Свято-Успенский Свенский монастырь, расположенный на окраине Брянска в Супонево, является одним из древнейших русских монастырей.
Он основан в 1288 году Черниговским князем Романом Михайловичем, на том месте где произошло чудесное исцеление от слепоты после молитвы перед иконой Богоматери Печёрской, доставленой из .
После революции 1917 года монастырь был разорен. С 1992 года он вновь передан церкви и постепенно восстанавливается.
В начале 2010-х восстановлена церковь Антония и Феодосия Печерских. Храм на этом месте был основан ещё при Иване Грозном.
Первоначально выстроенный храм быстро обветшал и в 1677 - 1681 годах был перестроен заново. С различными, порой весьма значительными переделками тот храм вошел в 20-й век, но в конце 1920-х годов стараниями большевиков был превращен в руины. Восстановлена церковь Антония и Феодосия Печерских к 2012 году.
Восстанавливается и Успенский собор, бывший ранее самым величественным храмом Свенского монастыря. Разрушенный в начале 1930-х годов прежний собор был освящённ в 1758 году. А впервые каменный храм Успения был построен на этом месте в 1567 году тверским зодчим Гавриилом Маковым по приказу Ивана Грозного.
Встречает всех входящих в монастырь Сретенская церковь, построенная в конце 17 века на том месте, где великому князю Роману Михайловичу пришло первое облегчение от болезни и слепоты после молитвы перед иконой Божией Матери Печерской.
Над западными, закрытыми сейчас, воротами монастыря в 1742 году на средства брянского купечества построена пятиярусная церковь Спаса Преображения.
Сохранился построеный в 1881 году настоятельский дом.
Колокольня монастыря не сохранилась до наших дней и потому сейчас здесь выполнена временная деревянная звонница.
Выдержана в стилистике башен ограды монастыря водонапорная башня 2002 года постройки.
За свою историю Свенский монастырь не раз подвергался разорению, так как находился на самой окраине Руси.
В 1583-м году его сожгли литовцы, в 1607-м разграбили отряды Лжедмитрия II, а в 1664-м опустошили крымские татары.
Тем не менее, к 18 веку Свенский Успенский монастырь стал одним из крупнейших на юго-западе Руси.
В 1764 году после секуляризации монастырских земель владения монастыря были существены сокращены и монастырь стал испытывать некоторые финансовые затруднения, так что монастырю стало непросто даже содержать живущих в нем монахов.
К началу 20 века в монастыре несли службу 100 монахов. Но после революции 1917 года годы монастыря были сочтены. В 1926 году монастырь был окончательно закрыт, а в 1930 Успенский собор был взорван. При этом пострадали и многие иные монастырские постройки и монастырское кладбище.
Лишь в 1970-х годах началась реставрация монастыря и в 1988 году он открыл свои двери для посетителей в качестве филиала Брянского краеведческого музея.
В 1992 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви и по сей день здесь продолжается восстановление храмов и благоустройство территории.
Вокруг стен монастыря, по которым расставлены 6 башен, ведёт хорошо натоптанная "народная тропа".
Рядом - большой яблоневый сад.
Стены Свенского монастыря и пейзажи возле него являются любимым местом брянских, в том числе свадебных, фотографов.
Свенский монастырь стоит на высоком берегу над рекой и со стороны его южной стены открывается прекрасная панорама.
Хочется надеяться, что сил и средств на восстановление монастыря во всем его прежнем великолепии у братии монастыря хватит, и вскоре здесь не только завершится воссоздание Успенского собора, но и поднимется разрушенная в лихие 1930-е годы колокольня.
Востановление медленно но поступательно движется. На панораме ниже и на странице можно увидеть некоторую динамику за 2 года.
До монастыря можно доехать:
- От железнодорожного вокзала Брянска на троллейбусе №1 до конечной «Телецентр», далее пройти минирынок на остановку автобуса №7, идушего в п. Супонево до остановки «Свенский монастырь».
- От автовокзала г. Брянска на автобусе №7 до остановки «Свенский монастырь».
- Маршрутки №№ 45, 36 до остановки «Свенский монастырь».
Кстати от Москвы до Брянска поезд идет от 4,5 до 6 часов с Киевского вокзала.
Подробную информацию о монастыре можно получить на сайте Свенского Успенского монастыря .
2014, 2016 Мочалов Артём
Построенный деревянный храм стал центром пустынножительной обители, на обустройство которой Роман Михайлович выделил достаточно злата и серебра. Свенская икона стала главной святыней обители. Впоследствии в этом храме и был погребен сам основатель монастыря. Обитель была заселена 70 монахами, обнесена валом и частоколом из заостренных бревен.
С переходом Брянска в состав Московского государства Свенский монастырь, благодаря своей чудотворной иконе и положению культурного центра в древней брянской округе, быстро стал обителью незаурядной. Московское правительство по достоинству оценивало его значение в деле укрепления границ Русского государства. Поэтому цари, Иоанн Грозный , Феодор Иоаннович , Борис Годунов , Михаил Феодорович , Алексей Михайлович , Феодор Алексеевич , Петр I , императрица Елизавета Петровна , патриархи Филарет и Иосиф , бояре Юрьевы, Романовы, Нагие и другие всячески содействовали укреплению монастыря, наделяли его вкладами и обеспечивали льготами. Свенская обитель стала крупным землевладельцем.
Особенно был щедр Иоанн Грозный. При нём началось строительство каменных храмов вместо деревянных, и были возведены Успенский собор , храм во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия , а также каменная колокольня .
В последующие годы Свенский монастырь несколько раз подвергался разорению. В году при нападении на Брянск литовского отряда витебского воеводы Паца сгорели все монастырские деревянные строения, иконы, книги и жалованные грамоты. Скрывшиеся в лесу игумен с монахами успели унести с собой лишь чудотворную икону. Вскоре обитель постигла новая беда: в Смутное время , во время продолжительной осады города в году, монахи с жителями испытывали страшный голод. Свенский игумен Корнилий и протопоп Покровского собора Алексий были одними из вдохновителей стойкой обороны Брянска, а затем, вместе со строителем Свенской обители Варсонофием, подписали акт об избрании в году царем Михаила Феодоровича Романова .
Связь с Афоном и Молдавией выразилась в том, что со Свенским монастырем связано немало учеников и последователей преподобного Паисия (Величковского) . Среди них - иеромонах Афанасий (Степанов) , схимонахи Афанасий (Охлопков) и Афанасий (Захаров) , иеродиакон Анастасий и другие, получившие в дальнейшем известность своим пустынножительством и старческой деятельностью. Среди этих последователей особенно выделялся преподобный схиархимандрит Моисей Оптинский , бывший в – годах послушником Свенского монастыря.
Статистика
- С XVI в. - обитель имела шесть селений в Подгороднем стане, тринадцать - в Батаговской волости, шесть - в Пьяновской.
- Ок. - помимо церквей обитель имела 29 келий с 90 монахами и послушниками; конный двор с 114 конями и 16 жеребятами, скотный двор с 57 коровами; две гостиницы, одна из которых предназначалась для греков, приезжающих на Свенскую ярмарку; в библиотеке монастыря 115 книг.
- - обители принадлежало 37 селений и 16 тыс. крепостных крестьян; подворья в Брянске и Карачеве .
- - в библиотеке монастыря 338 книг.
- - в библиотеке монастыря 1300 книг.
- нач. 1900-х - 100 монахов; 80 десятин распашной и луговой земли, семь десятин фруктового сада (главный источник дохода); основной капитал обители - 40 980 рублей.
Храмы, архитектура
Успенский собор
Каменный соборный храм монастыря был впервые возведён в году. Строил его тверской мастер Гавриил Дмитриевич Маков. Собор имел величественный семиярусный резной иконостас , высотой 33 метра, покрытый серебром и сусальным золотом. Верхние четыре яруса икон были в человеческий рост. Многие иконы обрамлялись серебряными окладами, венцами и драгоценными камнями. Впечатляли и резные колонны , кажущиеся совершенно сквозными. Иконописью были украшены и фронтоны церкви.
Сретенский надвратный храм
На месте где князь Роман начал прозревать и где в память об этом стоял крест, был возведен трехкупольный надвратный Сретенский храм, впервые упоминаемый в книге вкладов под годом, а окончательно достроенный в году. Церковь была двухэтажной: проходы и проезды в монастырь составляли первый этаж. Сама церковь располагалась на втором этаже. Ее нарядные формы были выдержаны в характерном малороссийском барочном стиле XVII века.
Преображенский надвратный храм
Над западными ярмарочными воротами был устроен храм в честь Преображения Господня . Когда он пришёл в ветхость, 10 июня года наместник Варсонофий испросил у Синодального Казенного приказа разрешения разобрать его и на том же месте построить новую церковь. Строительство на средства брянского купечества длилось восемь лет и освящение последовало 29 июля года. Этот одноглавый храм являлся обычным произведением зодчества XVIII века, когда намечался постепенный переход от форм
Свенский Успенский монастырь расположен на высоком крутом берегу реки Десны, у впадения в неё реки Свень. Он был основан в 1288-м году Черниговским князем Романом Михайловичем, на месте где по преданию князь молился доставленной из Киева иконе Богоматери Печёрской и прозрел после тяжёлого недуга. В середине XVI-го века в изначально деревянном монастыре развернулось каменное строительство, благодаря огромным вкладам Ивана IV Грозного. В XVI-XVII-м веках монастырь, находящийся на окраине Руси, многократно подвергался разорениям. В 1583-м году его сожгли литовцы, в 1607-м разграбили отряды Лжедмитрия II, а в 1664-м опустошили крымские татары. Несмотря на это, к XVIII-му веку Свенский монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В течение более ста лет монастырь находился в ведении Киево-Печёрского монастыря. За это время строительство на территории обители было довершено. После революции 1917-го года монастырь разделил участь многих себе подобных. В 1930-м был взорван главный собор монастыря - Успенский, ведущий свою историю с 1566 года, колокольня, домик Петра I, часть стен и башен. В 1992-м году монастырь передан Брянско-Севской епархии и сейчас это действующий мужской монастырь.
Свенский Успенский монастырь, 3 класса, общежительный, в 3 верстах от города Брянска, при реке Десне, против реки Свены, или Свины. Основан в 1288 году князем Романом Михайловичем Черниговским в благодарность за чудесное исцеление его на сем месте от слепоты по молитве пред иконой Пресвятой Богородицы, известной в настоящее время под именем Свенской. По преданию, эта святая икона, написанная пр. Алипием (см. 17 августа), и испрошенная князем Романом у Киево-Печерской обители, во время пути, находясь на ладье, плывшей по реке Десне в городе Брянске, ночью чудесным образом была перенесена на ветви большого дуба, росшего против реки Свены, где на следующий день и была обретена сопровождающими ее: здесь же по молитвам пред нею и получил исцеление князь Роман. Богоматерь на этой святой иконе изображена восседающею на троне с сидящим на Ее коленях Богомладенцем и с предстоящими по сторонам трона преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. С того времени и поныне святая икона пребывает в Свенском монастыре, прославившись многими чудотворениями. Празднество в честь ее совершается 3 мая. На том месте, где рос дуб, на котором явилась святая икона, ныне находится часовня. Монастырский соборный Успенский храм построен 1749 — 1756 году по плану знаменитого архитектора графа Растрелли. Ежегодно 11 августа, в память избавления города Брянска от нашествия неприятеля в 1812 году, совершается с чудотворною иконой крестный ход из монастыря в город и вокруг города, а 15 августа из города в монастырь. При соборном храме в особом здании находится келья, в которой в 1709 году жил император Петр I; здесь же его портрет, оставленный им на память. При монастыре школа и странноприимный дом.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Сказание о зачатии пречистые печерскые и великых чюдотворцев Онтоние и Феодосие печорских Свинского монастыря въ граде Брянске пять поприщ от наниз Десны рекы.
Первое знамение последствует сему бывшему чюдеси. Написано бысть на чудотворном образе у Пречистой в свитке. В лето 6000 и семсотное 96. Окладована бысть ся икона благоверным великим князем Романом Михайловичем черниговским и благоверною княгинею Настасиею Месяца сентября в 26 на память святого апостола Иоанна Богослова. Той же благоверный князь великий Роман Михайлович живуще ему в то время в своей одчине в граде Брянске. По Божию изволению отемнеша очима и слышашу ж ему чудеса бываем... исцеление от чудотворного образа Пречистые Печерскые и великих чудотворцев Онтоние и Феодосие печерских. Иже есть в Киеве в Печерском монастыре. И нача князь великий помы шляти послати в Печерскои монастырь посла своего по чюдотворный образ и милостину архимандриту з братиею тако и сътвори. И приде посланный же в монастырь и вдасть от князя архимандриту и братии милостину и проси-ша Пречистые чудатворнаго образа князю Роману Михайловичю на исцеление. Архимандрит же сотвориша съвет з братиею и не оставише прошение княже. И отпусти чудотворн... образ и послаша священника своего с посланным и поплы в ладиях рекою Десною к горе ко граду Брянску.
С радостию великою и приплыша противо реки Свини. И сташа ладия на едином месте среди реки Десны. Гребцы не могуща згрести ни вгоре ни вниз. Посланный же рече: обляжемо ношь сию в Свине реце, ладия же поидоша с место и присташа ко брегу на десной стране. И прибыша ношь ту на утрие же восташе и поидоша на ладию восхоте помолитеся Пречистой чудотворной итти в путь съвои. И не обретоша образа Пречистой на ладии. Посланные же со дружиною начаша скорбети и слезы излияти: искати по горам и по дебрям и по пустыни. И преехав за Десну реку Свини реки и поидоша по горам. И обретоша чудотворной образ стояша на дубе высоце между ветвии. Они же не смеша коснутися снятию. И послаша вестника к великому князю Роману Михаиловичу исповедати чудо Пречистые Богородици чюдотворные. Вестник же пришед возвести великому князю все по реду. Князь великий же услышав от вестника таковое чюдо скоро вспрянул с одра своего с радостию великою. И пролияша слезы и повеле вскоре звонити по всем Божиим церквам, по всему граду и собратися собору всему, епископуии, архимандритом и игуменом и священником и диаконом и всему народу града того, от мала до велика, и окрест его всем людям живущим. И поидоша пеш князь великий Роман Михаилович и епископ и архимандриты и игумены и священники и диаконы и все людии града того от мала и до велика со свещами и кадилы. И где же стояша Пречистые чудотворные образ на древе, и приходящу ему, близ места того, Князь великий Роман Михаилович вздохнув из глубины сердьца своего со слезами и рече. О пречюдная Владычице, Богородице, Мати Христа Бога нашего, дай же ми Госпоже прозрение очима и узрети свет и твои чюдотворный образ. Блика вдале узрю с места сего на все четыре страны. Толика придам к дому твоему и созижду, Госпоже, храм и обитель где ты возлюби места и в той же час увидеша мало стезю пред собой. И повеле на том месте крест поставити, и по сея времена на том месте крест. И от того места приидоша к древу на немже стоит чюдотворная икона. Князь великий же возопи вели гласом. О Пречистая Владычица и Госпоже Дева Богородица, услыши глас молитвы моеа со слезами. Глаголюше: дай же ми Госпоже прозрение очима моима. И събор и все люди тако ж молящиеся едиными усты. И в той час прозреша князь великий Роман Михаилович, но и паче яснейшаи первых очее и повеле епископу и архимандритом игуменом и всему притчу церковному, сняти с дърева образ Пречистые чюдотворцы образ и нача молебны пети. По отпетии ж нача сам князь великий Роман Михаилович свома руками на храм Божий Пречистой бревна рубити и всем людям повеле такожде. И соверхив храм вскоре. Во имя Пречистые Владычицы нашея Богородицы, честнаго и сланаго Ея Успения. И освещая повеле служити собором божественную литургею и отправив все по реду святое пение и огради монастырь. И поставиша игумона и повеле братию собирати и дав доволна злата и сребра на создание монастыря. Потом же поидоша во град с радостию великою.
И нача монастырь строити и чюдотворную икону украсив облажи златом единым и сребром. И оттоле и до ныне великая милость и исцеление бывает от чюдотворнаго образа Пречистые всем приходящим с верою. И множества плененых от безверных избавляет и освобождает те же плененые люди приходяша молящиеся и работающе в монастыре по обещанию своему. Тако бысть и до сего дня. И на коем же древе стоя Пречистые образ на предреченном месте. И то древо с ветьем разотраша пилами ови на иконы на писмо ови на крест. Многу же времени минувши оклад чюдотворного образа злато и сребро обламишася. И того же монастыря Свинского игумен имярек с братиею взвестиша Государю великому князю Ивану Васильевичу всея Руси самодержцу с молением великим, чтоб Государь повелел оклад у Пречистые чюдотворные переделати. А государь тогда еще сущу младу. И влажися Пречитыя Государю в сердьце благую мысль. Скоро Государь повеле Пречистые чюдотворные образ принести к себе в царствующи град Москву. И повеле злато и сребра и жемчугу и камение драгого прибавити к сторому окладу и делаху мастеры по три лета. И украсив Государь чюдотворный образ Пречистые Богородицы. И пев молебны отпусти Пречистые образ в монастыр Свинеск. Дав Государь милостину и ругу годовую. И грамоты тарханные на учреждение монастырю. И общее житие повеле Государь устроити старцу Иеву Камынину по его челобитию. И Пречистою милостию и великих чюдотворцев Онтоние и Феодосие печерьских. Строишася обитель и братия собрашися числом до 70. И соборы церковные и службы вседнивные исполнишася, яко же и в прочих святых великих обителях. И молят всемиластиваго Бога и Пречистую его Матерь и чудотворцев святых и всех святых. О здравии Государя нашего благочестиваго царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца. И о его благочестиваи царицы княгине Марьи. И о его Государи богодарованных чядех и царевичах князе Ивана и князя Федора Ивановичах. И за князя Владимера Ондреевича и о княгине и чад их. И за архиепископа (оборвано далее).
(Л. 7) Лета 7074-го мая в 19 на память святого священномученика Патрекея Прусскаго почать бысть ров копати на церковь Пречистые Печерские и великих чюдотворцев Антония и Феодосия Печерских Свинского монастыря. Того же месяца в 21 на память равноапостол царя Костентина и матери его Елены почеты свои бити на подошву. Того же месяца в 27 на память святого священномученика Ферапонте почали бут бутити на подошве под церков. Июня в 9 день на всех святых и на память иже во святых отца нашего Кирила архиепископа Александрийскаго. И в той же день на память преподобнаго отца нашего Кирила белозерскаго новаго чюдотворца обложена бысть Пречистые Печерски церковь, а под углами многих мощей Печерскаго монастыря Пречистые из Киева. А обложена бысть при благоверном и благочестивом царем великим князе Иваном Васильевичем всея Русии при благоверной царице великой княгине Марье и при благоверных царевиче Иване и царевиче Федоре. И при священо епископе Семионе смоленском и брянским. И при игумене Сергие, иже о Христе з братиею. А делал мастер Таврило Дмитриев сын Маков а тверитин.
(Л. 8, здесь другой почерк) Лета 7075 июля в 28 день на память святых апостол Прохора и Никонора и Тимона и Пармена делали церковь камену Пречистыя Свинскаго монастыря при игумене Сергии. И по грехом на тот день в вторые час дни обломился мост с каменем и с кирпичом, сверху до земли шесть сажен фрязскых да ту ж на том мосту обломился Тихон старец бывшие игумен того монастыря а с ним обломилося шестьнадесят человек церковных каменыциков и делавцев, которыя носили вверх камень и кирпич, и малые ребята, которые носили воду и известь к церковному делу, и старца игумена бывшаго Тихона изгнетоша, осыпаша его камень и кирпичь по пояс стоячего в тех (...) штинадесять человек церковных мастеров и делавцав и малых ребят уо всих главы испробища а у иных скулье испробища и самых изгнетоша, а иным руки и ноги переломаша. И Божьим милосердьем и молитвами Пречистые Печерские Владычицы нашея Богородице Приснодевы Марии и преподобных и богоносных отец наших Онтоние и Феодосия печерских Свинскаго монастыря бывшаго игумена старца Тихона и тех всех убившихся людии в церкви ни единаго их смертною язвою не уязвиша. Овии убившаяся сами из церкви изыдоша, а иных из церкви изнесоша, а камень и кирпич в дребезги избившася. И тоже месяца июля в 30 день игумен Сергеи повелел тот камень и крпич. Избившийся весь из церкви вычистить и повеле его изсыпати весь под овраг, а в церковноя дела тем кирпичом и каменем не благословил никоторого дела церковного делати и тогда... пев молебны вверху над алтарем и свети воду и кропив стены церковные и крестом осенив, и благословил церковных мастеров, и делавцев делати. аки... (далее рукопись обрывается).
Публикацию подготовил В. Носов. Материал из буклета «Свенский монастырь» Творческо-производственного объединения «Автограф», г. Брянск, составитель В. Скидан
Основан князем Романом Михайловичем в 1288 году. Это один из самых известных в древности монастырей России. Монастырь расположен у слияния двух водных путей - Десны и Свени. Самым величественным сооружением ансамбля Свенского монастыря был Успенский собор, освящённый в 1758 году. Впервые он возведён в 1567 году по приказу Ивана Грозного тверским зодчим Гавриилом Маковым. Варварски взорван в 1931 году. Самое древнее из сохранившихся сооружений Свенского монастыря - Сретенская церковь "на Святых вратах". Постройка её была закончена в 70-х годах XVII века. Обитель возвращена Русской Церкви в 1992 году. В настоящее время в монастыре ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Шёл 1288 год. Князь Роман Михайлович Брянский, как доносит легенда, стал слепнуть. Всё печальней были его думы о будущем, всё чаще с грустью он вспоминал о днях минувших... Брянский князь Роман, сын убитого в Орде черниговского князя Михаила, слыл храбрым воином, умным дипломатом, мудрым полководцем. Поселившись в Брянске, он поладил с татарами, стал энергично укреплять своё княжество. Были разорены, разграблены, сожжены Чернигов, Новгород-Северский, Курск, Владимир, а Брянск процветал, строился. Брянское княжество с третьей четверти ХIII века стало одним из самых сильных в юго-западной части Руси. Роман Брянский возвёл на Покровской горе дубовые стены крепости. Но не крепость, не дремучие леса и непроходимые болотные топи спасали город от разорения. Князь вёл мудрую, дальновидную политику. Он не портил отношений с Золотой Ордой, торговал с Литвой. Брянск вскоре стал крупным культурно-религиозным центром юго-западной Руси.
Город над Десной привлекал к себе купцов, бояр, кузнецов, гончаров, крестьян. Но когда враг подходил к границам княжества, на его защиту поднималась дружина вместе с мужественным Романом Михайловичем. Когда пришёл недуг, в княжеских хоромах вспомнили о "чудотворной" иконе Богоматери из Киево-Печёрского монастыря, якобы не раз исцелявшей от болезней. Предания гласили, что она написана Алимпием, иконописцем печёрским, учившемся мастерству у константинопольских живописцев. "Святая" икона прославилась своими "чудесами". За чудотворной иконой в Киев вниз по Десне отбыл сам архимандрит Брянский с группой священников. Как повествует древнее сказание, киевские монахи просьбу князя уважили, "отпусти чудотворный образ и послаша священника своего с посланными и поплы в ладьях рекою Десною к горе ко граду Брянску. С радостью великою проплыша противу реки Свени". Но здесь произошло удивительное событие: "... стала ладья на едином месте среди реки Десны". Гребцы так и не смогли сдвинуть лодку с места, решили заночевать на левом берегу у места слияния речки Свени с Десной. Утром киевские монахи икону в лодке не обнаружили, о чём поспешили сообщить князю Роману. Вскоре со своими приближенными он нашёл её на противоположном берегу. Она висела на дубе. Князь произнёс молитву и сразу стал лучше видеть. Поражённый свершившемся "чудом", Роман Михайлович взял топор и стал рубить мощные деревья для закладки нового храма. Так возник знаменитый впоследствии Свенский монастырь. Церковная легенда об основании монастыря не оригинальна. На Руси, как правило, с подобными "чудесами" икон связывали возникновение крупных монастырей. Летописи подтверждают факт поездки в Киев за иконой брянских священников, но многие события, связанные с ней, обросли фантастическими подробностями. По пути в Брянск икону сопровождали киевские монахи. Возможно, что они и были творцами "чуда" с иконой, так как им вряд ли хотелось возвращаться в разорённый татарами Киев. После ещё не раз влияние иконы связывалось со многими событиями. Считалось, что она помогала защищаться от многочисленных врагов. Но когда город или монастырь подвергались разгрому, "чудотворную" икону прятали в лесу, умалчивая о её божественной силе. Однако "чудотворную" икону церковная братия усиленно прославляла. В монастырской рукописи сказано, что дуб, на котором была найдена икона, епископ тогда же разделил на части и раздал всем желающим для получения исцеления от недугов.
На месте явления иконы до 1854 года стоял древний каменный столп. В середине ХIХ века вместо него была устроена чугунная часовня, а "оставшийся в столпе 566-летний пень дуба... окончательно разобран...". В ХIII-ХIV веках постройки монастыря над Десной были деревянными. Земляная крепость, обнесённая валом и частоколом из заострённых кверху брёвен, прикрывала подступы к городу с юга. В центре крепости возвышалась деревянная церковь, вокруг которой располагались постройки обители. После разгрома литовцами строений Свенского монастыря Иван Грозный повелел построить каменную церковь. Через несколько лет её свод рухнул. Произошло это тогда, когда участники молебна вышли из церкви. Монахи воспользовались случившимся, чтобы ещё раз попытаться доказать особую силу иконы. Они утверждали, что Богоматерь не дала своду церкви обвалиться во время богослужения. Шли годы, десятилетия, столетия... Монастырь ветшал и перестраивался. Его территорию украсили каменные Успенский собор, церковь Антония и Феодосия, Сретенская, Преображенская церкви, колокольня. Строения обители были обнесены каменной стеной, которая возводилась почти тридцать лет. Она имеет форму неправильного восьмиугольника и повторяет из соображений обороны рельеф местности. По углам располагались шесть башен, три из которых сохранились до наших дней. Их высота от 8 до 12 метров. Высота каменных стен - 5,5-7 метров, а их длина почти 800 метров. Стена монастыря не отделяет его постройки от окружающего пейзажа, а наоборот подчёркивает его единство с природой и окружающим ланшафтом.
Успенский Свенский монастырь в прошлом - это не только комплекс архитектурных сооружений, которые мы сейчас относим к категории памятников, но и многочисленные административно-хозяйственные здания, выполнявшие разнообразные функции, связанные с жизнеобеспечением обители. Из описи 1861 года, составленной при передаче монастыря Киево-Печёрской Лавре, известно, что в нём насчитывалось двадцать девять келий, в которых жили более девяноста монахов и прислуга. "Послушная грамота" описывает монастырские запасы: "... девятнадцать осетров вялых, десять осетров вялых прутовых, да просоленной осетрины полбочки, пять белуг, сто сазанов, семь сот пластов сухой рыбы, сто пуков визиги, икры зернистой два пуда, шесть кулей грибов сухих; хлеба в житницах и ямах: ржи 1035 четвертей, пшеницы сорок пять четвертей, овса сто четвертей, масла коровьего десять пудов, мёду сорок пудов, воску двадцать восемь пудов, кроме свеч восковых, 14 коней на стойлах, (вероятно для начальственных разъездов) сто коней надворных, рабочих, кроме шестнадцати жеребят. Карета "властительная", рыдван, две коляски, четверо саней красных. Пятьдесят семь коров". На территории монастыря существовал конный двор (две избы, сушило, конюшня с сушилом, пять сараев рубленных"). В 1764 году он располагался с "восточной стороны внутри монастыря" и на нём были слудующие постройки: каменная изба для кучеров, кормовой амбар, каретный сарай, навесы и конюшни. На конном дворе находился колодец "глубиной до воды 18 сажен". Рядом с ним в 1892 году ставится здание квасоварни (12 аршин длиной, крытое тесом). Монастырский кислый квас был традиционным и популярным напитком. "В полуверсте от обители находилось монастырское озеро. Возле него стояла караульная изба и братская баня. В 1855 году около бани запрудили пруд, а "близ монастыря под горою" устроили "сажелку" - питомник для разведения рыбы. В давние времена окрестные леса были богаты дичью. В заливах и лесах водились бобры и по грамоте царя Михаила Фёдоровича от 1614 года так называемые "бобровые гоны" были предоставлены в пользу монастыря. В описи 1897 года говорилось о просфорне, братских кельях (в двух южных башнях), кухне и ледниках в других башнях. Есть упоминание о кузнице, что находилась в северо-восточной башне. Монастырскую территорию в прошлом оживляли сады, которые располагались не только за стенами, но и внутри монастыря. В документах за 1791 год отмечено четыре сада - "сливовый, братский, новый и настоятельский". В 1864 году на месте проведения Свенской ярмарки за западными воротами был разведён также обширный фрутовый сад. У здания церковно-приходской школы, которое не сохранилось, за пределами монастыря рядом с каменными выездными воротами были разбиты плодовый питомник и сад, где выращивались яблони, груши, вишни, сосна, ель, кедр, каштаны, розмарин. Немалый доход монастырю давала ярмарка, в том числе пошлинные сборы (до их передачи государству), плата за лавки и торговые места.
Почти по всему монастырю, а также на территории ярмарки, тянулись подземные каменные галереи. Все они раньше соединялись одним общим ходом и имели несколько наружных входов. Снабжённые верхним светом, они состояли из больших и малых помещений, которые служили складами под ярмарочные товары. Купцы, приезжавшие торговать, останавливались в кельях, что давало обители дополнительные средства. "Гостинный двор, а на нем горница с комнатою на жилых подклетах, да сени с чуланами, да сарай рубленый большой" упоминаются уже в описи за 1681 год. В документах за 1801 и 1833 годы упоминается о планах строительства гостиницы "вне монастыря". Опись 1897 года сообщает о значительном расширении существующего гостинного двора и о строительстве "близ монастыря" странноприимного дома и флигеля для приходящих богомольцев. В 1749 году за монастырём числилось 15 276 душ крестьян. На одного крестьянина приходилось от 0,3 до 1,5 десятин земли. Крестьяне обрабатывали монастырские пашню и посевы, убирали сено, рубили лес, строили и ремонтировали церкви, перевозили на своих лошадях грузы. Несколько раз в неделю они ходили на барщину, а кроме того платили оброк мёдом, маслом, сукном, холстом, грибами, рогожными мешками. Из соседнего села Супонево каждое лето монастырь требовал триста пеших и конных работников, по двадцать два плотника, каменщика, кирпичника, четырнадцать пильщиков, шестнадцать углежогов.
Свенский монастырь был богат и широко известен. Его посещали знатные люди. Сюда шли прихожане и богомольцы. В монастырскую казну вносились богатые дары. О них делались памятные записи в книге вкладов. В ней зарегистрированы многочисленные дары Ивана Грозного. Среди подарков немало воинских доспехов, оружия, переданного в 1750 году в Брянский арсенал. Вкладная книга сохранила имена многих представителей знатных родов - князей Трубецких, Воротынских, Мстиславских, Серебряных, Мосальских, Мещерских, Салтыковых, Тютчевых, Воейковых, Брусиловых и многих других. Некоторые лица родовитых фамилий были похоронены в монастыре. Среди них Тютчевы, князь Мещерский, Небольсины, Е. М. Салтыков, А. Похвиснев, Г. Е. Верёвкин и другие. В монастыре была своя монастырская библиотека. В своё время она располагала достаточно ценным книжным собранием, интересными архивными документами. Так, в церковной описи за 1893 год в библиотеке было зарегистрировано около 1300 книг, а также большое количество рукописей, старопечатных книг ХVII-ХVIII вв., службы святым, поучения отцов церкви, минеи, библии, Евангелия, служебники, месяцесловы, книги по истории церкви России и Византии, книги по богословию, философии, медицине, земледелию, уставы, в том числе устав Петра I, уставы различных монастырей и духовных учреждений. Для хранения книг в монастыре были созданы хорошие условия. Библиотека располагалась в сухом помещении на хорах Успенского собора. Одним из важнейших источников пополнения монастырской библиотеки, особенно до середины ХVII века, были вклады, наиболее богатые из которых делали цари, бояре, церковные иерархи. Об этом свидетельствуют записи в монастырской вкладной книге.
2 мая 1888 года состоялось празднование 600-летия основания Свенского монастыря. Состоялся крестный ход из Свенского монастыря в Брянск, парад войск и молебен, по кончании которого для нижних чинов было подано угощение - по чарке водки и пирогу, а для духовенства и господ офицеров - обед в зале Городской Думы на 200 персон. Приглашённые получили на память по книге по истории монастыря покойного архимандрита Иерофея, с приложением литографированного вида церквей и стены монастыря со стороны главного входа. Городская Дума ассигновала 500 рублей в расположение монастыря. В 6 часов вечера 4 мая состоялись проводы святой иконы из города в Успенский Свенский монастырь. Что касается знаменитой Свенской ярмарки, то она в ХVII - первой половине ХVIII вв. по своему значению не только занимала второе место в России, но и была важным центром международного товарооборота, что характеризует её как ярмарочный торг всероссийского значения. Свенская ярмарка, упоминаемае ещё в 1632 году, просуществовала до Великой Октябрьской социалистической революции. 31 августа - 1 сентября 1985 года, в год тысячелетия Брянска, традиция проведения Свенской ярмарки была возрождена.
Вскоре после Октябрьской революции Свенский Успенский Печерский мужской монастырь перестал существовать как духовное учреждение. Монастырские земли и имущество были изъяты, из монахов сформирована трудовая коммуна. Затем на его территории расположилось воинское подразделение, а впоследствии карательный отдел ГИК. 6 июля 1920 года Брянский ГИК постановил: "В связи с громадным недостатком помещений в Брянске, помещения Свенского монастыря передать в ведение Губнаробразования с условием, что в течение месяца все детские колонии будут переданы из города в организуемую в монастыре колонию имени Некрасова". Тем не менее до лета 1924 года верующие близлежащих к монастырю мест могли пользоваться церковным имуществом и проводить богослужение в Успенском соборе и церкви Антония и Феодосия. Но уже 8 июля 1924 года все церкви монастыря были окончательно закрыты. В 1922 году Губкомиссия по изъятию церковных ценностей по Брянской области докладывала в Брянский ГИК следующее: "Изъятие церковных ценностей в количестве более 222 пудов серебра, 11 фунтов, 79 золотников, 48 долей золота; до 8 тысяч разных драгоценных камней; более 6 фунтов жемчуга; 433 рубля 35 коп. серебряных монет и невыясненнного металла весом до 5 пудов. Всего 42 ящика брутто - 254 пуда. 15 июня с. г. эти ценности были сданы в Госхранилище в Москве в распоряжение и фонд ЦК ПОМГОЛ ВЦИК по акту. В июле 1924 года монастырь повторно был ограблен специальной комиссией Брянского ГИК во главе с Мамочкиным - политруком Губрезерва. Среди них значились: серебряный киот иконы Свенской Богоматери весом 12 фунтов, серебряный оклад той же иконы весом в 30 фунтов, (бриллиантовая корона и золотая риза оклада были изъяты в 1922 году), напрестольное Евангелие в серебряных окладах, серебряные кресты, церковные сосуды и.т.д. Тогда же "распределили" и другое монастырское имущество: в губернскую РКИ было передано шесть дорожек, большой ковёр, шторы; в Губисполком - семь дорожек, 4 ковра, 13 аршин красного сукна, в милицию - шкафы; в Тимоновскую ячейку РКП (б) - мебель. Новый владелец монастырского ансамбля - детская колония во главе с администрацией внесла огромный "вклад" в превращение памятников архитектуры в "отхожие места".
19 декабря 1924 года был проведён осмотр и обследование состояния имущества в бывш. Свенском монастыре "Комиссией Главнауки Наркомпроса", в состав которой входили И. Э. Грабарь, В. А. Безобразов, П. Д. Барановский. Комиссия установила следующее: "На территории бывшего монастыря расположено такое значительное число сооружений высокой историко-художественной ценности, что все они представляют один из замечательнейших древнерусских архитектурных ансамблей ХVII-ХVIII вв, подлежащих безусловной и всемирной охране... ". После того, как в бывшую обитель вселилась детская колония, монастырь был подвержен разрушению. Во всех церквях стёкла были выбиты, дети стали забираться по водосточным крышам на крыши церквей, оттуда проломав потолок... испражнятся внутрь. Домик Петра I превращён ими в настоящую уборную. В церкви Сретенской и Преображенской сломаны, несомненно при участии администрации, древние иконостасы. В Преображенской не осталось и следа от внутреннего убранства, иконы этой церкви, славившиеся замечательным письмом, были просто исколоты и сожжены. Весь архив и библиотека, находящиеся на хорах оказались разбросаны по всей территории монастыря, многие пошли на растопку печей. В конце концов колония была переведена из монастыря. Бывший Свенский монастырь с земельными угодьями и годными постройками был передан в ведение окружного отдела ОГПУ. 23 июня 1930 года Президиум Брянского Окрисполкома Западной области принял окончательное решение о судьбе замечательных памятников монастырского ансамбля, заслушав информацию о состоянии построек б. Свенского монастыря на основании произведённого представителями Главнауки, приняв во внимание полнейшую бесхозяйственность и разрушенность построек б. монастыря, счёл нецелесообразным с хозяйственной стороны реставрацию зданий, в том числе и бывшего Успенского собора и его приспособления для каких-либо хозяйственных или культурных нужд, а также учитывая кризис в строительных материалах (кирпиче), признать целесообразным здание бывшего собора разобрать и кирпич использовать для нужд строительства.
По всей видимости, в июле-августе 1930 года Успенский собор был взорван, т.к кирпичная кладка ХVIII века разборке не поддавалась. Недавно в Брянский государственный историко-революционный музей поступили фотографии, посвящённые взрыву собора, предоставленные Алексеем Брабиным. На фото зафиксирован момент взрыва собора, вид его руин после взрыва, а также непосредственные исполнители - судя по подписям под одной из фотографии взрывные работы осуществляла бригада подрывников под руководством Якова Петровича Рыхлова. При взрыве пострадали церковь Антония и Феодосия, шатровая колокольня и "домик Петра". Все они были разобраны на кирпич. Так печально завершилась история самых выдающихся архитектурных памятников ансамбля Свенского монастыря.
Из книги: "Памятники Брянщины" Свенский монастырь. Издательство: Творческо-производственное объединение "Автограф". Брянск, 1990 г.
УСПЕНСКИЙ СОБОРПервым каменным зданием в окрестностях Брянска был Успенский собор Свенского монастыря, построенный во времена Ивана Грозного. Это было монументальное пятиглавое здание, не уступающее по размерам собору Мичурина, построенному в середине XVIII века.
Строительство собора было связано с именем царя Ивана Грозного. Готовясь к Ливонской войне н к воссоединению с Россией украинских и белорусских земель, он укрепляет границы Русского государства. Свенский монастырь был и крупной крепостью, и важным религиозным центром, обладавшим такой святыней, как знаменитая икона Свенской богоматери. Набожный царь не раз жаловал монастырскую братию щедрыми вкладами. В центральном государственном архиве древних, актов в Москве хранится вкладная книга монастыря, которая начинается с записи 1561 года. В этом году по случаю смерти горячо любимой царем жены Анастасии был сделан вклад в 40 рублей. Это была большая сумма. Отличный боевой конь в те времена стоил 15 рублей.
В следующем году царь присылает 20 рублей вклада по случаю смерти своего слабоумного брата Юрия, а в память о смерти князя Дмитрия Вишнецкого монастырю жалуется сельцо Студениково с шестью деревнями в Белевском уезде. Основные же владения монастыря были расположены в Брянском уезде. В 1565 году монастырь получает 50 рублей по случаю смерти дяди царя Василия Глинского.
Щедрые дары царя и старые монастырские богатства позволяли развернуть строительство монументального собора. Собор строился тверским зодчим Гавриилом Маковым. Строительство началось, вероятно, в начале 60-х годов. В 1564 году во вкладной книге собор упоминается уже как существующий, так как князь Иван Федорович Мстиславский - потомок Мглинско-Мстиславских князей, дарит собору 50 рублей денег "да к соборной церкви к каменной трое дверей железных". Одна из створок этик ворот из кованного узорного железа и поныне хранится в музее Коломенское в Москве. Недавно обнаружены и переданы в Брянский областной историко-революционный музей еще две створки ворот. После реставрации они будут выставлены в экспозиции.
Здание собора было четырехстолопным, трехаспидным на подклети. С трех сторон его окружали галереи - паперти. В 1582 году царь Иван Грозный передал в монастырь на поминовение своего сына Ивана Ивановича 100 рублей, кроме того еще: золотую корону с каменьем и жемчугами для иконы Богоматери, золотые цаты, иконы в роскошных окладах, "три платка золотых" ценой 105 рублей, колокола весом в 40 и в 200 пудов. Предположительно с 1580 по 1583 годы Свенскую икону по просьбе Царя передавали в Москву для написания с неё копии после великого московского пожара. Иван Грозный вернул икону в окладе и дорогих украшения, пожаловав 107 рублей.
Огромную, по тем временам сумму в 650 рублей, 6 образов в ценных окладах, 27 книг и тарханную грамоту, освобождавшую монастырь от всех налогов, жалует на помин души погибших. Благодаря царским дарам снова был отстроен монастырь и обновлен собор, пострадавший во время польского набега в Ливонскую войну. Щедрое пожалование монастырь получал и от преемников Ивана Грозного, хотя и не в таких размерах. В тяжелые годы смутного времени монастырь и собор опять были сожжены поляками. Последним бедствием для него оказались набеги поляков во главе с Пацем и крымских татар в 1660 годах. В конце XVII века в соборе создается новый иконостас, перенесенный позже в барочный собор. Однако, его здание обветшало, треснули и начали распадаться своды и стены.
В 1744 году путешествовавшая императрица Елизавета Петровна посетила Свенский монастырь. Успенский собор она застала в полуразрушенном состоянии и пожаловала на строительство нового храма 6 тыс. рублей золотом. Так началась новая глава в истории памятника архитектуры. В соответствии с царским указом от 3 апреля 1748 года деньги поступили в монастырь.
Успенский собор был заложен на высоком, ровном и безопасном месте в центре монастыря (старый храм стоял на косогоре, что способствовало его разрушению), 3 мая1749 года свенские монахи направили в Киев прошение о разрешении строительства соборной церкви, сообщив при этом, что материалы для работ заготовлены. Возле монастыря начали выдавать продукцию громадные для своего времени кирпичные заводы.
Имя архитектора, по проекту которого возводился Успенский собор, долгое время вызывало споры. Назывались имена крупнейшего представителя русского барокко Растрелли, московского архитектора И. Мичурина. Документы Центрального государственного исторического архива Украины позволяют утверждать, что уже в 1744 году И. Мичурин представил на рассмотрение проект и модель собора. Они оказались выдержаны в духе лучших традиций древнерусского зодчества. 30 июля 1749 года собор был заложен. Руководил строительными работами архитектор Иоганн Битнер.
Во время строительства возникли непредвиденные сложности. Новый наместник монастыря Гервасий нашел, что уже возведенные каменные столбы были обрублены, и само здание "перепорчено". Потребовалась, говоря современным языком, экспертиза проекта. И в начале 1752 года планы и модель собора отправляются в Петербург к оберархитектору Растрелли. Заключение специалдистов оказалось однозначным: "переправки учинены весьма безрассудно … по опасности того строения". Вскоре Гервасий получил отставку, постройкка вновь была переделана, а дальнейшие работы велись строго по проекту И. Мичурина.
Архитектор И. Битнер стремился наверстать упущенное. Он ежедневно требовал на строительство до двухсот каменщиков, столько же кирпичников, четыреста пеших и до двухсот конных рабочих. Его рвение было настолько велико, что свенские монахи в мае 1753 года послали на архитектора жалобу. В июне 1756 года "церковь постройкою возведена до кровли и своды закреплены". Но к этому времени И. Битнер умер. Руководство строительными работами было доверено крепостному архитектору Киево-Печорской лавры Кондрату Стефанову, который в основном их завершил к осени 1757 года. В конце следующего года синод выдал грамоту на освящение церкви.
Трудом тысяч крепостных за десять лет над зелеными крутыми берегами красавицы-Десны были подняты красные стены собора, увенчанные пятью огромными барабанами, несущими купола, центральный из которых был позолочен в 1800 году, и главы с крестами. Величественное архитектурное сооружение имело в длину пятьдесят два с половиной аршина (свыше 37 метров) в ширину - сорок два с половиной аршина (более 30 метров). Собор украшали древние железные двери середины XVI века, отличающиеся интересной художественной работой.
Внутри храма находился величественный семиярусный иконостас XVII века с крупными резными фигурами вверху. Он был перенесен сюда из старого Успенского собора. Тонкая и сложная резьба раннего малороссийского барокко представляла значительный художественный интерес. Специалисты отмечали деревянную резьбу фриза над западными дверями, представляющую собой редкий образец старинной скульптуры, резьбу древнего игументского места конца XVI века или начала XVII века. Известно, что многие живописные работы в соборе выполнены крепостным художником Кириллом Холодовым, доставленным в Свенский монастырь из Киева закованным в кандалы. На помощь художникам в Свень были направлены и многие живописцы Киево-Печерской лавры. Монументальный, стройный Успенский собор, господствовавший над окрестностями, чьи изящные купала были видны издалека, а богатая внутренняя и наружная отделка отличалась высокой художественностью, был подлинной жемчужиной Свенского монастыря. К сожалению, время и люди не пощадили этот выдающийся памятник архитектуры. К XIX веку собор обветшал, в двадцатые годы был взорван "безбожниками", чья бездуховность, агрессивная нетерпимость к инокомыслию, вера в свою непогрешимость, в то, что не наступит "судный день" для тех, кто "предал отца святого" и сегодня затрудняют движение по пути духовного очищения.
В настоящее время собор восстанавливается.
ЦЕРКОВЬ АНТОНИЯ И ФЕОДОСИЯ.
При Иване Грозном, кроме Успенского собора, был выстроен второй каменный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Возводила ее артель во главе с мастером "Гавриилом Дмитриевым сыном Маковым, тверитином". Не простояв и ста лет, в 1677 году этот храм обрушился по ветхости, а затем был восстановлен с некоторыми изменениями первоначального облика. Даже такое событие, как разрушение церкви, монастырские летописцы использовали для прославлении чудес знаменитой иконы: "В 185 (1677), ноября в 20 день, теплая каменная церковь преподобных отцов Антония и Феодосия Печерских разрушилась, но царские двери и святые иконы найдены в алтаре нисколько не поврежденными". Вся церковь была расписана на сюжет чудес иконы Свенской Божьей Матери, потому и сам храм именовался церковью Свенской Божьей Матери.
В одном из описаний говорилось: "...церковь Антония и Феодосия Печерских чудотворцев каменная же с трапезою; а в трапезе печь израсчатая, зеленая, да у той же церкви приделана подкеларская, а под церковью и под трапезою два погреба, да хлебня. Церковь и трапеза покрыты тесом, а на церкви одна глава покрыта белым железом. Кроме иконописания, особых дорогих украшений в этой церкви не было".
Первоначальный план церкви представлял сосбой прямоугольник с полукружной в грань алтарной абсидой, папертью с ризницей на западе и трапезной на востоке. Интересно, что вопреки общему правилу древние зодчие построили алтарную часть храма не на восток, а на юг. В его архитектуре отразились формы московско-суздальского зодчества. Особенно характерна в этом отношении главка с изящным декором барабана. До XIX столетия церковь выполняла роль монастырской трапезной, а позднее, когда была возведена отдельная трапезная, - роль теплого храма, в котором была старинная изразцовая печь.
В 1681 году, через четыре года после разрушения, церковь Антония и Феодосия удалось восстановить. В 1806-1807 гг. были сделаны пристройки к трапезной и расширенны ее оконные проемы, 1817 году тесовая кровля замена железной, а в 1832 году прежний вход переделан в ризницу и с севера пристроена паперть. Все эти переделки значительно изменили облик храма.
Церковь Антония и Феодосия, бесстолпная, одноглавая, скромная и даже суровая по своему облику, украшалась декоративным барабаном, а поверхность купола окаймлена килевидной аркатурой. Своеобразным был декор наличников окон второго этажа, а верхняя часть основного нефа обработана заковарами. Она была сооружена из кирпича, на бутовых фундаментах, а позднее в XIX веке оштукатурена.
Как и Успенский собор она была разрушена в 1928 году. Сохранились лишь часть подклети и стен. Реставраторы разобрали и очистили руины и сейчас, изучая сохранившиеся элементы, можно узнать немало интересного об особенностях древнего строительства. Восстановлена церковь Антония и Феодосия Печерских к 2012 году.
СРЕТЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
Легким и жизнерадостным настроением выделяется Сретенская надвратная трехглавая церковь. Точное время ее постройки неизвестно. В рукописи монастырском сказании говорится, что она возведена при царе Петре в 1690 году, а из сдаточной описи 1681 года видно, что в то время Сретенская церковь уже существовала. В книге кладов она упоминается даже под 1678 годом. "Церковь Сретенская устроена на том месте, где ослепший великий князь Роман Михайлович, шедший из Брянска со освященным собором к чудотворной явленной Печерской иконе Божьей Матери, по молитве, получил первое облегчение от болезни и слепоты и узрел стезю; и где в память этой милости Господней поставлен был крест", - утверждалось в сочинении архимандрита Иеорофея "Брянский Свенский Успенский монастырь".
В 1827 году церковь перенесла сильный пожар, сгорели "верхи, крыша и главы". Пришлось их делать заново, "поправлять стены", заливать вновь своды. В 1883 году был расписан северный фасад вместе с примыкающей к нему оградой. С восточной стороны в это же время пристраивается каменное помещение для привратников. Под церковью существовал погреб "для поклажи всяких казенных вещей".
Церковь над северными "святыми" воротами имеет ярусное построение. Проходы и проезды а монастырь образуют первый ярус, а второй - собственно церковь. Основной этаж расчленен лопатками на три части, каждая из которых имеет верхнее продолжение в трех световых барабанах (два восьмерика и один, средний шестерик). Средний барабан, самый большой, отличается нарядным украшением наличников окон. Барабаны покрыты пологими шатрами, под которыми меньшие барабаны с куполами. Еще выше небольшие декоративные барабаны, увенчанные луковичными главками с крестами. Здание церкви представляет собой оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным порталом, стилистически соединивший в своей архитектуре московское и украинское барокко. Он сооружен из кирпича, и буковых фундаментах. При реставрации восстановлена окраска стен в красный цвет с белыми деталями, сейчас в помещениях Сретенской церкви ведутся службы.
СПАССО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
Интересным памятником архитектуры, дошедших до наших дней, является построенная над западными ярмарочными воротами в виде пятиярусной башни Преображенская церковь. Она возведена в 1742 году на средства брянского купечества. Здесь, вероятно, существовала более древняя церковь. На это указывает письмо в Синод одного из наместников монастыря в 1734 году: "...в Свенском монастыре из давних лет по строена каменная Божия - церковь во имя Преображения Господня, которая весьма ветха и мурвалится и священнодействовать отнюдь невозможно и прошу, дабы повелено было вышеозначенную церковь разобрать и вновь на ограде во имя Преображения Господня построить". Какой была первая церковь, неизвестно, хотя вероятно, что она взята за основание постройки.
Первый ярус церкви образован порогами. На второй ярус ведут каменные лестницы. Он выполнен в виде галереи, украшенной полуциркульными арками на низких массивных столбах. Галерея охватывает этаж с трех сторон. На ней вход в основной прямоугольный неф церкви и в алтарную пристройку. В одном из описаний говориться, что здесь был "иконостас гладкий, весь золоченный… и живопись в нем превосходной работы. Иконостас этот строили московские подрядчики: Иван Афанасьев, Никита Иванов и калужанин Михаиле Медведева." Основной неф церкви увеличен архитекторами подкупольной частью. Над ней возвышается световой барабан, затем небольшой купол, декоративный барабан, увенчанный главой".
Указ на строительство Спасо-Преображенской церкви был выдан в 1734 году. На строительство ушло восемь лет. В 1797 году церковь капитально ремонтировали, при этом был "сломан весь нижний осьмерик", "вновь сделана палуба и по оной покрыто жестью".
В 1842 году от сырости рухнуло гульбище, хотя еще в 1840 году над ним соорудили деревянный навес. В 1864 году Свенская ярмарка была переведена в Брянск. Вероятно, что в это время ворота под церквью ликвидировали. Опись 1897 года сообщает, что на их месте существовало помещение для пожарного обоза.
И. Э. Грабарь считал автором Преображенской церкви, так же как и Успенского собора, И. Мичурина. Этот памятник архитектуры хорошо описан в книге М. Цапенко "По равнинам Десны и Сейма": "Композиция этой церкви очень оригинальна, ее четырехугольное основание имеет вид гульбища с открытой аркатурой мощных, даже грузных пропорций. Выше основания возведен основной массив, также четырехугольный, в котором помещалась церковь. Еще выше - восьмиугольный барабан, над ним такой же меньших размеров и небольшая завершающая главка. Основной массив наверху завершается фронтонами типично украинской формы и украшен декоративной лепкой точно такой, как это делалось в ту пору во многих строениях самой Киево-Печорской лавры. Но объемно-пространственная композиция памятника своеобразна и, насколько нам известно, аналогии не имеет".
Сейчас Преображенская церковь реставрируется и время от времени в ней ведутся службы.
КОЛОКОЛЬНЯ ИЛИ ЦЕРКОВЬ
Оригинальна строительная конструкция, архитектурный строй колокольни, - памятника, к сожалению, не дошедшего до наших дней.
С достаточной долей вероятности можно утверждать, что облик колокольни в Свенской обители складывался с конца XVI века (нижние яруса здания) до второго - начала четвертое десятилетия XVII века. Столповая колокольня Свенского монастыря с шатровым перекрытием, двумя рядами слухов по его скатам, с одним восьмигранным колокольным ярусом на двенадцатигранном нижнем при сохранении церковной маковки - главки южнорусского типа стояла у юго-восточного угла монастырской соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, между теплой монастырской общинной церковью Антония и Феодосия Печерских и казначейским корпусом на юго-востоке. Невысокая, но стройной грациозной конструкции колокольня имела девять больших зазвонного типаи "малых валовых" колоколов. Колоколов более крупных параметров она нести на себе не могла. Сравнительно небольшой 200 пудовый колокол, служивший здесь, видимо, "благовестным", стоял рядом на козловой арматуре, на земле.
Многочисленные перестройки, следы которых несет на себе колокольня, выдают пристрастие монахов к моде. Так, двенадцатигранный нижний ярус, не соответствующий верхнему восьмигранному, - явная переделка, точнее "недоделка" начала XVII века, покончившая с часами "боевыми без перечасья", т.е. строго по моде времени, но скорее все-таки по обстоятельствам времени.
Венчающая главка показывает наличие в теле колокльни церкви "под колоколы", видимо, весьма миниатюрной. О наличии такой церкви говорят периодические описи монастырского имущества, где она упоминается то как церковь Сергия Радонежского, то как церковь Владимирской Божией Матери. Невнимательное отношение исследователей к правомерности колокольни-звонительнице носить на себе в определенных случаях главку с крестом привело к тому, что столь яркий и ясный знак отмечался как "ошибочный".
ДОМИК ПЕТРА I
На территории Свенского монастыря недалеко от Успенского собора стоял каменный домик, в котором по устным преданиям, бытовавшим в монастыре, останавливался Петр I. Домик был небольшой, всего в "три окна". Внутри него находился иконостас с древними иконами, великолепная изразцовая печь, мебель той эпохи и портрет Петра в рост, оставленный монастырю на память. Снаружи был прибит императорский герб. Позднее под карнизом появилась надпись "В сем домике неоднократнопребывал Преобразователь России". В XIX веке домик использовался под настоятельские кельи. Для этой цели его надстраивали. Однако, в 1887 году была предпринята его реставрация. Надстройку сняли и переместилина десять сажен от домика как здание для приема"благодетелей монастыря", а сам домик стал мемориальным музеем Петра I. До Великой Отечественной войны в областном краеведческом музее хранилась мебель из этого домика, некоторые вещи, которыми якобы пользовался Петр I. Но уникальная коллекция музея была разграблена немецко-фашистскими захватчиками. Не сохранился до наших дней и каменный домик царя.
Достоверно известно, что Петр I находился а Брянске 22 -24 октября 1708 гола. Приезд царя был вызнан продвижением армии шведского короля Карла XII к Стародубу и далее на Украину. Он осмотрел верфь, где по его указу сооружали галеры, городские укрепления, запасы оружия, а вот был ли в монастыре, точно не известно. Петр I отправился в Погребки у Новгорода Северского, где стояли основные силы русской армии. Там к нему явился гонец от А. Д. Меншикова, сообщивший об измене гетмана Украины Мазепы. Церковная же легенда утверждает, что это произошло тогда, когда Петр I находился в Свенском монастыре.
Предание гласит, что великий преобразователь России любил отдыхать в тени исполинского дуба рядом с монастырской стеной, любоваться открывшейся отсюда захватывающей картиной: уходящими вдаль лесами, сверкающими в лучах солнца мелкими озерами, серебристыми водами Десны. Дуб-великан, немой свидетель исторических событий, и сегодня стоит на вершине громадного холма, являясь уникальным памятником природы.
Северная война потребовала мобилизации ресурсов, напряжения всех сил. Петр I приказал даже перелить церковные колокола на пушки. Во исполнение царского указа Свенскому монастырю пришлось в 1701 году отослать на Московский пушечный двор все медные котлы, предназначенные для варки кваса и пивва, винокуренные кубы и даже медную посуду.
Монастырская летописи подчеркивала, что "во время неусыпной деятельности царя Петра Алексеевича было особенно тяжело. По случаю шведской войны были бесперестанные наборы воинских людей, лошадей, поставки провианта и фуража натурою, с обмундированием и с денежным жалованием на каждого отправляемого воина…Во время строения С.-Петербурга из имений Свенского монастыря были вызываемы туда всевозможные мастеровые и чернорабочие люди с лошадьми, с провиантом и годовым жалованием". По царским приказам в угодьях монастыря рубились леса, монастырские плотники посылались в Воронеж для строительства судов, запасы провианта и фуража поставлялись для строителей дорог и мостов. Для казны в монастрырских лесах крестьяне гнали смолу, "на польской границе рубили и очищали засеки". Указ 1705 года, например, обязывал крестьян Свенского монастыря немедленно "учинить по одному возу доброго сена" с каждого двора, внести пошлину, "на корабельное строение", выделить для строительства мостов пятьдесят человек с подводами и топорами. Устные предания о пребывании Петра I в монастыре записаны лишь в XIX веке. Противоречия своего времени в них сглажены, а роль церкви в деяниях Петра I, его внимание к заботам монастыря явно преувиличены.
После Октябрьского переворота 1917 года домик Петра Первого был уничтожен. В настоящее время восстановлен.
Для пожертвований наши банковские реквизиты:
Религиозная организация
Свенский Успенский мужской монастырь
п. Супонево Брянского района Брянской области
Брянской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
ОПЕРАЦИОННЫЙ ОФИС В Г. БРЯНСКЕ ФИЛИАЛА ПАО БАНК ВТБ В Г. ВОРОНЕЖЕ
БИК 042007835
ИНН 3207003194
КПП 324501001
Р/с 40703810926250000021
Кор. сч. 30101810100000000835
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Монастырь | |
Свенский монастырь |
|
Вид на Святые ворота монастыря в начале XX века. Слева направо: угловая башня; церковь Антония и Феодосия; надвратная Сретенская церковь; колокольня; другая угловая башня; Успенский собор |
|
Страна | Россия |
Село | Супонево (Брянская область) |
Координаты | 53°12′20″ с. ш. 34°19′41″ в. д. / 53.20556° с. ш. 34.32806° в. д. / 53.20556; 34.32806 (G) (Я) |
Конфессия | Православие |
Епархия | Брянская |
Тип | Мужской |
Дата основания | 1288? |
Статус | Действующий монастырь |
Сайт |
Све́нский Свя́то-Успе́нский монасты́рь - мужской православный монастырь в селе Супонево Брянского района Брянской области .
Основан, если верить преданию, в 1288 году брянским князем Романом Михайловичем . Легенда гласит, что князь внезапно стал терять зрение. Для исцеления он послал в Киево-Печерский монастырь за чудотворной иконой - Печерской иконой Божией Матери . Во время путешествия по Десне икона чудесным образом исчезла из лодки и оказалась на берегу реки Свень , куда и пришёл князь. После молитвы перед иконой он исцелился. На этом месте он повелел основать монастырь, срубить храм во имя Богоматери, и наделил его землями. По названию реки Свини монастырь вплоть до XVII века носил название Свинский .
Документальные сведения о существовании обители появляются в XVI веке, когда Иван Грозный повелел поставить здесь две каменные церкви, в том числе восстановленный в 2011 году храм свв. Антония и Феодосия Печерских. В 1583 году монастырь разорён литовцами , в - крымскими татарами .
Архитектурный ансамбль монастыря принадлежит к традиции слободского барокко . В 1679 году возведена надвратная Сретенская церковь, сохранившаяся до нашего времени. По церковной легенде, в монастыре бывал Пётр I . Домик, где он якобы ночевал, сохранялся до начала XX века , а «дуб Петра Великого» и сейчас стоит перед монастырём, являясь известной достопримечательностью.
В 1920-е годы началось постепенное закрытие монастыря, которое было полностью завершено к 1926 году, а в 1930 году значительная часть монастырских построек, включая главный собор, была снесена. Успенский собор был взорван группой подрывников, под руководством Рыхлова. От взрыва пострадал и храм Св. Антония и Феодосия Печерских, от него сохранился лишь нижний ярус.
Сохранившиеся здания возвращены церкви в 1992 году, когда был возобновлён и сам монастырь. По состоянию на 2014 год ведётся восстановление архитектурного комплекса, в том числе взорванного собора.
10.Святое Благословение.Супонево 2013.JPG
Сохранившаяся надвратная церковь
117.Свято-Успенский Свенский монастырь.Супонево 2014.jpg
Строительство соборного храма (лето 2014)
Настоятели монастыря
- Настоятели Свенского монастыря по годам в книге: Строева П.
- игумен Иона
- игумен Игнатий - второй в синодике 1626 года
- Наместник иеромонах Иоанн Максимович - 1681 ? - 1695
- Афанасий (Миславский) (до 1 февраля 1700 года)
- игумен Амвросий - ок. 1822
Напишите отзыв о статье "Свенский монастырь"
Примечания
Ссылки
- на сайте Православие.Ru
|
Отрывок, характеризующий Свенский монастырь
Диспозиция эта, про которую с восторгом говорят французские историки и с глубоким уважением другие историки, была следующая:«С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на равнине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским.
В это же время начальник артиллерии 1 го корпуса, генерал Пернетти, с 30 ю орудиями дивизии Компана и всеми гаубицами дивизии Дессе и Фриана, двинется вперед, откроет огонь и засыплет гранатами неприятельскую батарею, против которой будут действовать!
24 орудия гвардейской артиллерии,
30 орудий дивизии Компана
и 8 орудий дивизии Фриана и Дессе,
Всего – 62 орудия.
Начальник артиллерии 3 го корпуса, генерал Фуше, поставит все гаубицы 3 го и 8 го корпусов, всего 16, по флангам батареи, которая назначена обстреливать левое укрепление, что составит против него вообще 40 орудий.
Генерал Сорбье должен быть готов по первому приказанию вынестись со всеми гаубицами гвардейской артиллерии против одного либо другого укрепления.
В продолжение канонады князь Понятовский направится на деревню, в лес и обойдет неприятельскую позицию.
Генерал Компан двинется чрез лес, чтобы овладеть первым укреплением.
По вступлении таким образом в бой будут даны приказания соответственно действиям неприятеля.
Канонада на левом фланге начнется, как только будет услышана канонада правого крыла. Стрелки дивизии Морана и дивизии вице короля откроют сильный огонь, увидя начало атаки правого крыла.
Вице король овладеет деревней [Бородиным] и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Морана и Жерара, которые, под его предводительством, направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками армии.
Все это должно быть исполнено в порядке (le tout se fera avec ordre et methode), сохраняя по возможности войска в резерве.
В императорском лагере, близ Можайска, 6 го сентября, 1812 года».
Диспозиция эта, весьма неясно и спутанно написанная, – ежели позволить себе без религиозного ужаса к гениальности Наполеона относиться к распоряжениям его, – заключала в себе четыре пункта – четыре распоряжения. Ни одно из этих распоряжений не могло быть и не было исполнено.
В диспозиции сказано, первое: чтобы устроенные на выбранном Наполеоном месте батареи с имеющими выравняться с ними орудиями Пернетти и Фуше, всего сто два орудия, открыли огонь и засыпали русские флеши и редут снарядами. Это не могло быть сделано, так как с назначенных Наполеоном мест снаряды не долетали до русских работ, и эти сто два орудия стреляли по пустому до тех пор, пока ближайший начальник, противно приказанию Наполеона, не выдвинул их вперед.
Второе распоряжение состояло в том, чтобы Понятовский, направясь на деревню в лес, обошел левое крыло русских. Это не могло быть и не было сделано потому, что Понятовский, направясь на деревню в лес, встретил там загораживающего ему дорогу Тучкова и не мог обойти и не обошел русской позиции.
Третье распоряжение: Генерал Компан двинется в лес, чтоб овладеть первым укреплением. Дивизия Компана не овладела первым укреплением, а была отбита, потому что, выходя из леса, она должна была строиться под картечным огнем, чего не знал Наполеон.
Четвертое: Вице король овладеет деревнею (Бородиным) и перейдет по своим трем мостам, следуя на одной высоте с дивизиями Марана и Фриана (о которых не сказано: куда и когда они будут двигаться), которые под его предводительством направятся к редуту и войдут в линию с прочими войсками.
Сколько можно понять – если не из бестолкового периода этого, то из тех попыток, которые деланы были вице королем исполнить данные ему приказания, – он должен был двинуться через Бородино слева на редут, дивизии же Морана и Фриана должны были двинуться одновременно с фронта.
Все это, так же как и другие пункты диспозиции, не было и не могло быть исполнено. Пройдя Бородино, вице король был отбит на Колоче и не мог пройти дальше; дивизии же Морана и Фриана не взяли редута, а были отбиты, и редут уже в конце сражения был захвачен кавалерией (вероятно, непредвиденное дело для Наполеона и неслыханное). Итак, ни одно из распоряжений диспозиции не было и не могло быть исполнено. Но в диспозиции сказано, что по вступлении таким образом в бой будут даны приказания, соответственные действиям неприятеля, и потому могло бы казаться, что во время сражения будут сделаны Наполеоном все нужные распоряжения; но этого не было и не могло быть потому, что во все время сражения Наполеон находился так далеко от него, что (как это и оказалось впоследствии) ход сражения ему не мог быть известен и ни одно распоряжение его во время сражения не могло быть исполнено.
Многие историки говорят, что Бородинское сражение не выиграно французами потому, что у Наполеона был насморк, что ежели бы у него не было насморка, то распоряжения его до и во время сражения были бы еще гениальнее, и Россия бы погибла, et la face du monde eut ete changee. [и облик мира изменился бы.] Для историков, признающих то, что Россия образовалась по воле одного человека – Петра Великого, и Франция из республики сложилась в империю, и французские войска пошли в Россию по воле одного человека – Наполеона, такое рассуждение, что Россия осталась могущественна потому, что у Наполеона был большой насморк 26 го числа, такое рассуждение для таких историков неизбежно последовательно.