Фото: Костел Святых апостолов Петра и Павла
Фото и описание
Жемчужиной барокко по праву называется этот костел, расположенный в Вильнюсе. В советское время он относился к самым выдающимся памятникам в стиле барокко. Речь идет о памятнике архитектуры 17 столетия, римско-католическом приходском костеле Святых апостолов Петра и Павла.
Предположительно на месте нынешнего храма находилось языческое святилище, а во времена Ягайло там был построен деревянный костел. После пожара в 1594 году, уничтожившего деревянный храм – был отстроен новый, так же деревянный костел. Строительство длилось семь лет с 1609 по 1616 годы, но во времена войны с Москвой, происходившей в 1655 – 1661 гг. здание было разрушено.
Костел основан литовским гетманом Михалом Пацем во исполнении обета, который он давал за освобождение его из плена, а так же в ознаменование освобождения Вильнюса от захватчиков. Строительством храма руководил Д. Фредиани, а начинал строить зодчий Ян Заор в 1668 году. Окончание строительства костела - 1676 год. Отделка началась в следующем году. Интересен тот факт, что перед своей смертью Пац завещал похоронить его под порогом храма с надписью «здесь лежит грешник». В 1808 году монахи соорудили памятник Пацу с эпитафией на латинском.
В начале 19 столетия храм был реконструирован мастерами Джованни Беретти и Никола Пиано, во время реконструкции был сооружен амвон в стиле рококо. В помещениях прилегающего к костелу монастыря, построенного сразу же после окончания строительства храма, были устроены казармы для русских солдат. В период между двумя войнами их занимали поляки. По окончании второй мировой войны тут размещалось Вильнюсское пехотное училище, а позднее – с 1953 года – Вильнюсское высшее командное училище радиоэлектроники. В это же время в костел перенесены мощи Святого Казимира из кафедрального собора святого Станислава.
В основе плана костела лежит латинский крест, сам храм - базиликальный. Над пересечением прямого и поперечного нефов расположен купол с фонарем. Главный фасад дополняют две башни круглые в первом ярусе и восьмигранные в верхних ярусах храма.
Довольно скромный фасад украшен карнизами, разделяющими его на два яруса. Второй ярус венчает треугольный фронтон, близкий по композиции к портику. В нише находится балкон и декоративно оформленный портал. В нишах, расположенных по бокам от большого окна располагаются фигуры святых Августина и Станислава. Над входом в костел находится украшение в виде щита, с гербом рода Пацев.
О своих впечатлениях о внутреннем убранстве костела написал А. Н. Островский: «Снаружи костёл не представляет ничего особенного; но внутри стены и купол унизаны лепными работами в таком количестве, что едва ли где-нибудь ещё можно найти подобную роскошь». Всего же лепных фигур в храме насчитывается около двух тысяч. Основные лепные украшения выполнены итальянскими мастерами Джованни Пьетро Перетти и Джовани Мариа Галли.
В костеле девять алтарей, главный из них во имя святых Петра и Павла. Внутренне пространство храма решено очень гармонично, множество скульптурных украшений на сводах, куполе, в капеллах, центральном нефе придают внутреннему убранству завершенный вид. Центральный неф и сакристию украшают фрески руки итальянца – Паллони. Взамен старого алтаря, проданного в конце 18 века, был создан новый в начале 20 века. Слева от него находится алтарь Иисуса Антакольского, обладающий (как считается) чудотворной силой. Костел освещает люстра, выполненная в виде корабля, сделанная в 1905 году латвийскими мастерами.
Все реставрационные и ремонтные работы особых изменений в облик храма не привнесли. До 1989 года костел служил главным католическим храмом города. Храм действующий, в нем проводятся службы на литовском и польском языках.
Костел Святых апостолов Петра и Павла — один из наиболее выдающихся памятников барокко не только в Вильнюсе, но и во всей . Расположен он по ул. Антакальнё. Несмотря на то, что здание пережило множество реставраций, до наших дней оно сохранилось без существенных изменений.
Согласно мнению историков, на месте храма в дохристианские времена располагалось языческое святилище богини Милды. Спустя значительный промежуток времени на том месте по приказу князя Ягайло (потомка Великого Гедимина) был возведен деревянный костел, сгоревший при пожаре в конце XVI столетия.
Во второй половине XVII столетия на том же месте было возведено третье культовое сооружение – костел Святых Петра и Павла. Инициатором строительства выступил литовский магнат Казимир Пацас, он же выделил и требующуюся для этого сумму денег. Начало строительства пришлось на 1668 год. Составление проекта было доверено итальянскому архитектору Д. Фредиани. К сожалению, Пацас так и не дожил до окончания строительства.
Последнее волеизъявление литовского магната было следующим: похоронить его под порогом костела, а на одной из плит порога должна присутствовать надпись «Здесь покоится грешник». Спустя сто лет после похорон эта надгробная плита была расколота молнией, что дает основание согласиться с надписью – по всей видимости, Казимир Пацас действительно успел нагрешить. После того случая плита с надписью была вмонтирована в другое место – в стену костела, где она по сей день и находится.
Костел был расположен на значительном расстоянии от города, поэтому с целью безопасности его окружали стеной с угловыми башенками-часовнями. В основу строения положены очертания латинского креста. Купол с фонарем располагается как раз над местом пересечения центрального нефа и трансепта.
С обоих боков главного фасада находится по одной башне. Каждый из 2-х ярусов фасада украшен полукруглыми белыми колоннами. Ниша отделана рельефом, символизирующим мир. Здание имеет весьма необычно оформленный портал и балкон с деревянной балюстрадой.
Центральное окно второго этажа с 2-х сторон «охраняют» скульптуры святых Станислава и Августина, расположенные в нишах. Прямо над балконным окном на латыни выгравирована надпись: «Королева мира, укрепи нас в мире».
Над входной дверью расположен картуш с изображением родового герба Пацасов – лилиями в кольце.
Первое, что впечатляет зашедших внутрь помещения – это картина, на которой изображены события, происходившие в Вильно в 1790 году во время эпидемии чумы.
Поражает количество (около 2 тыс.) и красота стукковых рельефных фигур, посвященных различным историческим событиям и библейским сценам. Свод костела украшен множеством фигур животных и сказочных существ, а Господь смотрит сверху на все это. С обеих сторон от входа установлены две скульптуры: справа – смерть (в виде скелета с косой),
а слева – святой Христофор (покровитель Вильнюса).
С левой стороны от главного алтаря (а их в костеле 9) находится главная святыня – скульптура Христа, выполненная из дерева. Это подарок от папы римского, доставленный в костел в 1700 году.
История этой церкви тесно связана с именем одного из самых богатых и влиятельных великих гетманов Литвы - Михаила Паца. Меценат и ревностный католик не только оплачивал строительство и работу итальянских специалистов, он жил этой стройкой, дышал ею. Результатов своих трудов Пац не дождался, незадолго до освящения храма гетман оставил этот мир. Завещав похоронить его под порогом костела с эпитафией: "Здесь лежит грешник". Все было выполнено в соответствии с завещанием фундатора.
Через сто лет молния разрушила порог-надгробие, что духовенством было воспринято, как знак того, что грехи Пац искупил и может быть похоронен по христианскому обычаю в освященной кладбищенской земле. А каменную плиту, расколотую молнией, можно увидеть и сегодня, она вмурована в одну из стен храма.
Внешне костел Петра и Павла не производит сильного впечатления, а вот интерьер поражает своим богатством и сложностью. Итальянские мастера, которые трудились над интерьером храма, украсили его двумя тысячами (!) скульптур. Алтари выполнены в стиле пышного барокко, стоит добавить, что белый цвет во внутреннем убранстве доминирует, что наполняем храм особым внутренним светом.
Алтарные картины и скульптуры
Особого внимания заслуживает картина, расположенная рядом с алтарем Богородицы. Работа неизвестного итальянского художника XVIII века изображает все ужасы чумы, посетившей город в 1790 году. Картина несколько раз "обновлялась" местными мастерами и не всегда удачно. В результате - ценным произведением искусства она не считается, но имеет высокую историческую ценность.
Среди многочисленных скульптур особое внимание привлекает фигура Смерти и Святого Христофора, покровителя литовской столицы. Высокое мастерство ваятеля, реализм, выразительность и эмоциональность этих скульптур заставляет забыть, что работы выполнены из смеси извести и толченого мрамора.
Чудотворная статуя в храме Петра и Павла в Вильнюсе
Но самая загадочная и необычная скульптура храма расположена с левой стороны от главного алтаря. Эта деревянная скульптура Иисуса Христа, "одетая" в дорогие одежды, была подарена папой Иннокентием XII одному из . В середине XIX века, после закрытия монастыря, статуя была перенесена в костел Петра и Павла.
За этой скульптурой давно и прочно закрепилась слава чудотворной. Все дело в том, что парик на голове Иисуса выполнен из настоящих волос (кому принадлежали эти волосы неизвестно), которые росли! Еще 50 лет назад статую несколько раз в год "подстригали". Достаточно было прикоснуться во время молитвы к пучку волос, чтобы исцелиться от давней тяжелой болезни, избавиться от бесплодия, обрести душевный покой. Все чудеса прекратились после одного знакового случая.
В Сокровище Вильнюса - каменные кружева костела Св. апостолов Петра и Павла
Убранство одного из красивейших соборов Европы и самого большого в Вильнюсе римско-католического храма я вам частично показывал в сентябре прошлого года Жемчужина барокко - костел святых Петра и Павла в Вильнюсе . Но в нынешний приезд, когда здесь было проведено первое экуменическое Богослужение в истории Литвы в память о жертвах Геноцида армян в Турции , я обратил внимание, что в первое, туристическое, посещение-пробег многое, как водится, осталось за кадром - в прямом и переносном смысле. А если точнее, то, наверное, две трети скульптур, лепнины, картин и других образов тогда не успел разглядеть. Еще бы, только скульптур в костеле насчитывают 2 тысячи! А сделаны они из смеси гипса и мраморной крошки...
Поэтому можете полюбоваться шедеврами итальянского зодчества 17 века, если не были в этом храме сами. За такую красоту мы можем благодарить не только мастеров Джованни Пьетро Перти (Перетти) из Милана и Джованни Мариа Галли из Рима. Но и великого гетмана литовского Михала Казимира Паца, который дал обет выстроить церковь по случаю своего чудесного спасения во время вспыхнувшего в войске бунта...
1.
фасад костела, который начинал строить в 1668 году поляк Ян Заор, а в 1671-м продолжил итальянец Джамбаттиста Фредиани.
2.
по бокам башни-часовни, с которых можно было обороняться, так как костел был построен за городом...
3.
заходим в костел. Слева от входа - Св.Христофор
со спасенным младенцем, покровитель путешественников, моряков, паромщиков
4.
а справа - как напоминание о бренности мира и всего живого...
5.
а еще правее - в маленьком закругленном помещении башни-часовни в солнечных лучах предстала вот такая хрестоматийная сцена...
6.
в правом боковом нефе вас встретит молящаяся Дева Мария...
7.
здесь же колонны и своды подпирают вот такие атланты...
8.
9.
и могущественные чудища Тифоны...
10.
11.
но глянем повыше, под арку нефа, на которую облокотилась Св. Екатерина
- мученица, принявшая смерть за веру в 18-летнем возрасте, в 305 году. Ее хотели провести через страшные пытки колесами с шипами, которые должны были раздробить ее тело. Но сошедший с небес ангел избавил девушку от этих мук. Император Максимин, добивавшийся Екатерину и ее отречения от христианства, повелел, в конце концов, отрубить упрямице голову... Святая считается небесной покровительницей итальянской коммуны Слудерно и российского города Екатеринбурга.
12.
Св.Барбара - Варвара
, еще одна великомученица, принявшая смерть в 306 году. Ее отец-деспот Диоскур сперва заточил ее в башню за красоту, а потом выпустил, но узнав, что дочь стала исповедовать христианство, устроил ей страшные пытки: девушку бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Правитель города Илиополя Финикийского, где все это происходило, Мартиан дал отцу право обезглавить Варвару. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, открыто объявившая себя христианкой во время пыток Варвары. А Диоскура и Мартиана постигло возмездие, они были сожжены молнией.
13.
Нападение в 383 году в Кельне на Св. Урсулу и ее благочестивых дев гуннов, истребивших их всех...
14.
а вот один из сводов правого нефа над другой святой - Аполлонией (она ниже справа):
15.
Аполлония Александрийская
— раннехристианская мученица времен императора Деция. Погибла, бросившись в костер, после того, как язычники выбили ей зубы и всячески истязали 9 февраля 248 или 249 года.
16.
а это в центральном нефе - с левой стороны от входа. Верхняя часть амвона (балкончика, с которого выступают пасторы) с ангелом. Слева - один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа Св.Бартоломей - Варфоломей
. Он проповедовал в Индии и в Армении, где на Арташатском холме встретился с апостолом Иудой Фаддеем (этих учеников Христа Армянская церковь почитает своими основателями). Был зверски замучен язычниками...
Еще левее Варфоломея - Св. Симон с орудием своих пыток - пилой в правой руке... Согласно преданию, святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Абхазии и Ливии. Принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа - был заживо распилен пилой...
17.
Этот амвон в стиле рококо в начале XIX века соорудили в костеле Джованни Беретти и Никола Пиано из Милана, которые ремонтировали храм.
18.
и не могу удержаться, чтобы не показать в другом ракурсе, чем в прежнем посте, этот шедевр - ладью-люстру, подаренную костелу в 1905 году латышскими мастерами, которая свисает с центрального купола перед алтарем носом ко входу.
19.
алтарь со святыми. Ниже покажу картины и скульптуру на правой стороне алтарной стены
20.
глава святого воинства Архангел Михаил
попирает дьявола...
21.
Мария Магдалина де Пацци - католическая святая, монахиня-кармелитка. Родилась 2 апреля 1566 года в одной из знатнейших и богатейших флорентийских семей. После серьезной болезни принесла вечные обеты, став кармелиткой. Болезнь отступила. После ее смерти 25 мая 1607 года тело монахини осталось нетленным...
22.
Святая Маргарита Антиохийская
(католич.), святая Марина
(правосл.) — христианская дева, почитаемая в лике великомучениц. Подает исцеление больным, утешение скорбящим, исправление и прощение живущим во грехах, спасает от голода, сохраняя посевы от разгула стихий...
23.
На своде над алтарем на латыни написано: "Церковь Божья построена, благодаря великому упорству Петра"
24.
и снова переходим в правый неф. Здесь, под сводами одной из капелл, видим сцены мученичества Христа
25.
26.
а этим амурчикам только попадись...
27.
28.
ангел в полете
29.
а это в левом от входа нефе - сценка из греческой мифологии с отсечением головы Медузы Горгоны Персеем...
30.
в этой же части костела есть еще и такая аллегория...
31.
в центральном нефе на левой стене - Св.Себастьян
(Нарбонна — 288, Рим) — римский легионер, христианский святой, почитаемый как мученик, пронзенный стрелами по приказу императора Диоклетиана, но выживший. После этого был забит камнями и сброшен в Большую Клоаку (часть системы канализации в Древнем Риме)...
32.
В левой части костела находится малый алтарь Девы Марии - Всемилостивейшей Царицы-заступницы, как значится на латыни под образом Богоматери: «Sanctorum Regina Calorum de Gratus». Богородица на картине, защищая грешников, перехватывает стрелы, которые направляет Христос, по велению Бога-Отца, в людей за их грехи...
33.
на колоннах, поддерживаемых атлантами, аллегории Луны и Солнца. От колонны с дамой, держащей полумесяц, слева - Бог-Отец
, а справа - апостол Андрей Первозванный
— один из учеников Иисуса Христа, брат апостола Петра. Косой крест, на котором апостол Андрей принял мученическую кончину, с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года. На месте распятия святого апостола в Патрах воздвигнут величественный Собор Андрея Первозванного, самый большой в Греции.
34.
35.
и еще в костеле я увидел довольно редко встречающуюся в христианских храмах фигуру незаслуженно забытого Святого - Иосифа Обручника
, названого мужа Девы Марии, отчима Иисуса Христа. Про него и написано в Новом Завете немного, а жаль. Ведь Христа не случайно иногда называют и "сыном плотника" (по профессии отчима). Иосиф был настоящим праведником и служил Марии и ее сыну Божьему верой и правдой...
36.
выходим из костела. Над входом лучи заходящего солнца золотят фигуры ангелочков и рыцарские атрибуты ушедшей эпохи...
Костел Святых Петра и Павла - приходской костел в ; одна из наиболее посещаемых достопримечательностей . Нередко этот костел называют «жемчужиной» литовского барокко. Благодаря своей популярности, он входит в по версии нашего сайта.
Предположительно на месте, где сегодня стоит костел Святых Петра и Павла, когда-то был языческий храм богини любви Милды. На смену ему в XIV веке, во времена правления князя Ягайло, был возведен деревянный храм, который вскоре сгорел. Основателем нынешнего здания был влиятельный литовский магнат и выдающийся гетман Михаил Казимир Пац.
Во второй половине XVII века он поручил строительство храма зодчим из Кракова. Отделка интерьера была поручена итальянским мастерам. Пац так и не дожил до окончания строительства. В его честь литовские монахи воздвигли в костеле памятник. Также, в храме хранится надгробная плита гетмана.
Над входом в костел можно увидеть надпись на латыни - обращение к Богоматери с просьбой о мире. Особое внимание стоит уделить интерьеру этого архитектурного шедевра. Такая красота редко встречается в храмах. Здесь сотни аллегорических и мифологических персонажей, библейских персонажей, исторических событий, заключенных в лепнину, и прочих картин.
Вся лепнина выполнена из белоснежного мрамора - стукко. В 1700 году в костеле появилась деревянная фигурка Иисуса Христа, подаренная Папой Римским. Эта фигурка особенно почитаема прихожанами, так как обладает чудодейственной силой исцеления. Над алтарем Девы Марии можно увидеть картину 1710 года, изображающую эпидемию чумы и чудесное избавление от нее.
В этом римско-католическом храме регулярно проходят службы на литовском языке и польском. Вход всегда свободный, поэтому в нем всегда многолюдно. Территориально достопримечательность находится на улице Antakalnio Gatva. Добраться туда можно на автобусах 2-4, 14, 17. Костел открыт ежедневно с 10 часов утра.