Этот репортаж дался мне очень непросто. В одной стране, народе и обществе существуют два абсолютно разных вгляда на собачий вопрос
. Как если бы у нас одновременно уживались каннибалы и те, кто человечину не ест. И вот вы знаете, что ваш сосед по лестничной клетке съел своего дедушку, но продолжаете с ним здороваться в лифте и отмечать вместе новый год во дворе. Не знаю, с чем это ещё можно сравнить.
В
Сеуле можно найти как милое кафе с домашними питомцами, с которыми можно поиграть за чашкой чая, так и рынок, где торгуют собачьим мясом, и приглянувшейся вам псинке разможжат голову камнем, а потом разделают, как барашка в мусульманских странах.
Предупреждение! Данная публикация НЕ содержит сцен насилия над животными. Однако, если у вас сильное воображение или слабая психика - пожалуйста, воздержитесь от чтения этого поста.
1 На обычном продуктовом рынке вы собачатину не встретите. Или не отличите от другого мяса, выложенного на прилавках. Только корейцы и знают, это их маленький секрет, давно ставший известный всему миру. И мир это воспринимает, чаще всего, враждебно и негативно. В Сеуле есть одно место, которое специализируется на продаже собак для еды - рынок Моран на одноимённой станции метро. Увидев человека с фотокамерой, продавцы начинают заслонять витрины, махать руками и кричать. И иностранцев здесь очень не любят, и есть за что: многие сердобольные туристы начинали требовать отпустить животных немедленно, или же, возвращаясь домой, выкладывали в сеть фотографии запечённых собак и натравливали международные организации по защите животных.
2 Мне тоже было очень их жалко. У одного пса видны кровоподтёки, его сильно били. Всех их держат в клетках и обращаются как с любой другой скотиной, приготовленной на убой.
3 Самое популярное блюдо из собачатины - “суп здоровья”. Корейцы, употребляющие это мясо, верят, что оно продлевает жизнь и лечит многие болезни, в первую очередь, интимного характера. В некоторых сеульских (да и российских, что уж там, на Дальнем Востоке это в порядке вещей) кафе можно такой суп попробовать и иностранцу.
4 Последние секунды жизни этой собаки:(Когда я поравнялся с ними, из загончика раздался короткий визг, как всхлип, и сразу замолк.
5 В той же стране, в том же городе, в десятке километров от страшного рынка - собачье кафе. Совсем в противоположном смысле.
6 Гостей встречает банда разношёрстных улыбающихся зверей. Каждому новому посетителю они рады, как маме родной! Остаться равнодушным невозможно!
7 Еды в здесь нет, только напитки вроде чая, кофе и смузи, а ещё корм для собак, которым можно попотчивать понравившегося пёсика. Впервые пришедшим дают свод правил, основное из которых - посещение кафе совершенно бесплатно, но нужно купить как минимум один напиток. Стакан горячего зелёного чая здесь стоит подороже, чем в обычных сеульских кафешках, шесть долларов. Но по московским меркам даже недорого.
8 Это не меню, как можно сперва подумать, а карточка с информацией о собаках, которые живут в кафе. Порода, кличка, возраст, любимая еда…
9 Кафе не приют и не питомник, забрать понравившуюся собаку нельзя, о них здесь и так хорошо заботятся. Сам проект исключительно благотворительный, и он находит отклик в обществе. В мегаполисе Сеуле живут миллионы людей, которые любят собак, но по многим причинам не могут их завести. Корейские квартиры очень маленькие, а животному нужен простор.
10 За комфортом собак следят специальные люди, их выгуливают несколько раз в день, за ними убирают, кормят, вычёсывают шерсть.
13 Такие кафе с животными распространены во многих странах мира, ничего необычного. Кроме того, что всего в нескольких километрах от него - рынок Моран, где открыто торгуют собачьим мясом.
14 Такой вот контраст. Говорят, что молодые корейцы, стремясь быть похожими на европейцев, впитывая ценности и культуру западного мира, не принимают собакоедение ни в каком виде, и уже через поколение такие рынки могут исчезнуть.
15 Я прошу прощения, что объединил две эти темы в одну. Но было очень важно показать обе точки зрения на одно и то же в одном, нераздельном, обществе.
Однажды репортер одного телевидения услышал, что некоторые швейцарцы питаются собачьим мясом в Альпах и посетил одну альпийскую деревню. Когда съемочная группа прибыла в деревню, они увидели маленького черного песика, который резвился перед домом. На следующий день они посетили тот же дом, но, к сожалению, собачки больше не было. Зато на кухне репортер нашел куски мяса. Швейцарцы отказались сказать где песик и что это за мясо. Надо ли сказать, что собаку больше никто не увидел?
Как-то в одной из западных газет была небольшая заметка об американце, который посетил ресторан в Маньчжурии. Посетитель спросил есть ли в меню хот-доги. Китаец-шеф повар не был силен в английском, однако, некоторые слова показались ему знакомыми, как, например, хот (hot анг. – горячий) и дог (dog анг. – собака). Через некоторое время американцу принесли тарелку горячего мясного супа. «Что это?» – удивленно спросил американец. «То, что вы заказывали – hot dog!» – с добродушной улыбкой ответил китаец.
В Корее есть необычное блюдо 보신탕 (бощинтан) – укрепляющий здоровье суп. Некоторые его также называют диетическим. И… да, он готовится из собачьего мяса. Многие иностранцы, посещающие Корею, спрашивают: «А правда ли, что корейцы едят собак?».
Давным-давно, когда в Корее проходили Олимпийские игры, несколько западных массмедиа выставили корейцев дикарями, пожирающих собачье мясо. Из-за чего, когда корейцев спрашивают этот вопрос, они не могут дать логичный ответ или вовсе смущаются. Но должно ли действительно корейцам быть стыдно за эту часть своей культуры?
В Северном Китае (Маньчжурия) и Корее очень холодно в зимний период. Поэтому в древние времена было тяжело разводить скот и почти невозможно питаться мясом, потому как корова использовалась как главное орудие в сельском хозяйстве. Разумеется, что говядина была редкостью. Это и стало причиной того, что крестьяне начали разводить собак для еды. Желтые собаки, так называются собаки для пищи, хорошо росли даже в холодное время года без специального корма и ухода. На самом деле, такие собаки были бродячими и никогда не были домашними питомцами. В Корее раньше не было принято испытывать какие-либо нежные чувства к бродячим собакам, которые питались мусором и навозом.
Согласно научным исследованиям, мясо собаки легко усваивается человеческим организмом и придает сил. С древних времен в Корее сушеное собачье мясо использовалось в медицине наряду с лечебными травами. Многие корейцы полагают, что поедание собачины улучшает качество половой жизни, однако, этот факт не был научно доказан.
Корейцы до сих пор не могут простить защитницу животных и известную французскую актрису Бриджит Бордо, которая в свое время официально попросила их перестать есть собачье мясо, при этом сказав, что нация, употребляющая в пищу собак – это нация дикарей. Также она пообещала объявить бойкот корейским товарам, если в Корее не прекратится потребление собачатины. Корейцы искренне удивились и не поняли почему в таком случае актриса не откажется покупать товары французского производства, ведь они сделаны руками французов, которые едят лягушек, улиток и фуа-гра.
Стоит отметить, что в современной Корее, суп из собачьего мяса не входит в ежедневный рацион, а является деликатесом.
Едят ли корейцы собак – этот вопрос волнует зоозащитников и путешественников, которые отправляются в азиатские страны. Для корейцев собачатина – праздничное блюдо, которое употребляют только в особых случаях. Туристы могут не опасаться, что вместо свинины им подсунут мясо четвероногого друга. Для азиатов это национальное, традиционное блюдо, от которого они вряд ли откажутся в угоду Западу. Прежде чем вплотную познакомиться с корейской кухней, нужно понять, какие породы собак используют для этой цели, почему и зачем их вообще едят и откуда повелась такая традиция.
Едят ли в Южной Корее собак
В Южной Корее сформировалось отдельное кулинарное направление, связанное с поеданием и приготовлением собачатины. За один год корейцы съедают практически 10 тысяч тонн этого блюда. По популярности мясо четвероногого друга занимает в стране 4 место.
Сейчас в Южной Корее ведутся споры по поводу таких вкусовых пристрастий. Молодое поколение, выросшее на европейских традициях, выступает против того, чтобы кушать мясо четвероногих друзей. Приверженцы идеи не понимают, почему мясо собаки кушать нельзя, в то время как блюда из кролика, говядины, курятины употребляют в пищу во всем мире.
Из-за политических дискуссий в 2005 году в Южной Корее вышел закон о запрете забоя собак в публичных местах. При этом готовить и есть их не запрещают. Сами корейцы отмечают, что домашних питомцев они бы ни за что не приготовили. Для кулинарных целей используют только животных, специально выращенных для этой цели. К тем, кто прибегает к публичному забою, применяют административный штраф до 2 тыс. долларов или полгода в лагерях с исправительными работами. Раньше таких мер предусмотрено не было. Также запрещено убивать четвероногих через удушение.
Что готовят корейцы
Самая популярная еда из собачатины – суп «посинтхан». Его часто называют блюдом бессмертия. Мясо варят вместе с кусочками перьев зеленого лука, одуванчика и периллы. Корейцы говорят, что этот суп благотворно влияет на тело, омолаживает организм и продлевает жизнь. А у мужчин он еще и положительно влияет на потенцию. Но азиаты, завлекая туристов в свои рестораны, говорят так почти о каждом блюде.
Кроме известного супа из собачьего мяса, в ресторанах подают блюда с кисло-сладким соусом. Одно из популярных кушаний у местных жителей – собачьи лапы с чесночным соусом. Европейские туристы, которые решились попробовать такую еду, говорят, что собачье мясо – что-то среднее между свининой и говядиной, но с сильнее раскрытыми оттенками вкуса.
Правда ли, что в Северной Корее сейчас едят собак – неизвестно. Это закрытая страна, в которой даже Интернета нет, поэтому достоверную информацию найти сложно. Известно только то, что в некоторых ресторанах Северной Кореи подают блюда из собачатины по спецзаказам и за очень большие деньги.
Почему корейцы едят собак
В Корее приготовление и поедание блюд из собачьего мяса – старая традиция. Даже в Китае это мясо использовали в пищу в 500-х годах до н.э. Причем в древние времена, четвероногих ели даже в Мексике. В Корее поедание собачатины вошло в традицию из-за того, что тогда животных не воспринимали как друзей человека. Для аборигенов это мясо – то же самое, что для европейца мясо свиньи. Собак и кошек, которые впоследствии становятся блюдом, редко держат как домашних питомцев, их изначально выращивают на убой в специальных фермерских хозяйствах.
Азиаты употребляют собачатину в пищу только потому, что верят в ее полезные свойства. Для них такая еда не только способ повысить потенцию, но и излечить туберкулез. Им болеют сборщики риса, которые вынуждены проводить много времени в воде. Этим корейцы объясняют содержание собачьих рынков и ферм. Животных держат в тесных клетках по несколько десятков. Раньше в год забивали около 2-3 миллионов животных. До выхода закона, который запрещает убой собак в публичных местах, их забивали прямо на глазах покупателей. Даже такое изменение – результат деятельности зоозащитников.
Корееведы считают, что даже несмотря на то, что выросшее в европейских традициях поколение отказывается от поедания четвероногих друзей, совсем отменять эти блюда никто не собирается. Корейцы не употребляют такую пищу ежедневно, только на праздники, грандиозные и значимые события.
В течение Олимпиады в 1988 году в Корее рестораны, в которых подавали блюда из собачатины, перенесли с центральных улиц города на отдаленные. Тогда корейцы зависели от мнения остальных стран мира, и сделали это только для того, чтобы избежать международного осуждения и конфликтов. Сейчас политическая элита Южной Кореи реагирует на кулинарные предпочтения аборигенов спокойно, утверждая, что это национальная традиция, с которой сложно что-либо сделать.
Из-за таких вялых реакций на попытки создать глобальный конфликт, молодежь самоутверждается в обществе. Никого не наказывают за то, что они высказывают свое мнение по поводу поедания собак. Именно поэтому скандалом тему называют только номинально.
К китайцам и корейцам зоозащитники всего мира относятся особенно агрессивно, а о других странах забывают. На Филиппинах, в Сингапуре и Гонконге запретили убийство собак, но это привело только к появлению черных рынков. В том же Вьетнаме в год забивают более 5 миллионов животных, что в два раза больше, чем в Корее. При этом их там редко выращивают на специальных фермах, зачастую это краденые домашние питомцы.
12 ноября 2015 Сразу следует оговориться: мясо собак употребляют в пищу не только в Южной Корее, но и в других азиатских странах – Вьетнаме, Китае, Лаосе и других, собачатина также входит в традиционный рацион многих коренных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. К примеру, чисто мясной породой первоначально была знаменитая алеутская лайка – маламут.Но именно в Южной Корее блюда из собачьего мяса – целое кулинарное направление, по популярности собачатина занимает четвёртое место после говядины, свинины и курятины. За год только в этой стране потребляют свыше восьми тысяч тонн собачьего мяса, блюда из этого специфического продукта готовят шесть тысяч ресторанов.
В Южной Корее вокруг употребления собачьего мяса в начале нынешнего века разгорелись даже нешуточные политические страсти и дебаты в парламенте. Некоторая часть южнокорейского общества, преимущественно молодые люди, воспитанные в европейских традициях, неодобрительно относится к поеданию «друга человека».
В то же время сторонники употребления в пищу собак не понимают, почему допустимо есть кроликов, овец и лошадей, но дико - поедать собачатину.
Следствием политической дискуссии в 2005 году стал закон, запрещающий жестокий забой собак в публичных местах, с применением удушающих приемов, однако само употребление мяса собак не запрещалось. Надо сказать, что корейцы не употребляют в пищу мясо домашних собак, для этой цели используются собаки, выращенные на специальных фермах.
Самое популярное в Южной Корее блюдо из собачатины – суп «посинтхан», или «суп долголетия». Рецепт несложен – мясо варят вместе с зеленым луком, добавляя листья периллы и одуванчика. Считается, что такой суп омолаживает организм и продлевает жизнь, а у мужчин увеличивает потенцию. Впрочем, в Азии такое можно услышать практически о любом экзотическом блюде, которое предлагают туристам.
В южнокорейских ресторанах подают и другие блюда из собачатины. Например, собачатину в меду под кисло-сладким соусом, или собачатину, тушёную в чесночном соусе. Для приготовления последнего блюда используются собачьи лапы. Те из европейских туристов, кто решился попробовать такие экзотические блюда, утверждают: мясо собаки напоминает одновременно и свинину, и говядину, но менее жирное и более вкусное.
Едят собак в Северной Корее или не едят, какой либо достоверной информации на этот счёт нет, страна ведь закрытая и Интернет там отсутствует. Известно лишь, что в ресторанах для иностранных туристов (таких в Северной Корее немного), блюда из собачатины готовят по специальным заказам, и стоят они довольно дорого.
Одним из неспортивных лейтмотивов Олимпийских игр в Пхенчхане стала борьба зоозащитников и всех сочувствующих животным со старой корейской традицией – поеданием собачьего мяса.
Началось все с того, что бронзовый призер командной гонки голландский конькобежец Ян Блокхейсен на пресс-конференции то ли от досады, что ему пришлось довольствоваться третьим местом, то ли от реальной озабоченности, обвинил корейцев в том, что они плохо относятся к собакам. «Пожалуйста, относитесь в этой стране лучше к собакам», – посоветовал Блокхейсен. Корейцам камень, который время от времени и так бросают в их огород, не очень понравился выпад спортсмена, поэтому в соцсетях они устроили флешмоб, в котором обвинили европейцев во вмешательстве во внутренние дела страны. В результате глава спортивной делегации Нидерландов принес свои извинения: «Я вынужден затронуть тему инцидента, который произошел на пресс-конференции. От имени всей нашей делегации я приношу официальные извинения за высказывания спортсмена».
Вскоре в СМИ появились слухи, что собачатину продают в Корее на каждом углу и даже в Олимпийской деревне, а в общепите то и дело норовят заменить мясо курицы или говядины (курам и коровам на Играх сочувствуют не столь активно) на мясо собак. Зоозощитники, которые и раньше не жаловали жестокие азиатские традиции, быстро подключились к конфликту и вышли на улицы с лозунгами «Собака тебе друг или еда», фото- и видеоматериалами с кадрами убийств собак на корейских фермах. Ранее они уже подписали петицию с призывом бойкотировать Олимпиаду в стране, где едят домашних животных.
«Южная Корея является 14-й экономикой в мире, но в этой стране ежегодно отправляют на забой 2,5 миллиона собак и тысячи кошек. Это называется «здоровое питание». Животные вынуждены терпеть лишения и невообразимые муки с самого рождения и до того дня, когда их убивают. А южнокорейцы искренне верят, что чем больше собака страдает, тем больше она обогатит качество мяса и повысит пользу для здоровья потребителя. Если Южная Корея хочет, чтобы ее уважали как нацию совести, тогда южнокрейцы должны укрепить свои законы о защите животных и навсегда запретить потребления мяса собак и кошек», – сказано в петиции.
Некоторые олимпийцы присоединились к движению зоозащитников и решили самостоятельно спасать собак, которые корейцы пускают на «суп долголетия». Например, обладательница золотой медали канадская фигуристка Меган Дюамель увезет с собой домой собаку, которую выкупила на собачей мясной ферме. Девушка назвала щенка Му-тай и написала в соцсетях, что он очень любит сидеть на руках. Теперь Дюамель призывает всех спортсменом последовать ее примеру. Тренер Дюамель удивился, где спортсменка нашла собаку, потому что вблизи Олимпийской деревни подобных ферм нет, да и собак не было замечено.
ПОЧЕМУ В КОРЕЕ ЕДЯТ СОБАК
Поедание собачьего мяса в странах Азии – традиция старая, только в Китае мясо собаки использовали в пищу с 500 г. до н.э. Ели собачатину в древние времена не только в Азии, но, например, и в Мексике. Что касается Кореи, то изначально собак там не воспринимали, как «друзей человека», а выращивали в качестве домашнего скота. Сегодня в этом плане ничего не изменилось, собаки, как и кошки, не являются домашними животными. По словам корейцев, отличие между домашним скотом и домашним питомцем – дело субъективное.
В традиции поедания собак напрочь отсутствует религиозно-мифологическое объяснение, рассказал корреспонденту «МИР 24» кандидат исторических наук, заведующий сектором Кореи Института востоковедения РАН Александр Воронцов . По его словам, корейцы, как и другие азиаты, употребляют мясо собак в пищу, потому что считают, что это полезно для здоровья.
«Это национальная традиция. Почему одни едят свинину, а другие ее не едят. В глазах мусульман мы все тоже можем кощунственно выглядеть. Почему нужно идти со своим уставом в чужой монастырь? Это древняя традиция, которая родилась еще задолго до появления Европы, а в Китае уже в это время была высокоразвитая цивилизация и целый класс высокообразованных людей. Это полезно для здоровья, считают они. Многие употребляют различных животных, чтобы поддерживать здоровье организма. Никакого религиозно-мифического объяснения нет. Корейцы предпочитают есть собак специально выведенных на фермах пород, но это не значит, что дворняжка не может попасть в кастрюлю. Многие говорят о жестоком способе убийства собак, но почему не делают смертельную инъекцию коровам, свиньям и курицам? Наверное, голландцы тоже бы возмутились, если бы им сказали, что их национальные мельницы уже надоели», – рассказал историк.
Азиаты верят, что мясо собак повышает потенцию и лечит туберкулез, им страдают, например, многие сборщики риса, которые проводят большую часть времени, работая в воде. Подобные объяснения позволяют корейцам содержать собачьи рынки, от которых приходят в ужас туристы и все те, кому эта часть азиатской культуры не близка. Собак там держат, и правда, как скот. В тесных клетках по 20-30 животных, сидящих друг на друге. Забивают их прямо на глазах у покупателей. На сегодняшний день в Южной Корее более 17 тысяч промышленных собачьих ферм и жегодно забивается 2-2,5 миллиона собак.
Но даже такие условия жизни и смерти собак – результат борьбы зоозащитников, включая звезд первой мировой величины. Буквально 10 лет назад забой собак происходил прямо на улицах, а не в специально отведенном месте.
То, что корейцы, как и другие азиаты, откажутся в ближайшее время от мяса собак – маловероятно, считают корееведы. На сегодняшний день мясо собаки – еда праздничная, не входящая в ежедневный рацион, рассказал кандидат исторических наук Института стран Азии и Африки МГУ имени Ломоносова Конастантин Асмолов.
«Корейцы давно реагируют на эти обвинения так: « . Ничего с этим сделать нельзя». Если во время Олимпиады 1988 года, когда корейцы больше зависели от внешнего мнения, они переименовали собачий суп в «суп долголетия» и убрали подобные рестораны с улиц, разместив их внутри переулков, а не на больших улицах, то сейчас корейская позиция сводится к следующему: «Мы никого не загоняем, ничего не делаем с особой жестокостью, не включаем эту еду в обязательную. Кто хочет оскорбляться – пусть оскорбляется, но оглядываться ни на кого мы не собираемся».
По ряду причин традиция поедания собак связана именно с Кореей. Все знают, что корейцы едят собак. Но собака – это еда для праздничных случаев. Всякого рода разговоры, что корейцы подсунут вам собачатину под видом свинины все равно, что предполагать, что они приготовят вам осетрину и выдадут ее за минтай. Собачье мясо не является едой повседневного рациона – это элитная еда для торжественных случаев. Но стоит это мясо не очень дорого», – сказал Асмолов.
При этом эксперт отмечает, что на сегодняшний день собак в Корее едят меньше, а сама тема часто становится лакмусовой бумажкой для СМИ и общественности. Корейское общество относится к обсуждению этой проблемы не агрессивно. Привыкли.
«Все эти вещи связаны с тем, что, по-первых, появилось более европеизированное поколение, для которых собака не еда, а предмет для «уси-пуси», а во-вторых, ушло поколение, которое помнит, то такое жить в деревне и там самим забивать домашний скот. Молодежь же привыкла, что колбаса чудесным образом производится в их холодильнике. Кроме того, поскольку корейское общественное мнение в эту сторону не очень агрессивно, то это хороший способ набирать очки на теме, которую ты можешь поднимать без существенного риска. Именно поэтому этот скандал не очень скандал. С одной стороны, зоозащитникам есть о чем беспокоиться, а с другой – много вы видели демонстраций за права французских лягушек? Обратите внимание, что по отношению к Китаю или Корее зоозащитники истекают пеной, а о других странах, где собак тоже едят, почему-то забывают», – отметил Асмолов.
Запрет на убийство собак был введен на Филиппинах, Сингапуре и Гонконге, однако, как эксперты утверждают, практического применения этот запрет не носит. Собак как убивали, так и убивают. Зато появился простор для общественно-политического маневра и работы черных рынков, которых не мало, а деятельность их регламентировать уже нельзя. Во Вьетнаме убивают собак даже больше, чем в Корее – порядка пяти миллионов в год, при этом там частенько пускают на мясо даже украденных собак. Уровень потребления собак сохранился и в Камбодже.
КАК В КИТАЕ ПРАЗДНУЮТ СМЕРТЬ СОБАК
Когда эксперты говорят об отсутствии обрядности в поедании мяса собак, они все же упускают одно важное мероприятие, которое проходит в Китае. Ежегодно в городе Юйлинь с 21 по 30 июня празднуют день летнего солнцестояния, самой главной традицией которого стало поедание мяса собаки. За 10 дней жители города забивают около 10-15 тысяч собак, веря, что отгоняют тепло летних месяцев.
В июне 2015 года в Великобритании подготовили петицию с требованием запретить фестиваль, инициатива собрала три миллиона подписей. Китайское правительство даже пошло навстречу общественности и запретило кровавый праздник. Однако это привело к тому, что граждане обвинили государство в пособничестве европейскому влиянию на страну. Правительство от запрета быстро отказалось, утверждая, что фестиваль в Юйлинь – слишком старая национальная традиция, а собак убивают в эти дни гуманно. Однако кадры, которые время от времени появляются в сети с фестиваля в Юйлинь, говорят об обратном. Радостные китайцы сидят за столиками и наблюдают, как убивают собак.