Собор Саввино-Сторожевского монастыря является, видимо, третьей по древности постройкой Подмосковья. Этот собор размером с обычную церковь относят к 1405 году.
Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XVвв.
01.
02.
03. В отличие от Успенского собора на Городке и многих других сохранившихся церквей этой эпохи Рождественский собор был отреставрирован с восстановлением закомар и перекрытий по ним, хотя в XVIII-XIX веках крыша тоже была сделана четырехскатной. Практически такая же реконструкция существует и для собора на Городке, построенного буквально на десятилетие раньше; насколько мне известно, подобный внешний вид, в частности, закомар, оспаривается в научной среде.
04. Резьба по камню в виде поясов и характерные порталы также присутствуют, а порталы даже расписаны (предполагается, что так и было в средние века, а сплошь белить стали только после)
05. А подобные «вставные» элементы, думаю, относятся веку к XVII, не раньше - а больше похоже этак на середину XVIII.
06. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроены одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом.
07. Внутри южной паперти
08. Иконостас и часть икон сохранились с XVII века; стены, столбы и своды покрывают фрески 1656г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971гг. от поздних записей.
09.
Координаты : 55.728018°N 36.816262°E
Фотографии 2008-2009 гг.
Будучи как-то летом на даче в Одинцовском районе, решили мы обследовать окрестности. И выбрали мы в качестве пункта осмотра Саввино-Сторожевский монастырь.
Он находится недалеко от Звенигорода. Основан монастырь был в 1398 году учеником Сергия Радонежского монахом Саввой. Монастырь расположен в очень красивом месте, на высоком холме Стороже (ранее на этом холме был наблюдательный пункт - сторож,-от него холм и получил своё название), над Москвой- рекой. Инициатором создания этой обители был сын Дмитрия Донского- звенигородский князь Юрий Дмитриевич.
Первые постройки - деревянная церковь и кельи - были обнесены простым тыном. Князь предоставил монастырю землю, даровал ряд привилегий.
В 1405 году в монастыре был построен белокаменный храм Рождества пресвятой Богородицы. Расписывали этот храм ученики Андрея Рублева.
Вплоть до середины 17 века Саввино-Сторожевский монастырь был слабо укреплен. Все его защитные сооружения были деревянные. Но он всё равно был военным форпостом на западе Московского государства.
Стены и башни монастыря по типу крепостных стен были построены в середине 17 века. Стены возводили на широком белокаменном основании. Высота стен - до 8,5 м. Толщина стен -до 2,7 м. Общая протяженность стен - 760 м. Было изначально 7 башен, осталось 6.
Вот план монастыря:
На плане:
1- Собор Рождества Богородицы
2- Дворец царя Алексея Михайловича
3- Малый келейный корпус
4- Большой братский корпус
5- Царицыны палаты
6- Троицкая церковь
7- Трапезная церковь Иконы Казанской Богоматери
8- Колокольня- звонница
9- Церковь Преображения Господня
10- Трапезная
11- Казначейский корпус
12- Стрелецкие палаты
Мы подошли к монастырю со стороны Красной башни. В башне - Святые ворота. Они были закрыты. Открывают их только по торжественным случаям, по большим праздникам.
Над воротами - фреска с изображением Богоматери и преподобными Сергием Радонежским и Саввой Сторожевским.
Полюбовавшись на эту красоту, пошли вдоль стены. Не просто пошли, а взбирались вверх по узкой тропинке. Перед нами новая башня - Северная.
В монастырь мы вошли через северные проездные ворота
Т.к. монастырь мужской действующий, при входе на территорию необходимо соблюдать определенные правила - женщины должны быть с покрытой головой и в юбке. Мы-то поехали в монастырь незапланированно, поэтому пришлось мне приобрести платок, а юбки с запахом при входе выдавали. Видон, конечно, ещё тот - цветастая юбка, из-под неё - брюки выглядывают. Но правила есть правила, правда, на территории встречались дамы, которые плевать на них хотели. Очень неприятно - в святом месте можно было бы и прислушаться.
И вот мы на территории. Очень красиво! Взгяд притягивают не только храмы, но и клумбы с ромашками и маками.
Пройдя мимо цветов, подходим к трапезной.
Напротив - беседка.
За беседкой хорошо просматриваются боевые ходы крепости.
По-моему, именно сейчас уместно будет рассказать, что в начале 17 века, в годы Смуты, монастырь осаждался поляками, и был полностью разорен. Заново отстроен в 1650-1654 гг царем Алексеем Михайловичем Романовым. Этот государь очень благоволил обители. Он хотел противопоставить этот монастырь Троице-Сергиевой Лавре, хотел сделать его местом личного богомолья. Вместе с семьей и прислугой царь Алексей Михайлович жил здесь часто и подолгу. Для государя и государыни в монастыре построили Царский дворец и Царицыны палаты. О них немного попозже. А пока мы рядом с трапезной видим Преображенскую церковь. Она была построена в 1693 г на пожертвования царевны Софьи (дочери Алексея Михайловича).
К этой церкви примыкает четырехярусная колокольня, построенная тоже в середине 17 века.
На колокольне раньше находился колокол весом 35 тонн и часы, подаренные царем Алексеем Михайловичем. В 1941 г пытались снять со звонницы этот самый благозвучный колокол и он разбился. Сохранилась часть языка колокола, которая весит 700 кг.
Часы, подарок царя, были сломаны французами в 1812году, но колокол 17 века, отбивавший часы, сохранился и до сих пор "занимается" своим делом.
И вот перед нами храм Рождества Пресвятой Богородицы (1404-1405 гг).Храм стоит на самой высокой точке холма. Строили его из местного белого камня.
В конце 16- начале 17 вв к храму пристроили придел Саввы Сторожевского, в середине 17 века собор с двух сторон обстроили папертью, в середине 19 века пристроили парадное крыльцо. Получается, что только северный фасад остался незастроенным. Вот он на фото слева
Царский дворец и Царицыны палаты расположены по обе стороны Рождественского собора. Царицыны палаты очень красивы. Построили их для первой жены Алексея Михайловича, Марии Милославской.
особенно красиво крыльцо этих палат (крыльцо подлинное!!!)
Смотришь на него и такое ощущение, что ты перенесена в средние века, что ещё мгновение и на крыльцо в своих роскошных одеждах выйдет царица.
Царский дворец гораздо больше по размерам.
Из-за неровности холма дворец с одной стороны двухэтажный, с другой- трехэтажный.
Изначально он был одно-и двухэтажный, надстраивали уже во времена царицы Софьи. Были наружные лестницы на верхние этажи, они сгорели в 1729 г. Крылечки деревянные - новодел.
Что сказать про Царский дворец - внутри мы не были (честно говоря, даже не знаю открыт ли туда вход), мы были вместе с детьми и наш младшенький в силу возраста не оценил этой красоты и рвался на свободу. Вот что о нем нашла в Интернете - в 1742 году второй этаж сгорел и только через 33 года его заново отстроили. Богатое внутреннее убранство было частично утрачено во время этого пожара, а то, что сохранилось, разграбили французы в 1812 году.
А вот в Царицыных палатах мы были. Залы небольшие, со сводчатыми потолками, расположены анфиладой. В части помещений проведена реставрация и можно увидеть, как жила здесь царица и её прислуга. В остальных помещениях размещена экспозиция "Древний Звенигород", выставлены иконы, археологические находки, монеты, старинные книги, предметы обихода, утварь...
Рядом с Царицыными палатами очень красивая Троицкая церковь, построенная над Святыми воротами
Под церковью- парадная лестница, которая выходит на Соборную площадь. Посмотрите, как расписан свод прохода под Троицкой церковью
А вот фрагменты росписи стен
Надеюсь, что роспись в итоге будет восстановлена полностью.
Очень жалею, что я не сделала такой кадр. Фото с сайта mochaloff.ru
Вот что про это написано в Интернете:
Оригинальный прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогий в древнерусском зодчестве.
Практически напротив этой лестницы мы увидели фундаменты старой трапезной и Святых ворот (начало 16 в.)
В зарешеченное окно мои мальчики, конечно же, заглянули. И чуть ли не в один голос: "Это подземный ход???" Не знаю, не знаю....Может быть, хотя думается мне, что это просто подвальное окно.
И снова прошли мы мимо Царицыных палат, любуясь великолепным крыльцом. Перед нами братские корпуса.
и малый келейный корпус
В семнадцатом веке в монастыре был один большой одноэтажный Братский корпус. В девятнадцатом столетии всю западную половину здания разобрали и построили Малый келейный корпус, а над восточной частью возвели второй этаж, где, кроме помещений для братии, находились больница, аптека и братская богодельня.
Вот и посмотрели всю территорию и постройки монастыря. Но не забыли мы, что это ещё и крепость. Вот такую бойницу мне удалось сфотографировать.
А выйдя из ворот, мы решили обойти весь монастырь кругом, рассмотреть все башни и стены.
Красную и Северную башни я вам уже показывала.
Выходим из ворот, и слева от нас Водовзводная башня.
Рядом с ней смотровая площадка. Вид на окрестности изумительный!
Здесь, на смотровой площадке, растет огромное дерево, рядом скамейка. Близость монастыря, природная красота располагают к приобщению к духовному.
Идем по тропинке вдоль западной стены монастыря
Над стеной виднеется крыша Царского дворца. Справа от нас - резкий склон холма, заросший деревьями и кустарниками.
И вот перед нами Житная башня.
и малый келейный корпус
Архангел на крыше
Следующая башня - Прямоугольная.
а за ней- Восточная.
По узкой тропинке,ведущей от Восточной башни,
мы снова вышли к Красной башне, от которой мы и начали осмотр монастыря.
Ещё хочу вам показать памятник князю Юрию Звенигородскому и Преподобному Савве Сторожевскому. Установлен он в самом Звенигороде.
А напоследок - Саввино-Сторожевский монастырь с высоты птичего полета. Классно, не правда ли???
Фото не моё, летать я ещё не научилась
По просьбе Звенигородского князя Юрия Димитриевича, сына Димитрия Донского.
Наивысший расцвет обитель переживает в середине XVII века, когда царь Алексей Михайлович выбирает ее под «собственное государево богомолье». Монастырь заново отстраивается, получает статус Лавры, становится одной из самых известных, богатых и почитаемых обителей России.
В 1650 году выходит в свет царский указ о начале в монастыре больших строительных работ. «Велено у чудотворца Саввы Сторожевскаго Никите Михайловичу Боборыкину да подъячему Андрею Шахову сделать каменный город около всего строения мерою по чертежу 357 сажень, а в том городе семь башен». Саввино-Сторожевский монастырь был задуман и создан зодчими XVII века как единый архитектурно-художественный ансамбль, сочетавший в себе необыкновенную живописность с удивительно точным использованием рельефа местности, логически обоснованным размещением храмов, жилых и хозяйственных зданий. Павел Алеппский сравнил его с обителью преподобного Сергия: «Монастырь святого Саввы меньше Троицкого, но построен по его образцу. Как тот я назвал бы женихом, так этот - невестой, и поистине это так, как мы видели своими глазами».
Саввина обитель всегда находилась под патронажем сначала Великих Князей Московских, а позже - государей Дома Романовых, а основатель ее почитался как «Молитвенник за Царей Богоизбранных».
В 1919 году честные мощи преп. Саввы (обретены в 1652 г.) были вскрыты и вывезены из обители, а сама она была закрыта, на ее территории находились концлагерь, колония, санаторий, музей. В 1995 году Саввин монастырь был открыт в ранге ставропигиального, а в 1998 г. в обитель вернулись честные мощи преподобного Саввы Сторожевского.
При Саввино-Сторожевском монастыре открыт детский приют, богословские курсы, издательство, паломническая служба, братия окормляет воинов, несущих службу на границе и в «горячих» точках. Ежегодно обитель преп. Саввы посещает более полумиллиона гостей.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы. 1405 г.
Белокаменный Рождественский собор относится к немногим сохранившимся памятникам ранне-московского зодчества. Росписи храма относятся к началу XV - середине XVII веков с поновлениями XIX - начала XX веков. Ранний слой фресок создан мастерами круга преп. Андрея Рублева на алтарной преграде и столбах, полностью весь объем собора расписан мастерами Оружейной палаты Московского Кремля по заказу царя Алексея Михайловича. Фрески «царских изографов» обновлены маслом Палехской артелью. Иконостас «царских» мастеров середины XVII века дошел до нас практически в первозданном виде. По правой стороне на солее почивают мощи основателя монастыря преподобного Саввы Сторожевского. В XVI веке с юга к собору пристроен придел в честь преподобного Саввы, в XVII веке - папертная палатка с запада и крытая двухэтажная галерея с юга, а в XIX веке с западной стороны возведено крыльцо.
До начала XV в. единственным каменным сооружением монастыря является собор Рождества Божией Матери. В 1407 г. этом соборе был погребен преп. Савва. Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Димитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников раннемосковского зодчества. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972 г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены, столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные «царскими изографами» во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас работы тех же мастеров. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом.
Звонница. 1652-1654 гг.
Здание Звонницы самое высокое в обители. Имеет оригинальную четырехъярусную трехпролетную конструкцию, завершающуюся четырьмя каменными шатрами с главками. Во втором ярусе церковь во имя Святой Троицы (ныне - в честь преподобного Сергия Радонежского). Два верхних яруса предназначены для колоколов. Ансамбль звонов состоял из 19 колоколов, отлитых в XVII - XVIII веках. До наших дней сохранился только один колокол - Часовой. В центральном большом проеме находился 35-тонный Большой Благовестный колокол, отлитый в 1668 г. мастером Александром Григорьевым. Сейчас на его месте - вновь отлитый Благовестник.
Рождественский собор. Интерьер притвора
Папертная палатка Рождественского собора пристроена в XVII веке. Росписи были обновлены мастерами Палехской артели к 300-летию Дома Романовых в 1913 году. На сводах проиллюстрировано генеалогическое древо Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, на стенах избранные святые и фрагменты жития преп. Саввы Сторожевского. Под юго-западным окном, в самом соборе, находится место первоначального захоронения преподобного Саввы.
Рождественский собор. Святая рака с сенью над мощами преподобного Саввы Сторожевского
Святые мощи преподобного Саввы, основателя монастыря, были обретены 1 февраля (19 января) 1652 г. И почивали в дубовой раке. Царь Алексей Михайлович желал переложить нетленные мощи преподобного Саввы в серебряную позлащенную раку, но не успел это сделать, В 1680 г. его сын царь Федор Алексеевич исполнил обет отца. Через столетие надворным советником Николаем Владимировичем Шереметевым была установлена деревянная сень над ракой. С благословения Святейшего Синода 1847 г. на средства богомольцев была установлена новая сень из накладного серебра, которая была торжественно освящена митрополитом Московским Филаретом 30 (17) июля. В этот день был установлен местночтимый праздник, и ежегодно совершался крестный ход между монастырем и Скитом. После кощунственного вскрытия мощей в 1919 г. рака и сень были утрачены и воссозданы в год 600-летия основания монастыря.
Троицкая надвратная церковь.1651 г.
Троицкая (первоначально Сергиевская) надвратная церковь представляет собой типичный для XVII века шатровый безстолпный храм. Построена на высоком подклете, где находится широкая лестница - парадный вход в монастырь. Освящена церковь 1 декабря 1651 года. Считается последней в России XVII века шатровой церковью, т.к. Патриарх Никон в 1652 году запретил строительство подобных храмов, как не соответствующих византийским традициям: «... шатры более приличествуют боярским теремам, нежели храмам Господним». Церковь соединялась крытым переходом с Царицыными палатами и являлась домовой церковью царицы. Имеет небольшие размеры и обладает великолепной акустикой за счет использования голосников.
Широкая лестница подклета под прямым углом поворачивает налево и выводит на Соборную площадь монастыря. Подклет построен таким образом, что из его глубины виден только один Рождественский собор. С каждым шагом, с каждой ступенью собор как бы вырастает из холма, увеличиваясь в размерах и приближаясь к зрителю.
Дворец царя Алексея Михайловича. 1650, 1674-1676 гг.
Дворец возведен на месте первоначальных братских келий. По окончании строительства он представлял собой протяженную [ок. 110 м.) одноэтажную на подклете постройку из семи клетей, четыре из которых имели второй этаж. По всей своей Длине дворец надстроен при царевне Софье Алексеевне. Здесь располагались покои царя Алексея Михайловича и его свиты, а затем братские кельи и покои для высочайших гостей, посещавших монастырь в XVIII - начале XX веках. В покоях висели портреты русских государей, бывавших в обители. Северная часть Дворца разобрана в XIX веке. Сейчас во Дворце располагаются богословские курсы, паломническая служба монастыря и церковная лавка.
Царицыны палаты. 1652-1654 гг.
Царицыны палаты - дворец, построенный в 1652-1654 гг. для первой супруги царя Алексея Михайловича царицы Марии Ильиничны Милославской, - можно назвать сооружением уникальным. И не потому, что в монастырях никогда не строили гражданских зданий, тем более - царских дворцов. А потому, что это здание сохранило в себе все неповторимое очарование жилого терема XVII века - старинная форма оконных и дверных проемов, восхитительное белокаменное резное крыльцо, уютный интерьер с анфиладой сводчатых комнат и расписными порталами при переходе из одной комнаты в другую. Это одноэтажное здание (в древности имевшее второй деревянный этаж) поставлено налево от главного входа в монастырь на склоне холма, поэтому со стороны крепостной стены имеет подклет, служивший для хозяйственных целей.
Водосвятная часовня. 1998 г.
Построена по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в год 600-летия основания монастыря на алтаре древнего храма преп. Иоанна Лествичника. Этот храм был возведен при больничных корпусах монастыря по указу царя Алексея Михайловича и разобран из-за ветхости в конце XVIII в.
Купальня над источником преп.Саввы. 2003-2004 гг.
Купальня построена над источником преп. Саввы недалеко от древней монастырской запруды на реке Сторожке.
Скит преподобного Саввы. Храм преп. Саввы Сторожевского. 1862 г.
Скит расположен в километре от монастыря на месте уединенных молитв преп. Саввы. Под алтарем храма сохранилась пещерка, куда удалялся для молитвы основатель монастыря.
Здания Скита построены в начале 1860-х гг. на средства Павла Григорьевича Цурикова, купца 1-ой гильдии и потомственного дворянина.
Красная башня. 1650-1654 гг.
Самая красивая башня - Красная над Святыми воротами. Она, в отличие от других башен (граненых), прямоугольной формы, двухэтажная (на втором этаже была устроена церковь Алексия, человека Божьего, небесного покровителя царя Алексея Михайловича).
Красная башня, вместе со стоящей рядом надвратной Троицкой церковью, оформляет необычный парадный вход в монастырь. Двое ворот башни ведут в монастырский дворик, он, в свою очередь, - в подклет Троицкой церкви.
Крепостные стены. 1650-1654 гг.
Согласно указу царя Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре возвели «каменный город». Началось строительство, как было принято, с возведения крепостных стен. Протяженность их составляет 760 м., высота до 8 м., толщина до 3,5 м. Стены имеют три ряда бойниц и галерею боевого хода, по углам - 7 башен (сохранилось 6).
На территорию ведут двое ворот - парадные и хозяйственные. Парадные, или Святые, ворота расположены с восточной стороны, хозяйственные - прорезают толщу северной стены. Из 6 сохранившихся башен 4 имеют название.
Восточная башня носит название Красной; юго-западная башня, служившая складом зерна, - Житной; юго-восточная хозяйственная - Водовзводной; южная, выступающая наружу углом, - Усовой; не сохранившаяся западная башня, находившаяся у больничных палат, так и называлась - Больничная. Башни имели шатровое завершение, крытое тесом.
С использованием материалов из книги «Саввино-Сторожевский монастырь», издательский совет Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря.
Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря
Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIв. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми.
Хотя летописных сведений о строительстве в Саввино-Сторожевском монастыре каменного Рождественского собора не сохранилось, чаще всего в литературе называется вполне "безусловная" дата освящения храм - 1405 год. В 1389 году Дмитрий Иоаннович завещал своему сыну Юрию "Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами". В Звенигородском княжестве он затеял великое строительство. Уже в 1390-х годах здесь вырос удивительный Успенский собор на Городке. Следом настал черёд "собственного" монастыря. В это время в осиротевшей после кончины преподобного Сергия Радонежского Троицкой обители настоятельствовал Сергиев ученик и постриженник преподобный Савва Сторожевский. Князь Юрий Звенигородский, крестник "игумена земли Русской", часто бывал в монастыре и, поражённый святостью жизни преподобного Саввы, выбрал его, как обычно утверждается, в качестве духовного отца, пожелав иметь святого всегда рядом с собой. Князь молил преподобного, "да пребудет у него, и да созиждает монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи". Старец внял мольбе честолюбивого князя и, покинув Троицкую обитель, в 1398 году пришёл в Звенигородский удел, основав в нём обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре в новом монастыре срубили деревянный храм. Однако князя Юрия, щедро благотворившего Саввину монастырю, не устраивала маленькая, неприметная обитель; в "его" монастыре, по княжьему мнению, должна была красоваться каменная церковь. Учитывая, что преподобный Савва отошёл ко Господу в 1407 году и, согласно ряду свидетельств, был погребён уже в новом каменном храме, исследователи "выводят" 1405 год как наиболее вероятную дату освящения Рождественского собора Саввинской обители.
Богородице-Рождественский собор честно делил радости и скорби с самой обителью, знавшей в своей истории периоды и упадка, и расцвета. Но что бы ни происходило, соборный храм всегда находился под защитой своего основателя и строителя, чему сохранились многочисленные свидетельства. При Алексее Михайловиче, часто приезжавшим сюда на богомолье, были обретены мощи преподобного Саввы Сторожевского (в 1652 году). Именно при нём в монастыре началось большое строительство, так с западной стороны Рождественского собора вырос внушительный царский дворец. Любопытно, что дворец этот соединили с соборным храмом крытым переходом, который вёл в "малую палату", где царь с семьёй обычно стоял во время богослужений. Ныне этого перехода нет. Внешний вид Рождественского собора в те годы сильно изменился - его обнесли галереей с запада и юга, а в юго-восточном углу устроили придел преподобного Саввы (1659 г.). Галерея - "вся из каменного хрусталя" (слюды), как отмечал Павел Алеппский, сопрвождавший Патриарха Антиохийского Макария в сер. 1650-х годов. Он же восхищённо писал об "удивительно блестящей позолоте" соборных куполов. В храме тогда появился новый иконостас - высокий, резной, вызолоченный. Иконы для него написали "жалованные живописцы" Оружейной палаты Яков Тихонович Рудаков и Степан Григорьевич Рязанец. В 1735 году ликвидировали древнее позакомарное покрытие собора, заменив его четырёхскатной крышей, устроили чугунный пол ("куплено в соборную церковь на пол чугунного железа 200 пудов").
В 1775 году Екатерина II почтила своим визитом "первокласный" монастырь, где присутствовала в Рождественском соборе на литургии, которую служил сам митрополит Платон (Левшин), после изволила обедать и отдыхать в настоятельских покоях ("Царицыны палаты"). После чего отбыла в Москву. По общему "настроению" монастырский ХIХ век ничем бы не отличался от ХVIII столетия, если бы не пребывания в монастыре французов в 1812 году. Ещё в августе, в ожидании французских "гостей", из обители вывезли самые ценные вещи и реликвии, но многое осталось на месте - и французы устроили форменный грабёж. Впрочем, это не удивительно, так как они поступали во всех русских монастырях; удивительное и любопытное заключается в другом: в том, что грабёж этот коснулся всех монастырских зданий, за исключением одного - именно Рождественского собора. Свой храм спас его святой строитель, преподобный Савва, явившись ночевавшему в царском дворце предводителю французов Евгению де Богарне и пообещав ему, что он вернётся во Францию живым, после того как войска покинут Россию, в обмен на то, что тот не тронет собор. После этого ошеломлённый Богарне выставил возле соборного храма охрану, запретив солдатам входить в него.
Одно из важнейших событий ХIХ века - замена в 1847 году сени над ракой преподобного Саввы на новую, бронзовую с накладным серебром, и установление в связи с этим местного праздника 17 (30) июля в честь перенесения мощей святого. В это время собор обзаводится каменным крыльцом с шатровым верхом. В 1870-е годы в нём устроили духовое отопление, проложив в полах обложенные кирпичом калориферные керамические трубы. Последняя перед революционным погромом реставрация в храме шла в 1912-1913 годах. Палехские мастера поновили росписи и промыли иконы иконостаса ХVII века. В ходе предпринятой реконструкции отказались от чугунного пола, выложив его метлахской плиткой. В марте 1919 года красноармейцы с местными властями совершили кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы. В апреле 1919 года святые мощи основателя Саввинской обители увезли на Лубянку. С этого и началось разграбление монастыря, окончательно закрытого в июле 1919 года.
Показательный факт: в 1923 году решётку, стоявшую перед иконостасом Рождественского собора, сняли и приспособили для ограждения памятника Карлу Марсу. В обители беспрестанно менялись хозяева: беспризорники, представители карательных органов, военные, медики, музейщики... Для Рождественского собора эта советская чехарда закончилась в 1947 году, когда храм передали Звенигородскому музею. Закрепление за собором музейного статуса позволило начать в нём научную реставрацию. С конца 1950-х годов реставрировались созданные в ХVII веке храмовые фрески и иконы иконостаса. Второй этап этих работ относится уже к 1970-м годам. Одновременно, в 1971-1973 годах, собору вернули первоначальный облик - купол храма засверкал позолотой, было восстановлено позакомарное покрытие. Новые времена принесли новые веяния. В июле 1990 года состоялось малое освящение Рождественского собора. В стенах храма (ещё музейного!) вновь зазвучала молитва; впервые более чем 70-летнего перерыва в соборе отслужили литургию. В августе 1998 года, когда широко праздновалось 600-летие Саввино-Сторожевского монастыря, преподобный Савва вернулся своими мощами в родную обитель. Ковчег с мощами положили в возобновлённую раку, а праздничное богослужение тогда возглавил Патриарх Алексий Второй.
Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря относится к так называемому "раннемосковскому зодчеству". Выясняя генеалогию этого храма, искусствоведы обычно сравнивают его с двумя церквами - более ранним звенигородским Успенским собором на Городке и Троицким собором Троице-Сергиевой Лавры. Все эти храмы выстроены князем Юрием Звенигородским, все они типологически близки, хотя при ближайшем рассмотрении выясняются и некоторые отличия. Если говорить о близости, то следует назвать три характерные особенности для "раннемосковского зодчества".
Вот цитата архитектора-искусствоведа Д.Ю. Палкина: "...во-первых, необязательность соответствия внутренних и внешних членений, или "система смещённых соотвтствий", во-вторых, это применение ступенчатых арок, подчёркивающих вертикальную динамику, и, в-третьих, это типично московское завершение посредством двух или более ярусов закомар". В Рождественском соборе, в отличие от упомянутых Успенского и Троицкого соборов, мы видим полное соответствие внешних и внутренних членений. С другой стороны, если в Успенском соборе на Городке наблюдается вертикальное устремление объёма, то в двух монастырских храмах налицо своеобразная горизонтальная динамика - они, благодаря выбранным пропорциям основного объёма, как бы слегка оседают на землю. Характерно в этом смысле устроение апсидных лопаток - в Рождественском соборе они "обрываются" на уровне среднего уровня трёхрядного фриза, словно "запрещая" наметившийся рост. Собственно, и ощущения от всех трёх храмов - несмотря на их очевидную близость - различны: в этом смысле Рождественский собор выглядит более уютным, камерным, простым и ясным, но это та простота, которая очевидным образом устремляется к "золотому сечению". В сечении основной объём является почти квадратом (14,4 Х 14,5 м). Храм стоит на довольно высоком подклете - высотой около полутора метров. Северный и южный фасады ассиметричны: боковые их деления имеют неодинаковую ширину (западные шире восточных).
Большую роль в создании образа храмов "ранней Москвы" играет внешний декор. Он достаточно прост и скуп, находя своё выражение в нескольких декоративных поясах, но тут мы видим парадокс - эта скупость чуть ли не более выразительна и поразительна, нежели чрезмерность и некоторая "навязчивость" декорировки, например барочных церквей позднейшей эпохи. "Фасадный" фриз Рождественского собора почти повторяет соответствующий пояс Успенского собора на Городке, однако он становится более плоскостным, более плотным, более геометричным. Тут намечается некоторая функциональность и програмность - такой фриз легче повторять в других храмовых постройках. Переход от основного объёма к барабану осуществляется с помощью трёх рядов характерных килевидных кокошников (закомары в виде кокошников). Вероятнее всего, они должны были сформировать вертикальный "вектор" храма, но странным образом этого не произошло - основной объём собора всё равно остаётся "приземистым". На протяжении почти 250-ти лет кокошники были скрыты под устроенной в 1735 году четырёхскатной кровлей. Как уже было сказано, что основной тип "раннемосковского зодчества" - это одноглавый четырёхстолпный храм. В данном случае глава опирается на световой барабан с высокими узкими окнами-бойницами, украшенный трёхрядным декоративным поясом. Этот пояс совпадает по исполнению с фризом, идущим в верхней части апсид, за исключением нижнего ряда, где на барабане появились сплетенные пучки растений. Апсиды Рождественского собора понижены относительно основного объёма, что вкупе с другими соответствующими элементами, формирует "приземистость" постройки. Характерная особенность апсид - лопатки, делящие их на части. Апсиды, подобно фасадам и барабану, украшены декоративным резным поясом. Средняя апсида в диаметре вдвое больше боковых и значительно дальше выступает на восток.
Пристройки "обросли" храм в середине ХVII века, при царе Алексее Михайловиче. Они в отличие от основного здания, построенного из белого камня, возводились из кирпича. В юго-восточном углу - придел преподобного Саввы Сторожевского, стилистически стремящийся подражать основной постройке. С юга и запада - галерея, причём южная её часть надстроена вторым этажом - туда некогда вёл крытый переход из дворца Алексея Михайловича; позже это помещение занимала ризница. Внутреннее пространство Рождественского собора наследует устройству Успенского собора на Городке. Так же, как и на Городке, четыре столпа здесь заметно сдвинуты к стенам - с целью максимально увеличить ширину центральных нефов. Впрочем, есть и отличия. Во-первых фасадное членение лопатками строго соответствует расположению пилонов, которые в плане стали квадратными, а не крестчатыми (как в Успенском соборе), и более "тонкими". Кроме того, исчезли хоры. Вообще, в соборном храме Саввино-Сторожевского монастыря заметно стремление к некоторой зальности. "Некоторой", потому что это конечно, не классическая зальность, характерная для позднейших храмов, а лишь её "призвук" но этот "призвук" сообщает Рождественскому собору очень приятные камерность и уютность. Изначально в храме не имелось иконостаса; его роль, как в древних церквах, исполняла алтарная преграда, которая в 1913 году, при очередной реставрации, помогла ответить на вопрос, был ли как-то украшен только что построенный собор. Дело в том, что именно на алтарной преграде реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся, скорее всего, к началу ХV века, то есть ко времени строительства Рождественского собора. Искусствоведческий анализ открытых и позже реставрированных фресок показал, что они созданы мастерами круга преподобного Андрея Рублёва, который, как известно, в ту пору работал в Звенигороде.
В 1430-х годах в храме появился иконостас "от стены до стены", закрывший алтарную преграду. Следующая кардинальная реконструкция интерьера состоялась в середине ХVI столетия - видимо, по желанию царя Алексея Михайловича, благоволившего Саввиной обители; именно тогда храм приобрёл "примерно" современный вид. В частности, собор был полностью расписан артелью под руководством иконописца Степана Григорьевича Рязанца и каменщика Карпа Тимофеева. В артель входили 29 царских жалованных и кормовых мастеров, известных ныне поимённо. Был установлен и сохранившийся до наших дней пятиярусный иконостас, закрывший восточные столпы. Иконы для верхних четырёх рядов исполнили тот же Степан Рязанец, а также Яков Тихонович Рудаков, прозываемый Казанцем. В нижний ряд поместили разновременные образа, некоторые из которых, возможно, были современны самому собору. Впоследствии в храме появились новые росписи: в ХVIII столетии, в 1835 и 1913 годах. Начиная с 1960-х годов росписи Рождественского собора неоднократно реставрировались. Сохранившиеся иконы иконостаса с 1960-х годов хранились в Звенигородском музее (утрачеными оказались лишь образа местного чина, а также убранство нижнего яруса иконостаса и царские врата). В 1998 году, к 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, они вернулись на своё законное место.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №132, 2015 г.
Древний православный монастырь, основанный Саввой Сторожевским, сделал Звенигород городом паломников и туристов. Первые едут сюда, чтобы поклониться святым мощам, другие – прикоснуться к древнему историческому памятнику.
Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде относится к числу редких и ценных культурно-исторических объектов. Ни один человек, приезжающий в этот город, не может обойти его своим вниманием.
А если обратиться к истории, то и многие русские цари очень любили эту обитель. Сюда приезжал Иван Грозный с первой женой Анастасией Романовой, их сын царь Федор Иоаннович. Очень часто здесь гостил царь Алексей Михайлович. Для него близ Москвы было построено несколько загородных резиденций.
Но поскольку этот монарх отличался особенной набожностью, то нередко предпочитал проводить свои «летние каникулы» в Сторожевском монастыре.
По его повелению к обители была проложена дорога – Звенигородский тракт, которую еще именовали «Царский путь». Сейчас он не утратил своего привилегированного статуса, поскольку именуется Рублево-Успенским шоссе.
Сейчас до Савво-Сторожевского монастыря можно добраться по Можайскому или Минскому шоссе до Звенигорода. Если выбор будет сделан в пользу общественного транспорта, то придется ехать с Белорусского вокзала на электричке или автобусом до Звенигорода.
Основатель обители
Возле входа в монастырь нас встретила бронзовая фигура его основателя – Саввы Сторожевского. Его жизнь тесно связана с одной из самых почитаемых на Руси обителью: Троице-Сергиевой Лаврой.
Все началось в XIV веке с отшельнического скита инока Сергия Радонежского, который уже при жизни считался святым. Сначала это был небольшой скит, но со временем у отца Сергия собралась небольшая братия. Одним из его монахов и первых учеников был Савва.
Известно, что Сергий Радонежский был духовником великого князя московского Дмитрия Донского, а Савва – его жены Евдокии и третьего сына Юрия, который после смерти отца получил во владение Звенигород. Князь Юрий призвал к себе Савву и поручил ему основать новый мужской монастырь в Звенигороде.
Для этого было выбрано очень красивое место – гора Сторожа, которая в то время находилась за пределами городских стен. С нее открывался впечатляющий вид на Москву-реку и речку Сторожку. Он и сейчас поражает своей красотой, в чем мы смогли убедиться, гуляя по монастырским окрестностям.
С именем преподобного Саввы Сторожевского связывают множество различных чудес, что впоследствии позволило его канонизировать, то есть причислить к лику святых. Подробнее о жизни святого угодника и его чудесах можно прочитать в .
История монастыря
Строительство обители было начато в конце 1390-х годов с возведения церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Она была деревянной и недолговечной. Сам Савва жил вне пределов обители в небольшой пещере, предаваясь молитве и посту. Но по мере того, как братия увеличивалась, росла и территория монастыря.
Сейчас – это большая каменная обитель, имеющая статус Лавры . Интересно, что это особое положение Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде приобрел даже раньше, чем Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Оно было дано Сторожевскому монастырю в середине XVII века царем Алексеем Михайловичем.
История обители – это соединение военного и духовного подвига. Звенигород вплоть до XVII века – пограничный город, а Саввино-Сторожевский монастырь, представлявший собой мощную крепость – форпост на западной границе страны.
В 1812 году в обители стоял французский гарнизон. Однако оккупанты не тронули святыни, и монастырь не пострадал. Причиной этого невероятного факта считается, согласно преданию, что сам Савва Сторожевский явился Евгению Богарне – пасынку Наполеона и одному из командующих его армией, с просьбой не трогать обитель. И впечатлительный французский полководец послушался нашего святого.
ХХ век оказался менее милосердным для Сторожевской обители. В 1919 году монастырь упразднили, а осенью 1941 года он сильно пострадал, поскольку неподалеку проходила линия фронта и шли бои за Москву.
В годы советской власти в обители располагались разные учреждения: приют, военный санаторий, тюрьма, музей. Только в 1995 году Саввино-Сторожевский мужской монастырь был возвращен церкви, и сейчас здесь снова располагается православная обитель.
Прогулка по монастырю
Монастырь окружен крепостной стеной, построенной в 1650-х годах. Общая ее протяженность 760 м, высота до 8.5 м, а толщина до 2.7 м. Вдоль стены расположены 6 башен.
Войдя через северные ворота с надвратным храмом, мы оказались на Соборной площади.
Нас поразил контраст между толстыми крепостными стенами с мощными башнями и нарядными постройками во внутренней территории обители. Здесь нет ничего мрачного и давящего. На территории просторно, есть скамейки и беседка, располагающие к тому, чтобы неспешно провести время.
Церкви и корпуса, выполненные в стиле московского барокко – яркого, контрастного, декоративного создали у нас приподнятое настроение. В монастыре есть несколько древних храмов.
Собор Рождества Богородицы
Самый главный собор Саввино-Сторожевского монастыря – белокаменный храм Рождества Богородицы, поставленный на месте деревянной церкви в начале XV века еще при жизни преподобного. Именно здесь, при входе справа был погребен святой Савва.
Храм выполнен в торжественной лаконичной владимиро-суздальской архитектурной традиции. Фрески в соборе выполнены живописцами, входившими в круг Андрея Рублева.
К собору впоследствии был пристроен придел, куда перенесли святые мощи чудотворца Саввы.
Во времена революции и богоборчества коммунисты попытались вынести мощи Преподобного и надругаться над ними. Местные жители укрыли святыню. Часть мощей была тайно передана на хранение одному московскому музейщику, в семье которого она находилась до 1998 года, когда и была возвращены монастырю.
Теперь рака с мощами преподобного Саввы Сторожевского (как и прежде) пребывает справа от Царских врат. А еще в храме находятся почитаемые чудотворные иконы св. целителя и великомученика Пантелеимона, написанная на Афоне в начале XX века, и икона Царственных мучеников, а также ковчег с частицей камня Гроба Господня и мощами святых угодников.
Дворец царя Алексея Михайловича
Напротив входа в Рождественский собор находится дворец царя Алексея Михайловича.
Нас очень удивил этот царский дворец, который внешне подставляет собой длинное белое двухэтажное здание, не имеющее яркого декоративного убранства.
Его строили при трех царях: начал Алексей Михайлович, продолжили его дети Федор и Софья. Поэтому получилась своего рода иллюстрация к развитию русской архитектурной традиции XVII века.
Общая длина фасада здания около 100 метров. Внутри сейчас расположены приемная наместника, монастырские лавки и паломническая служба, где можно приобрести экскурсии.
Царицыны палаты
Рядом с царскими покоями, как и положено, находятся царицыны палаты. Полный контраст одного с другим!
Лаконизм царского дворца и яркая праздничность царицыного так очевидны даже при беглом их сопоставлении. Вот оно нарышкинское барокко во всей своей красе!
Царицыны палаты были построены для супруги царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны Милославской в середине XVII века.
Покои царицы располагались в центральной части здания. Это очень подчеркивают каменная резьба, затейливость архитектурных деталей и невероятной красоты парадное крыльцо.
Сейчас здесь располагаются выставки и экспозиции Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея.
А особой гордостью реставраторов считаются изразцовые печи разных типов, украшенные зелеными поливными - «муравлеными» и многоцветными изразцами, которые были воссозданы в Царицыных палатах.
Троицкая надвратная церковь
Очень нас заинтересовала Троицкая надвратная церковь.
Внешне компактная, нарядная, барочная, шатровая. Как впоследствии выяснилось, она является последним шатровым храмом в России. Пришедший на патриаршество Никон изменил церковный архитектурный канон и запретил подобные постройки.
Внутренний интерьер этой церкви Живоначальной Троицы традиционен. В середине XVII века в Звенигород был перенесен престол древней церкви преподобного Сергия Радонежского. Таким образом сохранилась духовная связь между этими двумя Обителями.
Монастырская Звонница
В отличие от многих ранее виденных подобных сооружений монастырская звонница в Звенигороде поразила наличием большого количества башенок, что придает ей какой-то сказочный вид.
Это самая высокая монастырская постройка имеет несколько ярусов и как бы поставлена на высокий постамент.
Со среднего яруса можно подняться по лестнице, которая ведет к колоколам.
На первом ярусе находится Большой колокол. Именно здесь ранее висел его знаменитый предшественник - Большой Благовестник. Но во время Великой Отечественной войны в 1941 году он был разрушен.
Продолжение лестницы в следующие ярусы звонницы идет из правой башни в толще задней стены. На верхнем ярусе звонницы сейчас размещаются все вновь отлитые колокола.
Мы оказались в Саввино-Сторожевской обители как раз после утренней службы, когда над всей округой разливался удивительный колокольный звон. Это было просто неповторимое ощущение: и от великолепия места, и красоты звука. А, скорее всего, от гармонии одного и другого.
Трапезная палата
Располагается возле входа в монастырь и примыкает к звоннице.
Трапезная, как и большинство монастырских построек, относится к XVII веку. Она была устроена, если можно так сказать, по последней моде того времени: в подвале (глубиной 6 метров) был сделан ледник, где хранили монастырские запасы, на втором этаже была кухня, на третьем – собственно трапезная. Мы поняли, что наши предки знали толк в правильной организации своей жизни. 🙂
Провиантская башня
В конце своего посещения обители мы специально пошли к его северо-западной башне. Не сделать этого было просто невозможно! Запах свежего хлеба сопровождал нас на протяжение всей прогулки по территории монастыря.
Здесь, в Провиантской башне располагается знаменитый монастырский магазин. Чего там только нет! Хлеб разных сортов, пирожные, сдобные булочки. Захотелось всего и сразу. Очень трудно было остановиться, чтобы не набрать целый мешок вкусностей!
На втором этаже располагается кафе и похожий магазин. Так что всем посетителям рекомендую не толпится внизу, создавая огромную очередь в кассу. Можно на первом этаже набрать разной продукции, а расплачиваться уже наверху.
На лестнице находится замечательная пара в традиционных русских нарядах, сидящая за рюмкой чая.
Мы даже сначала решили, что это настоящие мужчины, которые проводят здесь время на радость посетителям. 🙂
Источник Саввы Сторожевского
Следующая наша остановка – святой источник в Звенигороде, расположенный вблизи скита преподобного Саввы. Он находится вне крепостных стен. Чтобы попасть туда, нужно пройти пешком или проехать на автомобиле около 1 км по указателям.
Скит был возведен на месте той пещеры, которую этот святой выкопал для себя и где провел долгое время. Сейчас эта пещера восстановлена. В XIX веке рядом с ней был возведен храм Саввы Сторожевского. К сожалению, большинство скитских построек не сохранилось, в богоборческие времена они были разрушены. Сейчас в скиту, как и в старые времена, живут монахи.
Там же располагается источник и купель Саввы Сторожевского, к которому всегда направляется множество паломников и жителей города. Нам пришлось отстоять небольшую очередь, пока несколько приехавших наполнят многочисленные фляги святой водой.
Здесь есть прекрасные и просторные купальни: мужская и женская. Очень большой предбанник, где можно переодеться. Далее располагается сама купель, отделанная кафельной плиткой. По удобным ступеням можно легко спуститься в прозрачную и ледяную воду.
Окунуться в этот прохладный мартовский день мы не решились! Но водички с собой привезли. Ох и вкусная!!!
А еще рядом с этим местом работает церковная лавка и есть небольшая смотровая площадка. А еще кафе и детская площадка с горками.
Удивительное и благодатное это место! Жаль, что приходится так быстро его покинуть, ведь сегодня нас ждет еще одна экзотическая и современная постройка: . Да не какая-то там Египетская, а самая настоящая — Московская!
Наша поездка по окрестностям Звенигорода состоялась 28 марта 2015 года. Вот наш маршрут на карте.
Чтобы удобно путешествовать по Подмосковному Звенигороду и области, можно на несколько дней легко снять в городе или пригороде квартиру или комнату на сервисе , или же через забронировать отель в любом удобном месте.
На карте ниже представлены другие достопримечательности и , где мне удалось побывать.