Воплощенное в камне торжество протестантского вероучения – вот как выглядит в наши дни кафедральный собор Святого Петра в Женеве. Величественное, по настоящему грандиозное здание, располагающееся в старой части города начало строиться еще в 1160 году, когда Кальвин и его идеи были далеким будущим. Строительство тянулось около полутора веков, что довольно характерно для той суровой эпохи. Впрочем, христианские церкви на этом месте существовали еще семью веками ранее, то есть земля эта дает приют храмам больше, чем полтора тысячелетия.
История Собора Святого Петра
Cathédrale Saint-Pierre de Genève – так звучит название этой важнейшей достопримечательности Женевы – первоначально строился в романском стиле, который под влиянием эпохи постепенно сменялся готическим. Век за веком он достраивался и украшался, а нередко усовершенствования были вызваны и чисто практической необходимостью. Так, например, северная стена нефа в 1441 году понесла серьезные повреждения и восстанавливалась отнюдь не в оригинальном виде.
Серьезное изменение в виде перестройки фасада знаменитый Женевский собор претерпел еще и в середине XVIII века. Но, как известно, что делается с любовью, получается хорошо и любимое детище Женевы, собор Святого Петра, сегодня представляет собой уникальное и гармоничное смешение нескольких архитектурных стилей, популярных в Европе в разное время. Сейчас он сочетает в себе классический, готический и еще несколько видов архитектуры, чем и привлекает любителей данного вида искусства.
Особенности памятника Temple de Saint-Pierre
Даже сегодня, когда не кажутся диковинкой здания в десятки этажей, собор производит потрясающее впечатление своими стройными колоннами, роскошным видом на город с обзорной площадки, расположенной на северной башне. О впечатлении тех, кто приходил сюда два, три, пять веков назад говорить не приходится, для большинства прихожан это было прекраснейшее, что они могли увидеть когда-либо.
- Собор отнюдь не является музеем или чем-то подобным, это активно действующий храм, в который праздным туристам в часы богослужений заходить не стоит. Разве что появится искреннее желание проникнуться духом протестантской веры или просто обратиться к Богу именно здесь.
- В здании разрешается и фото- и видеосъемка, с одним лишь ограничением – чтобы не нарушала ход богослужения и не оскорбляла ничьих религиозных чувств.
- За умеренную плату разрешается подниматься в Южную и Северную башни по узкой витой лестнице из камня. Следует иметь в виду – подъем к концу становится немного труден из-за высоких и узких ступеней. Но открывающийся вид на старую Женеву компенсирует это.
Что касается прочего, то вести себя здесь необходимо также, как и в любом другом религиозном сооружении.
Об оформлении Собора
Собор стал одной из первых церквей нового религиозного течения и поневоле оказался в центре тогдашнего религиозно-политического конфликта между католицизмом и кальвинизмом (духовным лидером тогдашних протестантов стал Жак Кальвин). Стул, на котором сиживал Кальвин является одним из бережно сохраняемых экспонатов.
До 1536 года храм был католическим, и его украшали традиционные изваяния святых и фрески на религиозные мотивы. Новая религия назвала все это идолопоклонничеством и вменила обязательную строгость обстановки в церкви. Однако людям свойственно стремиться к прекрасному невзирая на заповеди строгих вероучителей и протестантская версия собора в итоге оказалась даже красивее, чем старая, католическая.
Та часть города, где расположен Кафедральный собор Сен-Пьер, была известна еще в VI веке. В XII веке началось строительство собора, а в конце XV века у него появилось западное крыло и колокольня. В течение последующих 200 лет строился фасад, сохранившийся до наших дней. Его строительство велось в три этапа.
В период с 1541 по 1543 год был построен нижний уровень, между 1640 и 1654 годами - второй уровень, а с 1654 по 1658 - третий. Три архитектора трудились в разное время над созданием каждого из ярусов. Во время правления Людовика XVI (в 1679-1704 годах) строительство было завершено архитектором Франсуа Гюго. К тому времени часть здания уже нуждалась в реставрации. 11 февраля 1754 года во время богослужения крупный камень упал с крыши на хоры и нанес серьезные повреждения. Ситуация постепенно усугублялась, и к 1768 году возникла необходимость полной реконструкции собора, которая и была начата в 1787 году под руководством Матюрена Крюси.
После смерти архитектора начатую им работу завершил реннский архитектор Луи Ришело. Это произошло в 1845 году. В это же время была обновлена и внутренняя отделка собора. В 1906 году собор Сен-Пьер был включен в реестр национальных исторических памятников и сейчас здесь расположена резиденция Архиепископа Ренна.
Местонахождение : 12 Rue de la Monnaie, 35000 Rennes, Франция
Координаты : 48.11174000,-1.68387600
Кафедральный собор Сен-Пьер на карте
Кафедральный собор Сен-Пьер или же собор Святого Петра — знаменитая церковь в Женеве, полюбившаяся туристам из-за своей необыкновенной красоты.
Первый храм здесь появился, пожалуй, одновременно с появлением христианских проповедников на территории Швейцарии. Это было ещё в IV столетии нашей эры. Кроме небольшой часовни, в самом начале Средневековья здесь находился баптистерий — это особое здание, отведённое для проведения обряда крещения. Строительство же нового большого Собора стартовало в середине XII века и продолжалось более 150 лет. Сначала планировалось, что храм будет выполнен в духе романской архитектуры, традиционной для раннесредневековых церквей, однако впоследствии сооружение обрело черты готического стиля.
В 1406 году к основному зданию Сен-Пьера была пристроена капелла, освящённая в честь семи ветхозаветных мучеников Маккавеев. Спустя несколько десятилетий северная стена нефа собора оказалась разрушена, вновь её отстроили лишь к 1449 году. Так с каждой новой пристройкой и последующей переделкой храм всё дальше отходил от канонов романского стиля и старинной готики. Середина XVIII привнесла в его экстерьер элементы классицизма, затем возникли черты барокко.
На внешний вид здания оказала влияние конфессиональная принадлежность собора. В начале XVI века он стал одним из очагов распространения Реформации и главным столпом кальвинизма в Швейцарии, поэтому последующие изменения в экстерьере храма придавали ему всё более строгие мотивы.
Несмотря на то что Сен-Пьер испытал на себе воздействие практически всех архитектурных стилей Европы, каждое новое течение органично продолжало своих предшественников. Зодчие старались использовать похожие материалы, поэтому и колонны, и стены, и барельефы выполнены из тёмно-серого камня. Разнородность облика фасадов не бросается в глаза, потому что каждая пристройка, будь она вдохновлена готическими соборами, классическими дворцами или античными колоннадами, выглядит строго, органично и возвышенно — так, как должны смотреться европейские христианские храмы.
Внутреннее убранство, подобно наружному облику, тоже несколько неоднородно. Тем не менее оно отличается особенной красотой, холодной и сдержанной. Интерьеры лишены богатых украшений, однако, например, витражи, установленные в высоких окнах, можно смело назвать истинными произведениями декоративного искусства. Кроме того, своды и потолки в соборе Святого Петра расписаны фресками на библейские сюжеты, а алтарь украшен изящнейшей резьбой по дереву.
Здание рядом с храмом занимает Женевский Археологический музей. Среди прочих экспонатов, в нём можно увидеть каменные плиты, из которых был сложен фундамент баптистерия в X столетии, а также средневековую крипту — потайную часовню, скрытую под землёй и восстановленную археологами в первозданном виде.
Главный же объект в Сен-Пьере — это стул, которым пользовался сам Жан Кальвин, один из основателей протестантизма. Эту святыню в Женеве берегут, и многие последователи реформационных христианских течений стремятся посетить собор, исключительно чтобы взглянуть на эту достопримечательность, услышать рассказы о жизненном пути отцов-основателей своих церквей и ощутить неповторимую атмосферу собора Сен-Пьер.
Кафедра архиепископа в Пуатье была основана еще в III столетии, сейчас она находится в соборе Святого Петра, строительство которого началось в XII веке.
Собор стали возводить на месте разрушенной церкви Святого Илария, освященной именем первого епископа Пуатье. Собор был построен недалеко от баптистерия Святого Иоанна и церкви Нотр-Дам-ла-Гранд. Инициатором строительства храма стал Генрих II Плантагенет, он же финансировал работы из собственных средств. Поэтому церковь считают примером особого архитектурного направления – анжуйской готики, также называемого стилем Плантагенетов. Отличием этого стиля от, к примеру, готического являются более высокие своды.
Анжуйская стилистика при возведении собора использовалась ровно до смены королевской власти – пришедший к правлению в конце XII столетия Филипп Второй, имевший другие архитектурные предпочтения, продолжил строительство храма в стиле французской готики.
Фасад собора был построен в середине XIII столетия. Тимпан его центрального входа украшен скульптурным изображением сцены Судного дня. В оформлении боковых порталов использованы изображения Девы Марии и Фомы неверующего.
После Великой французской революции собор утратил статус кафедрального, который спустя некоторое время был ему возвращен. Храм является национальным историческим памятником с 1875 года.
Апсиду собора украшает витраж XII века, на котором изображено распятие, окруженное святыми и донаторами (знатными лицами, спонсировавшими строительство храма и создание витража). Среди донаторов изображен и сам Генрих II Плантагенет вместе с супругой Элеонрой Аквитанской. В других секциях витража выложены библейские сцены: Вознесение Господне, испытания святого Петра и усекновение главы апостола Павла. В интерьере храма сохранились резная старинная мебель, алтарь эпохи барокко, выполненный из черного мрамора, и орган, сделанный мастером Клико в XVIII веке.
Кафедральный Женевский Собор Святого Петра (Собор Сен-Пьер) расположен в центре Женевы, в районе Сите. Собор является одной из самых известных и посещаемых достопримечательностей столицы Швейцарии. Христианские храмы и баптистерий на этом месте существовали уже с IV века. Строительство собора Святого Петра началось в 1160 году и было закончено в 1252 году. Изначально храм строили в романском стиле, позднее, в процессе перестроек и реконструкций, добавились элементы готики. Главное здание храма имеет длину 64 метра, в боковых проходах расположены огромные каменные блоки - надгробия церковных сановников XV - XVI столетий. Позднее были построены Северная и Южная башни, в которые можно подняться по винтовой лестнице и с обзорной площадки полюбоваться видами Женевы. В 1406 году к собору была пристроена часовня Макковеев, интерьер которой украшает орнамент в готическом стиле, в 1407 году был отлит и установлен колокол Климент, самый большой из колоколов собора весом более 6 тонн. В 1441 году северная стена нефа была серьёзно повреждена и восстановлена лишь к 1449 году. Собор неоднократно перестраивался, вплоть до XVIII века. В 1752 - 1756 годах по проекту архитектора Бенедетто Альфриери был построен неоклассический фасад. На сегодняшний день здание Собора Сен-Пьер представляет собой гармоничное смешение нескольких архитектурных стилей. До 1535 года года собор был католическим храмом, но в период Реформации католицизм был запрещён, и храм становится протестантским. Именно с этого времени храм стал называться Собором Святого Петра. С его историей тесно связана жизнь и деятельность реформатора церкви и основателя кальвинизма Жана Кальвина. В 1536 - 1538 годах в стенах собора Кальвин читал лекции о Новом Завете, в это же время им было написано краткое изложение своих взглядов на реформацию "Катехизис". В храме и сейчас рядом с кафедрой проповедника стоит треугольный деревянный стул, который известен как "стул Кальвина". Первоначальное убранство интерьеров храма не сохранилось. Во время Реформации в соборе были уничтожены алтари, статуи и иконы, разломаны органы, а настенная живопись покрыта побелкой. Сохранились только огромная кафедра и цветные витражи. Масштабные реставрационные работы проводились в XIX - XX веках, во время которых археологом Шарлем Бонне были проведены раскопки в подвальных этажах собора. За все время работ археологами обнаружены более 200 уровней построек, в том числе протоисторического и римского периодов. Сейчас они открыты для общественности, маршрут начинается с III века до нашей эры и заканчивается XII столетием - временем строительства Собора Сен-Пьер.
Женевский Собор Святого Петра (Собор Сен-Пьер)
Cathédrale Saint-Pierre de Genève Адрес: Place du Bourg-de-Four 24, 1204 Genève, Suisse Тел: +41 22 319 71 90 Факс: +41 22 319 71 95 E-mail: [email protected] Web: saintpierre-geneve.ch | Как добраться
: GPS координаты - Ш: 46° 12′ 4.28″/Д: 6° 8′ 54″ Международный аэропорт Женева - 6 км Железнодорожный вокзал Женева - 1,5 км Паромный причал Genève-Molard - 400 м Автобусная остановка Genève, Cathédrale (Автобус №36) - 40 м | Период действия
: постоянно Режим работы : Летний период: Понедельник - суббота с 09:30 до 18:30 Воскресенье с 12:00 до 18:30 Зимний период: Понедельник - суббота с 09:30 до 17:30 Воскресенье с 12:00 до 17:30 Археологический музей: Понедельник - воскресенье с 10:00 до 17:00 Стоимость : Вход в Собор Святого Петра свободный Северная и Южная башни: Взрослые - CHF 4 Дети в возрасте от 7 до 16 лет - CHF 2 Археологический музей: Взрослые - CHF 8 Дети в возрасте от 7 до 16 лет, студенты, безработные - CHF 4 |