Горки – это наклонная поверхность естественного или искусственного происхождения. Размеры гор и горок для катания весьма разнообразны: от горки на детской площадке длиной в 2 метра, до гор рельефной местности с трассами для санок и снегокатов и подъемниками (там же катаются горнолыжники). Выбирать место для катания с горы нужно в зависимости от возраста и степени подготовки. А еще горки бывают ледяными и снежными. Снежная горка помягче, катиться с нее можно аккуратнее. Ледяная горка быстрая и жесткая, так разгоняет катающегося, что только держись!
2 шаг
На чем кататься с горок? Транспортные средства для катания с гор весьма разнообразны. Санки (они же салазки), ледянки всевозможных форм и размеров, тюбинги , надувные ватрушки или бублики, снегокаты и разные подручные средства, которые можно использовать для катания (для этой категории используют картон, линолеум, прочный целофан, фанеру и др.). Самые отчаянные катятся прямо на ногах или на пятой точке.
3 шаг
И еще очень важно подготовиться к катанию с горы. Выбирайте горки, которые не выходят своим скатом на дорогу или улицу, по которой ездят машины. Трассу, по которой вы будете катиться, не должны перекрывать деревья, кусты, столбы уличного освещения или заборы, иначе, столкнувшись с ними, можно вылететь из седла и получить травму.
4 шаг
Посмотрите, чтобы ваше снегокатное средство было исправно, управляемо и удобно, чтобы из него не торчали какие-либо детали, которые могут зацепится по дороге во время спуска. Для справки: ледянки и тюбинги самые неуправляемые средства для катания с горок, а стало быть самые травмоопасные.
Да и приодеться стоит по-спортивному, если вы решили как следует прокатиться: обувь без каблуков, перчатки или варежки, лыжные брюки и шапка (не исключено, что вы улетите с сугроб). Если горки серьезные, то можно обезопасить себя шлемом, наколенниками и налокотниками.
5 шаг
Если вы пришли на профессиональные горки, прежде чем выпустить вас на трассу, вас должны проинструктировать, как пользоваться средством для катания с горы и какая вас ждет трасса.
В любом случае садиться на санки, ледянки или на тюбинг нужно как на стул, откинувшись назад, согнув ноги в коленях, и держаться за руль или ручки. Не стоит кататься лежа, особенно вперед головой или прыгать с разбегу, расквашеный нос никого не украсит. В состоянии алкогольного опьянения тоже тяжело контролировать процесс, в таком состоянии не стоит испытывать случай.
6 шаг
Еще немного о грустном: типичные травмы при катании с горок – ушибы в том числе и головы, переломы голеностопного, локтевого и лучезапястного суставов. Поэтому все таки учтите, все что было сказано выше.
7 шаг
Ну теперь вы знаете о катании с горок все! Между прочим, катание с горок стало прородителем трех олимпийских видов спорта: бобслей, сани и скелетон.
Так как там у нас со снежком на дворе? Если полный порядок, собирайтесь скорее, ведь вас ждет веселое, захватывающее и любимое занятие – катание с горки! Румяные щечки, блеск в глазах и отличное настроение вам обеспечено!
А сколько людей до сих пор хранят как память на балконах и чердаках советские реликты с алюминиевыми полозьями и разноцветными деревянными планочками! Сегодня появилось множество других разновидностей саней.
Попробуем в них разобраться.
«Ватрушки», или тюбинги, - надувные сани нового поколения
Достоинства: эти санки нравятся и взрослым, и детям. Катание на них очень азартное, снег на них не налипает. Они бывают разного диаметра - от 60 до 120 см, так что можно подобрать сани под любой возраст. Весят мало - обычно в пределах 1-2 кг. Универсальны: годятся и для катания зимой с горок, и для плавания в озере летом.
Недостатки: «ватрушки» легко набирают скорость, становясь опасными и неуправляемыми. Многие нередко расшибают на них лбы и получают синяки, врезаясь в деревья или вылетая из «ватрушек» на трамплинах.Деревянные сани с алюминиевыми полозьями (классика)
Достоинства: такие санки очень прочные, легкие и морозоустойчивые. Время идет, а они не устаревают. На них можно усесться вдвоем, устраивать из нескольких таких саней санные поезда. Можно запрячь в них собаку или папу.
Недостатки: веревка, впивающаяся в руку.
Санки на железных трубчатых полозьях
Достоинства: в современных моделях саней вместо привычной веревки стали предусматривать ручку из полой железной трубки. Ее можно вставлять как спереди саней, так и со спинки, чтобы толкать их перед собой.
Другое полезное нововведение - небольшие колесики. Они особенно полезны в условиях города. С их помощью можно легко перевозить сани через свободную от снега дорогу, не скребя полозьями по асфальту. В большинстве таких моделей предусмотрены мягкие сиденья-матрасики. Такие сани особенно удобны для прогулок с малышами.Недостатки: громоздкость саней и их большой вес по сравнению с другими моделями.
Санки-корыта
Достоинства: хороши для прогулок по парку и катания сразу нескольких детей. Они сравнительно устойчивы, маневренны и не травмоопасны из-за низкой посадки, высоких бортиков и внутренних ручек, за которые можно держаться.
Они могут выдержать человека весом от 45 до 80 кг. Иногда их даже снабжают ручными тормозами и рулем.
Недостатки: В санки-корыта быстро набивается снег. У них нет спинки, чтобы ребенок мог опереться.
Пластиковые санки на полозьях
Достоинства: они, как правило, легче классических санок и имеют более эргономичную форму, изящнее по дизайну. Есть модели с тормозами и рулем, управляющим передней лыжей. Некоторые модели пластиковых саней имеют съемные ручки-толкатели: в таких очень удобно катать малышей.
Недостатки: их небольшая морозоустойчивость. При температурах ниже -20 °C пластик становится ломким. Другой минус - пластиковые санки, как правило, громоздкие, для их хранения требуется много места.
Ледянки
Достоинства: ледянки - самые легкие и дешевые из всех вариантов, но подходят только для спуска с горки. По сравнению с санками-ватрушками они менее травмоопасны: во‑первых, потому что ими легко управлять с помощью ручки и вытянутых ног, во‑вторых, потому что у них низкая посадка.
Недостатки: все, кто катался на них с ледяной горки, знают: на выемках и трамплинах очень легко отбить себе копчик. Ледянки опасны для детей младше 4-5 лет.
Санки-тарелки
Достоинства: такие санки подходят для ледяных горок и достаточно безопасны из-за своей устойчивости. Они уезжают намного дальше ледянок и вращаются во время спуска. Бортики окружают «тарелку» со всех сторон и смягчают удары.
Катание на таких санках веселое и азартное. Они легкие и весят чуть больше килограмма.Недостатки: санки-тарелки предназначены только для катания с горок и плохо скользят по рыхлому снегу.
«Финки» (кресло с четырьмя ножками, установленное на полозья)
Достоинства: это один из самых безопасных и практичных видов санок, управляемый стоя, наподобие самоката. Они лучше остальных подходят для прогулок. Их можно использовать во время прогулки как стул для отдыха. На ледяной глади озера «финки» развивают большую скорость.
Если необходимо съехать на рыхлый снег, на стальные «лезвия» надеваются пластиковые полозья в виде беговых лыж. Как правило, «финки» легко разбираются, что важно для хранения и транспортировки.
Недостатки: «финки» служат хорошим средством передвижения, на них можно спускаться с пологих склонов, но они плохо подходят для катания с высоких горок. Малыши могут на них кататься только в качестве пассажиров в паре со взрослым.
Вообще-то, я больше люблю беговые лыжи. На санках и ледянках катаюсь, если иду гулять с сыном. У него, понятно, снегокат, и он обожает на нем прыгать с трамплинов. А я предпочитаю не такую управляемую, но гораздо более мягкую и комфортную надувную «ватрушку» или «бублик».
Кто не любит кататься с горки зимой?! Эта русская забава устойчиво сохраняется в нашем быту и по сей день. Но оказывается это не просто развлечение, ведь дети во время этого веселого процесса приобретают очень ценный опыт. А вот какой, поговорим в этой статье.
Когда дети спускаются с горы, они скользят. И не важно, делают ли они это на ногах или на попе. Во время скольжения человек ощущает контакт тела с почвой, которые отличаются от тех ощущений, когда он ходит, сидит или просто стоит. Соприкосновение с опорой, с землей были очень значимыми и яркими в ранний период жизни ребенка, когда он учился ползать, впервые начал стоять и ходить. По мере взросления, полученные ранее ощущения притупляются и доводятся до автоматизма.
Но контакт тела с почвой под ногами недооценивать нельзя. Ведь нормальный обмен энергией с окружающей средой влияет на самостоятельность человека в жизни. Так например, люди у которых есть серьезные проблемы, связанные с недостаточной контактностью, склонны переносить вес тела на носки, а не наступать всей стопой.
Детки катаются тремя основными способами: на попе, на корточках и на ногах. 3-5летние малыши только начинают кататься без мамы. Начинающие дети сначала переживают самостоятельный спуск с горы. Ему нужно понять, что такое катиться самому, как это можно сделать. На первых порах ребенок может чувствовать себя одиноким, когда родители подталкивают его с горки. Чтобы лучше осознать сам процесс катания, дети могут спускать сначала санки или комки снега. Ведь ему еще нужно осознать и воочию увидеть, как происходит спуск.
Дети постарше, которые уже в совершенстве катаются на попе, предпочитают улучшить скольжение, используя картон, санки-ледянки, ящики, фанеры и т.д. Они уже умеют управлять ситуацией: могут сильно оттолкнуться, чтобы набрать максимальную скорость и катятся на спуске очень далеко. Очень многие детки любят кататься на животе или на спине, таким образом они увеличивают и усиливают телесный контакт с землей. Дети делают все, чтобы максимально оживить все ощущения и переживания во время спуска и после него. Такие действия наполняют его энергией и радостью. И недаром дети не любят, когда их зовут домой и просят закончить кататься.
Ребенок школьного возраста уже умеет кататься на ногах и способен съезжать с длинных высоких и неровных горок. И это еще одно важное умение, которое ребенок осваивает. Так он решает множество двигательных задач и продолжает тренировать и прорабатывать свое тело и свою психику. Умение сохранять устойчивость и равновесие пригодится на протяжении всей жизни ребенка.
Понаблюдайте за детьми на горке. Каждый ребенок выбирает для себя тот способ, который соответствует его возможностям. Он стремится показать все свои достижения, но избегает получить травму. Обычно дети хорошо чувствуют свой предел.
Во время катания на горке очень ярко проявляются способности ребенка придумывать новые задачи, обогащая ситуацию и развивая свою личность в целом. Катаясь, ребенок также проявляет свою степень активности, уверенности в себе и находчивости. Очень хорошо видны его страхи и его притязания, а также уровень самооценки. Если Вы видите, что ребенок не достаточно хорошо и уверенно катается с горки, да и вообще ему это занятие не нравится, то может быть стоит подумать над вопросом, и помочь ему стать более раскованным и уверенным в себе.
Катание с горки дает ребенку большой социальный опыт. Он учится взаимодействовать с абсолютно разными детьми и взрослыми. Тем самым он расширяет способы своего поведения в жизни. Также он знакомится с социальными нормами и правилами. Ведь детей на горках много, а самих спусков всего 1-2. Поэтому возникает очередь, и если не учитываться особенности возраста, ловкости и подвижности детей, которые идут сзади или катятся впереди, то велика вероятность получить травмы.
Пока Ваш ребенок катается с горки, можно не просто мерзнуть, дожидаясь, когда можно будет пойти домой, а понаблюдать за ним и получить возможность лучше узнать свое чадо.
Катайтесь с ледяных и деревянных горок, ведь они дают детям так много для решения многих психологических проблем и физического развития.
Что только не изобрело человечество для спуска с заснеженных склонов. Санки-салазки, снегокаты, ледянки, тюбинги. Вам интересно, как эволюционировала «инженерная» мысль? Что общего у ледянки и ящика? Читайте наш увлекательный экскурс в историю зимних ездовых приспособлений.
Люди ездили в санях до того, как впервые появилось колесо. Древнеславянское «сань» значило «ползущий», при этом скользящее движение повозок ассоциировали со змеёй, откуда и появилось данное название. Конечно, сани были, прежде всего, транспортом на Руси. Ввиду плохого состояния дорог, езда на них была гораздо удобнее, чем на колёсном транспорте. Удобнее и почётнее. Знатные бояре и сами цари с князьями выезжали на санях, отличавшихся пышным убранством.
Сани имели особое значение во время ритуалов – свадеб и похорон. Именно на санях в праздник Масленицы с гор ради забавы катались и дети, и взрослые, и старики.
Конструкция санок за десятки веков практически не изменилась. Все сани устроены по одному принципу – жёстко скреплённые между собой полозья и сиденье. С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. В 1908 году русский инженер Кузин снабдил сани авиационным двигателем. Его первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении XX века их конструкция постоянно совершенствовалась. В 60-е годы другой русский конструктор, Туполев, придумал сани-амфибию. Такие сани могли не только ездить по снегу и льду, но и плавать по воде.
Сани использовались не только в северных странах, но и, например, в древнем Египте. Сохранилось немало тому подтверждений.
Самые дорогие сани продаются в Швейцарии. Эти эксклюзивные сани ручного производства стоят больше 7 тыс. у. е.
А санки для лета не хотите?
И такие придумали. Слайсеры – так называют санки, на которых можно кататься на протяжении круглого года. На их днище есть специальные решётки со льдом. Поездка на таких санях с горы в жару выйдет удачнее, чем зимой, потому что при высокой температуре таяние льда происходит быстро, днище покрывается скользкой водяной плёнкой, что позволяет развить хорошую скорость.
Снегокат
Изобретая приспособления для спуска с гор, человечество не могло остановиться на каком-либо одном варианте.
Перед вами снегокат – гибрид лыж и санок. В 1935 году была сделана первая попытка «пересадить» сани на лыжные полозья. Вот так и появились первые снегокаты. Со временем их снабдили тормозом, рулём, подвеской и даже мотором.
В отличие от классических санок, снегокат лучше управляется. Но этот транспорт в силу своего посадочного места плохо подходит детям.
Ледянки
Снегокаты и сани используются для катания по снежным горкам. А для ледяных поверхностей нужны, по логике вещей, ледянки . Какие только предметы-изобретения не использовались в этом качестве. Историки-этнографы могут составить целое исследование!
В одних деревнях старые плетёные корзины выносили на мороз, обливали водой, чтобы они покрылись тонким слоем льда, а затем, сидя в них, скатывались с гор. В других – замораживали плоские лепёшки навоза и сена. Говорят, такие приспособления были очень и очень скоростными.
В-третьих – использовали ящик или деревяшку для катания. А в советское время ребятня каталась с ледяных гор прямо на своих портфелях. Затем промышленность стала выпускать пластмассовые ледянки самых разнообразных форм. В последние годы появились ледянки-коврики из полипропилена. Толстый вспененный материал хорошо проявляет себя и на ледяных, и на снежных склонах. С развитием и распространением технологий продвигалась и человеческая изобретательность.
Ледянка – это упрощённые санки для катания с горки. Именно это занятие издавна являлось любимым развлечением для детворы. Детская ледянка была придумана специально для катания с ледяных горок и имеет неоспоримые преимущества перед санками и другими подручными средствами. Во-первых, ледянки имеют небольшой вес и размер по сравнению с классическими санками или тюбами. Во-вторых, сейчас в магазинах широкий ассортимент ледянок для детей разных возрастов. А значит, можно найти ледянку по вашим индивидуальным предпочтениям: нужной формы, цвета, размера и материала. Ну и, конечно, цена на ледянки в разы ниже стоимости любых санок.
Различают два вида основных вида ледянок: для катания по обледенелым горкам и для катания по снежным склонам. Это самое важное и принципиальное их отличие. К первому типу относятся самые простые овальные «ледянки-подкладки» с одной ручкой диаметром около 35 см. Они считаются наиболее травмоопасными несмотря на то, что развивают не самую большую скорость. А всё потому, что ноги ребёнка не защищены от соприкосновения с ледяным покровом горки, и малыш может получить различные ушибы. Такая модель идеально подходит для катания на небольших ровных ледяных горках.
Ко второму типу относятся «ледянки-тарелки» и «ледянки-корытца». Такие модели могут быть как с одной, так и с двумя ручками. Также они чаще всего имеют специальные углубления для ног, которые помогают детям удобнее и безопаснее расположиться на ледянке. Они наиболее безопасные и, в то же время, самые скоростные. Однако на обледенелых горках становятся крайне непредсказуемыми в движении, поэтому и советуют их использовать именно для спуска по снежным склонам.
В наши дни ассортимент ледянок настолько широк, что каждый может выбрать то, что хочется именно ему. Единственное общее требование при выборе ледянки – это качественный, морозоустойчивый, прочный, экологически чистый материал.
Тюбинги-ватрушки
Когда прочные водонепроницаемые ткани перестали быть диковинкой, из них решили сшить надувной круг. И вот готов новый транспорт – тюбинг или «ватрушка» , как ласково называют его в народе. Тюб – надувная круглая камера в чехле с усиленным дном и ручками. Чехол для камеры сделан из прочного материала, а участки, испытывающие максимальные нагрузки, дополнительно усилены капроновой лентой. Специальное покрытие минимизирует трение с поверхностью при скольжении, что позволяет развивать большую скорость даже на склонах с маленьким уклоном. Сама мягкая надувная камера смягчает скольжение по неровностям горки.
Первые такие транспортные средства относят к 1820 году. А на сегодняшний день «ватрушки» признаны самым безопасным и удобным транспортом для катания с гор.
Снегоход
Санки, лыжи, ледянки, тюбинги... и среди них красавец-снегоход. Нажал ручку газа, и уже мчишься сквозь снежные просторы. Да только вот родители справедливо задаются вопросом: детская ли это игрушка?
Снегоход – это достаточно требовательное к водителю средство передвижения.
Во-первых, обязателен утеплённый костюм и закрытый шлем. Поездка в минусовую погоду даже на небольшой скорости оборачивается пронизывающим ветром и снегом в глаза. Поэтому без экипировки подходить к снегоходу не рекомендуется.
Во-вторых, покорять препятствия на этом аппарате не так легко, как кажется на первый взгляд. Пока едешь по прямой накатанной колее, всё чудесно. Но стоит дороге пойти вверх или вниз, резко повернуть, а то и вовсе кончиться, как сразу приходится несладко. Поэтому взрослые, хоть раз ездившие на снегоходе, вряд ли воспримут его как детский вид транспорта... И окажутся неправы!
Снегоходы для детей обладают меньшими размерами и меньшей мощностью, в сравнении со своими «собратьями», в работе очень просты. Главная их особенность – безопасность. На большинстве моделей имеется возможность ограничения скорости и автономного отключения двигателя с помощью дистанционного пульта управления. Также на некоторых моделях имеется «шнур безопасности», который позволяет остановить двигатель, если ребёнок случайно выпадет из снегохода.
Детские снегоходы очень устойчивы благодаря широкому расстоянию между лыжами. Управляются при помощи руля, как правило, подогреваемого и регулируемого под рост ребёнка.
Бывают такие снегоходы бензиновыми и электрическими.
В настоящее время наиболее доступны по цене бензиновые снегоходы (цена моделей сильно варьируется, в пределах 15-150 тысяч рублей ), а значит, они и наиболее популярны. Но в будущем, с удешевлением технологий, возможно, они уступят первенство своим экологически чистым электро-«собратьям».
Фото Александра Кулевского
Раньше такой вопрос не стоял. Детишки просто тащили к раскатанной горке на краю деревни или в городском парке всё, что попадалось под руку: старые мешки, автомобильные камеры и так далее. Сегодня же в магазинах такое разнообразие саней, что разбегаются глаза. Модели отличаются функционалом, безопасностью и, конечно, ценой
Ледянка
Это самые простые и дешевые санки. Представляют собой небольшой кусок пластика с ручкой. Иногда можно встретить ледянки из плoтнoй ткaни c вcтaвкaми из cинтeпoнa, пoлипрo-пилeнa или пoрoлoнa - с такими приземление будет еще мягче. Бывают круглые, треугольные, двухместные, с ремнем. Управлять ледянками проще простого - садись и съезжай, держась за ручку. Никакие дополнительные навыки не требуются. Такие санки занимают очень мало места, их удобно брать с собой в дорогу. Они легкие, поэтому даже малыш сможет подниматься с ними на горку, родителям не придется таскать за ребенком инвентарь. Самые дешевые варианты - от
2 рублей. Усовершенствованные модели, оборудованные ремнем безопасности, удобным сиденьем с высокой спинкой и подлокотниками, рассчитанные на крох от 9 месяцев, стоят от 40 рублей.
Тюбинг
Надувные резиновые санки - современная замена популярных в советское время автомобильных шин и камер. Они хороши тем, что развивают довольно высокую скорость. Однако этим и опасны. Хотя в “ватрушках”, так еще называют тюбинг из-за круглой формы, предусмотрены ручки по бокам, за которые можно держаться, из саней легко вылететь. Они сильно подскакивают на кочках, ими практически невозможно управлять и остановиться можно только тогда, когда заканчивается горка. Одинарные тюбинги стоят от 50-60 рублей, двойные - око-ло 120.
Тобогган и скелетон
Несмотря на модное название, тобогган - довольное древнее изобретение. Бесполозные сани из нескольких скрепленных досок с загнутым кверху передним краем использовали канадские индейцы для перевозки грузов вручную или с помощью собак.
В конце XIX века тобогган получил распространение и в США, где стали проводить соревнования по спуску на нем с гор. Тобогган - предшественник более современного скелетона, представляющего собой сани с металлическими полозьями, на которые ложишься животом вниз, а руки держишь вытянутыми вдоль тела. Прокатиться на тобогганах и скелетонах в нашей стране можно на специальных аттракционах.
Кикслед
История этих санок немного напоминает историю тобоггана. Кикследы были изобретены в Скандинавии еще в XIX веке. Первоначально их использовали для транспортировки продуктов через замерзшие реки и озера, но впоследствии практичная вещь превратилась в развлечение - на кикследах стали проводить соревнования. Санки состоят из сиденья, держащегося на паре длинных полозьев. Передвигаться с их помощью могут сразу два человека. Один сидит, второй стоит позади него на полозьях и держится за ручку. Есть варианты без сиденья, состоящие только из двух лыж и высокой ручки: на них можно ехать только одному. Кикследы - довольно дорогое удовольствие. Самые дешевые модели - от 200 рублей.
Снегокат
Это мечта современных детишек. Санки оборудованы рулем и тормозом, поэтому ребенок чувствует себя в них настоящим водителем. Очень практичны “растущие” модели, рассчитанные на разный возраст ребенка. Просто меняете модификацию снегоката по мере роста ребенка, не тратясь на новые покупки. Минимальный возраст ребенка - 2,5 года. Дети по-младше могут не справиться с управлением. В белорусских магазинах предлагают снегокаты от 60 до 250 рублей.
Снежный самокат
Данный атрибут идеален для тех, кто хочет научиться кататься на лыжах или сноуборде, но боится упасть или просто не умеет держать равновесие. Снежные самокаты могут быть как детскими, так и взрослыми, выдерживающими нагрузки от 50 до 100 кг. Существуют модели самокатов с возможностью менять колеса на лыжи. Такие можно использовать как в теплую, так и в холодную пору года. Самый простой снежный самокат для ребенка со складной ручкой и широкой лыжей можно купить за 35 рублей.
Санки
Наиболее традиционный предмет для катания детишек зимой. Сегодня предлагают очень удобные санки со спинками, ручками-толкателями, специальными подстилками и накидками, выдвижными колесами, которые позволяют не беспокоиться о погодных условиях. На выбор санки из дерева, металла, пластика. Деревянные подкупают натуральностью и морозоустойчивостью, однако они недолговечны и сильно пачкаются. Пластиковые выбирают из-за легкости, но в сильный мороз они могут треснуть. Металлические - прочные, легкие, не боятся низких температур, однако при их использовании обязательно необходима подстилка для ребенка. Самые дешевые санки - от 25 рублей, самые дорогие - около 480.
Санки-коляски
Особенно привлекают родителей малышей от 6 месяцев. Санки похожи на обычную коляску, только вместо колес полозья. Очень удобный атрибут для прогулок в снежные дни, когда коляска с колесами буксует в снегу и еле-еле сдвигается с места.
В отличие от обычных санок в коляске на полозьях ребенок сидит достаточно высоко, а значит, не так мерзнет. К тому же коляски-санки обычно комплектуются дополнительными аксессуарами, которые защищают малыша от снега и ветра. Стоят от 75 рублей.