Церковь Симеона Столпника на Поварской - построенная в 70х годах XVII века по указу царя Фёдора Алексеевича и сохранившаяся до нашего времени каменная церковь на Поварской на Новом Арбате в Москве.
Деревянная церковь стояла на этом месте уже в 1625 году. По одной из версий, она была освящена ко дню венчания на царство Бориса Годунова, так как этот день пришелся на праздник Симеона Столпника.
Каменная церковь Симеона Столпника была построена в 1676 году по указу царя Фёдора Алексеевича (по другим версиям - в 1679 г.) в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма - Введенский, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 году был переосвящён во имя Димитрия Ростовского.
В стенах здания сохранились белокаменные надгробные плиты XVII-XVIII вв.
На церковном участке стоял деревянный дом, в котором в 1819 - середине 1820-х гг. жил актёр П. С. Мочалов.
После революции церковь Симеона Столпника на Поварской была закрыта и в 1930 году фактически отдана на слом. Чудом уцелев, полуразрушенная, она дожила до строительства трассы Калининского проспекта, и её собирались снести чтобы она не вносила архитектурный диссонанс с возводимыми высотными зданиями, но усилиями общественности её удалось отстоять.
К 1966 г. здание почти совсем разрушилось. При проектировании проспекта Калинина (Нового Арбата) храм решили оставить. Здание было отреставрировано. Восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки ажурными крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. Окружающие старые дома были разрушены, и храм стоит теперь среди высотных зданий Нового Арбата на маленьком зеленом островке газона.
В 1968 году здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нём разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т. д. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены. К 1990-м годам в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.
В 1990 году на главы храма снова водрузили кресты (по распоряжению зам. председателя Мосгорисполкома Матросова). В 1992 г. церковь Симеона Столпника была вновь передана церкви и заново расписана молодыми художниками. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан.
Адрес: Николоямская ул., 10
Впервые упоминается под 1600 годом, когда Борис Годунов повелел поставить здесь, в ямской слободе, храм в честь святого, в день которого он венчался (как было и с храмом Симеона Столпника на Поварской). Вероятно, это был деревянный храм, позднее замененный на каменный − по крайней мере, в 1657 году храм уже показан каменным.
В XVII веке слобода вокруг храма получила прозвание Семеновской − по названию прихода. Первоначально это была ямская слобода, но со временем все ямщики перебрались отсюда за Земляной вал, и их место заняли торговцы и пахари. Постепенно здесь сложилась купеческая община. Прихожане церкви Симеона Столпника решили на свои средства перестроить, обновить обветшавшее здание. В 1731 году основной объем старого храма разобрали и начали строить новый; по храмовым записям, Никольский придел был освящен в ноябре 1731г., а главный придел во имя Симеона Столпника спустя почти два года, в октябре 1733г. Старая трапезная прослужила еще некоторое время и была разобрана и заменена новой в 1763-1768 гг. Новая трапезная с приделами Святителя Николая и Димитрия Ростовского была построена на средства суконного фабриканта Алексея Ивановича Маленькова по проекту И.М.Назарова. Он же позднее, в 1789 году, пожертвовал средства и на строительство новой колокольни. Чуть раньше колокольни, в 1785 году, была построена сохранившаяся по сей день церковная ограда с воротами.
Построенный купцами Семеновской слободы храм простоял недолго. В 1792 году началось строительство нового основного объема храма − того, который сохранился до наших дней с сильными искажениями.
Средства на постройку дали С.П.Васильев и И.Р.Баташев. Иван Родионович Баташев − владелец горно-металлургических заводов в Нижегородской, Тамбовской и Владимирской губерниях, чрезвычайно богатый человек, строил в то же время непосредственно за храмом большую новую городскую усадьбу. Усадьба сохранилась и по сей день – в роскошном классицистическом особняке расположилась Яузская больница.
Строительство нового храма едва не закончилось катастрофой: в 1798 году рухнул почти законченный купол, значительно повредив стены. Работы по восстановлению купола затянулись до 1812 года. Храм был уже почти готов к освящению, но тут Москву заняли французские войска. Храм был разграблен, а новый иконостас разбит и сожжен. Освящение состоялось только в 1813 году. В 1847 году был сделан новый иконостас по проекту архитектора Чичагова, а немного позднее, в 1851 году, в приделах установили меньшие иконостасы по его же проекту.
Кому принадлежит проект храма, точно установить не удается. Есть предположение, что это кто-то из Казаковых − Матвей Федорович или Родион Родионович.
Огромное здание храма в стиле классицизм смотрелось на Таганском холме величественно и видно было издалека. Основной объем храма − центрический, с высокой ротондой, поставленной на четверик с портиками. Четверик вполне пропорционален ротонде, но сейчас последняя визуально выглядит выше, чем изначально, за счет трех ярусов окон, прорубленных в ней в советское время. Прежде же в ротонде были высокие окна с полукруглыми завершениями, их обрамляли парные пилястры. В куполе сделаны круглые оконца − люкарны, а венчал основной объем очень тонкий барабан с крошечной главкой.
На основном объеме перестройки не закончились. В 1851 году обновили трапезную, а в 1863 году приход приобрел новый большой колокол весом в 418 пудов (около 6850 кг), который прежняя колокольня выдержать не могла. По проекту Козловского была построена новая трехъярусная колокольня, отчасти повторяющая своим декором основной объем.
В советское время храм закрыли и передали в Московский институт повышения квалификации инженерно-технических работников Мосгорисполкома. До 1990-х храм так и оставался в ведении Мосгорисполкома. Здание полностью перепланировали и сделали семиэтажным, пробив в ротонде 3 ряда окон. Колокольню сломали до первого яруса. Каким-то чудом сохранилась церковная ограда со стороны улицы. Две иконы из храма сохранились в церкви Покрова на Лыщиковой горе.
В 1995 году возобновились богослужения, при храме открыли воскресную школу. Действуют иконописная и реставрационная мастерские, издательство. Внутреннее убранство храма за последние годы было восстановлено. Службы ведутся в трапезной части храма, так как в ротонде по-прежнему остаются перекрытия этажей. Поэтому величественная ротонда пока продолжает удивлять прохожих множеством мелких окошек, так не соответствующих замыслу московских архитекторов, возводивших храм.
Для получения увеличенного изображения кликните мышкой на фотографии.
Адрес: Москва, ул. Поварская, 5, стр. 1
Храм преподобного Симеона Столпника относится к так называемым «огненным храмам», возводившимся в Москве с середины XVI века.
Храм на месте современного здания церкви Симеона Столпника впервые упоминается в архивах с 1624-1625 годов. Вероятно, еще во времена Бориса Годунова здесь стояла деревянная церковь. В архивных документах она впервые упоминается как храм Введения во Храм Пресвятой Богородицы (по главному престолу), что «за Арбатскими вороты в Поварской улице».
В церкви также имелись приделы во имя преподобного Симеона Столпника и во имя святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. В дальнейшем храм именуется как храм преподобного Симеона Столпника на Дехтяреве огороде, на Арбате, у Арбатских ворот или на Поварской.
Местность эта была дворцовой Поварской слободой, где жили люди из штата Сытного дворца (по данным 1573 г. их было почти 500 человек: повара, хлебники, помясы, скатертники, подключники…). Отсюда и пошли названия улиц и переулков между нынешним Новым Арбатом и Б. Никитской: Поварская улица, Хлебный, Скатертный, Столовый, Ножовый переулки.
Слобода царских поваров была богатой - к XVII веку в ней значится два храма.
Название храма Симеона Столпника связывают с именем Бориса Годунова, который венчался в праздник этого святого и, вероятно, повелел поставить здесь (и не только здесь) деревянный храм в его честь и в память о своем венчании.
Современную каменную церковь из большемерного кирпича построили в 1676-1679 годах на средства казны царем и великим князем Федором Алексеевичем.
Небольшое здание выполнено в стиле русского узорочья, с пятью главами, трапезной, колокольней и двумя приделами, каждый с отдельной апсидой и главкой. Главный престол храма - Введенский, а приделы - во имя Симеона Столпника и Николая Чудотворца, последний в 1759 г. был переосвящен во имя Димитрия Ростовского. Приделы примыкают к изначально более низкой трапезной, которая позднее была поднята в сводах и вытянута в длину с запада, слегка «обняв» открытый первый ярус колокольни.
Внешнее убранство церкви просто и в то же время позволяет ей выглядеть очень нарядной. В первую очередь это достигается благодаря верхней части основного объема с рядами кокошников и узорчатыми барабанами под небольшими луковками куполов. С ними перекликается ажурный шатер колокольни с арочными проемами и двумя рядами окошек-«слухов», обрамленных наличниками. На колокольне были колокола литья мастера Федора Дмитриевича Моторина (1630-1688), основателя знаменитой династии литейщиков (утрачены в 1930-х гг.). Под рядами кокошников проведен широкий резной фриз. Пышно украшены и барабаны приделов. Как это было со многими «огненными» храмами (четверик которых украшали ряды кокошников), ярусное покрытие храма Симеона Столпника было заменено на более простое и практичное четырехскатное, и восстановлено только при реставрации в 1966 г.
В 1812 году храм Симеона Столпника был разграблен, сильно обгорел во время пожара. Ценности расхищены. После освобождения Москвы от наполеоновских войск прихожане храма во главе с его настоятелем Стефаном Никитичем Поповым полностью восстановили церковь и владения причта к 1818 г.
Храм был популярен среди москвичей как место венчания. Здесь в 1801 г. состоялось одно из самых известных и нашумевших венчаний - графа Николая Петровича Шереметева и актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой-Ковалевой. Здесь же в 1816 г. венчались писатель Сергей Тимофеевич Аксаков и Ольга Семеновна Заплатина.
Прихожанином церкви Симеона Столпника на Поварской в последние годы жизни был Н.В. Гоголь, живший с декабря 1848 года у графов Толстых в доме Талызина на Никитском бульваре. Священник церкви причащал умирающего писателя в феврале 1852 года.
В 1866 г. в храме Симеона Столпника венчался известный общественный и религиозный деятель К.П. Победоносцев с Е.А. Энгельгардт.
Метрика 1887-1891 готов так описывает этот храм:
«[Церковь] Во имя Преподобного Симеона Столпника, именующаяся так по приделу в честь сего святого; настоящая в честь «Введения во храм Персвятой Богородицы» (на Поварской). [Церковь] каменная <...> квадратная, одноэтажная. Алтарь главной церкви с одним полукружием. (Приделы одноапсидные). Вышина церкви 10 саженей, длина 16 саженей и 1 1/2 аршина, ширина 8 сажень и 1 аршин. [Построена] из кирпича. Стены выкладены сплошною кладкою. Связи в стенах железные. Наружные стены гладкие. Есть карнизы в виде поясков на трапезной церкви, а на настоящей церкви между поясками есть зубчики. Кровля шатровая, на трапезной церкви в два ската, на настоящей - в четное ската, вся из железа, выкрашена краскою. Подзоры железные. Кровля старая. Фонарь на сводах глухой.
Глав на всей церкви с колокольнею - 9, из них 5 большого размера находятся над срединою настоящей церкви, остальные над тремя алтарями настоящей и трапезной церкви и над колокольнею. Главы покрыты белым железом. Кресты на главах медные, осьмиконечные, с цепями, спускающимися к главам.
Окна широкие, квадратные. В главном алтаре одно окно, и по одному окну в каждом из двух предалтариях. В алтарях трапезной церкви по два окна и все окна в один свет, с прямыми перемычками. Наличники у окон гладкие из кирпича. Окна прямые с отливами внутрь. У окон решётки железные, крашеные.
Дверей входных четверо, из них одни на западной стороне церкви, двое - на северной и одна с южной стороны. Все двери железные. Прежде существовал вход с северной стороны в виде крытой галереи, который наглухо заложен неизвестно когда. Паперть устроена с одной стороны.
Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь от храма отделяется только в настоящей церкви каменною стеною с тремя пролетами. Приделов в церкви два. Западный притвор - трапезной устроен в виде палаты, от храма отделяется глухою стеною с одним пролётом в виде арки.
Своды устроены в настоящей церкви четырехсторoнние, опираясь на стены, соединенные вверху железными связями.
Своды трапезной церкви в одной части шатровые, в другой полукруглые, и как те, так и другие опираются на два столба. Среди трапезной церкви поставлено два столба, четверогранные, гладкие, без карнизов. На каждом из них имеется по одной впадине для образов. Решеток кругом их и лавок нет.
Пол лещадный как в алтарях, так и во всем храме с притвором.
Алтарь в настоящей церкви троечастный, разделённый двумя арками. В правом предалтарии находился ризница, в левом предалтарии жертвенник. Своды в алтаре лежат на стенах. Окон в алтаре и предалтариях три.
Помост в алтаре выше помоста храма на одну ступень. Два придельные алтаря одночастные, каждый о двух окнах, с полукруглыми сводами.
Все три престола деревянные, без возвышений от помоста. Престолы квадратные, в настоящей церкви - 1 1/2 аршина, в трапезной церкви 1 аршин и 4 вершка.
Иконостасы нового устройства, резные, из дерева, резьба помещена на золотом поле в визе веток, звёздочек и т.п. В настоящей церкви иконостас четырехъярусный. Царские двери, состоящие из двух створок, гладкие, золочёные, местами покрыты резьбою. Форма верхушек царских дверей в настоящей церкви прямая, гладкая, в трапезной - на одних изображение чаши, на других - лучи образного сияния. Иконостасы трапезной церкви в три яруса.
Солея пред алтарём от одного клироса до другого каменная, выше помоста храма на одну ступень и от последнего решёткою не отделена.
В настоящей церкви амвонное место выделяется из солея и сделано из белого камня. Сени над ним нет. Клиросы одной стороной примыкают к стенам церкви, другие стороны, боковые, сделаны из балясника, задние глухие, с вставленными в них иконами. Особых в них украшений нет.
Колокольня построена в одно время с церковью и из такого же материала. Форма её от основания квадратная, а верх в виде башни. Каких-либо изображений и надписей нет.
Колоколов всех восемь. На одном надпись: «Лета 7185 августа в 3 день вылит сей колокол при державе Великого Государя и Великого князя Феодора Алексеевича всея Великой и Малой и Белой России самодержца. Лил сей колокол мастер Маторин».
Стены церковные расписаны живописным письмом. Церковь настоящая расписана вся, трапезная только местами, в сводах.
На иконе Симеона Столпника находится надпись: «Лета 7132 ноября 22 дня при державе Государя и Великого князя Михаила Феодоровича - всея России и при Святейшем Филарете патриархе Московским и всея России поставлен сей образ в церковь Симеона Столпника что за Арбатскими вороты на Дехтяреве огороде. Гавриил Александров сын Протасов». Местно чтимая икона свт. Димитрия, Митрополита Ростовского Чудотворца. Какие из древних икон находятся в иконостасе неизвестно. 1887 года февраля 3 дня».
В 1930-е годы церковь уцелела и оставалась действующей. С 1934 года по 1938 год в здании храма проходили службы «обновленцев». Настоятелем стал архиепископ-обновленец Евстафий, которого в 1938 г. арестовали и отправили в лагеря. Как вспоминали местные старожилы: в церкви служил батюшка, которого называли «красный поп», из-за того, что два его сына окончили Коммунистическую академию. В 1941 г. храм закрыли; 22 сентября 1938 года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. Снесли красивую ограду, разобрали часть деталей самой церкви. В бывшей церкви разместились трудовые мастерские глухонемых, работавшие во время войны на нужды фронта. После войны церковное здание занимала мастерская «Мединструмент».
Полуразрушенная церковь достояла до решения о строительстве новой московской магистрали – проспекта Калинина на месте бывшей царской Кречетной слободы. Первоначально церковь, не вписывавшуюся в ряд новостроек из стекла и бетона, собирались снести, но усилиями общественности ее удалось спасти. Большую роль в сохранении храма Симеона Столпника как исторического памятника сыграл архитектор-реставратор Леонид Иванович Антропов.
В.А. Десятников рассказал в своей книге об этом: «Москва ему [Л.И. Антропову] обязана спасением многих архитектурных достопримечательностей. Среди них церковь Симеона Столпника XVII века, что на углу Нового Арбата и Поварской. <...> То, что этот памятник украшает ныне проспект, заслуга вовсе не бывшего главного архитектора Москвы и автора проспекта М.В. Посохина. Сохранил ее для Москвы Л.И. Антропов. Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г.В. Алферова и П.Д. Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану».
В 1966 г. началась реставрация, восстановили изначальную форму кровли, даже украсили маковки крестами, которые почти сразу по распоряжению высшего начальства срезали автогеном. Автором проекта реставрационных работ была Ольга Дмитриевна Савицкая.
Были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви. В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстановлены на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Были также восстановлены первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление.
В 1968 г. здание храма отдали Всероссийскому обществу охраны природы, и в нем разместился выставочный зал мелких животных и птиц: морских свинок, белых крыс, попугайчиков, канареек и т.д. Вскоре небольшое здание насквозь пропиталось навозным запахом. Интерьеры храма были окончательно уничтожены.
Позже, к 1990-м гг. в храме устраивались выставки живописи и народного искусства.
В 1990 году, наконец, вновь были воздвигнуты ажурные позолоченные кресты, пролежавшие четверть века в подвале. В свое время за это поратовал тогдашний заместитель председателя Мосгорисполкома Матросов.
В 1991 г. храм возвратили церкви, ее заново расписали молодые художники. Оказалось, что от прежнего убранства уцелела храмовая икона преподобного Симеона Столпника, сохранявшаяся у прихожан. В 1992 году возобновилось богослужение.
Источники иллюстраций:
Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882.
hram.codis.ru
Церковь Симеона Столпника выстроена в 1676, а по иным сведениям, в 1679 году, и представляет собой один из образцов московского приходского храма XVII века в стиле «узорочья», дошедшего до нас в почти неизменном виде. Храм имеет типичную для своего времени планировку: примыкающие друг к другу четверик, трапезная и колокольня выстроены по одной линии с востока на запад. Четверик храма перекрыт сомкнутым сводом и увенчан пятью главами на глухих барабанах, с востока продолжен трехчастной апсидой. По обеим сторонам трапезной выстроены два придела, каждый со своей главой и апсидой. С севера, подчеркивая связь храма с Поварской улицей, к четверику примыкает крыльцо с двускатной крышей на массивных столбах. Здание возведено из большемерного кирпича на белокаменном цоколе.
Впоследствии храм подвергался небольшим перестройкам. Трапезная была несколько удлинена в сторону запада. На фотографии конца XIX века из альбома Найденова можно увидеть, что покрытие храма было подвергнуто типичному для многих московских храмов XVII века упрощению: завершение четверика ярусами кокошников заменено четырехскатной крышей, а приделы подведены под единое с трапезной высокое двускатное покрытие, доходившее до яруса звона колокольни. В ходе реставрации 1960-х годов оригинальные завершения были восстановлены.
Главный престол храма освящен в честь праздника Введения. Храмом Симеона Столпника церковь именуется по одному из приделов (второй придел – св. Николая, был около 1759 года переосвящен во имя Димитрия Ростовского). Посвящение Симеону Столпнику сохранилось от более древнего храма, стоявшего на этом месте и впервые упоминаемого в 1625 году. Предполагается, что первоначальный храм был выстроен в связи с венчанием на царство Бориса Годунова, которое состоялось в день празднования Симеона Столпника. Вероятно, что древний храм был возведен по указанию самого Бориса Годунова.
В храме состоялось венчание Н. П. Шереметева с П. И. Жемчуговой-Ковалевой (в 1801 году), С. Т. Аксакова с О. С. Заплатиной (в 1816 году). Священник этого храма в 1852 году причащал перед смертью жившего неподалеку Н. В. Гоголя. Весьма краткое упоминание о храме можно найти в седьмой главе «Евгения Онегина»: «В Москве, живет у Симеона».
В советское время храм был закрыт (не позднее 1940 года), предполагался на слом, стоял в руинированном состоянии. При строительстве Нового Арбата церковь была отреставрирована с максимальным восстановлением облика XVII века. Установлены были даже кресты на главах, но вскоре по указанию властей их убрали. Расположение храма оказалось очень выгодным: в самом начале Нового Арбата, на небольшом возвышении, склоны которого покрыты газоном, он хорошо виден с широкого проспекта. Почти сразу после реставрации, в 1968 году храм стал выставочным залом Всероссийского общества охраны природы. В нем проходили выставки мелких животных, птиц, аквариумных рыбок.
Возвращен верующим в 1992 году, богослужения возобновлены. Храмовая икона Симеона Столпника, сохраненная прихожанами, была возвращена на свое место в храме.
Храм преподобного Симеона Столпника впервые упоминается в архивах с 1624-1625 годов. Здание было выстроено на месте древнего, скорее всего, деревянного храма, стоявшего здесь со времен Бориса Годунова. На храмовой иконе преподобного Симеона Столпника (к сожалению, не сохранившейся) была надпись - «лета 7132» (1624 год по современному летоисчислению). Современное каменное здание выстроено в 1676-1679 годах на средства казны, царем и великим князем Федором Алексеевичем. В архивных документах храм впервые упоминается как храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (по главному престолу), что «за Арбатскими вороты в Поварской улице». В храме также имелись приделы во имя преподобного Симеона Столпника и святителя Николая (с 1715 года), который в 1759 году был переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского. В дальнейшем храм именуется как храм преподобного Симеона Столпника на Дехтяреве огороде, на Арбате, у Арбатских ворот или на Поварской. Земельный участок под церковными владениями и владениями причта занимал довольно значительную площадь на пересечении улиц Большая Молчановка и Поварская. Храм относится к так называемым «огненным» храмам, которые возводились в Москве с середины XVI века (например, церкви святителя Николая в Пыжах, Знамения у Петровских ворот, Введения Богородицы во храм в Садовниках). В течение XVII-XVIII веков здание не раз перестраивалось и обновлялось. В 1735 году рачением князя И.А. Голицына в память его усопших родителей был восстановлен и заново освящен придел святителя Николая, в 1738 году обновлялся престол, жертвенник и мост, а в 1798 году - алтарь. Когда в сентябре 1812 года французы вступили в Москву и начали разграбление города, они не пощадили и церквей. Не избежал плачевной участи и храм Симеона Столпника. По данным Московской Консистории, он, как и многие другие столичные храмы, обгорел во время пожара. Священнослужители во главе с настоятелем Стефаном Никитичем Поповым и прихожане с усердием и любовью принялись за восстановление обгоревшей и оскверненной святыни. В архивах сохранилось «Дело об освящении церкви Симеона Столпника, что на Поварской» 1812 года. К 1818 году были полностью восстановлены и владения причта, также обгоревшие во время пожара. Как выглядел храм преподобного Симеона Столпника на Поварской к концу XIX века, можно узнать из метрики 1887-1891 годов. В 1917 году большевики начали закрывать и разрушать храмы. С 1934 года по 1938 год в здании храма проходили службы «обновленцев». В 1938 году храм был закрыт. По одной из версий, закрытие храма было связано с тем, что дочь Ф.И. Шаляпина заказала здесь отпевание отца. В сентябре 1938 года вышло постановление Краснопресненского райсовета о передаче «здания бывшей церкви» Райпромтресту. В дальнейшем здание храма использовалось для самых разных целей. Например, храм заняла мастерская «Мединструмент», а с 1968 года в здании храма размещался Выставочный зал Всероссийского общества охраны природы. В результате многочисленных перестроек советского времени и использования храма не по назначению здание в значительной степени утратило художественно ценный облик и находилось в тяжелом техническом состоянии. Ко времени реставрации 1965-1966 годов были снесены все барабаны и купола главного объема и приделов, разобраны ярус звона, шатер колокольни и апсида северного придела, срублен пол и подшит потолок трапезной, утрачено покрытие кровель, а также уничтожены полы и убранство интерьеров. Храм был отреставрирован в 1965-1966 годах, когда московские власти задумали на месте уютных арбатских переулков и знаменитой Собачьей площадки проложить широкий проспект, который должен был олицетворять собой новую, социалистическую Москву. Храм, якобы мешающий прокладке нового проспекта, несколько раз собирались сносить. Наконец, было принято решение о реставрации храма. Не последнюю роль в сохранении храма Симеона Столпника как исторического памятника сыграл архитектор-реставратор Л.И. Антропов, друг и соратник выдающегося деятеля отечественной культуры П.Д.Барановского, спасшего и вернувшего к жизни многие архитектурные памятники прошлого. В.А.Десятников, работавший с Л.И.Антроповым в Научно-методическом совете по охране памятников, рассказывает в своей книге «С Крестом и без Креста»: «Когда мощный экскаватор прибыл, чтобы развалить обезображенное перестройками древнее сооружение, Леонид Иванович залез в ковш экскаватора и не дал возможности работать до тех пор, пока Г.В.Алферова и П.Д.Барановский не принесли приказ из Министерства культуры СССР о постановке памятника на государственную охрану». Реставрационные работы проводились в 1965-1966 годах ЦНРМ МК СССР. Автором проекта реставрационных работ была О.Д.Савицкая. Проект предполагал восстановление памятника методом целостной реставрации на основе данных натурного обследования, дополнительного использования аналогий и архивных фотографий памятника. В результате проделанных работ были разобраны пристройки и элементы поздних преобразований, искажавшие вид здания, снят культурный слой до уровня XVII века и сделана вымостка участка вокруг церкви.В первоначальном виде были восстановлены сводчатые перекрытия трапезной, два яруса кокошников и основной объем храма. Форма глав, высота барабанов и шатра колокольни восстановлены на основе архивных фотографий с использованием фотометода. Были также восстановлены первоначальные формы оконных и дверных проёмов и их декоративное обрамление. Храм был восстановлен и отреставрирован. Оставалось только водрузить на главах сохранившиеся кресты, но это не было сделано. С 1968 года храм был занят Выставочным залом Всероссийского общества охраны природы. К этому времени росписи в храме были практически уничтожены, лишь в северной и южной стенах остались вмурованные белокаменные плиты XVII-XVIII веков. Храм поставили под государственную охрану (охранный документ за № 268). Он стал излюбленным фрагментом композиций на тему «Старая и новая Москва». В 1990 году, на главы, наконец, вновь были воздвигнуты ажурные позолоченные кресты, пролежавшие четверть века в подвале. А в 1991 году храм было решено вернуть верующим. 1992 году состоялось малое освящение храма, начались службы. Но возвращенное Церкви здание было в самом плачевном состоянии. Голые стены снаружи и внутри, разрушенные престолы… Но храмы не умирают, и постепенно, усилиями отца-настоятеля Сергия Никитина и прихожан, храм начал оживать. И, наконец, на двери храма появилась табличка: «Храм открыт».
http://simeon-stolpnik.narod.ru/index/0-19