Эпиграф
«Я спросил тебя: — Зачем идете в горы вы?-
А ты к вершине шла, а ты рвалася в бой.
— Ведь Эльбрус и с самолета видно здорово! -
Рассмеялась ты и взяла с собой.»
Текст песни Владимира Высоцкого.
Королевская тропа в провинции Малага покорилась гиду из Севильи!
Круговерть рабочих будней лишает сна, истощает запасы энергии, понижает жизненный тонус, повышает забывчивость, ухудшает аппетит! И вот как гром среди ясного неба, как пир во время чумы, как залп «Авроры» прозвучала новость: открыта «Дорога Короля».
Разумеется, я не могла пропустить такое событие и в числе «почти первых» купила билет и на прохождение горной тропы и на поезд из Севильи до станции Эль Чорро! renfe.com
Начало пути было прекрасным и беззаботным!
Меня переполняли самые светлые чувства, тем более что вдоль реки то здесь, то там сидели парочки в обнимку. По всему видать — рыбаки!
Заплутав на лесных тропинках, оказались перед блок-постом на два часа позже, чем было указано в билете. Помня о том, что нападение лучший способ защиты, сходу напала на «незнаюкоговформе».
— Где у вас указатели в лесу?
— Почему красных флажков нет?
— Газировку никто не продает!
От жары и жажды можно протянуть ноги заслуженным гидам севильского трудового фронта!
Угомонилась только, когда на меня надели каску цвета мороженного. Стало спокойно, но не надолго!
Посмотрела вниз! Страшное дело! Первый раз в жизни захотелось закурить!
Дрожащими руками достала фотоаппарат! Нужен репортаж!
Прижимаясь спиной к стене, делаю первые пробные снимки. Притихла и уже не оттачиваю свое остроумие на бедных окружающих. От увиденного настоящий шок, который можно сравнить с состоянием моей кошки — Сонечки, когда она первый раз увидела себя в зеркале!
Как мне, простой блондинке из белорусской глубинки, рассказать своим читателям и читательницам, что «председатели трех испанских колхозов»: Алóра, Ардалес, Антекера восстановили уникальный маршрут 100-летней давности, названный Дорогой Короля, для нас, простых туристов.
Бюджет на восстановление дороги составлял 7 миллионов евро.
По сути это был обычный путь шахтеров к месту своей работы. Королевской дорогой он был назван в честь Его Величества Альфонсо XIII, прибывшего на открытие плотины Кондедель-Гвадалорсе.
Ущелье плавно переходит в живописную долину. Дыхание воcстанавливается, силы возвращаются.
Вот там, вдалеке две скалы! Наш путь к ним, родимым!
Вместе весело шагать по просторам! Дорога кажется игрушечной!
Маки пробивают скалистую почву!
Глядя на всю эту окаменелую красоту, хочется сочинять стихи! А почему нет? Агния Барто может, а я нет!
Да! Стоит вырваться из шумного города, с его новым стратегическим мышлением, вечной борьбой на тонком уровне янь и инь, танцами в платьях с красными горохами, спешащим впасть в безбрежный океан Гвадалкивиром, имперскими замашками столичных жителей, всеми его хамонами, хересами, чтоб вот так постоять над пропастью и как закричать на всю мощь голоса, отработанного за много лет работы:
« А-а-а-а-а!» Уважаемые путешественники! Замечательная антистрессовая прогулка!
На отвесной скале видны два уровня дороги. Старый и новый. Долгое время старая шахтерская тропа не обслуживалась. Перила исчезли, пешеходные настилы провалились. Но опасность только подогревала интерес к этому ущелью. Скалолазы считали этот маршрут одним из самых сложных в Европе.
Был введен штраф 6000Е для тех, кто, невзирая на запреты, пытался самостоятельно пройти этот путь.
«Все, все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья»
Все запреты не принесли результата. И после гибели в 2000 году трех молодых людей было принято решение о восстановлении дороги.
Висячий мост между скалами — это песня!
Песня Буревестника!
«Вот он носится, как демон, - гордый, черный демон бури, - и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!»
Смеялась я недолго. За поворотом ждал последний «лакомый» кусочек пути! На отвесной скале дорожка поднималась, опускалась, потом опять поднималась. За бортом было всего +23 градуса по Цельсию, но и они добавляли героизма в мой и без того великолепный день! Жарко! Учитывайте это при планировании маршрута в летние месяцы. Только утром!
Позади несколько километров потрясающей красоты! А впереди заслуженно ждет меня сегодня бокал белого мускатного. Добраться только б живой!
Королевская Дорога (Caminito del Rey) расположена в Национальном парке Ардалес. Река Гвадалорсе, на которой в 1921 году построили плотину, создает три водохранилища.
Lonely Planet в 2016 году рекомендует Дорогу Короля как самый увлекательный пешеходный маршрут! Общая протяженность маршрута 7,7 километров, из них 4,8 км по лесным тропам и и 2,9 км по деревянным дорожкам на отвесных скалах. Маршрут линейный, не круговой. Поэтому возвращение к тому месту, откуда начинался маршрут может быть или пешком, или на автобусе.
Расписание автобуса есть на сайте королевской дороги, а если нужно идти к ж/д станции, то после окончания маршрута нужно пройти еще 2 км пешком.
Всю информацию по подготовке маршрута можно найти на сайте http://www.caminitodelrey.info/en/#1
Заказать билеты:
https://reservas.caminitodelrey.info/
Работает маршрут все дни недели, кроме понедельника.
Приглашаю на экскурсию по Малаге, Севилье и Андалусии!
Материал подготовила Раиса Синицына — русский гид в Испании, гид в Малаге, Севилье, Кордобе.
Экскурсии с русским гидом в Андалусии, индивидуальные экскурсии с русским гидом по Андалусии.
Чтобы связаться с гидом, задать вопрос, получить консультацию —
почта: [email protected]
телефон: +34 690240097 (WhatsApp/Viber)
June 24th, 2013Эль Каминито дель Рей (El Caminito del Rey) — можно сказать, самая опасная пешеходная тропа в мире. Второе название тропы — Маленький королевский проход (The King’s little pathway). Проходит эта тропа вдоль ущелья El Chorro в Испании, недалеко от Alora, деревенька вблизи Малаги.
Через известняковый каньон Эль Чорро (El Chorro) проходит река Гвадалорсе (Guadalhorce). Эта река была перегорожена плотиной в 1921 году, вследствие чего сформировались три водохранилища, которые обросли густыми сосновыми лесами по берегам. Реки, озера, каньоны, и деревья стали торговой маркой Makinodromo, а сама эта местность известна как один из лучших альпинистских районов в Европе. Также здесь очень популярны прогулки на горных велосипедах, и кемпинги.
Сама Эль Каминито дель Рей была заложена в 1901 году (1905 — дата открытия). Это узкий, изогнутый как кишка мучительный путь всего лишь метр шириной! Путь проходит в горах по забитым в камень штырям.
Она была построена, чтобы местные работники имели возможность прохода к плотине для её обслуживания, для доставки необходимых материалов. Тропа проходит между двумя водопадами Чорро и Гайтанехо (Chorro Falls, Gaitanejo Falls). Теперь, столетие спустя, аллея находится в состоянии серьезного упадка. Во многих частях она окончательно рухнула, оставив лишь металлические балки и провода. Почти по всей дороге нет поручней. Между человеком и землей провал в 250-300 метров. Что бы вы ни делали не смотрите вниз при прогулке по этому королевскому пути!
Кстати, само королевское название тропа получила из-за того, что в 1921 году король Альфонсо XIII самолично прошел по ней, проследовав на открытие плотины Конде дель Гвадалорсе (Conde del Guadalhorce).
Зачем Альфонсо по ней ходил и зачем ее строили: дело в том, что ниже по течению реки находится одна плотина, а еще две — на другой стороне ущелья. Так же там есть огромные водохранилища, которые поят всю долину ниже и обеспечивают водой близлежащие деревушки и города. Эта вода идет через ущелье через специально проложенные туннели и трубы (на высоте 200 м над землей — почему так, я пока не поняла, почему нужно было бурить туннели так высоко, вместо того, чтоб пробурить их низко). Так вот, Каминито дель Рей была построена, чтоб рабочие могли получить доступ к строительству!
Они вбивали колья в стены с помощью молотков, к этим кольям привязывались веревки из пеньки, на веревки вешался досчатый настил, и рабочие ходили по нему, строя эту тропу. В данный момент тропа представляет собой жалкое зрелище: полуразрушенный бетон с дырами, пробитыми падающими сверху камнями; в некоторых местах тропы нет совсем, а остались лишь «рельсы». Перила с внешней стороны давно канули в Лету. С 2000 года «официальный» доступ был убран по указанию местных властей — на тропу было очень легко залезть и очень легко оттуда упасть. В итоге 20 метров начала тропы просто разрушили, и теперь единственный путь на Каминито Дель Рей — это вскарабкаться вверх по стене. А единственный спуск с тропы — это на веревке вниз.
Самый известный вид Эль Чорро, я так думаю. Не знаю как вам,а мне это напоминает Морию из Властелина Колец, ну или Пути Мертвых, куда Арагорн пошел за своей армией. Зловеще! Скалы очень могут давить своим величием.
А вот и продолжение железной дороги. По путям и туннелям ходить нелегально, если поймают — это огромный штраф, плюс, по рассказам очевидцев, если поезд застанет тебя в туннеле, нужно ну очень сильно вжаться в стену, чтоб он не задел, там совсем нет пространства. Это безумно опасно, но мы видели многих (человек 15 разных в разное время), кто ходил сквозь туннели. Почему они ходят: чтоб попасть на другую сторону каньона, пройдя сквозь скалу.
На другой стороне, перейдя реку, можно спокойно залезть на Камино дель Рей и идти по направлению к началу. На фото видно, где теперь обрывается дорожка, оттуда вертикально вниз — 27 метров. В 2000 году произошел индцидент: трое молодых людей погибли в Эль Чорро, они перелезли на Каминито прямо с ж/д путей (откуда она и начиналась). Если интересно как и почему, напишу отдельно, не в этом суть. Но теперь каждый прохожий туда не залезет, и риск умереть из-за собственной глупости значительно снизился.
В 2000 году после гибели трех альпинистов Королевская тропа была закрыта. И в настоящее время тропа тоже официально закрыта — слишком разрушенное сооружение. Тут постоянно гибнут отчаянные туристы. Однако, не смотря на закрытость, Эль Каминито пользуется большой популярностью. В настоящее время правительство Андалузии планирует восстановить тропу и открыть её как официальный туристический маршрут, на что планируется потратить около 7 млн. евро.
Единственный способ влезть на тропу, не проходя по туннелям, нарисован ниже: нужно пройти траверсом по стене, потом подняться вертикально вверх, и потом уже остается только вскарабкаться на более-менее горизонтальную поверхность.
С 1920 года — момента окончания строительства — тропа не использовалась по назначению и неспеша разрушалась. на данный момент, в этот самый час большая часть бетонных плит и рельсов расшатана или разобрана. Смельчаки, отважившиеся на прогулку по узким переходам, в награду за решимость приобретают вполне противостояще непониманию и признаниюсть полюбоваться живописными видами каньона и реки Guadalhorce.
Если, конечно, сумеют отвести глаза от карабина и полуразрушенных ступеней. Тем, кто желает прогуляться по опасной тропе, следует поторопиться: реставрационные работы по ее восстановлению берут свое неимоверное начало в 2011 году. Проект, рассчитанный на три года, включает в себя организацию безопасного туристического маршрута по Королевской тропе, а еще и, кстати, постройку аттракционов с красочными световыми шоу и пунктами обслуживания любителей путешаствовать.
Тем не менее, в 2006 году правительство Андалузии разработало проект ремонта этой дороги, для ее последующего открытия как официального туристического маршрута. Для этого уже выделены 8,3 миллионов евро и новая дорога будет создана уже со всеми необходимыми средствами защиты для пешеходов: перилами, заборами, и, разумеется, освещением.
Размеры Малой королевской тропы следующие:
- ширина — не более метра, местами и меньше;
- длина — около трех километров;
- высота — от 100 до 300 метров.
Вот что пишут любители лазить по горам:
Немыслимый по своим размерам и масштабам район. Более 600 трас любого уровня и типа. Чтоб осмыслить его нужно, наверное, просидеть в нем не одну неделю. Купили гайд и с трудом свели все схемы проходов в туннелях к другим секторам и зонам, после чего в голове начало штормить.
Первое, что ты видишь, приехав — огромную стену или гору, кому как удобнее. Далее совершив обход стены слева в течение 15-20 минут и немного поднявшись, упираешься в скальную стенку с пролегающим в ней каньоном, и тоннелем. За тоннелями опять необхватный глазу вид на новую горищу и сектора.
На выходах из каждого туннеля смотришь на неподдающуюся описанию противоположную стенку каньона и уютно распложенную на ней Королевскую тропу. Тропа идущая на высоте 100-150 метров по отвесной стене в извивающемся каньоне над рекой, на неохватных скалах, с невероятными формами рельефа, цвета, и завораживающих только от одного вида и огромного желания пройтись по такому творению.
Пробито наверно все, что можно окинуть взглядом, даже там где этого совсем не ждешь. Только потом, рассматривая гайд, понимаешь, зачем в некоторых местах был прибит в никуда идущий трос. По нему можно дойти до базы, спуститься по скале вниз и оттуда ползать уже по скале.
Приблизительно оценив масштабы района мы забили на дальние сектора, т.к. на Эль-Чорро мы заложили всего 3 дня, и начали долбать ближние от ж.д. станции, оставив на отъезд проход по тропе.
Три дня нереально мало для такого массива. На одну тропу нужен целый день, чтоб спокойно по ней пошляться. Фоты и виды с тропы конечно сумасшедшие. К большому разочарованию в фотоаппарате села батарея и проблема была замечена только, когда мы были уже на тропе. Большое разочарование.:(
Наверное, нужно отметить, что для Эль-Чорро лучше купить гайд, адаптированный только для этого массива. Он более понятный, т.к. трассы отмечены на фотографиях. В объединенном гайде по Андалусии все скалы показаны рисованными картинками, на которых не так легко разобраться. Когда у нас на руках оказались оба варианта, местный гайд показался более точным и понятным.
Неруси подходили и просили посмотреть, т.к. в объединенном многих трас просто не значилось или они не могли разобрать рельеф скалы и привязаться к трассе.
Проживание можно легко организовать в местном кемпинге. На любой вкус за любые деньги. Езда от Тормолиноса приблизительно от 50 минут до часа, может утомительно, но купаться в море тоже хорошо
Королевская тропа / El Caminito del Rey (Эль Каминито-дель-Рей) известна как самая опасная дорога в мире: до 2015 на ней произошло несколько трагических случаев, когда любители острых ощущений срывались со скалы. На фото видна старая разрушенная тропа, которая расположена прямо под новой.
Было решено превратить это красивое место с разрушенной старой тропой в круглогодичный туристический аттракцион, который открылся 29 марта 2015 года. После открытия Королевская тропа попала в рейтинг Lonely Planet как лучший новый аттракцион 2015 года. За прошедшее время интерес к ней только растет, поэтому билеты на тропу нужно покупать сильно заранее. Продажа открывается за 3 месяца, и билеты на самое удобное время заканчиваются быстро.
Доехать до Королевской тропы можно из Малаги на поезде, который ходит всего два раза в день: в 10.05 и 16.48, но последний для наших целей не подходит. Так что прибываем на станцию El Chorro в 10.47. Соответственно билеты нужно брать не раньше 12.00, чтобы никуда не торопиться. Обратно электричка уходит в 15.13 и прибывает в Малагу в 15.52. Этого времени более, чем достаточно, чтобы все успеть. Мы успели довольно долго посидеть на станции, попить пива, пока ждали поезда. Стоимость билетов туда-обратно 9,70 евро (пишу актуальную цену на февраль 2018).
По приезде на станцию всех, выходящих в Эль Чорро, уже ждет автобус, который и отвезет вас к северному входу на тропу. Раньше было возможно начинать прогулку и с южной стороны, от Эль Чорро, но сейчас эту возможность закрыли. Автобус поднимается по серпантину вверх, так что, гуляя по тропе, вы будете постепенно возвращаться вниз. Рекомендую сразу покупать билет на тропу с билетом на автобус на сайте caminitodelrey.info . Как показывает практика, первыми заканчиваются билеты на тропу, попадающие в промежуток времени, который дает электричка (с 11.30 до 13.00).
Как купить билеты на Королевскую тропу
Кликаем на кнопочку «Book tickets», попадаем на эту страницу:
Выбираем дату и тип билета «General ticket» (вместе с временем сеанса), внизу нужно будет выбрать билет с трансфером на автобусе за 11,55 евро (без трансфера он нам не нужен). Жмем на оранжевую кнопку и попадаем на следующий шаг:
Здесь заполняем наши личные данные, особенно внимательно — e-mail, на который придут наши долгожданные билеты, и дальше переходим к оплате, все просто. Не забудьте взять с собой распечатку билета!
Прогулка по Королевской тропе
От автобусной остановки вам придется пройти примерно три километра (приблизительно 30-40 минут) до начала тропы. Там же, на автобусной остановке, есть ресторанчик (если будет нужно дожидаться своего сеанса). Дальше уже никакой еды вам не предложат, кроме орешков на входе. К началу тропы мы пришли за 20 минут до нашего сеанса (у нас были билеты на 12.00). Мы нигде не задерживались, сразу от автобуса пошли к тропе.
На первом фото виден белый домик, это и есть начало Королевской тропы. Там всей группе раздадут каски (защитят голову, если вдруг будут срываться камни), проверят обувь (в шлепках на тропу не пустят, на этот случай там продаются кеды), поведут подробный инструктаж и ровно в назначенное время откроют турникет. Путешествие начинается!
Королевская тропа проходит вдоль обрывистых скал ущелья Эль Чорро. Она была построена в течение 1901-1905 года для рабочих, обслуживающих гидроэлектростанцию.
Тропа началась от железнодорожных путей и проходила через Десфиладеро-де-лос-Гайтане. Во время строительства водохранилища в 1914-1921 годы главный инженер проекта Рафаэль Бенджумеа решил реконструировать мост между двумя сторонами ущелья. Теперь две скалы, соединенные так называемым Balconcillo de los Gaitanes, являются самым известным видом в провинции.
Королевская тропа получила свое название в 1921 году в честь посещения открытия водохранилища королем Альфонсо XIII.
Весь путь занимает 2,9 км, вы пройдете по дорожке шириной 1 метр и подниметесь более чем на 100 метров над уровнем реки.
Общая протяженность дополнительного пути, который нужно будет пройти до и после выхода с тропы составляет 4,8 км. На все протяжении пути вас будут окружать скалы высотой более 400 метров.
Сосновые леса Алеппо, дубы, эвкалипты, можжевельник — буйная растительность окружает на протяжении всего пути.
Здесь можно понаблюдать за стервятниками (если повезет), орлами, а также горными козлами, лисами, кроликами, сони.
Ущелье было единственным железнодорожным путем в Малагу — железнодорожные пути проложили по тоннелю в восточной стене ущелья. На поезде, едущем из Малаги в Эль Чорро можно добраться и в Ронду (с небольшой пересадкой), но такой трюк мы проделывать не стали, и к лучшему: на станции не были обнаружены камеры хранения.
Вид на акведуковый мост Эухенио Рибера:
Тоннель длиной 300 метров ведет нас в каньон Гаитанас, на всем протяжении пути — подсветка лампочками, лучше всего подсвечивать дополнительно фонариками телефонов: очень темно!
Тусклость освещения объясняется заботой о летучих мышах: яркий свет их может напугать. Мы, к сожалению, не встретили ни одной. Зато видели очень высоко от нас горных козлов и орлов
Последняя часть прогулки — каньон Desfiladero de los Gaitanes.
А это подвесной мост через ущелье Гаитанас, по которому придется пройти:
После ущелья все головокружительные аттракционы и виды заканчиваются, здесь проходит железная дорога, по которой мы приехали в Эль Чорро.
Это римский акведук, он находится уже за пределами Королевской тропы.
Пейзажи Эль Чорро. В реке, прямо у берега плещется огромная рыба.
А вот уже и цивилизация, мы пришли на станцию.
Спустя почти три года после запуска идет строительство нового центра посетителей, его координаты X: 36.914411 / Y: -4.806910. Помимо информационного центра для туристов том будет располагаться сувенирный магазин и кафе, туалеты и 200 парковочных мест.
В мае 2017 года по всему участку Каминито было предоставлено покрытие 4G.
Королевская тропа. Что получилось из одного из самых опасных маршрутов в мире? September 29th, 2016
Этот пеший маршрут считался одним из самых опасных во всем мире. Будоражащие воображение снимки оттуда я заприметил в интернете, будучи еще студентом. Узкая, метр шириной, вереница бетонных плит при помощи железнодорожных рельсов прикреплена на высоте сотни метров прямо к отвесной скале внутри каньона. Эта тропа создавалась как вспомогательная дорога для рабочих, занятых на постройке гидротехнических сооружений. Перед открытием сооружений по тропинке прошелся сам король Испании, в честь него и была названа дорога «Каминито дель Рей», то есть «тропа короля». За век существования от тропы осталось лишь основание: ограждающие конструкции если и были, то канули в лету, часть бетонных плит осыпалась, арматура пришла в негодность. Образовались провалы, связанные между собой только куском рельсы. От одного вида этих кадров захватывало дух. Каждый день экстремалы преодолевали эту тропу с минимальной страховкой, рискуя жизнями, пока после нескольких несчастных случаев правительство не перекрыло оба выхода на тропу. Но и потом люди находили способы испытать себя в преодолении Каминито дель Рей. Даже хозяин жилья в Сааре, Саша из Германии, неоднократно ходил по тропе.
Имея билеты в Испанию, я случайно увидел, что эта тропа находится совсем рядом с Малагой, и прочитал, что пару лет назад тропу реконструировали, превратив в безопасный туристический маршрут. Прямо над искрошившейся тропой, оставив все старое, как есть, соорудили новый широкий путь и снабдили его ограждением.
Какое-то время после открытия тропа была бесплатной, как и раньше, но в начале этого года сменилась управляющая организация, и за вход стали брать деньги. Несколько недель, пока готовили портал по продаже билетов и решали организационные вопросы, тропа и вовсе не работала. Купить билет в начале работы аттракциона было не так просто: на тропе может одновременно находиться только определенное количество человек, и временные слоты заполнялись уже за несколько недель. Но я каждый день заходил на сайт и отслеживал начало продаж, став одним из первых, кто купил билет. Удалось даже выбрать удобное время. Лучше брать время ближе к началу или концу работы - утром и вечером гулять не так жарко, да и фотографии будут приятнее.
Туристический маршрут имеет небывалую популярность среди местных жителей. Все, с кем бы мы ни говорили, либо уже были на Каминито дель Рей до или после реновации, либо хотят побывать, либо по крайней мере заинтересованы в теме. Стоянка перед выходом на маршрут заставлена машинами и многолюдна. Тропа находится недалеко от городка Эль Чорро. Заканчивается она прямо в нем, а начинается в нескольких километрах севернее, у красивого водохранилища, где можно искупаться до или после прохождения маршрута. В Эль Чорро помимо машины можно добраться от Малаги еще и поездом, что делает посещение тропы отличной поездкой на один день. От города до точки старта раз в полчаса-час ходит специальный автобус-шаттл (расписание на сайте достопримечательности). Мы же подъезжаем прямо ко входу на машине и оставляем ее на стоянке.
Тропа начинается небольшим тоннелем, и потом долго идет через лес вдоль реки. Минут сорок прогулочным шагом - и мы непосредственно у точки входа. Там проверяют билеты и выдают белые каски - теперь здесь все строго. Отсюда начинается скальный участок с тем самыми плитами, положенными на карнизы. Справа и слева высятся отвесные скалы каньона, внизу - бурная река. Новая тропинка органично вписывается в пейзаж. Деревянное покрытие под ногами, аккуратные стропы ограждения - все это смотрится стильно и по-современному.
Первый участок достаточно короткий, и после него тропа, освободившись от оков каньона, снова уходит в тень деревьев. По пути на этом участке поставлены скамейки, можно перевести дух, перекусить. Еще немного прогулки, и тропа снова начинает цепляться за стены каньона, на этот раз настолько впечатляющего и массивного, что первый участок меркнет в сравнении. По другую сторону ущелья видны участки железной дороги, пробуренной тоннелями в складках скалы. Здесь высота пропасти под ногами достигает сотни метров. Шум реки доносится откуда-то снизу, отражаясь от стенок каньона и разливаясь мощным гулом вокруг. Кульминация маршрута - металлический подвесной мост с сетчатым полом. Сквозь него где-то далеко внизу, прямо под ногами, можно увидеть дно ущелья. Мост нещадно раскачивается ветром, который, попадая в каньон, как в подобие трубы, набирает немалую силу. После моста тропинка выходит из каньона и превращается в обычную поселковую улицу, еще минут пятнадцать ведущую до Эль Чорро и остановки автобуса.
Под новым настилом можно увидеть остатки старой тропы. Еще пару лет назад по ней гуляли экстремалы со всего света.
На весь путь от входного тоннеля до автобусной остановки в неспешном темпе, с паузами, чтобы полюбоваться и отдохнуть, надо потратить часа четыре. Но можно и зависнуть подольше, никто никого не выгоняет. Главное идти по течению, а не против него. Раньше можно было ходить и в обратном направлении, но сейчас только в одном, за чем следят несколько инструкторов на протяжении маршрута. Оно и хорошо - дорога все время идет вниз, не давая излишне устать. Особой физической подготовки не требуется, любому здоровому человеку этот маршрут по силам, устать можно так же, как от долгой прогулки, но не более того.
Алора. Как выглядит пригород Малаги?
Под вечер на остановке скапливается народ. Автобусов не хватает. В один мы не влезаем и ждем еще час следующего. Вокруг есть несколько кафешек, где хорошо скоротать время. Мы спешим к нашей машине, которую оставили с другого конца маршрута, чтобы успеть к назначенному времени приехать на ночлег. Это наш последний день в насыщенном путешествии по Андалусии, и останавливаемся мы недалеко от коньона, в городке с красивым названием Алора.
Алора находится в двадцати минутах езды от тропы Каминито дель Рей, и это самый ближайший к ней более менее крупный город. В самом Эль Чорро предложений жилья очень мало, и надежда остановиться там, чтобы не крутить баранку после насыщенной прогулки, растаяла, как только я принялся бронировать ночевки. Я снова обратился к Airbnb и нашел хороший вариант в Алоре. Подкупило еще и то, что Алора расположилась как раз по направлению Малаги, откуда нам завтра утром улетать домой. А одно из моих собственных правил автотуризма за рубежом - не хочешь опаздать на рейс, крайнюю ночь ночуй недалеко от аэропора отправления. На дороге случается всякое. Здесь, конечно, все близко, и при желании от тропы можно было за час доехать до Малаги и заночевать там, но в крупный город совсем не хотелось. Уж больно понравилось мне в андалусской провинции.
Мы в мгновение домчали до Алоры, но еще столько же времени плутали по ее односторонним, мощеным улицам. Нас встретила прекрасная пара лет пятидесяти пяти: он
шотландец, она - англичанка. Эти люди меня покорили с первой минуты. Мы говорили обо всем на свете, показывали друг другу фотографии из путешествий, ели вкусную кашу, рецепт которой, по словам шотландца, у него в крови. Супруги жили долгое время в Лондоне, потом переехали в Шотландию. Но местный климат не сильно хорошо сказался на здоровье. Семья решила купить квартиру и перебраться в теплые края, в Испанию. Квартирой их жилье назвать сложно, скорее это трехэтажный таунхаус, старый дом на исторической улице Алоры, один из тех, что образуют сплошную застройку, пристраиваясь один к другому. Когда супруги купили дом, он был в плачевном состоянии, но за несколько месяцев они своими руками довели его до ума. Помещения внутри оформили в традиционном андалусском стиле, а о ремонте теперь напоминает книга “marrakesh by design”. Шотландец рассказывал, как он во время работ вскрывал кладку многовековой давности и чувствовал себя археологом.
Мне понравилась Алора. Это был один из множества белых городков Андалусии, не лишенный своей истории, но тихий и обычный, свободный от туристов, жилой. Вечером мы прогуливались по его улицам, и меня удивило, как много вокруг молодежи, детей, подростков. Они гуляют и общаются, сидят на ступеньках перед церковью, играют на гитаре, ходят за руку и смеются, не доставая при этом смартфон из кармана. «Здесь все друг друга знают. Вечерами собираются и гуляют. Удивительно, как эта привычка здесь сохранилась? Это так здорово, прямо как раньше», - подтвердила наши наблюдения англичанка. Немногочисленные бары многолюдны. Мы тоже радуемся субботе и присоединяемся к потоку жизни в Алоре, чтобы хотя бы на мимолетный вечер стать ее частью.
На утро мы улетели. Нас провожали в аэропорт, любезно, будто бы родных, снабдив бутербродами и булками в дорогу. В первую ночь в Москве мне снилось, словно я просыпаюсь в Алоре. Немного таких мест, про которые могу сказать «я бы здесь жил». Но Алора - место именно такое. Его белоснежные дома и немноголюдные улицы, непременно заканчивающиеся обширным видом на окружающие город холмы, теперь долго будут олицетворять для меня городской уют. Такие места надо запоминать, чтобы когда-нибудь туда вернуться.
В один из весенних дней мы с Леной решили съездить в загадочное место – в ущелье Эль Чорро на Королевскую тропу. До этого в интернете на youtube мы насмотрелись шокирующих видео, как альпинисты и просто экстремалы ходят по узкой дорожке, прикрепленной к скале на большой высоте. Мало того, она еще и частично разрушена.
Оставляем машину на одной из парковок. Мы оставили . Если не хотите платить деньги, то вокруг есть несколько мест с бесплатной парковкой.
Переходим дорогу и ныряем в темный-темный туннель. Используем фонарики на телефоне.
После туннеля еще небольшая прогулка до проходной. Просто идем за народом. На маршрут пускают строго по расписанию. Мы дожидались своего времени около 15 минут. Сходите в туалет. Дальше возможности не будет.
Рассматриваем разрушенный участок оригинальной дороги.
Прикладываю карту маршрута по Caminito del Rey
Начинается самое интересное – прогулка по королевской дорожке.
Новый маршрут проложен прямо по отвесной скале. При входе выдают каски, чтобы ничего не прилетело в голову.
Пейзажи восхитительные. Вдоль ущелья протекает река.
Мы были в конце марта. Солнце жарило сильно, но воздух в ущелье и ветер были сильные. Весной одевайтесь потеплее.
Параллельно тропинке проходит железная дорога. Она ныряет и выныривает из туннелей. Видел, как группа молодых людей выходила из туннеля. Наверное, это опасный нелегальный маршрут.
Дорога резко выходит в зеленую долину Valle del Hoyo.
Если захватили с собой перекус, то самое время посидеть на лавочке и насладиться видом.
В долине летает много хищных птиц. Другой живности я не видел.
Последняя часть дороги немного разочаровала. Вместо захватывающей тропинки по отвесным скалам, мы шли 10 минут по скучному туннелю. Возможно, та часть еще не была готова, а возможно, её закрыли из-за непогоды.
В конце пути немного поразвлекались. Перешли ущелье по навесному мосту. Ветер сносил с ног. Было страшно.
В конце пути не забудьте сделать несколько эпичных фотографий дороги.
На этом автобусе мы будем возвращаться обратно к парковке. Напомню, что движение по маршруту происходит только в одну сторону с севера на юг.
Если остались силы, то забираемся на смотровую к кресту. Сверху видно водохранилище Embalse Tajo de la Encantada.
В южной части тоже есть парковка. Если оставите тут машину, то садитесь на автобус и отправляйтесь к северному входу. А после маршрута машина будет вас уже ждать.
Расписание автобусов от южной остановки и от железнодорожной станции. Отправления каждые 30 минут. .
Я же приглашаю отобедать в ресторане Restaurante La Garganta.
Я отведал местной козлятины.
Прикладываю меню из ресторана La Garganta:
Едем на автобусе обратно к парковке. До конечной не доезжаем, выходим перед туннелем:
Как доехать до Эль Чорро и Королевской тропы?
В деревушке рядом с ущельем есть станция железной дороги. Она так и называется –
El Chorro. Сюда можно доехать на поезде из Малаги.
Но самый удобный способ – прокатиться на машине. стоит совсем недорого. На несколько человек выйдет дешевле поезда.
Как купить билет на Caminito del Rey через интернет?
Описываю пошагово покупку билета. Для начала зайдите на сайт caminitodelrey.info . Билеты быстро раскупают. Мы покупали за полтора месяца.
Стоимость билетов
Билеты стоят €10, обязательно покупайте заранее!
Билет на автобус стоит € 1.55.
Отели в Эль Чорро
Деревенька очень маленькая. Вокзал, пару домов, кафешка и несколько отелей и хостелов. В этих отелях обычно останавливаются альпинисты. Я нашел в интернете только одно место, где можно забронировать и переночевать – отель называется Complejo Turístico La Garganta:
Королевская тропа (El Caminito del Rey) – мистическое место. Зачем ее построили, как, почему? Сейчас постараюсь рассказать. Это самая опасная пешеходная дорога в мире (была до ремонта). Там периодически гибнут люди. И все равно она притягивает к себе любителей острых ощущений.
По этой фотографии вы можете оценить ее состояние. Это просто железные шпалы, которые вбиты в скалу, а на них лежат железобетонные плиты. Местами их нет. Вдоль дороги натянут трос для альпинистов. Фото сделал 5 лет назад, до реконструкции.
В окрестностях 3 водохранилища. Сама тропа проходит между водопадами Гайтанехо и Чорро в ущелье Эль Чорро на высоте 100-200 М. Длина составляет 3 КМ, а ширина не больше метра!
Зачем построили тропу смерти?
Дорожку эту сделали для рабочих, которые переносили строительные материалы для плотины. В окрестностях теперь есть 3 водохранилища. У меня сложилось такое впечатление, что испанцы запрудили каждую речку в каждом ущелье. Уж очень много у них зелененьких водохранилищ.
Почему она называется королевской тропинкой?
Все очень просто. Когда плотины построили, король Испании Альфонсо XIII приехал посмотреть результаты многолетнего труда. Прошелся по этой дорожке, и ее сразу назвали королевской – El Caminito del Rey.
Прямо по дороге ползла черепаха. Увидев опасность, она спряталась в панцирь. Я решил спасти ее от случайной автокатастрофы. Остановился в неположенном месте. Вышел из машины. Быстрее схватил черепаху, чтобы унести ее с дороги. А тут из-за угла выезжает машина с мигалками.
Но почему, когда я вынужденно нарушаю правила, приезжает полиция!?
В последний раз GPS завез нас в какой-то городок, где идут ремонты, и я уперся в кирпич. Дорога узкая, разворачиваться сложно, а за кирпичом через пару домов виднеется просвет. Улицы пустые, машин нет. Я недолго думая, решил прошмыгнуть! И…
И уперся навстречу в полицейскую машину! В Европе ведь штрафы большие, а может даже лишение прав! Он грозно показал пальцем: «Разворачивайся!» Вышел из машины, поруководил поим разворотом в узкой улице и сказал выезжать. Мы выехали и остановились на ближайшей парковке. Но к нашему счастью полицейский проехал мимо и даже не выписал штраф!
Дак вот, вернемся к черепахе. Эта машина с мигалками оказалась машина рейнджеров парка, или как их там называют. Они остановились. Вышли в стильной коричневой форме с беретами. Спросили меня: «Зачем я взял в руки черепаху?» А я в этот момент только ее схватил. Я сказал, что спасаю ее.
Рейнджеры улыбнулись, напряжение сразу пропало. Жестами показали мне, что ее нужно отнести в кусты. Узнав, что мы из России, они совсем подобрели, начали вести беседы. Обменялись любезностями и разъехались.
Вот так прошел еще один день в волшебной Андалусии. Не бойтесь сходить с протоптанных туристических троп. Доверьтесь случаю и интуиции. Вперед на встречу приключениям!
С вами были Михаил Шварц и Елена. Жду ваших комментариев и историй ниже.
Как я экономлю на отелях?
Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.