Внутренние убранства Смоленского Успенского кафедрального собора
Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х гг. украинским резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы (позже подновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами.Иконостас находится на стыке двух традиций: древнерусской и барочной украинской. Перед мастерами ставились цели монументально-декоративного порядка. Каждому ярусу поручалась своя "партия". Главная роль отводилась образцам местного, особенно деисусного ряда. Цокольный ярус в иконостасе с его литературно-повествовательными сюжетами обычно выдерживался в скромной коричневой гамме. Он всегда играл роль элемента, помогающего ритмическому строю композиции местного ряда. В иконостасе Успенского собора цокольный ряд (или пядничный), первый снизу, состоит из овальных икон размером 61 х 84 см. Сюжеты самые разные, в основном из Нового Завета. Всего икон 10.
Второй ряд - местный. Иконы этого ряда имеют овальное завершение, их размеры 315 х 135 см. Эти иконы имеют ту же последовательность, что и иконы классического древнерусского иконостаса. Первая и последняя иконы этого ряда - почитаемые смоленские святые Авраамий и Меркурий.
Внутри ряда иконы, посвященные Богородице (так как это иконостас Успенского собора. В иконах местного ряда явно чувствуется влияние гравюры ХVIII в.
Западная экспансия присутствует и в
изображении местного образа Богородицы. Всего икон 12, если не считать
иконы в Царских вратах.
В русском иконостасе деисусный ряд следует за местным, а в украинском -
за местным следует праздничный. Так что в смоленском иконостасе третий
ряд снизу - праздничный. Первоначальный порядок не сохранился (в порядке
церковного календаря или по хронологии событий). Строгий смысл утрачен.
Всего 20 икон. Их размеры 103 х 80 см.
Четвертый ряд - апостольский, а не деисусный, как положено в
древнерусском иконостасе. В центре апостольского ряда - Христос Великий
Архиерей с архангелами Михаилом и Гавриилом по краям и сонмом ангелов
(365 х 265 см). Слева и справа - апостолы. Всего их 14 (вместе с
Благовещением и Преображением в боковых приделах).
Пятый,
последний, ярус - пророческий. Обмер этих икон затруднен. Круглые иконы
имеют диаметр 160 см. Всего икон 20. В центре - Распятие; по краям -
жертвоприношение Авраама и пророк Моисей со скрижалями. Вверху - Господь
Саваоф.
Иконы иконостаса написаны в смешаной технике. Они неоднократно
реставрировались и заменялись. В 1888 г. иконы были реставрированы
московским художником Морозовым, в 1990 г. - живописцем Париловым.
Иконостас был заново реставрирован и поновлен в 60-е гг. ХХ в.
Иконостас Успенского собора имеет 10 деревянных скульптур Ангелов в
разных позах: лежащие, стоящие. Резьба иконостаса, украшенная листьями
винограда, цветами мальвы, подсолнуха, посеребрена и позолочена,
проникнута барочным характером.
Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного Вы не встретите в других землях российских. В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).
Святой воин Меркурий в 1238(9) году, будучи воеводой Смоленска, разбил отряд монголотатар у с. Долгомостье в 27 км. к югу от Смоленска, но и сам при этом погиб – его обезглавил убегавший татарин. Мощи св. Меркурия были положены в Успенском Мономаховом соборе, там же находились его доспехи. После нашествия поляков в XVII веке они исчезли; в 1812 году было похищено копье, а в 1954 году – шлем. До наших дней сохранились только сандалии Меркурия. Предание гласит, что пока воинские доспехи св. мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.
Плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой была изготовлена в 1561 году и передана в дар Успенскому собору Московского кремля для поминовения души убиенного кн. Владимира Старицкого, двоюродного брата Ивана IV Грозного. Осенью 1812 года обоз с награбленными московскими ценностями, в котором находилась плащаница, был отбит у французов русским отрядом, а плащаница передана на хранение в Смоленский Успенский собор. После изгнания Наполеона из России за выдающиеся заслуги Смоленска в Отечественной войне 1812 года, по единодушному мнению императора Александра I и полководца М.И. Кутузова, было решено оставить плащаницу на вечное хранение в Смоленске. Плащаница выполнена в технике лицевого шитья и по сложности и чистоте исполнения представляет собой драгоценную редкость.
Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из величайших святынь всего христианского мира. По преданию, она была написана святым евангелистом Лукой еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. В Смоленск из Чернигова ее перенес Владимир Мономах в начале XII века и поместил в Успенском соборе. С этого времени Икона Божией матери «Одигитрия» (в пер. с греческого «путеводительница») стала именоваться «Смоленской». Много раз она спасала город и его жителей во время нашествий. В 1812 году икону вывезли в Москву и накануне Бородинской битвы крестным ходом обносили вокруг Кремля. В период Великой Отечественной войны древний чудотворный образ бесследно исчез.
В 1943 году, после освобождения Смоленска от гитлеровских захватчиков, из надвратной Одигитриевской церкви в Свято-Успенский собор перенесли Святую чудотворную надвратную икону Смоленской Божией Матери, написанную в 1602 году с первописного образа, и подаренную царем Борисом Годуновым на освящение только что построенной Смоленской крепостной стены. Именно годуновский список находится сейчас в Успенском соборе. 5 августа 1812 года русские войска, оставляя Смоленск, вывезли икону из города и с тех пор вплоть до изгнания армии Наполеона с территории Смоленской губернии в ноябре 1812 года, годуновский образ «Одигитрии» находился в действующей армии. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по русскому лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. В 1912 и 2012 годах с этим образом совершили крестный ход до Бородино.
Свято-Успенский кафедральный собор - кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609-1611 годов на месте одноименного собора XII века.
Высота собора от основания до креста превышает 69 метров, длина фасада - 52 метра, ширина - 42,6 метра. По композиции - пятиглавый, кубический с трехчастной аспидой. Декорация фасадов выдержана в стиле западно-русского барокко XVIII века.
Все детали – пилястры, широкая двойная полоса карниза, оригинальные наличники нижних окон с завитками лент и фигурными завершениями, в рисунке которых угадываются декоративные мотивы венчающего пятиглавия, ступенчатое обрамление верхних круглых окон - очень крупны и вблизи подавляют своей величиной, как вообще сам собор.
Издали же эти детали воспринимаются вполне соразмерными и пропорционально хорошо выдержанными. Все это создает индивидуальный и неповторимый облик собора.
Собор Божьей матери Одигитрии
Собор Божьей Матери Одигитрии в Вязьме был построен в 1638 году. Похожих трехшатровых храмов в России осталось всего два. Помимо вязьминского собора, еще Дивная церковь в Угличе. Большинство подобных церквей было разрушено при патриархе Никоне, который таким образом боролся с неправильным пониманием народом сущности Святой Троицы.
Храм сильно пострадал в 1812 году и долгое время стоял в запустении. На пожертвования прихожан и вяземских купцов при архимандрите Вениамине в 1832-1837 годах он был восстановлен и освящен. Сегодня это один из лучших памятников русской архитектуры XVII века. В отделке его фасадов широко использованы лекальный кирпич, белый камень, зеленые поливные изразцы.
Главная святыня собора - смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница". Это одновременно одна из главных святынь Русской Церкви.
Смоленский собор (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
- Горящие туры в Россию
- Туры на Новый год по всему миру
Предыдущая фотография Следующая фотография
Собор, стоящий над долиной Днепра, уцелел во время двух Отечественных войн - армии Наполеона и Гитлера не трогали здание. Более того, немцы охраняли собор, чтобы с ним ничего не случилось. Нынешний собор стоит на том месте, где до него были возведены древний храм для чудотворной иконы из Константинополя и католический костел. Свой окончательный вид Свято-Успенский приобрел в эпоху правления Екатерины Второй. Императрица после завершения строительства хвасталась собором перед своим другом - Иосифом Габсбургом.
Смоленский собор - это такой ориентир для путешественников. Он уходит ввысь на 69 метров, опираясь на Соборную гору. Свято-Успенский стоит не в гордом одиночестве, а в окружении других строений - колокольни, других храмов, палат, каретных корпусов. Получается небольшой городок в стиле барокко.
Паломников здесь тьма тьмущая. Они медленно, с трудом, но взбираются на гору по крутой лестнице. К собору по выходным идут молодожены. Наверху стоят лавочки, где можно передохнуть и полюбоваться панорамой Смоленска.
Интерьер собора производит сильное впечатление. Здесь находится иконостас высотой в 31 метр. Элементы малороссийского барокко яркие и порой неожиданные. Кроме того, здесь хранятся две важные реликвии: плащаница времен Ивана Грозного и старинный список чудотворной Смоленской иконы Богоматери, который таинственным образом исчез во время Второй мировой войны.
Адрес: ул. Соборная Гора, 5, Смоленск