- В 2 раза чаще будет ходить общественный транспорт в центре. Средний интервал движения сократился с 16 до 8 минут
- +39% прирост численности подвижного состава. Транспорта стало больше
- 17 магистральных маршрутов соединяют центр Москвы
- +43% увеличение пассажиропотока. Больше людей смогут пользоваться транспортом
- 370 автобусов, троллейбусов и трамваев в маршрутной сети
- +75% прирост числа жителей в пределах 30 минут езды от Лубянки. Жителям центра удобнее ездить домой
- 103 новых автобуса закуплено специально для проекта
- +117% прирост числа работников в пределах 30 минут езды от Лубянки. Удобнее ездить на работу на наземном транспорте.
В целом — чтобы общественный транспорт Москвы лучше отвечал запросам пассажиров. Конкретно эта сеть маршрутов — чтобы пассажирам было легче перемещаться в центре.
Мы хотим, чтобы пассажирам было удобно совершать повседневные поездки по Москве, полностью полагаясь на наземный общественный транспорт. Например, чтобы можно было приехать из своего района в центр по делам, переместиться в другую часть центра, чтобы встретиться с друзьями в кафе, потом вернуться домой — и всё это с помощью наземного транспорта.
Для этого транспорт должен ходить быстро и часто, быть вместительным и удобным и главное — ездить там, где нужно пассажирам. Запуск маршрутной сети «Магистраль» — один из шагов на пути к этой цели.
Что меняется?
Чтобы транспорт в центре стал удобнее, мы запускаем три типа маршрутов: магистральные, районные и социальные.
Магистральные маршруты основные и самые длинные. Они соединяют сразу несколько районов Москвы с центром и между собой, например, Ленинский с Ленинградским проспектом, Лужники и Семёновскую, Нагатинскую и Полежаевскую. Эти маршруты отмечены толстой линией на новой схеме. Интервал движения — 5 - 10 минут. Это самые быстрые и частые маршруты сети.
Районные маршруты более короткие: они соединяют районы с центром. На них легко добраться до магистрального маршрута или совершить короткую поездку. Интервал движения — 10 - 15 минут.
Социальные маршруты помогают жителям Москвы доехать до центров «Мои документы», поликлиник, паспортных столов и других социально значимых мест. Интервал движения — до 30 минут.
Ещё изменился подход к графику движения: транспорт переходит на тактовое расписание. Пассажиры будут знать, например, что в пиковое время магистральный автобус с Тверской улицы на Ленинский проспект ходит каждые восемь минут. И если человек пришёл на остановку, а перед ним закрылась дверь автобуса, то через восемь минут приедет следующий.
Что стало с маршрутами?
Популярные маршруты в центре мы сделали магистральными и выпрямили их, чтобы повысить скорость движения и сократить интервалы. Например, троллейбус 62 от «Ударника» по Ленинскому проспекту теперь называется м4, это магистральный маршрут с интервалом движения каждые четыре минуты.
Параллельно мы улучшаем схемы движения автомобилей и наземного транспорта, чтобы они не мешали друг другу.
В районе Долгоруковской и Баррикадной улиц теперь есть сквозное движение через Садовое кольцо. Раньше автобусы теряли 15 - 20 минут, чтобы выехать на Садовое, развернуться, проехать обратно и продолжить движение по маршруту. Теперь этот объезд не нужен, автобусы проходят прямо.
А что с ночными маршрутами?
Ночные маршруты тоже немного изменятся. н1, н2, н3, н4, н5 и н6 будут объединены единым пересадочным узлом на Славянской площади, около станции метро «Китай-город». Ночью эти маршруты будут съезжаться на Славянскую площадь, чтобы припозднившиеся пассажиры могли пересесть между ними и отправиться на другой конец города. Интервалы движения останутся прежними — 30 минут. Остальные круглосуточные маршруты останутся без изменений.
Со старыми понятно. А есть ли новые маршруты?
Один из новых маршрутов — автобус А от площади трёх вокзалов до Лужников. Теперь с вокзалов легко попасть в центр, проехать по бульварам и выехать на Комсомольский проспект. А на «Сапсан» можно поехать на автобусе.
Но А — не совсем новый маршрут. Ещё с начала XX века в Москве был трамвайный маршрут А, который курсировал по Бульварному кольцу. Маршрут многократно менялся, переносился и сокращался вплоть до 1991 года, когда его закрыли. В 1997 году маршрут восстановили по восточной части Бульварного кольца — от Калужской до Чистых прудов. Этот трамвайный маршрут москвичи называют «Аннушкой». Новый магистральный автобусный маршрут А идёт по западной части Бульварного кольца, продолжая традиции исторического маршрута прошлого века.
Другой пример — маршрут м1, который соединяет Ленинский и Ленинградский проспекты через центр. Можно сесть на Тверской и через 15 минут оказаться возле Парка Горького или поехать дальше по Ленинскому проспекту и выйти у Нескучного сада.
Раньше с севера по Цветному бульвару можно было добраться только до Трубной площади, дальше маршрут прерывался. Если нужно было доехать до Театральной или Лубянки, приходилось спускаться в метро. Теперь есть маршрут 38: — от Рижской до Неглинной, Большого театра, Лубянки и Китай-города без пересадок.
Наконец, мы восстановили движение транспорта по Большой Никитской — смотрите маршрут м6 от Нагатинской до Полежаевской. Некоторые маршруты, которые запускаются сейчас, не ходили в Москве с 1990-х годов.
Как разобраться в новой нумерации маршрутов?
Ближайшие несколько месяцев транспорт по маршрутам будет ходить с двумя номерами— новым и старым.
Специально для проекта мы создали новые остановочные флажки, карты и трафареты на автобусе. Первое время на трафаретах будут и старые, и новые номера маршрутов. На каждой остановке в центре есть схема движения со всеми остановками.
А почему новые маршруты быстрее?
Две причины: на маршрутах больше автобусов, а сами маршруты распрямились и почти полностью перешли на выделенные полосы.
Больше автобусов — значит, интервал движения короче, на остановках ждать меньше. Средний интервал движения по всей сети — 8 минут.
Благодаря выделенным полосам автобусы и троллейбусы идут быстрее. А так как у маршрутов больше нет неудобных объездных петель, пассажиры могут быстрее добраться до нужной остановки. Например, по центральному коридору вокруг Кремля автобусы уже сейчас будут ходить по выделенной полосе. Раньше из-за одностороннего движения в поездке вокруг Кремля можно было потерять до получаса.
А остановки тоже новые?
Некоторые — да. Мы устанавливаем 24 новые остановки в центре Москвы, 12 из которых расположены на участках, где общественный транспорт не курсировал с 90-х годов.
Также мы будем постепенно заменять старые остановки на новые, более удобные.
А почему именно наземный транспорт, а не метро?
Метро отлично работает на дальних расстояниях. Если вам нужно с Юго-Западной на Речной вокзал, то метро — самый быстрый способ добраться. Временем пересадок, спуска и подъема можно пренебречь.
Но на коротких дистанциях метро не так удобно: спуск, пересадки и подъем могут занять больше половины времени пути. Автобус или троллейбус идут медленнее, чем метро, но на коротких дистанциях вы будете доезжать быстрее и с меньшими усилиями.
Другая проблема метро в центре Москвы — станции стоят слишком далеко друг от друга. Среднее расстояние между нашими станциями метро — 1600 метров. В центре очень много мест, дорога от метро до которых занимает 15-20 минут пешком. По меркам современных транспортных систем это долго.
Для сравнения, в Париже среднее расстояние между станциями в центре — 400 метров. И всё равно в центре Парижа работает развитая сеть общественного транспорта.
На схеме синим отмечено расстояние, которое человек может пройти пешком за пять минут от метро. Всё серое требует 10-20 минут ходьбы:
Сеть «Магистраль» будет решать эту проблему за счет того, что остановки встречаются на пути чаще, чем станции метро, к тому же — по обеим сторонам движения. Не нужно далеко идти пешком — просто выходите на нужной остановке.
Наконец, из окна автобуса или троллейбуса можно рассматривать достопримечательности. Вы оцените это весной, когда дни будут длиннее, а на Тверской распустятся деревья.
Какие автобусы будут ходить?
На новые маршруты сети «Магистраль» мы закупили 103 новых автобуса. Это удобные современные автобусы с мягкими сидениями и кондиционерами.
Как теперь ездить?
Так же, как и раньше: приходите на остановку, проверяете маршруты по схеме, ждете 5-10 минут и садитесь в автобус или троллейбус нужного маршрута. В нем действуют все те же проездные документы, что и в других видах наземного транспорта, в том числе карты «Тройка».
Основной пересадочный узел магистральных маршрутов — Лубянка. Это значит, что вы сможете доехать практически в любой район Москвы или любую часть центра с одной пересадкой на Лубянке.
Почему спроектировали именно такие маршруты?
Рабочая группа «Московского транспорта» руководствовалась тремя критериями:
1. Высокий пассажиропоток и плотность . Маршруты должны проходить там, где они нужны людям острее всего: в густонаселенных районах и деловом центре.
2. Пешеходная доступность . Остановки должны быть в пешей доступности от большого количества торговых, культурных и деловых центров. Люди, которые работают в этом районе, должны иметь возможность пройти до остановки пешком.
3. Линейность и симметрия . Маршруты должны идти насколько возможно прямо, без петель и отклонений. А остановки должны стоять по обе стороны дороги, с возможностью перейти дорогу где-то неподалеку.
Кто был в рабочей группе?
Чтобы спроектировать эти маршруты, мы собрали всех, кто занимается транспортом в Москве: представителей ведомств, префектур, институтов градостроительства, активистов, блогеров и экспертов-урбанистов, а еще пригласили международных экспертов с опытом проектирования маршрутных сетей наземного транспорта.
Почему меня не спросили?
На самом деле вас спросили и вы ответили — но не словами, а делом.
Маршруты спроектировали специалисты, но основу для каждого решения предоставили сами пассажиры: то, сколько и как люди ездят по Москве было главным критерием, по которому мы ориентировались.
Мы собрали терабайт данных об использовании наземного транспорта Москвы:
статистику посадок и высадок, частоту и скорость движения, нагрузку на дороги и пересадочные узлы. С помощью сотовых данных мы получили точную картину движения каждого автобуса и человека в центре Москвы. Всего мы собирали данные из 30 источников.
В октябре 2016 года мы запускаем первую очередь маршрутов. Постепенно появятся новые маршруты, новые остановки и новые автобусы. Последняя очередь сети «Магистраль» будет запущена в 2017 году. Постепенно вместе с маршрутами мы усовершенствуем дорожную разметку и запустим выделенные полосы там, где они помогут движению.
Что в итоге?
Мы рассчитываем, что к 2017 году больше людей начнут пользоваться наземным транспортом, а сам наземный транспорт станет надежным и простым: автобусы и троллейбусы будут ходить с предсказуемым интервалом в 5-10 минут, маршруты будут удобными, а в самих автобусах и троллейбусах будет комфортно.
Мы измеряем эффективность изменений по изохронам — графикам, которые показывают, как далеко можно уехать из заданной точки за 30 минут:
У меня остались вопросы!
Будем рады на них ответить. Отправляйте вопросы, предложения и пожелания по развитию транспортной сети в приемной Московского транспорта или почтой: [email protected].
Маршрутная сеть наземного транспорта, получившая название "Магистраль". Новые маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев проходят по центру столицы и основным транспортным путям. Ходить транспорт будет и на участках, где не курсировал с 1990 годов. Запустят сеть 8 октября. Для чего она нужна, по каким маршрутам пройдет, как ей пользоваться и чего ждать в будущем – читайте в материале сайт.
При нажатии на схему откроется полная версия
Цифры
- Общественный транспорт в центре столицы будет ходить в 2 раза чаще. Средний интервал движения сократится с 16 до 8 минут;
- Центр столицы соединят 17 магистральных маршрутов;
- Всего маршрутная сеть будет включать в себя 370 автобусов, троллейбусов и трамваев;
- Для проекта специально закуплено 103 новых автобуса;
- Численность подвижного состава увеличится на 39 процентов;
- Городским транспортом сможет пользоваться больше людей, пассажиропоток вырастет на 43 процента.
Для чего нужна сеть
Первую очередь маршрутов запускают в октябре. Постепенно появятся новые маршруты, остановки и подвижной состав. Последнюю очередь "Магистрали" запустят в 2017 году. Вместе с маршрутами улучшат дорожную разметку и запустят выделенные полосы там, где они помогут движению.
Основная задача проекта – создать качественную инфраструктуру пассажирского транспорта в центре города, чтобы горожанам легче было перемещаться от одной точки к другой. Например, чтобы можно было на автобусе, троллейбусе или трамвае приехать из своего района в центр, свободно перемещаться по нему по своим делам, а вечером вернуться домой.
Маршруты сети общей протяженностью более 350 километров свяжут центр Москвы с отдаленными районами. Таким образом, совершая повседневные поездки по Москве, пассажиры смогут полностью положиться на общественный транспорт.
Маршруты
Новая транспортная сеть включает в себя три типа маршрутов: магистральные, районные и социальные.
Магистральные маршруты основные и самые длинные. Всего их будет 17. Интервал движения составит от 5 до 10 минут.
Они соединяют сразу несколько районов Москвы с центром и между собой. Так, Ленинский проспект свяжут с Ленинградским, Лужники с Семеновской, а Нагатинскую с Полежаевской.
Районные маршруты связывает районы с центром. Всего их будет 13, а интервал движения составит 10–15 минут. На них легко добраться до магистрального маршрута или совершить короткую поездку.
Социальные маршруты помогают жителям Москвы доехать до центров "Мои документы", поликлиник, паспортных столов и других социально значимых мест. Всего их будет семь, а интервал движения – до 30 минут.
График движения городского транспорта теперь будет тактовым. Например, если пассажир придет на остановку, а перед ним закроется дверь автобуса, он будет знать, через сколько точно минут придет следующий.
В названия магистральных маршрутов добавится буква "М" перед цифрой номера:
- м1 – по Ленинградскому проспекту;
- м2 – по Кутузовскому проспекту;
- м3 – по Пречистенке проспекту;
- м4 – по Ленинскому проспекту;
- м5 и м6 – по Варшавскому шоссе;
- м7 – по Рязанскому проспекту;
- м8 – по шоссе Энтузиастов;
- м9 – по проспекту Мира;
- м10 – по Новослободской улице.
Автобусный маршрут "А" также относится к магистральным. Он пройдет от площади трех вокзалов до Лужников. С начала ХХ века по данному маршруту курсировал одноименный трамвай, москвичи прозвали его "Аннушка".
Ночные маршруты Н1 , Н2 , Н3 , Н4 , Н5 и Н6 объединены единым пересадочным узлом на Славянской площади, около станции метро "Китай-город". Остальные круглосуточные маршруты останутся без изменений. Интервалы движения составят, как и прежде, 30 минут.
Районные и социальные маршруты просто пронумерованы. Первое время для удобства пассажиров транспорт по маршрутам будет ходить с двумя номерами – новым и старым.
Специально для проекта созданы новые остановочные флажки, карты и трафареты. Обновленные схемы движения разместят на остановках и в транспорте.
Движение маршрутов планируется обновить и на картах "Яндекса". Кроме того, первое время будут работать волонтеры и промоутеры, которые будут рассказывать о новых маршрутах.
Остановки и подвижной состав
Постепенно все остановки городского транспорта заменят на новые. На первом этапе в центре установили 24 новые остановки, причем 12 из них расположены на участках, где общественный транспорт не курсировал с 90-х годов.
Основной пересадочный узел магистральных маршрутов – Лубянка. Это значит, что доехать практически в любой район столицы или любую часть центра можно будет с одной пересадкой на Лубянке.
Подвижной состав также обновляется. Власти уже закупили 103 новых автобуса с мягкими сидениями и кондиционерами.
Более трёх десятков новых городских автобусных маршрутов готовятся к открытию в этом году в Москве. Планы столичных транспортников на ближайшие месяцы не дадут скучать пассажирам. Для многих направлений предстоит ещё отобрать перевозчиков и заключить с ними государственные контракты. За остальные новинки, будет отвечать «Мосгортранс».
«Новая модель»: всё по старым правилам?
Наибольшее количество открытий маршрутов ожидается в августе-октябре 2018 года, когда смогут начать работу перевозчики, отобранные по итогам конкурсов. Спустя два с небольшим года после проведения аукционов на обслуживание 211 маршрутов по назрела необходимость закрыть пробелы в охвате ещё несколько направлений. Их можно условно разделить на четыре группы – «работа над ошибками», «новые социальные», «Новая Москва» и «новые связи».
28 декабря 2017 года Правительством Москвы было подписано распоряжение № 763-РП «О заключении долгосрочных государственных контрактов на оказание услуг по транспортному обслуживанию населения на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении». На эти цели в ближайшие пять лет выделено дополнительно 8,88 млрд руб. (2018 год – 608,53 млн руб., 2019 год – 1 723 млн руб., 2020 год – 1 762 млн руб., 2021 год – 1 747 млн руб., 2022 год – 1 820 млн руб. и 2023 год – 1 220 млн руб.). Именно такими суммами сможет оперировать ГКУ «Организатор перевозок» под руководством Департамента транспорта Москвы, объявляя аукционы на право обслуживания новых маршрутов.
Как и в прошлый раз, перевозчики на маршрутах будут работать пять лет. А если точнее, оказание ими услуг должно закончиться через 2 009 календарных дней с момента заключения госконтракта. При этом на маршрут они должны выйти не позднее шести месяцев после подписания этого документа и затем выполнять перевозки в течение 1 826 дней. Разыграть между перевозчиками планируется 29 маршрутов, работать на которых будут 197 автобусов (145 большого, 18 среднего и 34 малого класса).
Раньше всего решили провести «работу над ошибками». Первые пять конкурсов «одного маршрута» были объявлены уже на следующий день после подписания вышеназванного распоряжения - 29 декабря 2017 года. Остальные 24 маршрута распределили по трём конкурсным предложениям, объявленным 30 января 2018 года.
Максимальная начальная цена контрактов по всем восьми закупкам, объявленным «Организатором перевозок» в декабре-январе, составляет 7,646 млрд руб. Ещё более миллиарда рублей, выделенных по тому же распоряжению, пока осталось «в запасе».
«Работа над ошибками»
Не на всех направлениях после запуска 211 маршрутов по правилам и последующей отмены «маршруток» удалось ликвидировать дефицит провозных возможностей. Кое-где в ход шло «выжимание» максимального количества рейсов из возможностей действующих контрактов (увеличение объёма перевозок на 10%). Где-то маршруты видоизменяли вплоть до переноса в другие районы города, где-то на подмогу призвали «Мосгортранс». И всё равно остались районы, в которых пришлось подумать об открытии дополнительных маршрутов. Которые, впрочем, во многом весьма напоминают старые. К этой группе можно отнести семь маршрутов.
- № 324 «Метро "Парк Победы" – 2-й Мосфильмовский переулок» ();
5 автобусов малого класса. Режим работы: ежедневно с 6:30 до 23:00. Средние интервалы движения в часы «пик» 15-20 мин., в остальное время до 30 мин. Трасса следования: ул. Барклая, Кутузовский просп., Большая Дорогомиловская ул., 2-й Брянский пер. (только к метро «Парк Победы»), пл. Киевского вокзала, Бережковская наб., Воробьевское шоссе, Мосфильмовская ул., ул. Пырьева.
- № 333 «Улица Федосьино – Метро "Юго-Западная"» ();
9 автобусов большого класса. Режим работы: в будни с 5:30 до 0:30, по выходным дням с 7:00 до 23:30. Средние интервалы движения в часы «пик» 10 мин., в остальное время – 20-30 мин. Трасса следования: ул. Скульптора Мухиной, Чоботовская ул., Боровское шоссе, Озёрная ул., Мичуринский просп., Никулинская ул., ул. Покрышкина, просп. Вернадского.
- № 449 «Станция Перово – Метро "Черкизовская"» ();
15 автобусов большого класса. Режим работы: в будни с 5:30 до 0:30, по выходным дням с 6:30 до 0:30. Средние интервалы движения в часы «пик» 9 мин., в остальное время 15-20 мин. (вечером – 30 мин.). Трасса следования: Кусковская ул., ул. Плеханова, Зелёный просп., Новогиреевская ул., Федеративный просп., Свободный просп., Большой Купавенский пр., 15-я Парковая ул., Щёлковское шоссе, Большая Черкизовская ул.
- № 456к «8-й микрорайон Митина – Улица Серёгина» ();
9 автобусов среднего класса. Режим работы: в будни с 6:30 до 23:00, по выходным дням с 7:00 до 23:30. Средние интервалы движения в часы «пик» 15 мин., в остальное время 20-30 мин. Трасса следования: ул. Генерала Белобородова, Дубравная ул., Пятницкое шоссе, Волоколамское шоссе, Ленинградский просп.
- № 551к «Ветеринарная академия – Больница имени Семашко» ();
6 автобусов малого класса. Режим работы: ежедневно с 6:00 до 23:00. Средние интервалы движения в часы «пик» 15 мин., в остальное время 20-30 мин. Трасса следования: ул. Юных Ленинцев, ул. Академика Скрябина, Волгоградский просп.; ул. Маршала Чуйкова и ул. Юных Ленинцев (только к Ветеринарной академии), Волжский бульв., Краснодонская ул., Ставропольская ул., Новороссийская ул., Краснодарская ул., Совхозная ул.
- № 580 «Платформа Чухлинка – Самаркандский бульвар» ();
8 автобусов малого класса. Режим работы: ежедневно с 5:30 до 23:00. Средние интервалы движения в часы «пик» 10-12 мин., в остальное время 15-30 мин. Трасса следования: ул. Коновалова, ул. Михайлова, Яснополянская ул., 1-й Вешняковский пр., ул. Паперника, Рязанский просп., ул. Вострухина, ул. Хлобыстова, Ташкентская ул., Ташкентский пер., Самаркандский бульв.
- № 974 «3-й микрорайон Новокосина – Метро "Черкизовская"» ().
20 автобусов большого класса. Режим работы: в будни с 5:30 до 1:30, по выходным дням с 5:30 до 0:30. Средние интервалы движения в часы «пик» 7 мин., в остальное время 15-20 мин. (вечером – 30 мин.). Трасса следования: ул. Николая Старостина, Новокосинская ул., Городецкая ул., Носовихинское шоссе, Кетчерская ул., ул. Старый Гай, Вешняковская ул., Свободный просп., Большой Купавенский пр., 15-я Парковая ул., Щёлковское шоссе, Большая Черкизовская ул.
Маршрут № 333 приготовлен в поддержку маршруту № 330 «Улица Федосьино – Метро "Ясенево"» на наиболее загруженном участке от района Новопеределкино до ближайшей станции метро по трассе его следования. Кроме того, он позволит быстрее добираться из Новопеределкина до «Юго-Западной», так как следует без заезда в микрорайоны Солнцева по улицам Авиаторов, Волынской и 50-летия Октября, а будет идти прямиком по Боровскому шоссе.
Маршрут № 324 на участке от 2-го Мосфильмовского переулка до Киевского вокзала разгрузит маршрут № 320 , с которым здесь полностью совпадает по трассе, являясь его полуэкспрессным вариантом. Однако новый маршрут станет длиннее, доходя до метро «Парк Победы».
Маршрут № 580 объединит в себе сразу два проблемных участка, обслуживаемых маршрутами №№ 51к и 410 .
Буква «к» в номере маршрута № 456к не обманывает – это действительно просто укороченная версия маршрута № 456 (от района Митино до середины Ленинградского проспекта). Маршрут № 551к не так прост: он усилит маршрут № 551 на срединном участке трассы, но его конечные отстоят несколько в стороне от линии «старого» маршрута.
Два новых маршрута (№№ 449 и 974 ) до лета 2016 года вполне успешно работали в ином формате – как «маршрутки» №№ 249м и 274м . На беду пассажиров, они проходили в «пилотный район» Измайлово, в котором при реализации транспортной реформы пробовали обойтись силами одного «Мосгортранса», по минимуму компенсируя не обслуживаемые им уникальные транспортные связи.
Маршруты №№ 324, 333, 456к, 551к, 580 являются дополнениями к маршрутам №№ 51к, 320, 330, 410, 456, 551 . Для того, чтобы навести порядок с перевозками на участках их совместного следования, было бы неплохо в 2021 году (после окончания действия контрактов, заключённых в 2015-2016 годах) заново просчитать потребность в перевозках и пересмотреть трассы маршрутов. Но новые контракты планируется заключать тоже на «традиционные» пять лет. А значит, через три года контрактные обязательства не позволят сформировать оптимальные маршруты «с нуля».
«Новые социальные»
Несколько маршрутов с подчас замысловатыми трассами откроют для связи местных жителей с социальными объектами (поликлиники, центры оказания госуслуг и другие). Они продолжат линейку «С »-маршрутов, которых после прошлогодних изменений насчитывается уже 12, а к концу этого года станет как минимум в полтора раза больше. Предусмотренного количества автобусов для них должно хватить для обеспечения «социальных» интервалов движения – каждые 20-30 минут.
- № С13 «Ул. Новаторов – Ул. Новаторов» ();
2 автобуса большого класса. Режим работы: ежедневно с 7:00 до 20:30. Средние интервалы движения 30 мин. Трасса следования: одностороннее кольцо – ул. Новаторов, ул. Обручева, ул. Академика Волгина, ул. Миклухо-Маклая, ул. Академика Опарина, ул. Саморы Машела, Ленинский просп., ул. Новаторов.
- № С14 «Пр. Карамзина – МФЦ Тёплый Стан» ();
3 автобуса большого класса. Режим работы: в будни с 7:00 до 21:00, по выходным дням с 8:00 до 20:00. Средние интервалы движения 30 мин. Трасса следования: ул. Инессы Арманд, Голубинская ул., ул. Паустовского, Литовский бульв., ул. Рокотова, Соловьиный пр.; Севастопольский просп. (только от пр. Карамзина), ул. Айвазовского, Тарусская ул. (обратно – Ясногорская ул.), Новоясеневский просп., ул. Тёплый Стан, ул. Академика Варги.
- № С15 «Ст. Лосиноостровская – МФЦ Ярославский» ();
7 автобусов большого класса. Режим работы: в будни с 6:00 до 23:00, по выходным дням с 7:00 до 22:00. Средние интервалы движения в часы «пик» 20 мин., в остальное время до 30 мин. Трасса следования: Анадырский пр., Минусинская ул., ул. Коминтерна, ул. Менжинского, ул. Летчика Бабушкина (только от ст. Лосиноостровская), Печорская ул., Енисейская ул., ул. Менжинского, пр. Шокальского, Заревый пр., Широкая ул., Осташковская ул., МКАД, Ярославское шоссе (обратно также по ул. Проходчиков и ул. Ротерта), Малыгинский пр., ул. Проходчиков (обратно также по Ярославскому шоссе).
- № С16 «9-й микрорайон Кожухова – Косинская фабрика» ();
4 автобуса большого класса. Режим работы: в будни с 6:00 до 21:00, по выходным дням с 7:00 до 21:00. Средние интервалы движения в часы «пик» 20 мин., в остальное время – до 30 мин. Трасса следования: Лухмановская ул., ул. Руднёвка, Салтыковская ул., Святоозёрская ул., Лухмановская ул., Косинское шоссе, Салтыковская ул., Каскадная ул., 4-й Поселковый пр., Златоустовская ул., ул. Свердлова, ул. Михельсона (обратно – Лениногорская ул.), Поселковая ул., Большая Косинская ул.
- № С17 «Улица Кравченко – Станция Очаково» ();
7 автобусов большого класса. Режим работы: ежедневно с 7:00 до 21:30. Средние интервалы движения: 15-20 мин. Трасса следования: просп. Вернадского (обратно заезд через ул. Кравченко), ул. Удальцова, ул. Коштоянца, пр. Олимпийской Деревни, Никулинский пр., ул. Академика Анохина, ул. Покрышкина, Никулинская ул., Проектируемый проезд 1980, Большая Очаковская ул., ул. Лобачевского, Аминьевское шоссе, Очаковское шоссе, пр. Стройкомбината.
Ещё один «социальный» маршрут откроется в Новой Москве.
«Новая Москва»
Полученная от Московской области дорожная инфраструктура оказалась настолько громоздкой и отстающей от столичных стандартов, что даже спустя пять лет не везде её успели улучшить. Если легковые автомобили наловчились ездить по дорогам даже с временным щебёночным покрытием, то регулярные автобусные перевозки в таких условиях не запустить.
Отчасти это явилось причиной того, что в Новой Москве городские «маршрутки» остались - после того, как их отменили в «старой Москве» и Зеленограде. А жители деревень Евсеево и Кувекино до сих пор вспоминают, как от них в «областные» времена ходила «маршрутка» до Ватутинок и метро «Тёплый Стан». Как позже оказалась, она работала без необходимых разрешений. А «по всем правилам» новый маршрут организовать не вышло: необходимо реконструировать и расширить несколько километров не самой стратегически важной дороги. Ничего не изменится в транспортной доступности этих деревень и в 2018 году. Но зато повезёт другим.
Впервые в истории автобусное сообщение получат сразу несколько населённых пунктов поселения Рязановское. Автобусы дойдут и до улицы Промышленной на окраине Троицка, а также в близлежащее село Пучково. Деревня Шеломово получит связь с посёлком Киевский и станциями Бекасово-1 и Бекасово-Сортировочное. Коммерческие микроавтобусы, связывающие метро «Юго-Западная», г. Московский, пос. Мосрентген и Южное Бутово с торговым центром «МЕГА Тёплый Стан», заменят на автобусы большого класса, работающие по утвержденному городскому тарифному меню.
- № 301 «Промышленная ул. – Троицк (Торговый центр)» ();
4 автобуса большого класса. Режим работы: ежедневно с 6:00 до 22:30. Средние интервалы движения в часы «пик» 20 мин., в остальное время до 30 мин. Трасса следования: Промышленная ул., Квантовая ул., Красная Пахра, Калужское шоссе, Физическая ул., Солнечная ул., Октябрьский просп., Большая Октябрьская ул., Академическая пл.
- № 302 «Троицк (микрорайон "В") – Пучково» ();
2 автобуса малого класса. Режим работы: ежедневно с 5:30 до 0:00. Средние интервалы движения в часы «пик» 15 мин., в остальное время до 30 мин. Трасса следования: ул. Полковника Милиции Курочкина, с. Пучково, Троицкая ул.
- № 305 «станция Рассудово – Зверево» ();
4 автобуса среднего класса. Режим работы: ежедневно с 5:30 до 23:30. Средние интервалы движения 20-30 мин. Трасса следования: пос. Рассудово, ул. Генерала Донскова.
- № 306 «станция Бекасово-1 – Станция Бекасово-Сортировочная» ();
3 автобуса малого класса. Режим работы: ежедневно с 5:30 до 23:00. Средние интервалы движения в часы «пик» 15 мин., в остальное время до 30 мин. Трасса следования: Бекасовская ул., Киевское шоссе, пос. Киевский, Киевское шоссе, Центральная ул., Февральская ул., Центральная ул.
- № 307 «Посёлок совхоза Крёкшино – станция Кокошкино» ();
4 автобуса малого класса. Режим работы: в будни с 5:30 до 23:30, по выходным дням с 6:30 до 23:30. Средние интервалы движения в часы «пик» 20 мин., в остальное время 30-60 мин. Трасса следования: пос. совхоза Крёкшино, Озёрная ул., дер. Крёкшино, Боровское шоссе, Железнодорожная ул.
- № 308 «Посёлок совхоза Крёкшино – станция Крёкшино» ();
2 автобуса малого класса. Режим работы: в будни с 6:30 до 23:30, по выходным дням с 7:00 до 23:00. Средние интервалы движения в часы «пик» 15 мин., в остальное время 20-30 мин. Трасса следования: пос. совхоза Крёкшино, Озёрная ул., 1-я Железнодорожная ул.
- № 446 «ТЦ МЕГА Тёплый Стан – Солнечная ул., 13» ();
10 автобусов большого класса. Режим работы: с 6:30 до 0:00. Средние интервалы движения 15-30 мин. Трасса следования: ТЦ МЕГА Тёплый Стан, Проектируемый проезд 139, ул. Героя России Соломатина, Институтский пр., ул. Адмирала Корнилова, Киевское шоссе, Проектируемый проезд 5258, Проектируемый проезд 5259, Проектируемый проезд 5562, Валуевское шоссе, ул. Хабарова (обратно также Радужная ул. и Радужный пр.), Солнечная ул.
- № 485
14 автобусов большого класса. Режим работы: в будни с 5:30 до 1:00, по выходным дням с 5:30 до 0:30. Средние интервалы движения в часы «пик» 10 мин., в остальное время 12-30 мин. Трасса следования: ТЦ МЕГА Тёплый Стан, Проектируемый проезд 139, пос. Мосрентген, Проектируемый проезд 139, ул. Героя России Соломатина, Институтский пр., Проектируемый проезд 133, Проектируемый проезд 134, ул. Адмирала Корнилова, Киевское шоссе, Ленинский просп., просп. Вернадского.
- № 509 «Станция Щербинка – Ерино» ();
4 автобуса малого класса. Режим работы: в будни с 6:00 до 23:00, по выходным дням с 6:00 до 0:00. Средние интервалы движения в часы «пик» 30 мин., в остальное время 60 мин. Трасса следования: Бутовский тупик, Новостроевская ул., ул. Степана Эрьзи, Староникольская ул., Остафьевское шоссе, Троицкая ул., Рязановское шоссе, пос. Фабрики им. 1 Мая, Мостовское, Раздолье, Армазово, Рыбино, Центральная ул., пос. Ерино.
- № 509к «Станция Щербинка – Мостовское» ();
2 автобуса среднего класса. Режим работы: в будни с 6:00 до 22:00, по выходным дням с 6:30 до 21:30. Средние интервалы движения в часы «пик» 30 мин., в остальное время 60 мин. Трасса следования: Бутовский тупик, Новостроевская ул., ул. Степана Эрьзи, Староникольская ул., Остафьевское шоссе, Троицкая ул., Рязановское шоссе, пос. Фабрики им. 1 Мая, Мостовское.
- № 953 «ТЦ МЕГА Тёплый Стан – Метро "Юго-Западная"» ();
6 автобусов большого класса. Режим работы: в будни с 6:30 до 1:00. Средние интервалы движения 10-12 мин., в ранние утренние и поздние вечерние часы 20-30 мин. Трасса следования: ТЦ МЕГА Тёплый Стан, МКАД, Ленинский просп., просп. Вернадского.
- № 967 «ТЦ МЕГА Тёплый Стан – Микрорайон Бутовские аллеи» ();
11 автобусов большого класса. Режим работы: ежедневно с 5:00 до 0:00. Средние интервалы движения 12 мин., в ранние утренние и поздние вечерние часы 20-30 мин. Трасса следования: ТЦ МЕГА Тёплый Стан, МКАД, Куликовская ул. (обратно – Проектируемый проезд 680), ул. Поляны, Скобелевская ул., бульв. Адмирала Ушакова, Венёвская ул., Южнобутовская ул. (обратно также Проектируемый проезд 875 и ул. Адмирала Лазарева), Бунинская аллея, ул. Адмирала Лазарев, Проектируемый проезд 653, ул. Академика Семёнова, Проектируемый проезд 941, ул. Александры Монаховой.
- № С18 «Нововатутинский просп. – Нововатутинский просп.»().
3 автобуса среднего класса. Режим работы: ежедневно с 6:30 до 22:00, по выходным дням до 21:00. Средние интервалы движения в часы «пик» 20 мин., в остальное время 30 мин. Трасса следования: одностороннее кольцо – Нововатутинский просп., Чароитовая ул., Калужское шоссе, Офицерская ул., ул. Дмитрия Рябинкина, 1-я Ватутинская ул.. Калужское шоссе, Чароитовая ул., Нововатутинский просп.
Вдоль линии маршрута № С18 движение автобусов организовали до конкурса, продлив для этой цели маршрут № 891 «Метро "Тёплый Стан" – Нововатутинский просп.». По его старой трассе часть автобусов продолжила работу под № 891к . После открытия маршрута № С18 маршрут № 891 сможет спрямиться, соединяя пос. Ватутинки с «Тёплым Станом» без заезда в мкрн. Новые Ватутинки.
По всей видимости, одновременно с открытием в Новой Москве маршрутов по регулярным тарифам №№ 306, 307, 308, 446, 485, 953, 967 прекратят работу аналогичные им «маршрутки» №№ 22, 50, 46, 1011, 953, 967 . «Попросят» уйти коммерческих перевозчиков и с направлений, которые дублируются уже существующими маршрутами «Мосгортранса», - №№ 304, 398, 433, 504, 512, 521, 531, 577, 590, 592, 600, 804, 882, 887, 895, 952, 985 .
Менее понятна пока судьба маршрутов №№ 53, 522, 548, 885, 894 а также №№ 1, 2, 4 в районе станции Щербинка, ведь их не повторяют ни действующие, ни планируемые городские московские маршруты по регулируемыми тарифами.
Новые связки
Ещё несколько новых маршрутов ответственны за формирование дополнительных транспортных связей в «старой Москве».
- № 300 «Беловежская ул. – Метро "Петровско-Разумовская"» ();
20 автобусов большого класса. Режим работы: по рабочим дням с 5:30 до 0:30, по выходным дням с 6:30 до 0:30. Средние интервалы движения в часы «пик» 8 мин., в остальное время 15-20 мин. (поздно вечером – 30 мин.). Трасса следования: Беловежская ул., ул. Толбухина, Запорожская ул., ул. Кубинка, ул. Боженко, Ярцевская ул., Крылатская ул., ул. Нижние Мневники, ул. Народного Ополчения, ул. Алабяна, Большая Академическая ул., ул. Линии Октябрьской Железной Дороги (обратно также – Локомотивный пр.).
- № 325 «Матвеевское – Метро "Раменки"» ();
4 автобуса большого класса. Режим работы: по рабочим дням с 6:00 до 23:00, по выходным дням с 7:00 до 22:00. Средние интервалы движения в часы «пик» 15 мин., в остальное время – 20-30 мин. Трасса следования: Веерная ул., Матвеевская ул., Аминьевское шоссе, ул. Лобачевского, Мичуринский просп.
- № 327 «Метро "Бульвар Рокоссовского" – Метро "Бульвар Рокоссовского"» ();
3 автобуса большого класса. Режим работы: ежедневно с 7:00 до 21:30. Средние интервалы движения в часы «пик» 15 мин., в остальное время – 20 мин. Трасса следования: одностороннее кольцо – Ивантеевская ул., Открытое шоссе, Лосиноостровская ул., Пермская ул., Лосиноостровская ул., Открытое шоссе, Ивантеевская ул.
- № 523 «5-й микрорайон Северного Бутова – Станция Бутово» ();
6 автобусов большого класса. Режим работы: по рабочим дням с 5:30 до 0:00, по выходным дням с 6:00 до 0:00. Средние интервалы движения в часы «пик» 12 мин., в остальное время 20-30 мин. Трасса следования: Старобитцевская ул., Старокачаловская ул., бульв. Дмитрия Донского, ул. Академика Глушко, ул. Поляны, Скобелевская ул.; Веневская ул. (только от 5-го микрорайона Северного Бутова), Проектируемый проезд 666, 1-й Миргородский пер.
С помощью маршрута № 327 промзона на Пермской улице наконец-то получит прямое сообщение с ближайшей станцией метро, открывшейся более четверти века назад. Районы Северное и Южное Бутово соединит ещё один маршрут – № 523 , обеспечивающий подвоз к станции Бутово, через которую пройдёт одна из двух первых линий . Маршрут № 300 вместе с преобразованным из обеспечит прямое сообщение по большей части Северо-Западной хорды, включая Алабяно-Балтийский тоннель. Благодаря маршруту № 325 столичный район Матвеевское получит связь со станцией метро «Раменки», заработавшей в прошлом году.
Метро ещё копают, а маршруты уже начертили
Количество станций московского метро в этом году обязательно увеличится. Но информация об изменении маршрутов общественного транспорта будет обнародована ближе к датам открытия новых линий. Тем не менее, два изменения в работе городских маршрутов запланировано уже с учётом недостроенной станции метро «Окружная», запуск которой по оптимистичным прогнозам случится весной этого года.
Маршрут № 24к «Гостиницы ВДНХ – Метро Марьина Роща» в сторону Марьиной Рощи будет выезжать от гостиниц по проектируемому проезду 1564А и Гостиничному проезду, где запланирована остановка «Метро "Окружная"», далее выезжая на Гостиничную улицу и затем на свой привычный маршрут.
А автобусный маршрут № 677к не останется у станций метро и МЦК «Владыкино», сократившись до станции Окружная. Однако разворот будет совершать по новой трассе – через Локомотивный пр., Станционную ул., Гостиничный пр., Гостиничную ул., Станционную ул. с вводом остановки «Метро "Окружная"».
Не исключено, что к открытию метро будет приурочено и изменение троллейбусного маршрута № 36 «ВДНХ (южный вход) – Бескудниковский переулок». Его трасса должна пройти по Дмитровскому шоссе до конечной остановки «Дмитровское шоссе, 155». При этом он покинет Селигерскую улицу и Бескудниковские переулок с бульваром. В конце года на это направление планируется выпуск электробусов и инфраструктура для его обслуживания готовится уже с учётом новой трассы.
Первые маршруты электробусов
Начатая «Мосгортрансом» при положительном темпе развитии событий должна увенчаться появлением первых пассажирских линий, обслуживаемых полностью подвижным составом нового типа. По календарному графику поставки новой техники в сентябре-ноябре 2018 года в Москву должны прибыть серийные образцы, а общее количество работающих электробусов к концу года должно достигнуть 300 единиц.
В конкурсной документации можно обнаружить номера 20 маршрутов, которые собираются обслуживать электробусами уже в 2018 году. С учётом их трасс определены и места установки зарядных станций для ультрабыстрой зарядки.
Восемь таких маршрутов сейчас являются троллейбусными:
- № 7 «Метро "Парк Победы" – Кинотеатр "Ударник"»;
- № 34к «Ул. Кравченко – Киевский вокзал»;
- № 36 «ВДНХ (южн.) – Дмитровское шоссе, 155»;
- № 42 «Рижский вокзал – Метро "Динамо"»;
- № 73
- № 76 «Холмогорская ул. – Метро "ВДНХ"»;
- № 80 «6-й микрорайон Бибирева – Осташковская ул.»;
- № 83 «Уссурийская ул. – Метро "Преображенская площадь"».
Ещё двенадцать - автобусными, но четыре из них ранее обслуживались троллейбусами:
- № Т25 «Просп. Будённого – Метро "Лубянка"»;
- № 31 «Осташковская ул. – Метро "Бибирево"»;
- № 33 «ВДНХ (южн.) – Метро "Владыкино"»;
- № 53 «Метро "Бибирево" – Метро "Владыкино"»;
- № Т88 «Просп. Будённого – Комсомольская пл.»;
- № 107 «Метро "Филёвский парк" – Платф. Матвеевская»;
- № 649 «Ясный пр. – Осташковская ул.»;
- № 705 «Абрамцевская ул. - Метро "Бибирево"»;
- № 778 «Рижский вокзал – Спартаковская пл.»;
- № 832 «Крылатское – Спортцентр "Крылатское"»;
- Б «Садовое кольцо» (внутреннее);
- Б «Садовое кольцо» (внешнее).
Троллейбусы или автобусы?
Департаментом транспорта Москвы утверждены изменения в реестре городских маршрутов регулярных перевозок, по которым на нескольких направлениях троллейбусные перевозки должны быть заменены автобусными. Острой технической необходимости в этом нет, ведь на площади Тверская застава продолжается монтаж контактной сети, предусмотренный проектом реконструкции.
В дополнение к и маршрутам, продлённым ещё в начале осени, троллейбусные маршруты №№ 20 «Серебряный бор – Белорусский вокзал», 70 «Братцево – Белорусский вокзал», 82 «Больница МПС – Белорусский вокзал» и 56 «Базовская улица – 2-й Лесной переулок» тоже смогут достичь Тверской заставы без смены вида транспорта. Восстанавливаемая контактная сеть также позволит возобновить обслуживание троллейбусами маршрута № 18 . Однако будут ли ездить троллейбусы по Тверской заставе, пока неизвестно.
Целесообразность продления маршрута № 82 к Тверской заставе вообще вызывает вопросы. В своё время он был организован в качестве замены трамвайной линии, снятой с Ленинградского проспекта и 1-го Боткинского проезда. Связь района, прилегающего к больнице имени Боткина, с Ленинградским проспектом по условиям дорожного движения возможна лишь с оттянутым разворотом под Тверским путепроводом. Увеличивать этот заезд на лишний километр с несколькими светофорными объектами на пути будет только ухудшением условий перевозки пассажиров, ради которых маршрут в своё время появился. При этом связь Тверской заставы с Ленинградским проспектом и началом Волоколамского шоссе обеспечивают маршруты №№ м1, Н1, 456, 904, 904к , к которым ещё может присоединиться и маршрут № 70 (Т70) .
Отголоски «Моей улицы»
Ориентировочно в апреле должен заработать автобусный маршрут № 216 «Стадион Лужники (южн.) – Метро "Краснопресненская"». Его трасса пройдёт по набережным Москвы-реки, реконструированным в 2017 году с учётом организации регулярного пассажирского сообщения. Автобусы проследуют по Новолужнецкому пр., Лужнецкой и Фрунзенской наб., ул. Хамовнический вал, Лужнецкому и Новодевичьему пр., Саввинской, Ростовской, Смоленской и Краснопресненской наб., пл. Свободной России, Конюшковской ул. и ул. Заморёнова. На маршруте планируется работа четырёх автобусов среднего и большого класса. Пассажиров примут новые остановки «Новодевичье кладбище», «Новодевичий монастырь», «Новодевичий пр.», «Саввинская наб.», «Московский шёлк», «2-й пер. Тружеников», «Мост Богдана Хмельницкого», «Смоленская наб.» и «Новоарбатский мост».
Ещё больше маршрутов для МЦК
В ближайшие недели с большой вероятностью будет поставлена точка в вопросе подвоза пассажиров к станции МЦК Лихоборы. Новая подъездная дорога (Проектируемый проезд № 490) ещё осенью 2016 года пребывала в высокой степени готовности. Однако до сих пор движение автобусов по ней не было организовано. За полтора года, прошедшие с момента включения автобусных маршрутов до станции Лихоборы в городской реестр, один из них, не проработав и дня, успел сменить номер. «Виртуальному» маршруту № 123к «Метро "Петровско-Разумовская" – Ст. Лихоборы» присвоен № 323 , под которым он и начнёт работу. Он пройдёт по Локомотивному пр., ул. Линии Октябрьской железной дороги, Большой Академической ул., 4-му Новомихалковскому пр. и Проектируемому проезду № 490.
От остановки «НАМИ» должны переехать к станции Лихоборы и конечные остановки автобусных маршрутов №№ 22 «Ул. 8 Марта – НАМИ» и 139 «Метро "Водный стадион" – НАМИ».
Восстановленный с 26 декабря 2017 года после открытия реконструированного Белокаменного путепровода автобусный маршрут № 75 по-прежнему не заезжает к предусмотренной реестром остановке «Станция Белокаменная» между остановками «Учебный центр Минздрава» и «Яузская аллея». В отличие от «Лихобор», здесь никаких позитивных сдвигов по строительству подъездной дороги к станции МЦК не наблюдается.
Можно только гадать, начнёт ли работать в этом году ещё один «замороженный» маршрут, связанный с МЦК, – № 47 «Метро "Технопарк" – Станция ЗИЛ». Дорожное строительство в районе застраиваемой территории ЗИЛа ведётся довольно активно. Но будет ли всё готово для запуска здесь автобусов, покажет только время.
Улучшить сообщение со станциями МЦК Бульвар Рокоссовского и Локомотив могли бы ещё два давно утверждённых Департаментом транспорта Москвы маршрута. Их неработу можно объяснить только организационными причинами перевозчика - например, нехваткой автобусов или водителей. Дорожные условия по их трассам нареканий не вызывают: по любой из используемых ими дорог уже ходит другой общественный транспорт.
Первый – это маршрут № 783 «Камчатская улица – Метро "Бульвар Рокоссовского"». Его трасса пройдёт по Хабаровской, Байкальской и Иркутской улицам, 2-му Иртышскому проезду, Монтажной улице, ул. Николая Химушина, Тагильской ул., Открытому ш. и Ивантеевской ул. Здесь должны работать 10 автобусов ГУП «Мосгортранс» большого класса.
Второй – это полуэкспрессный автобусный маршрут № 941 «Камчатская улица – Метро "Преображенская площадь "», который запланирован ходить по Хабаровской ул., Щёлковскому ш. и Большой Черкизовской ул. с промежуточными остановками «Хабаровская улица, 20», «Алтайская улица», «Байкальская улица», «Хабаровская улица», «Метро "Щёлковская"», «Калошино», «ПО "Сокол"», «Метро "Черкизовская"» и «Халтуринская улица». На маршрут должны выйти 16 автобусов «Мосгортранса» большого и особо большого классов.
С Тверской Заставы – в Куркино
Продлённый в минувшем году до Тверской заставы автобусный маршрут № 905 по ранее утверждённым планам должен продлиться за МКАД. Вместо построенной в своё время «в чистом поле» конечной станции в районе 75-го километра МКАД, он дойдёт до жилого района Куркино. Новый участок маршрута будет пролегать по Ленинградскому ш., МКАД, Проектируемому проезду № 6699, Новокуркинскому ш. и Соколово-Мещёрской ул. Здесь полуэкспрессный маршрут будет следовать со всеми остановками по трассе следования - в то время как на Ленинградском шоссе и Ленинградском проспекте автобусы принимают и высаживают пассажиров только на узловых остановках.
Сколько можно ждать изменений?
Для двадцати девяти новых маршрутов, по которым сейчас проходят конкурсы, перевозчики пока не определены, и эта информация не занесена в городской реестр маршрутов. Именно поэтому пассажиры пока и не могут ими воспользоваться. Необходимо дождаться завершения конкурентного отбора, заключения госконтракта и выполнения предусмотренных им подготовительных условий.
Иная ситуация с утверждёнными маршрутами, для которых перевозчик давно известен, и это – ГУП «Мосгортранс». Целая группа маршрутов либо работает по старым трассам, от которых реестр уже отказался, либо не работает вовсе (маршруты №№ 783, 941 ).
Ещё в 2016 году были приняты изменения автобусных маршрутов №№ 76 и 803 в районе станции метро «ВДНХ», которые позволили бы приблизить остановки к вестибюлю станции метро «ВДНХ». Вместо конечной станции «ВДНХ (сев.)» реестром маршрутов для них предусмотрена новая конечная на улице Космонавтов. А в трассу следования вместо Продольного проезда включены Останкинский проезд и проспект Мира. Фактически уже почти два года «Мосгортранс» игнорирует установленные реестром трассы, а пассажиры не получают обещанного и желаемого сервиса на многих направлениях.
Между тем реестр маршрутов должен отражать актуальную информацию о действующих маршрутах регулярных перевозок. С момента утверждения изменений (либо объявленной даты вступления изменений в силу) перевозчики обязаны работать по новым параметрам. А для обозначения намерений и долгосрочных планов есть предусмотренное понятие документов планирования регулярных перевозок. С его помощью можно разрешить все возможные коллизии между перспективными планами и действующей маршрутной сетью, указав сроки планируемых изменений и необходимые процедуры для старта перевозок.
Однако Москва, в отличие от других регионов, пока не осилила подобный формат. В результате крайне тяжело разобраться, где сами перевозчики ездят с нарушением трасс, работая по старым схемам, а где, напротив, смелые планы Департамента не подкреплены необходимыми дорожными условиями. Понятным остаётся только одно: пассажиры на многих направлениях не имеют возможности воспользоваться маршрутами, существующими лишь «на бумаге».
Среди маршрутов московского трамвая реестром городских маршрутов тоже запланированы изменения, о которых TR . ru . Точные даты пока не объявлены, да и в целом неизвестно, придутся ли они на 2018 год.
Первые прототипы проекта «Магистраль» начали создаваться в Москве еще в 2012 году. Город заказал тогда проработку транспортной системы, тогда и было предложено пустить маршруты через центр города и поделить их на разные категории. Тогда компании-разработчику было сказано, что из этой идеи ничего не выйдет, рассказывает «Газете.Ru» сопредседатель межрегионального общественного движения «Город и транспорт» Александр Морозов, работавший над тем проектом.
Четыре года спустя ситуация изменилась. В октябре 2016 года запускается первая очередь маршрутов, а последняя очередь сети «Магистраль» будет запущена в 2017 году, сообщили в департаменте транспорта.
Новых маршрутов в рамках проекта практически не будет: большинство — это в той или иной степени измененные уже существующие рейсы.
Основных нововведений два. Во-первых,
все маршруты будут проходить через центр, даже если раньше пересекали границу ЦАО по касательной.
А во-вторых, вводятся три категории маршрутов: магистральный, районный и социальный.
Получить степень магистрали
Магистральных маршрутов всего семнадцать, десять из них обозначаются буквой М и порядковым номером. Как минимум первые два месяца после запуска такие автобусы будут ходить с двумя номерами, новым и старым, на основе которого был придуман магистральный путь следования. Магистральные маршруты — самые длинные, они выходят из окраинных районов в одной части Москвы, пересекают центр и выходят к спальным районам в другой части города. Например, по маршруту «м1» (бывший Т1) можно будет доехать от улицы Кравченко по Ленинскому проспекту через Тверскую и Ленинградский проспект до больницы МПС. Маршрут «м3» позволит добраться от «Лужников» до метро «Семеновская» через Пречистенку и Покровку. Троллейбусные маршруты №33, 62 и 84 объединили в маршрут «м4», который теперь будет следовать от кинотеатра «Ударник» до Озерной улицы на юго-западе города.
Магистральные маршруты будут ходить чаще всего, каждые 5-10 минут, и должны стать полноценной альтернативой метрополитену. Для девяти магистральных маршрутов будет организован своеобразный единый пересадочный узел на Лубянской площади, для каких-то автобусов эта остановка будет конечной, а для каких-то придется на середину маршрута.
Кроме того, магистральными по факту, но не по номеру можно будет считать три трамвая, два экспресс-маршрута, один «буквенный» автобус и один «буквенный» троллейбус. Магистральные трамваи — это маршрут «А» (от «Чистых прудов» до «Октябрьской»), №3 (от «Чистых прудов» до Балаклавского проспекта) и №39 (от тех же «Чистых прудов» до «Университета»).
Два экспресс-маршрута (№144 и №904) были немного изменены. Оба будут отправляться от «Китай-города», проходить через Охотный Ряд, Театральную площадь и Лубянку. Далее №144 следует по Ленинскому проспекту до Теплого Стана, а №904 — по Ленинградскому проспекту в Митино. Что касается «буквенных» маршрутов, то
речь идет прежде всего о знаменитой «Букашке» — троллейбусе «Б», который продолжит курсировать привычной трассой по Садовому кольцу.
Новый маршрут автобуса «А» — на самом деле, хорошо забытый старый, он частично повторяет трамвайный маршрут, существовавший в Москве в начале ХХ века. С 8 октября он будет ходить от площади трех вокзалов до стадиона «Лужники», охватив западную часть Бульварного кольца от Трубной площади до Кропоткинской. За восточную часть бульваров, как уже упоминалось выше, будет «отвечать» трамвай «А».
Роддом, детский сад, школа — далее везде
Районные маршруты не такие востребованные среди пассажиров, как магистральные, поэтому они будут ходить немного реже, раз в 10-15 минут. Как сообщили «Газете.Ru» в департаменте транспорта, в интервальности и кроется основное отличие районных маршрутов от магистральных. В остальном районные маршруты точно так же будут проходить своим путем по центральным улицам, но по протяженности они меньше, чем магистральные. Районную категорию получили восемь троллейбусных и семь автобусных маршрутов, они будут обозначаться голубыми табличками.
Их номера не поменяются, поэтому запоминать новые не понадобится, но некоторые улицы, по которым они следуют, будут другими.
Это сделано для того, чтобы транспорт не делал лишние петли и максимально быстро шел к цели.
Если вы решите прокатиться, например, на районном маршруте троллейбуса №3, который раньше следовал от Самотечной площади до улицы Милашенкова, то садиться на него надо будет у станции метро «Маяковская». Маршрут «т15», как и раньше, поможет добраться от Лужнецкого проезда через «Кропоткинскую» по Бульварному кольцу до метро «Марьина Роща», а там и до южного выхода из метро «ВДНХ». А, допустим, 156-й автобус отвезет вас от Нагатинского затона через проспект Андропова и «Таганскую» до Котельнической набережной.
Социальные маршруты ходят еще реже, чем районные. Но у них главная задача не максимально быстро доставить пассажиров в центр, а объехать по пути максимальное количество социально значимых мест, то есть поликлиники, МФЦ, управы, собесы и так далее. Социальные маршруты, обозначаемые розовым цветом, будут ходить раз в 20-30 минут.
Как и магистральные, и районные маршруты, социальные автобусы будут либо заезжать в центр из спальных районов, либо ходить непосредственно по центральной части Москвы.
Например, автобус №64 проследует от стадиона «Лужники» через Садовое кольцо и метро «Смоленскую» до Песчаной площади. А, скажем, маршрут «К» будет следовать по кольцу от «Охотного Ряда» через «Лубянку», «Китай-город», Раушскую набережную, кинотеатр «Ударник» и «Библиотеку имени Ленина».
Ночные маршруты практически не изменятся, разве что Н1, Н2, Н3, Н4, Н5 и Н6 теперь будут останавливаться в одном месте — на Славянской площади у метро «Китай-город». Остальные ночные маршруты останутся такими же, что и раньше, как и интервал их движения — раз в 30 минут.
Выделенный полосатый рейс
В мэрии рассчитывают, что запуск проекта «Магистраль» повысит популярность наземного общественного транспорта и разгрузит традиционно забитые под завязку центральные станции метрополитена. Пассажиры сэкономят до 30% времени в пути, рассказала «Газете.Ru» заместитель руководителя департамента транспорта Алина Бисембаева. «В центре города появится регулярно курсирующий транспорт, который даст возможность жителям Центрального округа и пассажирам, которые работают в центре, добираться до места назначения, не затрачивая время на дорогу до метро, спуск под землю и пересадки между линиями», — добавила она. Оптимизация и спрямление маршрутов позволят сократить средний интервал движения на центральных маршрутах более чем в два раза.
Чтобы наземный транспорт не встрял в пробках, для них там, где это необходимо, откроются выделенные полосы.
В департаменте транспорта уверяют, что схема организации дорожного движения сделана так, чтобы задержки личных автомобилей из-за этого были минимальными.
Но не скрывают, как на самом деле распределены приоритеты у города. «73% горожан, передвигающихся по городу, пользуются общественным транспортом. И один из самых важных приоритетов в нашей работе — обеспечение комфортного передвижения общественного транспорта», — заявили в департаменте «Газете.Ru».
Эксперты считают, что организация дополнительных «выделенок» не приведет к существенному росту пробок — им просто негде будет образовываться, тем более что в последние годы многие улицы в центре Москвы и так были сильно сужены. «Чем шире становится проезжая часть, тем больше автомобилистов решают ехать по этим дорогам. Таким образом, как ни расширяй дороги, они будут заполняться под завязку. Чтобы вместились все автомобилисты, нужно заасфальтировать 60%, а это невозможно. Когда улица сужается, в том числе за счет выделенных полос, автомобилисты довольно быстро отказываются от личного транспорта в пользу общественного», — говорит Морозов из «Города и транспорта».
Александр Чекмарев, эксперт организации Probok.net, добавляет, что
пробки есть и сейчас, «просто в них обычно стоит весь транспорт, а после запуска проекта будет стоять только личный автотранспорт, тогда как автобусы смогут проехать».
Он также отметил, что передвигаться именно по центру Москвы на личном транспорте нет потребности: «Сложно найти парковочное место, постоянно приходится стоять в заторах, так что, возможно, автомобилисты и сами пересядут на общественный транспорт и пробок станет меньше». А с запуском проекта общественный транспорт будет пущен там, где не ходил последние годы, например по южной части Петровки.
Что в номере тебе моем?
Впрочем, есть у проекта и ряд недостатков. Один из основных — это то, что
схему движения существенно перекроили, и пассажирам теперь придется привыкать к новым номерам, новым интервалам и новым маршрутам,
какими бы удобными те ни оказались в итоге. На остановках обещают вывешивать новые схемы с подробными разъяснениями, но несколько месяцев путаницы почти наверняка обеспечены.
«Появятся маршруты с одинаковыми номерами: с буквой «М» и без буквы «М». Например, будет автобус №4 и №м4. Систему нумерации надо упростить, иначе люди будут путаться. Я бы предложил оставить преемственную нумерацию: похожие маршруты должны сохранить прежние номера, — пояснил «Газете.Ru» председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. — Кроме того, лучше будет, если каждый маршрут наземного транспорта в Москве обозначался одной уникальной цифрой. Сейчас в городе не более тысячи маршрутов, и цифр должно хватить на каждый из них».
В то же время Александр Морозов, напротив, считает, что обозначать маршруты и буквами, и цифрами правильно. «Так сразу можно понять, часто ли ходит автобус по этому маршруту или нет, то есть пассажир уверен в регулярности автобусов так же, как в поездах метро. Подобная система нумерации введена, например, в Нью-Йорке и Берлине. Причем
берлинцы знают систему автобусных маршрутов наизусть, как москвичи знают схему метрополитена»,
— отметил Морозов.
По словам эксперта, до сих пор, пока маршруты в Москве были только пронумерованы, люди не понимали, как часто они ходят. «К тому же сама схема движения была «макаронной сетью»: маршрут может идти по проспекту, а потом нырнуть в какие-то дворы и пропасть. Движение в центре города было полностью разрушено при Лужкове, когда было введено одностороннее движение вокруг Кремля. Наконец-то Москва подошла к тому, чтобы сделать встречную полосу на Охотном Ряду», — добавил он.
Янков из Союза пассажиров согласен с тем, что «Магистраль» — это крупный шаг вперед для городского транспорта, однако убежден в необходимости дальнейшего совершенствования системы. «Следовало бы меньше маршрутов заканчивать в центре, на Лубянской и Славянской площадях, а больше маршрутов «протаскивать» через центр. Вряд ли кто-то поедет на автобусах с пересадкой через центр, метро для этого подходит лучше, — говорит эксперт. — Также стоит запускать прямые автобусы, которые ездят по маршрутам, отличным от метро. Скажем, Новый Арбат и проспект Мира можно было бы связать одним маршрутом, учитывая, что с оранжевой линии метро на синюю нет прямой пересадки. Такой маршрут смотрелся бы очень правильно».
Лубянка готовится к штурму
Вопросы также вызывает и потенциальная востребованность новой системы среди пассажиров. Конечно, это то, чего хочет добиться мэрия, однако выдержит ли новая транспортная сеть нагрузки и не повторится ли ситуация, когда после реформы маршруток легальные автобусы нередко забиваются под завязку? Специально под «Магистраль» пустят дополнительные автобусы, троллейбусы и трамваи, всего 370 единиц транспорта. «После запуска маршрутной сети мы будем вести постоянный мониторинг загруженности маршрутов и подвижного состава», — заявили в департаменте транспорта.
Еще один спорный момент — организация «дневного» и «ночного» пересадочных узлов на Лубянской и Славянских площадях. Впрочем, в дептрансе уверены, что инфраструктура справится с пассажиропотоком. «В городе существует достаточно много транспортных узлов, ежедневный пассажиропоток которых составляет 100 тыс. и более человек в сутки. Изменение маршрутов и транспортных схем в рамках проекта «Магистраль» не повлияет на изменение среды в указанных районах», — подчеркнули в департаменте.
Однако эксперты отмечают, что на той же Лубянке пока не хватает нормальной инфраструктуры для пассажиров: большинство переходов подземные, интервал пешеходных светофоров на «зебрах» слишком короткий, так что добираться до остановки автобуса порой куда дольше, чем спуститься в метро.
«Я думаю, что пересадочные пункты на Лубянской и Славянской площадях — это временная мера, — говорит Александр Морозов. — В идеале маршруты должны проходить сквозь центр, попарно состыковываться друг с другом и образовывать диаметры, которые проходят через центр. Эти диаметры должны отклоняться от станций метро, чтобы компенсировать отсутствие подземки в определенных районах центра. В любом случае сейчас главная задача — восстановить сквозное движение транспорта через центр».
Кирилл Янков из Союза пассажиров считает, что пробок можно будет избежать, если соблюдать тактовое движение автобусов в пределах 5-10 минут. «Как в реальности изменится движение личного транспорта на Лубянской и Славянской площадях, зависит от объема движения транспорта, — добавил он. — Я думаю, что на этих крупных пересадочных пунктах не будет толп пассажиров, потому что основным магистральным транспортом все же останется метрополитен».
Новую маршрутную сеть наземного транспорта «Магистраль», ориентированную на центральные районы города. The Village разбирается, зачем в ЦАО переименовали автобусы и как теперь доехать, например, от Рижского вокзала до Лубянки напрямую.
Зачем нужна «Магистраль»?
Правительство Москвы заявляет, что с запуском «Магистрали» наземный транспорт в центре города будет ходить в два раза чаще, городской автопарк пополнят 103 автобуса, а в ЦАО появится 24 новые остановки и шесть выделенных полос. Таким образом, через центр будут курсировать 370 автобусов, троллейбусов и трамваев, а их пассажиропоток должен увеличиться на 43 %. «Магистраль», по замыслу мэрии, поможет москвичам строить свои маршруты через центр города только с помощью наземного транспорта. Стоит отметить, что нововведения не коснутся спальных районов Москвы, а также маршрута «Б».
Что изменится?
Все маршруты наземного транспорта в центре разделили на четыре категории: магистральные, районные, социальные и ночные. Главным отличием новой системы станут магистральные маршруты, образованные на базе старых направлений. Их траекторию скорректировали так, что автобусы смогут преодолевать те же расстояния за меньшее время. Эти маршруты станут самыми длинными и соединят несколько районов - например, территории станций метро «Полежаевская» и «Нагатинская» - через центр города. Интервал в движении магистральных маршрутов самый незначительный - от пяти до десяти минут, а в их номерах присутствует буква «М».
Районные - более короткие маршруты, на которых можно доехать от конкретного района до ЦАО. К примеру - от Алексеевского до Трубной площади. Такие автобусы ходят с интервалом от 10 до 15 минут. Социальные маршруты будут ходить реже - раз в полчаса. На них горожане смогут добраться, например, до МФЦ, поликлиник и паспортных столов. Ночные маршруты объединят общим пересадочным узлом, расположенным рядом со станцией метро «Китай-город». Интервалы их движения останутся прежними - два раза в час.
Также в центре «выпрямили» несколько популярных маршрутов. Например, в районе Долгоруковской и Баррикадной улиц организовали сквозное движение общественного транспорта, благодаря которому автобусы смогут не выезжать на Садовое кольцо - за счет этого время маршрута сократилось на 10–15 минут.
А автобус № 6, который раньше в одну сторону ехал по Воздвиженке, а обратно - по Гоголевскому бульвару, теперь будет курсировать только по Гоголевскому и получит название «М6». Чтобы горожане успели привыкнуть к изменениям, ближайшие несколько месяцев на автобусах будут висеть таблички как со старыми, так и с новыми номерами.
Какие новые маршруты появятся?
Среди новых маршрутов - автобус «А», который будет идти от площади трех вокзалов до Лужников через западную часть Бульварного кольца. Появится и автобус «М1», который соединит Ленинский и Ленинградский проспекты через Тверскую и парк Горького. Также можно будет доехать от Рижского вокзала до Лубянки напрямую на новом автобусе № 38. А магистральный маршрут «М6» пройдет от Нагатинского района до «Полежаевской» по Большой Никитской, на которой недавно восстановили транспортное движение.
Андрей Кармацкий
основатель картографической компании Urbica Design:
При департаменте транспорта создали рабочую группу из сотрудников мэрии и транспортных организаций, включая нашу компанию Urbica Design, а также из зарубежных экспертов. Члены группы проанализировали большие объемы информации, на основе этих данных выявили неэффективные маршруты и разработали новую транспортную сеть. Затем эксперты оценили, насколько новая схема эффективнее существующей. Например, рассчитывалось, как далеко можно добраться за полчаса на общественном транспорте на старых маршрутах и пользуясь сетью «Магистраль».
Создавая новые маршруты, мы ориентировались на данные о пассажиропотоках, учитывали маршруты пересадок с наземного транспорта на метро, статистику метрополитена, средние скорости движения общественного транспорта по данным датчиков ГЛОНАСС и другую информацию.
По сути, мы возвращаем наземный транспорт в центр города. И за счет открытия новых выделенных полос, в частности на Кремлевском кольце, стало возможным оптимизировать маршруты так, чтобы они стали удобными для пассажиров.
Пресс-служба департамента транспорта Москвы:
Москве необходим качественный и удобный наземный транспорт. Вместо разрозненных и устаревших маршрутов москвичи получат магистральный транспорт, курсирующий в течение дня с интервалами в пять-десять минут, который свяжет наиболее удобными траекториями самые востребованные в городе точки притяжения.
Мы ожидаем, что в ближайшие два года пассажиропоток наземного транспорта в центре города вырастет в два-три раза и достигнет одного миллиона человек в день. Это станет возможным благодаря новому подходу к планированию сети.
Магистральные маршруты, курсирующие в течение дня с интервалами в пять-десять минут, получат обозначение «М» перед номером. Мы внесли изменения в нумерацию маршрутов для удобства москвичей. Стоящая перед номером литера «М» укажет пассажирам, что этот маршрут не нужно ждать: он ходит с минимальными интервалами в течение всего дня. Средний интервал движения на центральных маршрутах будет сокращен более чем в два раза. Если сейчас в центре Москвы транспорт необходимо ждать в среднем 16 минут, то после ввода «Магистрали» и новых выделенных полос время ожидания составит пять-восемь минут.