Дворец «Финляндия» - единственный реализованный объект из ряда запланированных Аалто в парке Гесперия в составе генерального плана нового центра Хельсинки, грандиозный замысел которого в творческой карьере архитектора воплотился в 1959-1964 годах.
По его концепции столичный центр должен был разместиться между двумя главными транспортными артериями города на треугольной по конфигурации территории, занимаемой товарной станцией железной дороги. Естественно, товарная станция, оказавшаяся с течением времени в самом сердце Хельсинки, не соответствовала тому градостроительному потенциалу, которым обладала в силу своей «центральности». Предлагалась новая скоростная магистраль под железнодорожными путями, а старой общегородской магистрали отводилась роль районной. На их пересечении планировалась трехуровневая площадь в виде расширяющихся к заливу террас, под которыми предусматривалась стоянка для 400 автомобилей.
Вдоль западной береговой линии Тёёлёнлахти предполагалось разместить новые крупные общественно-культурные сооружения: академию, зал конгрессов, концертный зал, оперный театр, музей искусств, городскую библиотеку, - и зарезервировать территорию для дальнейшего развития. Аалто, оставляя в неприкосновенности историческое ядро города со своеобразным Акрополем - Сенатской площадью, и учитывая общую тенденцию роста города на север, проектирует новый общественно-культурный центр на берегу залива Тёёлё, образуя начало линейной системы, дающей возможность развиваться городскому ядру параллельно с ростом всего Хельсинки.
«При взгляде на новый центр взору открывается интерьер города; его внутренний кратер как бы открыт, что для большого города является очень редким случаем. Под этим я подразумеваю долину, в которой расположены городские районы Тёёлё и Каллио и залив Тёёлёнлахти. Это дает возможность создать центр, поистине обладающий характером метрополии и являющий собой противоположность закрытой площади, где довлеющим является сам пейзаж», - пишет Аалто в пояснительной записке к проекту.
Анализ топографии Хельсинки, имеющего дельтообразную форму плана, оказал решающее влияние на выбор места для новой публичной зоны. Использована возможность создания городского ансамбля по открытому типу. Обрамляя фасадами береговую линию залива, здания были призваны составить новый ансамбль, объединяющий исторический парк и воду, что придало бы уникальность новому центру столицы.
Но вернемся к дворцу «Финляндия» - одной из последних построек Аалто. В нем аккумулировались многие идеи, заложенные в многочисленных зрелищных сооружениях архитектора предшествующих лет. Приемы органического формообразования здесь приобрели некоторую академичность. Возведенное в 1971 году, оно включает универсальный зал на 1750 человек, малый концертный зал на 350 человек, ресторан на 300 мест, несколько фойе и служебные помещения. В 1975 году дворец был расширен крылом с залами для конгрессов, конференций и других мероприятий подобного рода, части сооружения могут функционировать как вместе, так и отдельно.
Расположенное на берегу озера Тёёлё и почти на одном с ним уровне здание вытянуто своим протяженным фасадом вдоль его набережной. По удачному образному сравнению Ю. И. Курбатова, «Финляндия» напоминает утес, нависший над побережьем, покоряющий просторы залива. А еще он ассоциируется с многопалубным океанским лайнером, величественным и технически совершенным.
Фасад разрезают узкие вертикальные окна в два яруса, связывающие интерьер с окружением. Крупнорасчлененный монолит главного зрительного зала, мощно возвышающийся над горизонтальным корпусом, доминирует в силуэте сооружения.
Монументальную трактовку фасадов, как и отделочные материалы - белый каррарский мрамор, черный гранит и медь, предопределила задача создания объекта столичного уровня. Белый мрамор придает возвышенную торжественность и акцентирует силуэт сооружения на фоне темно-красной башни национального музея при восприятии с противоположной стороны.
Залы дворца оборудованы мобильными экранами, которые позволяют корректировать в помещении звучание различных музыкальных инструментов или голосов. Характерный для Аалто асимметричный амфитеатр большого зала исключительной красоты облицован деревом и белым мрамором. В малом зале акустические отражатели на потолке изготовлены из красного дерева.
На рубеже XX-XXI веков территория сортировочных станций в Тёёлёнлахти напротив парламента начала осваиваться. Появившиеся за последние 20 лет общественные здания созданы в русле работы Аалто по стратегическому развитию территории береговой полосы Тёёлё - это и театр, и музей современного искусства, и Хельсинкский дом музыки, композиционно оформившие залив с юга.
Специализированный музей дизайна и архитектуры отца северноевропейского модернизма Алвара Аалто в городе Ювяскюля – один из интереснейших музеев этого города. Чтобы познакомиться с работами этого великого архитектора и дизайнера, можно не только посетить музей, расположенный по адресу Alvar Aallon katu 7, но и совершить прогулку по Ювяскюля: более 20 зданий в этом городе построены по его проектам.
Посетить музей Алваро Аалто можно во время поездки в Финляндию. Многие уже проверили на себе тот факт, что Финляндия на выходные – идеальное место отдыха. Тем более, что добраться до самых красивых мест Финляндии, в том числе до Ювяскюля, можно всего за несколько часов на поезде, автобусе или автомобиле из Санкт-Петербурга, или даже на самолете из Хельсинки. Также до Ювяскюля можно доехать всего за 3 часа на скоростном поезде из Хельсинки или напрямую на автобусе из Санкт-Петербурга всего за 10 часов.
Основная экспозиция этого удивительного музея под названием «Алвар Аалто. Архитектор» познакомит с жизнью Алвара Хуго Хенрика Аалто, замечательного человека, талантливого архитектора и дизайнера, которая пришлась на нелегкое время борьбы Финляндии за независимость, а также Первую и Вторую мировые войны. Прожил архитектор 78 лет с 1898 до 1976 года. Алвар Аалто с детства полюбил природу, старался относиться к ней трепетно, так как вырос архитектор в окружении финской природы, в семье лесника. Дерево стало его любимым материалом для творчества.
Большая часть его творений воплощена в жизнь в Ювяскюля.В 1923 году Алвар Аалто, через 2 года после окончания университета, путешествия по Европе и участия в выставке в Тампере, открыл в Ювяскюля свою проектную мастерскую. Одной из его первых и самых ярких работ в стиле неоклассицизма стал Рабочий клуб в Ювяскюля, возведенный первые годы работы его творческой мастерской, в 1923-1925 годах.
В творчестве Алвара Аальто выделяют так называемые «красный» и «белый» периоды. Архитектор всегда искал возможность гармонизировать все элементы своих строений с природой, долго выбирал световое оформление интерьеров. Его здания «белого» периода считаются настоящим воплощением «духа Севера», а красные здания особенно эффектно смотрятся зимой, радостно и ярко наполняя собой пространство, в которое они всегда органично вписаны автором. Алвар Аалто работал также и в стиле фукционализма, проектируя общежития, «минимальное» жилье, также по его проектам в Ювяскюля построено больше десяти гостиниц, загородные коттеджи и кемпинги. Одним из самых необычных творения Алвара Аалто в Ювяскюля является спроектированная и построенная им совместно со своей женой дача - Экспериментальный дом в Мууратсало, куда три раза в неделю можно попасть с экскурсией, по предварительной записи.
Здания, спроектированные Алваром Аальто вы можете встретить в Хельсинки, в Выборге, в США. Одним из самых известных его творений стал белоснежный дворец «Финляндия» в Хельсинки, по форме схожий с роялем.
Увидеть со стороны творения Алвара Аальто мало, ведь архитектор проектировал здания полностью: и снаружи и изнутри, все до мелочей, включая светильники, мебель, вазы и пепельницы. Производство осветительных приборов Алвара Аальто работает и сейчас, а фильм об этом производстве можно увидеть в кинозале музея.
Кроме постоянной экспозиции, в музее всегда можно ознакомиться с работами других дизайнеров на временных экспозициях, событиями современного мира дизайна и архитектуры. Экскурсии по музею проводятся не только на финском, но и русском, испанском и английском языках, по пожеланию группы. Кроме экскурсии по музею, можно всегда заказать экскурсию на другие Аалто-объекты.
Время работы музея: с 11 до 18 часов в будние дни.
Самый известный финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто (3.02.1898 — 11.05.1976) за 78 лет жизни построил множество зданий в Европе, США, и даже в Ираке. По всей Финляндии стоят его университеты, библиотеки, музеи, театры, культурные центры, офисы, школы и церкви. Вилл для частных заказчиков в этом перечне не так много. Одна из самых известных стоит не в Финляндии, а под Парижем.
Этот шедевр Алвара Аалто — дом Луи Карре — тесно связан с именем художника Андрея Ланского.
Известный торговец картинами, пригласил знаменитого архитектора выстроить ему дом. В течение двух лет из Финляндии, где жил автор, во Францию, где жил заказчик, регулярно везли дерево и рабочих. Когда дом был закончен, торговец остался доволен. И попросил знаменитого художника написать картину для столовой. «Лучший художник» тоже согласился. Он сказал: «Эта картина должна походить на огромную географическую карту. На ней мы увидим все ручьи, реки, озера и океаны. На ней мы увидим деревья, цветы, растения. И ощутим все запахи нашей земли». Примерно так, буквально в нескольких фразах, Андрей Ланской описал историю создания дома Карре, без ложной скромности назвав себя «лучшим художником того времени». Впрочем, в начале 1960-х годов (и, кстати, с помощью «торговца картинами» галериста Луи Карре) он уже имел немалые основания ставить себя так высоко. Его работы уже отлично продавались.
К концу 1930-х, не без влияния Кандинского, Ланской выработал свой, ни на какой другой не похожий стиль живописи. Его «лирическая абстракция» привлекала своей органичностью. «Не надо писать абстрактную или фигуративную вещь — надо писать картину, — говорил он. — Нужно просто смешивать цвета и в нужный момент разделять их — то противопоставлять, то сталкивать, объявлять «перемирие», добиваться между ними взаимопонимания, и даже больше: самых сердечных отношений; наносить их на полотно мягко или грубо и не знать, какую роль они сыграют в этой драме». Абстрактная живопись «придает зрелищную форму невидимому: нашим мыслям, нашим чувствам, нашим духовным переживаниям, которые являются значительной частью нашей жизни».
Андрей Ланской. Париж.
Ланского заметили искусствоведы и коллекционеры. Луи Карре к моменту их знакомства в 1944 году уже три года как был владельцем собственной галереи. Выставлял работы таких художников, как Рауль Дюфи, Фернан Леже и Пабло Пикассо, и живо интересовался всем, что происходило в искусстве послевоенной Франции... Последующие шестнадцать лет в жизни Ланского нередко называют «годами Карре»: он стал постоянным экспонентом нью-йоркских и парижских выставок в галерее Карре, постепенно приобретая известность и признание.
Андрей Ланской. Абстрактная композиция. 1955.
Критика обвиняла абстракцию в непонятности, сложности для восприятия и самодостаточности. Говорили, что этим полотнам тяжело вписаться в реальную жизнь и соседствовать с фигуративной живописью. Тем не менее в 1950 году Карре организовал в своей нью-йоркской галерее выставку Modern Paintings to Live With. Более того, он решил строить загородный дом, который будет украшен работами тех мастеров, с которыми он все эти годы сотрудничал.
Алвар Аалто с супругой и чета Карре.
Итак, в 1955 году, в сорока километрах к юго-западу от Парижа, в местечке Базош-сюр-Гийонн была приобретена земля. Строительство виллы предполагалось поручить Ле Корбюзье, с которым галериста связывали дружеские отношения. Что же его остановило? Карре опасался, что архитектура известного швейцарца окажется слишком умозрительной, чуждой этому живописному месту. И остановил свой выбор на Алваре Аалто. Финн блестяще воплотил идеи заказчика. Он расположил дом на склоне и с помощью деталей вовлек его в диалог с пейзажем. Подчеркнул холмистый ландшафт и красоту дубовой рощи.
Интерьер виллы Карре.
Постройка представляет собой композицию из нескольких объемов разной высоты. Все помещения имеют естественное освещение. (Историки архитектуры считают, что эта работа мастера напоминает более раннюю виллу Мейера, которую Аалто спроектировал еще до войны.) В строительстве использовали белый кирпич с добавлением натурального камня: известняка, травертина и сланца. Внутри белые поверхности чередуются с деревянными панелями стен и потолка. Оконные проемы, иногда во всю стену, делают архитектуру еще легче, открывая внутреннее пространство. Через большие окна оно дополнительно связано с окружающим пейзажем. Аалто спроектировал также мебель и авторские элементы интерьера, выполнил проект сада. В результате получилось уникальное произведение искусства: частный дом-галерея, удобный как для камерной жизни семьи, так и для приема официальных гостей и деловых встреч. Структура его проста и лаконична. Столовая, гостиная и библиотека сгруппированы вокруг центрального холла, спальни же и другие помещения, не предназначенные для публичного доступа, находятся в южной части. Проход в эти комнаты умело спрятан от посторонних глаз.
Интерьер виллы Карре.
Интерьер виллы Карре. Столовая, в которой висели картины Ланского.
Интерьер виллы Карре. Спальня.
Зная, что в доме расположится коллекция живописи, архитектор планировал пространство особым образом. Не исключено даже, что местоположение некоторых работ определяли еще на стадии проектирования. В расчете на будущую развеску архитектор располагал оконные проемы, одновременно продумывая необходимую подсветку. В 1959 году строительство и отделка были полностью закончены. К сожалению, теперь воссоздать интерьер можно лишь по нескольким фотографиям и воспоминаниям очевидцев. Да еще по репродукциям в каталогах — с тех самых аукционов, на которых много позднее была продана значительная часть произведений искусства, принадлежавших супругам Карре. Среди прочего это работы Пьера Боннара и Жана Базена, Рауля Дюфи и Мориса Эстева, Фернана Леже, Аристида Майоля и Жака Вийона.
Луи Карре и Алвар Аалто.
В одном из таких каталогов помещена репродукция картины Ланского «Вход в сад», в свое время тоже украшавшей дом-галерею в Базош-сюр-Гийонн. В конце 1950-х годов по заказу хозяина дома он выполнил серию из шести работ для столовой. Похожие на витраж, яркие, наполненные светом и цветом, эти горизонтальные композиции прекрасно соответствовали легкой архитектуре Аалто, перекликались с формой окон. А по тональности и интенсивности они напоминали живописную окружающую природу, как бы транслируя ее внутрь помещения. Возникала иллюзия многократного приближения и увеличения фрагментов пейзажа, открывавшегося из окон.
После смерти супругов Карре их наследники выставили на продажу здание, а также большую часть уникальных деталей интерьера. И хотя в 1996 году дом был признан историческим памятником и попал под защиту французского государства, интерьер оказался не защищен законом и был распродан по частям. Теперь здесь располагается Финский культурный центр. И если вы приедете в этот парижский пригород, чтобы посмотреть на архитектуру Аалто, вспомните, что когда-то эту виллу украшали великолепные полотна русского живописца Андрея Ланского.
Алвар Аалто (1898–1976) – самый известн ы й в мире финский архитектор и дизайнер. Выставка «Алвар Аалто – искусство и современная форма» пройдет в Атенеуме с 11 мая по 24 сентября 2017 года и расскажет о жизни и художественном наследии архитектора. Обширная экспозиция наглядно продемонстрирует становление языка формы Алвара Аалто во взаимодействии с творчеством других художников того времени. Помимо произведений самого Аалто в Атенеуме будут представлены работы близких друзей автора и таких мастеров модернизма, как американец Александр Колдер и француз Фернан Леже. Часть экспозиции посвящена деятельности компании Artek, оказавшей заметное влияние на формирование финского искусства и промышленного дизайна. Выставка организована Музеем дизайна Vitra при содействии Музея Алвара Аалто и Атенеума.
Открытие выставки состоится в четверг 11 мая 2017 года, ранее, чем было запланировано.
«В творчестве Алвара Аалто присутствовало всеобъемлющее понимание искусства. Его круг общения включал целую плеяду художников-революционеров, ищущих новые формы выражения. Мы хотели подчеркнуть эти связи», – рассказывает директор музея Сусанна Петтерссон.
Алвар Аалто был одним из наиболее влиятельных представителей модернизма мирового уровня. Он был настоящим космополитом с обширной сетью контактов в разных странах. Вместе со своей супругой архитектором Айно Аалто (1894–1949) вел активную международную деятельность уже начиная с 1920-х годов. Большое значение для художника имела идея «гезамткунстверка», универсального произведения искусства. Не случайно разностороннее творчество Аалто охватывает архитектуру, градостроительство, дизайн и изобразительное искусство.
Ретроспективная выставка, подготовленная ответственным куратором Музея дизайна Vitra Йохеном Айзенбрандом , освещает жизнь и творчество Алвара Аалто в период с 1920-х по 1970-е годы. На экспозиции будет представлено большое количество предметов мебели и дизайна, а также архитектурные чертежи и макеты автора. Взаимодействие разных видов искусства и масштабные замыслы Аалто отражены в архивных материалах, художественных произведениях, фотографиях и видеозаписях. В экспозицию вошли последние работы немецкого фотографа Армина Линке , на которых запечатлены архитектурные творения Аалто.
Атенеум вносит свой вклад в изучение наследия Алвара Аалто, демонстрируя на выставке работы его близких друзей: немецко-французского художника и скульптора Жана Арпа (1886–1966), американского скульптора Александра Колдера (1898–1976), французского художника и скульптора Фернана Леже (1881–1955) и венгерского художника Ласло Мохой-Надь (1895–1946). Большая часть представленных произведений искусства попала в Финляндию при содействии компании Artek и ближайшего окружения Алвара Аалто.
Международные художественные выставки, организованные компанией Artek, оказали заметное влияние на историю искусства Финляндии
Алвар и Айно Аалто основали компанию Artek вместе с Майре Гуллихсен и Нильсом-Густавом Халем в 1935 году. В манифесте фирмы значилось, что ее деятельность направлена на поддержание искусства и художественного просвещения. В 1930-40-е годы Artek организовывал художественные выставки в собственном магазине и галерее Taidehalli. В период с 1950 по 1997 годы выставочную деятельность компании продолжила галерея Artek.
Смелые и амбициозные проекты компании Artek демонстрировали зрителям классические образцы модернизма и новейшего международного искусства, оказав значительное влияние на историю развития финского искусства. На экспозиции, посвященной Алвару Аалто, можно увидеть экспонаты, приобретенные музеем Атенеум на художественных выставках Artek.
Атенеум готовит к выпуску издание, авторы которого освещают деятельность компании Artek, а также исследуют творческое наследие Алвара и Айно Аалто в области искусства, дизайна и архитектуры. Над статьями работали Йохен Айзенбранд, Сусанна Петтерссон и Ренья Суоминен-Кокконен . Издание выйдет на финском, шведском и английском языках.
Выставка ранее проходила в немецком Vitra Design Museum, а также в Мадриде и Барселоне (Испания) и в Ольборге (Дания). Международными партнерами выставки являются компании Microsoft (главный партнер), а также Artek и Iittala (партнеры).
Генеральные партнеры Атенеума – Helsingin Sanomat, HOK-Elanto, KPMG и Stora Enso. Спонсором выставки Алвара Аалто в Атенеуме является банк OP.
Мероприятия в рамках выставки
По стоимости входного билета или музейной карте.
11.5. (чт) 13:00 | Экскурсия по выставке с куратором: Йохен Айзенбранд , Музей дизайна Vitra. Залы экспозиции. На английском языке.
14.5.–18.6. | Алвар Аалто в кинотеатре Orion. В 1934–1936 годах Алвар Аалто был председателем и идейным вдохновителем студии Projektio, первого финского киноклуба. Подробная информация о показах серии фильмов на сайте Orion: kavi.fi/fi/ohjelmisto (на финском языке)
17.5. (ср) 17:00–17:45 | Лекция «Алвар Аалто »: Вилле Суохонен и Яри Седергрен. Зал Ateneum. Киностудия Projektio, Aлвар Аалто и цензура кино. На финском языке.
24.5. (ср) 17:00–17:45 | Лекция «Алвар Аалто »: директор музея Сусанна Петтерссон . Зал Ateneum. Алвар Аалто, Artek и изобразительное искусство. На финском языке.
24.8. (чт) 13:00–17:00 | Семинар: Алвар Аалто – искусство и современная форма, посвящённый главным темам выставки. Зал Ateneum. На финском и английском языках. При поддержке Фонда Алвара Аалто.
9.9. (сб) 12:00–15:00 | Семинар: дизайнер Айно Марсио-Аалто. Зал Ateneum. Семинар посвящён профессиональной деятельности Алвара Аалто и Айно Марсио-Аалто. На финском языке. При поддержке Фонда Алвара Аалто.
Я побывала в студии и доме культового архитектора 20 века Алвара Аалто в Хельсинки и смогла точно для себя сформулировать, как выглядит идеальный дом.
1. И студия, и дом великого финского архитектора, которому мы обязаны рождению понятия скандинавский дизайн, находятся в тихом и зеленом районе Хельсинки, куда вас привезет неторопливый четвертый трамвай.
2. Вот так выглядит студия Аалто, превращенная теперь в офис фонда, носящего имя архитектора. Когда Алвар Аалто проектировал это здание, он хотел воплотить в нем не только все присущие ему эстетические принципы, не только сделать здание удобным для работы своего бюро, но и не потревожить сложившегося уклада жилого района.
3. Дом Аалто, который долгое время совмещал в себе функции и жилого пространства, и студии, находится в пяти минутах ходьбы. И студию, и дом можно посетить с экскурсией, как это сделала я. Расписание можно найти .
4. Свои объекты Алвар Аалто считал абсолютными произведениями искусства, то есть проектировал не только само здание, но и абсолютно все его детали, продумывая нюансы отделки, освещения, разрабатывая дизайн предметов мебели и светильников.
5. Знакомство со студией архитектора начинается с кухни-столовой. Любимое место Аалто — вон там, в углу. Если вы внимательно посмотрите на эту и на предыдущую фотографию, вы заметите, как мало прямых углов встречается в конструкции: Аалто стремился к использованию более свободных, естественных линий. Аалто строил свои здания в тесной связи с природой и солнечным светом, поэтому большие окна и высокая естественная освещенностью — характерные черты большинства его объектов. Мне очень понравилась и конструкция-парус на потолке, которая даже в пасмурную погоду, совсем не редкую в Хельсинки, дает рассеянный теплый свет.
6. Кухня тоже лишена прямых углов. Вся мебель в студии производства мебельной компании Artek, основанной Аалто.
7. Второй этаж занимали архитектурные студии.
8. Если вы никогда не видели мебели Artek, вы наверняка узнаете эти гнутые фанерные элементы. Не напоминают ли вам они детали табуретов и кресел Ikea? Все верно! Но именно Аалто придумал и запатентовал эту технологию в тридцатых, когда представить себе гнутую березовую фанеру было просто невозможно!
9. Рассматривая эту фотографию презентационного зала, обратите внимание не только на гнутые фанерные детали стульев, но и на стенд с фотографиями и чертежами, на которые льется естественный свет. Здание спроектировано таким образом, что над наклонной плоскостью для представления проектов расположено окно. Гений в деталях, правда?
10. Кресла, шкафы, торшер, столик дизайна Аалто.
11. Минимальное использование прямых углов, максимальная вписанность в пейзаж и максимальное же использование солнечного света — это Аалто.
12. Дизайн середины 20 века и сейчас смотрится очень, очень свежо.
13. Здесь хорошо видна одна из деталей, по которым всегда узнаются проекты Аалто — это окна в потолке. Я недавно снимала на севере Италии виллу с панорамным остеклением и окнами в потолке и была потрясена тем, насколько больше света при одинаковых условиях льется через потолочные окна. В проекте будущего дома, который мы с мужем однажды построим, окна в потолке занимают одно из главных мест.
14. И даже ступени тут, конечно, естественных форм.
15. Мебель для своих проектов Аалто придумывал сам. Она выпускается до сих пор под маркой Artek . Например, вот это кресло было придумано в 1932 году для санатория в Паймио и носит такое же название.
16. Модель стула конца двадцатых годов.
17. Почти девяносто лет прошло, а актуальности силуэт и материалы не потеряли. Гениально, правда?
18. Торшер, дизайн 1954 года. Изогнутые линии абажура напоминают крылья ангела. Не напоминают? Представьте, как выглядит конструкция, если смотреть на нее сверху. Вышло? Если нет, рассмотрите внимательно фото номер 4.
19. 1947 год. Гнутые ножки превратились в Y-образную конструкцию. Думаю, вы заметили, где черпает вдохновение Ikea. Мне всегда нравились их простые вещи, но после того, как я познакомилась с мебелью Artek, я прониклась еще большим уважением к шведскому мебельному гиганту, делающему гениальный дизайн доступным. Ikea не создана по чертежам Аалто, но несет в массы многие его идеи.
20. Пришло время сходить в гости в дом Алвара Аалто и посмотреть, каким спроектировал жилое пространство гений скандинавского дизайна для себя и своей семьи.
21. Т.к. здание долгое время совмещало функции рабочего и личного пространства, то знакомство с домом начинается со студии.
22. Какое прекрасное единство формы и содержания! Как замечательны эти большие окна, выходящие в парк, как естественны и лаконичны мебельные формы, как натуральны цвета, как уютно и комфортно ощущаешь себя здесь.
23.
24. Помните вазу, о счастливом обретении которой я рассказывала недавно? Aalto в переводе с финского — волна. Волнообразные формы финских озер и берегов, хорошо видные на фотографии, воплотились в дизайне культового предмета интерьера.
25. Чертежи.
26. Библиотека.
27. Гостиная дома. Кресла в обивке под зебру дизайна 1936 года, доступны в магазинах Artek до сих пор всего за 3800 евро за штуку. На столе — та самая ваза.
28. Гостиная украшена подлинниками Ле Корбюзье и Фернана Леже.
29. Светильник дизайна Аалто, 1953 год.
30. Сервировочный столик, дизайн 1936 года. 1800 евро в любом магазине Artek.
31. Ваза Аалто, выпускается под брендом Iittala. 120-160 евро в зависимости от цвета и размера.
32. Столовая.
33. Гостиная на втором этаже. Как же мне нравятся эти окна, занимающие половину стены!
34. Полки по дизайну Аалто, модель 1936 года.
35. Спальня Алвара и его супруги. Архитектор был женат дважды и обе его жены работали вместе с ним. Минимум декора, максимум функциональности — я люблю такие помещения и у себя дома стремлюсь к минимальному количеству вещей, по крайней мере тех, что находятся на виду.
36. Ванная комната. Раковины спроектированы Аалто для санатория в Паймио. Две раковины, а в идеале — две ванные комнаты, обе примыкающие к спальне, — моя мечта. В новой квартире организовать так пространство не позволила планировка, но, надеюсь, впереди у нас дом и там-то я развернусь.
37. И даже ручки в этом доме привлекательны. Vapaa по-фински значит «свободно».
38. Если вы интересуетесь дизайном и архитектурой, но студия и дом Аалто — это первое, куда вы должны попасть в Хельсинки и уже потом, вдохновившись и узнав больше про принципы работы культового архитектора, гулять по городу и подмечать знаковые для Аалто детали в самых известных зданиях столицы Финляндии.
Для планирования визитов в самые известные дома, студии и объекты великих архитекторов удобно использовать сайт iconichouses.com . Пользуйтесь на здоровье!