время Тайной Вечери. Во-вторых, из неё один из апостолов мог лить воду на руки Христа. Чаще всего говорят, что в неё Иосиф Аримафейский собрал его кровь после распятия.
Особую популярность Святой Грааль приобрёл с развитием рыцарского романа, точнее его поздней стадии — артуровского цикла. Кретьен де Труа в стихах излагает, как Персиваль, Рыцарь Телеги, видит Святая Святых христианского мира в замке у Короля-Рыбака.
На полпоколения позже французскому поэту вторит уже немецкий минезингер Вольфрам фон Эшенбах. Так слава о Святом Граале расходится по всей Европе.
Хроники Сан-Лоренцо гласят, что Чашу привёз из Крестового похода в Кесарию Гульельмо Эмбрияко в 1098 году. С тех пор она неотлучно хранится в соборе. Да и собор-то выстроили для её хранения.
На просторах интернета можно найти, что какие-то учёные доказали, что хранящаяся в Сокровищнице Сан-Лоренцо чаша была изготовлена только в IX-X веках, а потому никак не может быть Святым Граалем.
Однако местные жители отметают эту информацию. Что, кстати, несложно, ведь не сообщается ни имён учёных, ни даты проверки, ни института, где проводились исследования, ни методы. В общем, разоблачение оказалось ничуть не достовернее разоблачаемого.
Режим работы Сан-Лоренцо
Собор открыт для свободного доступа каждый день с 8-00 до 12-00 и с 15-00 до 19-00. Вход бесплатный. Съёмка без вспышки разрешена.
Сокровищница доступна в те же часы, но закрыта по воскресеньям. Входной билет стоит 8 EUR. Никаких льготных тарифов не существует.
По этому же билету вы сможете посетить и Епархиальный музей, расположенный между Сан-Лоренцо и Старым Дворцом Дожей.