4 ОРГАНИЗАЦИЯ МАРШРУТНОЙ СИСТЕМЫ
4.1 Классификация маршрутов
Маршрут – установленный и оборудованный путь следования подвижного состава, выполняющего регулярные перевозки. Перемещение пассажиров по маршрутам называют маршрутными перевозками.
Классификация маршрутов производится по ряду признаков, существенных для организации перевозок.
По виду сообщения маршруты подразделяют на внутригородские, пригородные, междугородные и международные.
Междугородные маршруты подразделяются на внутриобластные и межобластные. Согласование трассы межобластного маршрута требует соблюдение ряда дополнительных юридических формальностей.
Международные маршруты организуют и эксплуатируют в соответствии с международными конвенциями и договорами.
По виду транспорта различают автобусные, троллейбусные и трамвайные маршруты.
По форме трассы в плане маршруты бывают маятниковые и кольцевые. Трасса маятникового маршрута в плане представляет собой незамкнутую линию. Кольцевые маршруты имеют трассу в виде замкнутой петли.
По территориальному расположению внутригородские маятниковые маршруты подразделяются на радиальные, диаметральные и хордовые.
По роли, выполняемой в транспортной системе, маршруты могут быть основными, подводящими и дублирующими.
По времени действия маршруты делятся на постоянные и временные. Разновидностью временного маршрута является дополнительный маршрут, организуемый диспетчером оперативно. По мере надобности, например, при авариях.
По контингенту перевозчиков наиболее распространены маршруты. обслуживаемые одним перевозчиком. В особую категорию выделяют горные маршруты, трасса которых отличается наличием значительных перепадов высот.
1- граница города;
2- хордовый маршрут;
3- пригородный маршрут;
4- диаметральный маршрут;
5- радиальный маршрут;
6- кольцевой маршрут
Рисунок 2 – Классификация маршрутов
4.2 Паспорт маршрута. Его назначение и содержание
Организация маршрута, его изменение или закрытие оформляются приказом по АТО. Перевозчик, эксплуатирующий маршрут, составляет паспорт маршрута. В паспорте маршрута фиксируют и периодически обновляют следующие сведения:
Номер маршрута;
Даты и основания открытия маршрута, начала движения;
Протяженность и период работы маршрута;
Схему маршрута с обозначением названий всех улиц, по которым маршрут проходит;
Таблицу расстояний между остановочными пунктами с точностью 0,1 км;
При продлении маршрута, учитывают изменение потребности в автобусах, вызванное двумя факторами: увеличением Т об на маршруте и необходимостью дополнительного объема перевозок, либо увеличением вместимости эксплуатируемых автобусов.
Передачу маршрута городскому наземному электротранспорту производят при устойчивых пассажиропотоках, оправдывающих прокладку контактной сети и рельсового пути.
5 ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АВТОБУСНЫХ
ПЕРЕВОЗОК
5.1 Характеристика основных задач организации городских автобусных перевозок
Движение автобусов междугородного сообщения организуют по сквозному участковому методам. Основным является сквозной метод, предусматривающий прохождение автобусом всего маршрута от начального до конечного пункта.
Владельцы автобусов, при осуществлении перевозок в междугороднем сообщении, обязаны застраховать пассажиров.
При организации перевозок должны учитываться требования международных договоров и законодательства различных стран, часто более строгие, по сравнению с внутренними российскими стандартами организации движения. Экипаж автобуса должен знать условия движения на иностранной территории, особенности национальных правил дорожного движения. Необходимо подготовить дополнительную бортовую документацию. Перемещение автобуса, пассажиров, персонала и багажа через государственные границы сопряжено с пограничным и таможенным контролем.
Общие требования к перевозкам пассажиров в международном сообщении со странами СНГ регулируются Конвенцией о международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа.
Таблица 4 – Характеристика основных задач городских автобусных перевозок
Орган или подразделение, на которое возложено решение задачи |
Типовая периодичность и условия, вызывающие необходимость решения задачи |
|||
В административных центрах субъектов Российской Федерации |
В городах, имеющих несколько пассажирских АТО |
В отдельно расположенных АТО |
||
1 Нормирование скоростей движения на маршрутах |
Централизованно общегородским органом управления (ООУ) ГПТ при участии АТО и ЦДС (при ее наличии) |
Отделы эксплуатации АТО при методическом руководстве головной АТО (при наличии таковой) |
Отдел эксплуатации |
При открытии нового маршрута и изменении условий движения, но не реже 2 раз в год |
2 Определение потребности в подвижном составе |
При уточнении норм времени на рейс, расширении типажа автобусов, обновлении данных о пассажиропотоках |
|||
3 Распределение подвижного состава по АТО и маршрутам |
До 4 раз в год при уточнении норм времени рейса, обновлении парка автобусов и данных о пассажиропотоках |
|||
4 Организация специальных режимов движения на маршрутах |
Отделы эксплуатации соответствующих АТО |
1-2 раза в год (уточнение целесообразности введения скоростного и экспрессного сообщения) |
||
5 Составление маршрутных расписаний движения |
Централизованно ООУ ГПТ или самостоятельно каждой АТО |
Для каждого маршрута не реже 2 раз в год для весенне-летнего и осенне-зимнего сезонов на будни, субботу, воскресенье и праздники (каждый раз при изменении плана распределения автобусов по маршрутам, уточнении времени рейса, данных о пассажиропотоках и изменениях в режиме движения) |
||
6 Составление автобусных расписаний движения |
Диспетчерские группы отделов эксплуатирующих АТО |
|||
7. Составление диспетчерских расписаний движения |
ЦДС (при ее наличии), головная АТО (при возложении на нее линейной диспетчеризации), в остальных случаях диспетчерские группы АТО |
Диспетчерская группа отдела эксплуатации |
||
8 Организация резерва подвижного состава |
ООУ ГПТ (ЦДС при ее наличии) |
Головная АТО, отделы эксплуатации всех АТО |
Отдел эксплуатации |
Ежемесячно с корректировкой по потребности при изменении доли невыполненных рейсов, схемы маршрутов |
9 Составление наряда водителей и автобусов |
Начальники и нарядчики колонн (автоотрядов) совместно с диспетчерской группой и производственно-технической службой АТО |
Ежедневно |
5.1.1 Нормирование скоростей движения на маршрутах.
Скорости движения нормируют для обеспечения безопасной и эффективной эксплуатации подвижного состава, рационализации, использования труда водителей и сокращения затрат времени пассажиров на поездки.
5.1.2 Определение потребности в подвижном составе.
Потребность в подвижном составе устанавливают исходя из необходимости назначения на каждый маршрут такого количества автобусов определенной пассажировместимости, которое обеспечивает минимум издержек перевозчика при условии освоения пассажиропотока с соблюдением нормативных требований к качеству транспортного обслуживания.
5.1.3 Распределение подвижного состава по АТО и маршрутам.
Когда имеется несколько перевозчиков, возможны оба способа расчета: автобусы каждого перевозчика распределяют по закрепленным за ним маршрутам; весь автобусный парк города распределяют по маршрутам независимо от их закрепления за перевозчиками. В последнем случае рационализируют закрепление маршрутов. Если маршрут обслуживают на паритетных началах автобусы разных перевозчиков, устанавливают долю автобусов, выпускаемых каждой АТО.
5.1.4 Организация специальных режимов движения на маршрутах.
Недельная продолжительность рабочего времени водителей должна быть не более 40 часов. При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы должна быть не более 8 часов и не более 7 часов при шести рабочих днях.
Водителям предоставляются перерывы в течение смены для отдыха и питания. В праздничные дни допускается работа водителей, если эти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, связанных с необходимостью обслуживания населения.
5.1.5 Составление маршрутных расписаний движения.
Маршрутное расписание движения является основным документом, определяющим организацию и эффективность работы автобусов на маршруте и устанавливающим время начала и окончания каждого рейса, время прохождения контрольных пунктов маршрута, обеденных и внутрисменных перерывов, пересмен водителей.
5.1.6 Составление автобусных расписаний движения.
Расписания движения согласовывают, если интервалы движения на согласуемых маршрутах равны или кратны меньшему из них, а также если разность времени оборотного рейса на совмещаемых маршрутах равна или кратна меньшему из интервалов движения.
5.1.7 Составление диспетчерских расстояний движения.
После составление расписания движения, определяют продолжительность работы автобусов по каждому из выходов и суммарно по маршруту; число рейсов и суточный пробег по каждому выходу и суммарно по маршруту; время работы водителей автобусов; пробег в нулевых рейсах и на заправку. Указанные показатели записывают в итоговых графах бланка расписания движения.
Вопросы:
1. Дать характеристику отправительскому маршруту, отправительскому ступенчатому маршруту
2. Классификация маршрутов
3. Дать характеристику ядру маршрута, кольцевому маршруту с постоянным составом, кольцевому маршруту с переменным составом
4. Основные показатели маршрутизации
Литература:
1. Перепон В.П. «Организация перевозок грузов». Маршрут 2003 г. (стр. 114, 115, 116)
Маршруты с мест погрузки, формируемые на станциях погрузки или на примыкающим к ним подъездных путях, назначением на одну станцию выгрузки или распыления делятся на отправительские и отправительские ступенчатые и технические маршруты.
Отправительский маршрут – это состав поезда установленной массы или длины, сформированный грузоотправителем на железнодорожном подъездном пути организации либо по договору с железной дорогой на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренным действующим планом формирования грузовых поездов.
Отправительский ступенчатый маршрут – формируется на нескольких или на одной станции, но на нескольких подъездных путях разными грузоотправителями в соответствии с планом формирования и ПТЭ назначением на одну станцию выгрузки или распыления.
Отправительские маршруты организуют из одно- и разнородных грузов .
По назначению маршруты подразделяются на:
- прямые (из вагонов назначением на одну станцию выгрузки, в адрес одного или нескольких грузополучателей, грузовые вагоны при этом в составе располагают отдельными группами),
- маршруты в распыление , при перевозке назначением на станции расформирования либо пункты распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей;
Станция погрузки маршрута в перевозочных документах на вагоны, следующие в составе маршрута или ядра маршрута на одну станцию выгрузки, делает отметку штемпелем "Отправительский маршрут № ... прямой", назначением на станции распыления или в пункты распыления - штемпелем "Отправительский маршрут № .......... с распылением на станции...".
Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема маршрутов установленной массы или длины под выгрузку.
При наличии на направлении следования маршрутов станций изменения массы поезда (пункт перелома) в сторону уменьшения отправление маршрутов организуется из ядра и прицепной части, следующей в составе маршрута до пунктов перелома массы.
Ядро - это основная часть отправительского маршрута установленной массы, которая следует без переформирования до железнодорожной станции назначения в случае изменения массы поезда в пути следования.
По условиям обращения отправительские маршруты различают: - кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки в том же составе возвращаются на ту же станцию или отделение под повторную погрузку;
-кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или отделение, при этом сохраняется число, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.
Организация кольцевых маршрутов существенно сокращает затраты на подготовку вагонов под погрузку, при этом сокращается простой вагонов в пунктах погрузки, так как вагоны требуют минимальной подготовки под нее.
Кольцевые маршруты, работающие на коротких расстояниях называют вертушками .
Для анализа и оценки выполнения заданий по маршрутизации перевозок установлены основные показатели:
Количество вагонов, отправленных за отчетный период в маршрутах в целом и по родам грузов в среднем в сутки;
Уровень маршрутизации (процент маршрутизации) по родам грузов - определяется отношением количества вагонов, загруженных и отправленных в маршрутах, к общему количеству загруженных вагонов в процентах.
- средняя дальность следования всех маршрутов и вагонов в их составах и по родам грузов:
Распределение вагонов, отправленных в маршрутах, по поясам дальности и их процент в общем количестве загруженных вагонов (пояса дальности пробега: до 400 км, от 401 до 1000 км, от 1001 до 1500 км и свыше 1500 км);
Количество вагонов, отправленных в прямых маршрутах в целом и по родам грузов и их процент в общем количестве загруженных вагонов;
Средний состав маршрутов (в вагонах) - определяется делением количества маршрутизированных вагонов на число отправленных маршрутов;
Выполнение задания по перевозкам грузов маршрутами - отношение количества вагонов, отправленных в маршрутах и предусмотренных заданием (в процентах).
Учет выполнения заданий по погрузке грузов маршрутами станции ведут в Книге учета погрузки грузов отправителями и ступенчатыми маршрутами (форма ГУ-95). На основании данных этой книги станция погрузки составляет отчет об отправительской маршрутизации грузов (форма ГО-7). На основании отчета формы ГО-7 подсчитывают основные показатели маршрутизации, проводят анализ и оценку выполнения заданий по маршрутизации перевозок.
Распоряжение
ОАО "РЖД" от 21 октября 2015 г. № 2509р
"Об утверждении Инструкции по планированию, организации и
учету перевозок грузов маршрутами"
1. В целях повышения эффективности организации вагонопотоков на железных дорогах ОАО "РЖД" утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2015 года "Инструкцию по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами" (далее - Инструкция).
2. Признать утратившей силу с 1 ноября 2015 года "Инструкцию по планированию, организации и учету перевозок грузов отправительскими и ступенчатыми маршрутами", утвержденную ОАО "РЖД" 15 декабря 2010 г. № 119.
3. Директору ОАО "РЖД" по управлению перевозками - начальнику Центральной дирекции управления движением Иванову П.А., генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А., директору Главного вычислительного центра Лыкову Р.Ю., начальникам: Департамента реализации тарифной политики в области грузовых железнодорожных перевозок Кирилловой А.Г., Департамента управления бизнес-блоком "Железнодорожные перевозки и инфраструктура" Шило А.Н., Департамента информатизации Павловскому А.А., железных дорог принять к руководству и исполнению Инструкцию, утвержденную настоящим распоряжением.
Первый
вице-президент |
А.А. Краснощек |
Инструкция
по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами
Предисловие
"Инструкция по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами" (далее - Инструкция) разработана в соответствии с положениями:
- "Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте", утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. № 10Ц (с учетом правок Приказа Минтранса России от 10 июня 2009 г. № 94 и Приказа Минтранса России от 3 октября 2011 г. № 258);
Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (статья 8, статья 16);
Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ (статья 11, статья 13);
- "Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом" ("Об утверждении правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте" от 18.06.2003 № 44, "Об утверждении правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" от 18.06.2003 № 27, "Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" от 18.06.2003 № 39, "Об утверждении правил перевозок грузов группами вагонов по одной накладной" от 18.06.2003 № 32; "Об утверждении правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом" от 16.06.2003 № 21);
3. Организация маршрутных перевозок
3.1. Общие положения
Центральная дирекция управления движением разрабатывает порядок формирования станционных маршрутов по указанным в уведомлении условиям и телеграфным указанием Директора ОАО "РЖД" по управлению перевозками - начальника Центральной дирекции управления движением доводит его до сведения причастных дорог;
Центральная дирекция управления движением вправе прекратить формирование станционных маршрутов, в случае наступления обстоятельств, когда утрачивается техническая и технологическая возможность формирования поезда по согласованным условиям.
3.3.2. В случае принятия решения о прекращении формирования маршрутов, организованных перевозчиком по договору:
Центральная дирекция управления движением в течение 24 часов письменно уведомляет Центр фирменного транспортного обслуживания со ссылкой на пункт договора, заключенного с заявителем, содержащий соответствующее основание такого прекращения;
Центр фирменного транспортного обслуживания на основании полученной от Центральной дирекции управления движением информации осуществляет действия по расторжению заключенного с заявителем договора в установленном в нем порядке.
3.3.3. Договор с заявителем на формирование станционного маршрута по признакам, не предусмотренным планом формирования грузовых поездов, должен предусматривать возмещение дополнительных расходов ОАО "РЖД", связанных с маневровой работой локомотива, и расходов на услуги по использованию инфраструктуры общего пользования.
4. Организация погрузки и формирования маршрутов
4.1. Грузоотправители, совместно с заявкой на перевозку грузов (ф. ГУ-12), а также отправители наряду с запросом-уведомлением на перевозку порожних собственных (арендованных) вагонов представляют заявку на перевозку отправительскими маршрутами в трех экземплярах по форме, установленной Правилами перевозки грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте (см. Приложение к настоящей Инструкции).
Представление и рассмотрение перевозчиком заявок на маршрутную перевозку осуществляются в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". При этом проверяется соответствие предъявленных к перевозке объемов грузов (порожних собственных (арендованных) вагонов), установленным на данных направлениях нормам веса и/или длины поезда.
Один экземпляр принятой заявки на маршрутную перевозку направляется грузоотправителю (отправителю), второй экземпляр - Начальнику станции отправления, а третий экземпляр остается в территориальном центре фирменного транспортного обслуживания.
4.2. Представленные грузоотправителями (отправителями) заявки на маршрутную перевозку, территориальными центрами фирменного транспортного обслуживания передаются в соответствующие региональные дирекции управления движением. Региональные дирекции управления движением проверяют технико-экономическую эффективность маршрутов, соответствие предъявленных к перевозке объемов грузов (порожних собственных (арендованных) вагонов), установленным графиком движения поездов нормам веса и/или длины маршрутов, исключают из заявок маршруты, не соответствующие установленным нормативам и не обеспечивающие съема переработки вагонопотока, сообщают результаты рассмотрения в территориальные центры фирменного транспортного обслуживания для информирования грузоотправителей (отправителей).
4.3. В целях обеспечения формирования маршрутов с мест погрузки/выгрузки с наибольшей эффективностью, в Центральной дирекции управления движением при составлении месячных Планов маршрутных перевозок, устанавливают размеры отправительской маршрутизации по Региональным дирекциям управления движением и в целом по сети.
4.4. В соответствии с утвержденным Планом маршрутных перевозок на год и на основе принятых месячных заявок на маршрутные перевозки, Региональная дирекция управления движением совместно с территориальным центром фирменного транспортного обслуживания разрабатывают проект плана погрузки грузов маршрутами на месяц и передают его в Центральную дирекцию управления движением для согласования (Приложения 5 и 6 к настоящей Инструкции).
Календарный план погрузки маршрутов разрабатывают на месяц и корректируют по декадам с учетом вновь поступивших заявок грузоотправителей и изменений, внесенных по инициативе грузоотправителей в ранее поданные заявки.
Утвержденный календарный план объявляют станциям погрузки/выгрузки маршрутов и грузоотправителям не позднее, чем за три дня до наступления планового периода.
4.5. Региональные дирекции управления движением обеспечивают своевременную подготовку и первоочередную подачу под погрузку/выгрузку маршрутов вагонов принадлежности, указанной в заявке на маршрутную перевозку, а грузоотправители - их погрузку с преимуществом перед немаршрутной погрузкой. Подача вагонов под погрузку маршрутов на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется с учетом использования вагонов из-под выгрузки на этих путях. Грузоотправитель может заменять вагоны, поданные под погрузку маршрутов, другими вагонами соответствующего рода и принадлежности, находящимися у него под погрузкой или выгрузкой.
4.6. Для осуществления перевозки маршрутными отправками груза сера (комовая или гранулированная) в полувагонах грузоотправитель обязан обеспечить "прикрытие" вагонов, входящих в состав маршрута, от ведущего и подталкивающего локомотива в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам . В качестве "прикрытия" должны использоваться порожние собственные (арендованные) вагоны из-под неопасных грузов.
Вагоны, используемые для "прикрытия", включаются в общий вес брутто отправительского маршрута, провозная плата за перевозку вагонов прикрытия взимается без применения понижающего коэффициента к тарифам Прейскуранта № 10-01 .
4.7. Станционные (маневровые) диспетчеры и дежурные по станциям погрузки (формирования) маршрутов обязаны принять меры к тому, чтобы составы маршрутов были полновесными (полносоставными), сформированными в соответствии с ПТЭ, планом формирования грузовых поездов и требованиями настоящей Инструкции.
При этом технологические маршруты должны быть подготовлены к отправлению на установленные для них специализированные нитки графика движения поездов, остальные маршруты - на нитки графика движения, установленные в откорректированном по 3 - 6-часовым периодам сменном плане поездной работы.
4.8. При организации ступенчатого маршрута с нескольких станций поездной диспетчер в соответствии с заданием сменно-суточного плана обязан объявить станциям погрузки график подвода порожних вагонов и обеспечить своевременную уборку и продвижение по участку погруженных групп вагонов до станции формирования (объединения) ступенчатого маршрута. Если погрузка ступенчатого маршрута осуществляется на разных диспетчерских участках, согласование работы по организации формирования маршрута обеспечивает дорожный диспетчер по району управления.
4.8.1. Дежурные по станциям погрузки по прибытии поезда с группами вагонов для ступенчатого маршрута обеспечивают прицепку своих групп вагонов в соответствии со схемой формирования маршрута и с Планом маршрутных перевозок.
4.8.2. Если отдельные грузоотправители, участвующие в организации ступенчатого маршрута, не могут загрузить предусмотренное календарным планом количество вагонов, то перевозчик может накануне или в день погрузки маршрута согласовать с другими грузоотправителями погрузку недостающего количества вагонов до полного состава маршрута.
4.9. Погрузка маршрута считается необеспеченной по вине перевозчика в случаях:
а) неподачи вагонов полностью или частично под погрузку маршрута, подачи вагонов неисправных или не соответствующих по роду для погрузки данного груза (если вагоны находятся в управлении перевозчика);
б) подачи вагонов под погрузку маршрута с неполным сроком на погрузку в данные отчетные сутки, если грузоотправитель не загрузил и не сдал перевозчику маршрут до конца отчетных суток (если вагоны находятся в управлении перевозчика);
в) невыполнения по вине перевозчика срока доставки собственных и арендованных вагонов, предназначенных для погрузки маршрута (если в заявке на перевозку грузов формы ГУ-12 в строке "Принадлежность" указаны признаки "С" или "А", а в графе "Примечание" указано наименование собственника (оператора) подвижного состава).
Окончание погрузки маршрута следует обеспечивать в сроки, установленные договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, в том числе в случаях подачи вагонов под погрузку маршрута с неполным сроком на погрузку в данные отчетные сутки.
Ответственность сторон за невыполнение запланированной погрузки маршрутов регулируется действующими Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
В случае нарушения перевозчиком установленного порядка формирования отправительских маршрутов или маршрутов, организованных перевозчиком, руководитель подразделения (Начальник станции (ДС) - внеклассной, I класса, грузовой станции I - II класса; Начальник региональной дирекции управления движением - для грузовой станции III - V класса) железной дороги обязан провести разбор каждого случая нарушения организации маршрута с безусловным определением меры ответственности виновных работников. Материалы разбора сохранять в соответствии с установленным порядком делопроизводства.
4.10. Погрузка отправительского маршрута считается необеспеченной по вине грузоотправителя, если:
а) маршрут, назначенный к погрузке на данные сутки и обеспеченный перевозчиком вагонами с полным сроком на погрузку, не погружен и не сдан перевозчику до конца отчетных суток (если в заявке на перевозку грузов формы ГУ-12 указана принадлежность вагонов, не находящихся в управлении перевозчика);
б) грузоотправитель отказался от согласованной погрузки;
в) маршрут или ядро маршрута передается перевозчику меньшим весом или количеством вагонов против установленной нормы или он сформирован грузоотправителем с нарушением плана формирования поездов и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ;
г) передача маршрута перевозчику, ядро которого состоит из отдельно стоящих групп вагонов смешанных с прицепной частью маршрута;
д) маршрут, сформированный грузоотправителем без выделения ядра и прицепной части установленным порядком;
е) вагоны под погрузку маршрута были не поданы или поданы с неполным сроком на погрузку вследствие занятости фронта погрузки или по иным зависящим от грузоотправителя причинам;
ж) оформление погрузки маршрута не было закончено до конца отчетных суток в связи с оформлением таможенных и товаросопроводительных документов.
5. Документальное оформление и информационное сопровождение перевозок грузов маршрутами
5.1. Оформление перевозочных документов на перевозку грузов в вагонах, следующих в составе маршрута, производится в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный № 4819), с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 25 декабря 2007 г. № 196 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2008 г., регистрационный № 10971), и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной, утвержденными Приказом Минтранса России от 26.02.2015 № 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2015 г., регистрационный № 37721), с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 10 июня 2007 г. № 76 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2007 г., регистрационный № 9779).
Перевозка грузов в вагонах, следующих в составе маршрута, может оформляться одним либо несколькими перевозочными документами.
При наличии в составе отправительского маршрута нескольких групп вагонов, перевозка каждой из которых оплачивается отдельным плательщиком, грузоотправитель обязан оформить отдельные накладные на каждую группу вагонов.
5.2. Оформление перевозки грузов отправительскими маршрутами может производиться с использованием электронной транспортной железнодорожной накладной формы ГУ-27у-ВЦ (далее - накладная) в порядке, предусмотренном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
5.3. При формировании отправительского маршрута, состоящего из ядра (основной части отправительского маршрута) и прицепной части маршрута, отдельными накладными оформляются как ядро маршрута, следующее на одну станцию выгрузки, так и каждая группа вагонов, находящихся в составе прицепной части маршрута, либо каждый одиночный вагон прицепной части маршрута.
1. Наименование заявителя.
2. Код по ОКПО.
3. Железнодорожная станция формирования поезда.
4. Место формирования поезда (на путях станции - наименование станции или сортировочной системы, на путях иных инфраструктур - наименование железнодорожной инфраструктуры или железнодорожного пути необщего пользования).
5. Железнодорожная станция назначения поезда.
6. Назначения включаемых вагонопотоков (описание области включения или диапазоны тарифных кодов станций).
7. Вес и длина поезда (унифицированная или предлагаемые значения).
8. Дополнительные признаки включения вагонов (по номенклатурным группам или точным наименованиям грузов, грузополучателям или группам грузополучателей, операторам вагонного парка, железнодорожным путям необщего пользования, отдельным маневровым районам станций назначения, категориям годности порожних вагонов под погрузку).
9. Период действия заявляемого назначения.
10. Расчетная мощность вагонопотока.
11. Признак возможности пополнения вагонами других назначений, для групповых поездов - описание включаемых поездных групп.
Подпись ________________ Дата _________
(наименование номенклатурной группы грузов, род вагона) По железнодорожной станции ________________________________________________ (наименование станции отправления Грузоотправитель (Отправитель) ______________________________________________ Полное наименование организации перевозчика и почтовый адрес _________________ ___________________________________________________________________________
|
- Парусный туризм. В парусном спортивном туризме классифицируются маршруты,
проходимые на разборных парусных судах по водохранилищам, озерам, крупным
рекам, в прибрежной зоне морей и океанов.
- Категория сложности похода определяется в МКК предварительно, исходя из
следующих факторов:
- ветро-волновых условий водоема (силы и направления господствующих ветров и характера волнения в период похода, ширины и глубины водоема в районе маршрута);
- географических и других особенностей района (средних многолетних показателей температуры воды и воздуха в период похода, характера берегов, приливно-отливных и иных течений, наличия пресной воды и др.);
- туристкой освоенности района, интенсивности судоходства, сложности навигационных условий; наличия населенных пунктов.
- При разработке классификационных и оценке заявляемых маршрутов принимаются следующие ориентировочные показатели их сложности:
- Поход считается соответствующим заявленной категории сложности, если группа
не менее трех ходовых дней находилась в условиях наибольшей разрешенной для
данной категории похода силы ветра. При планировании переходов необходимо иметь
в виду, что плавание при максимально допустимых для похода ветро-волновых условиях
не должно совпадать с максимально допустимым удалением от берега (пункты 3 и 4
таблицы 5). Такое совпадением будет соответствовать более высокой категории
сложности похода.
Таблица 5
N
п/пПоказатели Категория сложности походов I II III IV V 1 Протяженность, км 150 200 300 400 500 2 Характерная ширина водоема, км до 5 до 20 до 200 неогра-
ниченанеогра-
ничена1 Наибольшее удаление от берега при пересечении открытых пространств, км 0,5 3 8 15 20 1 Наибольшая разрешенная для плавания скорость ветра, м/с
(сила ветра, баллы)5-6
(3,5)6-7
(4)7-8
(4,5)8-9
(5)12-13
(6) - Протяженность походов должна соответствовать указанной в таблице 5. При движении по рекам протяженность корректируется в соответствии со скоростью течения реки (при скорости более 3 км/час протяженность увеличивается на 20 %).
- С учетом крейсерской скорости парусных туристских судов протяженность
похода корректируется коэффициентом энерговооруженности в зависимости от
площади основной парусности и числа членов экипажа в соответствии с таблицей 6.
Таблица 6
Примечание. Для надувных судов коэффициенты уменьшаются на 0,2, а для судов с жестким корпусом увеличиваются на 0,05.Количество человек Парусность, кв. м. 5 6,4-7 8,5 10 13 свыше 13 (17) 1 1 - - - - - 2 0,9 1 1,05 1,1 1,15 1,25 3 - 0,95 1 1,05 1,1 1,2 4 - - 0,95 1 1 1,15 5 - - - 0,95 1 1,1 - В случае преобладания в походе особо неблагоприятных гидрометеорологических условий (сильные встречные ветры, штили и т.п.) он может быть зачтен группе при прохождении сокращенного маршрута, протяженность которого на 10 % меньше установленной в таблице 5.
- Категория сложности похода определяется в МКК предварительно, исходя из
следующих факторов:
- Спелеотуризм. При категорировании спелеопоходов учитываются категории
трудности пещер и их количество. Требования для каждой категории сложности
приведены в таблице 7.
Таблица 7
Категория сложности похода Количество категорийных пещер (не менее) всего 1 2А 2Б 3А 3Б 4А 4Б 5А I 5 3-4 1-2 - - - - - - II 4-5   2-3 1-2 - - - - - III 1-2       2 или 1 - - - IV 1-2           2 или 1 - V 1               1 Весь набор пещер должен проходиться во время одного похода. В виде исключения допускается зачет "сборных" походов для тех районов, где нет достаточного количества пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга.
Если пещера первой или второй категории трудности имеет большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере.
- Велотуризм. Оценка категории сложности маршрута осуществляется по "Методике категорирования велосипедного маршрута", приведенной в приложении 5.
- Автомототуризм. Оценка категорий сложности маршрута осуществляется по "Методике категорирования автомотопоходов", приведенной в приложении 6.
02.12.2017
Формирование маршрутов, туров, экскурсионных программ, предоставление основных, дополнительных и сопутствующих услуг составляют технологию туристского обслуживания, т.е. это формирование конкретного туристского продукта для удовлетворения потребности в туристской услуге.
Туристский маршрут – географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса похода, путешествия, передвижения.
Краткое описание туристского маршрута или путешествия – кроки (иллюстрации, карты, схемы, текстовые описания объектов). Путевые заметки суть деятельности путешественника – краткие описания туристского маршрута или путешествия, составленные при совершении путешествий (или позднее) для собственного пользования на память или как руководство к действию при повторении данного маршрута, или для других туристов и путешественников, которые будут следовать этим же маршрутом или посещать данные объекты.
Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.
По типам маршруты бывают:
тематические – с преобладаем экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;
походные – маршруты с активными способами передвижения;
физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;
комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.
По сезонности действия маршруты подразделяются на:
круглогодичные (внесезонные);
сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)
По строению трассы маршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:
линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе.
Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;
радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами;
кольцевые (кроссинг-туры) – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну. Последний вариант характерен для туров через страну, так называемых кроссинг-туров.
Могут быть и другие варианты организации туров. Все в целом определяет порядок бронирования перевозки туристов по маршруту тура.
По продолжительности маршруты бывают:
многодневными (14-30 дней);
несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;
несколько часов (экскурсии).
По виду транспорта на маршруте:
собственный транспорт туристской фирмы;
арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;
личный транспорт туристов.
В зависимости от видов передвижения выделяются:
пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50км;
маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;
железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой. Туры достигают продолжительности 14 дней и долее.
Водные туристские маршруты. Самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек. Это могут быть гребные или моторные лодки, плоты, а маршрут проходить через совершенно безлюдные районы и даже быть категорийным. Часть туристов предпочитает речное или морское путешествие на комфортабельном лайнере – речные и морские круизы.
Воздушные перевозки. Наибольшую долю занимают воздушные перевозки на большие расстояния, в том числе и межконтинентальные через океаны. Именно с созданием крупных высокоскоростных и безопасных воздушных лайнеров для пассажирских перевозок резко интенсифицировались туристские потоки между континентами. Для туристских перевозок используются как рейсовые маршруты так и чартерные линии. Высока роль и местной авиации, многие маршруты в пределах стран с большой протяженностью территорий предусматривают перемещение именно на самолетах.
Малая авиация также участвует в туристских перевозках, особенно при доставке туристов на природные и иные труднодоступные для других средств перевозки объекты. Распространены услуги малой авиации для экскурсионных полетов над местностью туристского центра.
Комбинированные перевозки. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта. Основная перевозка на дальнее расстояние, если только таковая не является особым туром, чаще всего осуществляется воздушным транспортом. Туристы стремятся минимизировать время переезда на далекое расстояние к месту отдыха, и самолет является наиболее оперативным средством передвижения. Этап перевозки является вспомогательным элементом тура.
Естественно, возможны любые комбинации из различных вариантов туристских маршрутов.