Как правило, авиакомпании предпочитают громко рассказывать о нововведениях. Но в ситуации с Nordwind Airlines все произошло тихо и спокойно — без уведомления перевозчик решил открыть безбагажные тарифы. Что нужно понимать туристам, которые собирается лететь данной авиакомпанией?
Возможность покупки безбагажного тарифа предусматривается на билеты от 29 октября текущего года. Как и полагалось, изменения в Федеральные авиационные правила привели к тому, что Nordwind Airlines радикально сократила нормы багажа, который принимается к провозу бесплатно. Норма в 5 килограмм была принята перевозчиком буквально, потому изменения и произошли. К слову, можно найти сходство между новыми тарифами Nordwind Airlines и S7 (Smart Choice). Эконом-класс и бизнес-класс подразумевают по 2 типа тарифов: Оптимум и Промо. Что касается норм, у Nordwind Airlines они значительно отличаются от тех, которые были приняты в S7.
По условиям безбагажного тарифа Эконом Промо, пассажир имеет право взять с собой на борт всего 1 место ручной клади, вес которого не должен превышать 5 килограмм. Также есть ограничения и по габаритам — не больше 115 см. по сумме 3 измерений. Такие билеты являются невозвратными, допустим только обмен, который осуществляется с доплатой в 60 евро (до вылета)-95 евро (после). Если нужно добавить сдаваемый багаж, доплата установлена в размере 2000 рублей.
Можно предположить, что многим пассажирам такая маленькая норма ручной клади окажется неудобной, потому придется или доплачивать или искать лазейки. Одной из таковых можно считать список предметов, которые берутся на борт бесплатно согласно новому проекту ФАП. Итак, в данном списке присутствует портфель или дамская сумочка со всем содержимым. Вес этих предметов при учете не берут во внимание, потому можно упаковать туда дополнительно вещей вплоть до нескольких килограммов. Пока неизвестно, будет ли данный перевозчик контролировать вес ручной клади непосредственно перед посадкой. Одно можно с уверенностью заявить — на регистрации проверка будет.
Минусом для клиентов Nordwind Airlines является то, что перевозчик не предупреждает о том, какие изменения происходят в его правилах. Единственным указанием на правила, которое стоит всегда брать во внимание, можно считать ссылку «условия тарифа». Обращайте на нее внимание в процессе бронирования места. Указаны «условия тарифов» очень мелким шрифтом под стоимостью выбранного авиабилета. Перейдя по ссылке, можно увидеть список правил, которые, к слову, перечитывают далеко не все.
Остается непонятным, почему перевозчик не стал публиковать новостей или пресс-релизов о том, что грядут столь значимые изменения. Можно допустить, что найдутся пассажиры, которые просто будут застигнуты ими врасплох уже во время прохождения регистрации.
Формально, даже непонятно, с какой точно даты Nordwind Airlines начали продавать билеты по новым правилам. Можно допустить, что загадочной датой является 16 октября, когда перевозчик разослал своим агентам уведомления об изменениях. По идее, те клиенты, которые приобрели билеты раньше этой даты, должны иметь право пользоваться старыми правилами и нормами, согласно которых можно взять 10 кг ручной клади и 10 кг багажа. Присутствует там и портфель с дамской сумочкой. Если билет был куплен раньше, нужно взять на всякий случай маршрутную квитанцию с собой на регистрацию и посадку, чтобы избежать потенциальных недоразумений.
Согласно тарифу Эконом Оптимум, пассажир имеет право взять с собой на борт 1 место ручной клади до 5 кг, а также сдать 1 место в багаж до 20 кг. Если планы поменяются, билет можно сдать до вылета, заплатив штраф 30 евро и 80 евро — после вылета. Обмен производится бесплатно до вылета и со штрафом 80 евро после вылета.
Тариф Бизнес Промо предусматривает уже 2 места ручной клади по 5 кг и 1 место багажа до 20 кг. Возврату такой билет не подлежит, есть только платный обмен. До вылета — 80 евро, после — 110 евро. Аналогично предыдущим вариантам увеличивается возможность сдачи багажа в тарифе Бизнес Оптимум — 2 места багажа до 20 кг и 2 места ручной клади по 5 кг. Более подробную информацию об изменениях можно посмотреть на сайте перевозчика .
Не по душе новые правила придутся тем пассажирам, которые привыкли покупать недорогие билеты. Согласно предыдущим правилам, была возможность провоза бесплатного багажа и ручной клади. Кроме этого, можно было воспользоваться возможностью обмена с меньшим штрафом (до 1500 рублей для тарифов Промо и Стандарт). Что касается снижения самих тарифов, за счет которого можно было бы компенсировать потери — пока его не обнаружено. Клиенты перевозчика сейчас находятся на одной ступени с клиентами лоукостера «Победа». Именно этот перевозчик одним из первых дал ощутить своим пассажирам появление новой версии ФАП.
При отмене путешествия многих интересует, можно ли вернуть невозвратный билет. Ведь случаи бывают разные. Государственная Дума РФ разработала правила возврата таких документов. Их должны соблюдать авиакомпании и пассажиры.
Определение термина
Многих авиапассажиров интересует ответ на вопрос: что такое невозвратный билет? И как его распознать, если авиакомпания не предоставляет подробной информации о своих тарифных планах?
«Невозвратным» считается авиабилет, который приобретен по сниженной стоимости. Авиакомпании, чтобы привлечь большее количество клиентов, довольно часто проводят подобные акции.
Важно! На авиабилете такого типа будет специальная отметка.
Поэтому при его выборе необходимо обращать внимание именно на нее. В большинстве случаев невозвратные авиадокументы стоят на порядок ниже возвратных. При отказе от полета пассажир не получает деньги. Правительством предусмотрены и исключения из этих правил. Они прописаны в законодательных актах.
Нововведения
На территории Российской Федерации невозвратные билеты на самолет начали продавать в 2014 году. Хотя заграницей эта практика существовала на протяжении нескольких лет. Правительство решило усовершенствовать закон, внеся в него некоторые изменения.
В результате доработок изменился . Довольно часто пассажиры сталкивались с тем, что при посадке на стыковочный рейс их просили доплатить за багаж. Теперь такой проблемы не будет, поскольку правительство сделало нормы приближенными к иностранным компаниям.
Сократили норму транспортировки «бесплатного багажа». Это позволило уменьшить их стоимость билетов по «невозвратному» тарифному плану на 15%. Изменений претерпели и регламент возврата этих авиадокументов. Пассажир не сможет получить денежную компенсацию за билет в случае отказа от перелета уже после завершения регистрации на рейс.
Интересно! Ранее при возврате авиадокумента за несколько дней до вылета пассажир получал его полную стоимость. При отказе от рейса меньше, чем за 24 часа - авиаперевозчик списывал комиссию в размере 25% от этой суммы. Это правило действует и сейчас.
Правительство приняло решение защитить перевозчиков, и при этом не нарушить права пассажиров. Теперь каждый может выбирать тариф, по которому будет лететь. При покупке невозвратного документа ответственность за отказ от рейса лежит именно на пассажире. То есть, он не может отказаться от него по личным причинам. Чтобы получить деньги обратно, должны быть веские обстоятельства.
Важно! Уведомить авиакомпанию об отказе от полета нужно заранее. Желательно сделать это более, чем за сутки до вылета.
Если нет такой возможности, можно будет вернуть часть денег. И это при условии наличия у пассажира весомых обстоятельств. Они прописаны в законе. Информацию о них можно найти на официальном сайте авиаперевозчика.
Можно ли вернуть «невозвратный» билет
Да. Для этого законом предусмотрены определенные обстоятельства.
К ним относят следующее:
- наличие серьезного заболевания, требующего обязательной госпитализации, у пассажира или его близкого родственника, который летит вместе с ним;
- смерть близкого родственника;
- невыполнение или частичное выполнение авиакомпанией обязательств (задержка рейса на несколько часов или его отмена, изменение маршрута или модели воздушного судна).
Необходимо знать, что все эти причины требуется подтвердить документально. В случае заболевания предоставляется справка с медучреждения. В случае смерти - свидетельство.
Невозможно вернуть авиабилет, купленный по «невозвратному» тарифу, если пассажир просто решил перенести путешествие. Причин такого поведения может быть много. Например, нежелание лететь или плохое самочувствие пассажира, неподтвержденное документально.
Важно! Не возвращаются авиабилеты, если поменялось расписание авиакомпаний при стыковочных рейсах.
При опоздании на рейс, документ также не подлежит возврату.
Как вернуть «невозвратный» билет: алгоритм действий
Правила возврата таких документов регламентированы ст. 243 Приказа Министерства Транспорта РФ № 82. Чтобы была возможность вернуть авиабилет, необходимо уведомить перевозчика заранее. Желательно сделать это до отправки самолета. Пассажир отправляет электронное письмо-уведомление или звонит на горячую линию компании.
Совет! Нужно убедиться, что оператор зафиксировал ваш звонок.
После этого пассажир должен собрать необходимые доказательства:
- Зафиксировать наличие заболевания. Надо обратиться в медицинское учреждение, взять соответствующую справку с подписью главного врача. Аналогичные документы потребуются в том случае, если пассажир отказывается от полета из-за болезни близкого родственника, который должен был лететь с ним.
- Зафиксировать факт смерти близкого родственника. Для подтверждения понадобится свидетельство о смерти.
- Если возврат билета осуществляется по вине авиакомпании, ее сотрудники должны выдать подтверждение о смене графика вылета или отмене рейса.
После этого пассажир пишет обращение в авиакомпанию. В нем указывает ситуацию, прикладывает доказательства. Также нужно предоставить ксерокопии паспорта и авиабилета.
В правилах работы авиаперевозчика указан срок рассмотрения такого обращения. Он может достигать 30 дней с момента его подачи. Если этой информации на сайте нет, в обращении указывают срок, который приемлем для пассажира. Например, 5-10 дней.
Обращение можно отправить по электронной почте. Все документы предварительно сканируют и прикрепляют отдельным файлом к письму. Это пригодиться в том случае, если придется подавать претензию.
Можно передать обращение в офисе авиакомпании или на стойке в аэропорту. Для этого оно должно быть написано в двух экземплярах. На одном ставит подпись сотрудник компании, указав дату получения, свои ФИО, должность. Второй остается у компании вместе с приложенными к нему доказательствами.
Важно! Если после передачи обращения ответ от перевозчика не был получен, деньги он не вернул, можно подавать исковое заявление в суд.
При покупке авиабилетов по «невозвратному» тарифу через посредников, обращение подают им и авиакомпании. Если же документы были приобретены в комплекте с туром, обращение о возврате денежных средств и отмене поездки подают туристическому агентству.
Как узнать, какой тариф
Стоимость авиабилета формируется из двух частей: цены за перелет и сборов или таксы. Эта информация указана в правилах формирования тарифов на авиадокументы. С ней нужно ознакомиться на сайте авиаперевозчика.
При покупке билета необходимо обращать внимание на такие надписи на них.
Ticket is non-refundable | это означает, что вернуть документ нельзя в случае самостоятельного отказа пассажира от рейса. Для этого должна быть весомая причина |
Ticket is non-refundable in case of cancel/no-show | аналогичная расшифровка |
Where fare is non-refundable any time in this case YQ/YR surcharges are also non-refundable | это означает, что и стоимость билета, и таксы пассажир вернуть не сможет |
Changes not permitted | билет нельзя обменять |
Name change not permitted | в документе невозможно изменить ФИО пассажира. В случае их неправильного указания вносить корректировки могут только сотрудники авиакомпании. Порой эта услуга платная |
Changes any time charge EUR 50.00 | авиабилет подлежит возврату и обмену за определенную плату. В данном случае она составит 50 евро. У других авиаперевозчиков эта услуга может стоить дешевле или дороже |
Эти тарифы установлены компаниями в зависимости от протяженности маршрута, класса пассажирского салона и сезона.
Как называются «невозвратные» тарифы у российских авиакомпаний
Для удобства пассажиров каждый авиаперевозчик РФ присвоил определенные названия невозвратным билетам. Так, например, у «Аэрофлота» это тарифы «Эконом бюджет» и «Эконом промо».
Обозначения у других авиакомпаний:
- «UTair» - «Лайт Эконом»;
- «S7 Airlines» - тарифы «Базовый», «Эконом базовый» и «Бизнес базовый»;
- «Nordwind Airlines» - билеты «Промо»;
- «Уральские авиалинии» - авиабилеты реализуют по сниженной стоимости при проведении промоакций. Например, в определенные дни недели и часы они стоят на несколько процентов ниже.
- «Победа» - тарифы «Пакет плюс» и «Стандарт».
В зависимости от политики авиаперевозчика, он вправе проводить дополнительные акции. В результате этого стоимость билетов, а также их тариф и его названия изменяются. Поэтому перед покупкой необходимо предварительно ознакомиться с условными обозначениями на документах. Их можно найти на сайте компании.
Как называются «невозвратные» тарифы у зарубежных авиакомпаний
У зарубежных перевозчиков нет постоянно установленных обозначений невозвратных билетов. Они регулярно проводят акции и распродажи, в рамках которых можно приобрести документ по сниженной стоимости. Эти программы уже подразумевают, что его вернуть не удастся. И эта информация указана на сайте компании-перевозчика.
У лоукостеров вообще отсутствует тариф «невозвратный». Билеты по умолчанию не подлежат возврату. Обусловлено это их низкой стоимостью.
Невозвратные билеты лучше покупать, когда пассажир планирует путешествовать без багажа. Он точно уверен, что никакие обстоятельства не помешают ему полететь. Например, начальство запретит или дети заболеют. Также если ему важней экономия, нежели комфортабельность полета.
Если что-то пошло не так и отпуск приходится отменять или переносить, первым возникает вопрос о возвращении денег за авиабилеты. Некоторые можно спокойно вернуть или обменять, для других это невозможно, и при отказе лететь вы потеряете всю их стоимость. Вместе с коллегами из сервиса путешествий OneTwoTrip разбираемся в тонкостях возвратных и невозвратных тарифов.
Как было раньше
До июня 2014 года все авиабилеты российских авиакомпаний были возвратными: пассажир мог вернуть билет даже непосредственно перед вылетом, и в этом случае получал назад 75 процентов стоимости (при возврате менее чем за сутки авиакомпания удерживала в виде штрафа 25 процентов). Если возврат оформлялся за несколько суток до вылета, то обходилось вообще без финансовых потерь.
Были, правда, сервисные сборы за возврат, у каждой авиакомпании свои, но в целом можно было получить практически все потраченные на билеты деньги. Риски отказа пассажиров от перелета закладывались в тариф, соответственно билеты стоили дороже.
После вступления в силу поправок к Воздушному кодексу появились так называемые невозвратные билеты. Предполагалось, что поправки создадут в России условия для развития лоукостеров. Но в результате все авиакомпании сделали свои самые дешевые билеты невозвратными. Также на рынке распространились гибкие тарифы - не только невозвратные и необменные, но и без багажа. В итоге цена на перелеты по внутренним направлениям снизилась примерно на четверть.
Как узнать, какой тариф у вашего билета
Сумма, которую вы платите за билет, формируется из двух частей: тариф плюс сборы и таксы. Тариф - это стоимость перелета. Тариф устанавливается компанией в зависимости от протяженности маршрута, сезона и класса бронирования (эконом или бизнес). Но есть еще аэропортовые сборы за наземное обслуживание самолетов, топливный, страховой и сервисный сборы.
Перед покупкой изучите информацию на сайте, где приобретаете билеты, и найдите правила тарифа. Обращайте внимание на следующие фразы (в правилах они всегда написаны на английском):
TICKET IS NON-REFUNDABLE IN CASE OF CANCEL/NO-SHOW - билет невозвратный, если пассажир отменил поездку или не явился на посадку. То есть вернуть такой билет без весомой причины не получится. Может быть указана и только первая часть формулировки - Ticket is non-refundable. Смысл тот же.
CHANGES NOT PERMITTED - билет не подлежит обмену.
CHANGES ANY TIME CHARGE EUR 50.00 - обменять такой билет можно, но за 50 евро. Сумма может варьироваться у разных авиакомпаний.
NAME CHANGE NOT PERMITTED - изменить имя в билете нельзя.
WHERE FARE IS NON-REFUNDABLE ANY TIME IN THIS CASE YQ/YR SURCHARGES ARE ALSO NON-REFUNDABLE - Здесь «YQ/YR» обозначает таксы. Имеется в виду, что если тариф билета невозвратный, то таксы также не подлежат возврату.
Как называются невозвратные тарифы у российских авиакомпаний
У есть два невозвратных тарифа: «Эконом промо» и «Эконом бюджет».
Не принимает обратно билеты, которые продают по тарифу «Базовый», в том числе «Эконом базовый» и «Бизнес базовый».
У невозвратные тарифы - «Лайт Эконом».
У « » невозвратные билеты продают по промотарифам.
«Победа» предлагает невозвратные билеты по тарифам «Стандарт» и «Пакет плюс».
У Nordwind Airlines - тариф «Промо».
А что у зарубежных авиаперевозчиков?
Там все иначе. У иностранных авиакомпаний нет постоянных невозвратных тарифов. Обычно нельзя вернуть билеты, купленные в рамках акций и распродаж. В остальных случаях нужно изучать правила тарифа.
Исключение - компании-лоукостеры. У них большинство билетов невозвратные по умолчанию. Иногда, правда, перевозчик разрешает сменить имя пассажира в билете за дополнительную плату.
Насколько выгоднее невозвратные билеты
У большинства авиакомпаний возвратные и невозвратные тарифы есть и для эконом-, и для бизнес-класса. Возвратные и невозвратные билеты в одном классе отличаются только возможностью вернуть билет, если вдруг вы отмените перелет. Все остальное - кресла, меню - такое же.
Возвратные билеты всегда дороже. Например, у «Аэрофлота» по направлению Москва - Рим с вылетом 11 августа невозвратный билет тарифа «Эконом бюджет» стоит 14 890 рублей. Если хотите взять возвратный билет, есть два варианта: тариф «Эконом оптимум» (18 155 рублей, за возврат удержат 70 евро) или «Эконом премиум» (22 640 рублей, возврат и обмен бесплатные).
Как вернуть билет
Если улететь не получается, сразу сообщите о необходимости возврата в службу поддержки сервиса, в котором купили билет. Дело в том, что за возврат в некоторых случаях все же придется заплатить штраф: обычно это прописано в правилах тарифа. И чем ближе к вылету, тем больше штраф - иногда до половины стоимости билета. Крайним сроком возврата считается момент окончания регистрации на рейс (в некоторых авиакомпаниях - время вылета).
При обращении в службу поддержки максимально четко сформулируйте запрос: хотите вы вернуть билет (и не полетите совсем) или обменять на другие даты. Специалисту поддержки нужно точно знать, что от него требуется.
Некоторые авиакомпании возвращают или обменивают билеты только в офисе продаж, другие позволяют все оформить дистанционно. С этим, опять же, желательно ознакомиться заранее, прочитав правила тарифа. Если же вы покупаете билет в сервисе по продаже билетов, возврат обычно осуществляется через сервис.
Когда можно вернуть невозвратный билет
В некоторых случаях вернуть деньги за невозвратный билет все же можно. Это называется «вынужденным возвратом». Причин может быть две: смерть или тяжелая болезнь одного из пассажиров, либо нарушение авиакомпанией условий перевозки.
Если случилось несчастье и вы не можете лететь из-за болезни или смерти другого пассажира, необходимо как можно быстрее сообщить об этом авиакомпании. Вас снимут с рейса и попросят прислать документы, подтверждающие невозможность перелета. Важно связаться с перевозчиком до окончания регистрации на рейс.
Нарушением условий договора перевозки считается длительная задержка или отмена рейса. Продолжительность задержки в разных авиакомпаниях своя, все описано в правилах.
Отметим, что решение о вынужденном возврате принимает авиакомпания. Например, многие зарубежные перевозчики не считают отказ от перелета по медицинским причинам основанием для вынужденного возврата. Дело в том, что в Европе и США хорошо развита культура страхования, в том числе путешествий. И в случае непредвиденных обстоятельств покрывать издержки за несостоявшийся перелет придется страховой компании.
Можно ли получить назад хотя бы часть невозвратного билета?
Да. Напоминаем, цена билета складывается из двух частей - тариф и аэропортовые сборы. Согласно Воздушному кодексу, невозвратной является только тарифная часть, так что топливный и аэропортовый сборы вы можете получить назад, если иного не прописано в правилах тарифа. Например, у S7 Airlines для тарифа «Эконом базовый» не подлежат возврату таксы YR (сервисный сбор за бронирование) и YQ (топливный сбор), а также сбор за оформление авиабилета; вернут только аэропортовые таксы и сборы по неиспользованным участкам перелета.
Но даже если возместить все таксы, сумма получится небольшая.
Когда стоит покупать невозвратный билет
Вы точно уверены, что полетите, и не боитесь потерять деньги, если путешествие все же придется отменить? Выбирайте невозвратный билет. Во всех других случаях имеет смысл потратить чуть больше денег, но купить билет по возвратному тарифу.