Сначала покажу больше фотографий самого комплекса. В этой скале-горе располагаются все пещеры. Здесь вид сбоку до центрального храма, накрытого крышей, как раз та часть, куда можно попасть китайцам, не бронируя билеты (лишь 4 больших пещеры). Пещеры располагаются довольно компактно на трёх уровнях, немного похоже на общежитие: одна дверь — пещера, за ней другая дверь — ещё пещера и так до бесконечности. И каждая пещера особенная.
Смотрите, сколько дверей! Всё сделано культурно, дорожки, перила, пещеры пронумерованы. Даже на секунду показалось, что ерунда какая-то, ничего за первой дверью нет. Ну не может за столь прилизанным фасадом скрываться что-то стоящее! На фото наша группа как раз заходит в первую пещеру.
На входе в самые популярные пещеры стоят охранники, остальные двери экскурсоводы открывают своим ключом. На входе рамки, не знаю, подключены ли они и работают ли, у нас они не пищали. Стены всех пещер огорожены пластиковыми щитами, все можно рассмотреть, но не потрогать. А то бы затрогали бы! Ещё внутри стоят камеры наблюдения.
Частично украшения на скале сохранились, но буквально несколько фрагментов, всё остальное заковано в бетон.
В правой части (если смотреть стоя лицом к скале) людей не так много, это люди по билетам, забронированным заранее и 1-2 группы иностранцев. Все ходят со своим экскурсоводом, но иногда пересекаются и надо подождать, пока предыдущая группа выйдет из пещеры. Экскурсовод всячески поощряла вопросы к себе, много раз спрашивала, что мы хотим спросить. А что мы могли спросить, мы там ходили как первоклашки, слушая про то, как создавали пещеры и что там изображено.
Многие старательно фотографировали номера пещер, и я в том числе. Потом долго пыталась восстановить, что же мы посетили и искала информацию про эти пещеры в интернете. Интересно, если записаться на экскурсию на другое время или другой день, увидишь разные пещеры? Если вдруг ещё там окажусь, надо попробовать, что ли.
Мы со своими забронированными билетами после центрально храма влились в общую очередь. Поначалу как-то расслабляешься, а тут эти очереди и ты их ненавидишь. Тем временем становится жарко, а мы только в начале очереди. Китайцы любят ставить перегородки и строить очередь «колбаской». Так все и топчутся почти на одном месте 20-30 минут, толкаются, но не сильно.
Итак, мы посетили:
«Маленькие» пещеры в правой части, по билету, 8 штук: №029, 332, 336-335-337, 16-17, 046, 259, 246, 231. Двойные числа означают, что в пещере есть ниша или меньшая пещера (боковая часть), которые идут под отдельным номером. По памяти я вообще сейчас ничего восстановить не могу, помню только в одной пещере синюю краску, про которую говорили, что это особенный лазурный цвет, она была очень дорогой и её привезли из-за рубежа (Персия? я не помню). Цвет там действительно особенный.
Из посещённых пещер нашла только, что №16-17 это та, в которой хранились манускрипты, а в №259 сидят 2 (!) статуи Будды. Про манускрипты говорят ещё на экскурсии, цвета там не такие яркие как на первой фотографии, но именно в этой нише хранилась монастырская библиотека. Статуя изображает главного монаха. А на чёрно-белой фотографии — француз Пеллио, который как синолог отобрал самые ценные рукописи.
«Большие» пещеры, в левой части, куда китайцы могут попасть, отстояв очередь, 4 штуки: №096, 100, 148, 138-139. Мне в какой-то момент показалось, что я одну пещеру пропустила, но по номерам фото сверила, все 4 пещеры посетила.
В этих пещерах нужно идти со всем потоком, остаться надолго там нельзя. Я останавливалась и рассматривала что-то пару минут, но охранники начинали нервничать, так что я уходила. Если китайцы останавливались надолго (больше минуты), их просили проходить дальше, не мешать остальным. Кстати, китайцы так типа случайно иногда фотографировали на телефон, на них кричали (не сильно), и они такие «да, да, мы больше не будем». Не знаю, получились ли у кого-нибудь нормальные кадры.
№148 пещера с огромным лежачим Буддой, она в желтых цветах расписана.
Есть ещё воссозданные пещеры в музее, которые разрисовали буквально недавно. Это имитация пещер под номерами 419, 003 (закрыта), 029, 217, 276, 285.
В создании пещёр принимало участие огромное количество людей, это различного рода ремесленники (штукатуры, художники, подмастерья, копатели), которые были заняты строительстве, военные, купцы и простой люд, которые жертвовали деньги на строительство, монахи, а также правители, которые иногда жертвовали достаточно денег для строительства и росписи пещеры полностью. Стены вырытой пещеры сначала покрывали раствором из земли и соломы, этот слой был толстым, несколько сантиметров. Сверху накладывался тонкий слой глины, а сверху белый слой слой глины (каолин), на котором велась роспись.
Затем сверяясь с предварительными набросками, контуры изображений переносились на стены и потолок, цифрами обозначали нужные цвета и подмастерья покрывали изображения нужными красками. После этого вырисовывали мелкие детали. Краски использовались природного происхождения, белый и красный цвет были замешаны с использованием свинца, который с течением времени окислился и потемнел. Белый цвет превратился в тёмный, а красный стал буро-коричневым. Сейчас во многих местах мы не можем различить оригинальный цвет, мы видим тёмный цвет, но не знаем, синий это, серый, или коричневый. В ультра-фиолетовом свете видны градиенты, но цвет не различим.
Оттенки цветов:
Скульптуры делали каркасные, с деревянной основой, соломенными внутренностями, которые обмазывали глиной. Мелкие детали — головы, ступни, руки в маленьких скульптурах и в больших скульптурах — пальцы, а также орнаменты для украшения стен — отливались в формах. Это не только ускоряло процесс, но и позволяло быстро заменить повреждённую деталь.
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Китае: Ледяная тиара гор - Только бренному лику - рамка.Пещерные монастыри и храмы Пещеры Могао
Могао (кит. упр. 莫高窟, пиньинь: mò gāo kū, «Пещера не для высоких») - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун («Пещера тысячи Будд»), воздвигнутого в 353-366 гг. н. э. в 25 км от оазиса Дуньхуан, провинция Ганьсу, Китай. Цяньфодун, чаще называемый Могао по главной пещере, объединяет 492 святилища, которые украшались фресками и скульптурами на протяжении целого тысячелетия (IV-XIV вв.)
.
Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике, - один из самых ранних буддийских храмов Китая. Его возникновение на восточной кромке пустыни Такла-Макан неслучайно: здесь проходили караваны с шёлком, вместе с которыми буддийские учения просачивались в Китай
.
В отличие от позднейших пещерных храмов вроде Лунмэняи Юньгана в убранстве Могао преобладает не скульптура, а фресковая живопись. Её площадь оценивается в 42 000 кв. метров. Многофигурные фризообразные росписи выполнены пёстрыми клеевыми красками по сухому грунту. Многие из них покрывают стену пещеры целиком, отличаясь динамизмом и жизненностью.
На рубеже XX века в одной из пещер был обнаружен огромный склад рукописей (примерно 20 000 объектов). По-видимому, их складировали здесь в XI веке, когда манускрипты стали вытесняться из употребления печатными книгами.
Рукописный фонд Могао весьма разнообразен по содержанию и датировке - это буддийские, даосские,несторианские и манихейские религиозные тексты, трактаты по философии, математике, медицине, астрономии, истории и географии, словари, записи народных песен и классической китайской поэзии, официальные документы
. Среди рукописных памятников Могао имеется «Книга гаданий» - уникальный текст, написанный тюркским руническим письмом не на камне, а на бумаге. Спектр языков изученных манускриптов также очень разнообразен - это классический и разговорный (байхуа) китайский, тибетский, санскрит, пали, тангутский, хотанский,согдийский, тохарский.
Известие об открытии взбудоражило научный мир Европы, и в 1907 г. наиболее ценные рукописи, включая древнейшую в мире печатную книгу «Алмазная сутра» (ок. 868 г.), были вывезены Орэлом Стейном в Британский музей. Вслед за Стейном храмовый комплекс посетили представительные научные экспедиции из Франции (Поль Пеллио) и России (Сергей Ольденбург), которые тоже вернулись в Европу не с пустыми руками. Оставшаяся часть рукописей была передана в Пекинскую библиотеку.
Фрески
Фресковая живопись Могао представляет тысячелетний пласт изобразительного искусства Китая. По стилистике изображений она делится на четыре периода:
Северных Династий и Династии Суй;
Династии Тан (самые пышные настенные росписи);
эпохи «Десяти царств» и империи Сун;
Западной Ся и Династии Юань.
Большая часть фресок посвящена Будде, его проповедям и джатакам, а также бодхисаттвам, апсарам (феям), монахам, благочестивым верующим. Вероятно в древности эти изображения служили для наглядного представления канонов буддизма неграмотным людям. Много росписей воспроизводит подлиные события из истории распространения буддизма.
Почти во всех 492 пещерах присутствуют изображения прекрасных летящих апсар (фэйтянь 飛天). Они поют, красиво танцуют, играют на лютнях киба и других музыкальных инстрементах, разбрасывают цветы, сопровождая Будду, читающего проповедь. У них нет крыльев и только длинные разноцветные ленты помогают феям парить в воздухе.
Другие росписи посвящены событиям из повседневной жизни: торжественный выезд императора, иностранные послы на пиру, встреча китайских и западных купцов, турниры воинов, выступления музыкантов, свадебная церемония, сцены охоты, рыбной ловли, сельскохозяйственных работ. Фрески изображают людей разных национальностей и социальных слоев, их обычаи и одежду
Комплекс древних строений в горах Уданшань
Уданшань (кит. упр. 武当山, пиньинь: Wǔdāng Shān, палл.: Уданшань), гора Удан - небольшой горный хребет в провинции Хубэй, который находится недалеко от промышленного города Шиянь и около 120 км от города Сянфань.
Горы Уданшань знамениты своими даосскими монастырями и храмами, здесь был даосский университет, в котором исследовалась медицина, фармакология, системы питания, медитация и боевые искусства. Ещё во времяВосточной Династии Хань (25-220) гора стала пользоваться особым вниманием императора. Во время династии Тан(618-907) был открыт первый храм -
Храм Пяти Драконов.
Значительное строительство было предпринято на горе в XV веке, когда император Юнлэ созвал 300 тысяч солдат и оборудовал гору, построив многочисленные храмовые комплексы. В горах Уданшань тогда было построено 9 храмов, 9 монастырей, 36 скитов и 72 кумирни, множество беседок, мостиков и многоярусных башен, образующих 33 архитектурных ансамбля. Строительство в горах продолжалось 12 лет с 1412.
Император Юнлэ, насильственно свергший с трона племянника, не обладал правом наследования, и строительство было затеяно с целью умилостивить духов и получить поддержку народных масс, доказав свою избранность и поддержку высших сил. Несмотря на большой объём строительства, император Юнлэ так и не посетил храмового комплекса.
Комплекс сооружений охватывал главную вершину и окружающие её 72 малых пика, сооружения тянутся на 80 км.
Во время Культурной революции в Китае (1966-1976) храмы были разрушены, но потом восстановлены, гора активно посещается туристами Китая и иностранцами.
В 1994 весь комплекс храмов и монастырей на горе получил статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Архитектура комплекса сочетает в себе лучшие достижения китайской традиционной архитектуры за последние полторы тысячи лет.
Наиболее знаменательные сооружения:
Запретный город, построенный на самой вершине горы Тяньчжу (колонна, подпирающая Небо). Город строится в то же самое время, что и Запретный город в Пекине, он окружён толстой каменной стеной и имеет четыре входа. За стеной - несколько храмов и на самой вершине - Золотой павильон.
Храм Наньян
Храм Пурпурного Облака
Храм Сына Неба
На горе имеется несколько школ боевых искусств, в частности Кунг фу.
Уданшань и массовая культура
По легендам, гора Уданшань - место возникновения боевых искусств, и в частности Тайцзицюань, хотя критические исследования ставят это под сомнение
С монастырём связана волна популярной культуры - фильмов жанра ушу и литературы о боевых искусствах. По популярности в массовой культуре Уданшань стоит на втором месте после Шаолинь
Гора Эмэйшань и статуя «Большой Будда» в Лэшани
Эмэйшань (кит. упр. 峨嵋山, пиньинь: Éméi Shān) - горы в провинции Сычуань. Название горы иногда записывается иероглифами как 峨眉山 («Высокая Бровь»), а также 峩嵋山 и 峩眉山, но все они произносятся одинаково. Эмэйшань наряду с Путошань, Утайшань и Цзюхуашань является одной из четырёх священных горкитайских буддистов. В 1996 году ЮНЕСКО присвоило этому району статус Всемирного культурного наследия
Район вокруг горы покрыт лавовыми породами, сформировавшимися в результате вулканических изверженийпермского периода.
Бодхисаттвой этой горы считается Самантабхадра, называемый по-китайски Пусянь-пуса (普贤菩萨). По преданию он улетел с вершины Эмейшаня на своём белом трёхголовом слоне. С тех пор гора рассматривается как место его вечного пребывания.
В первом веке нашей эры на горе был построен первый буддистский храм Китая.
В Ваньняньсы (кит. упр. 万年寺,пиньинь: wànniánsì, буквально: «Храм десяти тысяч лет»), самом старом из ныне сохранившихся на горе храмов (реконструированном в девятом веке), находится статуя Бодхисаттвы Самантабхадра на своём слоне, также примерно IX-X века.
К середине XX-го века на вершине горы было более ста храмов, большинство из которых сильно пострадали в период Культурной революции. В настоящее время вновь открыто более 20 храмов, большинство из которых находятся в плачевном состоянии.
Храм Цзиньдинсы (кит. упр. 金顶寺, пиньинь: jīndǐngsì, буквально: «Храм Золотой вершины»), находящийся на самой вершине на высоте 3077 метров, полностью реконструирован.
Начиная с VI века гора является целью паломничества китайских буддистов. В последние годы количество как туристов, так и паломников резко возросло.
Некоторые храмы зарабатывают деньги на реконструкцию, сдавая комнаты и предлагая пропитание туристам. На вершину ведёт канатная дорога и две тропы, которые часто превращаются в непрерывный поток туристов и паломников. Пеший подъём на гору занимает два-три дня.
Неподалёку от Эмэйшаня находится так называемый Большой Будда Лэшаня - памятник Всемирного наследия, на протяжении тысячелетия остававшийся самой высокой статуей в мире.
Пещерные храмы Лунмэнь
Лунмэнь (кит. трад. 龍門石窟, упр. 龙门石窟, пиньинь: lóngmén shíkū, буквально: «Каменные пещеры у Драконовых ворот») - комплекс буддийских пещерных храмов в китайской провинции Хэнань, в 12 км к югу от Лояна. Наряду с Могао и Юньганомсчитается одним из трёх наиболее значительных пещерных храмовых комплексов Китая.
Входит в составленный ЮНЕСКОперечень Всемирного наследия. Высечен в 495-898 в известняковых скалах по берегам реки Ихэ (в 15 км. к югу от города Лоян)
Пещеры тянутся на протяжении километра по склонам гор Сяньшань и Лунмэньшань, между которыми есть речка. Точное количество скрытых в толще скалы произведений искусства неизвестно.
По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами, которые содержат ок. 2800 надписей и порядка 100 000 изображений религиозного свойства. Обустройство храмов началось в 493 году при династии Северная Вэй, однако приблизительно 60 % статуй относятся ко времени правления династии Тан (VII-IX вв.).
Состоит из нескольких сотен пещер, главные из которых (Биньян, 500-523, Гуян, 495-575, и Фынсянь, 627-675) включают статуи буддийских божеств (в том числе Будды Вайрочана, 672-676, высота около 15 м), рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжественные процессии. Для монументально-величественной скульптуры Л. характерны изящество пропорций, графическая чёткость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм.
Пещерные храмы Юньган
Пещерные гроты Юньган (кит. упр. 云冈石窟, пиньинь: Yúngāng Shíkū, палл.: Юньган Шику) - комплекс из 252 рукотворных пещер в 16 км к юго-востоку от китайского города Датун, провинция Шаньси. Содержит до 51 000 изображенийБудды, некоторые из которых достигают 17 метров в высоту.
Юньган представляет собой наиболее полный памятник искусства династии Северная Вэй, столицей которой был Датун. Большинство пещерных храмов было создано в промежутке между 460 и 525 гг. н. э., когда китайский буддизм переживал свой первый расцвет. Схожие храмовые комплексы сохранились близ Лояна (Лунмэн) и Дуньхуана (Цяньфодун).
Юньганские пещеры со скульптурами каменных будд расположены на территории северокитайской провинции Шаньси и являются 28-м по счету мировым памятником культурно-исторического наследия на территории Китая. Строительство пещерно-храмового комплекса, находящегося у южного подножия горы Учжоушань в 16 километрах от города Датун, началось в 460 году и было завершено в 494 году, в эпоху династии Северная Вэй. Скалы протяженностью около одного километра содержат в себе в общей сложности 45 пещер и 50 000 каменных скульптур, над которыми работали не только искуснейшие китайские мастера, но приглашеные ремесленники и художники из Индии и Центральной Азии.
Возле Дуньхуаня на краю пустыни на склоне горы Миншашань находятся пещеры Могао. Мы привыкли их называть «Могао» по названию самой главной пещеры, настоящее название этого места храмовый комплекс Цяньфодун, что значит храмовый комплекс тысячи Будд. В 4 веке странствующему монаху пришло видение о тысяче сверкающих Буддах, и он начал строить первую пещеру. Строил на пожертвования от торговцев, проезжающих через пустыню с караванами. Постепенно дело стало расширяться, по мере распространения буддизма пещеры превратились в место паломничества. Местные правители и меценаты жертвовали деньги на строительство и роспись пещер, теперь этим занимались не только монахи, но и нанятые рабочие. К пещерам стекалось всё больше людей, их популярность росла, комплекс всё больше и больше разрастался. На сегодняшний день сохранилось 700 пещер, датируемых 4-14 веками, в 492 из них сохранились раскрашенные статуи и фрески. Пещеры вырезаны в горном склоне в 3 яруса на протяжении 1.5 км. Всё это находится в оазисе с деревьями и тенью.
1. Огромный поток туристов накладывает свой отпечаток на пещеры, склон горы у пещер закатан в бетон, сделаны деревянные настилы и ступеньки, поставлены двери. Посетить пещеры можно только с экскурсоводом, у которого есть ключ от дверей. Билеты продаются в одном месте в центре города, это специальные билеты для иностранцев, которые можно купить сегодня на завтра. Продают билеты и потом пускают в комплексе по предъявлению паспорта. Билеты нужно покупать минимум за один день, обычно они есть, а день в день (сегодня на сегодня) купить невозможно. Встреченная испанская пара недоумевала, как так, они приехали в сам комплекс, а там не продают билеты. В самом комплексе касс вообще нет, но когда-то были, поэтому люди и путаются. Для китайцев правила другие, нужно регистрироваться и покупать билеты на сайте, за месяц, и билеты раскупаются быстрее чем билеты на поезда в праздники. В летнее время для китайцев есть ещё один вид билетов: по живой очереди в 4 основных пещеры, чтобы посмотреть хоть что-то. Я понимаю, почему так сделано: если иностранца заставить выслеживать билеты на этом сайте, то никто никогда в этот комплекс не попадёт, в этот район не поедет, какой смысл этой достопримечательности. Китайцам от этого обидно. Про отдельные билеты для иностранцев они не знают и всё время мне говорили, что я в пещеры вообще не попаду. Но я же не зря по пути со всеми общаюсь, две француженки, встреченные в Съяхэ сказали, что они купили билеты без проблем, значит и я куплю. Так и получилось, можно было выбрать три разных времени посещения, я взяла на 8.30 утра.
Очередь в 4 "большие пещеры"
3. Поехали утром с кореянкой на обычном городском автобусе. В пещеры попадаешь не сразу, сначала становишься в очередь на вход в большое современное здание. Потом эту очередь делят на иностранцев и китайцев и иностранцев ставят в отдельную очередь в кинотеатр. Показывают два фильма, первый фильм немного про Дуньхуан в древности, про торговцев, караваны верблюдов, войны, монахов, пустыню, снят как блокбастер))) Ничего интересного там не говорят, только картинка красивая. Дают устройство с переводом на несколько языков и наушники, тут главное эти наушники взять, а то про нас забыли, и проверить уровень заряда - моё устройство разрядилось посередине фильма, пришлось идти менять. Садиться лучше посередине или повыше - на верхних рядах находится переход во второй кинотеатр.
Второй кинотеатр - в 8 K ультра-высоком разрешении (в буклетике так написано) , там какая-то супер технология. Изображение выводится и сбоку, и сверху, и сзади, а ты полулежишь в кресле. Нам в обоих кинотеатрах достались места во втором ряду, но даже так было офигительное ощущение реальности происходящего. Ты словно зашёл в пещеру и рассматриваешь её, только головой вертеть приходится, голос за кадром повествует про время строительства пещеры, про то, что изображено, что это значит, какой за этим смысл, куда смотреть. Иногда берут рисунки и скульптуры с «потолка» или с «боков», перемещают их на передний план и начинают про них рассказывать. Когда объясняли про скульптурную композицию из нескольких фигур, фигура, про которую говорили, «выезжала» на передний план и поворачивалась по кругу, чтобы можно было рассмотреть со всех сторон. После фильма пошли к выходу, сели на автобусы (!) и поехали в пещеры. Ехать долго, минут 20, но именно такая организация со зданием-кинотеатром (там и еда есть, и сувениры) позволяет регулировать туристический поток и принять больше туристов.
Кроме нас иностранцев не было, и мы как-то настроились на небольшую группу для осмотра пещер. А когда приехали, оказалось, что иностранцев собралось штук 30. И опять какая-то неразбериха: есть индивидуальные туристы, как мы, которым надо сидеть и ждать, когда раздадут наушники (уже другие), есть организованные группы, которые договорились с экскурсоводом заранее, к ним кто-то подходит и начинает экскурсию. Кореянка попросилась в такую группу к корейцам, ей и со своими хотелось пообщаться, и по-английски она не очень понимала. Наконец к нам вышел гид, и экскурсия началась. Ах да, проверьте уровень заряда устройства с наушниками, они их не заряжают/проверяют и у нас у двух человек всё разрядилось, им пришлось ходить рядом с экскурсоводом, чтобы её слышать. Двери пещер реально закрыты, экскурсовод перед каждой группой открывает пещеру своими ключами. Фотографировать нельзя, а небольшую сумку или рюкзак взять с собой можно. Стены в пещерах огорожены прозрачными пластиковыми экранами, всё видно, а потрогать нельзя. Это «маленькие» пещеры (не такие они и маленькие), которые находятся справа от центрального входа.
4. Пещеры со временем были забыты и заброшены. Природные источники, питающие оазисы из-под земли, пересохли, на эту территорию пришли монголы, тут уже не до развития искусства было, кроме того, нашли и освоили более простой путь из Европы в Китай по морю. За пещерами ухаживали монахи, а для широкой публики они были утрачены. В 1900 году монах случайно обнаружил библиотеку с рукописями. Рукописи были спрятаны в стене, а когда монах очищал пещеру от песка, часть стены обвалилась. Я всё думала, ну как же никто раньше не догадался, что стена потайная?! Оказывается, изначально проход в пещеру был несимметричным (справа больше), монахи сделали его симметричным, достроив стену, а справа сделали нишу с рукописями. Рукописи разнообразны по содержанию: это трактаты по математике, философии, медицине, астрологии, истории, географии, поэзии на разных языках: китайский, тибетский, санскрит, пали, хотанский, тохарский. Здесь я не могу не передать привет инязу, из которого я помню словосочетание «тохарские языки». Кто бы мог подумать, что я доберусь туда, где они использовались (города Турфан, Куча, туда я тоже доеду).
Китай в тот период был очень слабым, поэтому рукописями не заинтересовались. А вот британец Стейн вывез в 1907 году наиболее ценные экземпляры. Затем часть рукописей вывезли французы (Пеллио), японцы и русские (Ольденбург). Русские еще и как казармы пещеры использовали. Американцы подключились чуть позже, в 1924г, зато срезали фрески со стен. После это китайские власти всполошились и занялись охраной и изучением рукописей сами. К тому времени всё ценное было уже вывезено. Я думала, гид расскажет о том, какие белые плохие, но нет, просто сказала, что одни купили рукописи, а другие продали. Где сейчас хранятся рукописи мне неизвестно, в интернете сказано «в музеях тех стран», интересно было бы на них взглянуть.
5.
Для туристов открыты 30 пещер, но группу отводят лишь в 8. Группы в одно и тоже время заходят в разные пещеры, и экскурсия организована так, чтобы посмотреть пещеры из разных эпох. Я, честно говоря, не отличу пещеру 4 века от пещеры 14 века, для этого нужно или очень этим интересоваться, или иметь специальное образование. Для меня это всё были комнаты, от пола до потолка покрытые картинками. Одно это уже впечатляет, вы попробуйте разрисовать квартиру от пола до потолка без пропусков! Как заходишь, сразу начинаешь рассматривать узоры, или деревья, или людей, но я не могу соотнести людей с какими-то историями или по позам понять, что происходит, не могу по одежде вычислить, кто богатый, а кто бедный, кто приезжий, а кто местный. А божеств, волшебных зверей, апсар и прочих я вообще не знаю. Рассказ экскурсовода помогает не растеряться, но по сути там базовая информация.
Итак, пещеры были созданы во времена:
- Северных Династий и Династии Суй
- Династии Тан
- Эпохи «Десяти царств» и империи Сун
- Западной Ся и Династии Юань .
6.
Mogao Cave 275 (Northern Liang 421-439AD)
7.
Mogao Cave 285 (Western Wei 534-556AD)
8.
Mogao Cave 420 (Sui 581-618AD)
9.
Mogao Cave 322 Constructed in the Early Tang and renovated in the Five Dynasties
10.
Mogao Cave 254 Northern Wei Dynasty (A.D.368-534)
Несколько изображений со стен пещер:
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21. Единственный кадр, котрый удалось легально сделать, - это изображение, которое находится перед входом в одну из последних пещер в этой части. Краски выгорели, тут практически чёрно-белый вариант, но хоть что-то. Я старательно фотографировала номера пещер, в которые мы заходили, может быть когда-нибудь дозрею про них почитать.
22. После 8 пещер с экскурсией вы подходите к центру горы и дальше идёте сами в те 4 больших пещеры, куда стоит огромная очередь. Очередь с фото выше стоит просто на вход в комплекс, к каждой пещере отдельная огроменная очередь. Там сделано так, что идёшь с потоком, к каждой пещере надо простоять в очереди 15-20 минут. Мне кажется, я посетила только 3 пещеры, не знаю, как так получилось. И самый прикол: невозможно вернуться назад. Никакие объяснения охранникам не помогали, так что смотрите внимательно, не спешите. Я собиралась вернуться назад и с другими группами заходить в любые пещеры, но как только из правой части от многоярусного храма, что на фото переходишь в левую, это сделать уже невозможно. Мой совет: отделитесь незаметно от группы (лучше с наушником), присоединитесь к другой и смотрите ещё пещеры пока не изловят. Но и 8 пещер достаточно.
На территории есть музей о создании пещер, 2 кафе, сувенирные магазины, так что я там осталась надолго. Книг и открыток накупила, хоть сейчас в эпоху интернета и можно всё найти онлайн, мне захотелось частичку этих шедевров сохранить у себя, пусть и в форме открыток.
Согласно легенде, в 366 году монаху по имени Ло Цунь было видение - 1000 Будд, после чего он начал вырубать первую пещеру. Пещеры Могао расположены на Великом шелковом пути, одном из самых важных торговых маршрутов Востока. Монах просил проезжавших купцов жертвовать деньги на устройство пещер. По мере распространения буддизма, пещеры стали местом паломничества. До наших дней сохранилось 492 пещеры. Самая большая - высотой 40 м, самая маленькая - менее 1 м, а общая длина их - около 1,6 км. Комплекс, называемый также «Пещеры 1000 Будд», славится тем, что тут хранятся 2415 раскрашенных глиняных статуй Будды, святых и бодхисатв (существ, которые помогают человеку на пути к просветлению) размером от 10 см до 33 м. Сохранилось около 50 000 кв. м рисунков и росписей на разные сюжеты - от цветочных орнаментов, учения Будды, волшебных сказок и легенд до эпизодов из священных книг. Их цель - наставлять и вдохновлять неграмотных верующих, примерно так, как это делали витражи средневековых соборов. В пещерах сохранилось всего пять деревянных построек.
Примерно в XIV веке пещеры Могао были заброшены и практически забыты, а на рубеже XIX - XX веков вновь открыты. Китайское правительство отправило сюда в 1949 году археологическую экспедицию, работа которой продолжается и по сей день. Сюда устремляется немало туристов, так что в пещерах бывает многолюдно, однако невозможно устоять перед красотой росписей и величием всего комплекса.
Мотивы и развитие стилей
В первую фазу строительства храмов на Великом шелковом пути буддизм еще пропагандировал самоотречение вплоть до полного самопожертвования. Типичное выражение эта позиция получает в «Джатаках», созданных в Индии легендах о прежних инкарнациях Будды Гаутамы. События часто рассказываются как своего рода религиозный комикс в виде последовательности картин (частично в форме буквы «S», начинаясь вверху справа) . Стиль изображений в пещерах Могао также несет ярко выраженные индийские черты: люди завернуты в бесшовные юбки или набедренные повязки, верхняя же половина тел обнажена, их кожа - темная, черты лица - индийские или азиатские.
С распространением китайского махаяна-буддизма, который сулит избавление не только монахам, но и мирянам и предпосылает абстрактной нирване наглядный промежуточный рай, а с конца VI в. с возникновением нового китайского государства под властью династии Суй, отвоевавшей Дуньхуан, характер изображений резко меняется. Типичное выражение новое учение получает в картинах рая. Дворцовая архитектура отмечена центральной перспективой и многочисленными прудами; в центре на цветах лотоса восседают Будды, музицируют оркестры, элегантные танцовщицы поднимают ножки и машут развевающимися шалями, причем у большинства участников этих сцен ярко выраженные китайские черты лица. Меняется и сама архитектура: ранние скальные храмы Могао имеют центральную колонну, поддерживающую потолок, в с VI в. - благодаря пирамидальным потолкам - такие колонны становятся излишними и площадь основания становится больше.
Осмотр
Входы в пещеры Могао закрыты стальными дверями, поэтому следует примкнуть к одной из групповых экскурсий. В пещерах нет никакого освещения. Лучше всего приносить с собой карманные фонарики, кроме того, можно взять их напрокат во входном тамбуре; там же надо сдавать свои сумки и фотокамеры. Время работы: ежедн. 8.00-17.00.
Внимание! Днем гиды делают перерыв, поэтому приходить надо либо до 10.00, либо в 14.00.
Обзор наиболее часто посещаемых пещер
Пещера № 16 и № 17
№ 16 - очень большая пещера с тысячей живописных изображений Будды эпохи Западная Ся. Притом, что сама пещера как таковая еще более древняя, предположительно столь же древняя, как и доступная отсюда пещера № 17, в котором была замурована монастырская библиотека.
Пещера № 61
Пещера № 61 (эпоха Западная Ся) знаменита изображениями ее основательниц в натуральную величину - в том числе, изображением принцессы из Хотана, которая вышла замуж за правителя Дуньхуана. Слева изображена монастырская гора Утайшань.
Пещера № 96
Самая большая пещера в Могао, № 96, был создана в 695 г. в период династии Тан. Поскольку она выше, чем скальная стена, то покрыта деревянной крышей и снаружи сразу бросается в глаза своей пагодовидной формой. Изображение Майтрейи высотой 34,5 м считается самой большой интерьерной фигурой Будды в мире. Его руки были реставрированы в 1980 г. У входа демонстрируются различные слои настилов пола, древнейший из которых относится ко времени строительства пещеры.
Пещера № 130
Эта пещера, обустроенна в 713-741 гг. (династия Тан) , также таит в себе монументального Майтрейю высотой 26 м. Слева и справа видны настенные изображения боддхисаттв. Росписи и напольные керамические плитки перед входом созданы в эпоху Западная Ся. Апсары, танцующие наверху на стенах, имеют 2 м в длину - таким образом, они самые большие во всем Дуньхуане. Пещера была основана женой военного губернатора и двумя ее дочерьми.
Пещера № 148
В пещере № 148, построенной в 775 г., находится лежащий Будда длиной 15,6 м, о котором скорбят семьдесят два ученика, боддхисаттвы и другие существа. Напротив Будды видны замечательные изображения рая. Слева и справа скачут верхом на своих ездовых животных боддхисаттвы Манджушри и Самантабхадра.
Пещера № 158
В то же время или чуть позже возникла эта пещера с 15-метровым лежащим Буддой, у которого особенно красива голова. О нем скорбят боддхисаттвы и другие сверхъестественные создания, но есть среди плакальщиков и вполне земные существа, в том числе - отчасти карикатурно изображенные чужестранцы, образующие целую группу в изножье. Некоторые заглушают боль, нанося себе раны ножом. Можно распознать и одного «человека с запада» в колпаке с кисточкой - ни дать ни взять «немецкий Михель»!
Пещера № 196
Пещера № 196 из поздней эпохи Тан знаменита изображением борьбы демона Раудракши с учеником Будды Шарипутрой; оно занимает всю западную стену. Только что Раудракша хотел применить против Шарипутры пламя, но его благочестивый соперник, не менее искушенный в волшебстве, заставляет дуть могучий ветер, который гонит пламя назад и наводит ужас и панику среди полчищ Раудракши.
Пещера № 249
Пещера № 249 с великолепными росписями создана в эпоху династии Западной Вэй. На своде потолка напротив центрального входа распростерся великан Асура в окружении бога ветра и грома (узнаваемого по венцу из барабанов) , гаруд, гандхарв и других сверхъестественных существ. Слева и справа узнаваем мотив «Тысячи Будд», внизу видны основатели. Оригинальные фигуры не сохранились, представленные здесь были созданы 1000 лет спустя.
Пещера № 257
В Пещере № 257 можно увидеть популярную джатаку: легенду о чудесной девятицветной антилопе (здесь она изображена белой) , которая спасает утопающего и взамен просит обещать ей, что он никому не выдаст место ее обитания. Но когда эта антилопа приснилась некой царице, наутро пообещавшей вознаграждение тому, кто может дать об антилопе сведения, спасенный нарушает свой обет - и чудесную антилопу ловят. Но она рассказывает, как было дело, и предатель подвергается наказанию.
Пещера № 323
На левой лицевой стене пещеры № 323 (ранний VII в.) изображена ранняя история Великого шелкового пути: можно увидеть императора У-ди из династии Хань и путешествовавшего по его поручению в «западные земли» (вплоть до территории сегодняшнего Узбекистана) Чжан Цяня, чьи отчеты послужили основой для разработки завоеваний, расширивших территорию Китая до Дуньхуана и еще дальше.
Пещера № 428
Пещера № 428 была сооружена объединением приверженцев буддизма в составе тысячи двухсот членов. Это - одна из самых молодых пещер, с центральной колонной. На правой стене слева можно увидеть одну из легенд о Будде: демон смерти Мара приказывает своей красавице-дочери танцевать перед Гаутамой, чтобы возбудить в нем мирские страсти и тем самым лишить его окончательной победы. Далее представлены две джатакп: о щедром царевиче Судане, который дарит вражеской соседней стране, охваченной засухой, чудесного слона, умеющего заклинать дождь, а также история о царевиче Саттве, который во время верховой поездки со своими братьями принес себя в жертву умирающей от голода тигрице.
Пещерный музей
Полезную дополнительную информацию после экскурсии по пещерам Могао предлагает пещерный музей. Неподалеку от входа есть музейный киоск с прекрасным ассортиментом, но особенно хороши фотографии фрагментов восьми пещер в натуральную величину: на досуге наконец-то можно будет рассмотреть отдельные детали.
Уникальная библиотека
В 1900 г. даосский монах по имени Ван, который жил отшельником в пещерах Могао, очищал одну из них от нанесенного ветром песка. Вдруг часть боковой стены обвалилась. Ван расширил образовавшееся отверстие, прополз в него - и сделал в мрачной, до тех пор скрытой от глаз соседней пещере открытие, значение которого он, малообразованный монах, в свое время не смог оценить по достоинству: он набрел на гору старых письменных свитков высотой более трех метров.
Почтенный монах, правда, заявил о своем открытии губернатору провинции, но тот, очевидно, счел транспортировку находки чересчур дорогостоящей и приказал Вану хранить свитки под замком на том месте, где они были найдены. Семь лет спустя о находке узнал британский археолог сэр Аурел Стейн, который в то время занимался поисками остатков Великой стены в Дупьхуане. Постепенно Стейну удалось втереться в доверие к монаху и уговорить его передать ему рукописи, великолепно сохранившиеся в сухом и прохладном месте... Из двадцати тысяч свитков более трети он благополучно сумел переправить в Лондон.
Ученые или грабители?
Вскоре прибыл еще один исследователь, французский китаист Поль Пелльо. Он также сумел снискать доверие Вана и, поскольку он, в отличие от Стейна, владел китайским языком, то отсортировал самую ценную часть оставшихся рукописей и... перевез их в Париж. Подобным же образом поступали и другие ученые. Когда, наконец, последовала реакция китайских властей, большинство свитков, причем самых ценных, уже находилось за пределами страны.
Бесценные сокровища
Клад рукописей в Дуньхуане, как понял уже Стейн, был монастырской библиотекой неизмеримой ценности. Древнейшие рукописи относились к V в. Когда, предположительно в 1035 г., явились чужеземные захватчики, ради сохранности эти свитки были замурованы, а позднее - забыты. Большей частью здесь содержались буддистские тексты, но обнаружилась и масса иной литературы. Многое было прежде совершенно неизвестно. Среди самого ценного -текст «Алмазной сутры», изданный в 868 г.: это древнейшая печатная книга в мире.
Пещеры Могао (или, как их еще называют, пещеры «Тысячи Будд») расположились на склоне горы Поющих Песков в Дуньхуане провинции Ганьсу.
Могао - крупнейшая пещера раннебуддийского пещерного храмового комплекса Цяньфодун, воздвигнутого в 353—366 гг. н. э. Цяньфодун, чаще называемый Могао по главной пещере, объединяет 492 святилища, которые украшались фресками и скульптурами на протяжении целого тысячелетия (IV—XIV вв.).
Могао, наряду с Пещерой тысячи Будд в Безеклике, — один из самых ранних буддийских храмов Китая. Исторические документы утверждают, что первые пещеры были сделаны в скале в 366 году. Китайскому монаху Лэ Цзу-ню однажды было видение тысячи золотых Будд, после которого он был уверен в том, что на этой святой земле стоит сделать пещеру. Его идею поддержали и активно начали воплощать в реальность.
Вырезанные пещеры расписывали цветными фресками, украшали глиняными скульптурами, хранили в них различные ценности. Каждая фреска - иллюстрация одной из буддийских сутр и джатаки или изображает монахов, императора и простых верующих. Некоторые из фресок иллюстрируют события распространения буддизма в Китае. В некоторых из пещер, фрески покрывают стену целиком. Несмотря на тысячелетнюю эрозию, вызванную ветром и дрейфующим песком, фрески все еще сохраняют свои яркие цвета и четкие картинки. Фрески в этих гротах отмечены влиянием западных школ буддизма. Кроме фресок и скульптур в пещерах хранится около 50 тысяч буддийских рукописей и прочих ценностей, среди которых рисунки по шелку, гравюры, вышивки и образцы каллиграфии.
Общая площадь пещер составляет 45 тысяч квадратных метров. Пещеры Могао состоят из множества маленьких и больших пещер. Их протяженность составляет 1680 метров. Размер пещер неодинаков. Всего насчитывается 37 самых маленьких пещер и 16 самых больших, а высота 96 из всех пещер равна 40 метрам. В поздний период «Шестнадцати королевств» были вырезаны 275 первых гротов.
Пещеры Могао включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Напротив пещер Могао находится музей Дуньханского искусства, где был воссоздан облик некоторых из разрушенных и разграбленных пещер.