План:
-
Введение
- 1 История
- 2 Исторические места и архитектура
- 3 Население
- 4 Экономика
- 5 Культура и досуг Примечания
Введение
Ны́роб - посёлок городского типа, расположенный в Чердынском районе, на севере Пермского края России.
Вместе с прилегающей территорией образует Ныробское городское поселение , однако статуса города не имеет .
Население 7234 человека (2009) .
Посёлок связан с Чердынью асфальтовой дорогой, протяжённостью 41 км.
Ныроб входит в Перечень исторических городов России.
1. История
Первое письменное упоминание о деревне Ныробке относится к 1579 году .
Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб - «поле», то есть «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 году в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов) .
В 1601 году сюда был сослан (и вскоре здесь умер) Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Фёдоровича. Впоследствии, в 1621 году, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба за то, что помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов).
В периоды 27 февраля 1924-10 июня 1931 года и 20 октября 1931-4 ноября 1959 года был центром Ныробского района .
2. Исторические места и архитектура
Никольская церковь
В Ныробе сохранился памятник архитектуры - каменная пятиглавая Никольская церковь (закончена в 1704 году). Церковь имеет традиционное построение - по одной оси расположены квадратный в плане куб, трапезная, пятигранная апсида. Фасад отделан фигурным кирпичом с украшениями барочного типа.
К западу от Никольской церкви находится Богоявленская церковь (1736). Наружный вид церкви более сдержан и скромен, стены без украшений, однако, внутреннее убранство было богатым. Внутри церкви была гробница и хранились цепи Романова - главная святыня Ныроба . В настоящее время в помещении церкви находится отделение банка.
Часовня над ямой боярина М. Н. Романова
В 200 метрах от церкви находится так называемая яма Романова
. Над ней стояла сначала деревянная, а затем и каменная часовня Во Имя Архангела Михаила
(духовного покровителя Михаила Романова). В полу часовни находилось отверстие для спуска в яму-темницу, где Романов принял мученическую смерть. По случаю 300-летия Дома Романовых вокруг часовни была поставлена железная ограда на каменных столбах .
В 30-е годы XX века часовня была разобрана, украшения с ограды сбиты, а на месте сквера был устроен парк отдыха .
В начале XXI века над ямой поставили ажурную металлическую конструкцию, стилизованную под часовню .
До 1917 года помолиться в яме-темнице и припасть к оковам Романова стремились до 6000 паломников в год . В настоящее время оковы выставлены в экспозиции Чердынского краеведческого музея.
3. Население
По итогам переписи 2002 года население Ныроба составило 7500 человек, из них мужчин 5231 и 2269 женщин (69,7 % и 30,3 % соответственно).
По оценке на 1 января 2009 года численность населения пгт. Ныроб составляла 7234 человека.
Численность населения ранее :
- 476 чел. (1869 год)
- 896 чел. (1926 год)
- 7,3 тыс. чел. (2007)
По численности населения пгт. Ныроб опережает город Чердынь и является наиболее крупным населённым пунктом Чердынского района.
4. Экономика
- Лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес»
- Ныробский участок Березниковских электросетей
- Колвинский лесхоз
- Исправительно-трудовое учреждение Ш-320
5. Культура и досуг
В Ныробе имеется Культурно-досуговый центр, расположенный на ул. Дзержинского, д. 11 [источник не указан 474 дня ] .
Примечания
- Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2010 года - www.gks.ru/bgd/regl/b10_109/Main.htm
- См. ОКТМО.
- В соответствии с ОКАТО Ныроб относится к категории посёлков городского типа.
- Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2009 г. - www.gks.ru/bgd/regl/b09_109/Main.htm. Росстат - www.gks.ru.
- 1 2 3 4 5 6 Ныроб в электронной энциклопедии «Пермский край» - enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803761866&idParentObject=1803674775
- 1 2 3 4 5 Туризм в Пермской области. - Пермь: ООО «Раритет-Пермь», 2002.
- «Оценка численности постоянного населения Пермского края на 1 января 2007 года» - www.oblstat.permregion.ru/pub_p/021-01-2007.doc (бюллетень территориального органа Росстата по Пермскому краю)
Сайт Ныроб, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.
Одежда в Ныроб
Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Ныроб. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.
Детский магазин
Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Ныроб. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.
Бытовая техника
В каталоге бытовой техники магазина Ныроб представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины
Продукты питания
Полный каталог продуктов питания. В Ныроб вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Ныроб. Быстрая доставка.
Ныроб
Ны́роб - посёлок городского типа в Чердынском районе Пермского края. Население 7,3 тыс. чел. (2008). Ранее: 476 чел. (1869 г.), 896 чел. (1926 г.).
Краткая характеристика
Поселок городского типа на на р. Ныробка, правом притоке р. Люнва (левый приток р. Колва, впадающей в р. Вишера), центр Ныробского городского поселения.До Ныроба можно добраться рейсовыми автобусами по единственной дороге из Перми, Соликамска и Чердыни. В настоящее время Ныроб стал заметно доступнее - строительство полностью асфальтированного шоссе до поселка практически завершено, а все паромные переправы заменены современными мостами. Так что, если ехать в поселок с юга, то можно и не ощутить, что здесь находится своеобразный "край света". На север и северо-восток от поселка идут дороги мимо заброшенных и полузаброшенных деревень к зонам, лагерям и вырубкам. С 2003 года возобновлен зимник, связывающий республику Коми и Пермскую область. Летом дороги проезжей для автотранспорта в этом направлении пока нет. Тем не менее, именно добираясь до Ныроба со стороны Коми, можно в полной мере прочувствовать атмосферу данного места.
Экономика : лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес», Ныробский участок Березниковских электросетей, Колвинский лесхоз, исправительно-трудовое учреждение Ш-320, отделение связи.
Здравоохранение : врачебная амбулатория, аптека № 52, база отдыха «Жемчужина Урала».
Образование : учреждения нар. образования представлены средней школой им. Героя Советского Союза А. В. Флоренко (в ней находится музей истории школы, открыт в 1986 г., работает с 1994 г.), детской музыкальной школой, детсадом.
Культура : учреждения культуры – Дом культуры, библиотека. С нояб. 1981 г. в Ныробе существовал филиал Чердынского краевед. музея (сгорел в 1993 г.). В бытность Ныробского района здесь выходила районная газ. «Ныробская правда» (1 янв. 1932 – 27 нояб. 1959 г.).
Историческая справка
Древняя деревушка Ныробка впервые упомянутая в 1579 году и расположенная в суровом краю на пути из Чердыни на Печору, не стала бы широко известной, если бы ее не выбрали в свое время для расправы над Михаилом Никитичем Романовым.
События развернулись в самом начале 17 века: Михаил Романов, вместе со своими четырьмя братьями, были обвинены Борисом Годуновым в заговоре и сосланы в места, хуже которых найти в то время в России не удалось. В перечне каторжных мест, куда были отправлены братья, Ныроб занимал достойное второе место. Еще хуже мог быть лишь Пелым, куда отправили брата Ивана. Василию достался Яренск, Александру - Усолье-Луда на Белом море, а Федор, старший из всех, был пострижен в монахи в Сийском монастыре. Только Федор и Иван пережили ссылку, остальные Романовы погибли. Итак, в начале 1601 года (год тогда начинался в сентябре) Михаил Романов прибыл в Ныробку, деревушку о 6 дворах. Вернее, его привезли в цепях в крытом возке. На окраине деревни вырыли яму "сажень глубины, сажень длины и ширины", которая сверху накрывалась деревянным настилом с прорезью для подачи еды. Яма была темная и сырая, для жизни пригодная мало. К зиме был оборудован очаг - жилище Романова отапливалось по-черному. Показательный случай произошел дальше: Ныробцы, как это водится на Руси, прониклись сочувствием к человеку, которого охранники держали в яме, и стали тайком его подкармливать. Они давали детям еду, которую те украдкой бросали в яму. Однако дело это было раскрыто, и последовала кара: хозяева пяти из шести дворов (в шестом жил доносчик, разоблачивший остальных) были задержаны и отправлены в Казань, где на допросах один их них погиб. Завершилось дело в августе 1602 года, когда Михаил скончался и был похоронен недалеко от места заключения. В 1606 году по указанию Лжедмитрия I прах Михаила Романова был извлечен из земли, перевезен в Москву и захоронен в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Весьма любопытен факт: усланные в Казань крестьяне были возвращены в Ныробку еще только через год.
Жизнь Ныробки переменилась в 1613 году, когда престол занял Михаил Федорович, племянник Михаила Никитича. Он приказал построить в Ныробке церковь, определил сюда двух священников. В 1621 году Ныробка стала свободной экономической зоной - царь пожаловал деревню "обельной грамотой". В грамоте указывалось, что за выдающиеся заслуги в деле поддержки Ныробского узника пищей и в качестве компенсации за понесенный урон во время ссылки местных крестьян в Казань, деревня получала освобождение от налогов (действовало освобождение до 1720 года).
В 1704 году в селе строится богато украшенная каменными узорами Никольская церковь, которая стоит и поныне. На месте ямы Михаила Романова была поставлена часовня, а в 1736 году на месте могилы была выстроена еще одна церковь - Богоявленская. Внутри нее, у северной стены, хранилась важнейшая Ныробская реликвия - трехпудовые цепи, в которых Михаил содержался в яме. Местные жители были убеждены в их чудодейственности, по преданию от них исцелялись не только люди, но и домашний скот. При советской власти кандалы были перевезены в Чердынский краеведческий музей. Интересно, что история с цепями на этом не закончилась. На рубеже 20 и 21 века патриарх Московский и Всея Руси Алексий обратился в министерство культуры с просьбой о передаче священной реликвии в Новоспасский монастырь. Неизвестно, было ли Чердынскому музею действительно нечего терять, кроме своих цепей, но, так или иначе, их он терять не захотел. Следующим после Михаила Романова известным узником Ныроба стал Клим Ворошилов, который попал в эти края в 1913 году, как раз к юбилею царствующего дома. Условия, в которых содержался Ворошилов, были гораздо менее вредными для здоровья, чем в случае с Михаилом Никитичем - в качестве тюрьмы выступала не земляная яма, а двухэтажный деревянный хорошо отапливаемый дом.
Интересным памятником, повествующим о жизни Ныроба в веке 20-ом, является хранящаяся в Чердынском музее бумага, на которой написано: "Мы, трудовое крестьянство с. Ныроба и селений Томиловой и Карпечевой, даем слово, что не выпустим Советскую власть из мозолистых рук до тех пор, пока не осуществим диктатуру пролетариата и будем защищать с оружием в руках Советскую власть, которую мы и признаем единственной защитницей нашей жизни и объявляем всей буржуазии беспощадную борьбу вплоть до уничтожения ее как класса". Интересно, прочувствовали ли жители Ныроба, ставшего одной из столиц огромной лагерной империи построенной во имя Советской власти, ее заботу о себе? Вероятно, что да, ведь именно большое лагерное хозяйство, которое снабжалось через Ныроб, да собственная зона "на несколько тысяч посадочных мест" превратили небольшую деревню в 109 дворов (на начало 20 века) в поселок городского типа (с 1963 года), в котором проживают более 5000 человек. Вероятно, цифра эта в справочнике дана без учета обитателей исправительно-трудового учреждения.
Достопримичательности
Главная достопримечательность Ныроба - это комплекс сооружений, связанных с именем Михаила Романова. В первую очередь обращает на себя внимание сад, обнесенный красивой оградой - металлическими решетками на каменных столбах. Сад был сооружен в 1913 - 1915 году по проекту А.Н. Зеленина и окружал яму, в которой содержался высокородный узник и часовню над ней. В настоящее время часовни нет, и над ямой стоит ажурная беседка.
Невдалеке располагается удивительной красоты Никольская церковь 1704 года постройки. В путеводителях и описаниях говорят правду - нет ей равных в регионе по красоте и количеству каменных узоров. Про строительство церкви рассказывается легенда, что пришли в Ныроб люди неизвестные и стали возводить храм. Все что успевали сделать за день - тут же скрывалось под землей. А когда закончили - церковь вынырнула целиком, а строители, не взяв гонорара, убыли. Убыли туда, откуда пришли, то есть, также неизвестно куда. Церковь отапливается печами, трубы которых торчат из окон весьма оригинальным образом. По архитектурному стилю системы отопления можно заключить, что она была создана в более позднее время, ее датировка, вероятно, относится к рубежу 20 и 21 века. Но это - тема отдельного исследования. Как и причина недавней замены деревянного лемеха, покрывавшего все пять глав, на листовое железо зеленого цвета. Из-за роскоши Никольской церкви, можно не обратить внимания на "сарай" за ней. На самом деле, это остатки Богоявленской церкви возведенной в 1736 году. Ее единственная главка утрачена, что мешает идентификации сооружения как культового. В церкви находилась гробница Михаила Романова, а также и его цепи, хранящиеся в настоящее время в Чердынском краеведческом музее. Ансамбль двух церквей дополнялся еще высокой четырехъярусной колокольней, которая была разобрана в 1934 году. Нельзя также не отметить, что само село располагается в красивом месте на высоком холме, с которого открывается прекрасный вид в западном направлении на широкую пойму реки Колвы. Интерес представляют и рубленые деревянные дома, которые кое-где еще стоят на улицах поселка.
НЫРОБ, ЧЕРДЫНСКИЙ РАЙОН, ПОСЕЛОК ГОРОДСКОГО ТИПА Краткая характеристика: поселок городского типа на на р. Ныробка, правом притоке р. Люнва (левый приток р. Колва, впадающей в р. Вишера), центр Ныробского городского поселения. Население: 7 300 чел. (2002 г.). Ранее: 476 чел. (1869 г.), 896 чел. (1926 г.). Исторический очерк: поселение упоминается в письменных источниках с 1579 г. Первоначально – коми-пермяцкая д. Нырыб (коми-пермяки обитали здесь еще в нач. 18 в.). Ныр в коми-пермяцком языке означает «нос», ыб – «поле», т. е. «Носово поле», или «поле Носа» (в 1579 г. в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов). В 1601 г. в деревню из Москвы был отправлен в ссылку царем Борисом Годуновым Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя Михаила Романова, который здесь вскоре умер (по некоторым данным – убит). В 2001 г., по случаю 400-летия этого события, был совершен покаянный крестный ход Ныроб – Пермь – Екатеринбург длиной около 1 тыс. км. Между 1613 и 1617 гг., после постройки здесь деревянной Свято-Николаевской церкви, Ныроб получил статус погоста (центра округи из числа деревень, населенных черносошными (лично свободными) крестьянами), затем – села. В 1913 г. здесь отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов (в доме, где он жил, с 1932 г. до конца 1950-х гг. существовал мемориальный музей). В 1930 г. возник колхоз «Красный пахарь». 26 февр. 1951 г. при слиянии сельхозартелей «Красный пахарь», «Красный Урал», «Заря» и им. Ворошилова появился укрупненный колхоз им. Ворошилова (с 1957 г. – им. Свердлова, ликвидирован в 1968 г.). В 1930-х гг. здесь существовали Чердынский лесозаготовительный участок, рыбхоз, промкомбинат, Колвинский лесхоз, пихтоваренный завод. С 1964 г. работала вспомогательная школа. Центр Ныробского р-на (27 февр. 1924 – 10 июня 1931 г.), (20 окт. 1931 – 4 нояб. 1959 г.). Поселок городского типа со 2 янв. 1963 г. Ныроб являлся центром Ныробского поселкового совета (до янв. 2006 г.). Экономика: лесозаготовительное предприятие ООО «Колва-лес», Ныробский участок Березниковских электросетей, Колвинский лесхоз, исправительно-трудовое учреждение Ш-320, отделение связи. Здравоохранение: врачебная амбулатория, аптека № 52, база отдыха «Жемчужина Урала». Образование: учреждения нар. образования представлены средней школой им. Героя Советского Союза А. В. Флоренко (в ней находится музей истории школы, открыт в 1986 г., работает с 1994 г.), детской музыкальной школой, детсадом. Культура: учреждения культуры – Дом культуры, библиотека. С нояб. 1981 г. в Ныробе существовал филиал Чердынского краевед. музея (сгорел в 1993 г.). В бытность Ныробского района здесь выходила районная газ. «Ныробская правда» (1 янв. 1932 – 27 нояб. 1959 г.). Архитектура, достопримечательности: памятники В. И. Ленину и участникам Великой Отечественной войны; археологический памятник – Ныробское селище; здания каменных церквей Богоявленской (1736 г.) и Никольской (с 1704 г.), странноприимного дома (богадельни, 1913 – 1915 гг.). Место былого заточения боярина М. Н. Романова оформлено художественной решеткой, которая была выполнена в 1913 г. по эскизам пермского художника А. Н. Зеленина.Интересным памятником, повествующим о жизни Ныроба в веке 20-ом, является хранящаяся в Чердынском музее бумага, на которой написано: "Мы, трудовое крестьянство с. Ныроба и селений Томиловой и Карпечевой, даем слово, что не выпустим Советскую власть из мозолистых рук до тех пор, пока не осуществим диктатуру пролетариата и будем защищать с оружием в руках Советскую власть, которую мы и признаем единственной защитницей нашей жизни и объявляем всей буржуазии беспощадную борьбу вплоть до уничтожения ее как класса". Интересно, прочувствовали ли жители Ныроба, ставшего одной из столиц огромной лагерной империи построенной во имя Советской власти, ее заботу о себе? Вероятно, что да, ведь именно большое лагерное хозяйство, которое снабжалось через Ныроб, да собственная зона "на несколько тысяч посадочных мест" превратили небольшую деревню в 109 дворов (на начало 20 века) в поселок городского типа (с 1963 года), в котором проживают более 5000 человек.
Файл:I.jpg Никольский храм Неизвестная часовня Узкая улочкаПоселок – родина Алексея Васильевича Флоренко (1922 – 1944 гг.), артиллериста, Героя Советского Союза (1944 г.); Анатолия Павловича Субботина (род. 1957 г.), русского поэта и прозаика.Святым среди жителей края издавна считается Никольский родник. Его вода отличается изумительным вкусом. Местные жители связывают это с тем, что в течение длительного времени в нем была схоронена явленная икона Николая Чудотворца.
25 сентября 2017 г. 20:26 Пермский Край — Россия Сентябрь 2017
Сбылась моя давняя мечта: наконец-то мне удалось отправиться в путешествие на север Пермского края в составе туристической группы. Я увидела горы Среднего Урала, населенные пункты, входившие некогда в Чердынь Великую (село Пянтег, города Чердынь и Ныроб), завершила свое знакомство с культурой Западного Урала посещением Краеведческого музея и Художественной галереи города Перми.
Именно с Чердыни Великой пошло заселение Пермского края русскими. В XII веке новгородцы проложили северный путь через места, где сегодня располагается город Чердынь: по реке Колве на Печору. У тамошних жителей новгородцы обменивали свои товары на ценную северную пушнину, а также высокохудожественные серебряные изделия Сасанидов. Местные жители платили новгородцам дань, и название самой высокой горы в здешних местах звучит напоминанием об этом. Гора Полюд обязана своему названию полюдью, то есть дани, собираемой «по людям».
Потом, во времена монголо-татарого ига, когда пали некогда процветавшие государства, этот торговый путь был позабыт. Но после освобождения от татар и с началом объединения русских княжеств вокруг Москвы торговый путь с Уралом и Печорой возродился.
Завоевание и освоение Урала было невозможно без объединяющей идеи, которой стала православная вера. Около 1375 года миссионер Стефан, который впоследствии войдет в историю православной веры под именем святого Стефана Великопермского, создал для зырян (коми-зырян) письменность, которой до того они не имели. В качестве алфавита он использовал зырянские знаки на дереве, посредством которых охотники вели свою торговлю. С помощью созданной азбуки, состоявшей из 24 букв, Стефан перевел на язык зырян богослужебные книги и частично Священное Писание. Осенью 1379 года святой Стефан, благословленный московским патриархатом, отправился в Пермскую землю. Язычники-зыряне поклонялись стихиям (воде и огню), зверям и деревьям; главным их божеством была «Золотая баба» — каменный идол, которому приносилась в жертву лучшая часть добычи. Особым влиянием у зырян пользовались жрецы или волхвы, державшие в страхе и подчинении народ. Смерть ожидала каждого, кто осмелился бы коснуться их языческих верований. Положение для проповедника осложнялось еще и тем, что алчные великокняжеские сборщики дани озлобили зырян, поэтому все, что исходило из Москвы, казалось зырянам враждебным. Однако миссионерской деятельности Стефана Великопермского способствовали его талант проповедника, знание языка зырян и глубокая вера в правоту своего дела. Ему также помогла природная кротость зырян. Православно-просветительская деятельность Стефана Великопермского была успешной и в дальнейшем послужила основой христианизации чердынских земель.
1
ПЯНТЕГ
Путешествие нашей туристической группы начиналось с села Пянтег, что недалеко от Чердыни, куда мы добрались из Перми поздно вечером, чтобы переночевать на местной турбазе. Существует гипотеза, согласно которой изначально Чердынь начиналась (строилась) на месте, где сейчас находится это село. По одной из версий Пянтег — это имя языческого бога.
Утром прямо из окна нашей комнаты я увидела широкое речное раздолье Камы. Наскоро позавтракав, вышла на берег реки. Впала в меланхолическую задумчивость среди кедровых сосен, в сакральном месте древних племен коми, заселявших когда-то эти места. Сосны были похожи на экзотических чудищ в которых вселились духи древних: с мощными ветвями-руками, поднятыми к небу, оголенными корнями-ногами, держащими искривленные тела-стволы… Племена коми поклонялись кедровым соснам. Они, поселившись в этих местах, оставили многочисленные клады из предметов высокохудожественного серебра cаcсанидов, которые привозили в обмен на ценный мех в чердынские земли по рекам Каме и Волге, через Булгарское царство, из Сасанидской Персии и Византии…Такие блюда есть и в пермском краеведческом музее, и в столичных музеях. Посмотреть на это стоит: в этой поездке мы увидим древние артефакты в чердынском краеведческом музее.
1
1
1
Пройдя по берегу Камы, я увидела интересную шестигранную деревянную сторожевую башню с православной луковицей и крестом, увенчанную некогда деревянным шатром. Это самое старое на Урале деревянное строение, сохранившееся до наших дней: Богородицкая церковь, датируемая концом XV — началом XVI веков. Она старше знаменитых Кижей. Русские, осваивая уральские земли, построили на берегу Камы, в сакральном для коми месте, сначала сторожевую башню (оборонительное укрепление), а затем, утвердившись здесь, переделали ее в христианскую церковь.
4
В селе Пянтег находили и до сих пор находят фигурки пермского звериного стиля, закопанные древними племенами, называемыми некоторыми краеведами племенами Хранителей. Это большое количество захоронений металлических оберегов, амулетов, целого пантеона духов, так называемого Пермского звериного стиля древних племен. Мы их должны увидеть уже сегодня в Чердынском краеведческом музее. Можно их посмотреть и в Пермском краеведческом музее, и в музеях Петербурга и Москвы. По богатству образов и разнообразию предметов культура Пермского звериного стиля превосходит японские нэцкэ, а по символическому значению не уступает ритуальной системе ацтеков и майя. Хранители, чья цивилизация исчезла около тысячи лет назад, жили вдоль рек Выми, Вычегды, Камы, Колвы и Вишеры. Они занимались охотой, рыболовством, гончарным делом и металлургией; торговали с Ираном через Булгарское ханство, со Средиземноморьем через тюрков Хазанского каганата, с родственными племенами обских угров за Уральским хребтом. Системы сложных ритуалов, владение шаманскими техниками экстаза и, главное, знаменитые амулеты Пермского звериного стиля, отлитые из металла, создали Хранителям у соседних племен репутацию могущественных колдунов и всесильных магов. Интересно, что изготовлением литых фигурок звериного стиля занимались женщины Хранителей. Их мужчины изготавливали оружие. Под натиском племен коми и войск Волжской Булгарии, Хранители вначале были вытеснены в чердынские земли, а затем через ущелья Уральского хребта ушли в Зауралье, где растворились среди обских племен.
Перед последним походом Хранители захоронили в чердынских землях своих богов. Заселившие эти земли после ухода Хранителей племена коми создали легенды о таинственном народе Чудь, ушедшем под землю. Случайно раскопав амулет, коми в страхе стремились избавиться от «злого» и таинственного духа, бросив находку в воду. Постепенно в легендах коми живые Хранители превратились в духов здешних мест.
1
ЧЕРДЫНЬ
К обеду наша туристическая группа уже приехала в Чердынь. Основное мое ощущение в Чердыни — это ощущение свежести и угрюмой чистоты города. Низкое серое небо. Малолюдные улицы, почти без автомобилей и, конечно, без светофоров. Коровы, отдыхающие на холодной, мокрой от дождя земле на фоне старой церкви, невозмутимо жующие жвачку. Маленькая женщина-экскурсовод, взахлеб рассказывающая о своем родном городе. Я внимательно слушала ее, с интересом задавая уточняющие вопросы. Получила приглашение приезжать в гости и телефон… Видимо, чем дальше провинция от столицы, тем люди там более добры и гостеприимны, менее скаредны при своей мизерной, по сравнению со столичной, зарплате…
Самую высокую точку окрестностей — гору (камень) Полюд, похожий на застывший гребень волны, я впервые увидела с крутого берега реки Колвы в городе Чердыни. Говорят, на Полюде в стародавние времена разжигали тревожный костер, предупреждавший всех об опасности, приближении врагов, кочевников-вогулов.
1
Большое впечатление на меня произвел исторический рассказ о часовне, построенной в память о погибших родителях. При очередном нашествии на Чердынь вогулов все мужское население города вышло с оружием навстречу врагу. Но силы были неравные. Вогулов было значительно больше. Все чердынские мужчины погибли, но вогулы почему-то ушли, не тронув город и даже не войдя в него. Своей смертью мужчины спасли остававшихся в городе жен и детей. Дети выросли и построили в память об этом событии часовню…
Наиболее достоверные сведения о Чердыни относятся ко второй половине XV века — времени начала вхождения Перми Великой (Чердыни) в состав Московского государства. Вычегодско-Вымская летопись упоминает город с 1451 года. В то время на этих землях правили великопермские князья. Название города происходит от двух коми-пермяцких слов: «чер» — приток и «дын» — устье, — то есть «поселение, возникшее при устье ручья». Великопермские чердынские князья принимали христианство, становились московскими вассалами, но вассалами непокорными. В частности, во время войны Москвы с Казанью в 60-х годах XV века они отказались участвовать в походе, но без разрешения великого князя заключали военные союзы с соседями, вятичами, против вогулов (манси). Не разрывала Чердынь и своих отношений с Великим Новгородом. Первая попытка «крестити ко святей вере чердынцев» была предпринята епископом Питиримом. Попытка оказалась неудачной — Питирим был убит вогулами, которые активно сопротивлялись принятию христианства. В1462 году епископ Иона предпринимает «добавное» крещение чердынцев. В этом же году в Чердыни был основан первый на Западном Урале христианский Иоанно-Богословский мужской монастырь. После войны с Новгородом и его окончательного включения в Великое княжество Московское, Иван III воспользовался некими обидами, нанесенными в Чердыни московским купцам, в качестве предлога для вторжения. Весной 1472 г. московские полки под командованием воеводы стародубского князя Федора Пестрого разбили пермское войско и взяли в плен местного князя Михаила. Так окончательно было сломлено сопротивление местных правителей Чердыни московским властям
Скрытая непокорность (упрямство) чердынской земли проявилась, на мой взгляд, и в своеобразии христианского церковного убранства. Чердынь — центр распространения уникальной деревянной скульптуры, в целом нехарактерной для убранства русских церквей. Происхождение этого обычая неизвестно, не исключено, что он, как и обычай украшать церковные здания луковицами, привнесен много веков назад из Скандинавии. Однако пермские деревянные боги имеют ярко выраженные черты коми: раскосые глаза, выступающие скулы, темные волосы. Древнейшие скульптуры, сохранившиеся до наших дней, датируются XVII веком и находятся в Чердынсмком музее веры и в Пермской художественной галерее, но все они были найдены, в основном, на чердынской и соликамской земле. Особенно интересна, на мой взгляд, деревянная икона Святой Параскевы Пятницы, хранящаяся в пермской художественной галерее. День этой святой совпадает с днем поклонения древней языческой богине, изображаемой вместе со склоненными к ней слева и справа мифическими существами. По бокам от святой Параскевы на барельефе деревянной иконы также располагаются ангелы — один слева, другой справа. И языческий, и христианский праздники имеют похожую направленность — поклонение плодородию и материнству.
Еще один пример непокорности, но уже значительно более поздней исторически, удивил меня в Чердыни. Сюда был сослан во времена сталинизма известный поэт О. Мандельштам, сочинивший в самый разгар культа личности:
Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца —
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как червы, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычит.
Как подкову, дарит за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина
Стихотворение передавалось в устной форме в Москве самым доверенным людям. Кто-то из «доверенных» донес куда следует… О чердынской ссылке Мандельштама напоминает мемориальная доска на фасаде больницы.
НЫРОБ
«Ныр» в коми-пермяцком языке означает «нос», «ыб» — «поле», то есть «Носово поле», или «поле Но-са» (в Ныробе жил Иванко Нос, основатель местной фамилии Носов).
Я долго не хотела посещать этот поселок. Испытывала чувство противоречия. Мол, люди вначале издеваются над какой-либо грандиозной личностью, пытают, казнят. Потом, спустя некоторое время, возводят эту же личность в статус святого и начинают ей поклоняться, придумывая и создавая все новые и новые признаки святости не только замученного, но и здешних и около-здешних мест.
В 1601 году, во времена Бориса Годунова, в Ныроб был сослан (и вскоре здесь умер) боярин Михаил Никитич Романов, дядя будущего царя из династии Романовых, Михаила Федоровича. Этот заключённый был также двоюродным братом царя Федора Иоанновича, последнего представителя прямой линии Рюриковичей на российском престоле (по женской линии) и одним из самых богатых людей государства Российского. М. Н. Романов был красив и необыкновенно силен. Легенда гласит, что когда он, по прибытии в Ныроб, понял, какая его ожидает участь, то в порыве отчаяния, отшвырнул, перевернув, дорожную карету, в которой его сюда привезли. Боярина Романова, закованного в кандалы, заточили в яму. В этой яме он и должен был ждать своей смерти, мучаясь от голода и холода лютой северной зимой, грязный и немытый, лишенный возможности справлять свои естественные потребности в каком-либо другом месте. Жители Ныроба, как могли, помогали ссыльному вопреки воле тюремщиков, приносили ему еду. Наконец, устав ждать смерти боярина, тюремщики его задушили. Впоследствии, после прихода Романовых к власти, жители Ныроба были награждены обельной грамотой (освобождены от налогов).
До 1917 года помолиться в яме-темнице, где принял мученическую смерть боярин Романов, и припасть к его оковам стремились до шести тысяч паломников в год. В настоящее время оковы выставлены в экспозиции Чердынского краеведческого музея.
Сейчас стало модным снова возить туристов и паломников в эти места. Однако, как я заметила, посетители в основном жаждут получить некое чудесное избавление от собственных проблем различного направления. Совершенно не ясно, как можно, например, получить исцеление, прощение грехов и прочая, всего лишь побывав на месте лютой смерти боярина Романова или испив воды из здешнего «святого» источника. Тем не менее, я не жалею, что побывала здесь.
Сейчас Ныроб и все, что севернее — это зона тюрем. Следуя к достопримечательностям, связанным с именем Романова, видишь длиннющий забор с колючей проволокой с возвышающимися за ним тюремными строениями. Многих интересных личностей: как борцов за справедливость, так и пособников зла, — видели эти стены. В Ныробе отбывал ссылку будущий видный политический и военный деятель Советского государства К. Е. Ворошилов. Сюда свозили репрессированных во времена Сталина. Недавно здесь отбывал наказание (но почему-то спустя недолгое время был выпущен) один из последних аферистов нашего времени, Г. П. Грабовой.
Недалеко от великолепного Никольского храма, построенного в память о замученном боярине Романове, по инициативе администрации посёлка Ныроб и школьного краеведческого клуба «Патриот» установлен памятный деревянный знак в виде креста с надписью на табличке: «Знак установлен в память о репрессированных россиянах. 1 ноября 2003». Одному замученному боярину — великолепный храм, а тысячам замученных не царского звания — деревянный крест. Как говорится: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволену быку».
В поселке создается музей, причём руками людей, отбывающих здесь свой срок заключения или вышедших уже на свободу. Не знаю, как он будет потом называться. Сейчас это все подряд, что может кого-либо заинтересовать: предметы быта ушедшего века, фотографии потомков Романовых, приезжающих сюда из далекой заграницы, картины и костюмы эпохи смутного времени, в которые разрешают наряжаться туристам и прочая. Вообще, постоянно в Ныробе можно услышать фразу: «Это зэки делали».
Самое, на мой взгляд, интересное в Ныробе — это Никольский собор. В XVII веке царь Алексей Михайлович повелел в Ныробе построить церковь Николая Чудотворца (строительство было закончено в 1704 году). В советские годы в помещении храма располагалась почта. И лишь в 1995 году состоялось первое богослужение. Однако восстановление храма началось только во второй половине 90-х годов. А бывший ныробский заключенный Борис Сашин, обойдя в конце 90-х годов прошлого века многие московские монастыри, отвез в Ныроб некоторую сумму пожертвований и очень много духовной литературы.
Богато украшенный резьбой, каменный храм похож на узорочные церкви Соликамска и является единственным памятником Чердынского края, в котором использовано так много украшений барочного типа. Равные ему можно найти только в Соликамске, Великом Устюге и Вологде. Очевидно, под впечатлением необыкновенной красоты церкви возникла легенда о строителях, возводивших ее будто бы не на глазах у жителей, а глубокими ночами. На свет она явилась будто враз, как только поставили главы и кресты. Хорошо виден знаменитый «жучковый орнамент» или «жужалица» (как буквы Ж, стоящие рядом), часто встречающийся в архитектуре церквей «русского барокко», особенно на Урале. В нём зашифрованы буквы I и Х — «Иисус Христос». В стенах храма реставраторы обнаружили ниши с глиняными сосудами, которые улучшали акустику. Внутренняя кладка купола храма необычна — в ней выложены кресты Голгофы. В храме сохранились старинные фрески, которыми храм был украшен еще в начале XVIII века. На одной из них — святой мученик Христофор, который почитается как покровитель охотников. Интересно, я бы сказала, «языческое» изображение этого святого, которого еще называют Христофор-ПСЕголов. Это святой с головой пса. Раньше в день святого Христофора принято было кормить до отвала мясом быка всех собак. Опять языческие традиции! До сих пор на гербе Ныроба изображен бык…
1