Богатые россияне, о которых часто пишет русский Forbs, – люди с причудами, причём на эти причуды у них есть деньги. Мы уже писали о том, в каких домах живут отечественные миллиардеры и на каких яхтах передвигаются по морям и океанам. Настало время присмотреться ещё к одному почти обязательному атрибуту имиджа олигархов – собственным самолётам.
Отнести личный самолёт к разряду причуд, впрочем, не всегда будет верным решением. Порой собственный лайнер нужен просто оттого, что «время дороже денег». К тому же зачастую личный джет не является собственностью физлица – он может находиться в аренде или принадлежать корпорации, которая предоставляет его владельцу бизнеса.
В авиапарке российских миллиардеров есть самые разнообразные образцы авиатехники – от Як-142 до Boeing 767-300 и армейских вертолётов. Вместительные дальнемагистральные Boeing и Airbus используются для дальних перелётов. Однако они крайне дороги в обслуживании, и потому более популярны среди миллиардеров менее вместительные Falcon, Gulfstream и Bombardier. Всего, по ряду данных, в РФ насчитывается около 500 частных VIP-самолётов.
По словам самих VIP-пассажиров, от самолётов им прежде всего нужны безопасность, надёжность, скорость и определённый уровень комфорта. Олигархи понимают, для каких целей нужны им самолёты, и оборудуют их под имеющиеся задачи и свои вкусы, отчего интерьеры воздушных кораблей зачастую отражают индивидуальность личности их владельцев. Кто-то из богачей оформляет самолёт в стиле hi-tech, кто-то любит золотую восточную роскошь и дорогие ковры, кто-то устраивает картинную галерею из подлинников или библиотеку. Кроме того, есть оригиналы, у которых самолёт внутри выглядит как изба или как ресторан. Есть и приверженцы здорового образа жизни, обустраивающие в самолёте спортзал с беговыми дорожками и велотренажёрами. Впрочем, в отделке есть ограничения – так, запрещено устанавливать бильярдные столы, тяжёлые ванны, а также использовать пожароопасные и громоздкие материалы (например, мрамор). В целом на индивидуальную отделку салона самолёта в Швейцарии обычно уходит один-два года и до 20 млн долларов. Содержание же воздушного замка обходится в 3–5% от его стоимости в год и зависит от страны приписки.
Кто, как и с кем летает
Частный парк самолётов делится на парк крупных лайнеров, которые отправляются в полёт только по разрешению диспетчерских служб, и небольшие самолёты, вылетающие лишь с уведомлением. Все они могут быть как частной, так и корпоративной собственностью. Есть ещё и арендная бизнес-авиация, используемая бизнесменами и чиновниками, – впрочем, чиновники чаще пользуются рейсовыми самолётами. На арендованных самолётах полёты недёшевы: средний чек составляет миллион рублей и более. Имеется и ценник на наиболее часто заказываемые маршруты: для примера, расценки на аренду четырёхместного самолёта из Москвы туда и обратно до Куршевеля составляют от 40 тыс. евро, до Мальдивских островов – от 80 тыс. евро, до Ниццы и Парижа – от 30 тыс. евро. Понятно, что всё это услуги не для бедных.
Показательно, что почти вся лётная бизнес-техника, и частная и корпоративная, обычно регистрируется в офшорах и не платит российские налоги, хотя и базируется в РФ. Стоимость обслуживания частных самолётов, включая сами полёты, может составлять от 100 тыс. долларов и до нескольких миллионов в год.
Стандарт при расчётах: четыре пилота, один инженер, две-три стюардессы и один менеджер. Кстати о персонале: месячные оклады пилотов в бизнес-авиации составляют 12–15 тыс. долларов, стюардесс – 2,5–5 тыс., но эти деньги даются им нелёгким трудом: стюардесса должна владеть иностранным языком, основами психологии, медицинскими навыками, разбираться в винах и кухнях различных народов, а заодно и в моющих средствах, с помощью которых обслуживается салон. Заказ питания на борт (популярен ресторан «Пушкин» на Тверском бульваре) и наведение порядка и чистоты в самолётах – это тоже обязанность бортпроводника. Высокие нагрузки на организм часто приводят к профзаболеваниям стюардесс: забывчивости из-за кислородного голодания, бесплодию, онкозаболеваниям, варикозу и т.д. Вот так – или здоровье, или деньги. Кстати, за эти деньги и IQ требуют, ну и внешность, конечно, должна быть привлекательной, чтобы на фоне дорогого самолёта смотрелась адекватно.
Олигархи приватизируют аэропорты
Внуково-3 на территории Внукова – крупнейший бизнес-аэропорт в Европе. В среднем отсюда выполняется 35–40 тыс. частных рейсов в год, что составляет 90% всех российских бизнес-полётов. Комплекс для обслуживания самолётов бизнес-класса и VIP-пассажиров находится под круглосуточной жёсткой охраной. Вылеты и прилёты VIP-самолётов не объявляются и не значатся в расписаниях, а VIP-пассажиры прилетают и улетают через спецтерминалы, где их никто не видит. По количеству рейсов в определённом направлении можно составить мнение о том, что происходит в бизнес-сообществе. К примеру, по сравнению с 2014 годом в минувшем 2016-м сократились на 30% полёты во Францию, почти до нуля упало количество рейсов на Украину. Зато число вылетов на Мальту увеличилось с 39 до 120. Любопытно, к чему бы это?
У Внукова-3 есть ещё одна особенность. Именно этим портом пользуются те, кому надо как можно быстрее покинуть страну. Именно отсюда не так давно хотел улететь на арендном самолёте президент Анталбанка Магомед Мухиев, подозреваемый в хищении 30 млрд рублей. Похоже, что именно отсюда стартовал и банкир Бородин, обвиняемый в хищении в Банке Москвы 62 млрд рублей, а также ряд других господ, опередивших прокуратуру. Отсюда же улетал, загрузив в самолёт антиквариат, картины и даже улья, экс-мэр Москвы Юрий Лужков. Из этого же аэропорта богатые люди вылетают за рубеж к врачам и косметологам.
КСТАТИ
В 2013 году Дмитрий Медведев подписал указ о выходе государства из владения аэропортом Внуково. Одно из главных достоинств этого порта – его высокая доходность. В своё время порт очень хотела заполучить Москва – не получилось. Однако деньги столица вложила в него приличные, а в последние годы во Внуково-3 много вложился госбюджет.
Аэропорты – это стратегические объекты, отчего они, как правило, находятся в госсобственности. Однако правительство Медведева так не считает, целенаправленно передавая крупнейшие аэропорты под олигархическое управление. Уже сформировались группы аэропортов Виктора Вексельберга и Олега Дерипаски . Таким образом государство лишается доходов от аэропортов и отказывается в пользу олигархов от стратегического ресурса.
Forbes относительно приватизации Внукова сообщил, что частные акционеры будут владеть контрольным пакетом, консолидированным ОАО «Международный аэропорт Внуково» (75%), в которых 81% будет у Скоча, совладельца USM holdings Усманова. У частников будет опцион на выкуп оставшихся 25–30% акций государства. Внуково в дальнейшем может войти в USM Holdings Алишера Усманова . Схема проста: в ответ на инвестицию относительно небольших средств олигархи получат огромный кусок государственной собственности. Это не только аэропорт, а ещё и железнодорожный подъезд, и автодорога, и окружающая инфраструктура, и земля в направлениях, где в основном проживает российская бизнес-элита: Рублёвское, Можайское и Новорижское шоссе. Чем не продолжение залоговых аукционов?
Любимые самолёты олигархов
1. Airbus А340-300.
Владелец – Алишер Усманов
Стоимость – 350 млн долларов.
Алишер Усманов имеет несколько самолётов, но Airbus А340-300 самый крупный из них. На его дооснащение было потрачено 112 млн долларов. У самолёта четыре двигателя, дальность его полёта – 13 500 километров. В мире таких самолётов не более 30. Лайнер назван в честь отца олигарха «Бурхан» (яхта олигарха названа в честь его матери). Бортовой № M-IABU в «переводе», видимо, расшифровывается как «о-ов Мэн, Я-А.Б. Усманов».
2. Boeing 767-300ER.
Владелец – Роман Абрамович
Стоимость – 191 млн долларов.
Известно, что самолёт зарегистрирован в офшоре Аруба (Карибы, Нидерланды). Дальность полёта этого Boeingа – 11 тыс. километров. Вместимость лайнера –
245 пассажиров. Самолёт иногда называют «бандитом» за характерные чёрные «очки» у кабины пилотов и тёмную полосу вдоль самолёта. Кроме Боинга у Абрамовича есть и другие личные самолёты.
3. Airbus A319 M-RBUS.
Владелец – Михаил Прохоров
Это большой 6-летний лайнер с динамичной окраской и позывным Silver Arrows. Длина самолёта, на котором предпочитает летать политик и миллиардер, – 33,8 метра, размах крыльев – 35,8 метра. В салоне могут разместиться до 156 пассажиров. Каталожная стоимость составляет 88,6 млн долларов. Впрочем, интерьер лайнера скорее всего специально переделан под нужды собственника.
4. Airbus A319-133.
Владелец – Дмитрий Рыболовлев
Стоимость – 86 млн долларов.
Лайнер имеет бортовой номер M-KATE в честь дочери олигарха Екатерины. В стандартном самолёте помещается до 156 пассажиров, бизнес-модификация принимает на борт до 19 человек, дальность полёта – до 12 тыс. километров. Дмитрий Рыболовлев одним из первых стал заниматься ценными бумагами и их скупкой. Увлекается коллекционированием работ импрессионистов, проживает в Монако. Основа его состояния – средства, полученные от продажи «Уралкалия».
5. Airbus A319-115 CJ.
Владелец – Андрей Скоч
Стоимость – 50 млн долларов.
Через отца, которому девятый десяток и на которого переписан бизнес, Андрей Скоч участвует в компании USM Holdings, основным собственником которой является Алишер Усманов. Также Скоч владеет значительной долей в аэропорту Внуково. USM Holdings объединяет металлургические, телекоммуникационные и интернет-активы партнёров.
6. Gulfstream
Владелец – Владимир Потанин
Стоимость – 33 млн долларов.
Самолёт рассчитан на 19 пассажиров. Его высота полёта – 15 километров, дальность полёта – 12,5 тыс. километров, скорость – 850 километров в час. Потанин работал в структурах Министерства внешней торговли СССР, создал внешнеэкономическую ассоциацию «Интеррос», продавал природные ресурсы, создал ОНЭКСИМ Банк (вероятно, с использованием денег КПСС), родил идею залоговых аукционов и через них на небольшие заёмные деньги получил нефтяную компанию «Сиданко», Новороссийское морское пароходство и «Норникель». Капиталы заработаны на «Норникеле», в Росбанке и на покупке и перепродаже активов.
7. Bombardier BD-700 Global Express. Владелец – Виктор Вексельберг
Стоимость – 23 млн долларов.
Вексельберг – основатель российско-американского СП «Ренова» и алюминиевого холдинга «СУАЛ». Его состояние оценивается в 12,4 млрд долларов. Большие заработки у Виктора Вексельберга пошли после покупки генерирующих мощностей (КЭС-холдинг) и завышения тарифов предоставляемых услуг и активной работы с ИЦ «Сколково», очень щедро финансируемым Минфином. По данным «Руспрес», если Следственный комитет активно займётся ИЦ, то В.Ф. действительно может срочно потребоваться самолёт. Впрочем, Виктор Вексельберг является членом многих общественных организаций и пользуется поддержкой попечительского совета фонда «Сколково», в состав которого входят Дмитрий Медведев, Владислав Сурков и Аркадий Дворкович, так что ему, видимо, доверяют.
8. Boeing 737-7BJ/W BBJ.
Владелец – Сулейман Керимов
Стоимость – 50 млн долларов.
Модель рассчитана на 19 пассажиров, дальность полёта – 9300 километров при скорости 850 километров в час. У Керимова ещё есть и Gulfstream G-V за 35 миллионов. Семье Керимовых принадлежит 61% акций компании «Полюс» (бывшая «Полюс золото») – крупнейшего производителя золота в РФ, а также международный аэропорт Махачкалы. Кроме того, Керимов владеет компанией «Нафта Москва». В 2015 году Керимов продал гостиницу «Москва». Состояние сделал, инвестируя в растущие акции. С 2008 года – член СФ от Дагестана.
9. Boeing 737-7BJ/W BBJ.
Владелец – Рустам Тарико
Такой же джет имеет владелец банка и водочного бренда «Русский стандарт» Рустам Тарико. Сейчас у компании Тарико «Руст» рост продаж водки, но банк «Русский стандарт», по сообщению «Утроnews», шатается. Банк должен около 70 млрд рублей, причина – долги по кредитам, предоставлявшимся в валюте. Тарико уже продал любимую яхту, но самолёт пока придерживает – вдруг ещё понадобится.
Частный инвестор Роман Абрамович – Boeing 767-300ER, номер P4-MES
Боинг, на котором передвигается Роман Абрамович , часто можно увидеть на фотографиях споттеров (любителей фотографировать самолеты) в разных уголках планеты: Ницца, Зальцбург, Сен-Мартен, Тель-Авив. Богатая география объяснима возможностями Boeing 767-300ER, зарегистрированного на острове Аруба. Префикс ER в модификации этого 11-летнего судна означает увеличенную дальность полета, что позволяет совершать беспересадочные перелеты на расстояние до 11 000 километров.
По данным Boeing, такой лайнер может вмещать до 245 пассажиров, его длина 54,9 метров, размах крыльев - 47,6 метров, каталожная стоимость - $191,5 млн. Среди споттеров самолет получил кличку «Бандит» за характерную черную полосу у кабины пилотов, напоминающую темные очки. Модель «Бандита» в масштабе 1:500 даже продается в сувенирных магазинах.
Председатель наблюдательного совета «Альфа-групп» Михаил Фридман – Ми-171, номер RA-25777
Весьма необычное средство передвижения, хотя бы по той причине, что это вертолет в интересной окраске и со счастливым регистрационным номером, оканчивающимся на три семерки. Ми-171 бороздит небо в интересах ООО "Альфа-Аэро", входившее в Альфа-Банк , вероятно, на этом вертолете он летает на свою базу отдыха в Тверской области. Согласно данным производителя, максимальная дальность полета такого судна - 600-800 километров в зависимости от комплектации, крейсерская скорость - 230 километров в час, каталожная стоимость - $10 млн.
Председатель совета директоров АФК «Система» Владимир Евтушенков – Boeing 737-7FY, номер P4-AFK
«Самолет — жизненная необходимость, естественно, [он у меня] есть, и глупо отказываться от того, что облегчает жизнь и работу», - говорил предприниматель в интервью «Ведомостям» в конце 2013 года. У АФК «Система» в пользовании несколько самолетов, и на борту восьмилетнего Boeing 737-7FYс салоном в VIP-конфигурации Евтушенков, скорее всего, бывал. О принадлежности к АФК «Система» данного лайнера говорит не только его регистрация (P4-AFK), но и логотип компании, нанесенный на хвост лайнера.
Владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров – Airbus A319, номер M-RBUS
Весной прошлого года Главная военная прокуратура России выясняла обстоятельства заказа самолета Минобороны РФ, который летал на Сейшелы: оказалось, борт был зафрахтован компанией "Онэксим групп" за 740 000 рублей. СМИ писали, что Михаил Прохоров возил на острова моделей и музыкантов: группу «Машина времени» и певцов Потапа и Настю Каменских.
Известно и о другом средстве передвижения миллиардера, арендованном на более долгий срок, это Airbus A319 возрастом почти шесть лет, зарегистрированный в компании Global Jet Luxembourg. Это большой лайнер с динамичной окраской и позывным Silver Arrows. Согласно спецификациям Airbus, длина такого самолета 33,8 метра, размах крыльев 35,8 метра, в нем помещается до 156 пассажиров, а каталожная стоимость составляет $88,6 млн. Впрочем, интерьер лайнера, скорее всего, специально переделан под нужды клиента.
Частный инвестор Дмитрий Рыболовлев – Airbus A319-133, номер M-KATE
Борт Airbus A319 с регистрацией M-KATE несколько лет назад привлек внимание журналистов, прежде всего британских. Репортеры пытались разобраться, имеет ли самолет с такой говорящей регистрацией какое-либо отношение к Кейт Миддлтон, супруге герцога Кембриджского, принца Уильяма. Оказалось, что красавец-лайнер связан с российским бизнесменом Дмитрием Рыболовлевым : СМИ предположили, что А319 получил такую регистрацию в честь дочери Рыболовлева - Катерины. Самолет принадлежал фирме Sophar Property Holding BVI, которую "Уралкалий" приобрел, еще будучи под контролем Рыболовлева. После продажи «Уралкалия» предприниматель выкупил у Sophar ее активы.
Председатель совета директоров банка «Русский стандарт» Рустам Тарико - Boeing 737-7BC, номер VP-BRT
Рустам Тарико совершает полеты на тринадцатилетнем Boeing 737-7BC, зарегистрированном на Бермудах под номером VP-BRT (RT, как несложно догадаться, - инициалы бизнесмена). Борт украшен витиеватыми узорами, а на хвосте нарисованы медведь и орел, те же, что на этикетке водки или вывеске банка «Русский Стандарт». Размах крыльев - 34,3 метра, длина - 33,6 метра, максимальная дальность полета - до 6000 километров. Цена аналогичного типа, согласно каталогу - $78,3 млн. Префикс BC в модели говорит о том, что в работе над самолетом принимало участие специальное подразделение Boeing Business Jet, которое создает лайнеры для корпоративных и частных клиентов.
Член совета директоров ОАО «Новатэк» Геннадий Тимченко – Gulfstream G650, номер OH-GVV
Человек, входящий в десятку богатейших людей России, в деловой авиации был известен не только как пассажир, но и как весьма активный игрок. Так было до весны 2014 года, когда структура Volga Group продала долю в частном авиаперевозчике Airfix Aviation Oy неназванному инвестору. Как следует из записей реестров, компания осуществляла обслуживание Gulfstream G650 с регистрацией OH-GVV, на котором, скорее всего, и предпочитал путешествовать Геннадий Тимченко (самолет способен совершить беспосадочный перелет на расстояние 12 964 километра и брать на борт до 18 пассажиров).
В августе прошлого года бизнесмен пожаловался в интервью ИТАР-ТАСС, что из-за санкций Gulfstream не может продавать ему новые самолеты и обслуживать уже купленные. Таким образом, он вынужден запрашивать чартерные рейсы, когда ему требуется куда-то полететь.
Председатель совета директоров банка «Тинькофф кредитные системы» Олег Тиньков – Dassault Falcon 900LX, номерM-TINK
Бизнесмен Олег Тиньков предпочитает совершать путешествия на борту Falcon 900LX с регистрацией M-TINK, как следует из фотографий его аккаунта в социальных сетях. Узнаваемая деталь - герб на хвосте самолета, тот же, что видят клиенты банка «Тинькофф» на карточках и официальных документах. Согласно данным производителя, самолет этого типа имеет размах крыльев 21,38 метра, вмешает до 19 пассажиров, может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 8890 километров, к примеру, долететь из Москвы до Токио. Стоимость самолета на рынке от $20 млн до $32 млн в зависимости от состояния, модификации и комплектации.
Основатель и основной акционер USM Holdings Алишер Усманов – Airbus A340-300, номер M-IABU
Лайнер Алишера Усманова - самый большой среди всех самолетов участников рейтинга богатейших россиян. Бизнесмен, четыре года подряд занимавший первую строчку в рейтинге (в списке-2015 он ), предпочитает летать на широкофюзеляжном Airbus A340-300 c регистрацией M-IABU. Возраст самолета - 6,5 лет.
Согласно данным Airbus, дальность полета самолетов этого типа - до 13 700 километров, размах крыльев - 60,3 метра, длина - 63,69 метра, вместимость - до 440 пассажиров в одноклассовой компоновке, каталожная цена в 2011 году составляла $238 млн, сейчас самолет уже снят с производства. Лайнер называется Bourkhan (считается, что в честь отца Алишера Усманова), а его регистрацию можно расшифровать как «Я, Алишер Бурханович Усманов (I, Alischer Burchanovich Usmanov).
На весь мир известен человек по имени Роман Абрамович. Биография его вместе с тем содержит много противоречивых моментов. Почему в 1992 году он едва ли не угодил за решетку? Как его воспринимала семья Бориса Ельцина? Какое состояние после развода получила вторая жена олигарха? И чем он так угодил населению Чукотки? Об этом пойдет речь в статье.
Абрамович Роман Аркадьевич: биография
Будущий миллиардер родился в Саратове в 1966 году, 24 октября, в семье евреев - Аркадия Нахимовича и Ирины Васильевны. Когда мальчику был всего лишь год, его мама умерла. Вскоре в результате аварии на стройке погиб и отец - мальчику тогда было четыре года. С этого времени воспитанием будущего магната занималась семья его дяди из Ухты. Через некоторое время, в 1974 году, Абрамович уехал в Москву к другому своему дяде.
Отслужив в Киржаче в армии, Роман поступил в Ухтинский индустриальный институт на лесотехнический факультет. Молодой человек там продемонстрировал отличные организаторские способности. Однако так и не окончил вуз Роман Абрамович. Биография его круто изменилась, когда в конце 1980-х он занялся предпринимательством, которое вскоре привело его к нефтетрейдерской деятельности.
Уголовное дело
В 1992 году бизнесмена заподозрили в хищении государственного имущества и заключили под стражу. Тогда пропал поезд с дизельным топливом (общая стоимость которого составляла 3,8 миллиона рублей), следовавший из Ухты в город Сыктывкар по заданию компании «АВЭКС-Коми». Позже выяснилось, что топливо было доставлено в Ригу и перешло в собственность фирмы «АКВ», генеральным директором которой как раз и был Роман Абрамович. Биография предпринимателя могла сложиться по-другому, если бы он сел тогда в тюрьму, но дело вскоре за отсутствием состава преступления закрыли.
Бизнес и выход на государственный уровень
В 1990-х Абрамович начал тесное общение с Борисом Березовским и стал вхож в дом Бориса Ельцина. Семья президента пригласила Романа переехать в квартиру в Кремле, там его стали величать «Мистером А».
В 1996-м предприниматель, будучи главой совета директоров акционерного общества «Ноябрьскнефтегаз», возглавил и московское отделение «Сибнефти». В 1999 году его избрали депутатом по Чукотскому ИО № 223. После этого в Чукотском АО Абрамович зарегистрировал партнерские компании «Сибнефти», отвечающие за сбыт нефтепродуктов и самого «черного» золота.
Ни в одной думской фракции бизнесмен не состоял. Он поменял Думу в 2000 году на кресло губернатора Чукотки. Если верить сообщениям СМИ, Роман пожертвовал на развитие автономного округа свыше 2,5 миллиарда долларов. По сей день в списке наиболее щедрых отечественных благотворителей Абрамович уверенно занимает первое место.
2003 год в жизни олигарха ознаменовался покупкой английского футбольного клуба «Челси», который в то время находился на грани разорения. После этого предприниматель фактически переехал в Великобританию.
В 2005-м Абрамович за 13,1 миллиарда долларов продал свой пакет акций компании «Сибнефть» «Газпрому».
Бизнесмен неоднократно пытался уйти с поста губернатора Чукотского АО, но каждый раз российский президент Путин переубеждал его. Биограф Владимира Владимировича, Крис Хатчинс, подробно описывает отношения между президентом и олигархом. По его словам, они общались как отец и любимый сын, при этом Абрамович обращался к Путину на «вы», поскольку тот его старше.
В июле 2008-го Роман был освобожден от должности губернатора Чукотки президентом Дмитрием Медведевым, который в качестве причины своего решения назвал личное желание Абрамовича. В октябре 2008 года предприниматель стал председателем Чукотской думы.
Роман Абрамович: биография. Личная жизнь
Миллиардер официально был дважды женат. Его первая супруга, Ольга Юрьевна Лысова, была уроженкой Астрахани. Вторая жена Романа Вячеславовна Маландина (после замужества - Абрамович), по профессии была стюардессой. Она родила олигарху пятерых детей: трех дочерей и двоих сыновей. В 1992 году на свет появилась Анна, в 1993-м родился Аркадий, в 1995-м семья пополнилась еще одним ребенком - Софьей, в 2001-м родилась Арина, и наконец в 2003-м появился на свет Илья. Несмотря на такое количество детей, брак не удалось сохранить - он распался в марте 2007 года, когда Чукотским окружным судом супруги были разведены. Они самостоятельно договорились о том, как будет произведен раздел имущества и с кем будут проживать дети. Как известно, Маландина после развода получила от экс-супруга сумму в 300 миллионов долларов.
Сейчас бизнесмен встречается с дизайнером Дарьей Жуковой (см. фото ниже). Несмотря на то что официально они не расписаны, в 2009 году Дарья родила миллиардеру сына. Его назвали Аароном Александром. А в апреле 2013 года на свет появилась еще одна дочь Романа Абрамовича - Лея.
Яхты
Предприниматель владеет огромным количеством всяческого имущества. У него есть три яхты люкс-класса, которые западные СМИ окрестили «Флотом Абрамовича»:
- Eclipse - судно, занимающее второе место в мире в рейтинге наиболее длинных моторных яхт.
- Luna - парусник длиной 115 метров, предназначенный для экспедиций.
- Sussurro - еще одна яхта Романа Абрамовича, постоянно находящаяся в Антибе. Она имеет длину 50 метров и используется в качестве сопровождающего судна.
Ранее миллиардер владел и другими крупными яхтами, но впоследствии их продал или подарил. Судно Pelorus за 300 миллионов долларов перешло во владение Дэвида Гиффена, яхта Le Grand Bleu была подарена Евгению Швидлеру, а судно Ecstasea Роман продал в 2009 году неизвестному покупателю.
Воздушный транспорт
Кроме водного транспорта, Абрамович владеет воздушными средствами передвижения. Ему принадлежит «Боинг 767-33А», благодаря своей характерной окраске известный как «Бандит». Этот самолет сначала заказала компания «Гавайские авиалинии», но потом она отменила заказ, и Роман решил купить «Боинг». Еще один самолет Абрамовича - А340-313Х - был приобретен им в 2008 году. Также предприниматель владеет тремя вертолетами, которые обслуживают яхты, принадлежащие ему.
Наземный транспорт
В числе наземных транспортных средств, имеющихся у олигарха, можно назвать два бронированных лимузина стоимостью в миллион фунтов стерлингов каждый. Кроме того, Роман является владельцем многочисленных автомобилей, большинство из которых делались на заказ и представляют собой эксклюзивные модели, и мотоцикла Ducati, у которого обтекатели окрашены в цвета российского триколора с аэрографией в виде двуглавого
Состояние
Как известно, ежегодно журнал Forbes называет имена на планете и публикует сведения об их накоплениях. В соответствии с этими данными, по итогам 2013 года на 68-м месте в рейтинге мировых миллиардеров находился Абрамович Роман. Состояние его на конец 2014 года было оценено в 9,1 миллиарда долларов. В списке предприниматель занимает 14-е место.
Расскажем о том, какая недвижимость имеется у олигарха. В его собственности находятся:
- пентхаус в Кенсингтоне стоимостью 29 миллионов фунтов стерлингов;
- вилла в Западном Сассексе за 28 миллионов фунтов стерлингов;
- шестиэтажный коттедж в Найтсбридже по цене 18 миллионов фунтов стерлингов;
- дом во Франции стоимостью 15 миллионов фунтов стерлингов;
- дом в Сан-Тропе за 40 миллионов фунтов стерлингов;
- пятиэтажный особняк в Белгравии, цена которого 11 миллионов фунтов стерлингов;
- дача в Подмосковье стоимостью 8 миллионов фунтов стерлингов.
https://www.сайт/2015-03-17/forbes_nashel_samolety_na_kotoryh_letayut_abramovich_usmanov_fridman_prohorov_i_drugih_rossiyskie_mi
Forbes нашел самолеты, на которых летают Абрамович, Усманов, Фридман, Прохоров и других российские миллиардеры
Forbes проанализировал, на чем предпочитают летать участники списка богатейших россиян. Как пишет издание, чаще всего техника известных в бизнесе людей весьма узнаваема: миллиардеры любят выделиться с помощью окраски своего средства передвижения или необычного регистрационного номера.
Так, российский миллиардер Роман Абрамович предпочитает летать на Boeing 767-300ER с номером P4-MES. Этот 11-летний самолет часто можно увидеть в разных уголках планеты: Ницца, Зальцбург, Сен-Мартен, Тель-Авив. Богатая география объяснима возможностями Boeing 767-300ER, зарегистрированного на острове Аруба. Префикс ER в модификации этого судна означает увеличенную дальность полета, что позволяет совершать беспересадочные перелеты на расстояние до 11 тыс. километров. Такой лайнер может вмещать до 245 пассажиров, его длина 54,9 метра, размах крыльев – 47,6 метра, каталожная стоимость самолета – 191,5 млн долларов. Среди споттеров (любителей фотографировать самолеты) судно получило кличку «Бандит» за характерную черную полосу у кабины пилотов, напоминающую темные очки. Модель «Бандита» в масштабе 1:500 даже продается в сувенирных магазинах.
Самолет Романа Абрамовича
Председатель наблюдательного совета «Альфа-групп» Михаил Фридман часто летает на своем вертолете Ми-171 с номером RA-25777. Весьма необычное средство передвижения, хотя бы по той причине, что этот вертолет отличается интересной окраской и счастливым номером, оканчивающимся на три семерки. Вероятно, на этом вертолете Фридман летает на свою базу отдыха в Тверской области. Согласно данным производителя, максимальная дальность полета такого судна – 600-800 километров в зависимости от комплектации, крейсерская скорость – 230 километров в час, каталожная стоимость – 10 млн долларов.
Вертолет Михаила Фридмана
Владелец группы «Онэксим», совладелец «ОК «Русал» Михаил Прохоров предпочитает летать на 6-летнем Airbus A319 с номером M-RBUS. Это большой лайнер с динамичной окраской и позывным Silver Arrows. Согласно спецификациям Airbus, длина такого самолета 33,8 метра, размах крыльев 35,8 метра, внутри него помещается до 156 пассажиров, а каталожная стоимость составляет 88,6 млн долларов. Впрочем, интерьер лайнера, скорее всего, специально переделан под нужды клиента.
Самолет Михаила Прохорова
Самолет Airbus A319 с регистрацией M-KATE, на котором летает российский бизнесмен Дмитрий Рыболовлев , несколько лет назад привлек внимание журналистов, прежде всего британских. Репортеры пытались разобраться, имеет ли самолет с такой говорящей регистрацией какое-либо отношение к Кейт Миддлтон, супруге герцога Кембриджского, принца Уильяма. Однако, скорее всего, что А319 получил такую регистрацию в честь дочери Рыболовлева – Катерины. Самолет принадлежал фирме Sophar Property Holding BVI, которую «Уралкалий» приобрел, еще будучи под контролем Рыболовлева. После продажи «Уралкалия» предприниматель выкупил у Sophar ее активы.
Самолет Дмитрия Рыболовлева
Член совета директоров ОАО «НОВАТЭК» Геннадий Тимченко предпочитает летать на своем Gulfstream G650 с номером OH-GVV. Этот самолет способен совершить беспосадочный перелет на расстояние 12 тыс. 964 километра и брать на борт до 18 пассажиров. В августе прошлого года бизнесмен пожаловался прессе, что из-за санкций Gulfstream не может продавать ему новые самолеты и обслуживать уже купленные. Таким образом, он вынужден запрашивать чартерные рейсы, когда ему требуется куда-то полететь.
Самолет Геннадия Тимченко
Председатель совета директоров банка «Тинькофф кредитные системы» Олег Тиньков предпочитает совершать путешествия на борту Falcon 900LX с регистрацией M-TINK, как следует из фотографий его аккаунта в социальных сетях. Узнаваемая особенность – герб на хвосте самолета, тот же самый, что видят клиенты банка «Тинькофф» на карточках и официальных документах. Согласно данным производителя, самолет этого типа имеет размах крыльев 21,38 метра, вмешает до 19 пассажиров, может совершать беспосадочные перелеты на расстояние до 8 тыс. 890 километров, к примеру, долететь из Москвы до Токио. Стоимость самолета на рынке 20-32 млн долларов в зависимости от состояния, модификации и комплектации.
Самолет Олега Тинькова
Основатель и основной акционер USM Holdings Алишер Усманов летает на 6-летнем Airbus A340-300 номером M-IABU. Лайнер Усманова самый большой среди всех самолетов участников рейтинга богатейших россиян. Лайнер называется Bourkhan (считается, что в честь отца Алишера Усманова), а его регистрацию можно расшифровать как «Я, Алишер Бурханович Усманов (I, Alischer Burchanovich Usmanov). Согласно данным Airbus, дальность полета самолетов этого типа – до 13,7 тыс. километров, размах крыльев – 60,3 метра, длина – 63,69 метра, вместимость – до 440 пассажиров в одноклассовой компоновке, каталожная цена в 2011 году составляла 238 млн долларов, сейчас самолет уже снят с производства.