Самый северный порт в Эссексе, на побережье Северного моря. Имеет регулярное паромное сообщение с Нидерландами (Хук-ван-Холланд) и Данией (Эсбьерг). Также из «Port of Harwich» отправляются круизные лайнеры. Расписание движения паромов и круизных судов на www.harwichconnexions.co.uk/flash08_04_28/index.html
На Темзе в 30 км от моста Тауэр-Бридж расположен терминал круизного порта - старинное сооружение, по нынешним меркам довольно скромное. Отсюда отправляются лайнеры в круизы вокруг Великобритании, к фьордам Норвегии, к гейзерам Исландии.
Добраться до «Port of Tilbury» можно на такси либо пригородном поезде.
Аэропорты Великобритании
Воздушный транспорт завоевывает все большую популярность в Великобритании. В стране функционируют 450 гражданских аэропортов, обслуживающих как международные, так и внутренние авиалинии.
«Heathrow» - своего рода гигант, ибо является самым большим аэропортом в стране, по загруженности лидирующий на европейских просторах и занимающий 4-е место на планете. Аэроузел расположен на расстоянии около 25 км к юго-западу от центра Лондона. При участии 70 авиакомпаний «флагман» обслуживает почти 200 направлений по всему миру. В «Хитроу» работают 5 терминалов, в которых создана система сервисного обслуживания, имеются кафе, комнаты отдыха, банкоматы, бизнес-центр, Wi-Fi, многоэтажная парковка. Непосредственно в аэропорту можно оформить прокат машины либо взять такси. Хотите продолжить путь общественным транспортом? Добро пожаловать на поезд ж/д станции либо метрополитена, а также автобус, готовый доставить вас до автовокзала «Виктория». Иные сведения доступны на портале аэроузла - www.heathrowairport.ru/.
Вторую ступень хит-парада самых востребованных аэроузлов Великобритании занимает «Gatwick», между тем в категории самых загруженных аэропортов он считается первым на планете. Имея всего одну взлетную полосу и пару терминалов, этот аэроузел держится в лидерах. Место «прописки» воздушного вокзала - Кроули, что разместился в 40 км от Брайтона и 46 - от Лондона.
Терминалы соединены линией метро, причем, бесплатной, готовой переместить вас с севера «Гатвика» на юг и наоборот менее чем за 2 минуты. Инфраструктура аэроузла, как положено второму по популярности аэропорту государства, на высоте. Тут есть и магазины, и детский центр, и комната для переговоров, и рестораны. А поблизости расположен целый калейдоскоп гостиниц, включая капсульный отель. Продолжить свой путь по Великобритании вы можете на автомобиле (такси или арендованном) и автобусах. Более подробно о «Гатвике»: www.gatwickairport.com/.
На третьем месте благодаря резко возросшему в последнее десятилетие пассажиропотоку обосновался «Stansted», разделенный с Лондоном 48-ю километрами. «Станстед» не только аэроузел, но и своего рода достопримечательность архитектурной направленности. Все благодаря необычной форме терминала с плавающей крышей, похожей на летящего лебедя, закрепленной на каркасе из «экспозиции» труб, которые маскируют коммуникации. Уехать из аэропорта можно, как на машине либо автобусе, так и по железной дороге. Иные данные здесь - www.stanstedairport.com/.
Манчестерский аэропорт
«Manchester», что «прописался» поблизости с одноименным городом, занимает четвертое место на просторах Великобритании по масштабам, но первое по загруженности среди не столичных «собратьев». Три терминала аэроузла сообщены внутренними удобными переходами, также - не выходя из здания, вы можете пройти к ж/д станции либо отелю «Radisson». Оснащен «Manchester» и автобусной станцией, с которой можно круглосуточно уехать во множество городов Великобритании, а также службой такси. За развернутой информацией добро пожаловать на www.manchesterairport.co.uk/.
Аэропорт Эдинбурга
Edinburgh«, обосновавшийся на землях Шотландии, в 13 км от одноименного города, невзирая на свою скромность, занимает 8-е место по масштабности. Кроме того, крайнее десятилетие территория аэроузла непрерывно расширяется и модернизируется. Более подробно можете познакомиться с «Edinburgh», перейдя на www.edinburghairport.com/.
Этот аэроузел приютился прямо у основания Гибралтарской скалы - величественной, красивой и такой недосягаемой. Невзирая на то, что этот аэропорт находится в распоряжении армии, здесь предусмотрены и рейсы для гражданских лиц.
Обосновавшийся под Ливерпулем (12 км) аэропорт ранее носил не такое знаменитое имя. Как знать, возможно, именно благодаря смене названия этот воздушный вокзал является самым быстрорастущим среди своих европейских «собратьев». На территории «Liverpool John Lennon» есть автобусная станция, служба такси и другие блоки услуг, в которых могут нуждаться путешественники. Более подробно www.liverpooljohnlennonairport.com/.
Воздушные ворота юго-западной территории Англии находятся на расстоянии 13 км от Бристоля. «Bristol» входит в ТОП-10 наиболее загруженных аэроузлов страны и продолжает активно развиваться. Уехать из аэропорта можно как на автобусах, следующих к авто- и ж/д вокзалам Бристоля, так и на такси. Обо всем - www.bristolairport.co.uk/.
Кардиффский аэропорт
Этот аэроузел единственный в Уэльсе, располагающий международными рейсами. Обосновался аэропорт поблизости с городом - в 20 км. Кстати, он имеет и другие названия - «Руз», в честь деревни, где находится, а также «Кардифф-Уэльс». До ближайшей железнодорожной станции ходят бесплатные автобусы. Другие данные изложены здесь - www.cwlfly.com/.
Разветвленная железнодорожная сеть, одна из самых старых на планете, является гордостью англичан. До сих пор в составы включаются старинные вагоны, будто бы вышедшие из сказки, если повезет, прокатаетесь и в таком. Общая протяженность путей 34000 км. Центром британской железнодорожной сети, как и положено столице, является Лондон. 14 лондонских железнодорожных вокзалов обслуживают междугородние и пригородные направления, а также международную линию через Евротоннель.
Популярность ж/д перевозок обусловлена скоростью передвижения поездов, имеющей значительное преимущество перед скоростью передвижения на автобусах. Также соотношение стоимости проезда и комфорта оказывается в пользу железной дороги. Между тем в ценах наблюдается великий разброс, все потому что железнодорожным бизнесом (а именно - составами) владеет одновременно около 25 частных фирм. Некоторые из компаний просто придерживаются стандартов, не гоняясь за особыми показателями скорости, иные же все время совершенствуют технологии, поэтому их услуги стоят дороже. Бывалые путешественники рекомендуют менять в пути операторов, так вы достигнете оптимальной комбинации скорости, качества и цены. На часы пик (будние дни с 6 до 9 утра и с 4 до 7 пополудни) передвижение лучше не планировать, поскольку железнодорожный транспорт весьма востребован местными жителями. А еще непременно бронируйте билеты на поезд заранее (минимум за 7 суток, а лучше и за 14), сделать вы это можете непосредственно на сайте национальной железной дороги - www.nationalrail.co.uk/.
Метрополитен
В Великобритании можно перемещаться на метро в Лондоне, Ньюкасле, Бирмингеме, Ливерпуле, Манчестере, Ноттингеме, Глазго и Шеффилде. Кстати, первое метро родилось в Англии, и местные гордятся этим фактом. Стоимость пользования метрополитеном разнится не только от количества приобретенных поездок/срока действия проездного (1 сутки, неделя, месяц и т.д.), но и дня недели, времени перемещения. Ориентир - около £1 за поездку. Поезда следуют не только подземными путями, но и по поверхности, так что можно любоваться видом на город, который выбрали для отдыха. Схему метро можете скопировать, перейдя на www.planetolog.ru/map-metro.php?country=GB и www.200stran.ru/subway_country43.html.
В стране много разнообразных видов такси, цены на услуги которыми разнятся в зависимости от класса авто, его антуража и профессионализма водителей, проходящих специальное обучение и экзамены. В любом городе Великобритании лицензию на услуги такси могут получить, как владельцы легковых машин, так и миниавтобусов. В стране нет какого-то единого знака отличия, что авто - такси, таблички разнятся, но неизменно присутствуют, как правило, в задней части кузова либо на крыше. Иногда опознавательным знаком является окраска - как в Лондоне. В Великобритании созданы и специальные службы такси «minicab», автопарки которых состоят из минивэнов или седанов, где проезд также насчитывается по счетчику, только заказывать железных «коней» следует предварительно. Ориентиром по ценам можете считать следующую комбинацию: посадка - £1,2, каждый километр - £0,72. Между тем не забудьте и о традиционных для Великобритании чаевых в размере 10%. Иногда попадаются машины без счетчика, тогда о сумме можно договориться, и она будет меньшей, чем по указанному тарифу, однако вы рискуете попасть на компанию без страховки и лицензии, а такой бизнес в Великобритании наказуем.
Автобусы довольно популярны в Великобритании, как внутри городов, так и между ними или в другие государства. Качество обслуживания на уровне европейского, цены нельзя назвать дешевыми. Правда, существует выбор между разными компаниями, поэтому всегда есть шанс найти более выгодную цену. Выиграть в оплате можно также покупая проездные, самыми востребованными из них являются однодневные. Есть и ночные рейсы, которые по цене чуть дороже обычных маршрутов. Затраты на каждую поездку автобусом в пределах города можете записывать в план расходов, как £1.
Запомните важный момент: пользуясь автобусами, не рассчитывайте, что преодолеете расстояние быстрее, чем на поездке, в Великобритании все наоборот.
Конечной точки прибытия/убытия междугороднего направления, как правило, является центр города, и это очень удобно. Автобусная «визитная карточка» Великобритании - это двухэтажные автобусы, коих в Лондоне в изобилии, - просторные, с превосходным ракурсом обзора, полюбившиеся туристам, так что накатаетесь всласть.
Какие автобусные компании предоставляют наиболее выгодные цены? Бывалые туристы хвалят «Megabus» - www.uk.megabus.com (международное сообщение) и «CityLink» - www.citylink.co.uk (ориентация на Шотландию).
Внимание: в Великобритании левостороннее движение!
Арендовать автомобиль можно в одной из многочисленных фирм, предоставляющих данную услугу. Зачастую прямо в аэропортах можно оформить договор и отправиться в поездку уже на авто. В аренду взять машину можно по достижении 21 года, при наличии водительских прав международного образца, стажа вождения не менее года и страховки. Необходимое условие - оплата залога, равного предполагаемой стоимости проката.
Арендуя авто, следует помнить - безопасность движения в Великобритании очень высокая, соблюдение правил - неукоснительное, а наказания за нарушение ПДД очень строгие. Наиболее интенсивное движение на дорогах - в городах и пригородах. В Лондоне въезд в некоторые зоны платный, парковки также платные.
Заочно вы уже знакомы с транспортом Великобритании, пора начинать применять знания на практике!
При въезде в этот крайне южный город на берегу Английского канала на глаза то и дело попадается лозунг: Portsmouth, the great waterfront city («Портсмут, великий прибрежный город»).
Расположенный в основном на острове Portsea Island , город отделен от остальной Англии узким ручьем Portsbridge Creek , пересеченным многими мостами и дорогами, так что понять, что ты на острове, можно, только забравшись на площадку обозрения 170-метровой башни Emirates Spinnaker Tower , которую еще называют Парусом Солента за ее особую архитектуру (Solent – это пролив, который отделяет остров Wight от остальной территории Англии). Смотровая площадка находится на высоте 100 м, а внизу на первом этаже – кафе-стекляшка Waterfront Café с видом на порт. С высокой башни видны центр и окрестности старого города, исторический порт, береговые укрепления времен Тюдоров и новые многоэтажные застройки с возвышающимся над всеми остальными зданием в форме тюбика губной помады.
Несмотря на непрерывный сильный ветер, принесенный ураганом Doris , в один из серо-голубых февральских дней с рваными тучами и внезапными солнечными озарениями я отправилась на экскурсию с местным профессиональным гидом Andrew Starr , и он подробно рассказал мне о многовековом портовом прошлом города, в названии которого, как и во всех географических названиях его окрестностей, присутствует слово «порт».
В Old Portsmouth мы шли вдоль набережной, о которую с шумом разбивались мутно-зеленые волны. Здесь высится одна из древнейших фортификаций – Квадратная башня, Square Tower , построенная в 1494 г. и служившая также резиденцией губернатора. На северной стене башни в специальной нише находится позолоченный бюст короля Карла (Чарльза) Первого, преподнесенный городу им самим в 1635 г. Обвиненный в абсолютизме, войне против парламента и предательстве интересов народа Англии и его «прав, свобод, справедливости и мира», Карл Первый был осужден и обезглавлен под предводительством Оливера Кромвеля в январе 1649 г. В день своей казни король потребовал дополнительную рубашку из опасения, что начнет дрожать от холода и тем самым даст толпе повод думать, что дрожит от страха. Местная легенда гласит, что каждый раз, когда бюст короля вынимали из ниши Квадратной башни, чтобы почистить, в истории Англии происходили самые ужасные события. Только в прошлом веке его чистили в 1939 г., накануне Второй мировой войны, и в 1982 г., накануне войны за Фолклендские острова. С тех пор нишу закрыли металлической сеткой, чтобы не дать доступа птицам, и оставили короля в покое.
Недалеко от Квадратной находится Круглая башня, Round Tower , построенная Генрихом Пятым в 1426 г. из дерева и обложенная камнем в 1490-е гг., а также руины церкви 1212 г. Royal Garrison Church , разрушенной немецкими бомбежками в 1940-х гг., и англиканский собор XII–XVII веков Portsmouth Cathedral , в котором венчался сын Карла Первого, Карл Второй.
В 1650-е гг., когда Оливер Кромвель, по обычаю всех победивших революционеров, сам превратился в диктатора, Карл (Чарльз) Второй скрывался во Франции и Нидерландах, а после смерти Кромвеля, в результате политического кризиса, приведшего к реставрации монархии, взошел на престол. После Кромвеля и его пуританских приспешников народ с радостью воспринял «веселого короля», не чуждого земных утех. (Только признанных им самим незаконорожденных детей у него было 12.) Карл Второй женился на Катерине Браганза из аристократической португальской семьи. Будучи «старой невестой» 23 лет, к тому же католичкой, плохо владевшей английским языком, и бездетной (три выкидыша) королевой, бедная Катерина не пользовалась популярностью в Англии. Несмотря на постоянные измены мужа и холодность двора, она была верной женой, справедливой правительницей, которая заступалась за пленных, и смелой разведчицей в мире моды. Обладая стройными ногами, она даже пыталась подать пример ношения коротких юбок, целиком открывавших ее ступни! Однажды ее обвинили в попытке отравить короля, судили и пытались приговорить к смерти, но Карл заступился за жену и сохранил ей жизнь. Англия обязана Катерине Браганза своим священным обычаем послеполуденного чаепития – это она приучила короля и придворных пить чай.
К югу от каменных башен тянется длиннейшая набережная, украшенная памятниками английским морякам, очень чистая и приспособленная для долгих прогулок. Здесь в начале прошлого века был популярный у лондонцев морской курорт. Позже, с появлением больших паромов и дешевых поездок в Испанию, курорт заглох, но на длинных пирсах викторианских времен остались развлекательные заведения, бары и рестораны. На выдающемся в море мысе пешеходная дорожка упирается в средневековую крепость. Это замок Southsea Castle , построенный в 1539 г. Генрихом Восьмым, который активно занимался укреплением морских рубежей (а не только одну за другой рубил головы своим женам). Крепость была построена на деньги, полученные в результате закрытия католических монастырей и в ожидании агрессии со стороны Франции. В 1545 г., во время морского сражения с французами, король наблюдал отсюда потопление своего любимого детища – самого крупного в стране с 1511 г. корабля Mary Rose , который пошел ко дну, унося с собой 500 человеческих жизней.
Остов затонувшего корабля был обнаружен в 1971 г. Правый борт был полностью уничтожен временем, но левый во многом сохранился, так же как и пушки, навигационные приборы, металлическая посуда, инструменты, деньги и даже скелеты и одежда многих моряков и одной собаки. Вокруг остова корабля был построен музей, в котором сегодня можно видеть единственный в Европе корабль XVI века.
В исторических доках Portsmouth Historic Dockyard также находится деревянный военный корабль Ее Величества Victory , на котором воевал и погиб адмирал Нельсон в битве у мыса Трафальгар в 1805 г.
В старом городе в небольшом заливчике можно посетить так называемый Остров специй Spice Island , где размещались таверны и бордели и где часто промышляли контрабандисты. Говорят, что таверн в городе было больше 400, но следует учесть, что они, как правило, представляли собой крошечные заведения на 15–20 человек, а порт всегда жил полной жизнью, и недостатка в моряках, любителях сойти на берег и повеселиться как следует, не было.
Как в каждом приморском городе, в Portsmouth есть музей-аквариум Bluereef Aquari u m , населенный рыбами, крабами и моллюсками английского побережья, гостями из теплых тропических морей и амфибиями. Среди других местных особей здесь находятся европейские пятнистые акулы.
Также на набережной расположен большой современный торговый центр Gunwharf Quays с отличным ассортиментом магазинов и ресторанов. Фирмы от Adidas до Wonderbra продают свои товары со значительной скидкой, а маленькие кофейни и пекарни обеспечивают покупателям перерыв на обед.
Фотографии: Эмма Красов. More at “ Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: [email protected].
Эмма Красов
Экономика Великобритании находится в большой зависимости от состояния национального морского торгового флота. По данным Министерства транспорта и Судоходной палаты Великобритании, около 95% тоннажа и 75% стоимости британских внешнеторговых грузов, а также до 25% товаров внутренней торговли перевозится водным путем.
Для обслуживания морских торговых и пассажирских судов, а также обработки грузов, в Великобритании построено более 70 международных морских торговых портов, имеющих коммерческое значение, а также более 200 небольших портовых пунктов, где обрабатываются местные грузы. Ежегодно через британские порты проходят перевалку более 565 млн.тонн грузов, из них около 220 млн. тонн импортных и 180млн. экспортных, а также перевозится до 30 млн. пассажиров.
Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, связанны с морскими портами, служащими основными транспортными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Ливерпуль, Манчестер, Глазго, Бристоль, Ньюкасл. (На рис.1 представлены все порты Великобритании).
Крупнейший британский порт -- Лондон , являющийся вторым в мире после Нью-Йорка, -- расположен на Темзе, в 45 км от ее устья. Через Лондон проходит 40--50% всего импорта Великобритании и около 25% экспорта. Доки, причальные пристани, товарные склады, растянувшиеся на десятки километров, преимущественно на северном берегу Темзы, строились в разное время различными компаниями. Для разгрузочно-погрузочных работ в лондонском порту, кроме плавучих подъемных кранов, широко применяют около 9 тыс. так называемых лихтеров (лайтерс) -- самоходных барж грузоподъемностью от 20 до 100 т.
Лондону уступает по грузообороту Ливерпуль , в эстуарии Мерсея, также относящийся к числу крупнейших мировых портов. По своей роли в экспорте Ливерпуль соперничает с Лондоном. Через ливерпульский порт проходит также 30% морского пассажирского оборота страны (около 1 млн. пассажиров в год). Кроме доков самого Ливерпуля, растянувшихся на 18 км по правому берегу эстуария Мерсея, к Ливерпульскому порту относятся и доки близлежащих городов, входящих в конурбацию Большого Ливерпуля, в частности Беркенхеда и Уолласи на левом берегу эстуария Мерсея.
Манчестер - крупный порт Великобритании. Соединён с устьем р. Мерси, впадающей в Ирландское море, 58-километровым судоходным каналом. Порт Манчестер включает 20 приливных доковых бассейнов, часть канала, пирсы и причалы. Длинна причального фронта 17 км с глубинами до 12,2 м. В порту оборудованы специализированные причалы для танкеров, рудовозов и судов перевозящих контейнеры. Около 70% общего оборота морских грузов составляют наливные грузы: нефть, бензин, жидкая сера.
Суммарный оборот морских грузов прходящих через Манчестер составляет 11,4 млн. т. Порт имеет мощные погрузочно-разгрузочные средства, 3 сухих дока и плавдок обеспечивают любой ремонт судов и кораблей до эсминцев и ПЛ включительно. Через канал и устье р. Мерси связан с портом Ливерпуль.
Глазго - крупный порт Великобритании и один из главных центров судостроения на реке Клайд, в 34 км от устья, на западном побережье Шотландии. Порт включает доковые бассейны, пирсы и причалы. Длинна причального фронта составляет 20,4 км с глубинами до 12,5 м. Суммарный объем морских грузов проходящий через порт Глазго превышает 5,5 млн. т. В порту Глазго имеются 6 сухих доков и слипы, обеспечивающие любой ремонт судов. Продукция судостроительных заводов Глазго составляет около 45% всего английского судостроения. Порт связан каналом с заливом Ферт-оф-Форт Северного моря.
Бристоль -крупный порт Великобритании, расположенный в вершине одноименного залива в устье р. Эйвон. Включает рейд Кинг, 7 приливных бассейнов-доков, занимающих всё устье реки, и рейдовые причалы для танкеров. Остальные суда из-за больших приливо-отливных течений обрабатываются только в доках. Длинна причального фронта до 14 км с глубинами до 14 м. Суммарный оборот морских грузов порта Бристоль составляет 3,9 млн. т. Структура морских грузов проходящих через порт отличается разнообразием с преобладанием во ввозе нефти. Порт Бристоль обеспечивает все виды ремонта кораблей и судов.
Ньюкасл - порт Великобритании на р. Тайн, впадающей в Северное море, в 11 км от устья. Порт Ньюкасл включает 3 доковых бассейна, набережную и причалы. Глубина на рейде 6,4--12,6 м. Длина причального фронта до 6 км с глубинами до 11 м. В порт Ньюкасл ввозятся следующие морские грузы: нефть и нефтепродукты, цветные металлы, железная руда, химикалии, цемент, продовольствие; вывозятся -- кокс, уголь, чугун, машины, свинец и другие металлы. Суммарный оборот морских грузов проходящих через порт Ньюкасл составляет 5 млн. т. Причалы оснащены погрузочно-разгрузочным оборудованием, имеются склады, грузовые площадки, нефтехранилища, судостроительная верфь, сухой док.
Островное положение страны на перекрестке важных морских путей между Европой и другими континентами и зависимость экономического развития страны от внешних рынков сырья и сбыта и возможность осуществления внешнеторговых перевозок только морем - все это способствует развитию морского торгового флота страны и превращению ее в крупнейшую морскую державу мира.
В течении нескольких столетий Великобритания владела самым большим морским флотом в мире.
в 1904 году морской флот Великобритании был равен почти половине мирового тоннажа.с 1948 по 1964 торговый флот Великобритании занимал второе место в мире.
В британский Регистр внесены 649 судов водоизмещением свыше 100 так назывемых "длинных" тонн. Их суммарная грузоподъемность 15 млн. тонн. Среди них: 149 судов общим дедвейтом 5,5 млн.тонн для перевозки нефти, газа и химикатов; 453 судна дедвейтом 9,3 млн тонн, нанимаемые в качестве сухогрузов и контейнеровозов; 47 пассажирских судов суммарным дедвейтом 100 тысяч тонн.
В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 60-х годов 20 века число авиапассажиров стало быстро расти и теперь в несколько раз превышает численность приезжающих в страну морем. Всего в стране около 150 аэропортов, через которые она связана постоянными авиалиниями более чем со 100 странами мира.
По данным британского статистического ведомства 77% судов, принадлежащих британским компаниям, зарегистрированы в Соединенном королевстве, на острове Мэн или британских заморских территориях.
Город Портсмут Portsmouth … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Довер. У этого термина существуют и другие значения, см. Дувр (значения). В этой статье не хватает ссылок на источники информации … Википедия
Город Дартмут англ. Dartmouth … Википедия
Для термина «Кингстон» см. другие значения. Иное название этого понятия «Халл»; см. также другие значения. Город и унитарная единица Кингстон апон Халл англ. Kingston upon Hull … Википедия
Англ. Heard Island and McDonald Islands … Википедия
Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1. Земледелие. 2.… …
I КАРТА ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ. Содержание: I. Физический очерк. 1. Состав, пространство, береговая линия. 2. Орография. 3. Гидрография. 4. Климат. 5. Растительность. 6. Фауна. II. Население. 1. Статистика. 2. Антропология. III. Экономический очерк. 1 … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Королевство Нидерландов, гос во в Зап. Европе. Название Nederland, русск. традиц. Нидерланды, от нидерл. neder нижний, land земля, т. е. низменная земля большая часть территории этой страны представляет собой плоскую низменную равнину.… … Географическая энциклопедия
Долгое время Великобритания была известна как мощная морская держава, что неудивительно, учитывая ее географическое положение. Большое количество островных территорий стало причиной развития военного и торгового флотов, а также строительства портов.
Морские порты Англии расположены вдоль побережья и в устьях крупных рек, в некоторых также есть доки, которые позволяют кораблям оставаться в порту даже во время отлива.
Самый крупный из портов — это Лондон, он занимает второе место по величине в мире, сразу после Нью-Йорка. Через столицу проходит почти половина всего импорта страны и четверть экспортируемых товаров. Для погрузки и разгрузки кораблей используется около девяти тысяч специальных барж. Вдоль Темзы растянулась длинная вереница доков, которые строили в разное время разные компании, потому здесь существует свой местный колорит.
Ливерпуль уступает Лондону в показателях грузооборота, но занимает уверенную позицию в мировых рейтингах. Примерно тридцать процентов пассажирского транспорта — около миллиона человек — за год проходит через порт. Доки ливерпульского порта растянулись на восемнадцать километров, к тому же к ним примыкают и порты окрестных городов вроде Уолласи и Беркенхеда. К порту Ливерпуля был приписан «Титаник», хотя на воду его спустили в Белфасте. Офис компании, которая занималась строительством легендарного корабля, находился в доках Ливерпуля, и теперь это отель класса люкс с видом на порт.
Немного ниже, чем у Ливерпуля, судооборот у Саутгемптона, самого крупного порта Ла-Манша. Естественная гавань на острове Уайт защищает корабли от ветров. В порт ввозят продовольственные продукты, а также нефть и лесоматериалы. К тому же, Саутгемптон — конечный пункт экспресс-сообщения Америки и Англии: если выйти в этом порту, то поездом до столицы можно добраться за три часа, тогда как по морю путь до Лондона займет еще сутки. Через Саутгемптон проходит более шестидесяти процентов морского пассажиропотока страны.
Манчестер уступает Ливерпулю в два раза по грузообороту, хотя через него и доки соседних городов — Элсмир-Порта и Истхема — происходит разгрузка нефтяных танкеров, а рядом расположено несколько нефтехранилищ.
В Бристольском заливе самыми крупными портами являются Кардифф, Бристоль и Суонси, на северо-востоке страны — Мидлсбро и Ньюкасл. В Северной Ирландии важнейшим является порт Белфаста, а в Шотландии — . Пассажирское сообщение с Францией обеспечивает порт Дувр, где курсируют паромы.
Сейчас на территории Великобритании работает восемьдесят девять пассажирских и грузовых портов. Не смотря на то, что сейчас объемы перевозимых грузов не так значительны, как в период колонизации Британской империей восточных стран, английские порты продолжают приносить постоянный доход и играют важную роль в экономике страны.