Экипаж информационного портала «ДорИнфо» в рамках автопробега «Атлас федеральных трасс» оценил состояние трассы М-53 (Р-255) «Байкал» на участке Красноярск - Кемерово. Из всего того, что пришлось проехать за время автопробега от Санкт-Петербурга до Владивостока, этот отрезок по качеству можно назвать одним из лучших участков пути.
Протяженность отрезка федеральной трассы М-53 «Байкал» от Красноярска до Кемерово – порядка 518 километров. Состояние дороги здесь позволяет практически все время ехать со скоростью 100 км/ч. Любители быстрой езды разгоняются здесь и быстрее. Выбоины, неровности, трещины – редкое явление на этой дороге. Короткий, но невероятно разбитый участок имеется в районе города Ачинск (Красноярский край).
Напомним, там же расположен и аварийный путепровод через железнодорожные пути, о котором . Городские власти объявили о том, что путепровод будет отремонтирован уже этим летом. Однако дорожной техники и рабочих 2 августа на путепроводе и возле него экипаж «ДорИнфо» не заметил. При этом состояние объекта даже на взгляд неспециалиста вызывает опасения – в полотне дыры, а деформационные швы, похоже, слишком износились. Небольшой отрезок, не более 20 км, с неровностями имеется сразу на въезде в Кемеровскую область (км 557), но преодолевается он без особых затруднений. Грунтовых разрывов на трассе сейчас вообще нет.
На территории Кузбасса попалось несколько отрезков, которые были обозначены информационными стендами Росавтодора, сообщавшими о проведении ремонта. Здесь, на км 343-362, км 321 – 328, уже положен новый асфальт, но пока нет разметки. Ночью, да еще и в ливень, ехать здесь было довольно опасно и трудно. Днем же особых проблем не возникло. К слову, трафик на трассе Красноярск – Кемерово умеренный, чуть выше среднего (и гораздо выше, чем на трассе Р-258 «Амур» Чита – Хабаровск). Возможность для совершения обгона есть почти всегда.
Единственный участок, где идет ремонт искусственного сооружения – моста через реку Барзас – это 323-й километр. Здесь организовано реверсивное движение со светофорным регулированием. Однако пробок, как на перевале Сим, здесь не возникает.
Протяженный четырехполосный участок (с «перерывами» на «двухполоску») на этом отрезке федеральной магистрали имеется только на выезде из Красноярска примерно до 720-го километра и перед Ачинском (671-684 км). Причем на выезде из Красноярска встречные потоки делит довольно широкая разделительная полоса или металлическое барьерное ограждение. На остальных участках трасса двухполосная. Уже неподалеку от Кемерово (примерно в 70 километрах) на дороге начинают попадаться довольно крутые повороты. При этом серьезных спусков и подъемов (как на отрезке Иркутск – Слюдянка по трассе М-53) здесь нет.
Недостатка в кафе и АЗС между Красноярском и Кемерово водитель не испытает. Придорожная инфраструктура здесь развита вполне хорошо. Гостиниц и мотелей не так много, вероятно, потому что проезд от города на Енисее до столицы Кузбасса занимает не более одного дня и автовладельцы останавливаются на ночь уже в региональных центрах.
АЗС на трассе М-53 «Байкал» (участок Красноярск – Кемерово): км 791, км 777, км 725, км 716, км 713, км 692, км 690, км 670, км 668, км 664, км 652, км 651, км 645, км 626, км 612, км 583, км 563, км 551, км 506, км 481, км 425, км 379, км 370, км 342, км 322, км 300.
Федеральная автомобильная дорога Р255 «Сибирь» - автомобильная дорога федерального значения Новосибирск – (Томск) – Кемерово – Красноярск – Иркутск.
Проходит по территории Новосибирской, Томской, Кемеровской, Иркутской областей и Красноярского края. Протяжённость автодороги - 1 860 километров.
Дорога является формальным продолжением на восток , вместе с которой входит в состав азиатского маршрута AH6.
Покрытие дороги асфальтобетонное с шириной проезжей части 7 м.
Вначале трасса дороги проходит в условиях равнинной местности.
Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя
- с крутыми спусками и подъёмами (60 км, 139 км, 242 км, 305 км, 655 км, 809 км, 1470 км, 1575 км);
- с крутыми поворотами (41 км, 227 км, 482 км, 548 км, 1364 км, 1464 км, 1487 км);
- с ограниченной видимостью (235 км, 346 км, 483 км).
Дорога пересекает значительные реки: Томь (у Кемерова), Кию (у Мариинска), Чулым (у Ачинска), Енисей (у Красноярска), Кан (у Канска), Бирюсу (у Тайшета), Уду (у Нижнеудинска), Оку (у Зимы), Ию (у Тулуна), Белую (в Мальте) и Иркут (в Иркутске).
- Встречаются мосты грузоподъемностью 40 тонн - через реку Пойму (1167 км), реку Ию (1464 км), на 1478 км и 1517 км.
- Остальные мосты на дороге имеют грузоподъемность 60 и более тонн.
Пункты мед.помощи: 23, 36, 52, 57(3), 82, 158(12), 176(1), 199(7), 206(1), 226(5), 245(4), 382, 402(3), 427(4), 447(4), 481(3), 506(4), 543, 583, 645(3), 690(2), 713, 775(2), 798, 812(3), 845, 931(5), 1049(3), 1103, 1370, 1441, 1487(4), 1623(5), 1754(3), 1800(5), 1815, 1840(1). - Посты ГАИ: 56, 126, 245, 295, 653, 755, 808, 845, 931, 1049, 1372, 1626, 1811, 1834.
Расстояния до объектов даны в километрах от начала дороги, в скобках даны удаления объектов от магистрали в километрах.
Пункты питания расположены по трассе в среднем через 50-60 км.
Маршрут
- Автодорога начинается в Новосибирске выездом в северном направлении на города Кемерово и Томск. На выезде из Новосибирска тридцатикилометровый участок является четырёхполосным с бетонным ограждением.
- У города Юрги есть поворот на Томск. Для подхода к нему существует отдельный подъезд, также именуемый «р255» “подъезд к городу Томск”) , а автодорога «Сибирь» продолжается в сторону Красноярска, проходя через города Кемерово и Мариинск Кемеровской области и Ачинск Красноярского края.
- Объезда Кемерово нет, транзиту нужно проезжать через город.
- Участок Кемерово - Мариинск начинается серпантином среди тайги, затем дорога выравнивается, вторая половина проходит ровно и спокойно.
- Участок Мариинск - Ачинск также спокоен, что опять же требует постоянного внимания. Примерно посередине - комплекс кафе и мотелей. В Ачинске, помимо продолжения автодороги М53 в сторону Красноярска, начинается автодорога в южном направлении - в Хакасию, выводящая на трассу Р257 (М54) «Енисей».
- Участок Ачинск - Красноярск оживлённее предыдущих - чувствуется приближение большого города.
- От посёлка Шушково (703-722 км, 747-759 км, 787-802 км (рядом с аэропортом Емельяново) и сам подъезд к Красноярску) дорога расширяется, качество дорожного покрытия заметно улучшается.
- В 36 км от Козульки находится круговой перекрёсток, где начинается дорога до трассы М54 «Енисей» Красноярск - Кызыл - госграница. Первый выезд с перекрёстка - на М54, следующий - на Красноярск.
- Трасса Р255 (М53) обходит Красноярск по автодороге “Глубокий обход города Красноярска” по мосту через Енисей и уходит дальше на восток в направлении Иркутска.
- Участок от Ангарска (1841 км по 1872 км(въезд в Иркутск) трасса четырёхполосная. В 2017 году проведена реконструкция)
- Перед Иркутском в 2010 году введена в эксплуатацию объездная автодорога, напрямую связавшая автодорогу Р255 с трассой Р258 «Байкал».
Модернизация
Двенадцатого августа 2015 года дорожники торжественно открыли свежеотремонтированные участки на федеральной трассе Р255 «Сибирь» - путепровод в Нижнеудинском районе и семнадцатикилометровый отрезок магистрали в Тулунском районе. Этот участок был последним гравийным разрывом на федеральной автодороге не только в Иркутской области, но и в целом по стране. После этого вся Транссибирская автодорога стала полностью асфальтированной на всем протяжении.
Перспективы
В сентябре 2010 года министр транспорта заявил, что в ближайшее время на ремонт федеральной трассы М53 Красноярск - Иркутск будут направлены основные средства, предназначенные на строительство и ремонт дорог. Запланированы работы по асфальтированию грунтового участка. Будут пересмотрены планы по финансированию, с целью выделения средств на окончание строительства северной объездной дороги вокруг Новосибирска, которая позволит автотранспорту следовать с запада на восток, минуя Новосибирск, в сторону Томска, затем на Красноярский край, минуя Кемерово.
Входит в состав азиатского маршрута AH6. Часть дороги от Челябинска до Омска относится также к европейскому маршруту E 30. Часть дороги М51 проходит по территории Казахстана, которую можно миновать по объездной через Ишим.
М51 Челябинск - Курган - Ишим - Омск - Новосибирск
Протяженность: 1528 км
Дорога на всем протяжении имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7-8 м.
Средняя температура января изменяется по трассе от -14°С до -20°С.
Опасными для движения являются участки:
с крутым спуском (234 км),
с крутыми поворотами (790 км, 871 км, 890 км, 956 км),
с ограниченной видимостью (15 км, 234 км, 890 км).
Дорога пересекает значительные реки: Тобол, Иртыш, Ишим, Обь.
Все мосты имеют грузоподъемность 60-80 т.
Данные сервисного обслуживания (расстояния до объектов даны в км от начала дороги):
Пункты мед помощи: 859, 904, 942(1), 1316(3), 1399(3), 1415(6).
Посты ГАИ: 27, 95, 126, 171, 207, 295, 396, 443, 763, 812, 832, 997.
Пункты питания расположены на трассе в среднем через 100-125 км.
Через Северный обход г. Новосибирска автодорога переходит в М53, на протяжении 27 км от поста ДПС на Северном обходе г. Новосибирска до п. Сокур - четыре полосы (по две полосы в каждую сторону с разделением потоков, действует с 10 ноября 2011).
Дорога проходит по территории Челябинской, Курганской, Омской и Новосибирской области (часть дороги (190 км) по территории Казахстана) .
М53 Новосибирск - (Томск -) Кемерово - Красноярск - Иркутск
Протяженность: 1860 км
Проходит по территории Новосибирской, Кемеровской, Иркутской областей, Красноярского края.
Покрытие дороги асфальтобетонное с шириной проезжей части 7 м.
Вначале трасса дороги проходит в условиях равнинной местности.
Климат континентальный с жарким летом и умеренно суровой малоснежной зимой.
с крутыми спусками и подъемами (60 км, 139 км, 242 км, 305 км, 655 км, 809 км, 1470 км, 1575 км);
с крутыми поворотами (41 км, 227 км, 482 км, 548 км, 1364 км, 1464 км, 1487 км);
с ограниченной видимостью (235 км, 346 км,483 км).
Встречаются мосты грузоподъемностью 40 т - через р. Пойму (1167 км), (1464 км), на 1478 км и 1517 км.
Остальные мосты на дороге имеют грузоподъемность 60 и более тонн.
(расстояния до объектов даны в км от начала дороги. В скобках даны удаления объектов от магистрали в км)
Пункты мед.помощи : 23, 36, 52, 57(3), 82, 158(12), 176(1), 199(7), 206(1), 226(5), 245(4), 382, 402(3), 427(4), 447(4), 481(3), 506(4), 543, 583, 645(3), 690(2), 713, 775(2), 798, 812(3), 845, 931(5), 1049(3), 1103, 1370, 1441, 1487(4), 1623(5), 1754(3), 1800(5), 1815, 1840(1).
Посты ГАИ : 56, 126, 245, 295, 653, 755, 808, 845, 931, 1049, 1372, 1626, 1811, 1834.
Пункты питания расположены по трассе в среднем через 50-60 км.
Автодорога начинается в Новосибирске, выездом в северном направлении, на город Томск. Не заходя в Томск - для этого существует отдельный подъезд, также именуемый «М-53» - автодорога «Байкал» без особых проблем доходит до города Кемерово, центра Кемеровской области.
Участок Кемерово - Мариинск начинается серпантином среди мариинской тайги, затем дорога выравнивается, вторая половина проходит ровно и спокойно.
Участок Мариинск - Ачинск также утомительно-спокоен, что опять же требует постоянного внимания. Примерно посередине - пост ДПС «Боготол », комплекс кафе и мотелей. В Ачинске, помимо продолжения автодороги М-53 в сторону Красноярска, начинается автодорога в южном направлении - в Хакасию , выводящая на трассу М-54 .
Участок Ачинск - Красноярск оживлённее предыдущих - чувствуется приближение большого города. От посёлка Козулька (районный центр ) дорога расширяется, качество дорожного покрытия заметно улучшается. Недалеко от Красноярска на круговом перекрёстке первый поворот направо уходит в сторону трассы М-54 «Енисей» Красноярск - Кызыл. Следующий выезд с перекрёстка - на Красноярск.
Трасса М-53 проходит Красноярск по северному краю, и уходит дальше на восток в направлении , где собственно и начинается раллийный участок федеральной трассы.
В сентябре 2013 года с опережением сроков был сдан участок трассы М-53 «Байкал» с 1465-го по 1469-й км: гравийка превратилась в шикарную 9-метровую дорогу с идеально ровным асфальтом. В этом году специалисты «Труда» продолжают облагораживать федеральную трассу в на участке 1443-й - 1454-й км. Специально для того, чтобы заасфальтировать участок протяженностью более 10 км, «Труд» установил здесь асфальтобетонный завод.
М55 Иркутск - Улан-Удэ - Чита
Краткий маршрут
276 км - Бабушкин
447 км - Улан-Удэ
491 км - Тарбагатай (Бурятия)
652 км - Петровск-Забайкальский
794 км - Хилок
1113 км - Чита
Протяженность: 1113 км.
Дорога проходит по территории , Республики Бурятия и Забайкальского края.
На основном протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие с шириной проезжей части 7 м (встречаются участки с цементобетонным и щебеночным покрытием).
Климат по трассе резко-континентальный, с длительной холодной зимой(средняя температура января -24 °С и коротким жарким летом (средняя температура июля +20 °С ).
Ряд участков дороги является опасным для движения и требует особого внимания водителя:
с крутыми спусками и подъемами (34 км, 40 км, 52 км, 55 км, 243 км, 670 км 1029 км, 1081 км);
с крутыми поворотами (15 км, 29 км, 41 км, 52 км, 105 км, 276 км, 347 км,498 км, 703 км);
с ограниченной видимостью (100 км, 400 км, 1055 км).
Дорога пересекает значительные реки: Селенгу (у г. Улан-Удэ), Хилок (у г. Хилок).
Мосты имеют грузоподъемность 60 и более т.
Данные сервисного обслуживания (расстояния до объектов даны в км от начала дороги)
Пункты мед.помощ и: 19, 110, 146, 279, 362, 447, 559, 589, 604, 652, 670, 677, 904, 961.
Посты ГАИ : 10, 105, 372, 443, 556, 655, 794.
Пункты питания расположены в среднем через 40-50 км.
Техническая характеристика
Ширина проезжей части - 7 м;
Ширина земляного полотна - 12 м;
Расчётная интенсивность движения - 3 000 автомобилей в сутки;
Расчётная скорость движения - 100 км/час;
Протяженность - 1 113 км;
Количество полос движения - две;
Тип покрытия - усовершенствованный облегчённый.
История
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 октября 1970 года № 878-301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог (АД) в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии.» были созданы отдельные дорожно-строительные бригады ((одсбр ) в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР (МО СССР ) Вооружённых Сил СССР (ВС СССР ) которые были размещены и приступили в 1970 году на участках строительства и реконструкции дороги Иркутск - Чита в районах Забайкалья. Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счёт капитальных вложений, выделяемых централизованно, один раз в год, на эти цели Советом Министров РСФСР . Общая протяжённость дороги от Иркутска до Читы достигала 1 172 км (с подъездами), из них 566 км составляли существующие участки с твёрдым покрытием, а 606 км предстояло построить вновь силами трёх отдельных дорожно-строительных бригад. Работы были начаты в 1970 году на трёх участках:
Всего на дороге Иркутск - Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам III технической категории, при этом было освоено 207 000 000 рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 года).
Было построено:
- 103 капитальных моста;
- 480 водопропускных труб;
- 12 комплексов зданий и сооружений службы эксплуатации дороги;
- 8 автозаправочных станций (АЗС );
- 3 автобусных вокзала (автовокзал);
- 2 станции технического обслуживания (СТО) автомобилей и дорожных машин;
По мере окончания работ на своих участках одсбр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство АД «Чита - Хабаровск» (М58).
Работы по строительству и реконструкции АД «Иркутск - Чита» в основном были закончены в 1981 году.
Пожалуй, нет больше в мире ни одного другого государства, где пути сообщения между городами и регионами имели бы такое же первостепенное значение, как в России. Только дороги объединяют грандиозные географические пространства в единую страну. И номера трасс на карте здесь знакомы и понятны не одним лишь водителям-дальнобойщикам.
Из Западной Сибири в Восточную
М53, для краткости обозначаемая как "Сибирь", проходит через Новосибирскую, Томскую, Кемеровскую области и Красноярский край. Завершается она в В некоторых источниках эту дорогу обозначают кодовым словом "Байкал", что принципиально неверно - крупнейшее в мире пресноводное озеро находится восточнее Иркутска, в котором она завершается. Правильным это обозначение можно считать только для всего исторического пути с Урала до Байкала. А М53-трасса составляет только часть этого маршрута. И она имеет совершенно официальное обозначение - "Сибирь". Города, через которые проходит М53-трасса, относятся к крупнейшим историческим, промышленным и культурным центрам Сибири. Общая протяжённость этой дороги составляет 1860 километров. При движении с запада на восток страны М53-трасса является непосредственным продолжением федеральной автомобильной дороги М51 "Иртыш", идущей с Южного Урала до Новосибирска через Курган и Омск. А восточнее Иркутска движение в направлении Тихого океана продолжается уже по федеральной автомобильной дороге М55, идущей в направлении на Улан-Удэ и далее на Читу.
Из истории путей сообщения
Современная на карте составляет дистанцию на историческом пути из центральной России к Тихому океану. Этот старейший транссибирский сухопутный тракт появился ещё в середине восемнадцатого века. Разумеется, в те далёкие времена отсутствовали мостовые переправы через великие сибирские реки, да и различные участки пути, именуемого в исторических источниках "Московским трактом", не отличались стабильностью. На многих участках они дублировались и представляли собой скорее направления движения, чем полноценно обустроенные дороги. Но мосты и дороги строились постепенно, по мере продвижения Российской империи на восток. А один из мостовых переходов хорошо знаком даже тем, кто никогда не был в Сибири. М53-трасса проходит в Красноярске по мосту через Енисей. Именно он изображен на банкноте в десять рублей.
Номера трасс на карте России
В настоящее время на территории Российской Федерации действуют обозначения автомобильных дорог, принятые в Постановлении Правительства РФ от 17 ноября 2010 года. Этим документом определяются новые обозначения для некоторых трасс, имеющих федеральное значение. В частности, они обозначаются префиксом "М", как идущие от Москвы. Но вместе с тем временно остаётся в силе прежняя система кодификации. Её действие прекращается с 1 января 2018 года. В новой системе кодификации трасс отсутствует их разделение по категориям - на магистральные и второстепенные. Но сохраняется тенденция возрастания порядковых номеров трасс по мере их удаления от столицы.
Трасса М53 сегодня
В настоящее время строительство федеральной трассы "Сибирь" ни в коем случае нельзя назвать завершённым. При том, что по всей трассе в круглосуточном режиме осуществляются грузовые и пассажирские перевозки, на многих её участках дорожное покрытие оставляет желать лучшего, а нередко и отсутствует совсем. Работы по ремонту и строительству трассы не прекращались практически никогда. Требует совершенствования и инфраструктура придорожного сервиса. Строителям трассы приходится преодолевать значительные трудности. Связано это в первую очередь со сложными грунтами. На значительном протяжении они требуют предварительного укрепления, прежде чем на них можно будет возводить насыпь под будущую дорогу. Многие населённые пункты трасса пересекает прямо по центральной улице. Так исторически сложилось. Это не создавало особых проблем вплоть до начала двадцатого века, пока основным видом транспорта был гужевой. Но в настоящее время приходится вкладывать значительные средства в возведение обходных участков вокруг населённых пунктов.
Дистанция Новосибирск - Кемерово
На своём начальном этапе М53 проходит преимущественно по равнинной местности. Из Новосибирска дорога выходит в северном направлении, на Томск. Но в этот город она не заходит, сворачивая вправо на Кемерово. До Томска следует свернуть налево, ответвление дороги обозначено на картах тем же самым обозначением М53, что и вся трасса. Состояние дорожного полотна на всём протяжении трассы до Кемерово - вполне удовлетворительное. составляет семь метров. Дорожное покрытие - асфальтобетонное. Из значительных водных преград - только река Томь, мост через неё находится неподалёку от Кемерово. По статистике, на этой дистанции пути количество ДТП - минимально.
Участок Кемерово - Иркутск
Это наиболее сложный отрезок трассы. Твёрдое дорожное покрытие имеется здесь далеко не на всех участках. Особенно сложен отрезок пути Кемерово - Мариинск, проходящий по возвышенной местности. Дорога здесь пересекает большой таёжный массив, и её очертания приобретают серпантинный характер. После Мариинска трасса выравнивается, и дорога становится спокойнее. За бывшим постом ДПС "Боготол" - удобное место для стоянки и отдыха. Имеются в наличии структуры придорожного сервиса в виде кафе и мотелей. После Ачинска движение на трассе становится более оживлённым, это сказывается приближение большого города - Красноярска. Сам город трасса М53 минует вдоль его окраины, по северному обводу. И далее остаётся заключительный участок пути до Иркутска. На этом отрезке имеются сложные участки дороги, без твёрдого покрытия. Наибольшее их количество находится в районе Тайшета. Особенно сложно здесь бывает при выпадении атмосферных осадков.
О чём необходимо помнить на трассе "Сибирь"
Движение по сибирским дорогам имеет свою специфику. Она определяется географией и климатом. Карта М53-трассы способна продемонстрировать, какое большое расстояние здесь приходится преодолевать на пути от одного населённого пункта до другого. Любой отказ техники в пути может вас оставить наедине с возникшими проблемами. Поэтому по сибирским трассам лучше всего перемещаться, как это было принято в древние времена, в составе караванов. Особенно это актуально в зимний период времени. Климат в Сибири - резко континентальный, с большим годовым перепадом температур. Это означает, что летом здесь бывает довольно жарко, а зимой очень холодно. Весьма часто случаются и снежные заносы, сильно затрудняющие движение по трассе.
Московские ворота в Иркутске
Интересным историческим памятником, непосредственно связанным с федеральной трассой М53, является триумфальная арка в Иркутске. Она была воздвигнута в 1813 году на берегу Ангары. В этом месте начинался Московский тракт, неблизкий путь из Восточной Сибири в центральные районы России. И арка, воздвигнутая в честь Императора Александра Первого, его открывала. Выразительный архитектурный памятник, выполненный в стилистике классицизма, был снесён не в советскую эпоху, а ещё до начала Первой мировой войны. Городские власти в тот момент не нашли средств на его ремонт. Но он восстановлен в первозданном виде уже в наше время, на прежнем фундаменте, ровно через 200 лет после завершения строительства оригинала.