Создание новой экскурсии - это сложный процесс, который протекает в 3 этапа:1)подготовительный; он включает в себя подбор материалов для будущей экскурсии, их изучения, отбор объектов, на которых будут строиться экскурсии.2)непосредственная разработка самой экскурсии. Он включает в себя составление экскурсионного маршрута, обработку фактического материала, работу над содержанием экскурсии и разработку индивидуального текста экскурсий. 3) Заключительный. Это прием или защита экскурсии на маршруте. В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова. У каждой экскурсии есть вступление, основная часть и заключение. Вступление, как правило, состоит из 2-ух частей: -организационной (знакомство с группой, инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути, поведение на маршруте); - информационные (краткое в 2-3 предложения сообщение о теме маршрута, его протяженности, о месте начала и окончания экскурсий). Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетании показа и рассказа, ее содержание включает в себя несколько подтем, объединенных в одну тему, количество подтем экскурсий, как правило, от 5 до 12. Особо важным является подбор объектов т.о., чтобы они решали основную задачу экскурсий.
Заключение, как и вступление не связано с экскурсионными объектами, оно должно занимать 5-7 мин. и состоять из двух частей:1-подведение итога основной темы экскурсий; 2-это информация о другой экскурсии и об экскурсоводе.
Экскурсионный объект – это предмет или явление, дающее представление о характерных особенностях природы, развития общества, науки, культуры, искусства и т.д. и вызывающее интерес экскурсантов. В качестве объектов экскурсий могут быть:1) памятные места, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства; 2) здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения градостроительного искусства, жилые и общественные здания и т.д.;3) природные объекты: леса, парки, реки, озера, а также отдельные деревья и т.д.; 4)памятники археологии, городища, древние стоянки, поселения, курганы; 5) экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок; 6) памятники искусства- произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура и др.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:1)познавательная ценность; 2)известность объекта; 3) необычность объекта; 4)выразительность объекта; 5)сохранность объекта; 6)место нахождения объекта. Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством объектов. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-3 академических часа. Экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов. В экскурсии могут входить объекты как одной группы (напр. только храмы), так и объекты разных групп. Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее состава группы. Важно избегать однообразие зрительных объектов. Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Карточки прикрепляются к фото объекта, воспроизводящее его нынешний и прежний виды. Если карточка оформляется на архитектурный или археологический объект, то фоток может быть больше. Между объектами прорисовывается маршрут экскурсии.
Маршрут экскурсии -это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.
Существует 3 варианта построения маршрута: 1) хронологический; 2) тематический; 3) тематико-хронологический. Примером хронологического построения могут служить экскурсии, посвященные деятельности выдающихся людей. По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы жизни города (курск литературный). Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. При разработке новой экскурсии могут быть использованы, как основные, так и дополнительные объекты. Дополнительные объекты показываются при переездах и переходах экскурсионной группы. Переезд или переход не должен занимать более 5-10 мин. Нельзя допускать длительных пауз при показе и рассказе.
При разработке автобусного маршрута важно учесть схему движения транспорта, километраж и время движения в час пик.
Обход или объезд маршрута экскурсовода является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. В данном случае экскурсовод знакомится с планировкой улиц, уточняет место расположения объекта, находит точку остановки группы, находит точки для показа, варианты расположения групп, потенциально опасные места.
На этой базе составляется текст экскурсии. Существует два вида текстов: контрольный и индивидуальный. Контрольный представляет собой тщательно подобранный и выверенный (со ссылками на источники) материал, изложенный в соответствии с требованиями научности для полного раскрытия темы экскурсии. Выполняя контрольные функции, он является директивным документом для экскурсоводов, проводящих экскурсии на данную тему. На основе контрольного текста экскурсовод самостоятельно составляет индивидуальный текст, отражающий структуру экскурсии и построенный в соответствии с ее маршрутом. Готовый по форме рассказ является индивидуальным текстом – материалом, изложенным в соответствии со структурой, маршрутом экскурсии, дающим характеристику объектов и событий. Требования к тексту: краткость, четкость, целесообразность фактического материала и литературный язык. Экскурсовод пишет текст экскурсии, используя цитаты, цифры, примеры и т.д.
Карточка объекта и текст экскурсии составляют портфель экскурсовода. Портфель экскурсовода – это условное обозначение комплекта наглядных пособий, используемых при проведении экскурсии. Он должен восстановить недостающие звенья при показе. Портфели экскурсовода могут быть: фото, схемы, макеты, образцы продукций. Содержание «портфеля» зависит от темы экскурсии.
Последним этапом будет выступать - прием (сдача) и утверждение экскурсии комиссией после ознакомления с ее текстом и методической разработкой, «портфелем экскурсовода», технологической картой и схемой трассы маршрута транспортной экскурсии, согласованной с ГАИ. Экскурсия принимается на маршруте или в учебной аудитории и утверждается комиссией в установленном порядке.
В общем случае проектирование туристской услуги осуществляется в следующей последовательности:
- * установление нормируемых характеристик услуги;
- * установление технологий процесса обслуживания туристов;
- * разработка технологической документации;
- * определение методов контроля качества;
- * анализ проекта;
- * представление проекта на утверждение.
Результатом проектирования туристской услуги являются технологические документы (технологические карты, правила, инструкции и т.д.).
В документации по контролю качества должны быть установлены формы, методы и организация контроля за осуществлением процесса обслуживания туристов с целью обеспечения его соответствия запланированным характеристикам.
Анализ проекта является завершающим этапом проектирования. Его осуществляют представители соответствующих функциональных подразделений туристского предприятия.
Он направлен на выявление и своевременное устранение несоответствий в проекте. Результатом анализа является уточненное содержание технологической документации туристского предприятия.
Документацию на спроектированные туристские услуги и процессы обслуживания туристов утверждает руководитель туристского предприятия по согласованию с заказчиком.
Разработка конкретного туристского маршрута - сложная и многоступенчатая процедура, требующая высокой квалификации разработчиков и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Она завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.
Разработка маршрутов включает в себя следующие основные этапы:
- * исследование туристских ресурсов по предлагаемой трассе;
- * маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе;
- * определение типа маршрута;
- * построение эскизной модели;
- * привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;
- * разработка схемы безопасности;
- * разработка паспорта маршрута;
- * согласование паспорта с соответствующими службами;
- * пробная обкатка и внесение необходимых изменений;
- * утверждение паспорта маршрута.
После разработки маршрута идет заключение договоров (контрактов) с перевозчиками. Это могут быть договора с авиакомпаниями, железной дорогой, автотранспортным предприятием и судоходством.
В процессе разработки маршрута идет интенсивная переписка с принимающей стороной, оговариваются условия приема и обслуживания туристов, условия бронирования отелей, согласование дат заездов и времени прибытия, утверждение гидов.
Отношения с принимающей стороной основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма - перевозку туристов, страхование, визовое оформление. Рекламная компания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.
Туроператор может и сам заключать договора с гостиницами, ресторанами, транспортными организациями, с бюро экскурсионного обслуживания и т.д., но подобная деятельность может быть не выгодна для него, так как требует много денежных и временных затрат.
Система взаимоотношений между основными субъектами в сфере международного туризма юридически оформляется договорами.
Договор о сотрудничестве в области международного туризма между российскими и зарубежными фирмами основан на разделении между ними предоставляемых услуг и включает в себя следующие статьи:
1. Предмет договора.
Отражается форма сотрудничества, законодательная база, отношения с третьими лицами, порядок оформления других документов, касающихся контракта.
2. Обязанности сторон.
В данном пункте оговариваются обязанности направляющей и принимающей стороны. Оговаривается минимальное и максимальное количество туристов и групп, маршруты, программы и условия обслуживания.
3. Документы обслуживания и порядок их использования.
Данный пункт содержат перечень основных документов обслуживания туристов, и кратко рассказывает их содержание. Этот пункт необходим для разрешения споров между сторонами в случае недобросовестного исполнения обязательства той или иной стороной.
- 4. Медицинское обслуживания и условия его предоставления.
- 5. Порядок аннулирования заказов.
- 6. Условия расчетов.
Существуют различные способы расчетов за предоставление туристских услуг: чек, аккредитив, банковский перевод, наличный платеж. Чеки и аккредитивы практически не применяются, хотя аккредитив является самой надежной формой обеспечения платежа и выполнения всех условий договора, так как деньги, заранее перечисленные с валютного счета отправляющей стороны, находятся в банке и не выдаются принимающей стороне после предоставления документов, подтверждающих исполнение обязательств.
7. Ответственность за причинение ущерба.
В данном пункте оговаривается ответственность за причинение ущерба здоровью и имуществу туриста, а также ответственность за причинение ущерба по вине туриста.
8. Порядок разрешения споров.
При невозможности достижения соглашения осуществляется арбитражным судом по местонахождению ответчика.
- 9. Особые условия.
- 10. Порядок вступления в силу, изменение и прекращение договора.
- 11. Юридические адреса сторон.
В нашей стране разработаны и действуют тысячи внутри российских и международных туристских маршрутов с различными способами передвижения (автобусные, водные, железнодорожные, пешие и т.д.).
Информацию по ним можно получить в местных органах управления туризмом, туристских агентствах и бюро.
Формирование туров
После разработки и утверждения маршрута приступают к формированию тура.
Согласно ГОСТ Р 50681-94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг" проектирование тура предусматривается согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов.
Основой для проектирования услуги является её вербальная модель (краткое описание) - набор требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, Согласованных с заказчиком и учитывающих возможности исполнителя услуг.
Проектирование процесса обслуживания туристов в ходе всего туристического путешествия осуществляется по отдельным этапам предоставления услуг и с обязательным составлением для каждого из них технологических карт. Результатом проектирования туристской услуги является технологическая документация (технологические карты, инструкции, договора, правила, регламенты и т.д.).
При подготовке тура туроператор обязан предоставить на утверждение руководству:
- * описание маршрута, программу тура, характеристику объектов размещения (адреса, названия, условия размещения), условия питания;
- * калькуляцию тура;
- * данные о стране туристской поездки, об обычаях местного населения, святынях, памятников природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды, условиях обмена валюты;
- * условия безопасности туристов на маршруте;
- * сведения о необходимых адресах и телефонах (имена, фамилии официальных лиц, посольства/консульства России);
- * сведения о принимающей туристской фирме (телефоны, адреса, фамилии, порядок разрешения конфликтных ситуаций);
- * образец ваучера и листок отметок к ваучеру (или заменяющие их документы, согласованные с принимающей стороной);
- * информация о правилах въезда в страну (место) временного пребывания там, о таможенных требованиях.
Все эти требования находят свое отражение в следующих документах, которые утверждаются генеральным органом сертификации:
1. Технологическая карта маршрута.
При разработке технологической карты маршрута определяются основные показатели маршрута, места пребывания, даты заездов, примерные (ожидаемое) количество туристов, программа обслуживания туристов в путешествии по маршруту, описание.
2. Паспорт маршрута.
Паспорт маршрута представляет собой более подробное описание маршрута, включает организационные и правовые моменты, регулирует взаимоотношения между туристским предприятием, туристом и фирмой, заключившей с туроператором партнерское соглашение. Также здесь отражаются условия страхования туристов.
3. Информационный листок.
Согласно закону "О защите прав потребителей" и "Об основах туристской деятельности в РФ" туристу должна быть предоставлена достоверная и полная информация о предстоящем путешествии. Поэтому информационный листок обязательно должен прилагаться в комплект обязательных документов, выдаваемых клиенту на руки. В нем отражены основные сведения о стране пребывания, принимающей фирме, условия безопасности туристов на маршруте, необходимые контактные телефоны для связи с посольством России, с принимающей фирмой. В нем могут содержаться и другие документы: памятка-программа тура, карты, проспекты и т.д.
- * средствах размещения и наборе предоставляемых услуг;
- * условиях проживания (место нахождения, категория, уровень комфортности);
- * условиях питания;
- * условиях трансфера;
- * программе тура;
- * экскурсионном обслуживании;
- * наличии гида, сопровождающего;
- * дополнительных услугах.
Документ заверяется подписью руководителя и печатью предприятия. Кроме информационного листка должна разрабатываться памятка для туриста.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 50690-2000 п. 5.7 памятка для туриста должна содержать информацию о:
- * правилах въезда в страну (мест) временного пребывания;
- * условиях пребывания;
- * таможенных правилах;
- * обычаях местного населения, национальных и религиозных особенностях региона, религиозных святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной;
- * состояние окружающей природной среды;
- * факторах риска для здоровья, исходя из климатических и природных условий;
- * часовом поясе и климатических условиях на маршруте;
- * опасностях, с которыми туристы могут встретиться во время путешествия;
- * правилах личной безопасности;
- * особенностях путешествий;
- * курсе валют и порядке их обмена;
- * правилах аренды автомобиля, дорожного движения и парковки;
- * прочую полезную информацию.
Документ также заверяется подписью руководителя и печатью предприятия.
Инспектор реализации путевок (менеджер туристской фирмы) или руководитель туристской группы разрабатывает план собеседования с туристами, выезжающими по данному туру за рубеж.
Собеседование должно проводиться на этапе оформления туристской путевки.
В ходе беседы должна быть озвучена информация как вошедшая в информационный листок, так и дополнительная, связанная с вопросами покупателя тура (путевки). В общем случае содержание собеседования должно включать в себя следующую информацию: краткую характеристику места пребывания (страна, город); исторические и культурные особенности; принятые нормы поведения; сведения о местах, самостоятельное посещение которых туристам не рекомендуется, об известных способах обмана, об уровне цен (питания, общественный транспорт):
- * о необходимости соблюдения таможенных правил;
- * выдержки из законодательства страны пребывания, относящихся к пребыванию иностранцев на её территории;
- * о содержании медицинской страховки (на что распространяется), о самостоятельной ответственности туриста, не заключившего договор на страхование, при наступлении внезапного заболевания или несчастного случая;
- · о возможных факторах риска для жизни и здоровья туриста:
- - травмоопасность (как избежать травм, и какие экстренные меры следует предпринимать в случае получения травм, обратить внимание на купание в море и бассейне, самостоятельные прогулки);
- - воздействие окружающей среды (благоприятное время года для данного путешествия, о погодных особенностях района, о показателях микроклимата в гостиницах и транспортных средствах - кондиционировании, отоплении и т.п.);
- - пожароопасность (о соблюдении пожарной безопасности при проживании -- курение, пользование кипятильником и т.д.);
- - биологические факторы (о самостоятельном питании - пищевые отравления, о встречающихся в регионе ядовитых растениях, насекомых и животных, о переносчиках инфекционных заболеваний, особенно для стран Африки и Юго-Восточной Азии);
- - психологические факторы риска (о создании условий нормальной жизнедеятельности, о необходимости соблюдать правила поведения каждым туристом, с тем, чтобы не допускать неверных нагрузок для других членов туристической группы);
- - опасные излучения (о воздействии ультрафиолетового излучения на человека: предупредить о различии в уровнях солнечной радиации на севере и юге, о разумном времени нахождении на пляже, о мерах по предотвращению тепловых ударов, солнечных ожогов);
- - прочие факторы риска (предоставление туристам достаточной информации о реализуемых туристических услугах, достаточно ли четко туристы понимают, что входит в программу обслуживания, что входит в стоимость путевки, какие услуги являются основными, какие -дополнительными);
- - специфические факторы риска (об уровне профессиональной подготовленности обслуживающего персонала - сопровождающих, экскурсоводов, о возможности катастроф и других чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с состоянием общественного порядка: объяснить, к кому обращаться в таких случаях, как не создавать паники);
- - рекомендации по необходимому уровню личной физической подготовки, состоянию здоровья, возрастными ограничениями (лица пожилого возраста, маленькие дети), по особенностям индивидуальной экипировки;
- * о мерах, обеспечивающих сохранность имущества туриста (о сдаче ценностей на хранение, об утере ключей, багажных квитанций и т.д.). О том, куда обращаться при утере проездных документов или загранпаспорта;
- * о подаче претензии в случае отклонений от программы обслуживания (подавать при нахождении на маршруте сопровождающему группы, представителю принимающей стороны, в органы местной администрации и т.д.).
Каталог маршрута
Каждый менеджер по направлению составляет информационный каталог, в котором отражается вся информация по маршруту, о стране пребывания, городах, описание отелей (номера, питание, услуги) и экскурсии. Обычно это красочно оформленный альбом, в котором клиент, придя в фирму, может и должен найти все, что его может заинтересовать, а менеджер, получив страноведческую подготовку, должен давать всю информацию на возникающие вопросы.
Калькуляция тура
После того как получены цены на транспорт, а зарубежные партнеры выставили цену за свой пакет услуг, туроператор рассчитывает стоимость туристской путевки. Кроме стоимости билета и пакета услуг принимающей фирмы в стоимость туристской путевки включаются накладные расходы (арендная плата, телефонные переговоры, факсовая переписка, использование информационных сетей и т.д.), закладывается прибыль фирмы-оператора и комиссионные фирмам, работающим по агентскому соглашению, а также налоги, относимые на себестоимость. В итоге получается цена, по которой будут реализовываться путевки на данный маршрут.
Образец ваучера
Туристский ваучер должен быть приложен к туристской путевке. Согласно статье 10 Закона " Об основах туристской деятельности в РФ " на основании туристского ваучера осуществляется урегулирование взаиморасчетов между туроператором и или турагентом, направляющим туриста, и туроператором по приему или лицами, предоставившими конкретные услуги.
Ваучер является официальным документом, который направляющая фирма выдает туристам-индивидуалам или руководителю группы на руки как подтверждение их права получить от принимающей фирмы перечисленные в нем услуги. По прибытии туристов в пункт назначения ваучер передается принимающей стороне.
В настоящее время в туризме находят широкое применение международные туристские ваучеры.
Международный туристский ваучер - это документ, объединяющий обычный ваучер с официальным платежным документом в качестве его неотъемлемой части. Он позволяет значительно сэкономить время и денежные средства. Международный туристский ваучер принимается предприятиями обслуживания во всем мире и практически исключает необходимость заключать соглашения с каждым из этих предприятий в отдельности.
Одним из основных документов пакета технологической документации является договор с клиентом на туробслуживание (продажу путевки).
К условиям договора относятся:
- * информация о туроператоре (продавце), включая данные о лицензии на право осуществления туристской деятельности, юридическом адресе предприятия и банковских реквизитах;
- * сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
- * информация о туроператоре на приеме (партнере продавца), включая данные о лицензии, юридическом адресе, банковских реквизитах и контактных телефонах;
- * информация о потребительских свойствах туристского продукта, программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и сертификации туристского продукта;
- * дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
- * порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;
- * права, обязанности и ответственность сторон;
- * розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;
- * минимальное количество туристов в группе;
- * срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
- * условия изменения и расторжение договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещении убытков;
- * порядок и сроки предъявления претензий туристом.
Другие условия договора определяются по соглашению сторон.
Все документы носят официальный характер, должны быть подписаны руководителем предприятия и иметь фирменную печать.
Перечень возможных туристских услуг, оказываемых в ходе туристского путешествия, определяется и конкретизируется в проекте программы обслуживания туристов.
При разработке программы обслуживания туристов определяются:
- * маршрут путешествия;
- * перечень туристских предприятий - исполнителей (поставщиков) услуг;
- * состав экскурсий и достопримечательных объектов;
- * период предоставления услуг каждым предприятием - исполнителем услуг;
- * перечень туристских походов, прогулок;
- * комплекс досуговых мероприятий;
- * продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута;
- * количество туристов, участвующих в путешествии;
- * виды транспорта для внутренних перевозок;
- * потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и других, а также потребность в их подготовки;
- * необходимое количество транспортных средств;
- * порядок подготовки рекламных и информационных материалов;
- * форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их количество.
В туристском бизнесе различают два основных типа тура:
- * инклюзив-тур - комплексная услуга, включающая в себя весь пакет туристских услуг: размещение, питание, экскурсионное обслуживание, перевозка, а также дополнительные услуги: бытовые, спортивно-оздоровительные, физкультурные, медицинские и т.д.;
- * заказной тур - набор отдельных туристских услуг: питание, размещение, экскурсионное обслуживание, транспорт и т.д.
Инклюзив-тур - это тур с жестким, заранее спланированным (еще до контакта с клиентом) набором услуг, ориентированных на отдельный вид отдыха или туризма. Его особенностью является то, что туристом заранее оплачивается весь перечень таких услуг, без учета того, что турист может ею и не воспользоваться. Состав услуг на инклюзив-туре при реализации не меняется. Турист должен купить такой тур целиком или вообще отказаться от него.
Инклюзив-тур может быть разработан и практически опробован еще до встречи с потребителями такого тура. Они организуются и предлагаются, как правило, на популярных маршрутах, например "Классическая Италия", "Имперский Петербург и его пригороды" и т.д.
Инклюзив-туры разрабатываются чаще всего для массового группового туризма, в связи с чем пользуются существенными скидками на групповое обслуживание, предлагаемые транспортными и гостиничными предприятиями, а также предприятиями питания и развлечений.
После формирования инклюзив-тур, как правило, должен пройти экспериментальное внедрение, так называемую "прогонку". Оно может быть совмещено с рекламным бесплатным (или льготным) путешествием, круизом и т.д. По результатам рекламного тура проводится уточнение затрат, определяется норма прибыли, рассчитывается цена информируется система скидок.
Таким образом, основными преимуществами инклюзив-туров являются:
- * более низкая стоимость по сравнению с туром, где услуги покупаются отдельно;
- * программа и стоимость тура известны заранее;
- * возможность ведения статистики тура;
- * расширенные возможности по ведению рекламной кампании такого тура.
Заказной тур расширяет возможности туриста по планированию собственного времени, позволяет подобрать туристские и другие услуги в соответствии со своими возможностями ("по деньгам") и интересами.
При продаже заказных туров формирование программы и комплектование состава услуг производятся по желанию и при непосредственном участии самого туриста. Ему предлагают на выбор разные варианты обслуживания по каждому из видов услуг в предлагаемом месте отдыха.
Выбранные туристом услуги формируются в программу тура, рассчитывается цена, которую турист оплачивает при приобретении продукта.
Формирование тура, как инклюзивного, так и заказного, по своей сущности представляет собой "сборку" ряда услуг и товаров в одну "оболочку", называемую туром. Кроме механического составления такого набора, формирование тура предусматривает технико-экономическое обоснование с целью определения рентабельности.
В последнее время становится все более популярным формирование тура с помощью компьютера. На основе соответствующего программного обеспечения в реальном масштабе времени формируется такой тур, который бы в максимальной степени удовлетворял потребности клиента. При наличии соответствующих договоров с транспортными компаниями и наличии билетопечатающей машины турфирма может прямо в своем офисе оформить билет на тур, заказать места в гостиницах и весь спектр сопутствующих туристских услуг.
дипломная работа
1.2 Туристский маршрут: понятие и сущность, этапы разработки
Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.
Основное понятие - туристский маршрут.
Туристский маршрут - географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса похода, путешествия, передвижения.
Гуляев В.Г. дает следующее определение: "Маршрут - это заранее спланированная трасса передвижения туриста в течение определенного времени с целью предоставления ему предусмотренных программой услуг". Это определение больше подходит, так как маршруты, представленные в работе предназначены для организованного коммерческого туризма. Краткое описание туристского маршрута или путешествия - кроки (иллюстрации, карты, схемы, текстовые описания объектов). Путевые заметки суть деятельности путешественника - краткие описания туристского маршрута или путешествия, составленные при совершении путешествий (или позднее) для собственного пользования на память или как руководство к действию по повторении данного маршрута, или для других туристов и путешественников, которые будут следовать этим же маршрутом или посещать данные объекты.
Характерные типы туристских маршрутов. Классификация туристских маршрутов.
Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.
По типам:
Тематические - с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
Походные - маршруты с активными способами передвижения;
Физкультурно-оздоровительные - с преобладанием в программе спортивных и - физкультурно-оздоровительных мероприятий;
Комбинированные - маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.
По сезонности действия маршруты подразделяются на:
Круглогодичные (внесезонные);
Сезонные - функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.) По строению трассы маршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:
Линейные - с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе. Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;
Радиальные - (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте.
Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами.;
Кольцевые (кроссинг-туры) - с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: [Текст] Учеб. М.: Советский спорт.
Могут быть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядок бронирования перевозки туристов по маршруту тура.
По продолжительности маршруты бывают:
Многодневными (14-30 дней);
Несколько дней (1-3 дня) - маршруты выходного дня;
Несколько часов (экскурсии).
По виду транспорта на маршруте:
Собственный транспорт туристской фирмы;
Арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
Личный транспорт туристов.
В зависимости от видов передвижения выделяются:
Пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 - 6 или даже до 20-50 км;
Маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;
Железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее. Распространены поездки на старинных поездах, в Сибири действует поезд выходного дня "Снежинка".
Водные туристские маршруты. Самый распространенный - на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным.
Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере - речные и морские круизы.
Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.
Малая авиация также участвует в туристских перевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступные для других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации для экскурсионных полетов над местностью туристского центра.
Комбинированные перевозки. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения.
Разработка маршрутов - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания. Данная процедура длительна во времени и подчас занимает несколько месяцев. Если маршрут является заказным (разовым), то процедура его создания упрощается, за исключением мероприятий, обеспечивающих безопасность.
При разработке представленных в работе маршрутов я придерживалась следующих этапов:
1. Исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута.
2. Выявление ограничений по потреблению туристских ресурсов.
3. Маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута.
4. Определение типа маршрута.
5. Построение эскизной модели маршрута.
6. Построение трассы маршрута.
7. Составление календарного плана путешествия, графика движения группы.
8. Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения.
9. Разработка схемы безопасности на маршруте.
10. Разработка паспорта маршрута.
11. Согласование паспорта с соответствующими службами.
12. Пробный поход по маршруту.
13. Внесение изменений в схему маршрута.
14. Рассмотрение и утверждение маршрута.
Кроме того при разработке любого маршрута необходимо определиться со следующими вопросами:
1. Выбор маршрута - один из наиболее важных моментов подготовки. Зависит он, как правило, от цели, которую ставит перед собой группа, от круга интересов ее участников. Как бы разнообразны ни были их цели, их можно сгруппировать следующим образом: посещение исторического или природного памятника; отдых на природе; физическая тренировка, связанная с длительными пешими переходами. На практике они, естественно, могут сочетаться.
2. Определение сложности маршрута.
Отдельные части маршрутов проходят по вполне “приличным” дорогам и поэтому не связаны с преодолением естественных препятствий. Они не требуют и картографического материала - вполне достаточными оказываются дорожные указатели и обзорные схемы, расположенные в местах массового отдыха. Во время таких походов не обязательно устраивать длительные привалы, так как время активного передвижения невелико.
Другие маршруты проложены не только по дорогам, но и по лесным тропам и просекам; по берегам рек и озер; по болотам и вырубкам; горам и перевалам.
Здесь могут встретиться отдельные естественные препятствия: буреломы, кочки, камни, ручьи, канавы. Требуется карта или туристская схема.
Обязательное условие - длительные привалы, ночлег.
А также соблюдать следующие правила:
По сложности и протяженности участок маршрута дневного перехода должен быть по силам всем туристам;
Для передвижения между туристскими и объектами использован местный транспорт, а также транспорт принадлежащий турфирме организующей путешествие, значительные часть маршрута преодолеваются пешком и другими способами активного передвижения;
Места для длительных привалов и ночлегов по возможности комфортно оборудованы с запасом топлива и продовольствия, а также оснащены связью;
При планировании маршрута учитывается резерв времени на случай непредвиденной задержки в пути.
При разработке маршрута использован самый разнообразный материал: справочники, путеводители и другая краеведческая литература, картографический материал. Обзорные схемы путеводителей - использованы для общей проработки. Для более точного построения маршрутной нитки пользовалась специальными туристскими схемами, атласами автомобильных дорог, картами области. Маршруты согласованы с расписанием движения транспорта, режимами допуска в заповедники и так далее.
Разработка маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта маршрута. Паспорт маршрута используется при формировании туров.
Краснодарский край - основной центр рекреации и туризма в России
Дольмены первое чудо света, памятники эпохи ранней бронзы, многофункциональные мегалитические сооружения, генераторы и источники инфразвука. Дольмены исцеляют и очищают душу. Маршрут интересен как начинающим, так и опытным туристам...
Развитие туризма Полярного Урала
Разработка маршрутов - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся основным элементом технологии туристского обслуживания...
Разработка познавательного туристского маршрута по Сибирским городам
Туристский продукт - результат деятельности туристских предприятий в виде услуг или комплекса, предназначенный для продажи на рынке...
Разработка программ лояльности клиентов на примере гостевого дома "У Юрьевны"
Разработка программы лояльности аналогична процессу создания нового товара: она требует тщательного планирования, упорной работы и серьезного подхода. В ней должны участвовать не только непосредственные создатели, но и сами инициаторы...
Разработка проекта конного специализированного тура "Усадьба "Овстуг"
Создание турпродукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных его сторон для туристов...
Разработка схемы маршрута с указанием транспортного обслуживания
В маркетинге разработка нового продукта имеет черты целостного процесса, в котором выделяется ряд этапов Рисунок3-Основные этапы разработки нового продукта Разработка продукта начинается с поиска идей для новинки...
Разработка туристского продукта и формирование туров туроператором
Разработкой нового продукта в индустрии туризма успешно занимаются те туристские компании, которые установили формальные процедуры для разработки, точнее - это крупные корпорации, имеющие системные программы разработки туристского продукта...
Современный маркетинг требует гораздо большего, чем просто создать хороший конкурентоспособный туристский продукт, назначить на него привлекательную цену и обеспечить его доступность для потенциальных потребителей и туристских агентств...
Совершенствование экологического туризма в Псковской области
Туристский продукт - результат общественного труда в виде туристских услуг, обладающих потребительной стоимостью. В самом широком понимании туристским продуктом является любой вид туристских услуг Барчуков И.С., Нестеров А.А., Нестерова Е.В...
Технология разработки туров в системе туроперейтинга
Процесс создания туроператором туристского продукта в целом включает следующие этапы: 1.Генерирование идей относительно потребительских и стоимостных свойств и оценок нового турпродукта...
Технология формирования туристского продукта в рамках въездного событийного туризма
Этап 1. Определение цели. Какой цели должен достичь продукт? Например...
Формирование и продвижение турпродукта "Хакасия off Road"
При проектировании тура, прежде всего, необходимо определиться с тематикой путешествия. Основным районом посещения туристов в Хакасии является Ширинский район и заезд в Орджоникидзевский район на Ивановские озёра...
Собственно методическая разработка, отражая композицию экскурсии, состоит из вступления, основной части и заключения3. Вступление и заключение оформляются в виде краткого плана, намечающего последовательность действий экскурсовода...
Данная экскурсия представляет собой автобусно-пешеходное путешествие на 1 день к каскаду Шинокских водопадов. Цель данной экскурсии: предоставить яркое и неповторимое приключение, доступное новичкам и интересное профессионалам...
Диплом. 2014
4Введение... 5
I. Теоретическая часть... 7
1.1 Современное состояние развития экскурсионной деятельности в РФ……7
1.2 Теоретический анализ основных нормативных документов в области технологии и организации экскурсионной деятельности... 27
II. Аналитическая часть... 35
2.1 Общая характеристика экскурсионных маршрутов города Екатеринбурга и его окрестностей... 35
2.2 Сравнительный анализ структуры и наполнения современных атласов экскурсионных маршрутов... 43
III. Практическая часть... 50
3.1 Выбор и обоснование содержания атласа экскурсионных маршрутов города Екатеринбург и его окрестностей... 50
3.2 Формирование и продвижение турпродукта «Тайны ушедших писателей и поэтов города Екатеринбург... 53
3.3 Экономическая оценка эффективности от внедрения разработки... 63
Заключение... 69
Библиография... 70
Приложение... 73
Введение В мире туризм является одной из ведущих и развивающих отраслей экономики. Развитию способствует несколько аспектов: расширение экономических, политических, культурных и научных связей между народами мира и государствами. Стремительное развитие туризма позволяет множеству людей расширить свое мировоззрение, а также познакомиться с культурой, достопримечательностями, нравами и обычаями различных стран.
Во многих странах туризм играет значимую роль в создании обеспечения 5
содержанию.
Экскурсии сегодня смело повествуют о государях, их свитах, о крупных дореволюционных деятелях, святых русской православной церкви – о людях, чей вклад в развитие страны был огромен, но замалчивался в период расцвета коммунизма.
Хоть и меньшими темпами, нежели в 70-80-е гг., продолжают развиваться и тематические экскурсионные туры, в особенности, связанные с учебной программой школ и ВУЗов. Наиболее востребованы среди путешественников экскурсии, имеющие историческую тематику, поскольку на сегодняшний день существенно возрос интерес населения к истории государства Российского. Еще одним популярным видом экскурсий являются экскурсии природоведческие, с которых, собственно и начиналось становление экскурсионного дела в России. Сегодня такие экскурсии наполняются экологической составляющей, что способствует их развитию в ногу со временем. Также неподдельный интерес жителей сохраняется и к творчеству и жизни популярных деятелей культуры, соответственно спросом пользуются и экскурсии литературной и искусствоведческой тематики.
В период резкой демократизации государства и исчезновения, искусственно возведенных барьеров, существенная часть туристов России устремилась в зарубежные туры. Несколько лет подряд туристические фирмы и вовсе не брали в расчёт традиционные отечественные туры. Но, к счастью, в последние годы ситуация постепенно начинает стабилизироваться: путешествия по России становятся все более популярными, в первую очередь не только среди школьников, но и среди взрослых туристических групп... 10
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для этой экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Основные требования, которые должны быть учтены составителям маршрута — это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города (например, «Архангельск строится», «Литературное Подмосковья» и др.)
Все городские обзорные экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала с хронологией в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемами.
Разработка маршрута экскурсии
— сложная многоступенчатая процедура, которая требует достаточно высокой квалификации и является одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативами.
Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные.
Основные объекты подвергаются более глубокого анализа, на них раскрываются подтемы экскурсии.
Отображение дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующее положение.
Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:
— Список объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улицы, площади, моста, шоссе), то есть так называемых «петель»;
— наличие доступности объекта (площадки для его осмотра)
— Переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказы;
— наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.
Рекомендуется к моменту проведения экскурсии иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость изменения маршрута в ряде случаев вызывается транспортными «пробками», ремонтными работами на городских магистралях. Все это должно быть учтено при создании различных вариантов маршрута.
Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.
Объезд (обход) маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:
1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым пролегает маршрут;
2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы;
3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местах стоянок;
4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;
5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;
6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
7) выбрать методику ознакомления с объектом;
8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.