СИРИЯ
Сирийская Арабская Республика, государство в Юго-Западной Азии. Сирия граничит с Ираком, Турцией, Иорданией, Израилем и Ливаном, на западе омывается Средиземным морем.
Сирия. Столица - Дамаск. Население - 16 673 тыс. человек (1998). Плотность населения - 90 человек на 1 кв. км. Городское население - 55%, сельское - 45%. Площадь - 185 180 кв. км. Самая высокая точка - гора Эш-Шейх (Хермон), 2814 м над у.м., самая низкая - 212 ниже у.м. Государственный язык - арабский. Основная религия - ислам. Административное деление - 13 мухафаз. Денежная единица - сирийский фунт. Национальный праздник: День эвакуации - 17 апреля. Государственный гимн: "Слава защитникам Отечества".
До 1920-х годов название "Сирия" использовалось для обозначение более крупного географического и исторического региона, который включал всю территорию Ливана, Иордании, Израиля, нынешних Западного берега р.Иордан и сектора Газа, а также небольшие районы на юге Турции и северо-западе Ирака.
Этот регион, называвшийся иногда Великой Сирией, простирался от гор Тавр до Синайского п-ова и охватывал все восточное побережье Средиземного моря от Газы на юге до Антиохии (современная Антакья) на севере. Великая Сирия была важной частью древнего эллинистического мира, затем Римской и Византийской империй, а с распространением в 7 в. ислама стала центром арабо-мусульманской цивилизации. В течение 400 лет, вплоть до 1918, Великая Сирия входила в состав Османской империи. С ослаблением в 19 в. мощи Стамбула усилилось проникновение в регион европейцев и одновременно возникло арабское движение. После поражения султаната османов в Первой мировой войне бразды правления в регионе перешли к европейским державам. По мандату Лиги наций Франция установила административно-политическую границу между Сирией и Ливаном. То же самое сделала Великобритания в Трансиордании и Палестине, которую она открыла для крупномасштабной иммиграции евреев, ранее пообещав создать "еврейское национальное государство". В 1940-е годы, после заката колониальных империй во время и непосредственно после Второй мировой войны, эти арабские области получили независимость, и лишь большая часть Палестины вошла в состав государства Израиль. Площадь современной Сирии составляет 185 180 кв. км, численность населения - 16 673 млн. человек (1998). В 1990 на ее территории проживали также примерно 340 тыс. палестинских беженцев и их потомков. В 1967 ок. 1150 кв. км сирийской территории в районе Голанских высот, на юге Сирии, были заняты Израилем.
ПРИРОДА
Строение поверхности.
На территории Сирии, которая простирается от Средиземного моря на восток через северную часть Сирийской пустыни, выделяют пять физико-географических областей: 1) Приморская низменность, 2) Западная горная цепь, 3) Рифтовая зона, 4) Восточная горная цепь, 5) Плато Восточной Сирии. Страну пересекают две крупные реки - Эль-Аси (Оронт) и Евфрат. Обрабатываемые земли приурочены в основном к западным районам - приморской низменности, горам Ансария и долине р.Эль-Аси, а также к долинам Евфрата и его притоков. Приморская низменность протягивается узкой полосой вдоль побережья. Местами она прерывается подходящими к берегу моря скалистыми мысами, представляющими собой отроги гор Ансария. В самом широком месте, в окрестностях Латакии, ее протяженность с востока на запад составляет 16-32 км.
Западная горная цепь.
Между приморской низменностью и долиной р.Эль-Аси, приуроченной к рифтовой зоне, расположен сложенный известняками горный хребет Ансария (Эн-Нусайрия), идущий параллельно берегу моря от границы с Турцией на севере и почти до границы с Ливаном на юге. Этот хребет шириной ок. 64 км имеет средние высоты 1200 м. Его самая высокая точка - гора Неби-Юнес (1561 м). На западных сильно расчлененных склонах гор, открытых влажным воздушным потокам со стороны Средиземного моря, выпадает много осадков. В этих горах берут начало небольшие реки, имеющие сток в Средиземное море. Реки выработали глубокие долины с крутыми бортами. Многие реки летом пересыхают. На востоке горы Ансария резко обрываются, образуя уступ высотой ок. 900 м. Восточный склон обращен к горячим сухим воздушным массам и получает значительно меньше осадков. У южной оконечности хребта Ансария расположен Триполийско-Хомский межгорный проход. По нему пролегает дорога, соединяющая ливанский порт Триполи с городом Хомс; в западном направлении течет р.Эль-Кебир, которая за долгие годы отложила на днище своей долины плодородный слой аллювия.
Рифтовая зона.
К востоку от хребта Ансария и к северу от Триполийско-Хомского прохода тянется Рифтовая зона, протяженностью 64 км и шириной 14,5 км, представляющая собой продолжение Восточно-Африканской рифтовой системы. К этой зоне приурочена долина среднего течения р.Эль-Аси. Плоское днище этого грабена, называемого Эль-Габ, раньше было местами заболочено, но к настоящему времени осушено. Благодаря высокому плодородию почв здесь развито орошаемое сельское хозяйство.
Восточная горная цепь.
Непосредственно к Эль-Габу с востока примыкают горы Эз-Завия, представляющие собой всхолмленную поверхность со средними высотами 460-600 м. Ее максимальные отметки достигают 900 м. К югу от хребта Ансария простираются хребты Антиливан и Эш-Шейх (Хермон), по которым проходит граница между Сирией и Ливаном. Эти горы сложены пористыми известняками, которые впитывают небольшое количество атмосферной влаги, которое получает этот район. Однако у подножий на поверхность выходит множество источников, используемых для орошения земель в окрестностях столицы. В пределах хребта Эш-Шейх, на границе с Ливаном, находится самая высокая в Сирии одноименная гора (2814 м). Горы Антиливан и Хермон разделены р.Барада, которая используется в водоснабжении Дамасского оазиса.
Плато Восточной Сирии.
Большая, восточная часть страны занята обширным Восточным плато. Его южная часть поднята на 300 м выше северной. Поверхность плато постепенно понижается к востоку примерно с 750 м восточнее хребта Антиливан до менее 300 м в пойме Евфрата. Южная часть плато сложена древними лавовыми полями. Самые впечатляющие формы рельефа - горы Эд-Друз, куполообразной формы, поднимающиеся до 1800 м. Большая часть окружающего их плато покрыта лавовым крупнообломочным материалом, образовавшимся из излившихся пород, что затрудняет хозяйственное использование этой территории. Лишь в области Хауран (юго-западнее Дамаска), где лавовые отложения сильно выветрены, сформировались плодородные мощные почвы. К востоку от гор Эз-Завия местность приобретает волнистый характер. Ее поверхность постепенно снижается приблизительно с 460 м на западе до 300 м у границы с Ираком. На северо-востоке страны выделяются средневысотные (более 500 м над у.м.) горы Абб-эль-Азис (максимальная высота 920 м), имеющие широтное простирание. Всю территорию плато с северо-запада на северо-восток пересекает р.Ефрат, врезающаяся в него на глубину 30-60 м. К северо-востоку от сирийской столицы через весь район протягивается цепь довольно низких кряжей, почти доходящих до Евфрата в районе города Дейр-эз-Зор. Их высота понижается к востоку от 2000 м в хребте Маалула (севернее Дамаска), до 800 м в горах Бишри (северо-западнее Дейр-эз-Зора). Для всех этих гор характерны дефицит атмосферных осадков и скудная растительность, что позволяет использовать их как зимние пастбища.
Климат.
На большей части Сирии господствует аридный и семиаридный климат, осадков выпадает мало, и они приходятся в основном на зимний сезон. Характерна интенсивная испаряемость. Высокая влажность воздуха и выпадение значительных осадков свойственны только прибрежной низменности и западным склонам хребта Ансария.
Западная Сирия.
Климат приморской полосы и наветренных склонов хребта Ансария - влажный средиземноморский. Среднее годовое количество осадков 750 мм, в горах оно увеличивается до 1000-1300 мм. Сезон дождей начинается в октябре и продолжается вплоть до марта - начала апреля, с максимумом интенсивности в январе. С мая по сентябрь осадки практически отсутствуют. На низких высотах в этот сезон климатические условия дискомфортны: днем воздух прогревается до 30-35° C при высокой влажности. Выше в горах летом много приятнее: дневные температуры там приблизительно на 5° C ниже, чем на побережье, а ночью - даже на 11° C. Средние температуры зимой составляют 13-15° С, температуры ниже 0° C бывают лишь на некотором удалении от прибрежной низменности. Иногда выпадают и твердые осадки, но снегопады обычны лишь для хребта Ансария, где снежный покров может держаться два-три месяца. Хотя зиму считают сезоном дождей, дождливых дней бывает немного, так что и в этот период стоит ясная погода, а температура поднимается до 18-21° С.
Восточная Сирия.
Уже на восточных склонах хребтов Ансария, Антиливан и Хермон средняя сумма осадков уменьшается до 500 мм. В таких условиях господствуют степи и полупустыни. Почти все осадки выпадают зимой, так что озимые зерновые культуры можно выращивать без орошения. Сирийская пустыня, простирающаяся к востоку и югу от степной зоны, получает меньше 200 мм осадков в год. Амплитуда температур в пределах степей и пустынь больше, чем на средиземноморском побережье. Среднеиюльская температура в Дамаске, на западной оконечности степной зоны, составляет 28° С, как и в расположенном далее к востоку Халебе (Алеппо), тогда как в Дейр-эз-Зоре, находящемся в пустынной области, средняя температура июля 33° С. Дневные температуры в июле-августе часто превышают 38° С. После захода солнца температура резко падает, уменьшается влажность воздуха. Таким образом, несмотря на дневную жару, благодаря прохладным сухим ночам во внутренних районах страны в летнее время климатическая обстановка более комфортная, чем на побережье, где жарко и влажно. Зимой в степных и пустынных районах приблизительно на 5,5° С прохладнее, чем в прибрежной полосе. Средние зимние температуры Дамаска и Дейр-эз-Зоре 7° С, а Халеба - 6° С. На севере степной зоны часто бывают заморозки и выпадает снег, но в ее южных местностях, а также в пустыне эти климатические явления наблюдаются реже. Ночные температуры зимой опускаются значительно ниже 0° С.
Водные ресурсы.
В районах с недостаточным увлажнением для орошаемого земледелия используют колодцы, родники, скопления подземных вод и реки, за счет которых в стране вырабатывается значительная доля электроэнергии. Орошением обеспечено ок. 12% посевного клина, причем примерно на 2/5 его площадей оно ведется благодаря колодцам. На остальных поливных землях ирригация зависит от водного режима Евфрата и его главных притоков - Белиха и Хабура. Но гидроресурсы Евфрата крайне важны также для энергетики и аграрного сектора Турции и Ирака, которые тоже предъявляют свои права на воды этой реки. Данное обстоятельство наряду с техническими и финансовыми проблемами самой Сирии и с засухами не позволили довести площади орошаемых земель и производство электроэнергии до уровня, который предусматривался строительством Евфратской плотины, завершившимся в 1978. Крупные ирригационные системы расположены также на реках Эль-Аси и Ярмук (воды последней используются совместно с Иорданией).
Естественная растительность.
В далеком прошлом хребет Ансария и другие горы на севере страны были заняты лесами. Позже на смену им пришли низкорослые сообщества хвойных и лиственных пород в более влажных малонаселенных местностях и кустарники средиземноморского типа в тех прибрежных районах, где не было развито земледелие. На севере, а частично на восточных склонах горных цепей и в низкогорьях внутренних частей страны распространены типичные бобово-злаковые степи, которые служат кормовой базой пастбищного скотоводства. В пустынях ландшафт оживляется лишь после дождя, когда появляются молодые побеги трав и низкорослых кустарничков. Тем не менее даже такого бедного растительного покрова достаточно для прокорма верблюдов, которых разводят кочевники.
Почвы.
Только 1/3 территории Сирии пригодна для земледелия. Плодородные почвы, позволяющие выращивать разнообразные культуры, занимают 10% ее площади. Самые продуктивные земли приурочены к приморской низменности и нижним склонам хребта Ансария.
НАСЕЛЕНИЕ
Этнические группы и языки.
Подавляющее большинство жителей страны - арабоязычные сирийские арабы. Около 90% их по вероисповеданию мусульмане, 10% христиане. Крупнейшее национальное меньшинство образуют курды, которые составляют ок. 9% населения. Большинство курдов страны сосредоточены в предгорьях Тавра, к северу от Халеба, и на плато Эль-Джазира, на северо-востоке. Курды сформировали общины также в окрестностях Джераблуса и в предместьях Дамаска. Говорят они на родном курдском и на арабском языке и придерживаются, как и сирийские арабы, суннитского направления в исламе. Основная часть курдов живет в сельской местности, в городах они заняты прежде всего физическим трудом, хотя среди них есть также прорабы и мастера. Зажиточные курды получают доходы в первую очередь за счет владения недвижимостью, некоторые достигли высоких гражданских постов, но торговлей они практически не занимаются. Доля в населении армян, второго по численности национального меньшинства, равняется 2-3%. Многие армяне относятся к беженцам из Турции, прибывшим в конце 19 в., но большая их часть эмигрировала между 1925 и 1945. Армяне исповедуют христианство, смогли избежать арабизации и сохранили свои обычаи, школы и газеты. Почти все армяне проживают в городах, 75% их сосредоточено в Халебе, где им принадлежит видное место в экономической жизни, и 15% в Дамаске. Как правило, армяне являются торговцами, лицами свободных профессий, мелкими предпринимателями и ремесленниками, среди них также много специалистов с инженерно-техническим образованием и квалифицированных рабочих. В Сирии представлены также туркмены и черкесы. Туркмены исповедуют ислам, носят арабские одежды и говорят на арабском языке. Первоначально они вели кочевой образ жизни, но в настоящее время занимаются преимущественно полукочевым скотоводством на плато Эль-Джазира и по нижнему, в пределах Сирии, течению р.Евфрат или земледелием в районе Халеба. Черкесы относятся к потомкам кочевников-мусульман, которые перебрались в Сирию с Кавказа после его завоевания русскими в конце 19 в.; они сохранили большинство своих обычаев и родной язык, хотя говорят и на арабском. Около 1/2 всех черкесов проживало в мухафазе Эль-Кунейтра, но после разрушения израильтянами в октябре 1973 одноименного административного центра многие перебрались в Дамаск.
Демография.
В Сирии были проведены три всеобщие переписи населения. Его численность, согласно первой переписи, организованной в 1960, составляла 4 565 тыс. человек, включая 126,7 тыс. палестинских беженцев. Соответствующие показатели переписи 1970 равнялись 6 294 тыс. и 163,8 тыс., переписи 1981 - ок. 9,6 млн. и ок. 263 тыс. человек беженцев. Как следствие быстрого демографического роста большую часть населения страны формирует молодежь: половина его не достигла еще 15 лет, а 2/3 имеют возраст до 25 лет. Девушки рано выходят замуж, и в среднем женщины рожают по 7 детей. Численность населения продолжает увеличиваться быстрыми темпами, которые в 1960-х годах составляли в среднем 3,2%, в 1970-х - 3,5%, в 1980-х - 3,6% в год. С 1950-х до конца 1980-х годов высоким был также уровень рождаемости: 45 новорожденных на 1 тыс. жителей. В то же время показатель смертности постепенно снижался с 2,1% в начале 1950-х годов до 0,7% в конце 1980-х годов, в основном благодаря резкому сокращению младенческой и детской смертности. В 1945-1946 несколько тысяч армян выехало из Сирии в СССР, а после создания государства Израиль в 1948 туда эмигрировало большинство из проживавших в стране 30 тыс. евреев. Около 100 тыс. палестинцев обосновались в Сирии после захвата Израилем Галилеи.
Города.
Доля урбанизированного населения повысилась в стране с 40% в 1965 до 55% в 1998. Два главных города, Дамаск и Халеб, имеют соответственно 1,8 млн. и 1,3 млн. человек, по данным 1994. Другие крупные города (тыс. жителей): Хомс (750), Хама (450), Латакия (380), Дейр-эз-Зор (260), Хасеке (250), Ракка (230), Идлиб (200), Деръа (160), Тартус (150), Эс-Сувейда (75).
Конфессиональный состав.
Не менее 85% населения Сирии - мусульмане, из которых 80-85% сунниты, 13-15 алавиты, ок. 1% исмаилиты и менее 1% шииты. Около 3% сирийцев принадлежат к секте друзов и сосредоточены в горном районе Эд-Друз, к юго-востоку от Дамаска. До 10% сирийцев исповедуют христианство. Наибольшим влиянием среди христиан страны пользуются православная и армяно-григорианская церкви. Сравнительно с приверженцами других религий в христианской общине выше доля горожан и солиднее прослойка людей, получивших высшее образование, а также представителей высокооплачиваемых "белых воротничков" и лиц свободных профессий.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Государственное устройство Сирии определяет сильно централизованная, строго иерархическая система, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках президента страны и высшего руководства Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас). Эта система была создана после захвата власти вооруженным путем сторонниками ПАСВ в 1963. С ноября 1970 главой государства стал генерал Хафез Асад, лидер военного крыла ПАСВ, который пришел к руководству в результате переворота, сместив гражданскую верхушку партии. Хафез Асад занимает посты президента, главнокомандующего вооруженными силами, генерального секретаря регионального руководства ПАСВ и председателя Прогрессивного национального фронта - коалиции партий, имеющей большинство в Народном совете, выполняющем функции парламента.
Центральные органы власти.
Оказавшиеся у власти военные, верные генералу Асаду, вскоре созвали Народный совет, перед законодательным собранием была поставлена задача разработать проект постоянной конституции. Она была призвана заменить введенную ПАСВ в 1964 временную конституцию страны, действие которой было продлено в 1969. Депутаты в Народный совет отбирались президентом и его ближайшими советниками и должны были представлять ПАСВ и ее четверых главных левых союзников - Арабский социалистический союз, Сирийскую коммунистическую партию, Движение социалистов-юнионистов и Движение арабских социалистов. В Народный совет было также включено небольшое число членов от независимых и оппозиционных сил. В марте 1973 Народный совет представил на одобрение президенту проект Конституции, который затем был вынесен на всенародный референдум. Конституция 1973 предусматривает, что страну возглавляет президент, избираемый на семилетний срок. Кандидат на этот пост выдвигается руководством ПАСВ, одобряется Народным советом и утверждается абсолютным большинством голосов на общенациональном референдуме. Президент располагает правом назначать и смещать одного или более вице-президентов, премьер-министра и других членов правительства (Совета министров), которые осуществляют исполнительную власть. Он назначает также судей в высшие судебные органы и губернаторов мухафаз. Глава государства может распускать парламент и исполнять законодательные функции вплоть до созыва нового парламента, выносить на общенациональный референдум законопроекты, отклоненные Народным советом. Последнему предоставлено право накладывать вето или вносить (2/3 голосов) поправки в указы президента.
Органы местной власти.
В административном отношении Сирия разделена на 13 мухафаз (провинций), во главе которых стоят губернаторы, утверждаемые президентом по представлению министра внутренних дел. При губернаторах действуют Советы мухафаз, 1/4 депутатов которых назначается губернатором и министром внутренних дел, а 3/4 избираются электоратом на четырехлетний срок. Министр внутренних дел назначает в эти Советы от 6 до 10 депутатов, которые входят в состав Исполнительных комитетов провинций, выполняющих каждодневный надзор за деятельностью местной администрации. Муниципальные Советы направляют деятельность городских служб, выдают лицензии на занятие предпринимательской деятельностью, устанавливают местные налоги. Во главе этих Советов стоят мэры, назначаемые губернаторами мухафаз, а в малых городах - главами округов. В 1987 Дамаск, имевший особый столичный статус, был объединен с прилежащей одноименной мухафазой в единую административную единицу.
Основные политические организации.
С марта 1963 ведущей политической силой в Сирии стала Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас); до 1954 Партия арабского возрождения, созданная в 1947 молодыми интеллигентами во главе с Мишелем Афляком и Салах-ад-дином Битаром. В 1951 отделение Баас было учреждено и в Ираке. ПАСВ провозглашает своей целью создание единого арабского государства, куда должны войти все арабские страны, проведение экономических реформ, предусматривающих перераспределение богатства на основе равенства, установление демократического строя, при котором политика государства будет непосредственно определяться чаяниями народа и освободится от иностранного вмешательства. Программа ПАСВ была особенно привлекательна для промышленных рабочих, малоимущих крестьян из отдаленных районов страны и для слушателей военной академии в Хомсе, принадлежавших к различным меньшинствам, таким как алавиты, друзы и курды. Тесные связи Регионального руководства ПАСВ и сирийского офицерства с очевидностью проявились в череде военных переворотов, которые были осуществлены пробаасистски настроенными офицерами после выхода Сирии из Объединенной Арабской Республики в 1961. На протяжении 1970-х и в начале 1980-х годов основными политическими оппонентами ПАСВ выступали различные подпольные исламистские группировки. Большинство из них составляли филиалы базировавшегося в Египте Общества братьев-мусульман, которые обосновались в Сирии еще в конце 1930-х годов. "Братья-мусульмане" пользовались поддержкой мелких торговцев и ремесленников с городских базаров, чье благосостояние оказалось под угрозой в результате проводившихся после 1963 социалистических реформ. В конце 1960-х годов возникло воинствующее исламистское движение, возглавляемое Марваном Хадидом, которое вскоре смогло завоевать широкую поддержку в таких городах на севере страны, как Халеб, Хама и Хомс. Начиная с середины 1970-х годов эти воинствующие мусульмане создали сеть мелких подпольных ячеек и организовали ряд вооруженных выступлений против правящего режима. Однако после жестокого и кровавого подавления массового восстания, организованного ими в Хаме в 1982, и после выдачи властям три года спустя руководителя восстания Аднана Уклаха военное крыло исламистов распалось. В результате в Сирии осталось единственное, фактически аполитичное, объединение "братьев-мусульман" в Дамаске.
Судебная система.
Судебная система состоит из трех уровней, а также включает суды государственной безопасности, которые рассматривают дела, подпадающие под законы и указы о чрезвычайном положении, и местные шариатские суды, разбирающие бытовые и семейные споры. Правонарушения поступают в производство в государственные суды. В их число входят Кассационный суд в Дамаске, который служит высшей судебной инстанцией, принимающей окончательные решения по протестам и жалобам, апелляционные суды в административных центрах мухафаз и дисциплинарные суды в округах, где председательствуют мировые судьи. Назначение, перемещение и смещение членов всех этих судов находится в компетенции Высшего совета судей, состоящего из старших гражданских судей. В стране действует Высший конституционный суд, включающий главу государства и четырех назначаемых им судей. Этой инстанцией рассматриваются вопросы, связанные с выборами и конституционностью законов и указов, принимаемых президентом и Народным советом. Высший конституционный суд не имеет права отменять законы, принятые на референдумах. Чрезвычайное положение было введено в Сирии в марте 1963 и все еще действовало в 1990-х годах. В этот период контроль за соблюдением законодательства о проведении общественных мероприятий, издании газет и журналов, торговли имуществом находился в ведении министра внутренних дел как второго по рангу лица, ответственного за выполнение законов о чрезвычайном положении. Дела лиц, нарушивших эти законы, рассматриваются в судах государственной безопасности, обычно в закрытых судебных заседаниях.
Вооруженные силы и полиция.
В начале 1990-х годов сирийская армия включала ок. 300 тыс. человек и имела в своем составе шесть бронетанковых дивизий, на вооружении которых находилось до 1500 модернизированных танков Т-72, три механизированные дивизии и семь воздушно-десантных бригад. Военно-воздушные силы страны насчитывали 80 тыс. человек и располагали примерно 650 боевыми самолетами; кроме того, было создано несколько бригад противовоздушной обороны, оснащенных ракетами класса "земля-воздух". В сирийском военно-морском флоте числилось несколько ракетных катеров класса "Комар", минных тральщиков и легких патрульных катеров и служило 4 тыс. человек. С начала 1990-х годов приблизительно 30-тысячная сирийская военная группировка находится в Ливане, в основном в долине Бекаа и в районах близ Бейрута и Триполи. В 1980-1990-е годы вопросами государственной безопасности в Сирии занималось несколько самостоятельных спецслужб, во главе которых стояли доверенные лица президента. Крупнейшую из них олицетворяли элитные "бригады обороны" численностью 20-25 тыс. человек, расквартированные в окрестностях столицы. До 1984 ими командовал брат президента полковник Рифат Асад. Спецназ, включавший 8 тыс. командос и парашютистов, возглавлял полковник Али Хайдар. Кроме того, свои разведывательные подразделения имели сухопутные и военно-воздушные силы. В составе министерства внутренних дел действовали две отдельные разведывательные системы: "Мухабарат" и Служба политической безопасности. Все эти самостоятельные спецслужбы активно участвовали в подавлении исламистского движения в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Следствием борьбы за влияние между Рифатом Асадом и Али Хайдаром стало подчинение в марте 1984 "бригад обороны" командованию регулярных вооруженных сил.
Внешняя политика.
Первое баасистское правительство (март 1963 - февраль 1966) следовало баасистским принципам неприсоединения, панарабского единства и строительства арабского варианта "социализма". В этом правительстве сохранялось своего рода равновесие между военными и гражданским крылом ПАСВ. Положение полностью изменилось в феврале 1966. Отцы-основатели Баас Мишель Афляк и Салах-ад-дин Битар были вынуждены бежать из Сирии, так как руководители переворота Салах Джадид и Хафез Асад вынесли им смертный приговор. Новый режим был нелегитимным и в целях самоутверждения предпринял ряд военных авантюр на границе с Израилем, приведших, в конечном счете, к арабо-израильской войне 5 июня 1967, в результате которой Сирия потеряла Голанские высоты. В ноябре 1970 министр обороны Хафез Асад стал абсолютным правителем Сирии. 6 октября 1973 Сирия вместе с Египтом предприняли скоординированное наступление на Израиль. В первые дни войны сирийская армия достигла некоторых успехов, вернув Голанские высоты, но в конечном итоге Сирия потеряла еще большую территорию. Благодаря активному американскому посредничеству Израиль вывел войска с новых оккупированных земель, а также из города Эль-Кунейтра на Голанских высотах, что было частью сирийско-израильского соглашения, подписанного 31 мая 1974. Этим соглашением фактически определялась граница между Сирией и Израилем. Сирийское военное вторжение в Ливан как продолжение конфронтации с Израилем было предопределено. В июне 1976 Асад ввел войска в Ливан Режим Хафеза Асада, несмотря на пацифистскую риторику, фактически был последовательным противником мирного урегулирования арабо-израильского конфликта путем переговоров, начавшихся в 1975. Асад выступил против визита президента Египта Садата в Иерусалим в ноябре 1977, египетско-израильского мирного договора в марте 1979, мирного плана, выдвинутого саудовским принцем Фахдом в ноябре 1981, ливано-израильского соглашения в мае 1983, иордано-палестинского соглашения в феврале 1985, первого соглашения, подписанного в Осло в сентябре 1993, иордано-израильского мирного договора в октябре 1994 и второго соглашения, подписанного в Осло в сентябре 1995. Продолжавшиеся три с половиной года, с 1993 по 1996, сирийско-израильские мирные переговоры окончились безрезультатно, хотя Израиль и предложил Асаду полностью вернуть Голанские высоты в обмен на заключение мирного договора. После распада СССР Асад потерял ценного союзника, но продолжает оставаться ближайшим партнером Ирана. См. далее
Сирия - страна с тысячелетней историей и уникальной культурой. Сегодня Сирия - в мировых сводках новостей. От того, как будет разыграна "сирийская карта" напрямую зависит будущее геополитики.
Древнейшие города
1. Столица Дамаск – древнейший непрерывно населенный город мира. Оценки его возраста разнятся – от 4000 до 10000 лет. Древнее его, пожалуй, всего один город – палестинский Иерихон. В Сирии есть еще один город с более чем 4000-летней историей – Халеб.
2. В Дамаске и Халебе сохранились целые кварталы, домам в которых больше 400 лет, а некоторые улицы спроектированы еще в античности. Улица Прямая упоминается в Библии. В Дамаске можно найти римские укрепления, византийские храмы и старейшие арабские мечети, воздвигнутые на древних храмах (например, минарет Исы (Иисуса) на древнем храме Юпитера). Древнейший христианский храм – подземная часовня Святого Анания (I век).
3. Алеппо (второе название Халеба) – самый крупный город страны. Город-миллионник, он расположен недалеко от турецкой границы и превосходит по численности Новосибирск. В Алеппо родился первый президент Армении. Второй миллионник – Дамаск.
Перекресток цивилизаций
4. Сирия находится на севере древнейшего очага цивилизации - Плодородного Полумесяца (Египет, Междуречье, Левант).
5. От её границ 250 километров до Египта, 120 до Кипра, 700 до Греции и около 650 до России.
6. Территория Сирии больше Греции, Болгарии, Венгрии или Австрии, но меньше Белоруссии.
Язык до Магриба доведет
8. Сирийские арабы говорят на особом диалекте арабского языка, заметно отличающемся от литературного. Жители центральных и северо-восточных областей также говорят на разных наречиях.
9. Благодаря литературному арабскому, друг друга могут понимать более 200 миллионов арабов от Атлантики до Персидского залива.
10. По-арабски название Сирии звучит как «Сурийя», а в полном варианте «аль-Джумухирийя аль-Арабийя ас-Сурийя» (Сирийская Арабская Республика).
Страна контрастов
11. Около 90% населения живет в долине реки Евфрат либо в плодородных районах вблизи Средиземного моря, что вместе составляет всего треть территории страны. Остальную площадь занимает Сирийская пустыня, издревле разделяющая два региона – Междуречье и Левант (плодородный треугольник у моря: Израиль, Сирия, Палестина, Ливан). Различия в культуре и расположении этих двух регионов не раз становились причиной конфликтов.
Мост между Востоком и Западом
12. Чем Сирия похожа на Россию, так это своим расположением на стыке европейских и восточных культур. Одна её часть тяготеет к Западу, другая к арабскому миру Востока. Прибрежные регионы занимают преимущественно христиане вперемежку с мусульманскими сектами и несуннитскими течениями, пустынные же районы вдоль Евфрата тяготеют к суннитскому консерватизму. Благодаря своему положению, Сирия – одно из самых древних торговых государств. Некоторым городским рынкам около пятисот лет.
Прибежище религий
13. Из двух миллионов сирийских христиан примерно половина – православные. Большинство населения (около 18 млн.) мусульмане.
14. Сирия – родина множества христианских, исламских и других религиозных сект и оригинальных течений. Приверженцы алавизма, эзотерического направления ислама, превышают число христиан вдвое. Алавитам разрешается пить вино, молиться 2 раза в день и поститься всего две недели. Свою религию они считают тайным знанием, доступным только избранным. Президент Башар Асад – алавит.
70 лет
16. Независимая Сирия в современных границах существует с 17 апреля 1946 года, когда она освободилась от колониального господства Франции.
С нее все начиналось
17. На территории страны располагались древнейшие мировые цивилизации: Ассирия, Хеттское царство, Вавилония, Персидская империя, держава Александра Македонского. Эту землю по очереди занимали Римская империя, Византия, Арабский халифат, крестоносцы, монголы, Османская империя. В 1920 году страна стала французской колонией.
Горячая точка
18. Сегодня Сирия - самая «горячая» точка планеты. За время войны (2011 – н.в.) против Сирии были введены санкции ЕС, стран Персидского залива, практически исчез туристический сектор, резко упали продажи нефти, боевиками разграблено более 1000 фабрик и предприятий в Алеппо. По данным Учебного и научно-исследовательского института ООН разрушено около 300 культурных памятников. Одним из триггеров недовольства суннитского населения восточных регионов стала сильнейшая засуха (2006 - 2011 годы), особенно затронувшая долину Евфрата и пустынные регионы.
Колыбель христианства
19. Сирия – колыбель христианства. В стране живет несколько десятков тысяч ассирийцев – потомков населения Великой Ассирии. Они говорят на новоарамейских языках. Именно по-арамейски написана часть книг Библии, на этом языке говорил Иисус Христос и его окружение. Народ исповедует преимущественно христианство, причем ассирийцы были одними из первых, кто в I веке принял эту веру.
Жизнь в Сирии
20. В Сирии заблокированы YouTube, Blogspot и Facebook.
21. В стране бесплатная медицина и образование, а пенсия начисляется с 60 лет. Госслужащим компенсируют затраты на частные клиники, а грамотность составляет 83% (до независимости была 10%), что намного выше чем в Ираке и Египте.
22. Больше 50 лет Сирия находится под управлением партии Баас (Партия арабского социалистического возрождения, сокращенно: «возрождение»).
23. Первым днем недели согласно традиционному арабскому календарю считается воскресение «Аль-Ахад» (первый), а последним – суббота «Ас-Сабт» (отдых). Как и в России празднуются 8 марта, День матери, Новый год, День независмости и 1 мая
Старый партнер и старый враг
24. Отношения Сирии с СССР и Россией всегда были довольно теплыми. Это связано как с общим социалистическим прошлым, так и с противостоянием американской политике господства на Ближнем Востоке. Так, ещё в 1971 году в городе Тартус была размещена материально-техническая база Военно-морского флота СССР, а в 2005 году был списан 10-миллиардный долларовый долг Сирии. Однако Сирия до сих пор не признает Израиль. И если в паспорте есть израильская виза, то, скорее всего, доступ в эту страну будет закрыт.
Философы и проповедники
25. Сирия - родина выдающихся христианских и исламских мыслителей. Среди них философ Посидоний (I век до н.э.), философ Лукиан Самосатский (II век), писатель-аскет Исаак Сирин (VII век), философ-рационалист и вольнодумец Абуль-Ала аль-Маарри (XI век) (именно его статуе в 2013 году отсекли голову джихадисты), арабский средневековый математик Ас-Салар (XII век). В сирийской земле проповедовал Иоанн Златоуст, родившийся неподалеку.
Здесь были египтяне, иорданцы, ливанцы, суданцы, ливийцы, иракцы, сирийцы , алжирцы, марокканцы.
Напрашивался вывод, что сирийцы , не испытывавшие недостатка в русских самолетах и танках, не располагали обученными кадрами.
В разыгравшемся 7 апреля воздушном бою сирийцы потеряли шесть истребителей типа МИГ, составлявших значительную часть их военной авиации.
В понедельник, незадолго до полудня, сирийцы сбросили несколько бомб в районе нефтеочистительного завода у Хайфской бухты и атаковали военный аэродром в Мегиддо, где им удалось уничтожить несколько самолетных макетов.
Насер: Ей-Богу, я говорю, что сделаю заявление, и вы сделаете заявление, и мы позаботимся, чтобы сирийцы сделали заявление об участии в нападении на нас американских и британских самолетов, базирующихся на авианосцах.
Ни египтяне, ни сирийцы не предприняли ни одного сколько-нибудь значительного наступательного действия на протяжении всей войны, кроме довольно безрезультатного обстрела израильских сельскохозяйственных поселений из дальнобойных орудий со своей территории.
Кроме того, сирийцы выжидали результатов военных действий на Синайском полуострове, прежде чем испытать свое собственное военное счастье.
Израильтяне сочли это достаточным доказательством того, что сирийцы готовят наступательную операцию.
Однако в ходе войны сирийцы осуществили только три атаки, да и то местного значения, каждую силами одного пехотного батальона, усиленного 1520 танками.
По словам генерала Элазара, сирийцы могли обрушить на израильтян более 10 тонн снарядов в минуту из 265 орудий, сосредоточенных вдоль горной цепи.
Генерал Элазар намеревался штурмовать Голанские высоты 6 июня, когда сирийцы начали обстреливать израильские поселения и позиции вдоль границы и, как уже писалось, трижды вторгались незначительными силами на израильскую территорию.
Подвергнувшись массированному удару и теряя почву под ногами, как это случилось с Египтом, сирийцы с большей готовностью согласились бы на перемирие и впоследствии соблюдали бы соглашение.
При таких жалких результатах вполне понятно раздражение, которое сирийцы вызвали у своих русских инструкторов.
Через три дня сирийцы объявили, что их войска на Голанских высотах готовы к боевым действиям.
В период халифата сирийцы , персы, египтяне и другие народы, принявшие мусульманство, а также христиане и евреи несли факел просвещения и мудрости.
Маалула. Монастырь св. Феклы
На каком языке говорил Иисус Христос? Ряд теологов утверждают, что на арамейском. Две тысячи лет назад это было широко распространённое наречие на территории Ближнего Востока. Сегодня услышать такой язык непросто, на нём общаются лишь несколько десятков тысяч человек в мире. "Подробности" разыскали едва ли не единственный город на Земле, хранящий лингвистическую преданность арамеям. Слово — Роману Бочкале. Этот городок прозвали островом, хотя вокруг воды нет. Причина названия в другом. Маалула единственное в мире место, где сохранился язык Иисуса Христа.
В этом городке живут, от силы, тысяча человек, но знает его весь мир. Арамеями в древности называли племена, кочевавшие на территории современной Сирии. Но две тысячи лет назад, на арамейском языке говорил весь Ближний Восток.
Тони Аль Ахмед, житель Маалулы:
— Моя мать прекрасно говорит по арамейском, знаю его и я.
Этнический состав и демография Сирии
А вот отец его не знает — он родом из других мест. Поэтому дома мы говорим как на арамейском, так и на арабском.
Все дороги в Маалуле ведут в монастырь святой Фёклы, построенный прямо в скале. Его основала сама святая. Здесь она исцеляла страждущих водой из этого источника. Живительная влага просачивается сквозь камни и заполняет чашу.
С приезжими здесь говорят на английском. Могут и на арамейском, но тогда никто ничего не поймет.
Каждый день этот место посещают тысячи паломников. Игуменья Пелагея согласилась провести отдельную экскурсию для нашей съемочной группы.
Эти росписи посвящены жизнеописанию Божьей Матери. От самого рождения и до смерти. Все рисунки в первозданном виде — такие же, какими они были тысячу лет назад. Здесь все из чистого золота, серебра и бронзы.
В Сирии проживают два миллиона христиан-ортодоксов. Монастырь святой Фёклы — одна из их главных святынь.
Пелагея, игуменья храма Святой Феклы:
— Несмотря на то, что Сирия в большей степени мусульманская страна, христиане чувствуют себя здесь абсолютно комфортно. Мы ходим друг к другу в гости, едим общий хлеб и вместе с мусульманами празднуем наши праздники.
В этом монастыре существует единственная школа арамейского языка. Нивин и Мирель ходят в нее после уроков в обычной школе. Каждое занятие начинается с молитвы на арамейском.
Нигде больше в мире этот язык не услышать.
Нивин, жительница Маалулы:
— Арамейский знала моя бабушка, мама… Хочу его знать и я. На этом языке говорил Иисус и для меня большая честь знать Его язык. Арамейский абсолютно несложный — похож на иврит и арабский.
Лучше всех в Маалуле арамейский язык знает местный старейшина. У входа в дом нас встретил его сын. Ильяс иль Хори полвека обучал арамейскому — из уст в уста. Ведь главная беда в том, что алфавит не сохранился.
Ильяс Иль-Хори, старейшина Маалулы:
— За долгие века, арамейская письменность была утрачена. И я очень горжусь, что наш маленький городок, затерянный далеко в горах, язык Христа продолжает помнить!
Шансы восстановить арамейскую письменность все же есть. В монастыре святой Фёклы изучают архивы и уже в этом году обещают заново открыть письменный арамейский.
Из Сирии, Роман Бочкала, Василий Меновщиков, "Подробности"
Народы Австралии и Океании
Народы Азии
Народы Африки
Народы Европы
Народы Северной Америки
Народы Южной Америки
Костюмы народов мира
Жилища народов мира
Религии мира
Страны мира
Страны Австралии и Океании
Страны Азии
Страны Африки
Страны Европы
Страны Северной Америки
Страны Южной Америки
Международные организации
главная / народы мира / Сирийцы
Сирийцы
Страны проживания:
Сирия, Кувейт
Регион проживания:
Азия
СИРИЙЦЫ (арабы Сирии), основное население Сирии. Численность свыше 10 млн. человек, из них свыше 900 тыс. - кочевники и полукочевники. Живут также в Кувейте (100 тыс. человек), Германии, Северной и Южной Америке, Африке и Австралии. Говорят на сирийском диалекте арабского языка. Примерно 90% сирийцев - мусульмане, из них 80% сунниты, остальные - шииты (преимущественно нусайриты и друзы), около 10% христиане (марониты, православные, яковиты, греко-католики, несториане, протестанты).
В середине 3-го тысячелетия до нашей эры на территории Сирии появляются города-государства (Эбла и др.). С VII века местное арамейскоязычное население стало подвергаться интенсивной арабизации после присоединения Сирии к Арабскому халифату (разговорный диалект арамейского языка бытует лишь в районе Каламун к западу от Дамаска - деревни Маалула, Джуббадин и Баха). С XVI века по 1918 Сирия в составе Османской империи, позже мандатная территория Франции. Освободительное движение переросло в Сирийское национальное восстание 1925-27. В 1943 Сирия стала независимым государством. Сложилось национальное самосознание.
Сирийцы заняты в сельском хозяйстве (пашенное земледелие), ремесле, торговле, промышленности. Выращиваются технические культуры (хлопок, табак, кунжут, сахарная свёкла, лён, конопля), зерновые (пшеница, ячмень, чечевица, просо, кукуруза, рис), бобовые, огородные (помидоры, огурцы, баклажаны, перец, тыква и т.
Государственные языки Сирии
д.), садово-бахчевые (оливки, инжир, шелковица, абрикосы, фисташки, гранаты, яблоки, виноград, цитрусовые, арбузы и т. д.). Животноводством (овцы, козы) преимущественно заняты полуоседлые и полукочевники (племена мавали и хадеддийин из Мамуры, акейдат Среднего Евфрата и др.).
Верблюдоводство ограниченно сохраняется у кочевников руала на юге, у племён шаммар, асбаа и аназа районов Джазиры и Маназира. Дамаск, Халеб (Алеппо), Хомс, Хама - древнейшие центры городской культуры; развиты традиционные ремёсла - ткачество (парча, шерстяные, шёлковые и хлопчатобумажные ткани, ковровые изделия), столярное, кузнечное и ювелирное дело; работают стеклодувы; медная, бронзовая и жестяная утварь пользуется большим спросом и в соседних арабских странах. Часть сирийцев занята в промышленности. Сформировалась национальная интеллигенция.
Традиционные формы быта у сирийцев - комбинация черт оседлого и кочевого укладов. Жилище относится к локальным вариантам средиземноморского и левантинского типов, распространённых также у ливанских, иорданских и палестинских арабов (см. Ливанцы, Иорданцы, Палестинцы): прямоугольный однокамерный дом с плоской крышей-террасой, каменный, глинобитный или деревянный с обмазкой из глины. На севере и северо-востоке встречаются саманные купольные дома, так называемые сахарные головы. Кочевники и полукочевники живут в чёрных палатках из козьей шерсти. На Среднем Евфрате бытует летнее жилище в форме шатра с плетнёво-глинобитными стенами.
Костюм горца на севере и западе Сирии состоит из шаровар, вправленных в сапоги, короткой рубахи и шерстяной куртки, подпоясанной широким поясом. На юге и юго-востоке чаще встречается одежда арабов-кочевников: длиннополая рубаха, распашной шерстяной плащ, сандалии. С начала XX века бытует европейский пиджак, нередко в сочетании с традиционным костюмом. Мужской головной убор - тюрбан или платок (белый или цветной из хлопчатобумажной ткани или шёлка), удерживаемый на голове двойным шерстяным жгутом.
Женский костюм - головное покрывало, закрывающее волосы, длинное платье, яркая безрукавка, шальвары, пёстрые туфли. Фигуру нередко скрывает длинное и свободное верхнее одеяние - чёрное в городах, белое в деревнях юга. В праздники женщины надевают налобные повязки с серебряными или золотыми украшениями. Мусульманки из деревенской верхушки и консервативных городских кругов закрывают лица лёгкой чёрной вуалью. Заметно влияние западной моды.
Типичная пища крестьянина - бургуль (каша из варёной дроблёной пшеницы), ячменные и пшеничные пресные лепёшки, козье кислое молоко, зелень, маслины, изредка баранина или козлятина. В питании кочевников и полукочевников бульшее место занимают молочные продукты, финики, мясо. Независимо от вероисповедания сирийцы употребляют арак - виноградную водку, настоенную на анисе. Виноградное вино производится только в христианских общинах.
У сирийцев, включая часть оседлых, сохраняется племенное деление. Крупнейшие племена: руала, шаммар, акейдат, валяд али, бени халед, мавали, хадеддийин, фадль и др. На востоке Сирии (Бадиа, или «страна бедуинов») действует обычное бедуинское право.
Музыкальный, песенный и танцевальный фольклор (танец дабка, танец с мечами и т. д.) во многом сходен с народным искусством ливанских и палестинских арабов (см. Ливанцы, Палестинцы).
Сирийцы- один из арабских народов, основное население Сирийской Арабской Республики. Общая численность - около 20 млн человек. Большинство сирийцев (около 90 %) - мусульмане. Также проживают на территории Кувейта, Германии, Северной и Южной Америке, Африке и Австралии. Говорят на сирийском диалекте арабского языка. Интенсивная арабизация произошла после присоединения Сирии к Арабскому халифату в VII веке, до этого население говорило на арамейском языке. На данный момент один из диалектов арамейского языке можно обнаружить в районе Каламун, находящийся западнее Дамаска. В составе сирийского населения приблизительно 90 % составляют мусульмане, из них около 80 % являются суннитами, остальные - шииты, остальные 10 % жителей Сирии христиане. Среди христиан здесь выделяют маронитов, православных, яковитов, грекокатоликов, несториан и протестантов. Арабы- народ семитского происхождения, говорящий на арабском языке и населяющий государства Западной Азии и Северной Африки. Письменность на основе арабского круглого письма.
Это тоже самое. Как славяне и русские. Ара́бы, (араб. العرب аль-араб) - народ семитского происхождения, говорящий на арабском языке и населяющий государства Западной Азии и Северной Африки.
арабы населяют северную часть африки сирия как раз там и находиться
Сирийцы это по названию государства Сирия.
Обычаи и традиции Сирии
А арабы это типа, нация.
В принципе-это Англия и Франция размежевали арабов на якобы государства, границы проводились так, от фонаря. Ну а Арабы, не арабы… так там очень сложное деление на касты или на что там? По родословной. Чем ближе род к пророку Муххаммеду. тем арабистей. в принципе, в Сирии много "чистокровных",знатных арабов (может и нищих, но по родословной- арабы чистокровки.) Кстати сказать, Палестина- и тоже вроде и арабы. но сами арабы считают палестинцев кем-то вроде приблудных. безродных, нечто вроде цыган. Это Османы (турки) завезли на выжженную ими же землю людей из различных кочевых племён. разношёрстных, разноплеменных. там и бедуины (а эти себе арабами не считают, и чеченцы, и суданцы там полно всяких- разных. Араб… ну это как КАВКАЗЕЦ, пожалуй, ну Кавказец.. а кто? Да там тысячи национальностей, племён и проч. но Сирия-это признанная в Арабском мире страна. Признанная по вопросу КРОВИ чистой.
Сирийцы — это потомки разных древних народов Передней Азии (арамеев, халдеев, ассирийев и т. д.) В Древнем Риме в них не слишком разбирались и всех называли сирийцами а страну Сирией. Родина арабов это Аравийский полуостров. В Сирию они пришли только в 6 веке. Местное население приняло ислам, стало говорить на арабском языке, детям стали давать арабские имена. Но чистокровные арабы до сих пор сирийцев, также как и иракцев арабами не считают. В Катаре или ОАЭ выходец из Сирии никогда не получит статус полноправного поданного этих стран.
нет разные
Войдите, чтобы написать ответ
Четвертая статья Основного Закона Сирийской Арабской Республики гласит, что государственным языком Сирии является арабский. Кроме официально принятого литературного варианта на территории страны имеют широкое хождение несколько обиходно-разговорных разновидностей или диалектов. Несмотря на их распространенность, научные круги полагают, что народный арабский – это лишь искаженный язык неграмотных людей.
Немного статистики и фактов
- Арабским в Сирии владеют более 15 млн. человек.
- На территории вдоль Средиземноморского побережья распространен сиро-палестинский диалект арабского, на котором общается почти 9 млн. жителей республики.
- В районе Алеппо популярен месопотамский – не менее 1,8 млн. носителей.
- На востоке Сирийской пустыни проживает до полумиллиона владеющих неджийским диалектом арабского.
- Национальные меньшинства в Сирии владеют собственными языками. Самые популярные – армянский, севернокурдский, адыгейский и кабардинский.
- Арабский – один из шести официальных языков ООН и средство межнационального общения для всех арабских стран.
Арабский: история и современность
Государственный язык Сирии лингвисты относят к афразийской семье, а всего в мире им владеет более 290 млн. человек, для 240 из которых арабский является родным. Классический арабский – язык Корана и он часто используется в религиозных целях.
Письменность была создана на основе арабского алфавита, а словарный запас не слишком менялся на протяжении веков и является и сегодня исконно арабским лексиконом. На арабском пишут справа налево, заглавные буквы не используют, а знаки препинания ставят напротив, слева направо.
Единый стандарт касается лишь современного литературного арабского, тогда как диалекты сильно отличаются друг от друга в разных странах и даже на противоположных территориях одного государства. Именно поэтому носители разных диалектов не всегда способны понять друг друга в общении.
Туристу на заметку
В сирийских школах широко изучаются иностранные языки и многие жители городов не старше 40 лет владеют английским или французским. Но ситуация в Сирии в последнее время не слишком располагает к туризму, а потому посещение страны лучше отложить до лучших времен, пока положение не стабилизируется.