Стоит сразу же отметить, что территория некоторых крупных международных аэропортов делится на терминалы , а на вашем билете должно быть написано, в какой терминал нужно войти, чтобы пройти все дальнейшие проверочные мероприятия.
Во многих аэропортах мира перед входом в само здание стоит металлоискатель, который проходят как провожающие, так и сами пассажиры.
Ваш багаж и ручную кладь вы должны положить на магнитную ленту для сканирования.
Это будет первый этап вашей проверки (предварительный), хотя не все аэропорты России и мира используют такой контроль багажа, так как считают его неэффективным при борьбе с преступностью и международным терроризмом.
Однако, этот предварительный досмотр проходит достаточно быстро , так как пассажиропоток огромен, а времени немного.
В вашем чемодане не должно быть запрещенных к перевозке предметов. Если вы полностью уверены в безопасности вашего груза, то в таком случае никаких проблем у вас не возникнет.
Отдельно вас могут попросить выложить на стол мобильный телефон, ключи, кошелек или любые мелкие предметы, на которые может среагировать металлоискатель поэтому лучше всего личные вещи переложить в сумку или рюкзак.
Вы подходите за стойку, предъявляете паспорт, билет и с этого момента начинается этап регистрации на рейс.
Сотрудник сразу же взвесит ваш багаж и скажет, нужно ли произвести доплату за перевес. Максимально доступный вес вы можете узнать на официальном сайте вашей авиакомпании.
Вы также можете спросить сотрудника за стойкой, что можно сдать в багаж, а что взять в качестве ручной клади. Вам обязательно должны выдать багажную квитанцию , свидетельствующую о приеме вашего багажа на борт и его дальнейшей идентификации в месте прибытия.
По окончанию регистрации также выдают посадочный талон . Стоит сразу же отметить, что перевозчик несет ответственность в полном объеме за сохранность вашего багажа.
Необходимо приехать за 2-2,5 часа до вылета, чтобы быстро и без всяких проблем пройти все проверочные мероприятия.
Если осуществляете международный рейс , то вашим следующим этапом будет прохождение паспортного контроля (пограничный контроль), где вы в одиночку или с несовершеннолетним ребенком подходите к специальному окну и предъявляете загранпаспорт.
Сотрудник проводит проверку подлинности документа и личности, а также смотрит на наличие визы (если требуется), которая чаще всего напечатана на отдельном листе паспорта.
Затем проходите следующий этап — это предполетный контроль , где сотрудники службы безопасности и полиции проводят тщательный осмотр пассажиров и их багажа.
Порядок проведения процедуры в каждом аэропорту индивидуален и зависит от внутренних правил, установленных дирекцией или администрацией, но на федеральном уровне правила предполетного досмотра регламентированы Приказом Минтранса России №104 «О порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра» .
В последнюю очередь осуществляется таможенный контроль , таможенному досмотру подлежит личный багаж.
Вы проходите либо через так называемый «зеленый коридор» (если нет товаров для декларирования), либо через «красный коридор», где необходимо декларировать определенные товары и валюту (свыше 10 тысяч евро).
В некоторых случаях могут обязать оплатить товары , которые превышают количество беспошлинного ввоза или вывоза. Нередко на данном этапе изымаются и запрещенные к провозу предметы.
Предполетный досмотр
Согласно Приказу, он проводится как самих пассажиров на наличие запрещенных к перевозу грузов и веществ, так и ручной клади, личных вещей.
Сотрудник безопасности проверяет багаж с помощью специальных технических средств и контактного досмотра, с помощью которых можно зафиксировать провоз запрещенных вещей (оружие, боеприпасы, наркотики, взрывчатые, легковоспламеняющиеся вещества и т.д.).
В каждом аэропорту существуют свои средства контроля и обязательные правила.
Ручную кладь (сумки, пакеты и т.д.) нужно положить на магнитную ленту для сканирования. В случае обнаружения запрещенных предметов попросят открыть сумку для визуального осмотра.
Музыкальные инструменты, спортивный инвентарь также проверяется сотрудниками службы безопасности.
Во многих аэропортах попросят снять обувь, ремни, верхнюю одежду , вынуть из карманов все содержимое, любые металлические предметы и положить на стол.
Все эти, казалось бы, незначительные вещи проходят доскональное изучение с помощью рентгенотелевизионного интроскопа.
Обувь помещается в специальные контейнеры на изучение, а вам могут выдать бесплатно бахилы или можете их купить за отдельную плату.
Однако, в соответствии с внесенными изменениями в Приказ №104 от 16.04.2012 года обувь или ремень можно не снимать при условии, что у вас невысокий каблук (до 2,5 см), а его толщина менее 1 см; ремень шириной менее 4 см, а толщиной менее 0,5 см.
Однако, будьте готовы к тому, что по решению инспектора вас все равно попросят снять ремень и обувь для проведения проверки.
Все технические устройства (мобильные телефоны, планшеты) не минуют проверки со стороны службы безопасности.
Досмотр лиц с кардиостимуляторами или другими имплантированными аппаратами и металлическими предметами осуществляется индивидуально или контактным методом (ручным).
Пассажир обязан предъявить специальную медицинскую справку и сообщить о наличии кардиостимулятора или других мединструментов сотруднику еще до момента прохождения металлодетектора.
Досмотр инвалидов осуществляется в медицинских пунктах.
Досмотр людей
Личный досмотр людей проводится только в исключительных случаях . Для этого подозреваемое лицо должно пройти в специальное изолированное помещение.
Нет никаких нормативных актов, регулирующих порядок такой процедуры , но сложившаяся практика в различных ведомствах свидетельствует об устоявшихся правилах его проведения.
По решению сотрудников МВД и начальника таможенной службы пассажир может быть подвергнут личному досмотру в определенных случаях , если:
В выше указанных случаях путешественник должен пройти индивидуальный или личный досмотр.
Процедура проводится сотрудником того же пола, что и пассажир в присутствии 2-ух свидетелей.
По окончанию составляется протокол , где должны быть зафиксированы все претензии пассажира о грубом и неправомерном поведении ответственных лиц (если имеются).
При проведении ответственные лица обязаны уважать честь и достоинство досматриваемого лица и не допускать в своих действиях причинения морального и физического вреда.
Технические и специальные средства осмотра багажа и пассажиров
Согласно п.10 Приказа в каждом аэропорту имеются свои технические и специальные средства контроля , которые устанавливаются дирекцией или администрацией.
Для этого выделена специальная зона и помещение, необходимое для проведения проверочных мероприятий.
Специальный металлоискатель разной степени чувствительности — это универсальное средство проверки пассажиров с целью обнаружения металлических предметов, представляющих угрозу безопасности полетов.
Например, оружие, боеприпасы, колющие и режущие объекты сразу фиксируются металлоискателем, а в случае, когда неизвестно местонахождение металлического предмета, но аппарат на него реагирует, сотрудники используют ручной металлодетектор.
Микроволновые сканеры Pro-Vision – продвинутое средство проверки пассажиров, позволяющее полностью сканировать человека сквозь одежду.
Такое оборудование установлено в аэропортах «Внуково», «Шереметьево», «Домодедово», а также его используют и другие международные аэропорты в США, Израиле и т.д.
Человек просто входит в специальную кабину и поднимает руки, а сотрудник тем временем смотрит на экране монитора, есть ли запрещенные к провозу объекты.
Система по обнаружению взрывчатых и наркотических веществ внедрена во многие международные аэропорты, включая и «Шереметьево», что позволяет ей улавливать на теле человека и предметах любые микроскопические частицы взрывчатых и наркотических веществ.
Такая система представлена в виде специального детектора. Пассажир просто проходит через створ детектора и его обдувает специальный газ, который затем поступает в специальную установку, где фиксируются результаты проверки пассажира.
Устройство радиационного контроля позволяет фиксировать любые гамма-излучения ядерных веществ, которые провозит лицо в специальных металлических чемоданах с целью их маскировки.
Пассажир при этом просто проходит через металлоискатель или устройство под названием «Спектр», которое уже оборудовано по бокам детекторами ионизирующего облучения.
Такой аппарат способен зафиксировать даже незначительные частицы ядерных веществ.
Системы телевизионного и визуального контроля созданы, чтобы вести видеосъемку на территории аэропорта, аэровокзала и других помещений с целью выявления правонарушений.
Багаж, любая ручная кладь, а также личные вещи и предметы осматриваются с помощью специальных рентгеновских приборов – интроскопов .
Этот рентгенологический сканер дает четкие и яркие изображения содержимого вещей, которое окрашено на мониторах компьютеров в разные цвета в зависимости от атомной массы.
Такие приборы с легкостью позволяют обнаружить любые взрывчатые и наркотические вещества, оружие и т.д.
Как правило, просто кладете весь свой багаж, включая ручную кладь, верхнюю одежду, мелкие предметы на магнитную ленту и их сканирует интроскоп.
В случае обнаружения запрещенных предметов вас попросят открыть сумку или чемодан , а в случае подтверждения подозрений такие вещи изымаются и составляется акт об изъятии.
Согласно п.6 Приказа досматривать ваши вещи и ручную кладь имеют право только службы авиационной безопасности аэропорта , а также кинологи, используя служебных собак.
В случае, если в аэропорту отсутствует компетентная служба по проведению досмотра, то проверку перед полетом осуществляет капитан авиалайнера или любой другой член экипажа .
Осмотр вещей, которые держите в руках, проводятся в вашем присутствии.
Как осуществляется проверка груза?
Сразу же стоит отметить, что правила устанавливает Международная организация гражданской авиации (ИКАО) .
Предполетная проверка груза происходит посредством применения выше указанных специальных средств. Нередко для проверочных мероприятий привлекаются кинологи , а в некоторых случаях просто осуществляется визуальный контроль.
Согласно п. 86 Приказа для обеспечения контроля безопасности грузов формируется специальная группа досмотра в присутствии сотрудника грузового склада.
Любой подозрительный груз подвергается повторному досмотру на выявление запрещенных предметов, а в случае невозможности полноценного проведения процедуры, груз удерживают до отправки на борт не менее 2-ух часов или помещают в декомпрессионную камеру на проверку.
Сама погрузка груза на борт авиалайнера осуществляется под контролем службы безопасности.
В случае выявления следов взрывчатых веществ сразу же на месте начинают работать пиротехники.
Все запрещенные к провозу вещества тут же изымаются, о чем составляется соответствующий акт изъятия.
Оружие, наркотические вещества передаются сотрудникам органов внутренних дел, а в отношении виновных лиц возбуждается уголовное производство. Такой груз не допускается к полету.
Поврежденная тара подлежит дополнительному изучению, так как груз в таком состоянии не может быть допущен на борт.
Бортовая еда также проходит контроль на наличие запрещенных веществ под контролем экспедитора.
После прохождения всех проверок груз маркируется, а в специальных документах (накладные) делается пометка о прохождения процедуры.
Таким образом, перед осуществлением авиаперелета проводятся сложные и новейшие методы контроля безопасности .
Рассматриваемая процедура — это необходимость для надежного и безопасного перелета, так как любое упрощение процедуры предполетного контроля согласно Приказу и международным документам не допускается.
Чтобы сделать перелёт максимально безопасным, все пассажиры перед посадкой проходят несколько этапов осмотра. Проверке подвергаются не только личные вещи, но и сам гражданин.
Чтобы беспрепятственно получить разрешение на вылет, необходимо заранее ознакомиться с правилами досмотра багажа в аэропорту.
Как в аэропорту проверяют багаж и пассажиров?
После приезда в аэропорт граждане должны пройти регистрацию на соответствующий рейс и получить посадочный талон. В нём указывается дата и время отлёта самолёта по расписанию, номер рейса, место в салоне воздушного судна и номер выхода на посадку.
Чтобы узнать, к какой именно стойки регистрации нужно подойти, достаточно посмотреть на электронное табло в зале ожидания.
При себе пассажир должен иметь соответствующее удостоверение личности (например, для перелёта в другую страну гражданин РФ предъявляет загранпаспорт).
После окончания регистрационной процедуры пассажира ожидает:
- таможенный контроль;
- миграционный и пограничный досмотр;
- предполётный досмотр багажа в аэропорту.
Если вы летите не международным, а внутрироссийским рейсом, после завершения регистрационной процедуры вам достаточно пройти предполётный досмотр и проверку действительности паспорта.
В большинстве случаев пассажиры имеют при себе личную сумку, относящуюся к ручной клади, и/или багаж, подлежащий передаче в специальный отсек в воздушном судне. Данные вещи подлежат обязательной проверке на наличие запрещённых к провозу предметов. Эти меры применяются для борьбы с терроризмом и обеспечения безопасного полёта.
На стойке регистрации осуществляется оформление вещей, сдаваемых в багажный отдел. Ручная кладь и багаж подлежат взвешиванию, чтобы избежать перевеса (размеры и предельный вес вещей, который можно взять с собой, зависят от внутренней политики конкретной авиакомпании). Перевес оплачивается дополнительно.
Как проверяют ручную кладь в аэропорту?
Компании-перевозчики устанавливают определённые лимиты по габаритам и весу клади. В большинстве случаев на борт допускается сумка весом до 10 килограмм включительно для Эконом-класса и до 15 килограмм для Бизнес-класса. В среднем величина клади не может быть больше 115 см в совокупности длины, высоты и ширины.
Пассажир вправе взять с собой:
- технические устройства (смартфон, ноутбук);
- необходимую одежду;
- какую-либо книгу;
- вещи, купленные в Duty Free;
- медикаменты;
- и т. д.
Ручная кладь подлежит взвешиванию при регистрации. В случае превышения установленных компанией лимитов для провоза бесплатного багажа гражданин вынужден будет осуществить доплату по тарифам перевозчика.
Ручная кладь проверяется с помощью технических устройств. При обнаружении подозрительных или запрещённых предметов сотрудник аэропорта вправе настоять на личном досмотре.
Предполётный досмотр в аэропорту
К полёту не может быть допущен гражданин, не прошедший или отказавшийся от прохождения предполётного контроля безопасности. Проверке подлежит сам пассажир, его багаж и имеющаяся ручная кладь. Чтобы пройти досмотр, необходимо заранее подготовить паспорт, билет и посадочный талон.
Выделяют следующие способы досмотра:
- при помощи интроскопа;
- рентген-сканером;
- стационарным металлоискателем;
- индивидуальный (иначе личный) досмотр.
Первый способ – самый популярный. С его помощью можно проверить багаж и верхнюю одежду пассажира. Личный досмотр предусмотрен в исключительных ситуациях, при этом он осуществляется сотрудником того же пола, что и обследуемый гражданин.
При осмотре должны присутствовать как минимум два свидетеля. Попутно оформляется соответствующий протокол.
Например, если у пассажира имеется имплантированный аппарат или противопоказания к прохождению осмотра сканером, ему придётся проходить индивидуальный досмотр.
При осмотре вещей с помощью специальных технических устройств гражданин должен снять с себя верхнюю одежду, обувь, предметы, имеющие металлические вставки (к примеру, ремень, серьги, часы и т. п.).
Пограничный контроль
Если вы приобрели билеты на международный рейс, после регистрации и досмотра вас ожидает проверка документов, удостоверяющих личность, и законности въезда в другую страну. В последнем случае речь идёт о наличии у пассажира соответствующей визы либо миграционной карты.
Граждане РФ могут осуществлять въезд в Россию и выезд за её пределы по следующим документам:
- загранпаспорту;
- служебному либо дипломатическому паспорту;
- свидетельству на возвращение в страну.
Если вы потеряли паспорт во время нахождения на территории иностранного государства, вы всё равно имеете право на возвращение в Россию. Для этого достаточно обратиться в российское консульство, находящееся за границей.
Таможенный контроль
Некоторые вещи подлежат декларированию перед вылетом (например, спиртосодержащие напитки, большие суммы денег, табачные изделия, неделимые предметы, вес которых превышает 35 килограмм и т. д.). Чтобы исключить шанс наличия у пассажира вещей, запрещённых к провозу или подлежащих декларированию, осуществляется таможенный контроль.
Граждане, не имеющие перечисленных выше предметов, проходят через «зелёный коридор». Остальные пассажиры должны следовать в «красный коридор» для декларирования вещей и уплаты соответствующего сбора, взимаемого в ситуации, когда был превышен размер беспошлинного ввоза.
Обычно доплата требуется за транспортировку табака, алкоголя, парфюмерии и т. п.
Собираясь в путешествие, каждый человек хочет, чтобы его полет прошел гладко и не был омрачен неприятными неожиданностями. Именно поэтому перед вылетом пассажирам рекомендуется ознакомиться с процедурой предполетного досмотра в аэропорту, а также с перечнем вещей, которые можно и нельзя проносить на борт самолета с собой.
Досмотр при входе в аэропорт
Для обеспечения безопасности во время перелета предусмотрено несколько уровней проверки ручной клади и багажа пассажиров. Первый досмотр личных вещей осуществляется еще на входе в аэропорт.
Каждый человек, входящий в здание аэропорта, независимо от того, пассажир это или провожающий, должен пройти через рамку специального стационарного металлоискателя. Предварительно необходимо снять с себя ремень, выложить деньги, телефон, ключи и проверить, что в карманах не осталось других металлических вещей. Дополнительно сотрудники службы безопасности проверяют каждого с помощью портативного металлоискателя.
Досмотр в аэропорту
Чемоданы, сумки и ручную кладь нужно выложить на специальную ленту рентгеновского сканера. Пока багаж движется по ленте, сотрудники рассматривают его содержимое. Так как проверяют багаж в аэропорту очень внимательно, по поводу подозрительных предметов могут возникнуть вопросы. В этом случае владельца попросят открыть чемодан и показать сомнительную вещь.
Следует помнить, что нельзя провозить в самолете даже в багажном отделение следующие предметы:
- легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества;
- любые вещества, излучающие радиацию;
- сигнальные устройства;
- любые типы газов;
- ядовитые и токсичные вещества, бактерии и вирусы;
- приводящие к коррозии едкие вещества;
- окисляющие вещества;
- огнестрельное оружие и любые его имитаторы, в том числе детские игрушки в виде пистолетов;
- боеприпасы, сигнальные ракеты, пули, петарды.
Досмотр на входе
При наличии особого разрешения у пассажиров есть возможность провезти с собой охотничьи ружья, огнестрельное оружие, шашки, мечи, сабли, газовые баллончики. Все эти предметы хранятся на борту воздушного судна в отсеках, к которым ограничен доступ. Для перевозки оружия у человека в обязательном порядке должно быть право на его хранение и ношение, а для перелета на международных рейсах необходимо иметь международное разрешение. Отсутствие такового влечет за собой не только изъятие оружия, но и наложение административного штрафа.
Оружие любого типа должно быть разряжено и упаковано в специальные чехлы. Перед прохождением контроля необходимо вынести предупреждение сотрудникам службы безопасности аэровокзала, о том, что вы собираетесь провозить оружие, и предъявить все необходимые документы.
Важно! В каждой стране свои требования по перевозке оружия и прочих опасных грузов. Лучше всего уточнить детали, в которых сомневаетесь, в конкретном аэропорту или у представителей авиакомпании.
Досмотр багажа в аэропорту на входе обычно проходит быстро. В крупных аэропортах, таких как «Dubai International Airport», очереди не создаются за счет большого количества точек проверки.
Проверка багажа после регистрации на рейс
После того, как пассажиры вошли в здание аэропорта, они проходят к стойке регистрации на рейс. Здесь багаж взвешивается, на него вешается специальная наклейка, а затем чемоданы уезжают по специальной ленте. Многие думают, что на этом процедура его проверки в аэропорту заканчивается и сумки сразу же грузят в самолет, однако это совсем не так.
После регистрации багаж проходит очередной контроль. Все сумки сканируются, а при обнаружении каких-либо подозрительных предметов их будут досматривать вручную. В таком случае на чемодане появится еще одна наклейка, на которой укажут, что багаж подвергался дополнительному досмотру.
Досмотр багажа
В некоторых странах при проверке багажа используют не только досмотровое оборудование для аэропортов, но и специально обученных собак. В частности, в Москве в аэропорту «Домодедово» создана кинологическая служба. Животные ищут взрывчатые и наркотические вещества и запрещенные к перевозке на самолете продукты питания.
Зона предполетного досмотра и проверка ручной клади
После регистрации на рейс пассажиры проходят в зону предполетного досмотра. Здесь осуществляется тщательная проверка ручной клади и личных вещей вылетающих. Досмотр в аэропорту на этом этапе обязателен во всем мире и призван не допустить попадания на борт авиатранспорта предметов, которые могут быть использованы для террористического акта.
Все личные вещи, включая ручную кладь, складываются в специальную корзину и отправляются по движущейся ленте для тщательного сканирования рентгеновским аппаратом. На ленту необходимо выложить отдельно верхнюю одежду и головные уборы, ремни, часы, украшения, мобильный телефон.
На заметку! В большинстве аэропортов требуют снимать обувь, однако по новым правилам в России разрешено не разуваться, если высота каблука не превышает 2,5 сантиметра, а толщина его менее 1 сантиметра.
В то время, пока один из сотрудников службы безопасности будет просвечивать вещи, второй проследит за тем, как пассажир проходит через металлоискатель. В некоторых случаях дополнительно производится тактильный досмотр. Он в обязательном порядке осуществляется лицом одного пола с досматриваемым. Эта процедура проводится, так как металлоискатель технически не сможет обнаружить оружие, корпус которого изготовлен из пластмассы или керамики, а также не определит стеклянные капсулы с наркотическими и взрывчатыми веществами.
Зона предполетного досмотра.
Особое внимание следует уделить тому, как проверяют ручную кладь в аэропорту. Прежде всего нужно убедиться, что в ручной клади нет запрещенных предметов, а именно:
- колюще-режущих предметов, в том числе маникюрных ножниц, пинцетов, пилочек для ногтей, штопоров, спиц и т.п.;
- любых жидкостей, а также пустых емкостей, которые можно заполнить жидкостью, объемом более 100 миллилитров (суммарный объем не более 1 литра);
- взрывоопасных веществ, ядов, химикатов, радиоактивных и легковоспламеняющихся веществ;
- аэрозолей, баллончиков, зажигалок;
- магнитных предметов.
Важно! Авиакомпании вправе вносить дополнения и корректировки в правила перевозки ручной клади. О возможности провоза того или иного предмета лучше уточнить у своего авиаперевозчика.
Пассажиры имеют право взять с собой в салон:
- мобильный телефон, ноутбук, камеру или фотоаппарат;
- документы и книгу;
- купленные в Дьюти-Фри товары;
- 1 букет цветов;
- верхнюю одежду;
- зонтик или трость;
- оснащение, необходимое для передвижения людей с ограниченными возможностями (костыли, носилки, инвалидные коляски);
- подгузники и детскую переносную колыбельку;
- детское питание в любом количестве.
Помните, что с предметами ручной клади, не прошедшими предполетный досмотр, вам придется проститься навсегда. В противном случае вы рискуете быть снятыми с рейса. Забрать их не получится даже в послеполетный период.
Рентгеновский сканер.
Ручная кладь
Разрешенные габариты ручной клади 55×40×20 см, максимальный вес от 5 до 10 килограмм. Однако, как правило, эти параметры не замеряются во время досмотра. При регистрации на рейс сотрудник говорит, подходит ли ваша сумка для провоза в салоне самолета или ее следует сдать в багаж. Детская коляска в ручную кладь не входит, но ее можно сдать непосредственно на аэродроме перед трапом самолета. При получении багажа коляску отдают в первую очередь.
Таким образом, собираясь в полет, будьте готовы к прохождению личного досмотра, проверки багажа и ручной клади. Заранее необходимо убедиться в отсутствии запрещенных предметов среди своих личных вещей. Интересующие вопросы стоит уточнить у своего авиаперевозчика или, позвонив в аэропорт вылета. При необходимости перевозки опасных грузов подготовьте необходимые все документы. А главное помните, что все процедуры предполетных досмотров вещей и пассажиров в аэропорту направлены на обеспечение безопасности во время полета. Именно поэтому следует относиться с пониманием ко всем запретам и мерам предосторожности.
Провоз ручной клади в самолете — напряженный момент для многих путешественников. Пожалуй, среди всех тревог во время перелета наибольшую обеспокоенность вызывает именно вопрос с багажом и с ручной кладью.
Здесь собраны наиболее часто встречающиеся вопросы. Наивными они могут показаться опытным путешественникам, а для новичков очень актуальны. Понятное дело, никому не хочется потерять свои вещи или попасть на деньги по незнанию правил перевозки ручной клади .
Итак, спрашивали – отвечаем:
Вопрос : Я лечу в Швецию, Рим, Тайланд… Из Греции, Португалии, Лондона… Какого размера и веса должна быть ручная кладь?
Ответ : Вопрос поставлен неверно. Размер ручной клади не зависит от города вылета. Он ограничен габаритами багажных полок и правилами авиакомпании, которой вы летите, а ее содержимое – нормами авиационной безопасности. Вам нужно обязательно узнать политику вашей авиакомпании на счет размеров ручной клади, и найти эти сведения проще всего на ее официальном сайте.
Но : если из данной страны нельзя вывозить что-либо, то таможенная служба, в компетенции которой эти вопросы, имеет право изъять из вашей ручной клади запрещенные предметы, хоть авиакомпании и не имеют к ним никаких претензий.
Вопрос : Можно ли провозить маникюрные ножницы или маленький нож в ручной клади?
Ответ : В идеале полностью избавиться от всего, что хоть отдаленно напоминает колюще-режущие инструменты. Ножницы (даже с закругленными кончиками), ножи с лезвием в пару сантиметров, металлические пилочки для ногтей и массивные металлические предметы часто становятся камнем преткновения со службой безопасности аэропорта.
Вопрос : Что если у меня рейс с пересадкой, и первую часть маршрута я лечу одной авиакомпанией, а вторую – другой, и у них разные правила провоза ручной клади?
Ответ : Если вы покупаете рейс со стыковкой, который осуществляют разные авиакомпании, как правило, действуют правила только одной из них на всем маршруте. При бронировании авиабилета (онлайн в том числе) вам эту информацию предоставят. Иногда (в редких случаях) правила могут отличаться. Но это может быть значимо, только если вы планируете выйти во время пересадки в город. Если же вы остаетесь в пределах транзитной зоны, в 99% случаев ваша ручная кладь никого не заинтересует, т.к. там ее уже не измеряют и не взвешивают. Если сомневаетесь, берите с собой ручную кладь, соответствующую более жестким требованиям.
Вопрос : Я слышал, что если лететь лоукост-авиакомпаниями, действуют прямо-таки драконовские нормы провоза бесплатной ручной клади…
Проверка размеров ручной клади в аэропорту
Ответ : Вы удивитесь, но нормы провоза ручной клади большинством лоукостеров не так уж и отличаются от таковых у традиционных авиакомпаний. Но вот следят они за их исполнением гораздо строже.
Соответствуют ли габариты ручной клади правилам авиакомпании или нет, могут проверить в любое время до выхода на посадку, а не только на стойке регистрации, как в случае с традиционными авиакомпаниями.
Вопрос : Если моя ручная кладь весит на 100, 500, 1000г больше нормы, заставят ли платить за перевес и сколько?
Ответ : Начнем с того, что ручную кладь взвешивают далеко не всегда. Особенно если это безобидная на первый взгляд небольшая сумочка. На небольшой перевес, как правило, закрывают глаза, но бывают и исключения. Например, лоукост-авиакомпании могут взвешивать ручную кладь любого размера, да еще и не раз. Как вариант — перед регистрацией выложите из ручной клади тяжелые предметы, а потом верните их на место.
Вопрос : Я знаю, что запрещено провозить в ручной клади жидкость объемом более 1 литра, при этом объем каждой емкости не более 100 мл. А гель для волос – это жидкость?
Ответ : Да! К жидкостям относятся все субстанции, имеющие кремообразную консистенцию: гели, пенки, тональный крем и прочие крема, тушь для ресниц, пена для бритья, лак для ногтей и пр. Причем ограничение 100 мл действует по отношению к объему тары, а не самой жидкости (т.е. столовая ложка варенья в 3-х литровой банке — не прокатит))
Вот в такой пакет должны быть упакованы жидкости во время перелета
Не у всех авиакомпаний на счет жидкости имеются жесткие ограничения. Более того, в большинстве своем арабские и азиатские авиакомпании позволяют перевозить литровые бутылки воды в ручной клади! А вот в одном аэропорту Европы как-то было дело, пересчитывали суммарный объем жидкости во всех моих бутылочках-скляночках, дабы убедиться, что он меньше 1 литра)
Вопрос : Можно ли провозить еду в ручной клади?
Ответ : Запросто. Если ваша еда не вода) — см. предыдущий вопрос. Для пищевых продуктов не жидкой консистенции как таковых ограничений нет. Мы с успехом провозим в ручной клади бутерброды, сыр, колбасу, фрукты и пр., ни разу вопросов в аэропорту на этот счет не возникало.
Но : Обратите внимание, ввоз определенных продуктов (например, мяса) в ряд стран может быть запрещен.
Вопрос : Что значит: на одного пассажира допускается провоз ручной клади не более одной единицы ?
Ответ : Именно это и значит: сумка должна быть только одна! Как правило, такое ограничение популярно у лоукост-авиакомпаний. Некоторые из них допускают брать, например, сумку для ноутбука в качестве дополнительной, а некоторые – ни в какую. Т.е. вы не можете взять с собой сумку для ноутбука и в придачу к ней дамскую сумочку, даже если они не превышают допустимых габаритов и веса ручной клади. Вас попросят упаковать все вещи в одну сумку, либо избавиться от лишних вещей (что совсем не хочется), либо сдать одну из сумок в багаж.
Вопрос : Что, если позарез нужно взять с собой запрещенные правилами предметы?
Ответ : В некоторых случаях разрешают провозить запрещенные предметы в салоне самолета, но для этого должно быть основание. Так, жидкое детское питание для ребенка можно провозить без проблем. Шприцы и растворы для инъекций, если они вам нужны во время перелета (например, для диабетиков) — тоже можно, но требуют справку от врача. Если обосновать свое желание взять с собой любимую хоккейную клюшку нечем, придется хочешь-не хочешь сдать ее в багаж) Споры со службой безопасности на этот счет абсолютно бессмысленны.
Но : Не всегда на контроле замечают запрещенные предметы. Иногда стоит рискнуть. Если номер не прошел, в крайнем случае можно вернуться на стойку регистрации, затребовать свой багаж обратно и упаковать в него этот предмет.
Вопрос : Могу ли провезти в ручной клади лак для волос, зажигалку, фен, бритвенный станок и т.д. и т.п.?
Ответ : Вот здесь неплохой перечень конкретных предметов, запрещенных или разрешенных к провозу в салоне самолета.
Многие авиакомпании (и службы безопасности аэропортов) запрещают провозить в салоне самолета вполне безобидные предметы. Например, игрушечное оружие, теннисные ракетки, пляжный зонтик, скотч (клейкую ленту). Так, у нас изъяли новехонький рулон скотча в Батуми, хотя по Азии мы постоянно летаем с ним без проблем. Так что если вас терзают смутные сомнения, можно ли взять в ручную кладь тот или иной предмет, выясните это заранее 🙂
Досмотр ручной клади при входе в метрополитен сегодня уже никого не удивляет. Отказ от прохождения досмотра означает для вас только перемену вида транспорта. Времена, когда проходящие мимо пассажиры, сами того не желая, могли ознакомиться с содержимым ваших баулов, уже прошли. Сейчас на каждой станции обустроены зоны досмотра, за ограждением которых на многих станциях установлены рентгеновские установки досмотра багажа и товаров. В дальнейшем планируется установить рентгеновское оборудование на каждой станции.
Рентгеновские интроскопы широко применяются в мировой практике для обеспечения безопасности перевозок пассажиров. Они давно используются в минском аэропорту, сейчас пришли в метрополитен. В считанные секунды становится ясно, содержатся ли в багаже предметы, представляющие опасность. Во время досмотра пассажиру остается только отойти в сторону и спокойно наблюдать картинку на экране монитора.
Но в постчернобыльской Беларуси все, что относится к источникам ионизирующего излучения, вызывает у нас тревогу и порождает множество вопросов. Могут ли в процессе досмотра стать радиоактивными вещи, одежда? Не повредит ли рентген электронному устройству - телефону, фотоаппарату, дискам с записанной информацией и т.п.? Можно ли съесть прошедший досмотр бутерброд без риска для здоровья?
Узнаем, о чем говорят официальные документы. Рентгеновское оборудование для досмотра багажа и товаров допущено к использованию, и его работа регламентирована гигиеническим нормативом Санитарные правила и нормы 2.6.1.8-3-2002 «Гигиенические требования к производству, эксплуатации и контролю рентгеновских установок для досмотра багажа и товаров», утвержденные Постановлением Главного Государственного врача Республики Беларусь от 08.04.2002 г. №8. В этом документе изложены требования по обеспечению радиационной безопасности персонала и населения, требования по осуществлению государственного санитарного надзора. До начала работ организация должна пройти процедуру государственной санитарно-гигиенической экспертизы и получить санитарный паспорт – официальное разрешение на проведение рентгеновского досмотра. Это определяет нашу радиационную безопасность.
Теперь о том, что происходит с нашими вещами. По своей природе рентгеновское излучение – это электромагнитная волна определенной длины и энергии. Оно производится за счет электронных процессов при подаче на рентгеновскую трубку высокого напряжения и исчезает после того, как напряжение снято. Энергии рентгеновского излучения недостаточно для того, чтобы изменить структуру вещества и создать в нем наведенную активность. Как правило, доза облучения багажа не превышает 0,1 миллиГрей. Поэтому вещи, одежда после сканирования остаются неизменными и не становятся радиоактивными. По мнению специалистов, технические характеристики установки подобраны таким образом, чтобы не повредить электронные устройства.
Как рентгеновское излучение взаимодействует с продуктами питания? До сегодняшнего дня этот вопрос остается предметом полемики среди ученых. По данным, опубликованным ВОЗ в 1999 году, воздействие рентгеновских лучей на продукты питания признано в достаточной мере безопасным, что позволяет использовать рентгеновские установки на разных этапах процесса производства продуктов питания. Рентгеновский контроль позволяет выявить в продуктах инородные включения, такие как камень, пластик и другие. Рентгеновское излучение используют для обеззараживания продуктов питания - оно уничтожает плесень, большинство бактерий, насекомых, других вредителей. Противники рентгеновских технологий в пищевой промышленности считают, что облучение уменьшает питательные свойства продуктов и, возможно, оказывает пока неизвестное нам воздействие. Как бы вы лично ни относились к этому вопросу, продукты, прошедшие через систему рентгеновского контроля, так же хороши и так же безопасны, как и до сканирования.