3 августа 1988 г. из советской тюрьмы был досрочно выпущен необычный заключенный. Им был германский пилот-любитель Матиас Руст
, за год до этого прославившийся на весь мир тем, что посадил самолет на Красной площади
. Тогда это событие наделало много шума: как 19-летнему парню удалось дискредитировать советскую систему ПВО, зачем ему понадобилось совершать этот безумный поступок, и какое наказание понес храбрец?
Однажды 18-летний Матиас Руст смотрел телевизор, в новостях говорили о том, что переговоры между американским и советским правительством в Рейкьявике зашли в тупик. Молодой человек решил, что должен помочь СССР и Западу наладить отношения. По крайней мере, так он объяснял мотивы своего поступка на суде: «Я думал, что могу воспользоваться самолетом для того, чтобы построить воображаемый мост между Западом и Востоком, чтобы показать, как много людей в Европе хотят улучшить отношения с СССР».
На тот момент у Матиаса Руста были права на управление самолетом, и он уже провел в воздухе около 50 часов. 13 мая 1987 г. он сообщил родителям о том, что намеревается отправиться на самолете по Северной Европе для того, чтобы налетать необходимое количество часов для получения прав профессионального летчика. 25 мая Матиас прибыл в Хельсинки, 28 мая сказал диспетчерам, что направляется в Стокгольм. Но Руст двигался в неправильном направлении, а позже вообще исчез с радаров.
В районе финского побережья тут же началась поисково-спасательная операция. На поверхности моря было замечено большое масляное пятно, и тогда возникло предположение о том, что самолет потерпел крушение. Пока пилота искали в море, он пересек советскую границу над Эстонией. Конечно, радары тут же его засекли, и в скором времени рядом с ним оказался истребитель «МиГ». Некоторое время он его сопровождал, но приказа о дальнейших действиях не поступило, и «МиГ» вскоре скрылся.
Дело в том, что в 1984 г. советские военные сбили пассажирский самолет Южной Кореи, который нарушил воздушное пространство СССР. В результате погибли люди, и после этого стрелять по гражданским и спортивным самолетам было запрещено. Когда Матиас пролетал в районе Пскова, местный авиаполк проводил учебные полеты. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку. В 15:00 все летчики должны были одновременно сменить код, но по неопытности многие этого не сделали. Из-за возникшей неразберихи всем воздушным судам присвоили признак «я-свой», в том числе и самолету Руста, оказавшемуся среди них. Когда же он пролетал над Торжком, там проводили спасательные работы после авиакатастрофы, и самолет Руста приняли за советский поисковый вертолет.
Вечером 28 мая немецкий самолет «Cessna» приземлился на Большом Москворецком мосту и доехал до Собора Василия Блаженного. Летчик выбрался из кабины и принялся раздавать автографы удивленным прохожим и туристам. Его арестовали через несколько минут. Наутро все газеты сообщили сенсацию: «Страна в шоке! Немецкий пилот-спортсмен обесславил серьезный громадный оборонный арсенал СССР в День пограничника».
Версий о причинах поступка Матиаса было несколько: пытался выиграть пари, хотел произвести впечатление на любимую девушку, выполнял задание иностранных спецслужб, совершил эффектный маркетинговый ход в поддержку отцовского бизнеса – тот продавал самолеты «Cessna» в Западной Европе, и новость о том, что это – единственный самолет, победивший советскую систему ПВО, могла способствовать оживлению спроса.
Матиаса Руста арестовали и судили за хулиганство и незаконное пересечение границы. Его приговорили к 4-м годам лишения свободы, но через год освободили досрочно. Своих должностей лишились глава войск ПВО, министр обороны и около 300 офицеров. А в народе Красную площадь стали называть «Шереметьево-3» и сочинять анекдоты на эту тему.
По возвращении на родину Руст был лишен прав пилотирования как человек «психически неуравновешенный». Вскоре он снова угодил за решетку: работая в больнице медбратом, он кинулся с ножом на медсестру, ответившую отказом на его ухаживания. В 2001 г. его снова судили – на этот раз за кражу пуловера. Видимо, его действительно нельзя было назвать психически стабильным.
«Миссию мира» Руста до сих пор ставят под сомнение: слишком много неувязок и масштабных последствий: в советской армии после этого провели массовые чистки – как будто ждали подходящего повода. Поэтому многие называют полет Руста тщательно спланированной провокацией, каких было немало в тот период:
Матиас Руст. Аэродром — Кремль
28-го мая 1987
года СССР
праздновал День Пограничника.
В 18
часов 43
минуты по московскому
времени над КРАСНОЙ ПЛОЩАДЬЮ
пролетел маленький частный
самолёт, управляемый Матиасом Рустом, «Цессна-172П».
Сделав ещё пару
заходов над площадью, самолёт развернулся и приземлился на Москворецком мосту.
Из кабины вышел одетый в красный
комбинезон 19-тилетний
пилот –
гражданин ФРГ, Матиас Руст.
Когда его обступила толпа и начала расспрашивать, откуда
он прилетел, то выяснялось, что он прилетел, немного, немало из-за ГРАНИЦЫ.
Когда известие о нарушителе границы доходит до правительства нашей страны,
разгорается, мягко
говоря, большой скандал.
Эта новость
в средствах массовой информации всего Мира
надолго
становится НОВОСТЬЮ НОМЕР ОДИН.
28-го мая 1987 года советская ПВО в 14 часов обнаруживает над Финским заливом несколько целей. Одна из целей сначала направилась к советской границе, потом повернула на север. В 14 часов 20 минут опять появилась новая цель. Тревога была объявлена через 15 минут, когда цель уже над советской территорией. Матиас Руст пересёк границу СССР на СВЕРХМАЛОЙ высоте в районе стыка административной границы Эстонии и РСФСР. Затем начал, то резко набирать высоту, то снижаться. В 14 часов 48 минут командующий Отдельной 6-й армией ПВО, Кромин получил доклад от дежурного о том, что в 14 часов 46 минут в 25-ти километрах западнее Нарвы, в районе села Силумяэ обнаружена НЕОПОЗНАННАЯ цель. Самолёт Матиаса Руста был обнаружен уже на нашей территории и был принят НЕ за нарушителя ГРАНИЦЫ, а за нарушителя РЕЖИМА ПОЛЁТОВ!? Кромин утверждает, что НЕ было ДАЖЕ РАЗГОВОРОВ о НАРУШИТЕЛЕ ГРАНИЦЫ, пока тот не сел на КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ!? Спустя 17 лет Матиас Руст сказал, что, если бы он задумался о серьёзности последствий этого полёта, то никогда бы на него НЕ решился.
Матиас Руст начал свой полёт из столицы Финляндии, Хельсинки в 13 часов 21 минуту по московскому времени. Пункт назначения, по плану полёта был Стокгольм. Через 20 минут после взлёта, провёл крайний сеанс радиосвязи, выключил все радиоприборы, кроме радиокомпаса. И направил самолёт через Финский залив к советской границе. В этот день в районе западнее Нарвы военные проводили прыжки с парашютом (смотри статью «Глеб Евгеньевич Котельников»). Матиас Руст летел с такой же скоростью как «Ан-2». Военные пытались понять – ЧТО, в небе? Может, заблудился один из кукурузников? В 14 часов 50 минут с аэродрома ПВО, «Тапа» взлетел истребитель «МиГ-23». Лётчику истребителя поставили задачу – выяснить – ЧТО, находится в небе? Он выяснил и передал по радиосвязи, что на высоте 600 метров летит вертолёт!? Затем МиГ-23 сделал повторный заход на цель и тогда передал, что это маленький самолёт типа Як-12. Командующий Отдельной 6-й армией ПВО, Кромин дал команду подняться второму МиГ-23 и предварительно привёл в боевую готовность по курсу следования все дежурные зенитно-ракетные войска и дополнительные станции радиотехнических войск.
Цессна — 172П
Матиаса Руста по-прежнему, принимали за СБИВШИЙСЯ с КУРСА ВЕРТОЛЁТ или САМОЛЁТ??? Матиас Руст выбрал для своего полёта самолёт именно « Cessna-172P» из-за большой беспосадочной дальности полёта. На самолёте у Матиаса Руста НЕ было НИКАКИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ топливных баков. Самолёт имел только СЕРИЙНЫЕ топливные баки, расположенные в штатных местах – в крыльях. Ёмкость штатных топливных баков на этом типе самолёта – более 235-ти литров. Этого хватало на более, чем на 8-ми часовой полёт БЕЗ посадки. Соответственно беспосадочная дальность полёта на этом самолёте составляет не менее 1 500 км. Матиас Руст по пути следования нигде НЕ приземлялся и НЕ заправлялся. Перед вылетом из Хельсинки, Матиас Руст заправил свой самолёт ПОД самые ПРОБКИ. После посадки на Красной площади у него осталось топлива ещё на 2,5 часа полёта.
В 13 часов 58 минут финские службы управления воздушным движением потеряли самолёт Матиаса Руста на экранах локаторов. Финские службы спасения отправились на поиски самолёта Матиаса Руста в предполагаемое место падения самолёта. В этом предполагаемом месте падения на поверхности моря оказалось масляное пятно. После посадки Матиаса Руста эксперты тщательно осмотрели самолёт и дали категорическое заключение о том, что в этот самолёт невозможно затолкать никакую бочку, а тем более выкинуть её из данного типа самолёта во время полёта. Соответственно, давно гуляющее по Балтике масляное пятно, не имело никакого отношения к Матиасу Русту. После проведения поисково-спасательных работ финские службы спасения сначала выставили Матиасу Русту счёт на 120 000 долларов за проведение этих работ. Но потом, когда стали известны подробности этого происшествия, когда они услышали – ЧТО, Матиас Руст говорил на суде о мотивации своего полёта то, пришли в совершенный восторг и ОТКАЗАЛИСЬ от своих требований.
Самолёт Руста продолжал свой полёт. По ходу движения Матиас Руст достаточно активно маневрировал, но в основном по высоте и скорости полёта. Местами он поднимался на высоту до 2-х км, но в основном он летел на высотах 100-200 метров, а бывало и ниже 100 метров. Местами он делал некоторые виражи, но старался придерживаться заданного курса. Один из истребителей подошёл к Матиасу Русту на расстояние 700 метров. Лётчик доложил, что видит самолёт типа Як-12. Затем истребитель пролетел ближе и исчез. Матиас Руст подумал, что теперь его расстреляют сзади. Прошло некоторое время, но этого НЕ случилось. Затем советский истребитель подошёл к Матиасу Русту ещё ближе, пролетел и исчез совсем. Была низкая облачность, и прижаться к маленькому, медленно летящему самолёту истребитель МиГ-23 НЕ мог.
Цессна 172П. Вид из кабины пилотов
Вдруг цель неожиданно исчезла с экранов локаторов наземной ПВО и МиГа. Через 3 минуты после исчезновения в 14 часов 55 минут цель опять появилась на экранах локаторов. В воздух подняли ещё пару истребителей. Новая пара истребителей цель не видит. Вступить с Матиасом Рустом в радио переговоры было невозможно потому, что он выключил радиоприборы на своём самолёте. Впоследствии, он объяснял это тем, что боялся, что если радиосвязь с ним будет доступной, то он НЕ сможет противостоять нажиму советской ПВО приземлиться раньше, чем он намеревался. В 15 часов Матиас Руст подлетает к Пскову. В Псковской области в это время проходят лётные учения, и самолёт Матиаса Руста получает обозначение «СВОЙ»!? Около 1-го часа «свой» летит на юго-восток. В 16 часов он уже находится рядом с озером Селигер. Там зона ответственности другого подразделения ПВО и самолёт Матиаса Руста теряет код «свой». Военным вновь пришлось решать – ЧТО, это за самолёт и что с ним делать?
Здесь необходимо вспомнить случай произошедший 1983 году на Дальнем Востоке (смотри статью «Корейский Боинг 1983 год»). Тогда, там был сбит пассажирский самолёт – «Южно-корейский Боинг». После этого инцидента на Дальнем Востоке, для войск ПВО, вышел ЖЁСТКИЙ ПРИКАЗ – СБИВАТЬ над нашей территорией, в случае нарушения границы, ТОЛЬКО ВОЕННЫЕ самолёты. А ГРАЖДАНСКИЕ и ТРАНСПОРТНЫЕ самолёты, в случае нарушения границы, ТОЛЬКО ПРИНУЖДАТЬ к ПОСАДКЕ на нашей территории.
Самолёт Матиаса Руста переходил из одной зоны ответственности ПВО к другой, и никто так и НЕ выполнил приказ ПОСАДИТЬ самолёт-нарушитель. В 16 часов 6 минут самолёт Матиаса Руста над восточным берегом Селигера. В это время на РАДАРАХ высвечиваются ещё 6 точек – это ВИХРЕВЫЕ ПОТОКИ. Вместе с ними самолёт Матиаса Руста получает обозначение как – «МЕТЕООБРАЗОВАНИЕ». Далее, у города Торжка, Матиасу Русту помог ещё один случай. Накануне в этом районе разбились, от столкновения друг с другом, два военных самолёта. В небе находилось много вертолётов, выполняющих поисково-спасательные работы. Самолёт Матиаса Руста приняли за, ещё один поисковый вертолёт. В 17 часов 11 минут Матиас Руст входит в зону ответственности ПВО московской области. Здесь он получает обозначение как – «НАРУШИВШИЙ РЕЖИМ ПОЛЁТОВ СОВЕТСКИЙ ВЕРТОЛЁТ»??? В воздух поднимают очередной истребитель. Из-за густой облачности, ему так же НЕ удаётся приблизиться на достаточно близкое расстояние, чтобы определить – ЧТО, за объект находится в небе.
Цессна 172П. Кабина пилотов
В 18 часов 30 минут объект пересекает окраину Москвы, в районе Ходынского поля. К этому моменту Матиас Руст пролетел более 700 км. Подлетая к Красной площади, Матиас Руст увидел на площади большое скопление народа. 28 мая отмечается праздник «День Пограничника». Он сделал пару кругов над площадью и понял, что на САМУ ПЛОЩАДЬ приземлиться ему НЕ удастся. После этого он увидел рядом с Красной площадью, Москворецкий мост, определил, что на него можно приземлиться и совершил на него ПОСАДКУ. После приземления на мосту остались ПОЛОСЫ от, чиркнувших ШИН. Далее он скатился по мосту вниз. Гаишник, стоявший в это время в конце моста, видя приземляющийся на мост самолёт, заранее перекрыл автомобильное движение, затем жезлом показал Матиасу Русту направление, куда надо повернуть. Матиас Руст повернул на Васильевский спуск и там остановился.
С этим Москворецким мостом связана некоторая детективная история. Дело в том, что в тот момент, когда Матиас Руст приземлялся на Москворецком мосту, на нём было всего лишь 3 провода, натянутых поперёк – в начале, в середине, и в конце моста. Он пролетел над первым, затем нырнул под второй и приземлился. Когда на суде 4-го сентября были показаны фотографии Москворецкого моста, на нём было уже гораздо больше проводов, натянутых поперёк. Судья спросил Матиаса Руста: «Как Вы смогли посадить самолёт между, так густо висящих проводов?» Матиас Руст ответил: « Во время его посадки, на мосту не было столько проводов». Потом выяснилось, что московские власти, после приземления Матиаса Руста, в течение 1-2 дней в спешном порядке, НОЧЬЮ поставили на этом мосту, много столбов и натянули между ними провода.
Цессна 172П. Панель приборов
Народ на площади не сразу понял = ЧТО, произошло. Толпа обступила пилота и самолёт. Сначала люди подумали, что снимают КИНО. Потом народ начал расспрашивать – кто пилот и откуда он прилетел. Матиас Руст ответил на все вопросы. На допросе в КГБ первый вопрос заданный ему был: « Вы намеренно прилетели в День пограничника?» Матиас Руст ответил, что даже не знал о таком празднике. Началось расследование – КТО, этот немецкий молодой человек – разведчик, провокатор или просто псих. КГБэшники начали выяснять – как, достаточно молодой пилот смог проделать такой, в общем, НЕ простой полёт. В ходе расследования выяснилось, что Матиас Руст у себя на Родине в Германии прошёл очень НЕПЛОХУЮ ЛЁТНУЮ ШКОЛУ! Обучение лётному делу он начал в 18-тилетнем возрасте. Инструктор, который обучал Матиаса Руста лётному делу, отметил, что он обладал заметно, бОльшими способностями в обучении лётному делу, чем другие курсанты! До своего известного полёта Матиас Руст уже обладал довольно хорошими ПИЛОТСКИМИ КАЧЕСТВАМИ и даже имел довольно серьёзный ПИЛОТСКИЙ ОПЫТ! Например, он летал совершенно САМОСТОЯТЕЛЬНО в Исландию и обратно. Уточним, что полёт в Исландию происходит по большей части над ОКЕАНОМ. Над океаном нет никаких ОРИЕНТИРОВ – одна сплошная одинаковая вода. Полёт идёт только по ПРИБОРАМ. В полёте над океаном пилотские способности лётчика проявляются в высшей степени!
Однако совершить свой полёт Матиасу Русту помогли не только его пилотские способности. В ходе расследования КГБэшники выяснили, что в полёте Матиас Руст пользовался СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНОЙ КАРТОЙ. На этой карте были обозначены секретные военные объекты, секретные аэродромы и секретные зоны ПВО — в которых появляться в воздухе категорически запрещено. Если появляешься в воздухе в этой зоне, то без всяких запросов – кто ты — получаешь ракету. Матиас Руст аккуратно обошёл эти зоны. Когда КГБэшники узнали — где Матиас Руст взял эту карту, то они были, мягко говоря, удивлены. Сначала они думали, что эту карту Русту вручила какая-либо из иностранных разведок, но оказалось, что советскую совершенно секретную карту ПВО можно СВОБОДНО КУПИТЬ, по сходной цене, в США — в обычной ПОЧТОВОЙ ФИРМЕ. Сначала КГБэшники Матиасу Русту не поверили и подумали, что Руст их обманывает, но потом они сами поехали в США по указанному адресу и приобрели эту же карту по небольшой цене.
Цессна 172П. Авиакомпания Люфтганза. Школа обучения пилотов
Во время разбирательства правоохранительных органов с Матиасом Рустом, проходило и совещание в высшем руководстве страны. Правительство страны хотело выяснить – как такое смогло произойти. Были заслушаны доклады высшего военного руководства. Они оказались неуверенными и путанными. Правительство сделало вывод, что это обыкновенное РОССИЙСКОЕ РАЗГИЛЬДЯЙСТВО. 30-го мая был отправлен в отставку Министр Обороны СССР, Сергей Леонидович Соколов, следом отправлен в отставку главком ПВО, Александр Иванович Колдунов и главком ВВС, Александр Николаевич Ефимов. Плюс ещё почти 250 генералов и офицеров. 30 военнослужащих войск ПВО было привлечено к дисциплинарной ответственности. Перед судом предстали 2 офицера, находившиеся, в тот день на боевом дежурстве. Они получили 4 и 5 лет лишения свободы, но менее, чем через 1 год их выпустят. Этим двум стрелочникам вменяли НЕ ПРИНЯТИЕ решения к УНИЧТОЖЕНИЮ нарушителя – Матиаса Руста. Этот случай наглядно и убедительно показал, что страна НЕ ГОТОВА к ЗАЩИТЕ СЕБЯ, так же как и перед Великой Отечественной войной???
Вскоре после полёта Матиаса Руста нечто подобное произошло в Париже. А в 1994 году в Вашингтоне на таком же самолёте пилот пытался приземлиться на газон перед Белым Домом. Да, во Франции и в США подобные случаи тоже происходили, но там НЕ были сняты Министры Обороны. Американцы и французы предпочли, прежде всего, усилить РАДИОЛОКАЦИОННУЮ СЛУЖБУ. В СССР, после этого случая, предоставили ВЕРТОЛЁТЫ для ПВО, произвели замену РАДИООБОРУДОВАНИЯ, предоставили «МиГ-29» для авиации ПВО.
В Советском Союзе Матиаса Руста судили по 3-м статьям. Первая – незаконное нарушение государственной границы. Вторая – нарушение правил международных полётов (до 10 лет). Третья – злостное хулиганство. Матиас Руст получил 4 года общего режима но, из Лефортово никуда не переезжал и к тому, же имел некоторые льготы. Например, у него было 2 матраса и 2 подушки. Питание у него было совсем не тюремным. Каждый день после 16 часов он гулял в тюремном саду. В этом саду разрешали гулять далеко не всем обитателям Лефортово. Официально он мог гулять в саду 1 час, но реально мог находиться в саду и 2 часа. Первый стакан воды, который он получил в тюрьме, это был стакан чая. Попробовав его, Матиас Руст почувствовал сильный вкус хлора и подумал, что его хотят отравить, но ему объяснили, что московская вода сильно хлорирована и вода во всей Москве такая.
В зарубежной прессе, в то время, часто появлялись статьи, что якобы над Матиасом Рустом в тюрьме изощрённо издеваются. Чтобы снять подобные обвинения советские власти регулярно проводили проверки условий содержания заключённого камеры номер 34 и всё снимали на камеру. Крайняя такая проверка прошла 20-го июля 1988 года. В Лефортово Матиас Руст вылечился от сенной лихорадки, которой он болел. От переживаний у него появился гастрит, и ему прописали лекарства. Избавился от аллергии. Вырвали один зуб. Отсидев 14 месяцев, 3-го августа 1988 года Матиас Руст был выпущен из тюрьмы. Руст уехал домой в Германию. Лишён всех ЛЁТНЫХ ПРАВ. УГОЛОВНОЕ ДЕЛО, заведённое на него на Родине — ПРЕКРАЩЕНО.
3 августа 1988 г. из советской тюрьмы был досрочно выпущен необычный заключенный. Им был германский пилот-любитель Матиас Руст, за год до этого прославившийся на весь мир тем, что посадил самолет на Красной площади. Тогда это событие наделало много шума: как 19-летнему парню удалось дискредитировать советскую систему ПВО, зачем ему понадобилось совершать этот безумный поступок, и какое наказание понес храбрец?
Немецкий пилот-любитель Матиас Руст
Однажды, 18-летний Матиас Руст смотрел телевизор, в новостях говорили о том, что переговоры между американским и советским правительством в Рейкьявике зашли в тупик. Молодой человек решил, что должен помочь СССР и Западу наладить отношения. По крайней мере, так он объяснял мотивы своего поступка на суде: «Я думал, что могу воспользоваться самолетом для того, чтобы построить воображаемый мост между Западом и Востоком, чтобы показать, как много людей в Европе хотят улучшить отношения с СССР».
Карта-схема полета Руста
На тот момент, у Матиаса Руста были права на управление самолетом, и он уже провел в воздухе около 50 часов. 13 мая 1987 г. он сообщил родителям о том, что намеревается отправиться на самолете по Северной Европе для того, чтобы налетать необходимое количество часов для получения прав профессионального летчика. 25 мая Матиас прибыл в Хельсинки, 28 мая сказал диспетчерам, что направляется в Стокгольм. Но Руст двигался в неправильном направлении, а позже, вообще, исчез с радаров.
В районе финского побережья тут же началась поисково-спасательная операция. На поверхности моря было замечено большое масляное пятно, и тогда возникло предположение о том, что самолет потерпел крушение. Пока пилота искали в море, он пересек советскую границу над Эстонией. Конечно, радары тут же его засекли, и в скором времени рядом с ним оказался истребитель «МиГ». Некоторое время он его сопровождал, но приказа о дальнейших действиях не поступило, и «МиГ» вскоре скрылся.
*Миссия мира* или провокация?
Дело в том, что в 1984 г. советские военные сбили пассажирский самолет Южной Кореи, который нарушил воздушное пространство СССР. В результате погибли люди, и после этого стрелять по гражданским и спортивным самолетам было запрещено. Когда Матиас пролетал в районе Пскова, местный авиаполк проводил учебные полеты. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку. В 15:00 все летчики должны были одновременно сменить код, но по неопытности многие этого не сделали. Из-за возникшей неразберихи всем воздушным судам присвоили признак «я-свой», в том числе и самолету Руста, оказавшемуся среди них. Когда же он пролетал над Торжком, там проводили спасательные работы после авиакатастрофы, и самолет Руста приняли за советский поисковый вертолет.
Самолет Матиаса Руста на Красной площади
Вечером 28 мая немецкий самолет «Cessna» приземлился на Большом Москворецком мосту и доехал до Собора Василия Блаженного. Летчик выбрался из кабины и принялся раздавать автографы удивленным прохожим и туристам. Его арестовали через несколько минут. Наутро все газеты сообщили сенсацию: «Страна в шоке! Немецкий пилот-спортсмен обесславил серьезный громадный оборонный арсенал СССР в День пограничника».
*Миссия мира* или провокация?
Версий о причинах поступка Матиаса было несколько: пытался выиграть пари, хотел произвести впечатление на любимую девушку, выполнял задание иностранных спецслужб, совершил эффектный маркетинговый ход в поддержку отцовского бизнеса – тот продавал самолеты «Cessna» в Западной Европе, и новость о том, что это – единственный самолет, победивший советскую систему ПВО, могла способствовать оживлению спроса.
Самолет Матиаса Руста на Красной площади
Матиаса Руста арестовали и судили за хулиганство и незаконное пересечение границы. Его приговорили к 4-м годам лишения свободы, но через год освободили досрочно. Своих должностей лишились глава войск ПВО, министр обороны и около 300 офицеров. А в народе Красную площадь стали называть «Шереметьево-3» и сочинять анекдоты на эту тему.
Матиас Руст в зале суда
По возвращении на родину, Руст был лишен прав пилотирования, как человек «психически неуравновешенный». Вскоре, он снова угодил за решетку: работая в больнице медбратом, он кинулся с ножом на медсестру, ответившую отказом на его ухаживания. В 2001 г. его снова судили – на этот раз за кражу пуловера. Видимо, его, действительно, нельзя было назвать психически стабильным.
Матиас Руст
«Миссию мира» Руста до сих пор ставят под сомнение: слишком много неувязок и масштабных последствий: в советской армии после этого провели массовые чистки – как будто ждали подходящего повода. Поэтому, многие называют полет Руста тщательно спланированной провокацией, каких было немало в тот период
Случайно наткнулся на рассказ о смелом 19-летнем немце, который в 1987 году умудрился посадить самолет на Красной площади. Событие известное, все видели кадры с самолетом на площади, но как шла подготовка к полету и каким образом удалось Матиасу Русту добраться до Москвы, минуя ПВО СССР, знают немногие. История достойная фильма.
Пролет Руста в Москву в мае 1987 г. дал старт кампании по дискредитации Вооруженных сил
Когда немецкий летчик Maтиас Руст приземлился на Красной площади в мае 1987 г., это событие заставило усомниться многих непрофессионалов в совершенстве отечественной системы противовоздушной обороны. Об этом происшествии было написано много, но об истинных причинах, и как все это происходило вообще практически ничего не опубликовано.
Здесь уместно отметить и некоторые события, которые предшествовали этому полету.
В конце августа 1983 г. силами ПВО на Дальнем Востоке в районе острова Монерон был уничтожен южнокорейский "Боинг-747", нарушивший наше воздушное пространство на глубину до 500 км. Самолет не держал связи с землей, на действия истребителей вблизи кабины пилотов не реагировал. Кроме того, курс самолета пересекал области воздушного пространства, закрытые даже для полетов своей авиации.
Противодействие полету самолета проходило с соблюдением положений боевых документов и в строгом соответствии с международными правилами. (Заметим, что инцидент со сбитием южнокорейского самолета не первый.)
Пресса и телевидение, особенно зарубежные, открыли дискуссию, а иногда и просто истерию о правомочности действий сил ПВО по пресечению этого полета. С 1985 г. ветер демократических перемен еще больше раздувал эту тему. Однако конкретных предложений по корректировке боевых документов Министерством обороны сделано не было.
ОТКРЫТКИ С ВИДАМИ ХРАМОВ
И вот, 28 мая в 14.00 на воздушной трассе Хельсинки-Москва на высоте 600 м дежурное подразделение ПВО в районе эстонского городка Кохтла-Ярве обнаруживает малоразмерный самолет без сигнала опознавания "Я - свой", отсутствующий в заявке как разрешенный для входа в воздушное пространство Советского Союза. Так развивались события по пресечению незаконного входа в воздушное пространство СССР воздушного судна неизвестной государственной принадлежности, неизвестного типа и с неизвестными целями.
В целом ситуация напоминала дальневосточный вариант с южнокорейским "Боингом", но нельзя сбрасывать со счетов, что "монеронский синдром" еще оставался в силе, и все это происходило на одной из самых оживленных воздушных трасс, практически в центре Европы.
Уже потом материалы тщательного расследования подтвердят, что технический комплекс средств на всем протяжении маршрута полета Руста, а он составил около 1130 км, работал безупречно, и этот маленький самолетик наблюдался практически на всем маршруте. И лишь человеческий фактор и ряд невероятных, но трагических совпадений привели в конечном итоге к срыву выполнения боевой задачи дежурными силами ПВО, к серьезным кадровым перестановкам в Минобороны СССР и началу реорганизации системы ПВО.
На вопрос "Случайно ли 19-летний гражданин ФРГ Матиас Руст оказался в Москве?" можно однозначно ответить: "Нет, совсем не случайно".
Из материалов дела выяснилось, что молодой, но способный пилот увлекался полетами на предельную дальность на своем любимом, как он говорил, самолете "Цессна-172". Только в 1986 г. он несколько раз летал на Шетландские и Фарерские острова. Полеты над океаном вне видимости земли не считаются простыми. Опыт самолетовождения по приборам у Руста был приличный. В течение 1986 г. он тщательно изучал по карте местность, над которой предстояло лететь годом позже, собирал открытки с видами церквей и храмов в этом районе в качестве ориентиров. В мае 1987 г. Руст решил, что готов к задуманному перелету.
Из аэропорта Хельсинки он вылетел в 13.30 по московскому времени. В плане полета значился Стокгольм, это всего два часа на "Цессне-172". Через 20 минут Матиас Руст вышел на связь с диспетчером, доложил, что на борту все нормально и попрощался. После этого выключил все средства связи, кроме приемника бортового радиокомпаса, и направил самолет в Финский залив со снижением высоты до 200 м, после чего развернулся на 180 градусов и направился в точку, которая была заранее им определена и находилась точно на трассе, соединяющей Хельсинки и Москву. Органами контроля и управления воздушным движением Финляндии было зафиксировано изменение эшелона полета самолета Матиаса Руста и отклонение от установленного маршрута. Поскольку это создавало угрозу безопасности полетов в данном районе, диспетчер запросил (по радио) борт Руста. Попытки связаться с пилотом окончились неудачно.
Вскоре самолет Руста пропал на всех экранах радаров системы наблюдения в 40 км от береговой черты над водами Финского залива. Уже через 30 минут в район предполагаемого падения самолета были направлены поисковый вертолет и два патрульных катера, были обнаружены некоторые предметы и небольшое масляное пятно. Предположительно был сделан вывод, что самолет упал в воду и нужны были дополнительные силы и средства, чтобы достоверно в этом убедиться (спустя несколько месяцев служба спасения Финляндии выставит Русту к оплате счет в 120 тыс. долл. США за проведение поисково-спасательных работ на месте предполагаемой катастрофы).
Pycт тем временем осуществлял свой план достижения города Москвы. Погода в этот момент была облачной, с прояснениями, с нижним краем облаков 400-600 м, ветер западный, временами срывался моросящий дождь.
Около часа полета Руст строго выдерживал курс по радиомаяку, навигационная станция которого располагалась в районе Хельсинки. Далее весь полет осуществлялся по показаниям магнитного компаса и визуальным сличениям объектов, которые заранее были нанесены на карту. Главными ориентирами обозначены Чудское озеро, озеро Ильмень, озеро Селигер, железнодорожный путь РжевМосква. При таких протяженных ориентирах заблудиться просто трудно.
ПЕРЕПОЛОХ
Итак, информация об обнаружении неизвестного самолета поступила на автоматизированный командный пункт части в 14.10. Около 15 минут в условиях "монеронского синдрома" шли переговоры с гражданскими диспетчерами, что же это могло быть? К этому времени самолет находился уже у береговой черты. Три дежурных зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, наблюдали цель, но команды на уничтожение не получали, все ждали решения командующего ОА ПВО генерал-майора Кромина.
Когда выяснилось, что это не заявочный самолет, все подразделения армии были приведены в готовность #1 и в воздух подняли пару дежурных истребителей с аэродрома Тапа для опознания объекта.
В 14.29 летчик, старший лейтенант Пучнин, доложил, что в разрыве облаков наблюдал спортивный самолет белого цвета, типа Як-12, с темной полосой вдоль фюзеляжа. Это было уже в районе города Гдов.
Снижение проходило на стыке зон обнаружения двух радиолокационных подразделений, и на период до 1 минуты на локаторах Руст не наблюдался. Однако трасса полета в автоматизированной системе оставалась устойчивой.
В 14.31 объект обнаруживается, но уже с курсом 90 градусов вместо 130. Он двигался теперь по трассе Гдов-Малая Вишера. Было принято решение, что обнаружен тот же объект. С КП армии даны указания уточнить параметры объекта и выдана команда на подъем еще пары дежурных истребителей для опознания его. Истребители вернулись ни с чем. По докладам пилотов на своих бортовых РЛС они ничего не обнаружили. Однако отметка устойчиво наблюдалась всеми наземными подразделениями. Были отмечены изменения параметров движения: скорость в пределах 80-85 км/ч (вместо 180-210 км/ч), высота 1000 м (вместо 600 м).
Профессионалам известно, что весной и летом при определенных климатических условиях, в атмосфере возникают устойчивые вихревые потоки, которые двигаются с потоками ветра, существуют достаточно долго и на экранах радаров отличить их от малоразмерного летательного аппарата очень сложно. В таких случаях нужны большой опыт и мастерство. В этот момент его, по-видимому, и не хватило для принятия правильного решения. Расчет обязан был обратить внимание, что в течение минуты высота объекта увеличилась почти вдвое, а скорость снизилась почти в три раза.
В 15.00 самолет Руста был уже в районе Пскова. Погода улучшилась, дождь прекратился, и Руст занял снова высоту 600 м как наиболее экономичную для этого типа самолета и продолжал полет.
В этом же районе шли учебные полеты одного из авиационных полков. В воздухе в разных зонах находилось от 7 до 12 самолетов. Одни взлетали, другие садились, так что количество их постоянно менялось.
РУСТ ЛЕГАЛИЗОВАН
В 15.00 в соответствии с графиком сменился кодовый номер системы госопознавания. Все наземные и воздушные средства и системы должны были выполнить эту операцию одновременно.
С истребителями это случилось не сразу. Увлекшись техникой пилотирования, не все молодые пилоты переключили необходимый тумблер вовремя, и сразу для системы ПВО они стали "чужими". Командир радиотехнической части, зная обстановку с неопознанным летательным аппаратом, приказывает оперативному дежурному системы, в зоне которой находились истребители, принудительно присвоить признак "Я - свой".
"Иначе же своих можем сбить", - разъясняет он свою позицию молодому офицеру. Тот, в свою очередь, объясняет, что это противоречит инструкции и документам. Офицер вышестоящего КП отстраняет от дежурства несговорчивого старшего лейтенанта и меняет его на молодого лейтенанта, который, не разобравшись в военной обстановке, выполнил приказ, присвоив признак "Я - свой" всем истребителям, находящимся в воздухе, заодно и самолету Матиаса Руста.
К 16.00, уже легализованный, Pycт пролетает озеро Селигер и попадает в зону ответственности другого соединения.
Средства слежения системы вновь подтвердили, что обнаружен самолет без сигнала "Я - свой". Снова анализ ситуации. Снова подъем дежурной пары истребителей. В условиях низкой облачности командиры не рискнули опускать истребители до высоты ниже 600 м, пробивая облака сверху вниз. Это было слишком опасно. Таким образом, визуально самолет Руста не был обнаружен.
За день до полета Руста в 40 км западнее города Торжок произошла авиакатастрофа одного из самолетов ВВС, здесь работала поисково-спасательная группа. Один из вертолетов в тот день и час выполнял роль связного ретранслятора, барражируя в этом районе. Решение было принято, что самолет без сигнала "Я - свой" и есть заявочный вертолет, который находился в зоне поисково-спасательных работ. Дважды легализованный Руст продолжал полет к Москве. До приземления оставалось менее двух часов.
Не разобравшись точно с неопознанной целью, генерал Кромин доложил о ней на КП Московского округа ПВО и Центральный командный пункт (ЦКП) Войск ПВО как о простом нарушителе режима полетов, то есть о вылетевшем без заявки советском легкомоторном самолете.
Оперативный дежурный ЦКП генерал-майор Мельников, не имея полной характеристики о самолете-нарушителе режима полета, не доложил о нем Главнокомандующему войсками ПВО главному маршалу авиации Колдунову, который находился в это время на своем рабочем месте. Первый заместитель начальника Главного штаба генерал-лейтенант Тимохин, остававшийся за начальника штаба, на доклад оперативного дежурного не отреагировал. Понадеявшись на то, что с самолетом-нарушителем разберутся сами в Московском округе, генерал Мельников дал команду снять эту цель с оповещения на ЦКП.
На командном пункте округа в это время шла напряженная боевая работа по контрольным целям, которой руководил первый заместитель командующего войсками округа генерал-лейтенант Бражников. Информации о "простом нарушителе режима полетов" он не придал значения.
В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ
Теперь обратимся к законодательной или юридической основе действий дежурных сил ПВО. Закон СССР о Государственной границе Союза ССР от ноября 1982 г. Статья 36 гласила: "Войска противовоздушной обороны, осуществляя охрану Государственной границы СССР... в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами, применяют оружие и боевую технику".
Пройдет 10 месяцев, и в соответствии с этим Законом 1 сентября 1983 г. будет сбит вторгшийся в воздушное пространство страны южнокорейский "Боинг". Факт его сбития некоторое время будет прятаться за словами "наблюдение за ним было потеряно". И только через неделю в Заявлении Советского правительства будет сообщено, что "истребитель-перехватчик выполнил приказ командного пункта в полном соответствии с Законом..."
Закон был, однако, приказом министра обороны СССР, которым он вводился в действие, разрешалось открывать огонь только по военным самолетам капиталистических стран. И то не всегда. В итоге, дойдя до частей и подразделений, приказ "вырос" до специальной инструкции в... 20 страниц. И уже согласно этому документу тот, кто принимал решение на применение или неприменение огня, мог сесть в тюрьму.
Если к этому добавить Чикагскую конвенцию, в соответствии с которой запрещен огонь на поражение по самолетам-нарушителям гражданской авиации, то можно представить, в каком положении находились все те, кто руководил дежурными силами ПВО в этот злополучный день.
ЦЕЛЬ - КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ
Между тем в 18.30 Матиаc Руст уже подошел к окраине Москвы, пересек Ходынку и направился прямо к Кремлю. Погода в Москве была по-весеннему теплой, безветренной и малооблачной.
В замыслы Pyстa входило посадить самолет прямо в Кремле. Но, убедившись с высоты 60 м, что там нет пригодной площадки, он принимает решение приземлиться на Красной площади, размеры которой позволяли это сделать.
С левым разворотом и снижением Руст заходит на посадку между Спасской башней Кремля и собором Василия Блаженного. Однако это не удалось сделать из-за множества людей на площади. Он делает вторую попытку, резко набрав высоту и разворачиваясь над гостиницей "Россия". Также снизившись, включив навигационные огни и покачивая крыльями, Руст рассчитывал, что прохожие поймут его намерения и освободят диагональ площади для осуществления посадки. Однако этого не случилось.
Сделав еще один разворот над гостиницей "Россия", Руст тем не менее успел по секундомеру засечь режим работы светофора на Большом Москворецком мосту. Начав снижение над улицей Большая Ордынка, Руст очень точно рассчитал траекторию снижения своего самолета. И, как только загорелся красный свет светофора у начала моста, самолет, едва не задевая шасси крыши автомобилей, коснулся колесами покрытия моста. Этой дистанции было достаточно, чтобы, погасив скорость, подрулить к собору и заглушить двигатель. Часы на Спасской башне Кремля показывали 19 часов 10 минут, но это был далеко еще не вечер.
РАЗБОР ПОЛЕТА
Пролет Руста дал повод обрушиться с тяжелыми обвинениями не только на Войска ПВО, но и на Вооруженные силы. 30 мая состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, которое закончилось освобождением от должности министра обороны маршала Советского Союза Сергея Соколова и Главнокомандующего войсками ПВО главного маршала авиации Александра Колдунова.
К 10 июня в Войсках ПВО было привлечено к ответственности 34 офицера и генерала. Маховик наказаний продолжал раскручиваться. Многих снимали с занимаемых должностей, исключали из КПСС, увольняли из Вооруженных сил, отдавали под суд. Наносился удар по престижу ВС. Фактически было заменено все руководство Министерства обороны до командующих военными округами включительно. Создавалось впечатление, что были какие-то круги в стране, заинтересованные в подрыве доверия у народа к своим Вооруженным силам. Об этом свидетельствовало нежелание разобраться в том, что система ПВО страны создавалась для борьбы не с любыми средствами, способными летать в наше воздушное пространство, а прежде всего для отражения нападения с воздуха и космоса боевых самолетов, крылатых ракет и других беспилотных средств, представляющих опасность для объектов страны, что никакая ПВО любого государства в мирное время не может противостоять воздушным хулиганам, преднамеренно нарушающим воздушное пространство, тем более на летательных аппаратах спортивного типа на малых и предельно малых высотах. Такая задача непосильна государству с экономической точки зрения, а тем более для страны, имеющей протяженность границ более 60 тыс. км.
УДАР ПО ПРЕСТИЖУ
В данном случае пролет Руста до Москвы носил явно провокационный характер. Полет заблаговременно планировался, о чем свидетельствует выбор опытного летчика, его программа целеустремленной подготовки по приборам на максимальную дальность, тщательное изучение особенностей предстоящего маршрута над территорией СССР.
Можно только предполагать, кто стоял за этой провокацией. Расчет нанесения удара по престижу Вооруженных сил СССР, их руководству, в центре которых оказались Войска ПВО, был точен. И тем не менее властные структуры, начиная с Политбюро, создали вокруг проблемы пролета Руста ажиотаж государственного масштаба. Тем самым был сбит с толка свой народ, подорван престиж Вооруженных сил.
Выходит, что наш потенциальный враг нанес серьезное поражение обороноспособности СССР руками "собственного" Политбюро ЦК КПСС. Руст положил начало падению престижа службы в Вооруженных силах, которое продолжается до наших дней. О лучшем не надо было и мечтать.
На Западе смаковали пролет Руста к Москве. В журнале "Штерн" восхвалялся его "подвиг", прорвавшего сильнейшую систему ПВО из ста стартовых комплексов ракет "земля-воздух", 6 авиаполков с 240 истребителями-перехватчиками и т.д. В статье извещалось, что через 48 часов лишился своего поста главком ПВО Александр Колдунов, сбивший во Второй мировой войне 46 немецких самолетов, что случай с Рустом дал Михаилу Горбачеву повод сместить с поста министра обороны 75-летнего маршала Сергея Соколова...
Подмечалось и то, что 1 мая на трибуне Мавзолея было лишь пятеро военных вместо пятнадцати. Расчет авантюрного пролета Руста подтвердился. Расправляться со своими мы умели.
4 августа был прощен Руст, осужденный к четырем годам лишения свободы. В интервью корреспонденту "Известий" член коллегии Прокуратуры СССР Андреев, всячески принижая тяжесть вины преступника, сведя "проказу" Руста к злостному хулиганству, рисовал картину, в каких благодатных условиях содержался в колонии Руст. Зато наши командиры были наказаны со всей для данного случая неоправданной жестокостью. Их никто и не думал реабилитировать.
Здесь нелишне напомнить, как в подобных случаях поступали в других странах. 12 сентября 1954 г. самолет типа "Цессна" произвел посадку у Белого дома в Вашингтоне, рядом с резиденцией президента. Самолет разбился от столкновения с деревом вблизи здания. Летчик погиб.
В скором времени после посадки Руста несколько ночей подряд совершал несанкционированные полеты над Парижем легкомоторный самолет, отвлекая на себя известные силы и средства для пресечения полетов.
Но ни в США, ни во Франции, за эти полеты не были сняты министры обороны, а тем более не была затронута честь всех вооруженных сил. Там обошлись более здраво. Прежде всего усилили радиолокационную службу, ввели срочно в боевой строй более совершенные технические средства, ускорили прохождение оперативной информации.
Посадка Руста в Москве в свое время обернулась большой трагедией для Войск ПВО в условиях, когда противовоздушная оборона полностью отвечала требованиям времени. Теперь попробуем представить аналогичный пролет в наше время, когда система ПВО в отношении основных ее средств значительно ослаблена в силу реализации т.н. принципа "разумной достаточности". Сегодня такой "Руст" может беспрепятственно пролететь практически в любом месте и в любое время. Есть над чем подумать.
28 мая в Советском Союзе отмечался День пограничника. В 1987 году этот праздник у советских пограничников оказался безнадёжно испорчен — в центре Москвы, у храма Василия Блаженного, приземлился иностранный самолёт.
Легкомоторный самолёт «Сессна-172», пилотируемый 18-летним немцем Матиасом Рустом , на историю Советского Союза оказал огромное влияние.
Посадка на Красной площади стала поводом для отставки министра обороны Сергея Соколова и главкома ПВО Александра Колдунова, являвшихся противниками политики Михаила Горбачёва , а также для масштабной «чистки» в рядах советских военных, которая, по мнению иностранных экспертов, была сопоставима лишь с «чисткой» времён «большого террора» конца 1930-х.
Даже 28 лет спустя нет единого мнения о том, являлся ли полёт Руста выходкой юнца-одиночки или тщательно продуманной операцией спецслужб.
Сам Руст и спустя годы настаивал — это была миссия мира. Вдохновлённый потеплением в отношениях между Западом и Востоком, молодой человек решил построить «воздушный мост», прилетев в Москву и приземлившись в самом центре Страны Советов.
Пропавший над Балтикой
Лицензию пилота Руст получил в 1986 году в аэроклубе Гамбурга. В том же аэроклубе в мае 1987 года немец арендовал «Сессну-172», а также получил подробные карты, необходимые для перелёта. Как утверждает Руст, о своих истинных намерениях он никого не информировал.
Стартовав 13 мая из аэропорта города Итерзен, Руст через Шетландские острова и Фареры 15 мая добрался до Исландии. 22 мая немец вылетел в норвежский Берген, оттуда 25 мая — в финский Хельсинки.
В столице Финляндии он принял окончательно решение лететь в Москву.
Утром 28 мая, заправив «Сессну», Руст вылетел с аэродрома, заявив в качестве цели Стокгольм. Сотрудники аэродрома обратили внимание, что «Сессна» не просто заправлена под завязку, но в салоне также установлены дополнительные топливные баки. Полёт в Стокгольм явно не требовал такого количества горючего. Тем не менее Русту разрешили вылет.
«Сессна» взлетела в 12:21, и через двадцать минут самолёт вышел из зоны управления аэропорта. Руст прекратил связь с диспетчерской службой, развернулся к береговой линии Балтийского моря и примерно в 13:00 исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо.
Исчезновение «Сессны» финские диспетчеры расценили как возможную аварию, подняв по тревоге спасательные службы.
«Сессну» вели от самой границы
Спасатели обнаружили в море маслянистое пятно, которое позволяло сделать вывод — произошла катастрофа. Откуда взялось пятно, не ясно и по сей день. Впоследствии, когда стало известно, куда на самом деле улетел самолёт Руста, финны выставили ему счёт на 100 тысяч долларов за работу спасателей. Правда, когда в мире поднялся большой шум вокруг полёта, иск отозвали.
«Сессна» Матиаса Руста в этот момент пересекла советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взяла курс на Москву. Пилот ориентировался по магнитному компасу и заранее намеченным объектам — Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожной ветке Ржев - Москва.
Сразу после полёта Руста появился устойчивый миф о том, что военные, отмечавшие День пограничника, самолёт-нарушитель, что называется, «прохлопали». На самом деле это не так.
В 14:10 «Сессна» была обнаружена радиотехническими средствами подразделений ПВО. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, но команды на уничтожение они не получили.
Позднее самолёт Руста также был визуально обнаружен в районе города Гдов советскими истребителями, которые определили его как «спортивный самолёт типа Як-12».
«Сессна» шла на малой высоте и низкой скорости, и сопровождать легкомоторный самолёт истребители были не в состоянии. Поэтому, облетев вокруг нарушителя, они вернулись на базу.
Сбивать — нельзя, посадить — не получается
Прочно закрепившаяся у многих картина беспомощности советских военных перед Матиасом Рустом совершенно неверна. Действительно, система противовоздушной обороны выстраивается с прицелом на куда более серьёзные и опасные цели, чем легкомоторный самолёт.
Тем не менее «Сессну» засекли и могли уничтожить. Однако распоряжения на подобные действия из Москвы не поступило.
В первую очередь, потому, что над СССР довлела история с уничтожением 1 сентября 1983 года пассажирского южнокорейского «Боинга». И хотя в той истории, по большому счёту, за советской стороной не было никакой вины, в Кремле ни в коем случае не хотели повторения подобного инцидента.
К тому же доклад лётчиков подтверждал — речь идёт о легкомоторном гражданском самолёте, а сбивать гражданские самолёты советские военные не имели права. Собственно, так же было и в случае с южнокорейским «Боингом», поскольку он был ошибочно опознан как американский самолёт-разведчик.
Конвенция о международной авиации, также известная как «Чикагская конвенция», предписывает при нарушении воздушного пространства стран легкомоторными спортивными самолётами не сбивать их, а принуждать к посадке. Посадить Руста при помощи боевых истребителей не представлялось возможным по описанным выше причинам, а другого способа военные оперативно не нашли.
Мост имени Руста
Таким образом, «Сессна» в 18:30 благополучно долетела до Москвы. Как рассказывал сам Руст, он хотел сесть в Кремле или на Красной площади, так как других мест в Москве просто не знал. Но в Кремле для посадки не было условий, а на Красной площади было много людей.
В итоге пилот, зайдя со стороны Большой Ордынки, сел на Большой Москворецкий мост, который с полным основанием можно с той поры именовать Рустов мост, и накатом доехал до храма Василия Блаженного.
Вокруг самолёта скопились любопытные. Руст выбрался из кабины, стал общаться с людьми. Среди москвичей и гостей столицы нашёлся школьник с отличным знанием иностранного языка, который и служил переводчиком. У немецкого пилота стали брать автографы.
Удивительно, но в первые минуты среди тех, кто окружил Руста, не было сотрудников спецслужб. Лишь дежурный милиционер поинтересовался наличием у лётчика визы и, узнав, что её нет, оставил немца в покое.
Пока Матиас Руст рассказывал москвичам о своём желании поговорить с Горбачёвым, появились военные, которые оцепили самолёт, однако жёстких действий не предпринимали. Лишь около 20:00 трое людей в штатском предложили Русту пройти для дачи объяснений.
Позднее лётчик рассказывал, что допрашивали его где-то неподалёку от Красной площади. Это неудивительно — москвичи знают, что комплекс зданий Комитета государственной безопасности находится от Кремля в пешей доступности.
Лефортовское гостеприимство
Общались с Рустом вежливо, интересовались, кто организовывал полёт и какие у него были цели. Немец настаивал — он за мир и дружбу, прилетел высказать свою поддержку Горбачёву.
Горбачёва он действительно поддержал — благодаря его полёту советский лидер нанёс мощный удар по позициям военных, критически оценивавших проводимую им политику.
Но встречаться с Рустом Горбачёв не захотел. Не оправдались и надежды немца на то, что его пожурят и отпустят. Ему предъявили обвинение в хулиганстве, нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении границы. 4 сентября 1987 года Матиас Руст был приговорён к 4 годам лишения свободы.
На самом деле в следственном изоляторе «Лефортово» Руст провёл всего 432 дня. Хотя относились к нему корректно, немец пребывал в подавленном состоянии. И напрасно — советская тюрьма выглядела куда более приятной альтернативой, нежели ракета «земля-воздух», которая вполне могла «навестить» Руста во время полёта.
Летом 1988 года знаменитый глава МИД СССР, а в ту пору председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко подписал указ об амнистии Руста. 3 августа 1988 года лётчик вернулся в ФРГ, где на какое-то время стал весьма популярной личностью.
Открытое заседание судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда СССР по делу гражданина ФРГ Матиаса Руста, 19-летнего лётчика-любителя, который обвиняется в нарушении правил международных полётов и в злостном хулиганстве. Фото: РИА Новости / Юрий Абрамочкин
«Это был безответственный поступок»
Впрочем, продолжалось это не слишком долго. О Русте снова вспомнили осенью 1989 года, когда он попал под суд уже в Германии. Он проходил альтернативную службу в госпитале, где ударил ножом медсестру, не разделившую его любовных чувств. В 1991 году немецкий суд приговорил Матиаса Руста к 4 годам — то есть к такому же сроку, как и ранее суд советский. Как и в СССР, в Германии к нему проявили снисхождение, выпустив на свободу после 15 месяцев заключения.
Затем Руст путешествовал по миру, женился на индианке, обращался в индуизм, разочаровывался и в жене, и в религии, возвращался домой, где снова оказался под судом — в 2001 году его поймали на краже свитера в универмаге.
Кажется, что воспоминания о полёте в Москву стали для него главным делом жизни. Он охотно встречается с журналистами, рассказывая о нём, к его 25-летию в 2012 году даже выпустил мемуары.
Тогда же, в 2012 году, журнал «Штерн» опубликовал мнение 44-летнего Матиаса Руста о своём поступке, совершённом в мае 1987 года: «Сейчас я смотрю на произошедшее совершенно по-другому. Я точно не стал бы повторять это и назвал бы свои тогдашние планы нереализуемыми. Это был безответственный поступок».