Одно из самых крупных культовых строений Северной столицы - величественный Казанский кафедральный собор. От центра сооружения в обе стороны раскинулись крылья - колоннады. Снаружи собор украшают барельефы, выполненные из известняка желтоватого цвета. Сооружение производит колоссальное впечатление. Внутреннее и внешнее убранство храма потрясает: 56 великолепных колонн, которые изготовлены из финского розового гранита и украшены золочеными коринфскими капителями, создают ощущение простора и величия.
Строительство собора
На протяжении двух веков являлась святыней дома Романовых. Ее впервые привез в город еще Петр I. В первой половине XVII века в Петербурге была построена церковь Пресвятой Богородицы (автор проекта - М. Г. Земцов, известный русский архитектор). Она находилась на том самом месте, где сегодня расположился великолепный собор. В конце века церковь, а также прилегающие к ней здания были снесены, в результате чего в центре города образовалась огромная площадь.
Создание проекта
Был объявлен творческий конкурс на создание проекта нового храма. Он длился около трех лет (1797-1800 гг.). Перед его участниками стояла довольно сложная задача. Павел I пожелал, чтобы новый храм напоминал знаменитый собор Святого Петра, расположенный в Риме, работы великого Микеланджело Буонарроти и других зодчих эпохи Возрождения. Собор обязательно должна была украшать колоннада, примерно такая же, как пристроенная к собору Святого Петра архитектором Джованни Бернини. Важно было вписать новое монументальное строение в уже оформленное архитектурное пространство.
В соответствии с православными канонами алтарь храма должен быть обращён на восток, а основной фасад - на запад, то есть на Мещанскую (сегодня Казанскую) улицу.
С самого начала конкурса в нем приняли участие великие архитекторы - П. Гонзага, А. Н. Воронихин, Ч. Камерон. В 1800 году для участия в конкурсе в столицу прибыл Ж. Ф. Томон.
Вначале Павел I одобрил проект Ч. Камерона. Однако, благодаря поддержке графа А. С. Строганова, который был ответственным за строительство, в ноябре 1800 года был принят проект А. Н. Воронихина. Это решение широко и довольно долго обсуждалось в обществе. Особенно жаркие дискуссии вызывало происхождение Воронихина, который был бывшим крепостным Строгановых. Вольную он получил в 1786 году.
Святыни храма
Казанский кафедральный собор имеет главную святыню - чудотворную В начале XVII века, во времена борьбы со шведскими и польскими интервентами, икона всегда сопровождала Ополчение князя Дмитрия Пожарского. Затем она хранилась в московском Теремном Казанском соборе.
Петр I в 1710 году повелел привезти в Петербург старинное повторение чудотворного образа.
Когда Воронихин строил Собор Казанской иконы, исполняя волю императора Павла I, он от предложенного прототипа использовал лишь мотив колоннады полукруглой формы, расположенной перед зданием храма. А в остальном русский архитектор создал самостоятельное строение, которое гармонично влилось в застройку Невского проспекта.
95 огромных колонн очерчивают небольшую площадь. Справа и слева колоннада завершается массивными порталами. Это сооружение имеет и особое назначение - оно прикрывает главное тело храма.
Полностью проект здания осуществлен не был. Когда уже заканчивали возводить Казанский собор, предложил построить дополнительную колоннаду, которая должна была находиться с южной стороны здания. Она должна была повторить северный аналог. Однако его предложение было отвергнуто.
Описание храма
Со стороны Казанской улицы было решено сделать центральный вход в Казанский собор. Санкт-Петербург получил совершенно уникальное строение, которым по праву гордятся петербуржцы, и с интересом осматривают многочисленные гости города.
В плане собор напоминает форму над его серединой высится огромный купол. Наружные колонны, антаблемент, капители, облицовка и барельефы изготовлены из пудостского камня. Это довольно мягкий известняк, имеющий желтоватый оттенок. Его добывали неподалеку от Петербурга.
Статуи и скульптурные группы украшают весь город Казанский собор в этом смысле тоже не исключение. Здесь скульптуре придается особое значение во внешнем оформлении. На аттиках порталов (над боковыми проездами), расположены барельефы. С западной стороны - работы И.П. Прокофьева, с восточной - произведение И. П. Мартоса. Над алтарем находится известный барельеф Д. Рашетта.
Северный вход украшают монументальные двери, которые являются точной копией «Райских врат» Баптистерия. Они выполнены из бронзы скульптором из Италии Лоренцо Гиберти.
По обе стороны от дверей, в специальных нишах находятся бронзовые фигуры Андрея Первозванного и Владимира Равноапостольного и Александра Невского.
Барельефы «Поклонение волхвов», «Благовещение», «Поклонение пастырей», «Бегство в Египет» находятся в северном портике.
Внутреннее убранство
Казанский отличается богатым и торжественным интерьером. В нем чувствуется русский размах и мощь. Первый уникальный иконостас создавался по рисунку А. Воронихина.
Несколько позднее (1836 г.) был сделан роскошный подарок городу. Санкт-Петербург, Казанский кафедральный собор получил новый, вычеканенный из серебра иконостас, изготовленный по проекту архитектора К.А. Тона. Он был отбит донскими казаками в 1812 году у французов.
Большую часть икон писали лучшие художники начала XIX века - О. А. Кипренский, В. Л. Боровиковский, Ф. А. Бруни, В.К. Шебуев, Г. И. Угрюмов, К. П. Брюллови многие другие.
Значение храма
В 1811 году был освящен Казанский собор. Санкт- Петербург бережно хранит память о доблестных русских воинах, которые прямо из храма, отслужив молебен, отправлялись на Отечественную войну.
Из этого собора уходил командовать русскими войсками М. И. Кутузов, здесь же его тело с почестями было погребено в 1813 году, в склепе под сводами Казанского собора. Спустя двадцать четыре года на площади перед собором был установлен памятник великому полководцу.
В Казанском соборе хранятся многочисленные трофеи Отечественной войны: знамена, поверженных войск, ключи от захваченных городов и крепостей.
Нынешнему поколению трудно себе представить, что в 1929 году был закрыт Казанский собор. Санкт Петербург (в то время Ленинград) начал активную борьбу с «религиозным дурманом». Через три года в этом историческом месте разместился Музей истории атеизма. Бесценные иконы собора были частично переданы Русскому музею.
Самая главная и наиболее почитаемая святыня храма - икона Божьей Матери - была перенесена в собор, который был расположен на Петроградской стороне. Интерьер фактически оказался разграбленным, он значительно пострадал в ходе различных реконструкций.
Собор в наши дни
В конце прошлого века Казанский собор в Питере вернули Епархии, а вместе с этим храму вернулся утраченный статус. В начале XXI века храм и все прихожане встречали чудодейственную икону Божьей Матери, которую вернули на законное место.
Когда, путешествуя, вы окажетесь в Санкт-Петербурге, я уверена, что вам непременно захочется пройти вдоль его «главной артерии» – Невского проспекта. Во время этой прогулки вы, безусловно, обратите внимание на величественный собор, располагающийся у канала Грибоедова.
Когда-то в студенческой юности это место было одним из моих любимых в Петербурге (Ленинграде). Здесь мы обычно назначали встречи с друзьями. Поскольку даже в непогоду очень удобно было поджидать друг друга под соборными сводами, надежно укрывающими от проливного питерского дождя. В дни, когда солнышко прогоняло зимнюю хандру, нам нравилось сидеть на скамейках сквера, расположенного подле этого храма, подставляя свои бледные лица первым ласковым лучам.
На тех же лавочках была читана-перечитана масса конспектов во время подготовок к зачетам и экзаменам во время сессий в институте. То есть это место у меня стойко ассоциируется с радостными воспоминаниями.
Итак, мой рассказ пойдёт об удивительном Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга.
История Казанского собора
Предшественница – церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Я думаю, вам интересно будет узнать, что с 1737 года на месте теперешнего месторасположения Казанского собора была первоначально построена каменная барочная церковь Рождества Пресвятой Богородицы (архитектор Михаил Земцов). Перед её освящением сюда был принесён список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери. Для меня неожиданностью было то, что его пешком сопровождала сама императрица Анна Иоанновна.
Церковь имела придворное назначение. В 1773 году там происходит венчание цесаревича Павла Петровича. Здесь же отмечались и армейские победы. К концу XVIII века храм серьёзно обветшал, и Павел I объявляет конкурс на проект строительства на смену ей нового петербургского храма.
Создание Казанского собора
Императорским решением был одобрен замысел начинающего свой мастерский путь зодчего А. Н. Воронихина, бывшего некогда крепостным графа Александра Сергеевича Строганова – президента Академии художеств.
Я читала, что сам граф назначается председателем попечительского совета, организованного при строительстве собора, продлившемся десятилетие (1801–1811 гг.). За грандиозный труд Андрей Никифорович Воронихин был удостоен ордена Святого Владимира IV степени.
Освятил собор митрополит Амвросий 27 сентября в 1811 году. На строительство этого великолепного храма из государственной казны было перечислено около 5 млн. рублей.
Собор становится памятником триумфа России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году в его левом приделе располагается гробница блестящего русского фельдмаршала М. И. Кутузова, тело которого было привезено в Петербург в июне из прусского города Бунцлау. У места погребения возвели бронзовую ограду (автор А. Н. Воронихин) и установили пять штандартов и одно знамя, которые сохранились до наших с вами дней.
Над самой могилой помещалась икона Смоленской Божией Матери. В храмовом пространстве собора также было развешано 107 «пленных» знамён и штандартов армии Франции (большинство из них сегодня хранится в Москве), а также 97 связок ключей от покоренных крепостей и городов Франции. Я думаю, что вы также обратите внимание на два грандиозных монумента Кутузову и Барклаю-де-Толли напротив Казанского собора.
Их воздвигли в 1837 году в память о событиях Отечественной войны с Наполеоном.
Собор в XIX – начале XX века
Меня и сегодня потрясают великолепные фасады Казанского собора, хотя часть их в настоящее время утрачена. Выполненные из пудожского камня, они щедро были украшены скульптурными композициями и барельефами. Над этим благолепием трудились известнейшие мастера того времени: И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, В. Г. Годеев, В. И. Демуг-Малиновский.
Бронзовые северные врата были сделаны наподобие «райских дверей» баптистерия Флоренции (XV век).
Мне очень жаль, что далеко не вся эта красота уцелела до наших дней. Правда, 56 исполинских колонн из розового гранита Финляндии, по-моему, и сегодня внушают ощущение непоколебимости, величия и надёжности. Лепнина храма принадлежала трудам Ф. Торичелли и Б. Медичи. Иконостасы выполнили А. Леблон и Ф. Кретьен. Образа, большая часть которых сегодня находится в Русском музее Северной столицы, написаны О. А. Кипренским, Ф. П. Брюлло и другими видными мастерами.
Храм наполняло светом прекрасное паникадило в 180 свечей (работа Ж. Герена). Ко дню освещения Казанского собора одноименный чудотворный Образ Богородицы был облачен в великолепную золотую ризу, украшенную драгоценными каменьями и жемчугами. Из 40 пудов трофейного французского серебра архитектор К. А. Тон выполнил облицовку главного иконостаса. Позднее, в 1884 в соборе появляется 11 пудовая серебряная гробница для плащаницы, а в 1890 – чеканные хоругви.
В начале XX века в 1903 году у горожан возникла необычная идея – создать подле Казанского собора такую же могучую звонницу, но Академия художеств разумно отвергла данное намерение. К 100-летнему юбилею собора был совершен ряд реставрационных работ под руководством лучших зодчих и художников, в числе которых был мой любимый епархиальный архитектор А. П. Аплаксин.
Именно ему принадлежат слова: «Казанским собором Россия сравнялась с Европой, ... высоко поднявшись на уровень изображения прекрасного».
Великолепное внутренне убранство, чтимые святыни, церковная утварь, сама по себе представлявшая произведения искусства, словом, всё это создавало неизгладимое ощущение прекрасного у прихожан. А расположенные здесь памятные доски, барельефы Павла I и Александра I, а также гробница М. И. Кутузова напоминали об имперской славе России.
Именно отсюда ежегодно 12 сентября по Невскому проспекту шёл торжественный крестный ход к Александро-Невской лавре (о ней можно подробней почитать в моей статье ), в котором непременно участвовали императорские особы и кавалеры ордена Св. благоверного князя Александра Невского. Кстати, мне было небезынтересно узнать, что ранее этот день был в Санкт-Петербурге официальным выходным. Также совершались в Казанском храме и иные торжественные крестные ходы.
Престольный праздник – день Казанской Божией Матери, отмечаемый 21 июля и 4 ноября, собирал в соборе массу горожан. В силу чего молебен перед чудотворной иконой проводили прямо на улице напротив собора.
В день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей словенских, 24 мая в Казанский храм стекалось множество учащихся. На праздник святого Саввы Сербского, приходящийся на 27 января, сюда приходили столичные сербы. Особый благодарственный молебен звучал здесь 7 января (по новому стилю) – в День победы над Наполеоном.
В этом же храме 8 ноября 1893 года было совершено отпевание моего любимого великого русского композитора Ильича Чайковского.
То есть Казанский собор от начала своего существования до революционного переворота 1917 года выполнял не только свою прямую духовную миссию – служение литургии – но также отражал все культурно-исторические события России, являясь выдающимся памятником её воинской славы.
Я сама с интересом узнала, что незадолго до революционных событий 1917 года именно в Казанском соборе единственный раз за историю Петербургской епархии путём свободного голосования священства и мирян прошли выборы правящего архиерея. Им стал будущий священномученник Вениамин (Казанский).
В январе 1921 года ещё до закрытия собора именно он освятил придел священномученника Ермогена, патриарха Московского.
После процесса по реквизиции церковных ценностей в 1922 году, в процессе коего был безвинно расстрелян Митрополит Вениамин (Казанский), интерьер собора также сильно пострадал. Из него было изъято одного серебра весом около 2 тонн, в результате чего в горниле переплавки погиб уникальный серебряный иконостас. Меня удивило, что вопреки увеличивающимся репрессиям здесь до 1925 года всё же существовала богадельня для престарелых женщин, да и приход оставался многочисленным. Не прекращались миссионерская и благотворительная деятельность.
С 1928 года храм отдан в руки «обновленцев», а с начала 1932 года – закрыт.
В подвалах храма ГПУ устроило склады. На мой взгляд, настоящим кощунством было то, что в соборе, так много значившем для России, новые власти решают создать ни что-нибудь, а именно Музей истории религии и атеизма.
Мне довелось побывать там ещё в детстве. Осталось ощущение пустоты, тяжести и сердечного недоумения. Но всё это теперь в прошлом.
Восстановление духовной жизни в Казанском соборе
В начале 90-ых годов XX века собор стал постепенно возвращаться к своему истинному предназначению. И мне радостно, что я вместе с моими друзьями была очевидцем этого возрождения. Осенью в 1990 году в хранилищах Музея атеизма и религии, расположенного в Казанском соборе, были обретены утраченные в годы репрессий против церкви мощи преподобного Серафима Саровского. Торжественное богослужение по случаю их нахождения возглавил Патриарх Алексий II. Из Ленинграда 6 февраля 1991 года святые мощи были отправлены на поезде «Красная стрела» в Москву. В то время власти всё ещё пытались не допустить широкой огласки произошедшего, но, тем не менее, на проводы преподобного Серафима собралось огромное множество людей.
Это народное море даже затрудняло отправление поезда с Московского вокзала. Когда состав тронулся, то все присутствующие с почтением сделали земной поклон. Вскоре, в 1991 году начинаются службы в левом приделе. Освещение центрального придела после долгих лет забвения произошло в 1992 году.
В конце апреля 1994 года на соборный купол был вновь торжественно поднят крест.
Главная святыня
Что касается самой центральной святыни Санкт-Петербургского Казанского кафедрального собора, то до сегодняшнего дня продолжаются исследования, касающиеся истории её появления на берегах Невы. Я читала разные версии насчёт того, какой именно из списков подлинника (или даже сам подлинник) оказался в Санкт-Петербурге. По одной из них это была икона, с которой в 1611 году казанское ополчение отправляется в Москву выступить против осадивших её шляхов и литовцев, и которую потом оно передаёт нижегородцам под предводительством Минина и Пожарского.
С тем Образом 22 октября 1612 года и был взят вначале Китай-город, а затем Московский Кремль, а икону князь Дмитрий Пожарский помещает в 1636 году в построенный им у Красной площади Казанский храм.
Это святыню впоследствии стал особо почитать царь Михаил Фёдорович Романов. Именно он повелел на всероссийском уровне праздновать её дни: 21 июля (дата удивительного появления Образа Богоматери в Казани) и 4 ноября (день освобождения Москвы от иноземцев). После рождения сына, царевича Дмитрия, сын Михаила Фёдоровича Алексей Михайлович начинает считать икону хранительницей рода Романовых.
Это было перенято и всеми последующими правителями этой династии. Разумеется с иконы стали также писаться списки. По другой версии в Казанском соборе Санкт-Петербурга представлен список, сделанный с Казанской иконы после её чудесного обретения и переданный царю Ивану Грозному. То есть до сих пор нет единого мнения, какая именно икона находится сегодня в храме. Но то, что с XVIII века она уже являла чудеса, доказывают многочисленные письменные и устные свидетельства. А я считаю, что при поклонении любой святыне истинно утверждение «По вере вашей да будет вам».
Социальная деятельность при Казанском соборе в наши дни
Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурге ведёт, на мой взгляд, весьма значительную социальную работу:
- По благословению протоиерея Павла Красноцветова, являющегося в настоящий момент настоятеля храма, здесь открыт паломнический центр. Главная цель – возрождение и поддержка христианской традиции посещения святых мест для «богомолья». Здесь предлагаются как экскурсии одного дня, так и продолжительные поездки, в том числе, к святым местам зарубежья. Если вас заинтересовала данная информация, то сообщаю телефон службы: 930-47-12. Время работы: ежедневно 12:00–17:00
- При соборе существует богатая библиотека, в которой помимо литературы есть аудио и видео записи.
Как добраться до Казанского собора
Подскажу, как добраться до Казанского кафедрального собора. Вам нужно доехать на метро до станции «Гостиный двор» и выйти на сторону «Канал Грибоедова». Собор будет напротив (нужно только перейти Невский проспект). Перед храмом располагается Казанский сквер.
Время для посещения Казанского собора
Хочу вас обрадовать, что вход в собор свободный. Только не забывайте, пожалуйста, что это православный храм, где необходимо соблюдать не сложный дресс-код. Хотя масса «импортных" туристов заходит сюда, в чём придётся. Но я предполагаю, что воспитанный человек (подобный нам с вами) будет уважать правила духовных мест, которые он посещает, будь то православная церковь, мечеть или буддийский храм.
Собор открыт каждый день: в будние с 7:00 утра, в воскресенье и праздники с 6:30
Доступ посетителей в храм прекращается после завершения вечерней службы, около 21:00. В продолжении рабочего времени здесь происходят Таинства крещения и венчания, принимаются заказы на разные духовные требы.
В помещении храма постоянно присутствует дежурный клирик (священник), с которым можно обсудить волнующие или заботящие вас жизненные проблемы даже в том случае, когда вы не являетесь прихожанином собора (да и жителем Санкт-Петербурга).
Под колоннадой героического храма
Я очень надеюсь, что мой рассказ о петербургском Казанском кафедральном соборе не оставил вас равнодушными.
Храм живёт и активно действует сегодня. Молитвы, возносимые в нём ежедневно, оберегают наш город, его жителей и гостей. Здесь сохраняется память о героических временах и славных победах русской армии, о замечательных людях России, которые сражались и трудились во благо Отечества и своих ближних.
В соборе продолжаются традиции благотворительности и духовного окормления, поддерживаются культурные начинания города, большое внимание уделяется воспитанию молодёжи. Непременно побывайте здесь, поклонитесь великой русской святыне – Образу Казанской Божией Матери, почтите память фельдмаршала М. И. Кутузова и всех ратников, принёсших победу стране в Отечественной войне 1812 года. В тёплое время посидите на скамеечке в парке у собора и полюбуйтесь на роскошный фонтан и великолепные монументы русским полководцам.
Я уверена, что встреча с этим шедевром церковного зодчества и местом, сохраняющим историческую память, оставит в вашем сердце добрый след.
К
азанский кафедральный собор - один из главных и красивейших храмов С-Петербурга.
Собор Казанской иконы Божией Матери находится на Невском проспекте рядом с метро, в сердце туристических маршрутов и практически все посещающие Петербург туристы обязательно его видят. Давно хотел написать о нем подробный пост...
Павел I очень хотел построить нечто Великое, что затмило бы храмы в Риме. Собор построен в стиле ампир в 1801—1811 годах русским архитектором А. Н. Воронихиным.
Художник Алексеев Ф.Я. Вид Казанского собора в С-Петербурге.
Собор посвящен Казанской Божией Матери. Эта петербургская святыня, принадлежавшая царице Прасковии Федоровне, является списком со знаменитой иконы, чудесным образом явленной в 1579 году в Казани девятилетней девочке Матрене Онучиной и через 33 года вдохновившей русских на борьбу с польскими захватчиками.
Петербургская икона была привезена в столицу Петром I и помещена в скромной церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте с деревянным куполом и колокольней над входом. Церковь была чем-то похожа на храм в Перопавловской крепости. На месте этой церкви и был сооружен Казанский собор.
Раньше перед собором стоял обелиск (вид был похож на ). Временный деревянный обелиск был поставлен к торжеству освящения собора 15 сентября 1811 года. Сделать его из камня не успевали, как и чугунную ограду. Обелиск простоял 15 лет и затем его убрали.
У храма лежала еще и колонна с собора. Она была запасной и изначально планировали использовать ее как обелиск. Но увы, не сложилось. Воронихин поставил на колонне золотой шар сделал из нее памятник к празднованию 50-лети Академии Художеств. Ныне колонна стоит на постаменте в академическом саде на Васильевском острове.
Церковь была открыта 6 (17) сентября 1733 года. Ее изображение слева, (автор мне не известен).
Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.
Павел I венчался в этой церкви и когда она обветшала задумал возвести красивый храм достойный Невского проспекта.
В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.
Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н.
Воронихиным.
Удивительно, но именно этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Сорокалетний талантливый Воронихин к тому времени не успел еще построить сколько-нибудь значительных зданий. Архитектуре и живописи он учился у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, занимался самообразованием, а получив вольную, побывал за рубежом. Он стал «домашним» зодчим Строганова.
Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме.
Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту.
В 1800 году была создана "Комиссия о построении Казанской церкви" во главе с графом А. С. Строгановым. В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира.
На эту просьбу Павел I ответил отказом: "В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся". На мой взгляд верное решение. Колокольня собору не нужна.
Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора. И время показало, что это было правильное решение.
Для облицовки кирпичных стен использовали пудостский камень, добываемый близ Гатчины. Кроме того, здесь широко применены мрамор, известняк, гранит для 56 монолитных колонн в интерьерах. Воронихин впервые применил металлическую стропильную конструкцию купола пролетом 17 метров.
Собор часто появлялся на открытках. Он любимец художников и фотографов.
Высота собора - 71,5 метра. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.
Монументальные двери северного входа (со стороны Невского пр.) являются бронзовой копией знаменитых «Райских врат» Флорентийского Баптистерия, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти.
Пост про оригинал)))
Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834—1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. Большевики вывезли с собора почти 2 тонны серебра. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.
Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.
Внутри не менее красиво. Лучше приходить в светое время суток когда свет падает вниз через окна...
С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.
Скульптуры перед входом в собор.
В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые фигуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного. Не все статуи были установлены из-за нехватки средств. К сожалению, почти не сохранился скульптурный декор интерьеров, замененный позднее росписями.
После Отечественной войны 1812 года собор приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов (вернее некоторые части его тела) и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского.
Петербургская икона Казанской Божией Матери была сразу признана чудотворной, помогающей в трудных испытаниях. Михаил Илларионович Кутузов перед отъездом в армию молился перед этим образом, и когда победа над Наполеоном была одержана, все серебро, отнятое казаками у французов, принес в дар Казанскому собору.
В годы блокады оба памятника оставили на местах и не стали закрывать. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.
Барклай де Толли и Кутузов
В 12-м морозили французов
А ныне благодарный росс
Поставил их без шапок на мороз!
В советское время по их поводу ходил анекдот: Барклай де Толли держит руку возле живота: «Живот болит!» Кутузов указывает жезлом на здание на противоположной стороне: «Вот аптека!». — на противоположной стороне в доме на углу Невского и Большой Конюшенной улицы с давних пор помещается аптека.
6 (19) марта 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля». Здесь впервые выступил Плеханов. После октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли.
Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста.
В Кровавое воскресенье 1905 года толпа мгновенно соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.
Губернатор Петербурга того времени был человеком креативным и считал что все площади Петербурга должны иметь фонтаны. Не только красоты ради, а из политических соображений. Он считал что на площади где есть фонтан невозможны народные митинги. Фонтан будет снимать напряжение толпы. Увы... он не успел создать фонтаны на всех площадях, но перед собором фонтан появился.
Всевидящее око... масоны, сними в то время не шутили... такое же око на долларе...
В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма.
Заступничество Казанской Божией Матери понадобилось нашему городу и в Великую Отечественную войну. Существует легенда, что в январе 1943 года икону Казанской Божией Матери вынесли из Князь-Владимирского собора, где она тогда хранилась, и обнесли вокруг города. 18 января блокада была прорвана.
С 1991 года Казанский собор действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.
На крыше собора в советское время планировали разбить сады. К счастью этого не произошло.
Теперь сам собор, снятый два часа назад.
Вид от собора на Невский и дом Зингера.
Северный фасад. Перед ним грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров.
Иду мимо собора по набережной канала Грибоедова.
Одна из самых знаменитых достопримечательностей Санкт-Петербурга - величественный Казанский кафедральный собор (другое название храма - Собор Казанской иконы Божией Матери ). Он был построен в начале XIX столетия. Храм освящен в честь высоко почитаемого образа, ради хранения которого великолепное здание и было возведено. Святыня находится в храме по сей день: это список одной из самых знаменитых икон - образа Казанской Божией Матери.
Вскоре после завершения строительства началась война между Французской и Российской империями, после окончания которой храм стал восприниматься как памятник славы русского воинства. Здесь можно увидеть воинские трофеи того периода. На территории храма находится могила прославленного полководца Михаила Кутузова.
Три века истории храма
До того, как был построен Казанский собор, список чудотворной иконы хранился в церкви, освященной в честь Рождества Богородицы. Эта церковь была построена в 30-е годы XVIII века, а к концу названого столетия обветшала. Тогда решено было возвести на ее месте новый храм. Императором был объявлен конкурс, знаменитые архитекторы представили свои проекты, но ни один из них не стал победителем. Спустя некоторое время императору был предложен еще один проект, автором которого являлся бывший крепостной Андрей Воронихин . Именно этот проект и получил одобрение императора.
Строительные работы продолжались десять лет (очень короткий срок, если учитывать технологии XIX столетия!). Стоимость этих работ превысила четыре с половиной миллиона рублей. Старая церковь, в которой хранился список чудотворного образа, была разобрана только после того, как строительство нового храма завершилось.
Работы по отделке здания продолжались до конца 20-х годов XIX столетия . Они завершились спустя почти восемнадцать лет после освящения собора. В 40-е годы XIX века в храме в первый раз были проведены ремонтные работы. Спустя почти двадцать лет был произведен второй ремонт. Он включал в себя восстановление стенной живописи, реставрацию икон.
На площади перед собором неоднократно проходили студенческие демонстрации. Там же в середине 70-х годов XIX века состоялась демонстрация одного из революционных обществ.
В начале XX века в храме произошло торжественное событие - празднование трехсотлетия дома Романовых . Но эту страницу истории храма нельзя назвать радостной: во время торжеств в переполненном соборе началась страшная давка, в которой погибли несколько десятков человек.
В послереволюционное время, а точнее, в 20-е годы XX века, из храма было изъято множество ценностей, его интерьеры сильно пострадали. В частности, был уничтожен уникальный иконостас, изготовленный из трофейного серебра. Он был отправлен в переплавку. Всего из собора было изъято приблизительно две тонны серебра (не считая многих других ценностей). В начале 30-х годов XX века храм был закрыт, а спустя короткое время в его здании открылся музей, экспозиции которого были посвящены истории религии и атеизма. В середине XX столетия в здании были проведены реставрационные работы. Сначала были тщательно отреставрированы интерьеры, затем - фасады.
В начале 90-х годов в одном из приделов собора возобновились богослужения . Спустя несколько лет над куполом храма вновь засиял крест. В конце 90-х годов здание было полностью освящено. В начале XXI века оно было окончательно возвращено Русской православной церкви.
Интерьеры храма и его архитектура
Перед тем, как было начато строительство собора, император высказал следующее пожелание: храм должен был походить на римский собор, освященный в честь Святого Петра. Это желание было исполнено: колоннада Казанского собора действительно напоминает колонны знаменитого ватиканского храма.
Колоннада петербургского собора состоит из девяноста шести колонн . Помимо того, что она придала храму сходство с итальянским собором, она еще и позволила архитектору решить одну непростую задачу. Дело в том, что в православных церквях вход традиционно размещается в западной части здания, а алтарь - в восточной; проспект же, на котором возводился собор, протянулся с запада на восток. По этой причине храм фактически стоит боком к проспекту, но это незаметно благодаря колоннам, украшающим северную (то есть, боковую) часть церкви. Кстати, точно такими же колоннами архитектор планировал украсить храм и с южной стороны, но ему по ряду причин не удалось довести свой замысле до конца.
Диаметр купола собора - почти восемнадцать метров . Его образуют два ряда ребер, изготовленных из железа. А под огромным железным куполом находятся еще два, эти купола построены из кирпича. Что интересно, все перечисленные купола были построены еще до того, как появились методы статического расчета таких конструкций. Можно сказать, что удачно спроектировать купола архитектору помогла интуиция.
Стены собора облицованы особым туфом , добытым в районе Гатчины. С двух сторон от гигантской колоннады сохранились пьедесталы. Когда-то на них стояли скульптуры, изображающие ангелов. Они были изготовлены из гипса и, согласно плану строителей, их должны были заменить аналогичные бронзовые изваяния. Но эти планы так и не осуществились. В 20-е годы XIX века гипсовые скульптуры были убраны, но по ряду причин установка новых не была произведена.
Туристов впечатляют фасады собора, но не разочаровывают и его интерьеры. В храме установлено более полусотни колонн . Они изготовлены из розового гранита , их украшают позолоченные капители. Производят на входящих впечатление и барельефы начала XIX столетия. Образа храма написаны знаменитыми живописцами того же периода времени. Говоря об образах, нельзя не упомянуть и о самой главной святыне храма. Ею является, как уже было сказано выше, список знаменитой чудотворной иконы, в честь которой и был освящен собор.
Скульптура и живопись
В соборе находится множество прекрасных произведений искусства; на какие же из них стоит обратить наибольшее внимание? Какие осмотреть в первую очередь? Назовем некоторые из таких произведений:
Как внутри, так и снаружи храм украшен множеством скульптур . Все они заслуживают пристального внимания, так как создавались лучшими скульпторами страны.
Обратите внимание на бронзовые северные двери храма . Они изготовлены литейных дел мастером Василием Екимовым, знаменитым в XIX столетии. Эти двери являются точной копией дверей, отлитых в XV столетии скульптором Лоренцо Гиберти для флорентийского крестильного дома.
Отдельно нужно сказать несколько слов о живописи. Иконостас храма, его пилоны и стены расписывали знаменитые художники начала XIX века. В их числе Карл Брюллов, Федор Бруни, Петр Басин и многие другие.
Обратите также особое внимание на живописную работу «Взятие Богородицы на небо ». Это запрестольный образ, автором его является Карл Брюллов. По мнению специалистов, эта работа - одно из главных украшений собора, хотя и остальные живописные произведения, находящиеся в храме, безусловно, достойны внимательного осмотра.
Памятник воинской славы
Как уже было сказано выше, храм является своего рода памятником русской воинской доблести , победы над Французской империей. Здесь после окончания войны с армией Наполеона были выставлены вражеские знамена, захваченные победителями. Таких знамен было сто семь (в настоящее время большинство из них находится в российской столице). А рядом с ними можно было увидеть девяносто семь ключей. Это ключи от городов, сдавшихся русскому войску. Большая часть этих трофеев также в настоящее время находится в Москве. Шесть связок ключей можно увидеть в санкт-петербургском храме, они размещены над могилой Михаила Кутузова (великий военачальник похоронен на территории собора).
Кстати, существует ошибочное мнение, что сердце знаменитого русского полководца захоронено отдельно от его тела, в одном из польских городов. Но эта версия не соответствует действительности. В первой половине XX века было проведено вскрытие тела полководца. Результаты этого вскрытия полностью развенчали версию об отдельном захоронении сердца.