Здание Нового дворцавозводилось как новая резиденция династии Карагеоргиевич и последнее из зданий комплекса дворцовых зданий на Теразиях. С архитектурно-художественной точки зрения, сопротивляется зданию Народной ассамблеи и создает комплекс самых значительных зданий в Белграде . Он построен в соответствии с первоначальной концепциейпо амбициозному проекту архитектора Александра Бугарского (1880).Центральное место занимался бы королевский дворец, который должен был быть построен на месте Старой резиденции (бывший дом Стояна Симича). Старый дворец( г.) был предназначен как левое крыло дворца, адворец престолонаследника, построенный в середине г. для престолонаследника Михаила Обреновича , как правое крыло. Считается, что дворец престолонаследника князя Михаила был построен по проекту архитектора Косты Шрепловича в стиле романтизма, но некоторые источники указывают, что он только наблюдал за отделочными работами а проект, на самом деле, разработали Йован Френцл и Йосиф Касно, самые известные архитекторы в Главном бюро строительства. Строительство этого здания уже указывало на тенденциюпостроитьдворцовый комплекс как трёхчастную композицию. Тем не менее, князь Михаило жил в Старой резиденции, а новое здание было предназначено для Министерства иностранных и внутренних дел.
Идея построить Новый дворец возникла после убийства Александра I Обреновича и сноса Старой резиденции год спустя. Новый король, Петр I Карагеоргиевич , проживал в Старой резиденции, которую в предшествующем периоде использовали только для торжественных приемов. Поскольку Старый дворец не был подходящим домом для монарха, казалось совсем естественным построить новую резиденцию.
Закладка Нового дворца для Александра I Карагеоргиевича начала г. по проекту Стояна Тителбаха (1877-1916), выдающегося сербского архитектора с начала 20-го века. Новый дворец является его единственным известнымпроектом, который он разработал в качестве архитектора Министерства строительства. Здание Нового дворца закончено в г. Оно потерпело большой ущерб в Первой мировой войне и тщательно восстановлено в 1919-1922 гг. под руководством специальной Комиссии, которая одновременно работала над проектом Старого дворца. Среди членов комиссии, которая полностью заботилась о будущем дворцеи главном штабе маршала, были художник Урош Предич и архитекторы Министерства строительства Петар Попович и Момир Корунович. Новый дворец стал официальной королевской резиденцией в июне г. когда Александр I Карагеоргиевича и его супруга Мария переехали в здание.
Стиль строительства
АрхитектураНового дворца отражала идею исторической целостности комплекса, подчеркиваятенденцию завершить, в пространственном и символическом смысле, идею государства. Здание Нового дворца простроено в качестве архитектурного аналога Старого дворца. Трехэтажное здание было построено в стиле академизма с элементами принятыми, главным образом, из ренессансной и барочной архитектуры. Самый репрезентабельный фасад смотрит на сад, а угловой ризалит, стоящий на углу здания, разработан в виде купола похожего на архитектурное решение Старого дворца. Таким образом осуществлялась гармоничность дворцового комплекса и его симметрия. В системе расчленения фасада центральное место занимают первый и второй этажи какединственное композиционное решение, цокольный этаж выполнен в рустикальном стиле, в то время как третий этаж выполнен независимо и более скромно. Расчленение главного фасадаподчеркивают боковые ризалиты и центральный ризалиты, в середине которого находится парадный вход с овальным навесом. В соответствии с назначением здания особенное место на фасаде занимались геральдические символы. В люнете центрального ризалита находился герб королевской династии Карагеоргиевич. Самая высокая и, следовательно, доминирующая часть Нового дворца башня сошпилем, на верху которой находится бронзовый двуглавый орел в полете, который представляет главный элемент, соединяющий фасады с видом на улицы Краља Милана и Андрићев венац. Ещё один важный геральдический символ существовал под куполом угловой башни: два одинаковых, симметрично расположенных щитах с крестом и четырьмя огнивами, то есть сегмент герба королевства Сербии и позже неотъемлемый сегмент герба королевства Югославии . Центральным мотивомфасада с видом на улицу Андрићев венацявлялся арочный ризалит, над которым находилась монументальная композиция с гербом в центре.
Планировка помещений Нового дворца утверждена проектом из 1911 г. в соответствии с назначением здания. Первый этаж отведен подпомещения для торжественных приемови столовой, часть здания с видом на улицу Краља Милана отведена под помещения для особо важных гостей, а второй и третий этажи были предназначены для королевской семьи. Помещение для кухни не было предусмотрено проектом, но рядом находился дом в шумадийской (Шумадија) манере, связанный тоннелю с первым этажом дворца. Репрезентабельное оформление интерьера и обстановка помещений дорогой мебелью выполнено французской компанией Безье. Особое внимание уделено оформлению интерьера вестибюля, актового зала, столовой, комнатами в боснийском, японском и английском стилях, помещений, предназначенных для проживания короля и королевы.
Ограда с воротами и караульными будками, выделяющая здания и сад от улицы краља Милана являлась неотъемлемой частью дворцового комплекса и представляла элемент, который связывал новый и старый дворец. Подобную роль играло здание для дворцовой стражи. Архитектор Момир Корунович выполнил расширение и реконструкцию фасада этого здания (1919/1920) таким образом, чтобы обеспечить единообразие стилейНового и Старого дворцов. Ворота в виде триумфальной арки с рельефной пластикой и геральдическими символами, арочное здание для дворцовой стражи, сад с фонтаном, расположенным между дворцами придавало ансамбле дворцовых зданий репрезентабельный и торжественный вид.
Музей князя Павла
Здание Нового дворцабылоофициальная королевская резиденция с 1922 по 1934 годы. Когда королевская семья переехала в новый дворец на Дедине, по желанию короля Александра это здание стало Королевским музеем князя Павла. (впоследствии переименованный в музей князя Павла.) Музей был одним из самыйважных учреждений культуры в королевстве, а по мнению современников принадлежал ряду самых современных музеев в Европе. Сама по себе выставка былауникальной и необычной. На первом этаже были выставлены доисторические, античные и средневековые артефакты, на втором этаже быликоллекция памятников национальной культурыи югославского искусства 19-го века, третий этаж был предназначен для современного европейского искусства, среди которых важное место занимали произведения отечественных мастеров. Музей князя Павла находился в здании Нового дворца до г. когда оно получило новое назначение при смене государственного устройства.
Изменения выглядят
Реконструкция Старого и Нового дворцов и новое назначение этих зданий после Второй мировой войны превратили дворцовый комплекс в административный центр государства и республики. Для того, чтобы соединить бывший дворцовый комплекс со зданием Национального собрания была снесена ограда и здание дворцовой стражи, а сад превратили в Пионерский парк. По проекту архитектора Милана Мирнича ( -) выполнены работы по реконструкции и расширению здания бывшего Нового дворца для нуждПредседательстваНРС. Построили большой актовый зал с вестибюлем, фасад с видом на Старый дворец получил совсем новое архитектурное решение, которое подчеркивала колоннада ионических колонн, в то время как сохранились боковые линии и линии оригинального архитектурного решения с видом на улицы краља Милана и Андрићев венац. В соответствии с изменениями на восточной стороне Нового дворца находился подъезд напротив Пионерского парка, а геральдические символы были заменены символами нового государства. Особое внимание уделено оформлению интерьера пристроенной части, украшенной произведениями самых значительных югославских художников: Тома Росандић, Петар Лубарда , Милан Милуновић, Милица Зорић и др.
Здание Нового дворца с 1953 г. предназначено для размещения высших органов государственной власти. В нём были размещены Исполнительный совет НРС, Совет НРС, Председательство СРС и на длительный период времени местопредседателя Республики Сербии. Новый дворец и принадлежащие здания являются одним из самых драгоценных исторического ядрах Белграда. Благодаря своейисторической, культурной, общественной и архитектурнойценностион был объявлен культурным наследием в 1983 г («Службени лист града Београда» бр. 4/83).
G Я O LНовый дворец (сербская Нови двор/Novi dvor) является королевской резиденцией династии и последующего . Сегодня это резиденция . Дворец расположен на Andrićev Венац в , Сербия, напротив здания .
История
Строительство дворца
Здание Нового дворцавозводилось как новая резиденция и последнее из зданий комплекса дворцовых зданий на Теразиях. С архитектурно-художественной точки зрения, сопротивляется ассамблеи и создает комплекс самых значительных зданий в . Он построен в соответствии с первоначальной концепциейпо амбициозному проекту архитектора Александра Бугарского (1880).Центральное место занимался бы королевский дворец, который должен был быть построен на месте Старой резиденции (бывший дом Стояна Симича). Старый дворец( г.) был предназначен как левое крыло дворца, адворец престолонаследника, построенный в середине г. для престолонаследника , как правое крыло. Считается, что дворец престолонаследника князя Михаила был построен по проекту архитектора Косты Шрепловича в стиле романтизма, но некоторые источники указывают, что он только наблюдал за отделочными работами а проект, на самом деле, разработали Йован Френцл и Йосиф Касно, самые известные архитекторы в Главном бюро строительства. Строительство этого здания уже указывало на тенденциюпостроитьдворцовый комплекс как трёхчастную композицию. Тем не менее, князь Михаило жил в Старой резиденции, а новое здание было предназначено для Министерства иностранных и внутренних дел.
Идея построить Новый дворец возникла после убийства и сноса Старой резиденции год спустя. Новый король, проживал в Старой резиденции, которую в предшествующем периоде использовали только для торжественных приемов. Поскольку Старый дворец не был подходящим домом для монарха, казалось совсем естественным построить новую резиденцию.
Закладка Нового дворца для Александра I Карагеоргиевича начала г. по проекту Стояна Тителбаха (1877—1916), выдающегося сербского архитектора с начала 20-го века. Новый дворец является его единственным известнымпроектом, который он разработал в качестве архитектора Министерства строительства. Здание Нового дворца закончено в г. Оно потерпело большой ущерб в и тщательно восстановлено в 1919—1922 гг. под руководством специальной Комиссии, которая одновременно работала над проектом Старого дворца. Среди членов комиссии, которая полностью заботилась о будущем дворцеи главном штабе маршала, были художник и архитекторы Министерства строительства Петар Попович и Момир Корунович. Новый дворец стал официальной королевской резиденцией в июне г. когда Александр I Карагеоргиевича и его супруга переехали в здание.
Стиль строительства
Современный вид дворца
АрхитектураНового дворца отражала идею исторической целостности комплекса, подчеркиваятенденцию завершить, в пространственном и символическом смысле, идею государства. Здание Нового дворца простроено в качестве архитектурного аналога Старого дворца. Трехэтажное здание было построено в стиле академизма с элементами принятыми, главным образом, из ренессансной и барочной архитектуры. Самый репрезентабельный фасад смотрит на сад, а угловой ризалит, стоящий на углу здания, разработан в виде купола похожего на архитектурное решение Старого дворца. Таким образом осуществлялась гармоничность дворцового комплекса и его симметрия. В системе расчленения фасада центральное место занимают первый и второй этажи какединственное композиционное решение, цокольный этаж выполнен в рустикальном стиле, в то время как третий этаж выполнен независимо и более скромно. Расчленение главного фасадаподчеркивают боковые ризалиты и центральный ризалиты, в середине которого находится парадный вход с овальным навесом. В соответствии с назначением здания особенное место на фасаде занимались геральдические символы. В люнете центрального ризалита находился герб королевской династии Карагеоргиевич. Самая высокая и, следовательно, доминирующая часть Нового дворца башня сошпилем, на верху которой находится бронзовый двуглавый орел в полете, который представляет главный элемент, соединяющий фасады с видом на улицы Краља Милана и Андрићев венац. Ещё один важный геральдический символ существовал под куполом угловой башни: два одинаковых, симметрично расположенных щитах с крестом и четырьмя огнивами, то есть сегмент герба и позже неотъемлемый сегмент герба . Центральным мотивомфасада с видом на улицу Андрићев венацявлялся арочный ризалит, над которым находилась монументальная композиция с гербом в центре.
Планировка помещений Нового дворца утверждена проектом из 1911 г. в соответствии с назначением здания. Первый этаж отведен подпомещения для торжественных приемови столовой, часть здания с видом на улицу Краља Милана отведена под помещения для особо важных гостей, а второй и третий этажи были предназначены для королевской семьи. Помещение для кухни не было предусмотрено проектом, но рядом находился дом в шумадийской (Шумадија) манере, связанный тоннелю с первым этажом дворца. Репрезентабельное оформление интерьера и обстановка помещений дорогой мебелью выполнено французской компанией Безье. Особое внимание уделено оформлению интерьера вестибюля, актового зала, столовой, комнатами в боснийском, японском и английском стилях, помещений, предназначенных для проживания короля и королевы.
Ограда с воротами и караульными будками, выделяющая здания и сад от улицы краља Милана являлась неотъемлемой частью дворцового комплекса и представляла элемент, который связывал новый и старый дворец. Подобную роль играло здание для дворцовой стражи. Архитектор Момир Корунович выполнил расширение и реконструкцию фасада этого здания (1919/1920) таким образом, чтобы обеспечить единообразие стилейНового и Старого дворцов. Ворота в виде триумфальной арки с рельефной пластикой и геральдическими символами, арочное здание для дворцовой стражи, сад с фонтаном, расположенным между дворцами придавало ансамбле дворцовых зданий репрезентабельный и торжественный вид.
Музей князя Павла
Здание Нового дворцабылоофициальная королевская резиденция с 1922 по 1934 годы. Когда королевская семья переехала в новый дворец на Дедине, по желанию короля это здание стало Королевским музеем князя Павла. (впоследствии переименованный в музей князя Павла.) Музей был одним из самыйважных учреждений культуры в королевстве, а по мнению современников принадлежал ряду самых современных музеев в Европе. Сама по себе выставка былауникальной и необычной. На первом этаже были выставлены доисторические, античные и средневековые артефакты, на втором этаже быликоллекция памятников национальной культурыи югославского искусства 19-го века, третий этаж был предназначен для современного европейского искусства, среди которых важное место занимали произведения отечественных мастеров. Музей князя Павла находился в здании Нового дворца до г. когда оно получило новое назначение при смене государственного устройства.
Изменения выглядят
Новый дворец, Белград
Реконструкция Старого и Нового дворцов и новое назначение этих зданий после Второй мировой войны превратили дворцовый комплекс в административный центр государства и республики. Для того, чтобы соединить бывший дворцовый комплекс со зданием Национального собрания была снесена ограда и здание дворцовой стражи, а сад превратили в Пионерский парк. По проекту архитектора Милана Мирнича ( —) выполнены работы по реконструкции и расширению здания бывшего Нового дворца для нуждПредседательстваНРС. Построили большой актовый зал с вестибюлем, фасад с видом на Старый дворец получил совсем новое архитектурное решение, которое подчеркивала колоннада ионических колонн, в то время как сохранились боковые линии и линии оригинального архитектурного решения с видом на улицы краља Милана и Андрићев венац. В соответствии с изменениями на восточной стороне Нового дворца находился подъезд напротив Пионерского парка, а геральдические символы были заменены символами нового государства. Особое внимание уделено оформлению интерьера пристроенной части, украшенной произведениями самых значительных югославских художников: Тома Росандић, Милан Милуновић, Милица Зорић и др.
Здание Нового дворца с 1953 г. предназначено для размещения высших органов государственной власти. В нём были размещены Исполнительный совет НРС, Совет НРС, Председательство СРС и на длительный период времени местопредседателя Республики Сербии. Новый дворец и принадлежащие здания являются одним из самых драгоценных исторического ядрах Белграда. Благодаря своейисторической, культурной, общественной и архитектурнойценностион был объявлен культурным наследием в 1983 г («Службени лист града Београда» бр. 4/83).
Галерея
История строительства дворца уходит корням в 40-ые годы 19-го века, когда болотистый участок, на месте которого сегодня разбит Пионерский и Девичий парка, между улицами короля Милана и королевы Натальи, купил Стоян Симич, один из самых влиятельных людей в княжестве Сербии, лидер конституционализма и председатель Государственного совета. Он осушил болотистую землю, покрыл участок дополнительным слоем земли и выровнял местность, и на левой стороне нынешней улицы короля Милана построил дом (1840 - 1842), который позже получил название Старая резиденция. Приобретение этого особняка с садом для размещения в нем дворца князя Александра Карагеоргиевича (1842-1843) положило начало созданию первого дворцового комплекса в Белграде. Здание тщательно отремонтировано и значительно расширено, сад обнесен оградой. Остальная часть болотистого участка была осушена и благоустроена под сад. Все было сделано в тогдашней традиции народного строительства и ботанической практики. Приданием саду репрезентабельного вида занялась еще княгиня Персида Карагеоргиевич. Дворцовый сад был разделен на две части – парковую, ухоженную часть с видом на улицу, которая входила в дворцовый комплекс, и собственно сад за оградой. В центральной части парка находился фонтан со скульптурой «Девушки с кувшином», заказанной в Вене. Со средины 19-го века, вокруг Старой резиденции, как центральной в комплексе, построен ряд зданий: Малый дворец, Дворец престолонаследника (Здание министерства иностранных и внутренних дел), здание для дворцовой стражи и несколько вспомогательных построек, которые можно было видеть со стороны улиц Дворцовой (ныне Драгослава Йовановича) и улиц князя Милоша и Крунской. Ни одно из вышеупомянутых зданий не сохранилось до сих пор.
В периоде становления независимого государства после Берлинского конгресса (1882) возникла идея превратить дворцовый комплекса в королевскую резиденцию, в свете подготовки к провозглашению Королевства Сербии (1882). Проект архитектора Александра Бугарского, одного из выдающихся представителей сербского строительства конца 19 - начала 20 века, предполагал, что будущий будет состоять из трех частей. В центральной части, на месте Старой резиденции предполагалось построить дворец для королевской семьи. Справа от Старой резиденции было предусмотрено крыло для дворца престолонаследника, в то время как левое крыло предназначалось для приемов и дипломатических визитов. Из этого проекта построено только левое крыло, которое называют Старым дворцом. Правое крыло построено тридцать лет спустя как Новый дворец по новому проекту.
Старый дворец построен в периоде с 1881 по 1884 гг. на месте бывшего Малого дворца князя Михаила на углу улиц короля Милана и Дворцовой (ныне Драгослава Йовановича). Проект разработал архитектор Александар Бугарски на основании идеи и по поручению самого короля Милана Обреновича. Оформлением интерьера Старого дворца занималась комиссия во голове с Бугарским. В нее также входили профессор Великой школы Михаило Валтрович и художник Доменико д’Андреа. Декоративные элементы интерьера и мебель были заказаны у венских мастеров. Симметричная форма фасада Старого дворца в академическом стиле, богато украшенного деталями антики, ренессанса и барокко, подчеркивает главные характеристики академизма и придает королевской резиденции вид самого роскошного дворца в Сербии и в наши дни.
Идея построить сложный дворцовый комплекс повлияла на то, что главным фасадом Старого дворца стал фасад, выходящий на дворцовый сад и правое крыло комплекса, т.е. дворец престолонаследника. Этот фасад, как и фасад с видом на улицу короля Милана, был гораздо роскошнее остальных двух. Его симметричность подчеркивается расположением парадного входа, горизонтальным членением на три части и гармоничным распределением архитектурных элементов: балконов, ионических и коринфских колонн, двух кариатид. Этому способствуют и декоративная отделка фасада и два купола, увенчанных королевскими коронами наверху. В центре большого фронтона центрального фасада, над кариатидами находится новый герб Королевства Сербии, который считается первым и старейшим гербом Королевства Сербии, установленным на публичном здании. Часть здания, входящая на угол улиц короля Милана и Драгослава Йовановича спроектирована в виде башни с куполом и высоким шпилем с двуглавым орлом на нем. Использование этого символ указывает на прямую связь между постройкой дворца и провозглашением Королевства Сербии. За основную линию более скромного фасада, смотрящего в сад, выходит боковой ризалит в виде трехсторонней апсиды домовой церкви на втором этаже.
Стиль строительства
Плана здания исходил из его первоначального назначения, т.е. торжественные приемы высоких гостей из королевских семей и другие церемонии. От этого в значительной мере зависела планировка помещений. Оформлению интерьера в залах для приемов архитектор Бугарски уделял особое внимание. Центральное помещение представляло собой самый замечательный сегмент интерьера – зимний сад, окруженный залами, из которых можно было попасть в остальные помещения первого и второго этажей. Зимний сад имел стеклянную крышу, а стены были украшены позолоченной лепниной. Центральным мотивом была двух маршевая дубовая лестница. Все представительские помещений были богатая обставлены: актовый зал, музыкальный зал с роялем, желтый, красный, турецкий залы, столовая, лиловый зал, библиотека, домовая церковь.
Снос и реконструкция
После смены династии на троне (1903), Старая резиденция снесена, а Старый дворец стал официальной резиденцией династии Карагеоргиевичей. Поскольку в Первой мировой войне зданию был причинен большой ущерб, в 1921 г. начались работы по его реставрации под наблюдением комиссии, в составе представителей Министерства строительства и финансов, которую возглавлял управляющий и художник Урош Предич. До апреля 1922 г. закончено большинство работ, отреставрирована позолоченная лепнина на стенах зимнего сада и в актовом зале, все помещения обставлены мебелью из Лиона и Вене. Когда Новый дворец стал официальной королевской резиденцией в 1922 г., Старый дворец получил своё первоначально, публичное назначение, предусмотренное проектом Александра Бугарского (1881).
Еще одна тщательная реконструкция проводилась в течение 1930 - 1931 гг. под руководством придворного архитектора Драгомира Тадича. Вся фасадная лепнина из гипса заменена декором из искусственного камня. Работой руководил архитектора Светомира Лазича. Здание Старого дворца тяжело пострадало в бомбардировке Белграда 6. апреля 1941 г. После Второй мировой войны и последующих политических перемен здание Старого дворца получило новое назначение. После реконструкции, 1947 – 1949 гг. у него появилась не только новая функция, но и совсем новое решение парадного подъезда и фасада с видом на проспект короля Александра. Автором проекта был Драгиша Брашована. Оба небольших купола, увенчанные коронами, и другие королевские символы сняты с фасада. Реконструкция и оформление интерьера выполнены по проекту архитектора Александра Джорджевича. Особое внимание уделено актовому залу, в котором представлена новая государственная и республиканская символика и витражи на тему народно-освободительной борьбы. Помимо Брашована и Джорджевича в реконструкции здания участвовали и другие отечественные архитекторы Братислав Стоянович, Милан Минић, Слободан Михаилович и Момчило Белобрк.
После Второй мировой войны в здании Старого дворца находилось Представительство национального собрания, Правительство СФРЮ и Союзное федеральное правительство. С 1961 г. в Старом дворце располагается Мэрия Белграда. Старый дворец объявлен культурным памятником в 1983 г.
Литература
- Документација ЗЗСКГБ, Досије споменика културе Зграда Старог двора
- Марко Поповић, Хералдички симболи на београдским јавним здањима, Београд 1997, 52.
- Светлана В. Недић, Из историје Старог двора, Наслеђе II, Београд 1999, 11.
- А. Кадијевић, Естетика архитектуре академизма (XIX –XX век), Београд, 2005, 302-304.
- Богдан Несторовић, Архитектура Србије у XIX веку, Београд 2006, 182. 301.
- «Службени гласник города Белграда» Но.4/83
Дворцы в Сербии возводились с ХVIII до начала ХХ столетия в самых разных стилях – от барокко до классицизма. Они не могут похвастаться версальской роскошью, но по-своему интересны и прекрасны. Больше всего дворцов расположено в Воеводине, а самыми знаменитыми являются здания, построенные для королевской семьи в Белграде. Как и положено подобным архитектурным памятникам, практически каждый из них хранит свою легенду. Сегодня судьба сербских дворцов различна: в одних размещены государственные учреждения, музеи, другие находятся в частном владении. Больше всего дворцов (около 85) находится в Воеводине, в других регионах страны их не более 20. Наличие большого количества дворцов в Воеводине объясняется тем, что она много лет была под управлением Австро-Венгрией.
Дворцовый комплекс Дедине
Дворцовый комплекс Дедине в Белграде зaнимaет территорию почти в 130га. Когдa-то этa земля принaдлежaлa Пaтриaрхии, но Кaрaджорджиевичи выкупили ее, a в 1922 г., после женитьбы нa румынской принцессе Maрии, король Алексaндр решил построить здесь свою летнюю резиденцию. Тaк появился Королевский дворец (Kraljevdvor). Oн был построен в 1929 году aрхитектором Живоином Николичем, a интерьеры выполнены по проекту и под руководством русского aрхитекторa Николaя Крaсновa. Они во многом напоминают покои царских палат московского Кремля. Фасад облицован хорошо известным белыммрaмором, привезенным с aдриaтического островa Брaч. Тем же мрaмором облицовaн и Белый дом в Вaшингтоне. Гостиные Королевского дворца оформлены мебелью в стиле ренесaнсa и бaрокко. Стены укрaшеныкартинами сербских,французских, венециaнских и голлaндскиххудожников, а также гобеленaми фрaнцузских мaстеров XVII и более рaнних веков. В витринaх выстaвлен китaйский фaрфор. До второй мировой войны в библиотеке дворцa было почти 50 тысяч ценных книг, сейчас остaлось только семь тысяч. К счaстью, сохрaнился стaринный глобус, сделaнный известным кaртогрaфом XVIвекa Коронелли. Под первым этaжом нaходятся курительные сaлоны, бильярднaя и один из первых в Сербии кинозaлов. Королевский дворец колоннадой связан с дворцовой часовней, посвященной Святому апостолу Андрею Первозванному, защитнику королвского дома.
Белый дворец
«Белый дворец» (Belidvor) был построен в период c1934по 1937 гг. по приказуАлексaндра I Кaрaджорджиевича. К сожалению, королю не удaлось дожить до окончaния строительствa — он был убит в Maрселе в 1934. Первым жильцом Белого дворцaстал князь Пaвле, нaзнaченный регентом, который правил стрaной до трaгических событий 1941 года. Когда в 1945 году в Лондоне родился Алексaндр Второй, нaследник престолa, в Белый дворец въехaл товaрищ Тито. В то время обычным грaждaнaм невозможно было дaже подойти к дединьскому пaрку, а дворцы строго охрaнялись. «Белый дворец» — это двухэтажная вилла из белого мрамора в сербско-византийском стиле, построенная по проекту архитекторов Живоина Николича и Николая Краснова. Белый мрамор для фасада был привезен с острова Брач. Салоны дворца выполнены в стиле ренессанса и барокко.Сохранившаяся мебель принадлежит нескольким эпохам. Стены украшают гобелены работы французских мастеров XVII и XVIII веков.Своды в нескольких помещениях расписаны фресками по мотивам сербских народных песен и копиями фресок из монастырей Сопочани и Дечани, которые внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.Центральный холл Белого дворца украшает большой портрет короля Александра работы сербского художника Пайи Йовановича, а также полотна французских живописцев первой половины XVII века. Столовая обставлена в стиле чиппендейл. Здесь же находится замечательный фарфор из Севра. В большом и малом торжественных салонах стоит оригинальная мебель в стиле Людовика ХV, и висят венецианские люстры.
Старый дворец
Старый дворец (Stari Dvor) ныне мэрия Белграда.Он был построенза два года (1882-84 гг.) в академическом стиле по проекту архитектора Александра Бугарского, получившего образование в Будапеште. Со Старым дворцом связаны важные политические события периода правления династии Обреновичей. Ко времени постройки здания дворца Сербия была провозглашена королевством. В 1889 г. король Милан отрекся от власти в пользу своего сына Александра, который был убит в том же Старом дворце в 1903 г. во время майского переворота. К власти пришла династия Караджорджевичей, которые правили по 1914 г. Во дворце проходили заседания народного парламента, а вплоть до начала второй мировой войны – дворцовые приемы высоких иностранных гостей, балы и другие развлечения для высшего общества. В ходе Второй мировой войны дворец сильно пострадал, поэтому в 1947 г. началось его восстановление. После войны в здании Старого дворца размещалось правительство, а с 1961 г. оно стало местом работы белградской мэрии.
Новый дворец
Новый дворец (Novi dvor)с 1922 по 1934 гг. являлся королевской резиденцией династии Караджорджевичей. Сегодня это резиденция президента Сербии. Дворец расположен на Андричевом Венце, напротив здание Старого дворца. Строительство велосьс 1911 по 1914 гг. по проекту СтоянаТителбаха (1877-1916), выдающегося сербского архитектора начала ХХ века. Во время Первой мировой войне здание сильно пострадал, но к 1922 году было полностью восстановлено. Когда королевская семья переехала в новый королевский дворец на Дедине, по желанию короля Александра, это здание стало Королевским музеем князя Павла. Музей находился в здании Нового дворца до 1948 г., когда оно было превращено в административный центр государства и республики. Для того, чтобы соединить бывший дворцовый комплекс со зданием Национального собрания были снесены ограда и помещение дворцовой стражи, а сад превратили в Пионерский парк. Благодаря своей исторической, культурной, общественной и архитектурной ценности в 1983 году Новый дворец был объявлен памятником культурного наследия Сербии.
Дворец Фантаст
Дворец Фантаст расположен недалеко от города Бечей, в центральной части Воеводины. Его построили в 1923 году для известного землевладельца Богдана Дунджерски. Один из богатейших людей своего времени захотел воплотить наяву свою давнюю мечту о лучшем имении на свете. На территории в 65 га находятся дворец, капелла святого Георгия и конюшня.Дворец представляет собой смесь различных форм и стилей, нетипичных для этих пространств. Сейчас в первозданном виде сохранилиь только стены и двери. От роскошного интерьера и ценностей не осталось ничего – всё исчезло в далёком 1945 году. Богдан Дунджерский никогда не женился, в жизни у него были три страсти: женщины, вино и кони. Не удивительно, что большую часть имения занимала конюшня, а почётное место отводилось могиле коня по кличке Инквизитор. После войны итальянцам было продано почти полторы тысячи породистых рысаков, причём по ценам скотобойни. Говорят, что Джунджерски до сих пор не может этого простить своим потомкам. Раз в году, в ночь на 19 августа, его дух седлает тень Инквизитора и объезжает бывшие владения. Благо могила Богдана находится тут же, в капелле Святого Георгия, расписанной его близким другом известным художником УрошемПредичем. Но пока от карающей руки хозяина и копыт его любимого коня никто не пострадал. Напротив, дворец «Фантаст» является одним из амых посещаемых туристических мест Воеводины. Здесь работает гостиница, в парке оборудованы спортивные площадки и теннисные корты, проложены дорожки для неторопливых прогулок. Гости комплекса могут взять несколько уроков верховой езды.
Дворец Капетаново
Дворец Капетаново находится недалеко от местечка Стари Лец, нелдалеко от дороги Зренянин – Вршац. Банатский жупан Бела Ботка приказал потроить его в 1904 году по образу и подобию средневековых замков польской знати. Два высоких фронтона с зубчатыми стенами, массивная квадратная башня и стрельчатые окна прекрасно передают дух романтичного историзма. На первом этаже дворца разместили гостиную, библиотеку, столовую и кухню, а наверху — спальни.После Певрой мировой войны была проведена аграрная реформа, в результате которой Бела потерял почти всё своё состояние, предался пьянству и азартным играм. В результате летом 1938 года дворец Капетаново стал одним из лотов общественного аукциона. В отчаянии жена Ботки красавица Эмма покончила с собой: она подожгла себя на дворцовой башне. Новым хозяином поместья стал богатый торговец Франц Май, купивший его на аукционе как приданное для своей дочки. В честь ее мужа, Милана Капетанова, владевшего замком до конца Второй мировой войны, он и получил свое нынешнее имя.До августа 2006 года Капетаново находилось в собственности государства, а затем продано под отель и полностью отреставрировано. Но роскошная гостиница пока так и не принял ни одного постояльца. Говорят, что этому противится дух прекрасной Эммы.
Дворец в Новом Кнежевце
Дворец в Новом Кнежевце был построен в 1782 году по заказу богатого торговца Марко Сервийски. Это один из красивейших дворцов Воеводины, построенный в стиле позднего барокко. Характерной для него чертой, например, является терраса, украшенная кованой оградой и заканчивающийся мансардой центральный ризалит. Фасад здания богато украшен лепниной, в центре помещено изображение герба семьи Сервийских. Когда-то в здании находились богатая библиотека – больше трёх тысяч книг, коллекция охотничьих портретов и старого трофейного оружия. Интерьер отличался дорогой мебелью, многочисленными серебряными и бронзовыми украшениями, изящной фарфоровой посудой. Здание дворца окружал прекрасный парк. Сейчас здесь располагаются суд и администрация коммунальных служб общины Нови Кнежевац. Это здание объявлено памятником культуры большого значения.
Дворец Белимарковича
Дворец Белимарковича был воздвигнут в Врнячкой Бане по проекту венского архитектора Франца Винтера при участии Павла Денича в 1882-1887 гг.. Он предназначался для генерала Белимарковича, министра короля Милоша Обреновича и регента несовершеннолетнего короля Александра Обреновича. Роскошное двухэтажное здание построено в духе романтизма с элементами стиля эпохи Возрождения по образцу вилл северной Италии. Для строительства использован белый мрамор из личной каменоломни генерала. Симметричность здания подчёркивается центральным ризалитом. Над венчающим дворец карнизом возведена декоративная стенка.На крыльцо поднимается широкая лестница, здесь же установлены четыре столба, удерживающие террасу второго этажа. Наследники Белимарковича жили здесь вплоть до семидесятых годов прошлого столетия, когда здание было выкуплено государством и отреставрировано. В настоящее время оно носит название „Замок культуры“, здесь расположен краеведческий музей, проводятся выставки, концерты, презентации. Дворец Белимаркович провозглашен памятником культурного наследия Сербии особого значения.
В Белграде погуляйте по старинными улочками, полюбуйтесь картинного вида домиками, прочувствуйте тишину и покой, а вернувшись домой, ощутите умиротворение и удовлетворение. В городе живут красивые, статные, рослые и улыбчивые люди. Кстати, сербы к русским относятся более чем дружелюбно.
Белград, фото Dragan Todorovic
Белград (серб. Београд, Beograd) – самый крупный город Балканского полуострова, столица Сербии. Город стоит у слияния рек Дуная и Савы. В облике сегодняшнего Белграда осталось немного мест с самобытным балканским колоритом. Это вполне объяснимо: за свою историю он пережил несколько десятков войн.
История города
В V веке южнее Дуная жили римляне и иллирийские племена. К северу от великой реки селились кельты, германцы, славяне. Статус города Белград приобрёл с IX столетия; немалое влияние на его развитие оказали турки, захватившие православную Сербию в XIV веке. Город не раз освобождался от власти турок. В годы I Мировой войны он был оккупирован австрийцами, в 1941 году – захвачен нацистами. Множество бед нанесла ему военная операция НАТО 1999 года.
Достопримечательности
Национальный музей
Белый дворец
Старый дворец
Новый дворец
Дом Цветов (Кућа цвећа)
Музей Николы Тесла
Улица Кнез-Михаилова
Парк Ташмайдан
Церковь святой Троицы
Белградская крепость, фото Predrag_Bubalo
Несмотря на военные разрушения, Белград сохранил памятники славного прошлого. Его главная историческая ценность – Белградская крепость (Београдска тврђава), ее так же часто называют Калемегданом. Воздвигнутая на холме у стрелки двух рек, она не раз была объектом сражений, её разрушали и вновь восстанавливали.
Собор Святого Саввы, фото Sergiu_TM
Самый большой храм сербской столицы – Собор Святого Саввы (Храм светог Саве) и второй по величине православный храм в мире, существующий с 1894 года. Он построен по образцу константинопольского Софийского собора на месте, где в XVI веке турки сожгли мощи святого Саввы, основателя Сербской православной церкви. В храме до сих пор ведутся отделочные работы.
Адрес: Врачар, Београд, Сербия.
Сайт: hramsvetogsave.com .
Церковь Святого Марка, фото Tamara-Polajnar
Одним из крупных храмов столицы считается православная церковь Святого Марка (Црква Светог Марка), которая находится в парке Ташмайдан. Строительство велось на месте старой церкви, 1835 г. постройки, с 1931 по 1940 гг. Справа от входа находится саркофаг с останками Царя Душана. Напротив покоятся мощи Патриарха Германа. В храме собрана крупная коллекция икон XIII-XIX вв.
Адрес:Палилула, Београд, Сербия.
Сайт: crkvasvetogmarka.rs .
Русская церковь
Русскую Церковь (Руска црква), или Церковь Святой Троицы (Храм Свете Тројице), возвели белогвардейские эмигранты в 1924 г. Значительную финансовую помощь оказало сербское правительство, лично Никола Пашич (премьер-министр Королевства сербов, хорватов и словенцев) и семейство Карагеоргиевичей. Подворьем Русской Православной Церкви храм стал в 1946 г. В Церковь Святой Троицы в 1929 году торжественно были перезахоронены останки генерала Врангеля, скончавшегося в 1928 г. в Брюсселе.
Во время НАТО-вской бомбардировки в 1999 г. пострадала крыша и убранство храма, были разбиты окна. В 2007 г., после восстановительных работ, Русская Церковь в присутствии Патриарха Кирилла вновь была освящена.
Адрес: Таковска 4, Београд, Сербия.
Сайт: ruskidom.rs.
Королевские дворцы
Королевские дворцы в Белграде – это Королевский и Белый в пригороде Дедин.
В Королевском дворце (Краљевски двор), облицованном белым мрамором, живет семья престолонаследника Александра II Карагеоргиевича (представители молодой королевской фамилии). Дворец был построен в 1929 году.
Белый дворец (Бели двор) построили в конце 30-х годов ХХ столетия. Сейчас это летняя резиденции Карагеоргиевичей. К Белому двору прилегает парк Топчидер.
Дворец княгини Любицы (Конак кнегиње Љубице) был построен в 1829-1830 гг. в сербско-балканском стиле как резиденция супруги и сыновей князя Mилоша Обреновича. Во дворце в свое время размещались лицей, апелляционный и кассационный суды, художественный и церковный музеи, дом престарелых, сербский институт по охране культурных памятников. Сегодня дворец княгини Любицы относится к Музею города. Здесь вы в деталях познакомитесь с бытом семейства Обреновичей, а в большом сводчатом зале, который находится в подвале, выставки организует Национальный музей.
Постоянно действующая выставка «Интерьеры домов Белграда XIX века» демонстрирует посуду, предметы мебели, картины, которые в основном принадлежали правящей династии. В нескольких комнатах дворца выставлена подлинная мебель в балканском стиле, в стилях классицизм, бидермейер, необарокко и др.
Адрес: Кнеза Симе Марковића 8, Београд 11000, Сербия.
Сайт: mgb.org.rs .
Другие дворцы
Старый дворец (Стари Двор), в нем работают члены городского Собрания.
Новый дворец (Нови двор) – это президентская резиденция.
Дом Цветов
Дом Цветов (Кућа цвећа) – мавзолей Иосипа Броз Тито, одиозного коммунистического вождя Югославии. Здание с усыпальницей окружено цветами: при жизни Тито был увлечённым цветоводом. Мавзолей – одна из экспозиций Музея истории Югославии (Музеј историје Југославије). Так же на территории комплекса можно увидеть особняк Слободана Милошевича, последнего президента объединенной Югославии.
Адрес: Ботићева 6, Дедиње, Београд, Сербия.
Сайт: mij.rs .
Время работы: летом – ВТ-ВС 10:00-20:00; зимой – ВТ-ВС 10:00-18:00.
Популярный музей Николы Теслы (Музеј Николе Тесле) на улице Крунска посвящён легендарному изобретателю и учёному – «гению резонанса». На интерактивной экскурсии можно опробовать катушку Теслы (она же трансформатор Теслы) и извлечь разноцветные молнии одним лишь прикосновением к ней или поднести к катушке люминесцентную лампу, которая тут же загорится без каких-либо проводов.
Адрес: Крунска 51, Београд, Сербия.
Сайт: tesla-museum.org .
Часы работы: ВТ-ПТ 10.00-18.00; СБ-ВС 10:00-15:00; ПН – выходной.
Национальный музей
Национальный музей Сербии (Народни музеј) учреждён в 1844 году. Он располагает более чем 400 тысячами археологических, исторических, нумизматических, художественных экспонатов.
Адрес: Трг републике 1а, Београд 104303, Сербия.
Сайт: narodnimuzej.rs . На реконструкции до мая 2016 г.
Этнографический музей Белграда
Основан Этнографический музей (Етнографски музеј) в 1901 г. Его экспозиция занимает три этажа и рассказывает о различиях обстановки домов на востоке и западе Балкан в конце XIX в., о свадебных платьях сербских и боснийских девушек 200-летней давности, на каких экипажах ездили белградские модники, жившие перед I мировой войной.
Адрес: Студентски трг 13, Београд 11000, Сербия.
Сайт: etnografskimuzej.rs .
Время работы: ВТ-СБ 10:00-17:00; ВС 9:00-14:00; ПН выходной.
Музей воздухоплавания (Музеј ваздухопловства) – государственный музей, работает с 1957 г. Осматривая экспонаты, видно, как развивалась авиация от первых летательных аппаратов до истребителей и пассажирских самолетов Jat Airways.
Гордость музея – обломки американского самолета-невидимки F-117 Nighthawk, который сбили в дни бомбардировок Югославии, а так же коллекция истребителей-бомбардировщиков и боевых истребителей. Всего коллекция музея насчитывает 130 авиадвигателей, свыше 200 летательных аппаратов, есть радиолокаторы, ракеты, оборудование, книги и фотографии.
Музей находится рядом с аэропортом. Если рейс задерживается, можно интересно скоротать здесь время.
Адрес: Сурчин, Београд, Сербия.
Сайт: muzejvazduhoplovstva.org.rs .
Время работы: ВТ-ВС 09:00-18:30; ПН 09:00-16:00.
В Музее современного искусства (Музеј савремене уметности) собраны картины, скульптуры и графика с начала ХХ века сербских и югославских мастеров. Так же есть произведения прославленных Роберта Раушенберга, Энди Уорхолла, Хуана Миро и др. Собрания картин сербских художников-модернистов Йована Биелича, Ивана Радовича, Савы Шумановича считаются жемчужиной коллекции. Здание музея похоже на кристалл.
Адрес:Ушће 10, Београд, Сербия.
Сайт: msub.org.rs .
Квартал Скадарлия (Скадарлија) – белградский Монмартр. Здесь сосредоточены таверны, клубы и рестораны. На Скадарлие играют музыканты, встречаются поэты, рисуют уличные художники.
Зайдите в старый ресторан кафана «Три шляпы», открытый в 1862, от него были в восторге Джимми Хендрикс, Хуан Карлос и другие известные личности. Адрес: Скадарска, 29.
Земун
Район Земун (серб. Земун) – место с самобытным колоритом и собственным диалектом, бывший старинный пригород, недавно ставший столичным районом. Холм Гардош в Земуне – уголок средневековой Сербии с узкими улочками, маленькими церквями, уютными особняками. Здесь стоит башня Гардош (башня Милениума) (1896 г.), рядом с которой находится смотровая площадка.
Сердце Белграда – пешеходная Кнез Михаилова улица протяженностью 790 м. Это настоящая туристическая мекка. Здесь продают сувениры, выступают уличные музыканты, попадаются попрошайки, самовыражаются креативщики.
Памятник Победителю. фото Aleksandra Cınar
Памятник Победителю (Победник) – один из главных символов Белграда. Архитектор Иван Мештрович в 1912 г. в честь освобождения Сербии от Османского ига спроектировал фонтан. Центром его должна была быть фигуру Победителя. Но проект был остановлен по окончании I мировой войны. Только на десятую годовщину прорыва фронта в Салониках, в 1928 году, изрядно позеленевший юноша занял свое место на колонне на смотровой площадке Белградской крепости. Воин обнажен, а в руках держит ястреба и меч, его взор направлен в сторону Австро-Венгрии.
Ташмайдан
Ташмайданский парк (серб. Ташмајдански парк) или просто Таш - общественный парк, один из самых обустроенных в городе. В 1830 году здесь был зачитан указ турецкого султана о предоставлении Сербскому княжеству автономного статуса.
В парке установлены два памятника жертвам военной кампании НАТО против Югославии.
Развлечения
Ада Циганлия, фото Philipp Ostermann
Любимое место отдыха белградцев – пляж Ада Циганлия (Ада Циганлија) с обустроенной парковой зоной. Находится он на искусственном острове на реке Сава и соединен с правым берегом 2-мя дамбами, снабженными фильтрами и образующими озеро с кристально чистой водой.
Популярные ночные клубы города – «Пластик», «Андерграунд», «Туб».
Шопингом лучше всего заняться в районе Нови-Београд; антиквариат и сувениры туристы покупают на улице Кнеза Михаила.
Мероприятия
Каждый год, в Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем, на территории Калемегдана проходит рыцарский фестиваль Vitez Fest. На площади у Деспотовой башни проводятся концерты фолк-групп, ярмарки ремесленных изделий и выставки средневековых доспехов, костюмированные представления.
Праздники
Пасха здесь приходится на апрель-май. В первые майские дни Белград празднует День Труда. В начале июня по реке движется яркая Лодочная фиеста. В июле-августе город принимает летний фестиваль искусств БЕЛЕФ и праздник музыки Exit. Белградский фестиваль пива проводится в конце августа.
Массовые торжества Белград устраивает на Новый год. Самое людное гулянье происходит на дунайской набережной в Земуне. Отмечают здесь и Старый Новый год – совсем как в России.
Город проводит множество спортивных мероприятий европейского и мирового значения. Крупнейшее из них – апрельский Белградский марафон.
Кухня
Чевапчичи – блюдо национальной кухни
Современная сербская кухня – это синтез различных национальных кухонь. В любом белградском ресторане вам предложат турецкие блюда: кюфте, плов из баранины, “месо за скара” (барбекю по-балкански), всевозможные шашлыки, аша-кебабы, люля-кебабы. Чувствуется влияние болгарской, румынской и венгерской кухни – это блюда из свинины, кукурузные лепешки, мамалыга. В Сербии делают красное вино и виноградную водку. С утра в кафе подают отличный венский кофе с баничками (лепешки или сдобные булочки); пахлаву, ореховник, торт Захер, пироги, сладости, пиццу, сандвичи. В ресторанах города можно попробовать «ростиль», ассорти из различных сортов птицы или мяса, сделанные на гриле, а на гарнир – салата из свежих овощей или тоже приготовленные на гриле.
К высокой кухне можно приобщиться в старейших ресторанах города, которые в большинстве сосредоточены на улице Скадарлие. Во время трапезы оркестр будет исполнять для вас сербские песни, народные и современные.
Дрвенград – деревня Кустурицы, фото David Sheales
В 50 км от города, в местечке Смедерево, стоит крепость Бранковича (XV в.). Это крупнейшее в Европе равнинное крепостное сооружение, окруженное уцелевшими постройками Великого и Малого градов.
В 70 км к северу есть городок Нови-Сад – «Сербские Афины» с неоготическим собором и крепостью Петроварадин.
За 3 часа вы доберётесь на автобусе до городка Ниш – родины Константина Великого. Здесь можно посмотреть христианский храм IV в. н.э., множество древних памятников, уникальную турецкую крепость.
На расстоянии примерно 200 км от Белграда находится Дрвенград, плод неутомимой фантазии сербского режиссера Эмира Кустурицы, который остро переживал раскол на Балканах. Он воплотил в жизнь мечту об идеальной деревне его детства, с уютными деревянными домами, безыскусными, но такими трогательными церквушками и несуразными улочками.
Автовокзал БАС
На самолете
Из Москвы до Белграда можно долететь авиакомпаниями Аэрофлот и Air Serbia. Так же до столицы Сербии летают Lufthansa, British Airways, Air France; из лоукостеров Norwegian Air и Germanwings.
На поезде
Железнодорожный вокзал Белграда находится в центре (Савски трг, 2). Сюда прибываю поезда из Европы и со всех уголков страны. Расписание и стоимость уточняйте на сайте железных дорог Сербии .
На автобусе
Автостанций в Белграде две:
- BAS (Железничка, 4), отсюда отправляются автобусы в Черногорию и по Сербии;
- Lasta (Железничка BB) выполняет локальные рейсы.
На корабле
Порт на реке Сава обслуживает и принимает туристические и пассажирские суда.
Как доехать из аэропорта до центра города
Из международного аэропорта Николы Теслы, который удален от центра на 18 км, можно доехать до города:
Карта городского транспорта Белграда
Общественный транспорт Белграда включает автобусы, троллейбусы, трамваи.
Стоимость поездки
Поездка на 90 минут – 89 динар
проездной на 24 часа – 280 динар
проездной на 72 часа – 720 динар
проездной на 120 часов – 1100 динар
Проездные покупайте в газетном киоске на остановке. Поездка обойдется дороже, если приобрести билет у водителя. Например, билет на одну поездку, купленный у водителя, обойдется вам в 150 динар.
Как я экономлю на отелях до 20%?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.