Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь - женский православный монастырь. Расположен на левом берегу Волги, в Лысковском районе Нижегородской области, возле посёлка Макарьево.
Монастырь основан в первой половине XV века преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. Желтоводским назван по Жёлтому озеру, на берегу которого святой Макарий основал обитель. Волга, меняя своё русло, со временем поглотила озеро, и монастырь оказался на волжском берегу.
Престол центрального собора освящён в честь Святой Троицы, поэтому монастырь именуется Троицким.
В 1439 году сожжён ханом Улу-Мухаммедом, монахи, самовольно заселившие чужой участок, убиты, а Св. Макарий был уведён в плен. Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена. Приведшие пленника рассказывали: «Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников, на наших землях не селился, самовольно не брал». Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Аллах, Который есть Один над всеми?» Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 400 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.
Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха, но и для устройства на нем монастыря. Оно находится на возвышенности, с трех сторон защищено от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.
Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6, 33) великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. Так был создан новый Желтоводский Макарьево-Унженский монастырь. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но не долго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца. На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошел ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам «в память избавления своего от рабства агарянского» устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание...
Перенесение честной главы преподобного Макария из Печёрского монастыря в Макарьевский (остановка в г. Кстово)
Старообрядцы верят, что по дороге на Унжу им был основан один из Керженецких скитов - Оленевский, который в XVII веке ушёл в раскол. Возобновил обитель на старом месте муромчанин Авраамий в 1620 году Над могилой Авраамия сейчас сооружён киворий-ротонда.
Удобное положение монастыря посредине судоходной Волги и старание игуменов повлияли на складывание ярмарки на землях, принадлежащих монастырю. Названная по имени монастыря Макарьевской, ярмарка была крупнейшей в России и, вероятно, в Европе. Именно с торговых сборов монастырь был отстроен, возведены каменные постройки. После церковного раскола (1653-56 годах) одним из оплотов старообрядчества стала река Керженец, практически в устье которой и стоит Макарьевский монастырь. Во многом по политическим причинам в 1817 году Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород (не потеряв, однако, названия «Макарьевская»), доходы монастыря оскудели, монастырь признан заштатным, в нём произошёл крупный пожар, и вскоре монастырь был упразднён, уцелевшие иконы унаследовал Собор Александра Невского. Снова восстановлена обитель была в 1883 году, но уже как женская. В годы советской власти монастырь был ликвидирован, в его стенах располагался детский дом, в годы Великой Отечественной войны - госпиталь, монастырь был причислен к ветеринарному техникуму, в храмах держали скот и хранили корма.
С 1991 года Макарьевский - передан Нижегородской Епархии, снова возрождён женский монастырь (около 25 монахинь).
С 2006 года в связи с вопросом о подъёме уровня Чебоксарской ГЭС, находится под угрозой разрушения.
7 августа 2007 года Честная глава преподобного Макария перенесена в Макарьевский монастырь из Печерского Вознесенского монастыря; архиепископ Георгий освятил Троицкий собор.
Паломнические поездки к Желтоводскому Макариев монастырь
В Нижегородской области получила свое воплощение легенда о сказочном Китеж-граде так схожим по внешнему описанию с расположенным здесь Желтоводским Макарьевским женским монастырем. Усиливают такое сравнение и разносящийся по всей округе колокольный звон, и белокаменные стены, омываемые водами реки Волги.
История монастыря
Макарьевский женский монастырь - одно из красивейших мест России, восхищаясь его архитектурой, мало кому придут на ум мысли о том, насколько драматичны события, связанные с его историей. Основатель монастыря - преподобный Макарий Унженский. И монастырь, и святой Макарий именуются Желтоводскими - по названию озера, на берегу которого в XV веке была основана обитель.
Свято-Троицкий Макарьев Желтоводский женский монастырь
История обители начинается с 1435 года, когда монах Печерского монастыря в Новгороде - Макарий, по благословению игумена покинул свою обитель и, выбрав пустынножительство, обрел свой приют на берегах Желтого озера. Уединившись в этих местах, живя в непрестанной молитве и посте, он принял решение поставить себе келью. Довольно скоро новость о появившемся в довольно диком месте пустыннике разнеслась по округе и вскоре другие монахи, покинув свои обители, присоединились к Макарию.
В это время трудами преданных Богу иноков, выстроили небольшую деревянную церковь, посвятив ее Святой Троице. Вокруг этой церковки и разрослась со временем община, ставшая спустя многие годы Свято-Троицким Макарьевским Желтоводским монастырем.
Интересно! Сегодня Желтое озеро, став легендой, уже поглощено водами Волги, поменявшей некогда русло, но название монастыря осталось.
Рождение монастыря
Первое драматичное происшествие, повлиявшее на ход истории обители, случилось уже спустя 5 лет от основания монастыря.
Во время нападения казанского хана обитель была полностью уничтожена и всякое упоминание о ней в летописях также не встречалось. Однако, спустя практически 2 века старец Авраамий рассказал о том, что святой Макарий трижды являлся ему и велел заняться восстановлением обители.
Икона преподобного Макария Желтоводского
И, действительно, в XVII веке, после того, как обитель была полностью восстановлена, Макарьевский монастырь стал играть очень важную роль в духовной жизни России, и стал называться центром православной веры на Волге.
Важно! В память о преподобном Макарии с того времени и по сей день, в дни почитания Святого, на Поволжье проходит большая православная ярмарка.
Судьба святыни
Жизнь обители, ее судьба, тесно переплелись с историей России. Так, в период восстановления монастыря большую роль для него сыграл царь Михаил Федорович - первый государь России из рода Романовых. Государем была выделена довольно большая сумма, предназначавшаяся не только на восстановление первоначального облика обители, но и на нужды, связанные с жизнью монахов.
В 1628 году, по завершении строительных работ, Московским Патриархом Филаретом был присвоен статус монастыря Желтоводской Макарьевской обители. Но уже в 1670 году отряды Стеньки Разина вновь разорили обитель.
Трудные времена
К концу XVII века монастырь, в силу различного рода обстоятельств (в основном в связи с переводом финансов, получаемых с ярмарки в монастырскую казну), пришел в упадок. А спустя несколько лет ситуация усугубилась по причине возникшего в монастырских стенах пожара. Решением Святейшего Синода было принято не проводить восстановительные работы на территории обители, а церковную утварь и иконы перевести в Храм святого Александра Невского в Новгороде.
Лишь в конце XIX века по восшествии на престол Александра III, отличавшегося большой боголюбивостью, обитель было решено восстановить, однако из мужского монастыря она перешла в женский.
Храм преподобного Макария в Желтоводском монастыре, Костромская область
Но и на этот раз судьба Желтоводского Макарьевского женского монастыря сыграла с ним злую шутку, хотя на этот раз стены и строения обители не были разрушены, но после 1917 года, в связи с событиями в стране, они были переданы в хозяйственное использование и теперь здесь решено было организовать подсобное хозяйство, таким образом, стены храмов вместо духовных песнопений и молитв обречены были «слушать» мычание коров и прочей живности.
Так обстояли дела до 1991 года, когда указом правительства Макарьевский женский монастырь, находившийся к тому времени в аварийном состоянии, было решено передать в ведение Нижегородской епархии.
Описание архитектуры
Для человека, отправившегося в путешествие по Волге, Желтоводский женский монастырь - одно из самых живописных мест. Снаружи его окружают крепкие, крепостные стены, снабженные дозорными башнями и тяжелыми воротами. Эти массивные стены к тому же являются местом, где расположены кельи монахинь, а также множественные административные комнаты.
Весьма интересен сам вход в монастырь, который осуществляется через массивные ворота и надвратный храм, посвященный Архангелу Михаилу.
Собор Троицы Живоначальной в Макариево-Желтоводском монастыре
Отдельно стоит сказать о главном храме монастырского комплекса - Собор святой Живоначальной Троицы. Стены его расписаны старинными, частично восстановленными фресками, а в главном зале, на колоннах до сего дня сохранились следы частных наводнений, возникающих от разлива Волги. К слову, на сегодняшний день от потопления монастырь защищен огромным земляным валом.
Уникальные храмы
На территории Желтоводского Макарьевского женского монастыря расположены 6 храмов:
- Храм преподобного Григория Пельшемского;
- Собор Святой Троицы;
- Храм Макария Желтоводского;
- Храм Архангела Михаила;
- Церковь Успения святой Богородицы.
Все храмы были построены в XVII - XVIII веках, а Церковь, посвященная Макарию Желтоводскому, была выстроена в XIX веке. В начале XX века, при реставрации храмового комплекса, под слоем побелки были обнаружены старинные фрески, большую часть которых стараниями иконописцев удалось восстановить.
Чтимые святыни и престольные праздники
К особо чтимым святыням Макарьевского монастыря относят:
- иконостас с частицей мощей Святого Макария;
- главу Преподобного Макария.
Интерьер церкви Макария Желтоводского в Свято-Троицком Желтоводском монастыре
Прихожане и паломники верят в то, что благодаря поддержке этого Святого можно излечиться даже от самых тяжелых болезней, очистить душу от страданий и грехов, а еще - попросить об исполнении сокровенных желаний.
В храмах архитектурного комплекса Макарьевского женского монастыря хранятся святые мощи:
- святого Николая Чудотворца;
- Иоанна Златоуста;
- Феофана Затворника;
- Георгия Победоносца;
- святого Пантелеймона;
- Петра и Февронии;
- Матроны Московской.
Главный престольный праздник монастыря проходит ежегодно 7 августа и посвящен он основателю обители - преподобному Макарию. В этот день в стенах монастыря проходят праздничные богослужения и крестный ход.
Деятельность прихода
Основная деятельность монастыря связана с церковной жизнью, кроме того, на территории монастыря имеется приют для девочек, лишившихся родителей, в котором на сегодняшний день проживают 20 детей.
Имеется также монастырская библиотека и гостиничные места для прибывших на некоторое время для помощи в труде паломников.
Богослужение в монастыре
Ежедневно в 8 утра в 17.00 вечером проходят богослужения, по праздничным же и воскресным дням утренняя служба начинается в 9.00, а вечерняя - в 18.00.
Богослужение в Троицком соборе Желтоводского монастыря
Для тех, кто желает пройти обряд крещения, проводятся предварительные беседы со священником (после основных служб), равно как и для готовившихся к обряду венчания.
Как добраться
Добраться до Макарьевского женского монастыря можно на машине, выехав из Нижнего Новгорода. Следует проехать 88 км и уже через полтора-два часа прибыть на место.
Другой вариант - добираться до монастыря на пароме, который отбывает от Лысаково каждые 2 часа. Из Новгорода до Лысаково можно доехать на автобусе.
Макарьевский Желтоводский монастырь
Расположен Желтоводский Макариев монастырь, фото которого, представленные в статье, в полной мере подтверждают, что он по праву считается одним из красивейших в России. Белоснежные стены обители, как бы встающие из воды, невольно рождают в памяти образ сказочного града Китежа, а доносящийся из-за них благовест лишь усиливает ассоциацию. Однако за столь дивной красотой скрывается долгая и полная драматизма история.
О том, как зарождался Желтоводский Макариев монастырь
Летопись сообщает, что в 1435 году инок Печерского Нижегородского монастыря Макарий с благословения игумена оставил свою обитель и удалился для пустынножительства на берег Жёлтого озера, находившегося вблизи Волги. По имени озера и вся эта местность называлась Жёлтыми водами. Там, среди лесов и полей, срубил он себе келью и, отрешившись от суетного мира, предался постам и молитвам.
Но так уж повелось, что свет Божий истины не бывает потаённым, и вскоре весть о подвижнике разнеслась по округе, и к его одинокой келье на берегу озера потянулись люди. Одни, сотворив с ним молитву, возвращались в мир, а другие, получив на то дозволение, оставались и устраивали себе жилища поблизости. Вскоре совместными усилиями срубили иноки деревянную церковку, освятив её во имя Святой Троицы. Так постепенно образовалась монашеская община, на месте которой через много лет встал на берегу Волги Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь.
Разорение обители и пленение его насельников
Но недолго суждено было прожить на этом месте преподобному Макарию и его братии. Лишь четыре года минуло с той поры, как обосновались они на Жёлтых водах, как попустил Господь татарскому хану Улу-Мухаммеду совершить набег на Нижегородские земли и вместе с прочими святыми обителями разорить и предать огню недавно созданный монастырь. Многие иноки приняли от супостатов мученическую смерть, а те, кого минули татарские сабли и стрелы, были угнаны в полон.
В числе прочих невольников оказался и преподобный Макарий. И быть ему проданным в рабство, если бы не грозный хан. Поразило басурманина глубочайшее смирение, разлитое во всём облике пленного монаха, и неземная благодать, лучившаяся в его очах. Расспросив о нём воинов, пригнавших пленников, он услышал от них, что перед ним человек, не причинивший никому зла и старавшийся на всём протяжении пути делать добро не только своим товарищам по несчастью, но и даже тем, кто гнал его, связанного, по пыльной дороге.
Нежданная свобода и новые тяготы
Поражённый услышанным, хан приказал страже развязать кроткого монаха и даровать ему волю. Своё решение он объяснил тем, что Бог - единый для всех, независимо от того, в какой вере человек живёт, - неизбежно покарает каждого, кто причинит зло такому праведнику. Отпустив Макария на свободу, он по просьбе последнего позволил уйти с ним ещё многочисленным невольникам, в том числе и нескольким женщинам с детьми.
В одном лишь хан был неумолим - он запретил восстанавливать на Жёлтом озере разорённую обитель. Никому было неведомо, что пройдут сто девяносто лет, и на прежнем месте возродится Желтоводский Макариев монастырь, но в ту пору монахам, получившим столь чудесным и неожиданным образом свободу, ничего не оставалось, как пуститься на поиски нового места для своей обители.
Окончание странствий
Долог и труден был их путь на родную землю. По дороге преподобный Макарий и его спутники набрели на чудное место, расположенное на берегу Оно как раз подходило для обустройства нового монастыря. Здесь сама природа благоприятствовала им, создав небольшую возвышенность, окружённую с трёх сторон холмами и омываемую рекой. Но территория сия принадлежала казанскому хану, и тот, узнав о появлении в его владениях православных монахов, приказал им уйти.
Долго ещё шли монахи, пока, наконец, не достигли Костромских земель и не остановились в городе Унже. Тех, кто возвращался из татарского плена, всегда принимали на Руси с радушием, а поскольку бывшие пленники были ещё и Божьими людьми, к ним отнеслись с особой симпатией, а к Макарию - с подчёркнутым почтением.
Основание нового монастыря
Но далёкий от жажды мирских почестей преподобный счёл за благо удалиться в лесную глушь. Там в пятнадцати верстах от города им был основан новый, уже второй Желтоводский Макариев монастырь. История его создания в точности повторила всё, что произошло несколько лет назад на Жёлтом озере. Вскоре уединение пустынника было нарушено желающими разделить с ним иноческий подвиг, и в результате вновь появились в глухом лесу кельи, за ними - деревянная церковь, и, наконец, образовалась община.
К тому времени преподобный Макарий достиг преклонного возраста и в 1444 году, когда исполнилось ему девяносто пять лет, мирно почил. Незадолго до этого, предчувствуя скорое расставание с братией, завещал он своим духовным чадам вернуться, когда будет возможность, на Жёлтое озеро, в то место, где пленил их татарский хан, и туда перевести Желтоводский Макариев монастырь.
Муромский монах - исполнитель заповеди преподобного Макария
Прошло без малого два века. И настало время, когда благословил Господь честных иноков вновь основать свои кельи на берегу Жёлтого озера. Это событие связано с именем Авраамия Желтоводского - монаха одного из муромских монастырей, не причисленного до сих пор к лику святых, но снискавшему своими деяниями бессмертную славу.
С детства болея душой о разорённой некогда обители, он часто молился перед иконой преподобного Макария, испрашивая его небесного покровительства в деле её восстановления. Точно известно, что благочестивый инок получил некое знамение, свидетельствовавшее о том, что его молитва услышана, и что Благодать Божия будет ему споспешествовать в этом благом деле.
Возрождение обители и получение ею официального статуса
Изготовив список с иконы, через которую он получил эту благую весть, Авраамий и несколько иноков из монастырской братии прибыли на Жёлтое озеро и, усердно помолившись Господу, принялись восстанавливать монастырь на старом пепелище. Местные жители, желая внести свою лепту в это богоугодное дело, оказывали им помощь.
Большая заслуга в успехе столь важного начинания принадлежит благочестивому царю Михаилу Фёдоровичу - первому государю из династии Романовых. Посетив в 1619 году Унженскую обитель и узнав о сокровенном желании иноков вершить их монашеский подвиг там, где основал свой первый монастырь преподобный Макарий, он оказал им всяческое содействие. Государь не только поддержал их своим указом, но выделил значительную материальную помощь. Окончательно же статус монастыря был закреплён в 1628 году грамотой Московского
Годы процветания обители
Но не только земные владыки оказывали своё содействие монастырю. Обильно ниспосылалась ему и Благодать Божия. Волей Всевышнего Волга со временем изменила своё русло, полностью поглотив Жёлтое озеро, и Желтоводский Макариев монастырь, таким образом, оказался на берегу великой русской реки, являвшейся одной из главных судоходных артерий России.
Столь удобное расположение обители способствовало тому, что со временем на принадлежащих ей землях начали устраиваться ярмарки, по названию монастыря именовавшиеся Макарьевскими. Как владельцы территории, монахи имели право на взимание торговых сборов - весьма значительных сумм, позволивших им в непродолжительное время возвести в обители множество каменных построек и значительно обустроить свой быт.
Упадок и упразднение монастыря
Продолжалась эта благодатная пора до 1817 года, пока Господь не попустил перенести ярмарки, столь обильно пополнявшие монастырскую казну, в Нижний Новгород. Там они приняли ещё больший размах, сохранив при этом своё прежнее название. Однако монастырь Макария Желтоводского, лишившись своего главного источника доходов, стал приходить в упадок. Со временем он получил статус заштатного.
Беда же, как известно, не приходит одна, и по прошествии нескольких лет случился в его стенах пожар, уничтоживший многое из того, что на протяжении долгих лет возводилось несколькими поколениями иноков. не счёл нужным проводить восстановление обители, и она была упразднена. Иконы и утварь, спасённые из огня, было приказано передать в Нижегородский собор святого Александра Невского.
Восстановлена обитель была только в 1883 году, после восшествия на престол боголюбивого государя Александра III, но уже как Троицкий Макариев Желтоводский женский монастырь. Отныне его обитательницами стали сёстры, пожелавшие оставить суету тленного мира и всей душой предаться служению Богу.
Катастрофа семнадцатого года
Из дошедших до нас документов известно, что к началу Апокалипсиса, которым стал для России 1917 год, в стенах обители проживало более трехсот насельниц, и она была в числе наиболее обустроенных в стране. Однако в своём отношении к монастырю, да и вообще к православию большевики мало чем отличались от хана Улу-Мохаммеда, некогда разорившего Макарьевскую обитель.
Как пять веков назад двигались по пыльным российским дорогам караваны невольников, так же и в XX веке потянулись на север и северо-восток нескончаемые эшелоны репрессированных, среди которых были и скорбные женщины в монашеских рясах. Но, в отличие от степных кочевников, даровавших некогда свободу преподобному Макарию, а с ним и сотням других россиян, ханы нынешней орды не имели милосердия, и многие из их пленников так никогда больше и не смогли увидеть родных мест.
Монастырские же постройки с тех пор использовались в хозяйственных нуждах. Одно время на территории бывшей обители размещалось животноводческое хозяйство, и в помещениях, являвшиеся прежде Божьими храмами, держали скот.
Время долгожданных перемен
Но не вечно длилось поругание, попущенное Господом за грехи людские. Достиг и волжских берегов свежий ветер перестройки. В 1991 году правительственным указом Желтоводский Макариев монастырь, храмы которого к тому времени пришли в аварийное состояние, был передан в ведение С этого времени началось его активное восстановление.
Спустя несколько месяцев вышло и постановление Священного Синода о том, что Желтоводский Макариев монастырь возобновляет свою деятельность, прерванную десятилетиями атеистического мракобесия. Первыми его насельницами стали двадцать пять монахинь, пожелавших перейти в него из других обителей страны.
Сегодня Желтоводский Макариев монастырь, адрес которого: Нижегородская обл., Лысковский р-н, пос. Макарьево, находится в числе самых известных и посещаемых паломниками обителей России. Ежегодно он принимает сотни тысяч гостей из разных концов страны. И это закономерно, так как здесь, на берегу Волги, посетители становятся свидетелями единения духовного величия православной веры с неповторимой красотой её храмового зодчества.
Территория монастыря окружена мощными крепостными стенами, усиленными сторожевыми башнями. Внутри них архитектурным центром является величественный Троицкий собор, при построении которого за образец был взят Успенский собор Московского Кремля. Кроме того, монастырский комплекс включает в себя ещё пять храмов, построенных в разное время, но объединённых общим композиционным замыслом.
Который позднее был причислен к лику святых. Через несколько лет обитель была разорена татарами, а сам Макарий был вынужден уйти на другое место. Спустя почти два века разоренный монастырь был вновь отстроен и получил имя Макарьевского Желтоводского. Желтоводским он был назван потому что раньше на его месте было Желтое озеро, которое со временем поглотила река Волга. Удачное расположение Макарьевского монастыря способствовало тому, что вскоре здесь возник торг. Официально Макарьевская ярмарка была учреждена в 1641 г., когда по указу царя Михаила Федоровича все пошлинные доходы от ярмарки были отданы монастырю «на свечи, на ладан, на церковное строение и братии на пропитание». Таким образом, торг обеспечил быстрый рост благосостояния монастыря и способствовал строительству храмов. Для защиты монастыря и ярмарки вокруг была построена крепостная стена. Рядом с монастырём возникло поселение, которое в 1779 г. было преобразовано в уездный город Макарьев.
Святыни монастыря
Мощи преподобного Макария Желтоводского
Унженского чудотворца (его глава и часть перста)
Макарьевская икона Божией Матери
Икона с частицей мощей святителей Иоанна Златоустого, Николая Мирликийского чудотворца, Феофана Затворника, Феодосия Черниговского
Икона с частицей мощей великомучеников Георгия Победоносца, исцелителя Пантелеимона, великомучениц Екатерины, Варвары и Людмилы, мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии Пузовских
Икона с частицей мощей благоверных князей Даниила Московского, Петра и Февронии Муромских
Икона с частицей мощей преподобных отцев Серафима Саровского
, Лаврентия Черниговского, Феодора Санаксарского
Икона с частицей мощей преподобных матерей
Александры, Марфы и Елены Дивеевских, блаженных матерей Пелагеи, Параскевы
и Марии Дивеевских и Матроны Московской
Икона праведного Феодора флотоводца (адмирала Ушакова)
Могила убиенной братии-насельников первого монастыря, основанного самим преподобным Макарием
Могила старца Аврамия (в ротонде), возобновителя Макарьевского монастыря с 1620 года, по молитвам которого происходят исцеления болящих разными недугами
Достопримечательности монастыря
1.
Архитектурный ансамбль Макарьево-Желтоводского монастыря складывался в основных своих чертах на протяжении очень недолгого времени, в 1651- 77 годах. Это, как указывают искусствоведы, обусловило особую цельность комплекса монастырских строений.Соборный храм, освященный во имя Святой Троицы, является смысловой и архитектурной доминантой ансамбля обители.
2.
Деревянная Успенская церковь была построена в 1626 году, через шесть лет после возобновления Желтоводского монастыря игуменом Авраамием. Ровно четверть века простояла она и в 1651 году была заменена каменной. Сравнительно с массивным Троицким собором
она смотрится более воздушной и нарядной.
3.
В 1670 году – была построена надвратная церковь Михаила Архангела над Святыми воротами и кельи. Изначально церковь имела одну главу и ряды кокошников, но в 1670 году её заменили более сложным пятиглавым завершением.
4.
Храм во имя преподобного Макария Желтоводского выстроен к северу от Троицкого собора
, на том месте, где прежде находился придел соборного храма, освященный во имя преподобного Макария
. Храм возводился в 1808 году - на излете длительного периода процветания монастыря.
5.
Макарий Желтоводский (Макарий Унженский; 1349, Нижний Новгород - 1444, Унжа) - православный монах, основатель ряда монастырей. Канонизирован Русской церковью в лике преподобых, память совершается 25 июля (по юлианскому календарю).
6.
Макарьевская икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена 17 сентября (по старому стилю) 1442 года преподобному Макарию Унженскому чудотворцу (1444 г.), который подвизался в посте и молитве на пустынных берегах реки Унжи во времена княжения Василия Темного (1425–1462). В это время Галичская (ныне Костромская) область находилась в с бедственном положении, страдая от голода и стихийных бедствий, междоусобных войн и нашествия татар.
7.
Шатровая колокольня Желтоводского монастыря примыкающая с запада к трапезной палате, возводилась одновременно с Успенской церковью. Как и Троицкий coбор, она является архитектурной доминантой монастырского комплекса, хорошо видной и с Волги, и от Макарьево.
8.
Келейный храм во имя преподобного Антония Великого
9.
Храм во имя преподобного Григория Пельшемского
Расписание Богослужений
В будние дни:
8.00 - утренняя служба
17.00 - вечерняя служба
В воскресные и праздничные дни:
8.00 - молебен с акафистом святому Макарию в одноименном храме
9.00 - Божественная Литургия
18.00 - всенощная
Как добраться
Монастырь находится в поселке Макарьево Лысковского района Нижегородской области. Сюда можно добраться или через город Лысково или через Нижний Новгород. Из Нижнего Новгорода с Канавинской автостанции ходит автобус до Михайловского через Бор и Макарьево. Из Лысково: летом - паромная переправа, зимой пешком по льду или на аэротакси («воздушная подушка»). Паром летом ходит из Лысково в 6.15; 8.15; 12.15; 15.15 и в 18.15. Ранней весной и поздней осенью отменяются первый и последний рейсы. С пассажира берут от 40 до 80 рублей. За автомобиль от 300-400 рублей и выше. Телефон паромной переправы: 8930-8029-959.
См. также:
→
Матушка Матрона – так любовно называют православные блаженную Матрону Московскую. В стенах Покровского женского монастыря покоится прах столь почитаемой народом святой.
→
Оптина Пустынь расположена недалеко от города Козельска у опушки соснового бора. Происхождение монастыря относится к концу 14 века. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта.
→
Параскево-Вознесенский женский монастырь был основан в 1865 году. Задолго до открытия монастыря один из жителей села Рузаевка, находясь на военной службе, "сильно заболел ногами".
→
Раифский Богородицкий мужской монастырь – один из самых знаменитых в Поволжье. Сотни людей приходят сюда послушать духовные песнопения братии.
→
В живописном уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Монастырь был основан в 1659 году.
→
В 17 км. от Казани, вдалеке от шумных дорог и большого города, стоит Седмиозерный Богородицкий монастырь. Пустынь появилась еще в начале 17 века, и на месте жилья монаха-отшельника.
→
В подмосковном городе Серпухове, на высоком берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулся Высоцкий мужской монастырь.
→
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества.
→
Троице-Сергиева Лавра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.
→
Недалеко от города Чебоксары находится Цивильский Богородицкий женский монастырь. Он был основан в 1675 году и принадлежит к числу древнейших монастырей России.
По историческим сводкам монастырь был основан в 1435 году, по данным Нижегородской епархии Свято-Троице-Макарьево-Желтоводский монастырь. Основан в 1415 г., уроженцем Нижнего Новгорода Макарием, прозванным с того времени Желтоводским, поскольку так стал называться монастырь, построенный на волжских пойменных лугах у Желтого озера.
Уже в 1439 году обитель была сожжена и разорена татарами. Макария отвели в плен, но вскоре выпустили на свободу, взяв обещание не возобнавлять монастыря на прежнем месте. Макарий ушел в костромские леса и впоследствии основал другой монастырь на Ужне. Таким образом, история архитектуры монастыря в Макарьеве на Волге начинается только со времени его возобновления в 1620-е года и постройки здесь в 1624 году первой деревянной церкви.
Московское правительство еще с XVI века делало попытки перенести центр волжской торговли в русские земли, но организация ярмарки в Васильсурске - городе построенном Василием III, окончилась неудачей. Только в 1641 году следует указ об учереждении ярмарки у Макарьевского монастыря, которому передавался также сбор торговой пошлины.
Русские монастыри были в древности и культурными и хозяйственными центрами, что давало им возможность играть роль опорных пунктов при заселении края. У стен Макарьевского монастыря встречались суда, плывущие вниз по течению из старорусских земель, с теми, которые тянули бурлаки из устья Волги. Поэтому здесь, на середине Волжского пути, и закрепилась знаменитая Макарьевская ярмарка.
Все основные строения в Макарьевском монастыре были возведены за сравнительно небольшой срок - с 1651 по 1667 года, поэтому он смотрится как единый архитектурный ансамбль. В своем современном виде его территория имеет форму четырехугольника со сторонами около 200 м каждая. Это была мощная крепость регулярной планировки. Строилась она с 1662 по 1667 года и предназначалась для защиты монастыря и ярмарки от народных волнений.
План-схема построек Макарьевского монастыря:
1. Троицкий собор (1658)
2. Макарьевская церковь (1808)
3. Успенская церковь и монастырская трапезная (1651)
4. Колокольня (1651)
5. Надвратная церковь Михаила Архангела и южный корпус келий (1670)
6. Юго-западный корпус келий (XVII век)
7. Стены и башни монастыря (1662 - 1667)
8. Гостинный двор и дополнительная линия стен (XVII век)
Центр монастырского ансамбля - Троицкий собор - был построен в 1658 году. По своим размерам и величественному виду он не затерялся бы и среди столичных построек. Это шестистолпный пятиглавый храм с тремя аспидами, их сравнительно низкие стены подчеркивают высоту основного обьема. Главное сооружение монастыря по своему облику и величию было подобно Спасскому собору (1652) в Нижегородском кремле.
Своды Троицкого собора поддерживают четыре круглых массивных столба. В конце XVII иле начале XVIII века все стены и своды зала были покрыты росписью. Синие, красно-коричневые и охристо-желтые тона оттеняются пятнами чистого черного цвета. Человеческие фигуры, кони, сказочные постройки, скалы и деревья покрывают стены, не оставляя на них мест, свободных от изображений. Множество различных картин, соединенных в сплолшные ленты, несколькими рядами опоясывают храм. Хотя сюжеты для композиций были взяты из церковной тематики, художники трактовали их в привычных для себя образах, помещая действующие лица библейских историй в обстановку повседневного быта своего времени, показывая реальную жизнь.
Трапезная Макарьевского монастыря, построенная в 1651 году, представляет собой обширное двухэтажное здание. Первый этаж имел хозяйственное назначение, а во времена ярмарки сдавался под склад товаров. К большому залу трапезной примыкала Успенская церковь, а с противоположной западной стороны открытая прежде паперть соединяла ее с колокольней, углы которой были обработаны под каменный руст. В 1882 году открытые проемы галереи были заделаны, а вместо прежнего деревянного крыльца устроенна внутренняя деревянная лестница.
Обрамление окон первого яруса трапезной, как и многие детали на корпусах келий крепостных стен, особенно по южной стороне монастыря, явилосьрезультатом переделок первой половины XVIII века.
По четырем углам монастыря стояли круглые башни, между ними, на середине стен, квадратные с воротами. С южной стороны, обращенной к реке, был устроен главный вход - Святые ворота с надвратной церковью Михаила Архангела над ними. Первоначально церковь имела одну главу, которую в 1670 году заменили пластически более сложным пятиглавым завершением.
Стены монастыря имеют амбразуры нижнего боя и бойницы для стрельбы с боевого хода. В их толще устроены арочные ниши, а боевой ход покрыт деревянной кровлей.Высота стен с зубцами - 8 метров, ширина - 2,5 метра.
Кроме сохранившихся сейчас укреплений монастырь имел пристроенную с запада дополнительную территорию, огороженную тремя стенами, с мощными квадратными башнями и встроенным в западную наружную стену каменным Гостиным двором. Помещения Гостинного двора в XIX веке перестроили в пересыльную тюрьму, под таким названием и были известны стоявшие до недавнего времени остатки сооружения. Башни и стены этого участка давно уже полностью разрушенны, а примыкавшая к ним угловая северо-западная башня обвалилась при высоком паводке еще в 1829 году.
С 2006 года в связи с вопросом о подъёме уровня Чебоксарской ГЭС, находится под угрозой разрушения.